Методическое пособие

по общественно-государственной подготовке.

«О мерах укрепления доверия и безопасности в Европе»

( методическое пособие в помощь руководителям групп ОГП)

ВОПРОСЫ:

  1. На пути к новой модели европейской безопасности.
  2. Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности.

Более 25 лет минуло с того дня, как лидеры 35 государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) подписали в столице Финляндии Хельсинки Заключительный акт. Хельсинкский процесс открыл новые пути для сотрудничества, со­действия уважению прав человека и основных свобод. Но после паде­ния Берлинской стены и воссоединения Германии, распада СССР и Варшавского Договора в политических и военных кругах развернулась дискуссия по проблеме строительства новой структуры безопасности в Европе.

 На пути к новой модели безо­пасности

на Европейском конти­ненте деятельность государств -участников Хельсинкского про­цесса прошла несколько этапов. Первый этап — от принятия За­ключительного акта до подписа­ния Парижской хартии для новой Европы (1975 — 1990 гг.). Он ха­рактеризовался усилиями по пре­одолению рецидивов «холодной войны» и был нацелен на оконча­ние эры конфронтации и раскола Европы.

Второй этап — с 1990 года до встречи в верхах в Хельсинки в 1992 году — характеризовался за­ключением важных соглашений о сокращению вооруженных сил и контролю над вооружения­ми, а также новыми взаимодо­полняющими мерами по укреп­лению доверия и безопасности. На этой стадии страны Европы значительно продвинулись впе­ред в сфере уважения прав чело­века и основных свобод. В реше­ниях совещания экспертов по вопросам национальных мень­шинств в Женеве (июль 1991 г.), в ходе трех совещаний по чело­веческому измерению в Париже (1989 г.), в Копенгагене (1990 г.) и в Москве (1991 г.) было при­знано, что демократия и уваже­ние прав человека не являются исключительно внутренним де­лом отдельного государства. Бы­ла принята концепция коллек­тивных прав национальных меньшинств, определившая их право не только на развитие эт­нической, культурной, языковой и религиозной самобытности, но и на создание автономных орга­нов самоуправления.

Третий этап развития Хельсинк­ского процесса начался со встре­чи на высшем уровне в Будапеш­те в декабре 1994 года. Ее итогом стало решение о разработке моде­ли общей и всеобъемлющей безо­пасности для Европы и всего ре­гиона ОБСЕ на XXI век. В 1996 году в Лиссабоне и в 1997 году в Мадриде были намечены линии дальнейших взаимоотношений европейских государств. Были оп­ределены конкретные параметры формирования новой модели, ко­торые отвечали бы изменившему­ся геостратегическому положению в регионе. Решение в Будапеште о начале обсуждения модели общей и всеобъемлющей безопасности было принято по инициативе России.

Модель безопасности XXI века строится не на пустом месте, а с учетом углубления и конкретиза­ции таких основ Хельсинкского процесса, как неделимость безо­пасности; всеохватывающий и комплексный подход к ней; взаи­модополняемость усилий прави­тельств, парламентов, неправи­тельственных организаций, а так­же многосторонних институтов ОБСЕ и ООН. В настоящее время в число участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ранее, до 1 января 1995 г. — Совещание по безопасности и отрудничеству в Европе) входят 53 государства. ОБСЕ имеет ряд основных органов:

  • Совет министров;
  • Главный совет;
  • Постоянный совет;
  • Секретариат;
  • Бюро по свободным выборам.

В рамках ОБСЕ действуют фо­румы: по безопасности и сотруд­ничеству; экономический форум.

Важной особенностью нынеш­него периода является в первую очередь то обстоятельство, что бе­зопасность перестала рассматри­ваться только исключительно в военно-политических категориях, а предусматривает разработку от­ветов на новые вызовы в сфере экономики, экологии, демокра­тии, культуры, информации и т.д.

Меры укрепления доверия и бе­зопасности в Европе требуют строить деятельность государств на таких общих ценностях, как развитие гуманизма, человеческо­го фактора и демократии во всех сферах современного общества для формирования подлинного правового государства и граждан­ского общества, содействие улуч­шению условий жизни всех людей и социальной справедливости; на тесной взаимосвязи политическо­го плюрализма и функционирова­ния рыночной экономики.

В соответствии с положениями Мадридского итогового докумен­та с 17 января 1984 по 19 сентяб­ря 1986 года в Стокгольме была проведена Конференция по ме­рам укрепления доверия и безо­пасности и разоружению в Евро­пе. В результате был принят на­бор взаимодополняющих мер, на­правленных на уменьшение опас­ности военного противостояния в Европе. С марта 1989 года в Вене стали регулярно проходить пере­говоры государств — участников ОБСЕ по мерам укрепления дове­рия и безопасности, переговоры по обычным вооруженным силам в Европе, а также встречи для об­мена мнениями и информацией о ходе этих переговоров.

Вместе с тем по-прежнему оста­ется актуальной проблема регио­нальных и военных конфликтов. К новым проблемам, требующим внимания, относятся этнические и религиозные конфликты, орга­низованная преступность, между­народный терроризм, крупные перемещения населения, а также разрушение окружающей среды.

В докладе Стокгольмского меж­дународного института исследова­ний проблем мира называются наиболее серьезные угрозы безо­пасности Европы, среди которых:

  • — возникновение этнических и религиозных конфликтов при от­сутствии демократических инсти­тутов и институтов самоуправле­ния, способных решать новые проблемы этнических, национальных, религиозных и языко­вых групп;
  • — политическая нестабильность, связанная с трансформацией то­талитарной однопартийной систе­мы в плюралистическую демокра­тию;
  • — социальная напряженность, возникающая в процессе преобра­зования централизованной плано­вой экономики в рыночную;
  • — угрозы окружающей среде, со­здаваемые плохо спроектирован­ными, ненадежными АЭС и уста­ревшими предприятиями химиче­ской промышленности и т.д.

Таким образом, главные угрозы и опасности носят внутренний ха­рактер и вытекают из экономиче­ских и социальных проблем. По этой причине возрастает важность невоенных элементов стабильнос­ти. В последнее время в деятель­ности ОБСЕ наметились новые подходы к выполнению стоящих перед ней задач:

  • — тесное взаимодействие между другими европейскими структура­ми безопасности и ОБСЕ (к при­меру, с Советом Европы);
  • — концентрация внимания на повышении эффективности сис­тем раннего предупреждения и предотвращения конфликтов;
  • — применение нетрадиционных методов с прямым участием выс­ших должностных лиц в непо­средственной деятельности на ме­стах.

При всем многообразии и авто­номности европейских институ­тов безопасности их эволюция ос­новывается на политической фи­лософии всеобщности. Новый уровень доверия и безопасности в Европе будет достигнут в резуль­тате не какого-то одного акта, одобренного на высшем уровне, а сложного, постепенного процесса на базе решений, принятых в Хельсинки, Вене, Париже, Буда­пеште, Лиссабоне и Мадриде все­ми государствами — участниками ОБСЕ.

Государства — участники Сове­щания по безопасности и сотруд­ничеству в Европе (СБСЕ) 3 дека­бря 1994 года приняли в Будапеш­те Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов бе­зопасности. Данный документ явился своего рода развитием ос­новополагающих целей, принципов и общих ценностей, которые определены Уставом Организации Объединенных Наций, Хельсинк­ским Заключительным актом и документом 1992 года, Париж­ской хартией и другими положе­ниями международного права. Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности, вступил в силу с 1 января 1995 года, а его текст был опубликован в каждом государст­ве-участнике («Ориентир», 1997, № 5, с. 46 — 49). В документе подчеркнуто, что полное уважение всех принципов ОБСЕ, воплощенных в Хельсинкском Заключительном акте, имеет основополагающее значение для стабильности и безопасности и, следовательно, представляет не­посредственный и законный ин­терес для всех стран-участниц. Государства-участники подтвер­дили актуальность всеобъемлю­щей концепции безопасности, впервые изложенной в Заключи­тельном акте, которая устанавли­вает взаимосвязь между поддер­жанием мира и уважением прав человека и основных свобод, увя­зывает экономическое и экологи­ческое сотрудничество с мирными межгосударственными отношени­ями.

Государства-участники убежде­ны в том, что безопасность неде­лима и безопасность каждого из них неразрывно связана с безо­пасностью всех других государств. Они будут строить свои отноше­ния в области безопасности на ос­нове сотрудничества. Государства-участники никоим образом не будут поддерживать террористические акты и будут принимать меры для предотвра­щения терроризма и борьбы с ним во всех формах. Они будут в полном объеме сотрудничать в борьбе против той угрозы, кото­рую представляет собой террорис­тическая деятельность, путем вы­полнения положений согласован­ных ими международно-правовых документов и обязательств на этот счет.

Государства-участники обяза­лись не оказывать содействия или поддержку государствам, наруша­ющим свое обязательство воздер­живаться как от применения силы или угрозы силой против полити­ческой независимости или терри­ториальной целостности любого государства, так и от других форм воздействия, несовместимых с Уставом ООН.

Государства-участники подтвер­дили признанное в Уставе ООН неотъемлемое право на индивиду­альную и коллективную самообо­рону. Каждое государство, учиты­вая законные интересы безопас­ности других государств, может свободно и самостоятельно опре­делять свои интересы безопаснос­ти на основе суверенного равен­ства и имеет право свободно вы­бирать способы обеспечения бе­зопасности в соответствии с меж­дународным правом и исходя из приверженности принципам и це­лям ОБСЕ. Оно имеет также суве­ренное право принадлежать к международным организациям, двусторонним или многосторон­ним договорам.

Все государства-участники взя­ли обязательство поддерживать лишь такой военный потенциал, которыйсоизмерим с законными индивидуальными или коллектив­ными потребностями в области безопасности. Они будут опреде­лять свой военный потенциал с учетом законных интересов безо­пасности других государств и не будут предпринимать попыток до­биться военного господства над партнерами. Государство-участ­ник может размещать свои воору­женные силы на территории дру­гого государства в соответствии с соглашением, выработанным ими на добровольной основе в ходе переговоров, а также в соответст­вии с международным правом.

Государства-участники подтвер­дили свое обязательство осуще­ствлять контроль над вооружени­ями, разоружением и мерами ук­репления доверия и безопасности. Они обязались сотрудничать, в том числе путем создания здоро­вых экономических и экологичес­ких условий, в целях противодей­ствия росту напряженности, спо­собной привести к конфликтам. К источникам такой напряженности относятся:

  • — нарушения прав человека и основных свобод, а также других обязательств в области человечес­кого измерения;
  • — проявления агрессивного на­ционализма, расизма, шовинизма, ксенофобии и антисемитизма.

Государства-участники под­черкнули важность раннего выяв­ления признаков потенциальных конфликтов, а также своих совместных усилий в области предот­вращения конфликтов, кризисов и мирного урегулирования спо­ров.

В случае вооруженного кон­фликта они будут стремиться со­действовать реальному прекра­щению военных действий и ста­раться создать условия, благо­приятные для политического уре­гулирования конфликта. Они обязались сотрудничать в оказа­нии поддержки акциям гумани­тарной помощи, направленным на облегчение страданий граж­данского населения, включая со­действие передвижению персона­ла и ресурсов, выделенных для этих целей.

Государства-участники рассмат­ривают демократический полити­ческий контроль над военными и военизированными силами, сила­ми внутренней безопасности, а также разведывательными служ­бами и полицией как незамени­мый элемент стабильности и бе­зопасности. Они обязались содей­ствовать интеграции своих воору­женных сил с гражданским обще­ством в качестве важного прояв­ления демократии.

Каждое государство-участник будет постоянно обеспечивать и поддерживать эффективное руко­водство и контроль над своими военными и военизированными силами, силами безопасности со стороны конституционно учреж­денных органов власти, обладаю­щих демократической легитимно-стью, четко определять функции и задачи таких сил. Ему следует проявлять сдержанность в своих военных расходах и обеспечивать транспарентность и открытый до­ступ к информации, касающейся вооруженных сил.

Предоставляя всем военнослу­жащим возможность осуществ­лять свои гражданские права, надлежит обеспечивать порядок, при котором вооруженные силы сохраняли бы политический нейт­ралитет.

Каждое государство-участник обязалось:

  • — отражать в национальном за­конодательстве права и обязанно­сти личного состава вооруженных сил;
  • — рассмотреть вопрос о введе­нии практики освобождения от военной службы или прохожде­ния альтернативной службы;
  • — широко распространять документы международного гумани­тарного права, касающиеся воен­ных действий;
  • — обеспечивать ознакомление личного состава вооруженных сил с положениями международного гуманитарного права, нормами и обязательствами, касающимися вооруженных конфликтов.

Государства-участники обяза­лись также обеспечивать, чтобы в условиях как мирного, так и во­енного времени руководство, укомплектование личным соста­вом, подготовка и оснащение во­оруженных сил отвечали положе­ниям международного права и его соответствующим правовым и иным обязательствам, касающим­ся использования вооруженных сил в ходе вооруженного кон­фликта, включая, когда это при­менимо, Гаагские конвенции 1907 и 1954 годов, Женевские конвенции 1949 года и дополни­тельные протоколы 1977 года к ним, а также Конвенцию 1980 го­да о применении некоторых ви­дов обычного оружия.

Каждое государство-участник взяло обязательство проводимой политикой и доктриной в области обороны не противоречить меж­дународно-правовым нормам, ка­сающимся использования воору­женных сил, в том числе в ходе вооруженного конфликта, а также соответствующим обязательствам, содержащимся в настоящем Ко­дексе.

Каждое государство-участник обязуется любое решение о на­правлении его вооруженных сил для выполнения задач в области внутренней безопасности прини­мать в соответствии с конститу­ционными процедурами. В случае если задачи в области внутренней безопасности не могут быть вы­полнены без применения силы, каждое государство-участник бу­дет обеспечивать, чтобы ее при­менение было соизмеримо с име­ющейся потребностью в принуди­тельных действиях. Вооруженные силы будут принимать должные меры с тем, чтобы избегать нане­сения ущерба гражданским лицам или их имуществу.

Государства-участники не будут использовать вооруженные силы в целях ограничения мирного и за­конного осуществления прав че­ловека и гражданских прав лица­ми, действующими в личном ка­честве либо в качестве представителей групп, или в целях лишения этих лиц их национальной, рели­гиозной, культурной, языковой или этнической самобытности.

Каждое государство-участник несет ответственность за соблюде­ние рассматриваемого Кодекса. Для оценки, обзора и в случае не­обходимости улучшения выполне­ния положений Кодекса исполь­зуются соответствующие органы, механизмы и процедуры ОБСЕ.

Таким образом, в этом докумен­те сформулированы основные правила и нормы поведения госу­дарств, в том числе правило соли­дарности с государством — жерт­вой угроз или применения силы. Сердцевиной документа являются положения, обуславливающие «привязку» вооруженных сил к де­мократическим структурам граж­данского общества, базирующего­ся на разделении властей и верхо­венстве закона.

В ноябре 1994 года страны-уча­стницы приняли Документ о гло­бальном обмене военной инфор­мацией. В нем они  согласились ежегодно обмениваться данными по системам вооружений и боевой техники, а также по личному со­ставу как на своей территории, так и во всем мире. Обмен данны­ми происходит 30 апреля каждого года, и они должны соответство­вать действительному состоянию на 1 января того же года.

В 1995 — 1996 годах парламент­ская ассамблея ОБСЕ создала ко­митет по разработке Кодекса по­ведения по политико-демократи­ческим аспектам сотрудничества. Также были внесены предложе­ния по подготовке проекта Кодек­са поведения по экономическим, социальным и экологическим ас­пектам безопасности.

В свете перечисленных меро­приятий задачи ОБСЕ направле­ны сегодня на продвижение демо­кратии, развитие гражданских об­ществ, защиту прав национальных меньшинств, а через них — на пре­дотвращение конфликтов, разору­жение, контроль над вооружения­ми и укрепление безопасности в Европе.

 

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)