ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по общественно-государственной подготовке
с личным составом офицеров войсковой части
Тема: «Организация, методика и практика работы должностных лиц подразделения (части) с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического
внимания».
Воспитательные цели:
— Формировать у командиров подразделений и офицеров-воспитателей уверенность в важности получение достоверной и полной информации о психологических особенностях военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания;
— Обратить внимание на необходимость совместной целенаправленной работы командиров подразделений, психолога и специалистов медицинской службы для обеспечения эффективной деятельности в этом направлении.
Учебные цели:
— дать представление об объективных и субъективных причинах, затрудняющих адаптацию человека к условиям военной службы;
— раскрыть основные методы, используемые для психологического изучения военнослужащих.
Вопросы: 1. Деятельность командиров (начальников) по изучению военнослужащих и ее
содержание.
- Средства психологического изучения военнослужащих.
Время: 2 часа.
Место: клуб части.
Рекомендуемая литература:
«Ориентир».2001. № 9. –с. 48 – 51.
Метод проведения: рассказ-беседа
1.
Военнослужащие, требующие повышенного психолого-педагогического внимания, — это лица, склонные к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ и имеющие признаки нервно-психической неустойчивости.
Психологическое изучение военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, представляет собой важное направление профессиональной деятельности командиров (начальников), должностных лиц органов воспитательной работы, военных психологов. Необходимость этой работы объясняется прежде всего потребностью должностных лиц в получении достоверной и полной информации о психологических особенностях данной категории военнослужащих. Лишь целенаправленное и систематическое взаимодействие командиров подразделений, должностных лиц органов воспитательной работы, психолога и специалистов военно-медицинской службы способно обеспечить эффективную деятельность по данному вопросу. Результаты этого изучения во многом определяют как специфику последующей работы психолога с данными военнослужащими, так и содержание управленческих решений должностных лиц.
Работа по психологическому изучению и выявлению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, из числа призывников проводится непосредственно в части и включает в себя ряд этапов.
В период прибытия молодого пополнения в часть командир части лично организует работу должностных лиц воинской части по подготовке материальной базы для приема молодого пополнения, а также инструктирует администрацию пункта приема и распределения пополнения о порядке работы с ним, форме и сроках доклада о результатах его изучения.
Перед прибытием в воинскую часть молодого пополнения заместитель командира по воспитательной работе совместно с психологом части проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами, назначенными для работы с прибывающими военнослужащими.
Особая роль в изучении пополнения принадлежит нештатной группе профессионально -психологического отбора (ППО) воинской части, в которую в обязательном порядке входят заместитель командира по воспитательной работе и психолог. На период приема, изучения и распределения пополнения личный состав группы ППО освобождается от выполнения обязанностей по штатным должностям.
По итогам изучения прибывшего пополнения начальник группы ППО представляет командиру:
— заключение о профессиональной пригодности и рациональном распределении пополнения;
— список военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, рекомендации по проведению с ними индивидуально-воспитательной работы.
По итогам изучения прибывшего пополнения и на основании представленных психологом данных командир части издает приказы о распределении прибывших военнослужащих по должностям и подразделениям, о допуске военнослужащих к несению боевого дежурства и караульной службы.
В период адаптации личного состава к военной службе (первые 3 – 5 месяцев) командирами, должностными лицами органов воспитательной работы, психологами продолжают наращиваться усилия по изучению военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания. Психологом части с ними проводятся психологическое тестирование, психопрофилактические и коррекционные мероприятия, выдаются рекомендации командирам подразделений о проведении индивидуальных воспитательных мер.
Методами изучения прибывшего пополнения являются: наблюдение, индивидуальная беседа, переписка с родителями, анализ результатов деятельности и независимых характеристик, а также результатов медицинского обследования. Наблюдения показывают, что лица, требующие повышенного психолого-педагогического внимания, даже к концу пятого месяца не могут занять достойное место в коллективе, находятся в «изоляции» или являются отрицательными неформальными лидерами, испытывают серьезные трудности при выполнении служебных обязанностей.
Среди причин, затрудняющих привыкание человека к условиям военной службы, различают объективные и субъективные.
К объективным причинам относятся:
— трудности военной службы;
— разлука с домом, семьей, привычным окружением;
— неудачи по службе, конфликты с сослуживцами.
Субъективные причины включают в себя:
— недостаточное образование;
— национальные особенности;
— наличие малообеспеченных, старых или больных родителей;
— призыв на военную службу в более позднем возрасте;
— воспитание в неблагополучных семьях;
— моральная распущенность;
— недостаточно крепкое здоровье.
Основными задачами изучения военнослужащих в этот период являются:
— оценка хода привыкания к военной службе;
— изучение взаимоотношений в воинских коллективах;
— выявление лиц, нуждающихся в дополнительном психологическом и медицинском обследовании.
В период последующего прохождения военной службы изучение военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, осуществляется их непосредственными начальниками, офицерами подразделений, психологом в процессе повседневной деятельности и направлено на углубленное изучение отдельных качеств данной категории личного состава. Психолог части по итогам изучения личного состава разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреплению правопорядка и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса.
В этот период военной службы осуществляется динамическое наблюдение за военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания, с целью контроля их нервно-психического состояния, поведения в процессе выполнения служебных обязанностей и удержания от совершения ими различного рода правонарушений.
Наиболее информативными в этом плане являются методы: беседа, наблюдение, анализ деятельности и независимых характеристик, тестирование, социометрическое изучение воинского коллектива и другие, позволяющие оценить характер и систему связей наблюдаемого, систему нарушенных отношений, его эмоциональный и деловой статус и наметить, конкретные меры психологической консультации, психопрофилактики или психокоррекция.
2.
Психологическое изучение лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, осуществляется разнообразными методами психо диагностики, разумное сочетание и применение которых обеспечивает получение объективной информации о военнослужащих.
Основными методами, используемыми при изучении военнослужащих, являются: анализ документов, опрос, наблюдение и другие.
Работа с документами – это важная, ответственная и достаточно трудоемкая часть деятельности должностных лиц, в процессе которой у них вырабатывается предварительное представление о военнослужащем. К документам относятся: автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионально -психологического отбора, учетно-послужные карточки, справки, дневники, письма, фотографии.
Их изучение и анализ позволяют:
— выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию у военнослужащих тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе;
— выявить в учебной или производственной деятельности допризывного периода конкретные проявления, свидетельствующие о степени зрелости, активности различных психических процессов, об устойчивости интересов, черт характера.
Изучаемыми вопросами при работе с документами являются:
— социальное происхождение;
— особенности непосредственного социального окружения – в семье, школе, коллективе, среди сверстников и друзей;
— содержание наиболее предпочитаемой и доступной ему информации;
— основные события его биографии.
Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к респондентам. Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения-ответы испытуемого. С его помощью можно получить информацию о фактах, суждениях, оценках и предпочтениях опрашиваемого. Причем информацию эту можно получить довольно быстро и от большого количества людей. Различают несколько вариантов опроса: устные и письменные, свободные и стандартизированные, выборочные, сплошные и др.
Одной из наиболее распространенных форм опроса является анкетирование. Анкета – это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.
Индивидуальная беседа – наиболее важный метод получения информации об индивидуально-психологических качествах военнослужащего, требующего повышенного психолого-педагогического внимания, на основе прямого словесного контакта с ним. Она является наиболее «психологичной» формой опроса. Основными диагностическими блоками необходимой информации о военнослужащем должны быть следующие сведения:
- биографические данные;
- состав, условия жизни его семьи;
- ориентированность его в событиях, происходящих в стране и за рубежом;
- время, место и характер учебы или работы по специальностям, родственным конкретной воинской должности, навыки организаторской работы;
- увлечения, привычки, отношения со сверстниками;
- факты асоциального поведения в прошлом;
- перенесенные заболевания и травмы, наличие жалоб на состояние здоровья;
- наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них;
- отношение к военной службе, желание овладеть конкретной воинской специальностью;
- успешность освоения программы общевоинской подготовки;
- участие в общественной жизни подразделения;
- взаимоотношения с сослуживцами, отношение к коллективу и т.д.
Дополнительными характеристиками военнослужащего являются его внешний вид, поза, речь, самооценка, воспитанность, такт, откровенность, уверенность и прочее.
Для того, чтобы беседа была эффективной, следует при ее проведении соблюдать определенные правила:
- Беседа проводится в отдельной комнате, без посторонних лиц, с соблюдением максимального такта и внимательного отношения к обследуемому, который должен быть уверен в том, что сообщенные им сведения не будут разглашены .
- До начала беседы необходимо ознакомиться с документами, характеризующими обследуемого, и выявить моменты, требующие особого внимания.
- Беседа должна носить неформальный характер, проводящий ее должен вызывать доверие обследуемого.
- Вопросы интимного характера должны ставиться в косвенной форме.
- В ходе беседы не рекомендуется давать оценки и сообщать свое мнение по поводу ответов на поставленные вопросы.
- Не рекомендуется настаивать на ответе, если военнослужащий не желает отвечать на поставленный вопрос.
Метод наблюдения — один из наиболее эффективных и надежных методов в психологии. Это целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, которые могут характеризовать направленность, способности и другие личностные качества военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания. Объективно наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Для регистрации единиц наблюдения используют соответствующие методические документы (карточки, протоколы, дневники).
К изучению военнослужащих всеми вышеперечисленными методами привлекаются самые различные категории лиц, имеющих с ними прямой контакт. Только такой подход позволит всесторонне изучить военнослужащих и найти им достойное место в армейском строю.