ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по общественно-государственной подготовке
ТЕМА: «Офицерский корпус России: История становления и боевые традиции».
Воспитательные цели:
— подчеркивая важность и актуальность темы необходимо отметить, что изучение истории становления и боевых традиций офицерского корпуса России является настоятельной необходимостью любого офицера, так как он должен осознанно выполнять свой долг по защите Родины, продолжать боевые традиции близких и далеких предков;
— воспитывать благородство, прививать любовь к Родине, формировать высокие
морально-психологические качества.
Учебные цели:
— изучить с личным составом историю офицерского корпуса России, их историю и
становление;
— показать роль офицерского корпуса в реформировании Вооруженных Сил, помочь
военнослужащим правильно определить свое место в системе осуществляемых
преобразований.
ВОПРОСЫ:
- История становления офицерского корпуса России.
- Традиции офицерской доблести и славы.
Дата:
Время:
Место: клуб части
Методические рекомендации:
- При изучении данной темы во вступительном слове необходимо отметить, что мощь Вооруженных Сил РФ определяется не только технической оснащенностью, выучкой личного состава, моральным духом войск, но и образованностью, подготовкой офицерского состава, который был и остается костяком военной организации. Сегодня важно восстановить офицерскую преемственность, вернуть звание офицера на должную высоту.
- При раскрытии первого вопроса необходимо показать, как создавался офицерский корпус русской армии, по каким путям шло его комплектование, подробнее рассмотреть роль в этом деле гвардии и военно-учебных заведений. Целесообразно провести аналогию с сегодняшними проблемами в формировании офицерского состава, остановиться на анализе офицерских кадров своей части, отметить лучших, кратко раскрыть их передовой опыт.
- В ходе рассмотрения второго вопроса желательно, используя в качестве наглядного пособия схему, показать сущность традиций, раскрыть их систему и подробнее остановиться на боевых традициях. Необходимо также осветить традиции своего рода войск и части.
- В заключение необходимо сделать выводы по занятию, кратко подчеркнуть задачи офицерского состава части, дать рекомендации по дальнейшему изучению темы.
Рекомендуемая литература:
- Акиндинов В. История становления и традиций офицерского корпуса русской армии//Ориентир.- 2001. — № 3.
- Волков С.В. Русский офицерский корпус. — М, 1993.
- Заланский К., Сергеев Г. «В службе честь!»//Ориентир. — 1995. — № 2.
- Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания. — М., 2000.
- Стратегия духа: основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова. — М., 2000.
Историческим предшественником современного офицерства, родоначальником его славных традиций, творцом уникальных нравственных ценностей является офицерский корпус русской армии. Он был, можно сказать, вызван к жизни реформами Петра I и формировался под влиянием целой плеяды великих русских полководцев, воплотивших в себе лучшие качества русского воинства. Российский офицерский корпус, для которого стало традицией верное служение Отечеству, был и остается душой армии, ядром военной организации.
1
Впервые слово «офицер» встречается в немецких источниках в 70-х годах XVI в. Оно обозначает название лица, занимавшего некоторую государственную должность в германских и других европейских государствах.
В современном значении слово «офицер» стало употребляться в конце XVI столетия во Франции, позже — во всех европейских странах. В Западной Европе корпус офицеров возник с появлением постоянных армий. Численный рост армий, вызванный продолжительными войнами в эпоху Людовика XIV (1638 — 1715), привел к необходимости разделения армии в бою на отдельные части. Во главе их ставились частные начальники, которые по мере увеличения численности войск приобретали все большую самостоятельность.
В русской армии офицерские чины (звания) впервые были введены в начале 30-х годов XVII в. в полках «нового строя». К концу XVII в. в России сложилась социально-профессиональная группа военачальников, имевших европейские чины, которая и послужила прообразом офицерского корпуса регулярной армии. В первой четверти XVIII в. в ходе военной реформы Петра I в основном произошел процесс превращения военнослужащих дворян в офицеров. Уже в 1701 г. русское войско насчитывало 2078 «начальных людей».
Формирование офицерского корпуса было связано с решением ряда сложных задач. Осуществление их происходило в течение нескольких десятилетий, и тем не менее они были успешно решены.
- Одной из таких задач являлось создание системы подготовки офицерских кадров и определение путей комплектования ими войска. Во второй половине XVII в. важным источником пополнения русского войска офицерами являлось приглашение на службу офицеров-иностранцев, а также пополнение за счет обученных нижних чинов в европейских странах. Примечательно, что в эти годы учет всех офицеров России вел Иноземный приказ. Так, в 1695 г. на учете в нем состояло 178 иноземных и 1129 русских офицеров. В ходе Великого посольства 1698 г. было
набрано на русскую службу еще до 700 иноземцев. А для подготовки офицерских кадров в европейских странах туда было направлено 150 сержантов и солдат.
Однако, как скоро выяснилось, большая часть иностранцев была совершенно неспособна обучать солдат и управлять ими. Поэтому с ними легко расставались и отправляли на родину. После поражения русских войск под Нарвой, где иностранные офицеры изменили Петру I, настороженное отношение к ним еще больше усилилось.
В 1714г. были проэкзаменованы все иностранные офицеры, выявлена их пригодность к военной службе, в результате многие офицеры были уволены из армии и флота за их профессиональную непригодность. А в 1720 г. Петр I специальным указом запретил прием иностранцев на военную службу, хотя после него эта практика продолжилась.
Главным же источником пополнения офицерского корпуса длительное время являлось производство в офицеры солдат и унтер-офицеров непосредственно в полках. Это характерно было особенно для периода войн. Так, накануне Северной войны только для формирования 27 пехотных и двух драгунских полков потребовалось около 100 штаб-офицеров, более 1100 обер-офицеров и 2300 унтер-офицеров.
Петр I видел выход из сложного положения в укреплении офицерского корпуса путем комплектования его дворянскими кадрами. Он даже допускал возможность назначать на офицерские должности в отдельных случаях выходцев из недворянских слоев с последующим приобщением их к привилегированному сословию. Эта практика стала широко распространяться и получила законодательное закрепление. «Все обер-офицеры, — отмечалось в указе Петра I 1721 г., — которые произошли не из дворянства, оные и их дети, и их потомки суть дворяне, и надлежит им дать патент на дворянство».
В 1705 г. Петр I издал указ об обязательной службе дворян, по которому последние были разделены на три статьи. В первую и вторую статьи вошли дворяне, обязанные служить бессрочно, а в третью — дворяне, которые по старости и болезни освобождались от военной службы, но обязаны были дать вместо себя по одному конному рекруту с каждых 50 дворов. Однако дворяне, как и прежде, неохотно шли на военную службу. Многие из них даже укрывались от нее в монастырях.
С 1714 г. решено было всех молодых дворян, достигших 13-летнего возраста, записывать в гвардейские полки и только после отбывания срока солдатской службы производить в офицеры. С этого времени роль гвардии в обеспечении офицерами полевой армии еще более усилилась, особенно для пехоты и кавалерии. В целях упорядочения производства в офицеры и придания ему большей гласности Петр I потребовал делать это с согласия всех штаб и обер-офицеров полка, которые должны были подписаться под документом. К 1719 г. установился порядок производства в офицеры тайным голосованием. При этом составлялся протокол, который представлялся царю на утверждение. Однако и при установлении нового порядка дворянство пользовалось преимуществом перед разночинцами: доминировали не профессионалы, а те, кто имел «породу».
Определенную роль в пополнении офицерского корпуса на этапе его становления играли выпускники военно-учебных заведений. Первая артиллерийская школа в России была учреждена при бомбардирской роте Преображенского полка в самом начале XVIII в. В ней будущие бомбардиры обучались арифметике, геометрии, фортификации и артиллерии. Преподавателями в школе являлись офицеры этого же полка. Теоретические занятия там чередовались с практическими. Сам Петр I как командир бомбардирской роты принимал непосредственное участие в устройстве этой школы, следил за ходом преподавания в ней, присутствовал на экзаменах, поощрял учеников.
Окончившие это учебное заведение производились в унтер-офицеры и направлялись в войска. Первые военные школы ставили своей целью не столько производство своих воспитанников в офицеры, сколько получение ими знаний в различных военных областях, а также приобретение «доброй нравственности». Открывались артиллерийские, инженерные, морские и другие школы.
В январе 1701 г. в Москве была создана школа математических и навигационных наук, в которой обучались 500 человек в возрасте от 12 до 17 лет (позже и 20-летние). Социальный состав учащихся был разнообразный. Школа вела подготовку специалистов морской службы, а также артиллерии и инженерного дела.
В июле 1731 г. в Петербурге был учрежден кадетский корпус. В него принимались дети дворян в возрасте 13 — 18 лет. Учебный курс состоял из 4 классов, причем в трех старших учеба должна была продолжаться 5-6 лет. В 1732 г. штат этого учебного заведения включал 360 кадет, а в 1760 г. был увеличен до 490. В 1743 г. корпус получил название Сухопутного (для отличия от Морского). Выпускникам присваивались унтер-офицерские чины или чин прапорщика, а особо отличившимся — сразу чин подпоручика и даже поручика.
В конце XVIII в. появились еще два военно-учебных заведения, готовившие офицеров: Военно-сиротский дом в Петербурге и Шкловское благородное училище. В XVIII в. военные школы в России находились в постоянной реорганизации, одни из них были объединены, другие вскоре после возникновения упразднены. За этот период военно-учебные заведения подготовили около 6 тыс. офицеров, что было еще далеко недостаточным для удовлетворения потребности армии в офицерах.
В начале XIX в. с увеличением сети военно-учебных заведений значение этого источника комплектования возросло, но все равно выпускники учебных заведений составляли менее четверти ежегодного пополнения офицерского состава армии.
- Важной задачей при создании офицерского корпуса являлась разработка системы офицерских чинов и определение порядка чинопроизводства. Как известно, система офицерских чинов находится всегда в тесной связи с организацией вооруженных сил. Русские вооруженные силы к XVII в. состояли из поместной конницы (с городовыми казаками) и стрельцов. Единственной известной единицей поместной конницы была сотня во главе с сотником или сотенным головой. У городовых казаков были есаулы, атаманы.
Основной организационной единицей стрельцов был приказ (соответствующий полку), во главе которого стоял голова. Приказ делился на 5 сотен во главе с сотником или сотенным головой. При царе Алексее Михайловиче (1645 -1676) слово «приказ» заменяется на «полк», и, соответственно, его командира называют полковником.
Назначение на должности осуществлял Разрядный приказ, ведавший всеми вопросами службы дворян. Решение о назначениях принимались коллегиально дьяками этого приказа и в основном зависело от их профессионального опыта.
Заметным рубежом на пути становления офицерского корпуса стал поход 1632 — 1634 гг. за возвращение г. Смоленска от Речи Посполитой, когда впервые были сформированы полки «иноземного строя», состоявшие как из иностранцев, так и из русских служилых людей. Здесь впервые в русской армии появился новый тип полка с полной иерархией чинов, отличной от старорусской: полковник -большой полковой поручик (подполковник) — майор — капитан (ротмистр) — поручик — прапорщик. Тогда же была сделана попытка сформировать полки «иноземного строя» исключительно из русских людей. В эти полки назначались «дублеры» из русских -второй комплект офицеров. Это первый случай присвоения русскому служилому человеку «иноземного» чина.
Увеличение числа полков «иноземного строя» во второй половине XVII в. привело к появлению генеральских чинов, и к 70-м гг. уже существовали чины генерала, генерал-поручика и генерал-майора.
На этом этапе должного порядка с чинопроизводством как иностранных офицеров, так и русских не было. Старшинство в чине почти не соблюдалось, практиковалось производство и через чин, главное, чтобы не выйти из финансовой сметы. Петр I положил конец этому произволу: он существенно поднял статус офицера в русском обществе и введением Табели о рангах 1722 г. закрепил привилегированное положение офицеров, особенно гвардии и артиллерии. В течение последующего столетия номенклатура чинов претерпела лишь незначительные изменения.
- Одной из первостепенных задач при формировании офицерского корпуса являлось четкое определение функциональных обязанностей офицеров. На первых порах, особенно в мирное время, роль офицера была незначительной, так как солдат находился под знаменами в течение продолжительного времени, а обучение новичков не представляло трудностей и могло быть поручено старшим солдатам. Главная обязанность офицеров заключалась в поддержании дисциплины суровыми мерами, которые ввиду маргинального состава войск считались в ту эпоху единственным средством удержания их в повиновении.
Постепенно обязанности офицеров расширялись, но главные из них сводились к выполнению трех функций: обучать, воспитывать подчиненных, руководить ими в бою. И здесь немало нужно было проявить творчества и настойчивости, чтобы русские воины овеяли свои знамена неувядаемой славой.
- Немаловажное значение уже на первых порах становления офицерского корпуса имело обеспечение условий для его профессионального совершенствования. Основную роль в решении этой задачи играла гвардия. Перед занятием более высоких должностей многие начальники повышали свой уровень
образования в ее полках. Это делалось не только в период царствования Петра I, Екатерины II, но и при Александре I. Кроме того, к войскам гвардии временно прикомандировывались армейские офицеры для приобретения опыта в различных областях военного дела с тем, чтобы в последующем его распространять среди офицеров своей части. Постепенно в состав гвардии были включены все рода войск и служб, что позволяло через их части пропустить немало соответствующих армейских офицеров и повысить их профессионализм.
Другим важным направлением повышения военного образования армейских офицеров являлось направление в армейские части офицеров из гвардии, которые были значительно лучше подготовлены. Их ставили во главе частей и подразделений в армии,они же добивались от подчиненных роста профессионализма, что в последующем сказывалось на уровне военной подготовки соответствующих подразделений и частей.
2.
Офицерский корпус любой армии мира имеет свои традиции, играющие огромную роль в укреплении ее боевого духа и мощи. Под традициями офицерского корпуса понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, профессиональные и моральные правила, ставшие нормой поведения офицерского состава в боевой обстановке и в мирное время, побуждающие офицеров честно и добросовестно выполнять свой воинский долг, служить Отечеству.
Традиции русского офицерства складывались на протяжении нескольких веков. Зародившись на рубеже XVII — XVIII вв., с появлением «командных» людей и созданием регулярной армии, они получили развитие в войсках великих полководцев П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, М.Д. Скобелева и других, доблесть и слава которых были продемонстрированы всему миру. За всю историю русской армии сформировались прочные традиции в самых различных сферах воинской деятельности: боевой, учебно-воспитательной и бытовой (см. схему).
Исключительно важную роль в жизни Вооруженных Сил России играют боевые традиции. В них сконцентрированы опыт по защите Отечества, твердая воля и решимость российского воинства для выполнения поставленных задач, его верность идеалам старших поколений и потенциальные духовные возможности.
- К числу наиболее почитаемых боевых традиций относится патриотизм офицерского состава, его верность Отечеству. Патриотизм офицеров находит свое проявление в исполнении воинского долга, в верности военной присяге и боевому знамени.
Издревле русскому воинству были присущи высокое чувство воинского долга, сознательное отношение к ратному труду, без чего не состоится настоящий самоотверженный защитник Отечества.
История Российского государства богата поучительными примерами самоотверженного служения офицеров своему Отечеству. Именно благодаря им, их верности Отечеству и присяге осуществились разгром шведов под Полтавой, Альпийский и Швейцарский переходы войск Суворова, взятие ими крепости Измаил, героическая оборона Севастополя, штурм Шипки, разгром фашистской армии в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945), а также успехи в антитеррористической операции российских войск в Чеченской Республике.
Чувство патриотизма и сегодня остается высшей нравственной ценностью и, можно сказать, формированием смысла офицерской службы в армии реформируемого Российского государства. Отрадно, что любовь к Родине у офицеров-патриотов не ограничивается словесными заверениями, а включает созидательное начало, выражается в конкретных делах и благородных поступках.
- В Российской армии для офицеров стало устоявшейся традицией на своем личном примере демонстрировать перед подчиненными выдержку, стойкость, мужество, отвагу и храбрость. Еще в «Наставлении господам офицерам Нарвского пехотного полка в день сражения», подготовленном полковником М. Воронцовым в 1809 г., отмечалось, что «ежели дух храбрости есть отличительный знак всего русского народа, то в офицерстве
оный соединен со святейшим долгом показать прочим всегда первый пример как неустрашимости, так и терпения в трудах и повиновениях начальству». Идеи, изложенные в нем, соответствовали суворовским традициям. Этим документом руководствовались офицеры не только этого полка, но и всей армии.
Имеется масса примеров личной отваги и героизма офицеров, их готовности в трудные и решающие моменты возглавить атаку, повести роты и батальоны на прорыв вражеских цепей, штурм крепостей и бастионов.
Яркой страницей Отечественной войны 1812 г. является сражение под Салтыковкой 11 (23) июля 1812 г., в районе Смоленска. Русские войска корпуса Раевского проявили в этом бою с превосходящими силами противника исключительное мужество и героизм. В числе отличившихся был и сам Н.Н. Раевский. В решающий момент он вместе с находящимися при нем двумя малолетними сыновьями, с офицерами штаба стал во главе атакующей колонны и пошел вперед. Русская пехота, пораженная решимостью отца и детей, с мощным криком «ура» бросилась вперед на цепи французов. Враг отступил.
Всем известен массовый героизм, проявленный русскими войсками в Крымской войне (1853 –1856). Офицеры и здесь показывали пример героизма и бесстрашия. «Офицеры, — отмечал очевидец сражения под Балаклавой, — были впереди и подавали блистательный пример неустрашимости. Солдаты шли, не обращая внимания на артиллерийский и ружейный огонь».
Героизм как характерная черта и традиция российского офицера ярко проявился в годы Великой Отечественной войны. Убедительным подтверждением этому является тот факт, что среди Героев Советского Союза, награжденных в этот период, офицеры составляют 60%.
- В ходе многочисленных войн в русской армии родилась и в последующем получила свое развитие замечательная боевая традиция воевать не числом, а умением. Эта традиция требует от военачальников роста боевого мастерства, профессионализма, совершенствования военного искусства.
Уже в княжеских дружинах изучался опыт военных походов своих предшественников, анализировалась тактика боевых действий противника, составлялись поучения, инструкции для будущих предводителей.
Особенно серьезное внимание вопросам военного искусства стали уделять, когда появилась регулярная армия. Войска все напряженнее стали заниматься боевой выучкой, изучать строй, совершенствовать вооружение, изучать зарубежный опыт, для подготовки офицеров начали открывать специальные военно-учебные заведения.
И все это делалось с одной целью: чтобы при очередной войне, в ходе боевых действий добиться успеха, одержать победу при минимальных потерях. Многие русские военачальники, полководцы, следуя этой традиции, прославили русское оружие, добились мировой известности и славы. А выигранные под их предводительством кампании и сражения вошли в учебники по стратегии и тактике как пример умелых действий. Некоторые из них стали классикой военного искусства.
Великий русский полководец А.В. Суворов одержал свыше 60 побед в сражениях и боях, причем все они достигнуты благодаря превосходству русских войск в военном искусстве. Его последователи приумножили славу русского оружия и всегда стремились выиграть сражения не числом, а умением.
- Важной традицией офицеров Российской армии всегда было великодушное отношение к военнопленным, к мирному населению противника. Уже с первых лет создания регулярной армии в ней учили, что военный человек должен руководствоваться на войне и в жизни с невооруженным неприятелем евангельским правилом: «Не делай другому того, чего не желаешь себе», придерживаться принципа, что военная наука учит как лучше уничтожить неприятеля только на поле брани, имущество и жизнь мирного жителя должны быть неприкосновенны, «святы и уважаемы».
Из этих основных принципов поведения на поле брани и в повседневной жизни исходила русская армия. А.В. Суворов, в частности, давал своим подчиненным следующее наставление: «Обывателя не обижай! Он тебя поит и кормит. Солдат не разбойник».
М.И. Кутузов, обращаясь к армии по случаю предстоящего похода за границу, сказал: «…Не останавливаясь среди геройских подвигов, мы идем теперь далее. Пройдем границы и потщимся довершить поражение неприятеля на собственных полях его. Но не последуем примеру врагов наших в их буйстве и неистовствах, унижающих солдата… Будем великодушны, положим различие между врагом и мирным жителем. Справедливость и кротость в обхождении с обывателями покажет им ясно, что не порабощения их и не суетной славы мы желаем, но ищем освободить от бедствия и угнетений даже самые те народы, которые вооружились против России».
Нужно отметить, что как бы ни было трудно русскому солдату на войне, в его сердце сохранялось христианское человеколюбие, он оставался гуманным.
Боевые традиции как живой сгусток прошлого военного опыта, который получила Российская армия в наследство, вооружают знаниями, обогащают практику, а значит, позволяют идти к цели быстрее и добиваться большего. Они напоминают нам о славном прошлом, осуществляют великую связь времен, делают ее неразрывной, поддерживают преемственность поколений.