Обязанности сержанта в вопросах укрепления правопорядка и воинской дисциплины в подразделении

ПЛАН-КОНСПЕКТ 

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с личным составом.

ТЕМА: «Обязанности сержанта в вопросах укрепления правопорядка и воинской дисциплины в подразделении».

Дата: _______

Время: 1 час.

Место: комната досуга.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

Решение основных задач реформирования Вооруженных Сил невозможно без коренного укрепления воинской дисциплины, обеспечения высокой дисциплинированности у военнослужащих.

Обязательным условием всякой деятельности является оценка ее состояния. Без этого нельзя сформулировать возникающие проблемы, принять обоснованные решения, определить цели и соответствующие им средства, осуществлять предметные действия для достижения намеченного результата.

Эта деятельность должна строиться с учетом следующих требований:

  • Требование первое. Организаторская и воспитательная работа по обеспечению дисциплинированности военнослужащих должна вестись исключительно на основе законов и во имя исполнения законов, требований военной присяги, общевоинских уставов, наставлений, инструкций, приказов командиров и начальников.
  • Требование второе. Необходимость четкой организации боевой учебы и службы, быта и досуга личного состава в строгом соответствии с уставными положениями, а также строгом распределении должностных и служебных функций между исполнителями.
  • Требование третье. Связано с развитием способности воинского коллектива, анализировать и оценивать с позиций уставных норм и правил поведения как каждого военнослужащего в отдельности, так и подразделения, экипажа, расчета в целом.
  • Требование четвертое. Целеустремленность, активность, постоянство и согласованность дисциплинирующих воздействий на личность со стороны командиров и армейской общественности.
  • Требование пятое. Решительная и бескомпромиссная борьба со всеми негативными в сфере воинской дисциплины.

 

 

Формы проявления «неуставных взаимоотношений»:

  • перекладывание старослужащими своих обязанностей на солдат
  • младшего периода службы (42%);
  • нанесение побоев (27%);
  • словесные оскорбления (29%);
  • отбирание денег, продуктов питания (17%).

Причины «живучести» неуставных взаимоотношений между военнослужащими (по мнению сержантов):

  • безнаказанность обидчиков (50%);
  • низкий авторитет и действенность работы сержантского состава (34%);
  • умышленное сокрытие командованием нарушений (15%);
  • нежелание прослыть «жалобщиком» (54%);
  • незнание офицерами реальной обстановки в подразделениях (28%).

 

 

Солдаты и сержанты срочной службы продолжают оставаться удаленной от офицеров категорией военнослужащих. Самым большим и презираемым пороком среди них считается «стукачество». Самым высоким авторитетом пользуются военнослужащие, обладающие незаурядной физической силой и прослужившие в армии больше года. Добросовестное исполнение должностных обязанностей военнослужащими не очень поднимает их в глазах сослуживцев, хотя они ценят толковых, коммуникабельных и отзывчивых парней.

Опрос показал, что достаточно комфортно чувствуют себя в подразделениях лишь 50% солдат и сержантов. В то же время каждый четвертый сменил бы, свое подразделение на другое не раздумывая. Такое положение дел с воинской дисциплиной в подразделениях связывают с теми процессами, которые происходят в обществе Вооруженных Силах.

 

Диагностика неуставных взаимоотношений.

Неуставные взаимоотношения между военнослужащими – это моральное и физическое воздействие отдельных военнослужащих, групп (на земляческой, национальной или иной основе) с целью достижения определенных привилегий «казарменного комфорта» за счет военнослужащих первого года службы.

Неуставные правила взаимоотношений между военнослужащими являются наиболее острой формой протекания и разрешения конфликтов и имеют глубокие социально-психологические корни. Они выражаются в нарушении порядка и правил взаимоотношений военнослужащих, предусмотренных воинскими уставами, и находят свое проявление в моральном и физическом оскорблении (унижении) человеческого достоинства, крайней неуважительности и грубости.

В результате многочисленных исследований, проводимых в войсках, обобщения опыта работы на местах удалось определить содержательную сторону неуставных взаимоотношений, основных причин и перечень существенных факторов, влияющих на их развитие.

Причины их появления – глубинные. Унижение человеческого достоинства, глумления и издевательства не являются чисто военным явлением.

Появление неуставных взаимоотношений следует рассматривать как побочный результат обострения социально-психологических противоречий в обществе и негативных факторов в жизнедеятельности воинских коллективов.

Главной причиной превращения отдельных фактов НУВ в явление, в негативную традицию является неадекватность принимаемых мер по их предупреждению. Работа по профилактике, исследованию этих процессов значительно отставала от масштабов и остроты распространения этих позорных явлений в войсках. Их стали сознательно выдавать за безобидные явления, скрывать истинный характер этих тяжелых преступлений.

Диагностика рассматривается, как способность распознавать предпосылки к неуставным взаимоотношениям, выявлять причины их возникновения и живучести, прогнозировать тенденции в поведении военнослужащих, предотвращать глумления и издевательства.

В интересах диагностики поведения применяются методы: наблюдения, анализа документов, социологического опроса.

Ранняя диагностика конфликтов в отношениях между военнослужащими – сложное и многотрудное дело. Приостановить конфликт в зародыше – это значит психолого-педагогическими и административными мерами снять или уменьшить отрицательные эмоции у противоборствующих сторон. Необходимо регулярно проводить социально-психологическое обследование воинских коллективов с целью выявления неформальных структур, военнослужащих, оказавшихся в изоляции.

Профилактика и предупреждение неуставных взаимоотношений – комплексная проблема, содержащая разнообразные аспекты деятельности, которые применяются командирами подразделений, всеми органами управления. Прежде всего необходимо использовать накопленный опыт передовых подразделений по предупреждению этих отрицательных явлений. Наработанные формы и методы не утратили своей актуальности и сегодня. Их надо умело использовать с учетом изменившейся обстановки в стране, в Вооруженных Силах.

Организаторская и воспитательная работа по предупреждению глумлений и издевательств над сослуживцами должна решаться в единстве трех подходов:

первый – организация нравственно зрелой жизнедеятельности военнослужащих, наведение и поддержание в каждом подразделении твердого уставного порядка;

второй – последовательная и систематическая работа по изучению личностных особенностей, взаимоотношений между военнослужащими различных периодов службы. Знание реального положения дел в воинском коллективе;

третий – повседневная забота о быте, отдыхе, здоровье военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности.

Несмотря на то, что неуставные взаимоотношения имеют глубокие социально-психологические корни, все же специфические условия жизнедеятельности армейских коллективов, жесткая система контроля, новизна ситуации, в которой оказывается молодой человек, позволяет сделать обстановку в подразделениях достаточно автономной, дает возможность создать условия здорового воспитания военнослужащих даже на фоне негативных процессов в обществе.

Работа по профилактике неуставных взаимоотношений требует прежде всего учитывать факторы, обуславливающие появление этого негативного социально-психологического явления, механизма его функционирования.

Во-вторых, знание воинского коллектива, умение получать достоверную информацию о взаимоотношениях между военнослужащими, о структуре и направленности неформальных группировок.

В-третьих, способность оказывать влияние на микрогруппы, умение находить формы и способы противодействия этим негативным явлением.

В-четвертых, психологическая готовность целенаправленно и систематически вести работу по предупреждению неуставных взаимоотношений.

Как известно, традиционный подход к решению задач поддержания дисциплины и организованности строится на многогранной организаторской и воспитательской работе с личным составом.

Однако, наряду с традиционными способами, основанными на воспитании и перевоспитании личного состава, возможны и новые, нетрадиционные подходы.

Один из таких подходов в решении проблем воинской дисциплины основан на идеи создания таких, соответствующих объективной реальности и социальным закономерностям, социальных и социально-психологических действий в воинском коллективе, при которых военнослужащие будут оптимально выполнять свои функциональные обязанности.

Речь идет о том, чтобы тщательно изучать неформальные структуры воинских коллективов с целью локализации негативных микрогрупп на земляческой, национальной и другой основах. Искать возможности официального повышения статуса военнослужащих в зависимости от сроков службы с тем, чтобы препятствовать самовольному его установлению, приводящему к неуставным взаимоотношениям. Возможные пути повышения официального статуса военнослужащих второго года службы: материальные, моральные (введение внешней атрибутики), должностные.

Основным звеном в организаторской работе командиров подразделений по предупреждению неуставных взаимоотношений над сослуживцами является организация нравственно-зрелой жизнедеятельности воинского коллектива.

Прежде всего, необходимо установить такой уклад воинской службы, который бы исключал возможность проявления самовольных действий военнослужащих второго года службы над сослуживцами. Офицеры подразделений обязаны осуществлять повседневный контроль за выполнением распорядка дня, службы внутренних нарядов. Всем хорошо известно, что глумления и издевательства происходят в вечернее и ночное время. ведущая роль в этот период отводится сержантам, командирам отделений. Но, к большому сожалению, сержантский состав подразделений утратил свою роль и не выполняет своих служебных и должностных обязанностей по предупреждению не уставных взаимоотношений между военнослужащими.

В целях повышения роли сержантов (командиров отделений в подразделениях) в профилактике отрицательных явлений считаем целесообразным рассмотреть вопрос о подготовке и назначении на должность командиров отделений военнослужащих, призванных на службу на контрактной основе. Для этой категории военнослужащих, чтобы они постоянно находились со своими подчиненными полном объеме выполняли свои должностные обязанности, необходимо установить соответствующее денежное содержание с учетом проживания их со своими подчиненными.

Во всех подразделениях необходимо установить четкий контроль за службой в нарядах, за равномерным распределением служебных нагрузок на военнослужащих всех периодов службы, за организацией и проведением хозяйственных работ.

Основные усилия в организаторской и воспитательской работе всех органов управления должны быть сосредоточены на оказании квалифицированной помощи офицерам подразделений в организации нравственно-зрелой жизнедеятельности воинских коллективов. Жизнедеятельность воинских коллективов должна соответствовать основным закономерностям и тенденциям социальной жизни, объективным реальным условиям, а не вступать с ними в противоречие, как это происходит сегодня.

Для проведения успешной работы по профилактике неуставных взаимоотношений в подразделениях необходимо:

  • объективная и принципиальная оценка отрицательных явлений в коллективе и принятие адекватных мер по их пресечению;
  • вести бескомпромиссную борьбу с фактами сокрытия и очковтирательства, искривлением дисциплинарной практики, грубости, оскорбления и унижение достоинства солдат. Исключить применение антипедагогических методов воспитания;
  • настойчиво возрождать сложившиеся за многие десятилетия на заставах, кораблях, подразделениях ритуалы воинской службы.

Успешное решение задач по профилактике неуставных взаимоотношений в решающей степени зависит от психолого-педагогической подготовки офицеров подразделения.

Неуставные взаимоотношения в своем большинстве зарождаются на этапе, когда у командиров подразделений еще не сформировалось объективное представление о каждой личности молодого пополнения, о внутри коллективных процессах.

Изучение внутригрупповых и межгрупповых отношений осуществляется при помощи отработанной методики, в состав которой входят: наблюдение, изучение, индивидуальная беседа. Основой основ изучения взаимоотношений в коллективе является индивидуальная работа. В современной неординарной обстановке в армии и на флоте она должна быть главным методом работы с людьми.

Индивидуально-воспитательная работа – это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение военнослужащего с максимальным учетом особенностей личности.

Систематическая индивидуальная работа, проводимая сержантами подразделения, позволяет:

выявить мотивы поведения, отношение военнослужащего к своим обязанностям, сослуживцам, к себе; полнее и конкретнее анализировать морально-психологическое состояние личного состава; учитывать индивидуально-психологические особенности, личностные качества, физическое развитие, веропринадлежность и т. д.; постоянно влиять на морально-психологический климат в коллективе, выявлять неформальных лидеров в микрогруппах, более глубоко знать национальные обычаи, нравы и традиции; прогнозировать и предупреждать конфликтные ситуации во взаимоотношениях между военнослужащими; правильно выбирать наиболее эффективные формы и методы воздействия на каждого военнослужащего с целью формирования у него навыков уставных взаимоотношений с сослуживцами.

Индивидуальная работа должна проводиться не от случая к случаю, а систематически. Системный подход имеет четыре этапа:

  • изучение личностных качеств и особенностей воина, его сильных и слабых сторон;
  • выбор оптимальных форм и методов, приемов психолого-педагогического воздействия;
  • практическое осуществление спланированного воздействия;
  • анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.

Основная задача состоит в том, чтобы в короткий срок определить микрогруппы, их направленность и состав, установить положительное ядро воинского коллектива и конкретных носителей негативных отношений. Главная цель – изучить сложившуюся систему формальных и неформальных отношений для учета в работе по предупреждению неуставных взаимоотношений.

В ходе изучения взаимоотношений военнослужащих необходимо:

  • анализировать характер общения военнослужащих друг с другом, строго следить за настроением воинов, их отношением к службе, проявлением отчужденности и недовольства;
  • изучать стиль поведения военнослужащих в ситуации разногласий и конфликтов;
  • способы разрешения конфликтных ситуаций, тип направленности агрессии военнослужащих, овладевать приемами и навыками поведения в сложных социально-психологических ситуациях;
  • анализировать особенности адаптации военнослужащих к своему окружению;
  • постоянно оценивать морально-психологический климат подразделения, изучать круг наиболее авторитетных людей, мнения которых являются определяющим для личности;
  • анализировать случаи неравномерного распределения служебных нагрузок, выполнения хозяйственных работ особенно в выходные и праздничные дни;
  • наблюдать за размещением военнослужащих в столовой, при просмотре кинофильмов и телепередач, за внешним видом, наличием обмундирования.

Для каждого командира при изучении молодого пополнения особое внимание следует обратить на его социальные потребности. При этом предпочтение следует отдавать потребности в самоутверждении личности, ибо она является стержнем, вокруг которого строится все человеческое поведение. Важно также глубоко разобраться, какова вероятность реализации потребности каждого военнослужащего в коллективе. Для каждого руководителя здесь открывается возможность целенаправленного воздействия на сферу потребностей в интересах сплочения воинского коллектива.

Неуставные взаимоотношения между военнослужащими являются наиболее острой формой протекания и разрешения конфликтов и имеют глубокие социально-психологические корни. Они проявляются в грубом нарушении порядка, установленных правил взаимоотношений и находят свое выражение в моральном и физическом оскорблении, унижении человеческого достоинства. В воинском коллективе ассимилируются в первую очередь не нормы официальной морали, а неформальные нормы высокостатусных неформальных групп, которыми являются в своем большинстве группы старослужащих воинов.

О назревании напряженности в отношениях свидетельствуют факты ухудшения настроения у отдельных военнослужащих, ослабление их активности в выполнении служебных обязанностей, отчужденности, высказываний по поводу неудовлетворенности своим положением.

Чаще всего они находятся в подавленном морально-психологическом состоянии, имеют неряшливый внешний вид. У них могут отсутствовать отдельные предметы обмундирования.

Объектом постоянных психологических и физических нападок часто становятся воины, у которых недостаточно сформированы трудовые навыки, а также слабые в умственном и физическом развитии. Злостным нападкам подвергаются военнослужащие, не желающие подчиняться несправедливым требованиям, жить по сложившимся негативным законам. По социально-демографическим данным эти военнослужащие воспитывались в неблагополучных семьях, как правило, являются неприспособленными к самостоятельной жизни.

Военнослужащие, занимающие главенствующее положение в коллективе, стремятся выделиться пренебрежением к уставному порядку, нарушением формы одежды. Их можно заметить по обособлению в столовой, по уклонению от выполнения хозяйственных работ и т. д.

Структура неформальных групп обусловлена своеобразной иерархией престижей и статусов их членов. Вершину этой лестницы занимает один или несколько лидеров этой группы. Они осуществляют роль организаторов и исполнителей издевательства над сослуживцами. Как правило такой главарь характеризуется стремлением подчинить себе людей. Для достижения своих целей они нередко используют физическое насилие или угрожают его применить. По социально-демографическим данным лидер воспитывался в многодетной семье, как правило в алкогольной. Воспитывался без отца, преимущественно городской житель, не работавший до призыва в армию.

По своим нравственным качествам – ограниченность в духовных запросах, эгоист, трус. По отношению к сослуживцам проявляет грубость, наглость, бездушие, развязанность; по отношению к самому себе проявляет высокомерие, самонадеянность, не самокритичность. Не любит трудиться, недисциплинирован, неисполнителен, отрицательно относится к службе.

Всегда в коллективе есть военнослужащие, на которых возложена роль непосредственного исполнителя по поддержанию негативных традиций и проводники идеи безропотного повиновения негласным законам. Они дают советы, как поступать новичкам в различных ситуациях, приводят примеры жестоких расправ за непослушание. Качество исполнения этих ролей солдатами постоянно оценивается лидером неформальной микрогруппы. На основе этих оценочных мнений складывается внутригрупповой механизм функционирования неуставных взаимоотношений.

Социологический опрос показал, что свыше 90% призывной молодежи знают о неизбежности этого порока в армии и психологически готовят себя к этому.

Как показали исследования в войсках организаторы глумлений и издевательств под видом борьбы со «стукачеством» наглухо закрыли прохождение информации от солдата к офицерам по фактам неуставных взаимоотношений. Военнослужащие, пытающиеся в какой либо форме проинформировать офицера подразделения о негативных явлениях подвергаются моральному и физическому насилию и изоляции от коллектива. Все это необходимо не только учитывать в организаторской и воспитательной работе, но и находить возможные пути и каналы получения достоверной информации о происходящих явлениях в коллективе.

А главное потому, что у молодых солдат нет ни моральных, ни физических сил для эффективной борьбы с укоренившейся системой. Командиры подразделений и их заместители по воспитательной работе, не имея достаточного опыта в управлении воинским коллективом, работают формально, не умеют обеспечить развитие взаимоотношений в духе дружбы, взаимопомощи и товарищества. Они довольствуются внешней бесконфликтностью в коллективе, их мало заботит выяснение подлинной картины отношений в коллективе. И делают это они не по злому умыслу – они просто не подготовлены к этой сложной, повседневной и многообразной деятельности. И готовить их надо не только в частях и подразделениях, но прежде всего в стенах военных училищ.

 

Оценить эту статью:
(4 оценок, среднее: 4,75 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *