Цель: помочь слушателям более глубоко изучить традиции,  нравы и обычаи местного населения приграничья,  состояния социально-экономического развития региона; 

уяснить сущность международных отношений в республике  (крае,  регионе)  и  их влияние  на  решение  задач по обеспечению надежной охраны границы; 

привить воинам чувство уважительного отношения к правам,  традициям и обычаям местного населения; 

раскрыть сущность взаимоотношений с жителями  приграничья,  возможность привлечения их к охране границы.

 

Время на изучение темы — 4 часа (2 — рассказ, 2  — беседа).

 

Основные вопросы для проведения рассказа:

  1. История, традиции и обычаи народов, проживающих на территории Карелии;  социально-экономическое развитие региона, межнациональные отношения в республике.(Руководителям занятий необходимо вести разговор о тех регионах, где дислоцируется часть (подразделение).
  1. Строго соблюдать законность,  уважительно относиться к правам, традициям и обычаям населения приграничья.

 

Обычаи и традиции русских народов

В кратком выступлении руководителю группы следует подчеркнуть, что социально-политические, военные, экономические и духовные преобразования в обществе привели к необходимости создания новой концепции охраны государственной  границе,  в  которой особое внимание уделено вопросам привлечения местного населения к охране границы России.

Необходимо разъяснить,  что активная и бескорыстная помощь местных жителей в охране границы — давняя и славная  традиция,  основанная  на высоком патриотизме русских людей, большой организаторской и пропагандистской работе пограничников с населением приграничья, развитии дружбы и взаимопомощи воинских и трудовых коллективов.

Степень участия местного населения в вопросах охраны границы  России  во многом зависит от нас — пограничников,  нашего знания истории, традиций и обычаев  жителей  республики,  области,  где  дислоцируется часть, подразделение, проявления чуткости и уважения к ним, соблюдения законности и правопорядка в процессе служебно-боевой деятельности.

Рассмотрение первого  вопроса целесообразно начать с разъяснения: что такое нравы,  обычаи и традиции? Прежде всего следует подчеркнуть, что  нравы  —  это исторически сложившиеся моральные правила поведения людей.  Понятие «нравы» близко к понятию «нормы поведения». Но в отличие  от  последних нравы выражают не способ поведения,  а нравственное содержание поведения, как принято поступать у данного народа, в данном обществе,  социальной  группе,  коллективе.  Поэтому мы часто слышим в жизни:  нравы  национальные,  частнособственнические,  бюрократические т.д.

Далее необходимо обратить внимание слушателей групп на то,  что  в отличие  от  нравов обычаи выражают общепринятые порядок,  форму действия, поведения людей при сходных, часто повторяющихся ситуациях, например,  в общественно-политической деятельности,  при взаимоотношениях людей в быту, брачно-семейной жизни или при соблюдении религиозных ритуалов  и т.д.  При этом посредством обычаев происходит передача форм, правил поведения от народа,  общества к коллективу от него к отдельной личности,  которая усваивает их в процессе воспитания. Имея нравственную направленность,  обычаи наследуются,  охраняются и последовательно переходят от поколения к поколению.

Традиции — понятие более широкое, чем навыки и обычаи. Это — исторически сложившиеся устойчивые обычаи и нормы поведения, которые передаются из поколения в поколение, накапливаются и становятся добровольно  соблюдаемым  моральным правилом для социальных групп и целых народов. Традиции носят исторический характер. Они складывались постепенно и совершенствовались на протяжении многих поколений людей. Одни из них развивались и укреплялись,  другие теряли реальную значимость, отмирали.

После этого целесообразно перейти к изучению истории,  традиций  и обычаев  народов,  проживающих  в  приграничье /в зависимости от места дислокации части.

Руководителю занятия необходимо разъяснить,  что в настоящее время части и подразделения Северо-Западного округа дислоцируются на  территории Ленинградской, Псковской, областей и Карельской Республики.

Население, проживающее в Карелии, имеет глубокие исторические корни и богатые традиции. Как свидетельствуют новейшие данные археологии, люди на территории Карелии появились в эпоху раннего мезолита /средне каменного века/.  Этническая принадлежность их не установлена.  Но известно,  что в 1 тысячелетии нашей эры,  во время Древнерусского государства с центром в Киеве,  в средней и северной Карелии обитали саамы /саами/.

В незапамятную седую старину предки этих,  как и других,  финоугорских племен пришли сюда из Приуралья и верховьев Волги, Саамы кочевали  на  обширных  незаселенных территориях,  занимались земледелием, охотились, ловили рыбу, разводили оленей. Они были привычны к суровому холодному климату.  А почвы, хоть и мало пригодные, на огромных пространствах давали достаточно пропитания для оленей. Вслед за стадами животных двигались люди.

С ХI века сюда со своего первоначального «родового гнезда»  на  Карельском перешейке стало проникать племя карелов — корела.  Оттесняясь в северные тундры, она постепенно оседала на ее территории.

Параллельно с корелой,  немного восточнее ее,  на север, к богатым добычей берегам Белого моря и Кольского залива,  двигались новгородцы. Соприкоснувшись с саамами, русские стали называть их — лопь (т.е. лесная),  лопь дикая.  Это название прочно вошло в быт  и  закрепилось  в русских исторических источниках. Лопские погосты — так называлась территория средней и северной Карелии вплоть до  ХVIII  века,  и  живущих здесь карел в то время часто называли «лоплянами».

Нельзя не отметить благотворного влияния русского населения во все стороны жизни и культуры карел.  Русские несли с собой высокий уровень развития производительных сил,  земледелия, ремесла. Карельские территории  втягивались в обширные сферы русской торговли (со странами Востока и Запада).  Распространение христианства приобщало карельское население к более высокой культуре.

В 1478 году вместе с Новгородом  эти  земли  были  присоединены  к Русскому централизованному государству — Московской Руси. Старое деление на пятины постепенно утрачивается,  и со второй половины XYII века Ребольский и Ругозерский погосты, как и другие Лопские погосты, подчиняются «воеводской избе» в Олонце — русскому  наместнику  в  Олонецком уезде (который,  кстати сказать,  охватывал тогда почти всю территорию Карелии).  С течением времени название Лопские забывается. В 1784 году образуется  Олонецкая губерния,  потом она делится на уезды.  В Х веке

Ребольский и Ругозерский погосты входят  в  состав  Новонецкого  уезда Олонецкой губернии.

На территорию,  заселенную карелами,  издавна посягали иностранные захватчики.

Осенью 1591 года шведские войска под предводительством Свена Багге из Уалеборга прошли через Лопские погосты в Поморье, к Сумскому острогу.

В марте 1611 года шведское войско,  которое вел Андерс Стюарт,  из Северной Финляндии предприняло новый поход к Белому морю. Шведы захватили обширную территорию:  Лендеры, Тюжню, Ловушостров, Реболы, Калвасозеро, Ровкулы, Чолку, Кимасозеро. «…И деревни пожгли, и людей секли,а иных в полон взяли»,- говорится в одном из документов того времени.

Против поработителей  поднялось  все местное население.  Крестьяне создавали повстанческие отряды. Они смело нападали на шведов из лесных засад. В деревне Большая Тикша возник отряд под предводительством Ивана Рокаччу. Он мужественно сражался за свободу родной земля и истребил много врагов.  Легендарную славу в народе снискал себе этот отряд.  На сельском кладбище в Тикше местные жители и поныне чтут место,  где был захоронен Рокаччу.

Во время Северной войны,  осенью 1708 года, шведы сожгли 50 дворов в деревнях Лендерской чети /четверти/ Ребольского погоста.  Многие жители сожженных деревень были убиты,  а оставшиеся в живых  укрылись  в лесах.  Другой  шведский отряд напал на селение Ругозерского погоста и подверг их страшному разорению.

В борьбе  с  поработителями приняло участие все население края.  В совместной борьбе против общего врага крепла дружба карелов с  великим русским народом.

На протяжении веков крестьяне нашего края выращивали ячмень, рожь, овес,  репу,  ловили рыбу, собирали грибы, ягоды. Своего хлеба хватало на два-три месяца.  Наиболее состоятельные имели запас зерна на полгода.  Для приготовления хлеба в муку добавляли измельченную сушеную рыбу, сосновую кору и солому. Поэтому и сложилась поговорка — карел кору ел.

Г.Р. Державин описывает жизнь карел,  какой она сложилась на протяжении веков: «Лопляне убогие,  едят хлеб, деланный из сосновой коры или соломы,  и питающиеся оным пухнут и кажутся дородными, в самом же деле слабосильные… Осенью  пекут  лепешки из так называемой травы векхи». Корень ее вскапывают на сходе с полей снега,  сушат,  толкут, бьют мутовкой, прибавляют сосновой муки и пекут из теста сего зеленые, вкусом горькие лепешки.

Рокка /похлебка/, всеми любимая, следующим образом приготовляется: вскипятя воду, кладут рыбу, бросают потом ржаной, ежели его нет — сосновой муки, варят и поставляют на стол.

Посуда, употребляемая для варения пищи,  заключается в двух медных равной величины котлах,  в коих по приготовлении и едят.  Для хранения же съестных припасов,  как ровно ковши и рукомойники,  плетут из бересты…»

Основными средствами передвижения в крае лодки — летом  и  лыжи  — зимой.

«По причине глубоких снегов лопляне на лошадях не ездят,  но употребляют  для  перехода  дальних расстояний щукши /лыжи/…  В морозный день перебегают на оных до 70  верст  —  так  свидетельствует  путевой дневник.

В 17 веке власти стали закреплять  крестьян  за  горными  заводами Александровским и Кончезерским.  Так в Ругозерском крае появились приписные крестьяне.  Они за мизерную плату добывали руду и камень, выжигали древесный уголь, изготовляли смолу и деготь, и все это доставляли на заводы.  На выполнение таких работ уходило шесть-семь месяцев в году.  А нужно еще было платить подати-натуральный оброк и денежные пошлины. Приписные крестьяне изнывали от столь тяжкого бремени.

Они пытались протестовать: бежали из деревень, отказывались от платежа податей.  Ни «государьский правеж» /телесные  наказания/,ни  даже угроза  смертной  казни не могли остановить побегов и волнений.  Администрация Олонецких горных заводов была вынуждена направить  солдат  в Ребольскую волость, чтобы усмирить волнения крестьян.

Помещичьих хозяйств в Карелии  не  было.  Имелись  государственные крестьяне.  Но  их положение мало чем отличалось от положения крепостных. Почетный член Общества изучения Олонецкой профессор А.А. Иностранцев свидетельствует, что в «Кимасозере встречал людей, дети которых не знали вкуса молока, так как у жителей не было коров. В этой же деревне видел, как крестьяне при вспашке своей усадьбы по очереди тянули соху, один одну борозду, другой другую».

В результате  реформы 1861 года карельский крестьянин был ограблен так же,  как и русский крепостной.  За каждую десятину надельной земли государственные  крестьяне уплатили казне в четыре с лишним раза больше, чем в действительности стоили земельные угодья. А что представляли полученные наделы, видно из письма крестьян деревни Лувозеро Ругозерской волости: «В нашем селе состоит ревизских 40 душ. Земли же, удобной для полей, имеется только всего 15 десятин, мест же удобных для разработки подсек, в нашем наделе совершенно нет».

Холодные сильные  ветры  и дожди,  ранние заморозки нередко губили весь урожай.  Народ голодал, скотина падала от бескормицы. Падеж скота был страшным бедствием для крестьянской семьи. Средний крестьянин имел одну лошадь и, лишившись ее не мог уже поднять своего хозяйства. Плохо обрабатываемые и скудно удобряемые почвы истощались.  Урожаи не превышали сам-три. Чтобы прокормить семью, крестьянин даже в урожайные годы брал взаймы у кулака зерно на кабальных условиях.

На протяжении веков жизнь «разумного и расторопного  народа»,  как характеризовал карелов Г.В.Державин, ОСТАВАЛАСЬ БЕСПРОСВЕТНОЙ.

Далее необходимо подчеркнуть, что революция 1917 года, состоявшаяся в России,  способствовала быстрому и прогрессивному обновлению обычаев и традиций у народа Карелии.

Здесь руководителю необходимо,  опираясь на местный материал, примеры и факты,  рассказать об образе жизни, психологическом складе того народа,  на чьей территории дислоцируется подразделение, часть. В ходе рассказа активно вовлекать в диалог воинов этих национальностей и  народностей.  При этом важно еще раз обратить внимание воинов на то, что знание нравов, обычаев и традиций населения приграничья помогает взаимопониманию,  укреплению дружбы, взаимопомощи, привлечению местных жителей к охране границы России.

Изучив историю края, обычаи и традиции местного населения, руководитель переходит к вопросу социально-экономического развития Карелии с момента образования республики.

В 1920 году Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет  принял по инициативе В.И.Ленина Декрет об образовании Карельской Трудовой Коммуны,  а в 1923 году она была преобразована в Карельскую АССР. Площадь территории 172,4 тыс.кв.км.  Население около 800 тыс.  человек /в основном карелы,  русские/. Столица г. Петрозаводск, ведет свое начало с 1703 года, население около 250 тысяч жителей.

Территория Республики Карелия представляет собой холмистую равнину с  высотами  до 600 метров.  Ярко выражены следы деятельности ледника. Вдоль побережья Баренцева моря, Ладожского и Онежского озер — неизменности. Свыше половины территории покрыто хвойным лесом, 18% территории — озерами /около 5 — тысяч озер/.  Из них наиболее крупные: Ладожское, Онежское,  Выгозеро, Топозеро, Сегозеро. Реки: Кемь, Выг, Водла, Шуя и другие.  По территории республики проходит 227 км Беломоро-Балтийского канала, переваливающий за год более 6 млн. тонн груза.

В годы Великой Отечественной войны Карелия,  находясь на  Северном стратегическом фланге советско-германского фронта, несмотря на численное превосходство противника в силах,  советские войска  сорвали  план фашистской Германии, рассчитанный на захват северных районов СССР. Для страны был сохранен северный участок Кировской железной дороги.

Советские войска  не позволили финским и немецко-фашистским армиям соединиться на Карельском перешейке и создать  второе  кольцо  блокады Ленинграда.

В Карелии скованы были более 20 дивизий противника.  В 1944 году в ходе Выборгской и Свирско-Петрозаводской операции противник был  разгромлен и полностью освобождена вся Карелия.  В послевоенное время благодаря большой помощи правительства, братских народов нашей страны Карелия превратилась в республику с высокоразвитой промышленностью, современным сельским хозяйством и передовой культурой.

Неузнаваемо изменились  старые традиционные отрасли промышленности — лесозаготовительная и деревообрабатывающая. Быстро развивались энергетика, целлюлозно-бумажная, металлургическая, машиностроительная, судостроительная, легкая и другие отрасли промышленности. Индустрию составляют такие крупные отрасли как Онежский тракторный завод, Вяртсильский и Сегежский целлюлозно-бумажные комбинаты, судостроительные заводы и др.

Только один Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат им.  С.М.Кирова давал почти треть всей газетной бумаги,вырабатываемой в России.

Завершилось строительство   Костомукшского   горно-обогатительного комбината, который дает ежегодно около 8 млн. железнорудных окатышей в год. В Карелии выросли и благоустроились старые и возникли новые города — Сегежа, Кондопога, Беломорск, Медвежьегорск и другие.

Коренные изменения произошли в сельском хозяйстве республики, позволившие на каменистых,  заболоченных карельских землях получать высокие урожаи картофеля,  овощей,  кормовых культур, обеспечивать высокую продуктивность животноводства.

Огромные достижения Карелии были достигнуты в области науки, культуры,  искусства, в подъеме материального благосостояния трудящихся. В 3-х высших учебных заведениях республики обучается свыше 10 тыс.  студентов.  Важным научным центром Севера является Карельский филиал Академии наук, отраслевые научно-исследовательские институты.

В Карелии  работают  4  профессиональных театра,  национальный ансамбль песни и танца «Кантеле».

В 7  государственных и 15 народных музеях страны десятки тысяч памятников истории и культуры края.  Среди них известные не только в нашей стране,  но и за рубежом — музей-заповедник Кижи, древний Валаамский монастырь и другие.  Последние годы на экономику республики значительное  влияние  оказывают межгосударственные связи,  прежде всего со странами Скандинавии.  Растет число совместных советско-финских предприятий, развивается туризм, совместное освоение земель и природных ресурсов Карелии.

Раскрывая состояние  межнациональных  отношений необходимо подчеркнуть, что исторически они определялись, прежде всего, отношениями между карелами и русскими,  хотя на территории республики проживает большое количество людей  других  национальностей  /украинцы,  белорусы  и т.д./ Крепкие экономические,  культурные и другие связи, сложившиеся в Карелии обычаи и традиции определяют состояние межнациональных отношений,  которые характеризуются стабильностью, дальнейшим сближением наций и народностей. Руководителю занятия необходимо подвести слушателей к  выводу,  что в Карелии продолжается процесс укрепления дружбы между нашими народами.  Этому способствует и увеличение  национально-смешанных,  межнациональных браков (ныне в целом по республике примерно каждая 6 семья).  Это является важным показателем сближения наций, интернационализации общественной жизни. Сами же межнациональные семьи взламывают предрассудки прошлого,  объединяют представителей разных национальностей,  взаимно  облагораживают нравы,  обычаи,  традиции народов республики. В этом сила Российской Федерации и Республики Карелия.

Далее руководителю занятия целесообразно охарактеризовать состояние развития промышленных и других предприятий и организаций  в  месте дислокации соединения,  части, подразделения, а также охарактеризовать ситуацию складывающуюся в трудовых коллективах приграничья.

Здесь уместно напомнить воинам о том, что там где нет уважительного отношения к нравам, обычаям и традициям представителя другого народа, элементарного такта, стремления понять друг друга, там и начинаются межнациональные обиды,  обострения, а порой конфликтные ситуации на национальной почве.

При изложении данного вопроса необходимо остановиться  и  на  том, что  на  состояние  межнациональных отношений в последнее время значительное влияние оказывает деятельность «Карельского Союза» и различных религиозных организаций Финляндии, направленная на создание общественного мнения в Карелии по вопросу возвращения Финляндии  отторгнутых  в ходе Советско-Финской войны территорий, воссоединения финнов и карелов. Свою деятельность они осуществляют через финских туристов, родственников граждан, проживающих в Карелии, представителей совместных предприятий, финских фермеров, которые арендуют землю на территории республики, священнослужителей и т.д. путем личного общения с самобытным населением региона, вручением подарков отдельным лицам, приглашения в Финляндию  и  показа преимуществ их образа жизни.  В результате этой деятельности в Карелии появляются лица и даже целые группировки,  которые поддерживают «Карельский Союз»,  стремятся размежевать Карельскую Республику и Российскую Федерацию.

Руководителю надо  показать  несостоятельность  этой деятельности, подвести слушателей к выводу о необходимости единства наших народов.

Заканчивая изложение вопроса,  важно еще раз подчеркнуть, что знание истории, традиций, обычаев, культуры, состояния социально-экономического  развития  и  межнациональных отношений в регионе способствует укреплению дружбы и взаимопомощи между пограничниками и местными жителями, что дает возможность привлечения граждан к охране границы.

Переходя к изложению второго вопроса прежде всего следует обратить внимание воинов на то, что, если мы хотим видеть в лице местного населения истинных помощников в деле  охраны  границы  России,  то  должны строго  соблюдать законность и правопорядок,  уважительно относиться к нравам, традициям и обычаям местного населения.

Основные принципы взаимоотношений пограничных войск и местного населения связаны единством целей и интересов на протяжении всей истории становления  и развития пограничной охраны России,  пограничных войск. Они определены основными руководящими  документами,  регламентирующими службу по охране границы.

Социально-политические и экономические изменения,  которые сегодня происходят  в обществе положили свой отпечаток на взаимоотношения пограничников с трудящимися приграничья,  к сожалению,  в большей степени негативный.

Сегодня требования активизировать работу с местным населением, ДНД заставляют некоторых из нас — пограничников досадливо морщиться: о каких,  мол,  дружинах можно вести речь,  если во многих регионах уже  и приграничье охвачено «пожарами» раздоров и конфликтов, а у местных жителей граница и сопредельное государство вызывают скорее  коммерческий интерес, нежели настороженность.

Руководителю занятий необходимо разъяснить, что государство, каким бы  оно не было -тоталитарным или ультрадемократическим,- предполагает границы… Последние же являются таковыми только тогда, когда их признает  и охраняет вместе с войсками сам народ.  Он помогал в свое время княжеским дружинам,  Отдельному корпусу пограничной  стражи.  На  него опирались  с своей боевой работе и первые советские пограничники.  К 1 января 1941 года бригады и группы содействия пограничным войскам  объединяли в своих рядах свыше 55 тысяч человек.  Перед началом войны каменецкоподольская областная газета «Червоный кордон»  сообщала:  семья путевого  обходчика Алексея Васильевича Артемова задержала 170 нарушителей границы.  И такой факт не был единичным. Боевые помощники пограничников  действовали по всему периметру нашей страны в военные и послевоенные года. О роли местного населения в охране границы хорошо сказал писатель А. Авдеенко в повести «Над Тиссой»:»…Силы, противостоящие нарушителю,  неисчислимы.  Прорвавшись сквозь первую линию обороны границы он должен наткнуться на вторую,  потом на третью.  Легендарный Антей черпал силу у земли-матери,  солдат границы — в беззаветной поддержке народа».

В ходе изложения материала необходимо привести конкретные  примеры мужества, отваги, высокой бдительности, проявленные местным населением при охране границы.

Что же случилось с этим союзом воинов и тружеников,  непреодолимым бастионом стоявшим на передовых рубежах Отечества?

В поисках ответа на этот вопрос,  видимо,  нельзя ссылаться только на усиление разведывательно-подрывной  деятельности  противника  после окончания  Великой  Отечественной войны и вызванный этим особо строгий режим охраны границы.  Тут, на мой взгляд, сыграли свою роль и субъективные факторы:  шараханье от сокращения численности пограничных войск до лихорадочного пополнения их молодыми, не имеющими опыта работы среди населения офицерами,  а затем введение под флагом укрепления воинской дисциплины запретов на неслужебные контакты пограничников с  местными жителями. Прежде пограничники обязательно знали местный язык, были почетными и желанными гостями на праздниках, считали себя обязанными делить с людьми и радость и горе. Новая смена пожелала жить обособленно,  неподсудно для населения.  Кое-кто и сегодня позволяет себе не только барско-пренебрежительное отношение к местным обычаям и традициям,  но и начальственно-приказной тон в обращении с людьми.  Повредило дружбе  огораживание  границы колючей проволокой.  Значительной частью населения оно было воспринято как недоверие  к  нему,  как  зачисление местных жителей в разряд потенциальных нарушителей границы. Психологически непросчитанная акция обошлась войскам,  вероятно, во многие миллионы рублей,  породив попутно массу поводов для разного рода конфликтов,  связанных с хозяйственной деятельностью близ  границы.  Сами  же пограничники,  привязанные  к  сигнализационной системе превратились в караульщиков.

К деструктивным  факторам  можно  отнести  и непродуманные реформы 60-х годов,  в результате которых были распущены бригады и группы  содействия войскам и созданы массовые ДНД,  подчиненные местным Советам. В погоне за численностью в жертву была принесена объективность в оценке  их  реального участия в охране границы.  На одного действительного помощника пограничников приходилось  десятки  формально  числящихся  в составе ДНД людей. С помпой проводились ежегодные районные и областные слеты дружинников, однако на них мало было чабанов, охотников, лесорубов, пасечников, сторожей, землеробов, не умевших произносить парадные речи, но бескорыстно охранявших рубежи страны.

Мало-помалу вошло в обычай награждать областных,  районных начальников,  руководителей предприятий боевой пограничной медалью и знаками солдатской доблести за выделенные войскам цемент,  шифер, гвозди, доски,  а то и просто за красивые слова о пограничниках. Кое-где и допуск за  сигнализационную систему стал определяться исходя из личного отношения офицеров к тому или иному жителю.  На границе всегда можно  сослаться на обстановку,  инструкции и так далее. Спокойней, когда в зоне заложения пограннарядов никого нет…

Пограничники, отгородившиеся  от  народа,  превращались в еще один административно-бюрократический орган власти,  действовавший не по закону жизни,  а по инструкциям,  главной заботой в которых было: как бы чего не вышло.

Большой урон  делу  укрепления связей с местным населением наносят факты нарушения законности со стороны пограничников, имеющие место хулиганские  проступки  воинов в зеленых фуражках в общественных местах, попытки хищения имущества граждан и т.п.

Все эти  ошибки,  промахи,  недомыслия дали о себе знать с началом демократизации охраны границы,  а когда нарастающий политический, экономический хаос в ряде регионов страны выплеснулся на порубежье,  пограничники оказались,  в сущности один на один с проблемами, связанными с охраной рубежей Отечества.

Поэтому, сегодня, учитывая реалии жизни, службы по охране границы, необходимы более тесные связи с местными органами власти,  руководителями предприятий, трудовыми коллективами, жителями приграничья.

Укрепить эти  связи  возможно только посредством активного участия личного состава частей и подразделений войск в решении  социально-экономических и других задач,  стоящих перед трудящимися приграничных районов,  строгого соблюдения законности и  правопорядка,  уважительного отношения к правам, национальным традициям и обычаям граждан, укрепления дружбы с жителями приграничья.  Только тогда, когда мы восстановим тесные деловые связи с шефскими предприятиями,  местными жителями,  мы сможем рассчитывать на их помощь в охране государственной границы.

Особенно актуальна эта задача для личного состава частей и подразделений, передислоцированных из стран Балтии на границу с  Эстонией  и Латвией.

В нынешних условиях, когда проволочные заборы, шлагбаумы, необъятные  пограничные зоны перестают быть атрибутами государственной границы,  необходимо внедрять оперативно-войсковой метод охраны границы. Он применим, испытан в густонаселенном приграничье, применяется в условиях горно-таежной местности и некоторых других районах.

Необходимо на  новом  уровне  возродить  патриотическое движение в приграничье — работу добровольных народных дружин, отрядов ЮДП и т.п., активнее использовать их в службе по охране границы,  особенно в условиях поиска нарушителей границы,  установлении личности неизвестных  и при другом осложнении обстановки на охраняемом участке.

Нужно одно: чтобы делу охраны передовых рубежей страны активно помогал весь народ. Ведь только вместе с ним мы сможем обеспечить надежную охрану государственных границ России.

Подводя итоги по данному вопросу уместно еще раз подчеркнуть,  что в деле привлечения местного населения  приграничья  к  охране  рубежей Отечества  большое значение имеет дружба и взаимопомощь трудовых и воинских коллективов, а последняя возможна только при условии сознательного  и  уважительного отношения пограничников к интересам,  обычаям и традициям местных жителей. Задача воинских коллективов, каждого пограничника  — способствовать укреплению дружбы,  повседневной поддержке и помощи трудящихся воинам границы.

Выводы по теме:

  1. Нравы, обычаи,  традиции  носят  исторический характер и имеют важное значение в жизни наций,  народностей, национальных и этнических групп.
  2. Знание и  уважение  пограничниками нравов,  обычаев,  традиций местного населения,  состояния социально-экономического развития края, республики,  области, характера межнациональных отношений способствует укреплению дружбы и взаимопомощи между пограничниками и жителями приграничья.
  3. Активное привлечение местного населения — важный фактор обеспечения надежной охраны границы России.

 

Справочный материал

Псковская область расположена в бассейне рек Великой,  Ловати, Шелони и Плюсы. Площадь области — 55,3 тысячи км., а проживает здесь более 880 тысяч человек. Это одна из самых плотнонаселенных частей Европейского  Севера,  где  на 1 кв.  км приходится около 20 жителей,  при средней плотности по региону — 7 человек.

В сельских поселениях проживает около 57%  населения.  Города,  за исключением Пскова и Великих Лук,  небольшие,  но с богатой историей и множеством памятников древнего русского зодчества.

Псковская область  относится к числу наиболее освоенных в сельскохозяйственном отношении территорий Европейского  Севера.  На  ее  долю приходится от 25 до 30% сельскохозяйственных угодий, поголовья скота и посевов этого района. Главные отрасли сельского хозяйства здесь молочно-мясное животноводство и льноводство.

Ленинградская область — территория около 86 тыс.  км  кв.  Область расположена на северо-западной окраине Русской равнины.  Омывается водами Финского залива и Ладожского озера.  Полезные ископаемые: боксит, горючие сланцы, кварцевые пески, торф. Ведущие отрасли промышленности: химическая, металлообрабатывающая, лесная, топливная, строительных материалов, нефтеперерабатывающая, целлюлозно-бумажная, машиностроение и другие. Население около 2 млн. человек.

Санкт-Петербург —  центр  области.  Город  был основан в 1703 году Петром 1.  Расположен в устье реки Невы и на островах  Невской  дельты /101 остров/.  В настоящее время — один из важнейших центров научного, технического и культурного прогресса России.

 

 

 

 

 

 

 

 

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)