Организация, методика и практика работы должностных лиц подразделения с личным составом

ПЛАН-КОНСПЕКТ

 

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

с личным составом офицеров войсковой части

 

 

Тема: «Организация, методика и практика работы должностных лиц подразделения (части) с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического

внимания».

 

Воспитательные цели:

— Формировать у командиров подразделений и офицеров-воспитателей уверенность в важности получение достоверной и полной информации  о психологических  особенностях военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания;

— Обратить внимание на необходимость  совместной целенаправленной работы командиров подразделений, психолога и специалистов медицинской службы для обеспечения эффективной деятельности в этом направлении.

Учебные цели:

— дать представление об объективных и  субъективных причинах, затрудняющих адаптацию человека к условиям военной службы;

— раскрыть основные методы, используемые для психологического изучения военнослужащих.

Вопросы: 1. Деятельность командиров (начальников) по изучению военнослужащих и ее

содержание.

  1. Средства психологического изучения военнослужащих.

Время: 2 часа.

Место: клуб части.

Рекомендуемая литература:

«Ориентир».2001. № 9. –с. 48 – 51.

Метод проведения: рассказ-беседа

1.

Военнослужащие, требующие повышенного психолого-педагогического внимания, — это лица, склонные к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ и имеющие признаки нервно-психической неустойчивости.

Психологическое изучение военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, представляет собой важное направление профессиональной деятельности командиров (начальников), должностных лиц органов воспитательной работы, военных психологов. Необходимость  этой работы объясняется прежде всего потребностью должностных лиц в получении достоверной и полной информации о психологических особенностях данной категории военнослужащих. Лишь целенаправленное и систематическое взаимодействие командиров подразделений, должностных лиц органов воспитательной работы, психолога и специалистов военно-медицинской службы способно обеспечить эффективную деятельность по данному вопросу. Результаты этого изучения во многом определяют как специфику последующей работы психолога с данными военнослужащими, так и содержание управленческих решений должностных лиц.

Работа по психологическому изучению и выявлению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, из числа призывников проводится непосредственно в части и включает в себя ряд этапов.

В период прибытия  молодого пополнения в часть командир части лично организует работу должностных лиц воинской части по подготовке материальной базы для приема молодого пополнения, а также инструктирует администрацию пункта приема и распределения пополнения о порядке работы с ним, форме и сроках доклада о результатах его изучения.

Перед прибытием в воинскую часть молодого пополнения заместитель командира по воспитательной работе совместно с психологом части проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами, назначенными для работы с прибывающими военнослужащими.

Особая роль в изучении пополнения принадлежит нештатной группе профессионально -психологического отбора (ППО) воинской части, в которую в обязательном порядке входят заместитель командира по воспитательной работе и психолог. На период приема, изучения и распределения пополнения личный состав группы ППО освобождается от выполнения обязанностей по штатным должностям.

По итогам изучения прибывшего пополнения начальник группы ППО представляет командиру:

— заключение о профессиональной пригодности и рациональном распределении пополнения;

— список военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, рекомендации по проведению с ними индивидуально-воспитательной работы.

 

По итогам изучения прибывшего пополнения и на основании представленных психологом данных командир части издает приказы о распределении прибывших военнослужащих по должностям и подразделениям, о допуске военнослужащих к несению боевого дежурства и караульной службы.

 В период адаптации личного состава к военной службе (первые 3 – 5 месяцев) командирами, должностными лицами органов воспитательной работы, психологами продолжают наращиваться усилия по изучению военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания. Психологом части с ними проводятся психологическое тестирование, психопрофилактические и коррекционные мероприятия, выдаются рекомендации командирам подразделений о проведении индивидуальных воспитательных мер.

Методами изучения прибывшего пополнения являются: наблюдение, индивидуальная беседа, переписка с родителями, анализ результатов деятельности и независимых характеристик, а также результатов медицинского обследования. Наблюдения  показывают, что лица, требующие повышенного психолого-педагогического внимания, даже к концу пятого месяца не могут занять достойное место в коллективе, находятся в «изоляции» или являются отрицательными неформальными лидерами, испытывают серьезные трудности при выполнении служебных обязанностей.

Среди причин, затрудняющих привыкание человека  к условиям военной службы, различают объективные и субъективные.

К объективным причинам относятся:

— трудности военной службы;

— разлука с домом, семьей, привычным окружением;

— неудачи по службе, конфликты с сослуживцами.

 

Субъективные причины включают в себя:

— недостаточное образование;

— национальные особенности;

— наличие малообеспеченных, старых или больных родителей;

— призыв на военную службу в более позднем возрасте;

— воспитание в неблагополучных семьях;

— моральная распущенность;

— недостаточно крепкое здоровье.

 

Основными задачами изучения военнослужащих в этот период являются:

— оценка хода привыкания к военной службе;

— изучение взаимоотношений в воинских коллективах;

— выявление лиц, нуждающихся в дополнительном психологическом и медицинском обследовании.

 

В период последующего прохождения военной службы  изучение военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, осуществляется их непосредственными начальниками, офицерами подразделений, психологом в процессе повседневной деятельности и направлено на углубленное изучение отдельных качеств данной категории личного состава. Психолог части по итогам изучения личного состава разрабатывает рекомендации  и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреплению правопорядка и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса.

В этот период военной службы осуществляется динамическое наблюдение за военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания, с целью контроля их нервно-психического состояния, поведения в процессе выполнения служебных обязанностей и удержания от совершения ими различного рода правонарушений.

Наиболее информативными в этом плане являются методы: беседа, наблюдение, анализ деятельности и  независимых характеристик, тестирование, социометрическое изучение воинского коллектива и другие, позволяющие оценить характер и систему связей наблюдаемого, систему нарушенных отношений, его эмоциональный и деловой статус и наметить, конкретные меры психологической консультации, психопрофилактики или психокоррекция.

 

2.

Психологическое изучение лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, осуществляется разнообразными методами психо диагностики, разумное сочетание и применение которых обеспечивает получение объективной информации о военнослужащих.

Основными методами, используемыми при изучении военнослужащих, являются: анализ документов, опрос, наблюдение и другие.

Работа с документами – это важная, ответственная и достаточно  трудоемкая часть деятельности должностных лиц, в процессе которой у них вырабатывается предварительное представление о военнослужащем. К документам относятся: автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионально -психологического отбора, учетно-послужные карточки, справки, дневники,  письма, фотографии.

Их изучение и анализ позволяют:

— выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию у военнослужащих тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе;

— выявить в учебной или производственной деятельности допризывного периода конкретные проявления, свидетельствующие о степени зрелости, активности различных психических процессов, об устойчивости интересов, черт характера.

 

Изучаемыми вопросами при работе с документами являются:

— социальное происхождение;

— особенности непосредственного социального окружения – в семье, школе, коллективе, среди сверстников и друзей;

— содержание наиболее предпочитаемой и доступной ему информации;

— основные события его биографии.

 

 

Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к респондентам. Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения-ответы испытуемого. С его помощью можно получить информацию о фактах, суждениях, оценках и предпочтениях опрашиваемого. Причем информацию эту можно получить довольно быстро и от большого количества людей. Различают несколько вариантов опроса: устные и письменные, свободные и стандартизированные, выборочные, сплошные и др.

Одной из наиболее распространенных форм опроса является анкетирование. Анкета – это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.

Индивидуальная беседа – наиболее важный метод получения информации об индивидуально-психологических качествах военнослужащего, требующего повышенного психолого-педагогического внимания, на основе прямого словесного контакта с ним. Она является наиболее «психологичной» формой опроса. Основными диагностическими блоками  необходимой информации о военнослужащем должны быть следующие сведения:

  • биографические данные;
  • состав, условия жизни его семьи;
  • ориентированность его в событиях, происходящих в стране и за рубежом;
  • время, место и характер учебы или работы по специальностям, родственным конкретной воинской должности, навыки организаторской работы;
  • увлечения, привычки, отношения со сверстниками;
  • факты асоциального поведения в прошлом;
  • перенесенные заболевания и травмы, наличие жалоб на состояние здоровья;
  • наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них;
  • отношение к военной службе, желание овладеть конкретной воинской специальностью;
  • успешность освоения программы общевоинской подготовки;
  • участие в общественной жизни подразделения;
  • взаимоотношения с сослуживцами, отношение к коллективу и т.д.

Дополнительными характеристиками военнослужащего являются его внешний вид, поза, речь, самооценка, воспитанность, такт, откровенность, уверенность и прочее.

Для того, чтобы беседа была эффективной, следует при ее проведении соблюдать определенные правила:

  1. Беседа проводится в отдельной комнате, без посторонних лиц, с соблюдением максимального такта и внимательного отношения к обследуемому, который должен быть уверен в том, что сообщенные им сведения не будут разглашены .
  2. До начала беседы необходимо ознакомиться с документами, характеризующими обследуемого, и выявить моменты, требующие особого внимания.
  3. Беседа должна носить неформальный характер, проводящий ее должен вызывать доверие обследуемого.
  4. Вопросы интимного характера должны ставиться в косвенной форме.
  5. В ходе беседы не рекомендуется давать оценки и сообщать свое мнение по поводу ответов на поставленные вопросы.
  6. Не рекомендуется настаивать на ответе, если военнослужащий не желает отвечать на поставленный вопрос.

 

Метод наблюдения —  один из наиболее эффективных и надежных методов в психологии. Это целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, которые могут характеризовать направленность, способности и другие личностные качества военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания. Объективно наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Для регистрации единиц наблюдения используют  соответствующие методические документы (карточки, протоколы, дневники).

К изучению военнослужащих всеми вышеперечисленными методами  привлекаются самые различные категории лиц, имеющих с ними прямой контакт. Только такой подход позволит всесторонне изучить военнослужащих и найти им достойное место в армейском строю.

 

Оценить эту статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *