Образование Древнерусского государства.

Образование Древнерусского государства.

                          План:

  1. Восточные славяне в древности.
  2. Образование Древнерусского государства.
  3. Политический строй. Внутренняя политика Киевских князей.
  4. Военная организация Древней Руси.
  5. Внешняя политика.

 

 

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ.

Славяне —  исконные  жители обширных пространств Европы.  Предки славян в глубокой древности обитали в Средней и  Восточной  Европе.  В VI-VII  вв.  н .э.  славяне  распались  на три большие ветви:  западные

(предки поляков,  чехов и словаков) сохранили название венедов;  южные (сербы,  хорваты, черногорцы) известны как склавины или славяне, предков восточных славян называли антами. Восточные славяне заселили Сред-

нее  Приднепровье,  но  постепенно  расселяясь дошли до о. Ильмень и до верхней Оки.В IV в.  они делились приблизительно на 15 крупных племенных групп(союзов). Свое название та или иная группа получила от характера местности и рельефа,  в которой она расселялась.  Самые  северные ильменские  славяне  жили по берегам о. Ильмень и по течению р. Волхов — их центром был г. Новгород,  оба берега были заселены полянами (в поле)

их центром был г. Киев; по р. Березине в болотистых лесах жили дреговичи (дрягва — болото); в лесистой местности по р. Припяти проживали древляне; в Смоленской и Полоцкой землях — кривичи. В Северном Причерноморье

— тиверцы и уличи.  В верховьях Днепра и Западной Двине  расположились радимичи, по Оке — вятичи.

Все славяне вели оседлый образ жизни.  Главным занятием восточных славян было земледелие: пашенное и подсечно-огневое. Пашенное земледелие применялось в начале в виде перелога.  Освобожденный от леса участок  земли засевался культурами до тех пор,  пока не истощалась земля. Затем он забрасывался на два-четыре года «отдыхал» с целью  восстановления почвы. Славяне переходили к другому участку. Подсечно-огневое: в

первый год деревья подрубали,  они засыхали на корню.  На  второй  год сжигали  и  в золу сеяли зерно. Через три-четыре года очищенный лесной участок переставал давать урожай, зарастал сорняками. Нужно было готовить  новый участок.  Все это требовало огромной затраты труда и вести такое хозяйство могла только большая  патриархальная  семья:  то  есть семья  во  главе  которой  стоит мужчина. Основные сельскохозяйственные культуры:  пшеница,  рожь,  ячмень, просо, овес, горох, бобы, репа (до XVIII в.  заменяла картофель).  Орудия труда:  топор,  мотыга, борона, серпы, цепы, плуг, зернотерка, жернова.

Наряду с   земледелием  развивалось и  скотоводство. Значительную часть продуктов питания давали промыслы:  охота,  рыболовство, бортничество.

В VII-IX в.  н.э.  заметен подъем древнеславянского ремесла.  Шел процесс  отделения ремесла от сельского хозяйства.  Первыми выделились кузнецы и гончары. Кузнецы научились изготовлять не только  железо, но

и  качественную сталь. Была известна также обработка цветных металлов. Изготовлялись орудия труда, оружие, украшения.

Развивались торговые связи с соседними племенами и иноземными народами, даже с Византией через «великий путь из варяг в греки». Он вел из Финского залива в р. Неву,  в Ладожское озеро,  в р. Волхов, в о. Ильмень, в р. Ловать; из Ловати, пользуясь мелкими речками и волоками, переходили в Западную Двину, верховья Днепра, Черное море. Другой торговый путь «из варяг в персы» по р. Волге в землю  волжских  болгар,  Хазарское царство, Каспийское море.

В условиях низкого уровня производительных сил ведение  хозяйства требовало огромных затрат труда. Трудоемкие работы мог выполнить только большой коллектив.  Поэтому большую роль в жизни  славян  приобрела

община — мир, вервь (веревкой измеряли землю при разделах). Постепенно с развитием производительных сил на смену родовой общине пришла территориальная (соседская) община. Каждая община владела определенной территорией,  на которой жили несколько семей.  Все владения общины делились на общинные и личные.

Рост общественного разделения труда,  развитие ремесла и торговли вели  к возникновению городов,   которые располагались как правило  на холме,  на месте слияния двух рек. В большинстве случаев города строились на торговых путях — Киев, Новгород, Чернигов, Суздаль и др. В города съезжались люди и накапливались товары,  которые необходимо  было охранять. Для охраны стали образовываться дружины, возглавляемые предводителями.  Такие дружины постепенно устанавливали господство над городами и прилегающими к ним землям, а их предводитель становились наследственными князьями (например,  Аскольд и Дир в Киеве;  Мол в  древлянской земле;  Рогволд в Полоцке). Дружинники по поручению князя, собирали с покоренных земель дань.  Походы за сбором дани  назывались  — «полюдьем».

Славяне были язычниками. Обожествление могущественных сил природы — солнца, дождя, грозы — выразилось в создании культа бога неба и огня Свярога, бога грозы Перуна, обряда жертвоприношений.

С VI в.  н.э. восточные славяне вступили с стадию разложения первобытнообщинного строя.

Вместо власти, основанной на авторитете и обычаях родовых отношений, формировалась власть знати, опиравшаяся на силу. Князь, его окружение,  дружина начали господствовать над свободными общинниками, требовали дань «полюдье».  Образовывались классы бояр — крупных землевладельцев, и смердов — общинников.

К VIII  в.  появилась  первая форма государственности – племенное княжение — военная демократия, при которой власть князя ограничена народным собранием (вече).

Славяне миновали рабство так как:

— рабовладельческий способ  производства в Европе уже изжил себя, рабский труд стал непроизводительным.

— главным  занятием у них было земледелие и рано сложилась личная и общинная собственность на землю.

— не вели постоянных войн, дававших большое количество рабов.

Таким образом,  на  протяжении  VI-IX вв.  изменялась жизнь наших предков.  Из патриархального родового и племенного быта славяне постепенно переходили к общинному устройству,  происходил процесс складывания древнерусского феодального государства.

 

Образование древнерусского государства.

Образование государства  у  восточных  славян  было  закономерным следствием длительного процесса социально-экономического и  политического развития восточнословянского общества в VI-IX веках.

В IX  веке  продолжилось постепенное огосударствление княжеской власти.  Этот процесс ускорился под воздействием внешних факторов:  на севере  Восточно-Европейской  равнины постоянным явлением стали набеги

скандинавов (варягов,  норманов), на юге обострилась вражда славянских и тюркских племен.  Вероятно власть Хазарского кагана в то время ослабела и подчинение ему перестало быть выгодным. Можно предположить, что

приднестровским славянам приходилось также отражать набеги племен,  не подчинявшихся кагану.  Во всяком случае и на севере и на юге  возникла необходимость создания серьезных оборонительных союзов,  располагающих

большими людскими ресурсами и действующих не время от времени, а регулярно.

В IX веке и северные и южные союзы восточнославянских племен были близки к тому,  чтобы придать княжеской власти постоянный и  государственный характер.  Не  имело оснований предположение,  что у приднестровских славян в то время  сложилось  полусамостоятельное  государство или несколько самостоятельных образований. В арабских летописях упоминаются три крупные предгосударственные образования у славян:  Куявия с центром в Киеве,  Артания предположительно с центром в Переяславле Рязанском и Славия с центром в Новгороде.

Феодальная структура  в таких обществах еще полностью не оформляется, нодинастические княжения уже образуются и возникает власть  верховного князя  — властителя своего народа и подданства этого народа по

отношению к своему князю. «Повесть временных лет», описывая управление славянскими племенами, неоднократно подчеркивала, что славяне управлялись своими князьями и имели свои обычаи и законы своих отцов и  предков, и каждые свой нрав. Таким образом, начала определенной политической организации у восточных славян уже имелись.

Вопрос о  происхождении  Древнерусского государства на протяжении многих лет являлся дискуссионным.  Начало этой дискуссии было положено автором русской летописи «Повесть временных лет», который в начале XII

века задался целью выяснить «откуда  есть  пошла  русская  земля,  кто впервые стал  княжити,  откуда русская земля стала есть».  По рассказу Нестора «между словенской,  кривичской, чудской знатью начались распри и восстал род на род». Для прекращения раздоров правящая знать указанных земель решила выбрать князя из другой земли,  чтобы он защищал интересы власти всех земель, а не одной какой-нибудь земли.

«Поищем себе князя,  который бы владел нами и судил  по  праву»,- говорится в летописи. Далее идет краткое повествование о том, как славяне пошли за море к варягам и заявили им: «Земля наша велика и обильна, да порядку в ней нет, подите княжить и владеть нами». На это предложение откликнулось,  якобы,  три брата Рюрик,  Синеус и Трувор. О последних двух известий больше не сохранилось и современные исследователи высказывают предположение о том,  что Рюрик пришел не с братьями,  а с домом и с дружиной,  что на древнерусском языке весьма созвучно с именами Синеус, Трувор «сине хус трувор». Рюрик же, устремившись с начала к Ладоге,  решил затем овладеть и Новгородом. Внутриусобица новгородской знати помогла ему убить одного из старейшин города Вадима Храброго и многих его советников, принудить к бегству часть новгородских мужей и,  опираясь на поддержку другой части славянской племенной  знати захватить власть в городе.  Захват власти Рюриком привел к прекращению усобиц и укреплению племенного союза.

Версия о приобретении славянами государственности от норманов получила большое распространение в XVIII веке,  ее активно  поддерживали приглешенные в Академию наук из Германии три историка Шлецер,  Байер, Миллер, воспринявшие не критически повествования  нестора.  Между  тем эта концепция древнего историка вызывает множество вопросов,  неразрешенных и на сегодняшний день.  Большинство современных ученых приходят к выводу,  что  славяне  по своему культурному уровню стояли выше норвежских племен (варягов),  вели оседлый образ жизни и, как сообщает та же летопись уже имели свои княжения, а так же обычаи и законы, которые регулировали их жизнь,  что подтверждает наличие у славян определенной политической организации. Но варяги были воинственны, хорошо вооружены и вполне возможно они смогли оказать организующее влияние на  ильменских славян,  способствующее  укреплению и стабилизации государственных форм их общественной жизни.

С другой стороны,  не лишено оснований и высказанное рядом ученых предположение о том,  что возможно в это время произошел  обыкновенный захват варягами территории северных славян, как это было, например, во

Франции — Нормандия.  Но нельзя не учитывать при всем этом, что варяги пришли на славянские земли тогда, когда у последних уже сформировалась политическая власть.  Однако,  повидимому,  в дальнейшем династическое начало в ней возможно связывать с их именами.  Не следует забывать так же о том,  что летописец писал почти через 200 лет  после  описываемых событий, и перед ним кроме исторических задач стояли и современные политические, необходимо было показать законное образование правящей династии (не набегом,  не захватом,  а приглашением).  Таким образом варяжское происхождение княжеской династии не означает варяжского  (норманского) происхождения государственности у восточных словян, навязать государство обществу,  ограничено живущему при родовых порядках невозможно: чужеродные элементы социальной жизни будут отторгнуты, если нет

достаточно благоприятных условий для их развития. Следовательно, реакционный политический смысл научной теории заключается в ложном утверждении о прирожденной неполноценности славян, их неспособности к самостоятельному развитию и государственности.  Даже если признать реальный факт призвания варяжских князей на Русь в 862 году, из этого не следует, что пришельцы принесли славянам порядок и государственность.  Поэтому и норманская теория научно не состоятельна.

Захват власти Рюриком датируется 862 годом. В 879 году власть передается конунгу Олегу, при котором находился малолетний сын Рюрика — Игорь.  Олег правил 30 лет и получил прозвище вещего.  В 882 году он объединил Новгородскую и Киевскую земли и «перенес столицу в Киев, который назвал «матерью городам русским». Объединение новгородской и киевской земель — важная веха  в  развитии  древнерусского  государства. Очевидно Олегу подчинились поляне,  северяне, радимичи, древляне, восточные кривичи,  славяне ильменские и некоторые финские племена. Вероятно в какую-то зависимость от Киева попали дреговичи, западные кривичи, и возможно, на время уличи и тиверцы.

Таким образом,  весьма  вероятным  представляется предположение о двух основных центрах  восточнославянской  государственности:  Киев  и Новгород. Можно  утверждать,  что  в  конце IX — начале X века оба эти центра входили в единое государство.

Постепенно сложилась  и  структура управления Древнерусским государством. Оно не было централизованным,  а представляло собой соединение владений отдельных княжеств.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ, ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ.

По своей  политической  сущности и форме управления Древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией(форма правления при которой верховная власть принадлежит единоличному наследственному правителю). В государстве хотя и шло утверждение феодализма, но еще довольно  сильны  были  пережитки  первобытнообщинного строя (вече,  кровная месть).  Единство этого государства на первых порах было относительным и весьма непрочным.

Государство представляло собой федерацию княжеств, т.е. вся страна была разделена на ряд «земель»(княжеств); каждая из этих земель тянула к одному главному городу, составляя его «волость» , возглавляемую великим  князем  киевским.  Взаимоотношения киевского князя с местными князьями складывались на основе  договоров,  в  которых  перечислялись права  и  обязанности сторон  их заключавших (великого князя и местных

князей).  Великий князь считался в этой системе  старейшиной.  Он  был обязан дать своим вассалам землю,  оказывать им помощь и защиту, а они в свою очередь были обязаны ему «послушанием» и службой. При нарушении

верности вассал лишался своих владений.  Киевский князь также выполнял функции организации обороны страны, сбора дани и координировал внешнюю торговлю.

____________________________

  1. Федерация — (союз,объединение) форма государственного устройства при которой при которой входящие в состав государства федеральные единицы — члены федерации имеют собственные исполнительные,  законодательные,  судебные органы.  Наряду с этим образуются единые союзные — федеральные органы государственной власти.
  2. Волость — в Древней Руси вся территория земли (княжества); полусамостоятельные уделы, сельская территория подчиненная городу.

Постепенно роль его усложнялась,  а функции расширялись: назначение местной администрации,  законодательная и  судебная  деятельность, организация финансовой системы государства.  Великокняжеский стол (как и княжение в отдельных землях) стал передаваться по наследству;  в начале по принципу старшинства (т.е.  старшему в роде князя),  а затем и по семейному (от отца к сыну).

Князь управлял при помощи Совета.  Совет формировался из наиболее знатных князей и уважаемых членов княжеской  дружины.  Обычно  дружина делилась  на  старшую и младшую.  Старая  дружина состояла из наиболее

знатных и уважаемых лиц,  которых летописец именует «княжими  мужами», «боярами светлыми». Именно они входили в состав Совета.

В «младшую» дружину входили более молодые  по  возрасту  и  менее знатные  лица,  которые  именуются в летописи «отроками»,  «детскими», составляя основную боевую силу.  После принятия христианства (988  г.)

на Совет стали приглашаться высшие члены духовенства.  Совет имел ста- тус совещательного органа при князе. При его участии решались наиболее важные вопросы: объявление войны и мира, издание законов, рассмотрение

некоторых судебных и финансовых дел.

В Киеве и ряде других городов русской земли функционировали и народные веча, на которых собиралось все взрослое население (кроме холопов). Вече созывалось князем или Советом для решения особо важных дел.

Вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств на территории Древнерусского  государства, рассматривались на феодальных съездах. На них приглашались местные князья,  знатные бояре, высшее духовенство и даже представители горожан. Такие съезды созывал обычно великий князь.

Местными органами власти были посадники в городах и  волостели  в волостях,  которыми назначались как сыновья великих  князей,  так и их дружинники. Они являлись представителями киевского князя и содержались

за счет местного населения. Такая система называлась кормлением, а лица осуществляющие ее кормленщиками.

Суд не  был  отделен от администрации,  поэтому особых органов не существовало,  и судебными функциями обладали: князья, посадники, лица княжеской администрации, наместники и волостели. С принятием христианства и возникновением церковных учреждений появилась церковная  юрисдикция.

В первые два столетия своей истории,  то есть в IX-X вв. внутренняя политика киевских князей сводилась главным образом:  к объединению всех земель восточных славян,  к созданию и укреплению аппарата власти

и  формированию вооруженных сил,  к выработке феодально-правовых норм, необходимых господствующему классу,  к организации сбора дани с  подвластного населения, к утверждению феодальной идеологии.

Именно эти  проблемы решались князьями Олегом,  Игорем, Святославом, Владимиром. Объединение земель началось с первой половины IX в. и завершилось к исходу X в.В княжение Олега (882-912) власть Киева  была

распространена на земли ильменских славян,  полян,  северян, кривичей, радимичей;  при Игоре(012-945) — на земли древлян,  уличей,  тиверцев. При  князе  Святославе  (964-972) присоединены были земли вятичей.  Во второй половине X в.  при князе Владимире Святославиче (980-1015) объединительный процесс в основном завершился.  В это время в границы Киевского государства  были включены червенские города  (Червень,  Перемышль,  Владимир, Луцк и др.) и Карпатская Русь. В процессе этого объединения некоторые восточнославянские племена  —  северяне,  радимичи, вятичи  —  были  освобождены от господства хазар,  которым они платили дань мехами и деньгами.

Важнейшим аспектом  внутренней  политики  киевских  князей явился сбор дани с населения,  которая использовалась для удовлетворения нужд государства и княжеского двора, для обеспечения дружинников. Дань выплачивалась мехами, медом, воском, а иногда и деньгами.

Походы киевских  дружинников за данью назывались «полюдьем».  Византийский император Константин  Багрянородный  оставил  нам  описание сбора дани. Каждый год в ноябре князья с дружиной отправлялись из Кие-

ва и в течение зимы делали объезд своих земель.  Весной  вся собранная дань свозилась по Днепру в Киев, а оттуда нередко отправлялась в Константинополь.

Стабильных размеров дани не существовало.  Именно со сбором дани, с непомерным грабежом населения связано первое крупное восстание народа,  в  ходе которого был убит Игорь(945).  Восстание древлян — свидетельство, с одной стороны, неупорядоченности обложения ланью, произвола,  который чинили дружинники при ее сборе, с другой — это показатель княжеской власти.

Вдова Игоря  княгиня  Ольга (945-964),  жестоко подавив восстание древлян и ликвидировав независимость древлянской земли, произвела  административно-финансовую   реформу.   Она   определила   размеры  дани

(«урок»),  установила административные пункты («становища»,»погосты»), куда  должна  была доставляться дань населением,  и строгий порядок ее сбора. Население было осведомлено о времени, нормах и предметах, которые они обязаны были доставлять княжеской администрации в качестве дани.  Единицей обложения данью служили дым (очаг,дом),  рало, плуг. Так «полюдье» было заменено более упорядоченной системой сбора дани — «повозом»,  явившейся важным шагом в замене дани постоянной государственной податью.

Реформа Ольги, несомненно укрепила великокняжескую власть, усилила  единство киевских земель.  Она сопровождалась ликвидацией «племенных» княжений и утверждением в них власть великокняжеской  администрации.

__________________________________________________________________

I.Погост — стан, становище, место остановки князей или их «мужей» при  объезде земель для полюдья,  сбора дани.(Сергеевич В.  «Древности русского права.-СПб, 1903. — Т.З. — с. 79-82.

Большое значение  для развития древнерусского государства в X  в. имела деятельность киевского князя Святослава (964-972),  который, собираясь вторично в Болгарию,  посадил Ярополка в Киеве,  Олега в Древлянской  земле,  Владимира  под опекой Добрыни в Новгороде.  Пред нами первый пример раздела киевских владений между сыновьями киевского князя. Это,  точнее, не раздел, не выдел сыновьям части владений, но лишь сосредоточение «володения» области в руках княжеской семьи. Но Святослав погиб, не вернувшись домой.

Со смертью Святослава встал вопрос о наследовании власти, о дальнейшей  консолидации русских земель. Сыновья между собой политического единогласия не достигли. Младшие областные князья отказались  признать

политическую  зависимость  от старшего посаженного в Киеве брата. Между братьями начались междуусобицы.  Чтобы вернуть прежний порядок отношений,  Ярополку пришлось вступить с ними в борьбу.  Он предпринял поход

на Олега и овладел Древлянской  землей.  Владимир,  почуяв  опасность, «испугался и бежал за моря» к варягам, а Ярополк посадил своих наследников в Новгороде и владел один Русскою землею».  Однако младший  брат вскоре  вернулся  с  варяжской дружиной и начинает борьбу с Ярополком, изгнав его посадников из Новгорода и покорив себе Полоцк,  где  «имяше власть Рогволод»,которого Ярополк пытался втянуть в свою систему,  женившись на его дочери — Рогнеде. На ней женится Владимир.

Утвердившись на севере,  он продолжает борьбу, пока не «нача княжите в КиевЪ единь».  Достигши власти, Владимир завершает строение киевского владычества в русской земле. Времена Владимира Святого или Великого (980-1015) были кульминационной точкой этого процесса строения, завершением  его  роста.  Рядом походов на отпавших от киевской власти вятичей,  радимичей, на соседей от ляхов и хорватов до камских болгар, энергичными  мерами  по охране южной границы со стороны степи Владимир очертил границы своего государства — » и боживя съ князи околними  миромъ , съ Болеславомь Лядьскым, и съ Стефаном Угрьскым, и съ Андрихомъ Чемьским».

Решая задачу  государственного  строительства,  Владимир пошел по пути слияния государственного начала с  личными  таким  образом  сумел сконцентрировать вокруг себя политическую власть страны.  Политический

опыт отца, назначившего править ключевыми  волостями сыновей, оказался для него не бесполезным.  Выделение каждому княжичу «вотчины», то есть предоставление полномочий распоряжаться частью отцовских  владений  до

определенного момента, помогало сохранять патриархальную власть.

Посаженные посадниками  вместо  возглавляющих   племенные   союзы «светлых князей» сыновья поддерживали нужную политическую линию — принимали участие в комплектовании войска,  финансировали военные и  иные мероприятия.  Из  летописи известно,  что Ярослав получил на княжение Новгород,  Изяслав — Полоцк, Святополк — Туров, Борис — Ростов, Глеб Муром,  Святослав — Древнерусскую землю, Всеволод — Волынь, Мстислав Тмутаракань.

Одним из  крупных событий в жизни Древней Руси при Владимире явилось  введение  христианства  в  качестве  государственной  религии  в 988-989 гг.

Старый Перун стоявший во главе иерархии  богов,  был  низвергнут. Вскоре  была воздвигнута громадная Десятинная церковь,  в распоряжение которой отходила десятая часть всех доходов, поступающих в казну.

Введение христианства имело для Руси большое значение. Во-первых, оно способствовало укреплению политического единства древнерусских земель,  окончательной  ликвидации  племенной обособлености. Во-вторых, введение христианства — религии, общепринятой в Европе, сблизило Древнерусское государство с европейскими странами,  закрепило позиции Руси в международной жизни.  В-третьих, оно оказало определенное влияние на

более интенсивное развитие культуры Древней Руси, так как, способствовало более широкому  распространению  письменности,  книжного  дела  и просвещения.

Церковь получила от князей крупные земельные пожалования и  десятину от государственных доходов.

Важнейшим этапом в укреплении Киевского государства явилось  княжение  Ярослава  Мудрого  (1019-1054),  который утвердился на Киевском столе после кровавых усобиц, произошедших между сыновьями  Владимира I

вслед за его смертью. Ярослав сидел до этого в Новгороде, при поддержке новгородцев разбил своего брата Святополка Окаянного.

Княжение Ярослава,  продолжавшего  политику своего отца Владимира Святославича по возвышению Киевского государства, было не только периодом наивысшего могущества,  но и началом заката Древней Руси, началом усиления местных политических центров и углубления сепаратизма местных феодалов. Ярослав Мудрый поэтому прежде всего стремился к сохранению и укреплению единства Древнерусского государства.

Так с помощью оружия он привел к покорности своего племянника полоцкого князя Брячислава, напавшего на Новгород. За этот же сепаратизм он  посадил в тюрьму своего брата Судислава,  княжившего в Пскове.  Он укрепил княжескую власть в Новгороде,  изгнав  оттуда  влиятельного  и энергичного  родственника  Константина  Добрынича и посадив в качестве наместника своего сына Владимира Ярославовича.  В целях усиления политического  значения  столицы  Древней Руси — Киева при Ярославе Мудром много внимания было уделено его строительству и укреплению.  Киев стал одним  из крупнейших и красивейших городов Европы.  Он был окружен огромными валами и бревенчатыми стенами.  Вокруг города было воздвигнуто кольцо укреплений, состоявшее из городов Белгорода, Вышгорода, Канева, Васильева.

Ярослав Мудрый  завязал  родственные  связи с царствующими домами Англии,  Франции, Германии, Чехии, Польши, Финляндии, Венгрии и Византии. Одна из дочерей Ярослава Мудрого была выдана замуж за французского короля Генриха I,  другая — за  норвежского  короля  Гарольда  Степного, третья  —  за венгерского короля Андрея.  Его сестра являлась женой польского короля Казимира,  а внучка —  женой  германского  императора

Генриха IV.Сам же Ярослав был женат на дочери шведского короля Олефа — Ингигерде(Ирине),  три его сына женились на дочерях германских властителей.

Последним этапом существования Киевского государства как  единого политического   организма   являлось   княжение   Владимира   Мономаха (1113-1125 гг.),  который правил смоленскими,  черниговскими,  переяславскими землями.В 1097 г.  по его инициативе князья собрались в Любиче,  чтобы прекратить усобицы. Князья решили: «каждый держит свою землю»,  что вело к раздробленности. В 1113 г. став киевским князем сумел на время восстановить ослабевшую власть киевских князей,  усмирил  половцев,  проводил политические браки,  укрепив связи с Англией и рядом европейских государств,  установил родственные отношения с половцами. Внук Ярослава Мудрого и Византийского императора Константина Мономаха. Владимир II был одним из самых просвященных правителей,  автором «Поучения детям» и других работ.  Однако как ни стремился он усилить великокняжескую власть и приостановить процесс дробления Руси,  ему это  в конечном итоге не удалось.

После смерти его сына  Мстислава  Великого  (1125-1132)  Киевская Русь распадается.

Итак на исходе X и в первой половине XI  в.  Древнерусское  государство достигает высшей  точки в своем развитии.  В это время восточные славяне были объединены под властью Киева, который добился широкого  международного признания.  Киев завязывает политические и торговые связи,  заключает брачные союзы,  почти с десятком европейских  стран. Этот город хорошо знали в странах Ближнего и Среднего Востока.

 

Военная организация  Древней Руси.

Процесс образования  и развития Древней Руси в IX — X веках органично сочетает складывание относительно единой территории государства и формирование аппарата управления державой, создание системы эксплуатации лично свободного населения и расширение  границ  имущественного расслоения граждан.

Военная организация Древней Руси развивалась и совершенствовалась одновременно и  параллельно  с развитием государства,  именно в IX – X веках происходит постепенный переход от родовой  военной  организации,

охватывающей все мужское население рода, племени, союза племен к дружинной военной организации,  основу которой составляют специальные военные формирования.

Военная организация Древней Руси состояла из определенных  структурных элементов.

Во-первых, дружина великого князя киевского,  являющаяся постоянным военным образованием,  ядром войска Древней Руси.  Великокняжеская дружина в организационном отношении делилась  на  старшую  и  младшую.

Старшую дружину  составляла  родоплеменная  знать  — «княжеские мужи», «бояре». Иногда в старшую дружину входили «тысяцкие»,  избиравшиеся на сходах населения городов и прилегающей местности. Осуществляя управление государством в решении политических,  военных, экономических, дипломатических и  других  вопросов князь опирался на мнения старших дружинников, составляющих своеобразный государственный совет.

Младшая дружина  включала в свой состав так называемых «отроков», «детских» или «гридьбу».  Младшая дружина была более многочисленна. Из числа младших  дружинников  подбиралась  княжеская  охрана,  дворцовая

прислуга, управленцы хозяйством великого князя.  В военное время некоторые из  младших дружинников назначались на низшие командные должности.

Во-вторых дружины местных князей,  бояр,  а впоследствии посадников, подчиняющихся или назначаемых великим князем киевским.  В ведении которых находилась определенная территория государства с городами, селениями, большими и малыми крепостями с проживающим и прикрепленным  к земле населением.  В период боевых действий дружины от подчиненных великому князю местных князей, бояр, посадников составляли важный структурный элемент войска Древней Руси. Начиная с XII века дружины и великого князя, и местных князей именуются двором, а дружинники — дворянами.

В-третьих, основной, самой многочисленной силой военной организации Руси в период походов было народное ополчение,  которое созывалось великими князьями. Ополченцы — «вои» — это свободные или полусвободные горожане или земледельцы, выступали в поход со своим оружием и в зависимости от материального положения несли конную или пешую службу. В IX — XI  веках  из  числа старших дружинников выделяются командиры «воев» для военного управления ополченным войском.  В последующем,  на рубеже XI —  XII  веков,  практика  назначения командиров для «воев» из числа старших дружинников не встречается,  а место народного  ополчения  все чаще занимают  феодальные  ополчения,  которые получили название «полков».

В-четвертых, определенную  роль в развитии Древней Руси,  военной организации государства играли наемные военные отряды,  находящиеся на службе великих  князей киевских,  а в последствии и в ряде русских земель (Новгород, Чернигов, Переяславль, Владимир-Волынский и др.). В IX — XII веках на военной службе в Древней Руси использовались отряды варягов, венгров, чехов, поляков, численность их была невелика — примерно около тысячи человек. На южных рубежах Руси первыми великими князьями были поселены значительные массы кочевников из южнорусских  степей — печенегов,  тордов,  торпеев, коуев, берендеев, броднедов, половцев, которые несли пограничную службу и нередко принимали участие в военных походах русских князей.

Общая численность княжеской,  боярских дружин,  народного ополчения, наемных  отрядов достигла 40-50 тысяч и более человек.  Так князь Святослав повел в Болгарию против Византийской империи в 968  году  60

тысяч воинов.

Вооруженные силы Руси делились на пехоту и конницу. Главным родом войск долгое  время  оставалась пехота,  именно от ее действий зависел исход сражений.  Конница выполняла вспомогательные функции, несла сторожевую и разведывательную службу,  прикрывала фланги боевого порядка. Роль конницы резко повышается с конца X века, что было обусловлено активизирующейся борьбой  с  кочевниками.  Наряду с сухопутными войсками широко использовался флот,  который не только применялся для транспортировки как пехоты, но и нередко конницы, но и прежде всего вел успешную борьбу с флотом противника.  Численность флота в  крупных  походах достигала двух тысяч ладей,  каждая из которых вмещала 30-40 вооруженных воинов.

Вооружение русских  воинов соответствовало уровню развития производительных сил государства того времени. Высокий уровень ремесленного производства, достигнутый в Киевской Руси в X — XII веках,  особенно в

деле выплавки и обработки металла обеспечивал воинов хорошим оружием и снаряжением. Основным  оружием  профессионального воина был обоюдосторонний меч с тяжелым и длинным клинком (до 90 см.).  С X века на  Руси

стала использоваться сабля, более удобная в конном бою против кочевников. Кроме меча в бою применялись длинные и короткие (сулицы для метания) копья, боевые топоры, рогатины, булавы, луки со стрелами, скрамасы (большие боевые ножи).  К  основному  защитному  оружию  относились кольчуги, шлемы,  щиты  мендалевидной формы.  Обычный вес вооруженного воина достигал 13-16 килограмм.  Воины практически никогда не передвигались во  время  походов в кольчугах и шлемах,  а везли их с собой на телегах.

Исследователи военного дела Древней Руси отмечают, что оно развивалось своим путем и имело глубокие национальные корни.  Тактика древнерусского войска постоянно развивалась.  Основу боевого порядка древ-

нерусского войска в IX — XI веках составляла «стена» — тесно сомкнутое и глубокое  построение  из  10-20 шеренг.  Фланги «стены» прикрывались конницей, а перед фронтом действовали лучники.  Сила стены заключалась в ее монолитности и мощной атаке. Для отражения фронтального нападения конницы противника «стена» выстраивалась предельно плотной. В передний ряд становились  воины,  хотя бы частью защищенные доспехами.  Шеренги прикрывались почти ростовыми щитами,  за которые выставлялись копья. У передних воинов они были короткими, в каждой последующей шеренге — более длинными. Длина копья у последней шеренги могла достигать 5-6 мет-

ров и более. Возрастающая длина копий позволяла пешему строю соединить наконечники копий в один ряд,  что образовывало сплошной смертный частокол. Шестишеренговый  строй  оказывался неуязвимым для греческой,  а

тем более кочевой конницы.  Такой боевой порядок применял в  многочисленных сражениях великий киевский князь Святослав.  Вместе с тем такое боевое построение имело и недостатки —  малоподвижность  и  уязвимость

флангов и  тыла  при  стремительных прорывах конницы и резервов пехоты противоборствующей стороны.  Впоследствии,  именно Святослав вводит  в боевой порядок  вторую  линию  «стены»,  которая охраняла фланги и тыл

войска от ударов конницы противника и играла роль резерва.

С XI века русское войско выстраивалось для боя в линию,  состоявшую из трех частей:  центральный полк («чело»),  полки правой и  левой

руки (фланги).  Этот боевой порядок назывался «полчный ряд». Он позволял комбинированно размещать пехоту  и  конницу,  осуществлять  маневр полками, наносить внезапные удары по флангам противника.

Таким образом,  военная организация Древней Руси,  имея  глубокие национальные корни опиралась на постоянное профессиональное войско,  а в случаях военной опасности и необходимости и на  ополчение.  Вооружение,  тщательная подготовка дружинников и ополченцев к битвам, искусная тактика руских князей — полководцев в походах и войнах позволяли древнерусском войску достойно выполнять свое предназначение.

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

 

Важнейшей внешнеполитической задачей киевских князей на  протяжении всей истории Киевской Руси являлось сохранение целостности и политической самостоятельности государства,  борьба с внешней опастностью,

исходившей от Византии, Хазарского каганата, степных кочевников, варягов.  Киевские князья стремились также к расширению  территории  государства, к овладению торговыми путями. Они вели войны и с целью захвата добычи. Вместе с тем летопись сообщает,  что еще «со старого  Игоря» русские великие князья правили «мир имея ко всем странам».

Первыми свидетельствами установления  мирных  отношений  являются договоры  Руси  с  Византией. Взаимоотношения Киевской Руси с Византией были сложны и многообразны. Русь поддерживала с  нею  тесные  торговые, культурные  и политические контакты. Но между Византией и Русью нередко возникали военные конфликты,  так как могущественная Византия,  подчинявшая  себе  до двух десятков народов и обладавшая армией в 120 тысяч

человек,  стремилась лишить Русь  внешнеполитической  самостоятельности. Особенно  настойчиво она добивалась ограничения ее торговых связей, ее сфер влияния в Причерноморье,  где киевские князья упорно старались

укрепиться.

Первыми свидетельствами установления  мирных  отношений  являются договоры  Руси сВизантией. Наиболее значительными среди них были договоры,  заключенные в 911 (Олег) и 945  (Игорь),  которые  представляют

международно-правовые акты,  устанавливающие условия мирных отношений между двумя  странами,  определяющие  правила  торговли  купцов  обеих стран, наказания за преступления, порядок взаимных расчетов и разрешение споров.

Особенно активную  деятельность в решениии внешнеполитических задач  Киевского  государства   развернул   князь   Святослав   Игоревич (964-972).

Военная деятельность Святослава при всем ее небывалом размахе была подчинена только двум направлениям: волжско-каспийскому (хазарскому) и цареградскому (византийскому).  Оба они являлись основными направлениями  торговых экспедиций организуемых Киевской Русью,  как государством.  К X в.  торговля Руси с Востоком приобрела и транзитный  характер. Однако  паразитарное господство хазар,  жившее за счет таможенных пошлин, держало в своих руках, все выходы из Восточной Европы на Восток.

Хазарский каганат брал огромные пошлины при проезде и возврате, а в случае благоприятного для него соотношения сил просто грабил возвращавшиеся русские караваны.

Византия начала систематические агрессивные действия против  Болгарии,  устанавливая  время  от времени свое влияние в тех местах Балканского полуострова,  мимо которых проходил давний торговый путь русов в  Константинополь.Хронология походов Святослава в источниках не очень точна, но четко выделяются два последовательных комплекса:

  1. Поход на Вятичей, на Волгу и на Хазарию (964-966 гг.);
  2. Поход в Болгарию Дунайскую и война  (совместно  с  болгарами)  против Византии (967-971 гг.).

Результаты похода на Хазарию были совершенно  исключительны:  огромная Хазарская империя была разгромлена и навсегда исчезла с политической карты Европы.  Пути на Восток были расчищены; Волжская Болгария перестала быть враждебным заслоном, и кроме того, Саркел и Тмутаракань — два важнейших города юго-востока — стали  русскими  центрами.  Керчь стала  тоже русским городом.  Одерживал он победы и в Балканских походах.

Все это свидетельствует о том,  что по отношению к Руси вся деятельность Святослава была рассчитана на решение больших государственных задач,  требовавших напряжения всех сил. Важнейшая задача состоявшая в

обеспечении безопасности со стороны Хазарского каганата,  была  решена вполне успешно. Вторая задача — создание мирного торгового плацдарма на западном побережье Русского (моря) — выполнена не была,  так как здесь

Руси противостояли две значительные силы: Византия и печенеги. Внешнеполитические связи оживленно поддерживались и функционированием торгового пути «из варяг в греки», соединявшего Черное и Балтийское моря.

С момента образования Древнерусского государства восточным славянам пришлось вести почти непрерывную борьбу с кочевыми скотоводческими племенами — печенегами, берендеями, «черными болгарами», обитавшими на

юге и юго-востоке от русских земель. В IX в. в степях появились воинственные орды печенегов, пришедшие с берегов Волги и Урала. Они заполнили все южно-русские степи и дошли до Дуная. Только в княжение Владимира печенеги предприняли до 8 больших походов на земли  Киевской  Руси. Византия  стремилась  использовать кочевников для ослабления растущего государства восточных славян.

В целях  успешной  борьбы  с печенегами Владимир заложил по рекам Днестр,  Остер,  Трубеж,  Сула,  Стучна новые города и крепости, в том числе Белгород. Он заселил всю пограничную полосу военными людьми, организовал регулярную гарнизонную службу и при  помощи  созданной  цепи укрепленных  линий основательно укрепил южную степную границу. Однако и после Владимира в этих местах было неспокойно.

С середины  XI  в.  развернулась  борьба восточных славян с новыми пришельцами из-за Днепра и Волги — кинчаками, которых русские называли половцами.  Половцы оттеснили печенегов к Дунаю и заняли все южно-русские земли,  Северный Кавказ и часть Крыма.Отсюда они совершали  походы на Русь и Византию.

Немало усилий у тому,  чтобы расширить и укрепить границы Древнерусского  государства,  особенно  на  западе  и северо-западе приложил Ярослав Мудрый.  В 1030 и 1031 гг.  он совершил два похода в Польшу, в результате которых вернул червенские города,  отторгнутые вторично Болеславом Храбрым после смерти Владимира Святославича.  Утвердившийся в Польше  король Казимир в 1040 г.  заключил политический союз с русским князем и, чтобы придать ему большую крепость, бракосочитался с сестрой Ярослава  Марией.  В  1030 г.  на северо-западных рубежах Руси русские дружины проникли в чудскую землю, где ими был основан город Юрьев (ныне Тарту).  В 1038 г. они совершили поход на ятвягов , а позже в Литву и южную Финляндию.  Для защиты юго-западных рубежей Руси основывается важный опорный пункт — город Ярослав на реке Сан.

На юге продолжалась борьба с  печенегами,  которые  двигаясь  под давлением  половцев  и  торков  из-за Дона на запад дошли до Киева и в 1036 г.  всей ордой обложили его. Ярославу с дружиной удалось наголову разгромить печенегов,  значительную их часть утопить в реке, а остатки вынудить к бегству. После этого разгрома печенеги уже более не повторяли своих походов на Русь.

При Ярославе обостренный и напряженный характер приобрели отношения Киевской Руси с Византей. Византия упорно стремилась к политическому и церковному господству над Русью. Русь же настойчиво боролась  за полную  политическую  независимость в своих международных и внутренних делах, в том числе и в организации церкви. В 1043 г. византийский император Константин Мономах и патриарх предприняли шаги к тому,  чтобы не

дать Руси создать собственную митрополию и возвести русского  человека в сан митрополита. Требовались  решительные действия русского князя. Дружина Ярослава общей численностью 20 тысяч человек на 400 ладьях выступила в новый морской поход на Константинополь. Поход закончился для Руси неудачей. Тем не менее Византии не удалось навязать Руси свой диктат и  поставить  ее  в  церковную зависимость. В Киевском государстве была

создана собственная митрополия.

Весьма разнообразными  были матримониальные связи русских князей, которые также укрепляли отношения с другими государствами  —  Владимир заключил брак с сестрой Византийского императора Василия — Анной; Святолк, прозванный Окаянным, был женат на дочери шведского короля Олафа. Укрепление таких связей продолжалось в XI и XII вв.

Писатель XI в. митрополит Илларион характеризуя состояние русского  государства  в  IX-X вв.(«Слово и о законе и благодати.») отмечал, что уже во времена княжения «славного Святослава было  всем  известно, что этот храбрый воин княжил не в худой и безвестной земле, но в русской,  которая ведома и слышима во всех четырех концах  земли». Затем  в этом государстве стал единодержцем славный и благородный Владимир «покоривший под нее окружные земли, которые миром, а которые и мечом. Страной  этот правитель управлял «правдой»,  законом,  мужеством и смыслом (разумом)».

Таким образом Древнерусское государство,  особенно после принятия христианства ,  занимало вполне  достойное  место  среди  европейских стран и слыло великим, богатым, обладающим сильным и храбрым войском.

В киевской Руси  как  и в других государствах раннесредневековой Европы,  складывается феодальное общество. Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным(вотчинным).Но в отличие от  Западной  Европы, где  традиции частной собственности античности обусловили быстрый рост сеньориального землевладения, на Руси этот процесс шел гораздо медлен-

нее.

В IX в.  формируется система эксплуатации лично свободного населения военно-служилой знатью,(«дружиной») киевских князей путем взимания дани — «полюдье». В X в. возникает домениальное (вотчинное) землевладение киевских князей. В XI в.  появляется земельная собственность у представителей верхушки служилой знати — бояр и христианской  церкви. В XII — первой половине XIII в.  вотчинное землевладение растет,  но и в этот период его роль в сопоставлении с государственно-феодальными формами  остается  второстепенной. Большинство  производителей продолжает быть поземельно зависимыми только от государственной  власти,  представленной князьями и их дружинниками,  а эксплуатируется путем взимания дани и иных государственных податей.

Древнерусское государство, объединившее восточных славян под единой властью,  позволило отстоять их независимость от притязаний  могущественной Византии, от попыток порабощения их Хазарским каганатом, от

угрозы разбойничьих набегов норманских дружин, от кочевников, вторгавшихся с Востока.

Киевское государство сыграло выдающуюся роль в международной жизни. В  течение  более  чем  двухсот  лет оно преграждало путь вторжению степных кочевников с востока на запад,  спасая  этим  производительные

силы  центральной Европы от разрушения. Успешная борьба Древней Руси с Византийской империей имела определенное значение для народов Балканского полуострова,  придунайских стран,  Малой Азии и Закавказья,  ибо Русь помогала этим народам отстаивать свою независимость.

Ратные подвиги, многообразная и яркая культура, обширность земель позволили Киевской Руси стать одной из наиболее  влиятельнейших  стран Европы.

 

 

Литература:

 

1.История Отечества: люди, идеи, решения.Очерки истории России  1Х — начала ХХ в./Сост.:С.В.Мир оненко.-М.:Политиздат,1991.

2.Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в Х11-ХШ вв.-М.,1982.

3.Фроянов И.Я.Киевская Русь. Очерки социально-политической истории.-Л.,1980

4.Наше Отечество.Часть 1.-М.,1991.

Оценить эту статью:
(5 оценок, среднее: 4,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *