Организация воспитательной работы в части (подразделении). Формы и методы воспитательной работы с подчиненными.

Тема 3: Организация воспитательной работы в части (подразделении). Формы и методы воспитательной работы с подчиненными.

Учебные вопросы:  

  • 1. Организация воспитательной работы.
  • 2. Формы и методы воспитательной работы.

Учебно-воспитательные  цели:

  • 1. Рассказать об организации воспитательной работы, формах и методах ВР.
  • 2. Добиваться повышения организаторских способностей слушателей.

Время: 3 часа.

Место: класс ОГП.

Метод: групповое занятие, семинар.

Литература:  

1. Приказ МЧС России от 30.11.2005 № 859 «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России»;

2. Справочник офицера-воспитателя, Москва, МЧС России, 2004.

Учебный вопрос № 1  Организация воспитательной работы

Вопросы организации воспитательной работы в части (подразделении) раскрыты в Приложении № 2 к Приказу МЧС России от 30.11.2005 № 859 «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России», которое так и называется: «Основы организации воспитательной работы в системе МЧС России»  Воспитательная работа представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности и направленных на формирование у личного состава необходимых морально-боевых качеств.

Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания.  Воспитательная работа проводится в повседневной деятельности спасательных воинских формирований.  При выполнении боевых задач осуществляется морально-психологическое обеспечение личного состава, порядок организации которого определяется соответствующими боевыми уставами, наставлениями и руководствами.

Задачи воспитательной работы решаются с учетом социально-экономической, общественно-политической, религиозной и информационной обстановки района дислокации (базирования) СВФ, особенностей комплектования и подготовки сил и средств МЧС России, морально-психологического состояния личного состава.  В СВФ воспитательная работа имеет свои особенности и должна учитывать специфику и условия выполнения ими поставленных задач.

Эффективность воспитательной работы достигается: скоординированными усилиями органов управления всех уровней, подразделений воспитательной работы; обеспечением непрерывности воспитательной работы, дифференцированного подхода при ее организации с различными категориями личного состава; наличием подготовленных в профессиональном отношении кадров и необходимой материальной базы.  Результативность мер, направленных на воспитание личного состава, достигается за счет индивидуального воздействия с учетом их уровня образования, национальных особенностей и отношения к религии, преемственности системы воспитания, необходимости всестороннего нравственного, духовного и физического развития в процессе военной службы (службы), работы, соблюдения их конституционных прав.

Воспитательную работу осуществляют командиры (начальники), органы управления, подразделения воспитательной работы и должностные лица всех уровней управления.  Офицеры штаба:  обеспечивают согласованность планирования подготовки (учебного процесса) и воспитательной работы; использование в воспитательном процессе воинских ритуалов;  организуют мероприятия по поддержанию уставного порядка, обеспечению безопасности военной службы;  на основе анализа морально-психологического состояния личного состава вносят предложения по его укреплению и участвуют в их реализации.

Начальники служб:  несут персональную ответственность за организацию воспитательной работы, представление объективной информации начальнику спасательного центра и его заместителю по воспитательной работе о состоянии воинской (трудовой) дисциплины и морально-нравственной обстановке в подчиненных подразделениях;  лично участвуют в воспитательных мероприятиях, организации их проведения в подчиненных подразделениях;  добиваются, чтобы качество выполнения задач по организации соответствующего вида обеспечения способствовало поддержанию высокого морально-психологического состояния и воспитанию военнослужащих.

Заместитель начальника центра по воспитательной работе:  отвечает за планирование, методическое обеспечение, организацию и непосредственное проведение воспитательной работы;  координирует деятельность заместителей начальника центра и других должностных лиц по организации и проведению воспитательной работы;  активно сотрудничает с общественными и религиозными объединениями, трудовыми коллективами, средствами массовой информации в интересах формирования объективного общественного мнения о деятельности спасательного центра, позитивного отношения к военной службе;  докладывает начальнику центра и начальнику отдела воспитательной работы Дальневосточного регионального центра МЧС России о морально-психологическом состоянии и дисциплине личного состава, соблюдении конституционных прав военнослужащих, лиц гражданского персонала и членов их семей.

Командиры подразделений:  несут персональную ответственность за руководство воспитательной работой в подразделении и организацию системной работы в решении конкретных задач, направленных на поддержание здоровой морально-нравственной обстановки в воинских коллективах;  представляют объективную информацию командованию спасательного центра о морально-психологическом состоянии и воинской дисциплине в подразделениях и настроениях личного состава;  проводят анализ и ставят задачи подчиненным должностным лицам по содержанию, организации и проведению воспитательной работы;  подводят итоги воспитательной работы, ставят задачи командирам подчиненных подразделений по ее совершенствованию.

Система работы должностных лиц по организации воспитательной работы включает:  уяснение и оценку исходных данных, изучение руководящих документов, задач, поставленных старшими командирами, руководителями, начальниками, анализ состояния боевой готовности, боевой подготовки, морально-психологического состояния личного состава, состояния дисциплины и правопорядка, оценку условий организации воспитательной работы, анализ состояния и возможностей учебно-материальной базы воспитательной работы;  выработку замысла и принятие решения на организацию воспитательной работы и поддержание дисциплины (какими силами, средствами и способами, в какой последовательности и в какие сроки должны быть выполнены основные первоочередные мероприятия воспитательной работы и поддержания дисциплины, порядок доведения до подчиненных задач, подготовки мероприятий воспитательной работы, а также их всестороннего организационного и материального обеспечения);  планирование мероприятий воспитательной работы, согласование и утверждение в установленном порядке разработанных документов;  всесторонний контроль и помощь в организации и проведении мероприятий воспитательной работы;  подведение в установленные сроки итогов воспитательной работы и дисциплины, постановка задач на устранение недостатков.  Планирование воспитательной работы осуществляется:  В СВФ – на год.

Основными планирующими документами в спасательном центре являются:

  • 1. Перспективный план воспитательной работы с личным составом;  
  • 2. План воспитательной работы на учебный год

Воспитательная работа отражается отдельным разделом в документах по планированию боевой подготовки, учебно-воспитательного процесса и других решаемых задач. При этом обеспечивается согласованность с регламентирующими эти виды жизнедеятельности нормативными документами.  Текущее планирование воспитательной работы осуществляется на месяц и по конкретным задачам, а также в соответствии с перспективным и комплексным планированием.

В распорядке дня личного состава предусматриваются воспитательные мероприятия.  Основной документ текущего планирования – План воспитательной работы с личным составом на месяц и приложения к нему – план воспитательных мероприятий, план правового информирования.  Планирование и учет индивидуально-воспитательной работы с личным составом осуществляется в рабочих тетрадях соответствующих командиров, руководителей, начальников.

Доклады о проводимой воспитательной работе представляются в Департамент кадровой политики МЧС России (за СВФ в ДПСС МЧС России) за период обучения к 20 мая, итоговый доклад за год к 20 ноября текущего года.  Индивидуально-воспитательную работу планируется и проводится командирами (начальниками) с соответствующими категориями подчиненного личного состава.  Подведение итогов и постановка задач по организации воспитательной работы проводится:  в СВФ – за месяц, учебный период, год.  в ротах и им равных подразделениях – за неделю.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является сплочение коллективов подразделений, поддержание в них здоровой морально-нравственной обстановки, которая формируется:  созданием системы боевой (профессиональной) подготовки, основанной на индивидуальной подготовке личного состава, сплочением коллективов за счет создания обстановки, приближенной к боевой;  изучением командирами (начальниками) личных качеств подчиненных, их нужд и запросов, постоянной работой с родителями (близкими родственниками), воспитанием у личного состава МЧС России чувства собственного достоинства, уважения к военнослужащим, сотрудникам, государственным служащим, служащим, работникам различных национальностей и вероисповеданий;  приобщение к истории России, ее государственным символам и символам МЧС России;  использование в процессе воспитательной работы положительных результатов наставничества, применения методов морально-психологической закалки, повышения классной квалификации, внедрения передового опыта и чествования лучших специалистов.  Важнейшим средством воспитания всех категорий личного состава является общественно-государственная подготовка.

Учебный вопрос № 2   Методы воспитания военнослужащих

Стратегия воспитания задает общий смысл, перспективы и план достижения целей при решении практических задач. Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности не только в непосредственно подчиненных структурах, но и во всех подразделениях, с каждым конкретным военнослужащим. Она вырабатывается на правовой основе, по научным рекомендациям и с учетом реального уровня результатов воспитания.

Эффективность избранной тактики во многом определяется комплексом имеющихся сил, средств и методов воспитания.  Общая характеристика методов воспитания военнослужащих  Методы воспитания военнослужащих – совокупность педагогических приемов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю для достижения определенных воспитательных целей, формирования и развития высоких морально-боевых и психологических качеств.

Глубокое знание и умелое применение методов воспитания позволяет успешно решать задачи по формированию как отдельной личности, так и воинского коллектива.  Особенности применения методов воспитания определяются рядом условий, прежде всего – характером общественных отношений; целями, задачами, закономерностями и принципами воспитания; содержанием политических, духовно-нравственных, правовых и других идей, внедряемых в сознание людей.

Воспитание представляет собой поэтапное систематическое воздействие на личность военнослужащего. Его методы – составная часть этого процесса, инструмент воздействия на сознание, волю и чувства военнослужащих.  Методы воспитания позволяют оказывать непосредственное воздействие на военнослужащего с целью формирования у него качеств личности, ценностных установок, побуждений, а также подкреплять или корректировать поведение военнослужащего.   Среди них выделяют, в свою очередь, методы индивидуального (прямого) и коллективного (опосредованного, через коллектив) воздействия.  К индивидуальным методам относят убеждение, упражнение, просьбу, доверие, пример, авансирование личности, требование, эмоциональное воздействие, создание воспитывающих ситуаций, ситуации успеха, критику (самокритику).

Коллективные методы включают соревнование и общественное мнение. Они обеспечивают опосредованное влияние на личность военнослужащего путем включения его в систему общественных ценностей и отношений.  К методам стимулирования относят поощрение и принуждение. Они позволяют закрепить поведение военнослужащего, а также ценностные установки, которые были сформированы у него в результате процесса воспитания. Метод поощрения, объединяя приемы и средства морального и материального стимулирования у военнослужащего положительного поведения, развивает усердие в службе. Принуждение отражает оценку отрицательных действий и поступков, что способствует преодолению недисциплинированности, вредных привычек в поведении военнослужащих.  Среди методов воспитания также выделяют методы оценки и коррекции.

Метод оценки предполагает анализ результатов деятельности и оценку уровня воспитанности. Методы коррекции включают три подгруппы. Первая обеспечивает восстановительную функцию воспитательного процесса. В нее входят методы переубеждения, переучивания и «реконструкции характера».  Вторая подгруппа выполняет исправительную и компенсирующую функцию воспитательного процесса: методы «взрыва», разрыва (прекращения) нежелательных контактов. Третья подгруппа реализует корректирующую и прогностическую функции воспитательного процесса. Она состоит из метода критики и самокритики.  Сложность и разносторонность процесса воспитания требуют умелого применения разнообразных методов педагогического воздействия на военнослужащего.

Ни один из них нельзя считать универсальным, который бы решил все воспитательные задачи. Поэтому методы воспитания используются в комплексе как единая система средств, приемов, способов воздействия на личный состав. Способность выбрать в данной обстановке наиболее эффективный метод, творчески применить его – истинное проявление педагогического мастерства командира.  Многообразие условий, в которых осуществляется формирование личности военнослужащего и его качеств, требует умелого применения различных методов. Для более полного понимания необходимо рассмотреть некоторые из них более подробно.

Методы убеждения, переубеждения, примера и упражнения  Метод убеждения представляет собой воздействие на сознание людей для формирования определенных взглядов, мнений.  По своей психологической структуре убеждения – это знания, слившиеся с эмоциональной сферой и насыщенные волевыми устремлениями. Слияние познавательной деятельности военнослужащего с его чувствами и волей приводит к тому, что внедряемые идеи внутренне воспринимаются воспитуемыми, становятся побудителем и идейным мотивом их действий. Они начинают определять все поведение человека.  В применении метода убеждения можно выделить два основных направления: убеждение словом и убеждение делом. Убеждение словом – эффективное средство воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащего.

К приемам убеждения относятся: сравнение, сопоставление, аналогия; личный показ; опора на личный опыт воспитуемых; показ опыта других; использование силы общественного мнения; демонстрация опытов; использование документов; ссылка на авторитет; обращение к чувствам воспитуемых; оценка поступков или проступков; побуждение к самооценке поступка (проступка); задание самостоятельно установить истину, разъяснить ее другим и т. д.

Характерные средства убеждения словом – разъяснение, доказательство и опровержение. Весьма распространенное и действенное средство – формирование убеждений путем разъяснения. Разъяснить – значит добиться, чтобы собеседник понял смысл явления, события, документа, определил свое отношение к нему, умел дать ему правильную оценку.  Важный вид убеждения – опровержение. Оно применяется, когда приходится переубеждать военнослужащего в каком-то теоретическом или практическом вопросе, опровергать несостоятельность его доказательств. Это наиболее трудный вид убеждения, так как от своих взглядов, даже ошибочных, человек отказывается с большим трудом, через преодоление различных сомнений и колебаний.  Убеждение следует отличать от морализирования, которое безапелляционно декларирует то или иное положение в форме: «военнослужащий обязан», «как вам не стыдно» и т. д. Обычно все, о чем говорят в этом случае, хорошо известно военнослужащему, а само нравоучение воспринимается им как проявление формальной должностной обязанности офицера. К морализированию военнослужащие относятся иронически.

Метод переубеждения – это целенаправленное воздействие на внутренний мир и поведение военнослужащего, чтобы восстановить, развить и закрепить положительные и преодолеть отрицательные взгляды и качества. Его действенность зависит от личного авторитета воспитателей, единства слова и дела, нравственного содержания выполняемых действий.  Переубеждение дополняется методом переучивания, предназначенного для изменения отрицательного жизненного опыта, восстановления здоровых социальных потребностей и привычек военнослужащих. Этого достигают с помощью приемов отучения и приучения.

Первый предполагает запрет, контроль и проверку выполнения различных педагогических требований. Второй – формирование у «трудных» военнослужащих положительных качеств и привычек поведения. Приучение эффективно тогда, когда соблюдается регулярность, систематичность и последовательность нравственных действий и упражнений.  Пример – метод воспитания военнослужащих, заключающийся в целеустремленном и систематическом воздействии воспитателей на личность и воинский коллектив силой личного поведения как образца для подражания, стимула к самосовершенствованию и основы для формирования высокого идеала поведения и жизни.  Психологической основой примера выступает склонность людей к подражанию, изучению и заимствованию опыта других.

Подражание может быть сознательным или приобретать форму слепого, механического копирования. Особенно большое воспитательное значение имеет личный пример непосредственных и прямых начальников. Важным условием для подражания надо признать отношение военнослужащих к тому лицу, которое ставится в пример. Чувство симпатии и уважения увеличивает стремление к подражанию.  Для успешной реализации возможностей воспитания на положительном примере необходимы определенные условия.

Во-первых, пример приобретает силу воспитательного влияния в том случае, если органически связан с ценными положительными качествами личности офицера-воспитателя и проявляется постоянно.  Во-вторых, чем глубже военнослужащие осознают его общественную ценность, чем он ближе и доступнее военнослужащим, чем больше сходства между ними и примером, тем сильнее влияние положительного примера.  В-третьих, воспитатель должен быть примером для военнослужащих решительно во всем, от самого элементарного – внешнего вида, манер – и до моральных ценностей.

Упражнение – это метод воспитания военнослужащих, который предполагает такую организацию повседневной жизни, боевой и общественно-гуманитарной подготовки, служебной и общественной деятельности, которая позволяет им накапливать привычки и опыт правильного поведения, связывать слово с делом, убеждение с поведением.  воспитанием у военнослужащих высокой сознательности;  • систематичность, регулярность и последовательность упражнений, что позволяет вырабатывать у военнослужащих привычку четко, повседневно выполнять указания командиров, требования присяги и уставов;  • настойчивость и выдержка в выработке привычек у военнослужащих, предъявления к ним постоянной требовательности;  • всесторонний учет индивидуальных особенностей и возможностей военнослужащих, поддержание их усилий по выработке положительных качеств, что позволяет воспитателю добиваться в короткий срок значительных результатов в работе с подчиненными.

В воспитании упражнение выступает не столь непосредственно, как в обучении при выработке навыков. Оно осуществляется через постановку и решение определенных задач. Для того чтобы выработать у человека смелость, настойчивость, инициативу, его надо ставить в такие условия, когда он вынужден проявлять данные качества.  Благодаря упражнению у людей формируются также и многообразные привычки: профессиональные, нравственные, гигиенические, которые весьма устойчивы и накладывают отпечаток на характер.  Большую роль в воспитании волевых качеств, положительных привычек играет строгий уставной порядок, четкий распорядок дня, правильная организация боевой подготовки, быта и отдыха военнослужащих.

Методы поощрения и принуждения в воспитании

Для закрепления положительных привычек и лучших качеств военнослужащего применяется оценочно-стимулирующий метод поощрения. Оно определяет мер педагогического воздействия, выраженную в положительной оценке воспитателями боевой учебы, службы, ратного труда, поведения военнослужащего, и побуждает его к дальнейшим успехам.  Прямое назначение мер поощрения состоит в том, чтобы подействовать на чувства военнослужащих и тем самым вызвать у них состояние удовлетворенности своими поступками и действиями, уверенность в своих силах, чувство радости и гордости.

Поощрить военнослужащего – значит вызвать у него желание и дальше действовать правильно, умело, инициативно. С помощью различных мер поощрения командир, как правило, добивается закрепления положительных качеств у подчиненных. Если поощрения применяются умело, то под их влиянием у военнослужащих постепенно формируется устойчивая потребность всегда поступать правильно, совершать благородные поступки.  При применении командирами мер поощрения необходимо избегать ряда типичных ошибок. Основные из них таковы:

  • слишком частые поощрения;
  • формулировки основания для поощрения нередко бывают общими;
  • низкая популяризация отдельными командирами отличившихся и поощренных военнослужащих.

Метод поощрения эффективен, если применяется правильно и сочетается с другими методами и приемами воспитательного воздействия.  Принуждение – метод воспитания, представляющий собой систему дисциплинарных педагогических воздействий на военнослужащих, недобросовестно относящихся к выполнению служебных обязанностей, нарушающих воинскую дисциплину и общественный порядок, с целью побудить их выполнять воинский долг и исправить свое поведение.  Принуждение может выражаться в форме приказа, категорического требования, предупреждения о привлечении к дисциплинарной ответственности, осуждения на собрании личного состава.

Назначение взыскания состоит в том, чтобы побудить военнослужащего, нарушившего дисциплину, глубоко прочувствовать свою вину, пережить угрызение совести и вызвать у него стремление исправиться. Наложение взыскания на одного военнослужащего должно предупреждать проступки со стороны других. Применять на практике метод принуждения – это не просто объявлять взыскания. Здесь требуется большое педагогическое искусство.

При правильном применении принуждение:

  • развивает у военнослужащих чувство долга, усиливает их ответственность за свои поступки и действия, за состояние дисциплины подразделения;
  • приучает к самоконтролю, преодолению соблазнов, закаляет волю;
  • порождает потребность устранить недостатки;
  • подвигает к улучшению самодисциплины, формирует уважение к воинскому порядку;
  • укрепляет авторитет командира и воинского коллектива.

Основные средства принуждения: осуждающий взгляд командира, замечание; упрек, напоминание об обязанностях службы; запрещение, категорическое требование; приказ и приказание (если они противоречат внутренней позиции военнослужащего); низкие оценки на занятиях, зачетах, проверках; осуждение командиром проступков нарушителя перед строем, на служебном совещании; критика нарушителей на собраниях личного состава, в стенной печати; отстранение от ответственного дела; предупреждение о наказании в дисциплинарном порядке; наложение дисциплинарного взыскания и др.

Требовательность и меры дисциплинарного воздействия командира должны поддерживаться коллективом подразделения.

Также должна быть правильная постановка дисциплинарной практики.

Во избежание ее искажений каждому командиру важно знать и руководствоваться следующими правилами:

  • не надо спешить подвергать подчиненных дисциплинарным взысканиям, пока не исчерпаны другие меры принуждения;
  • всякое взыскание должно соответствовать степени вины и тяжести совершенного проступка, объявляться с учетом прежнего поведения провинившегося, времени нахождения его на службе и знания им службы;
  • частые взыскания становятся привычными для подчиненных;
  • наложенное взыскание следует обязательно приводить в исполнение;
  • к подчиненным, получившим взыскания, надо относиться особенно внимательно, замечать и поддерживать их стремление к исправлению.

Частные методы и приемы воспитания   Соревнование – помещение военнослужащего в определенные условия, когда он может сравнить свою деятельность с результатами сослуживцев. Соревнование позволяет активизировать военнослужащих, сплачивает коллектив, способствует достижению высоких результатов.

Общественное мнение – побуждение военнослужащих к выражению определенного отношения к поведению военнослужащего, нацеленное на создание у него внутренней установки к определенному вида деятельности.   Создание ситуации успеха – помещение военнослужащего в такие условия, в которых у него в значительной степени повышается эффективность деятельности, в результате чего военнослужащий повышает свой статус, самооценку и т. д.   Доверие заключается в стремлении офицера опереться на положительное в личности военнослужащего. Оно оказывает сильное моральное воздействие на подчиненного.

Военнослужащий, почувствовав доверие со стороны командиров и начальников, становится более отзывчивым, требовательным к себе, начинает реагировать на любое моральное воздействие. Используя положительные качества, офицер приобщает подчиненных к активной деятельности, отвечающей его способностям и возможностям. Доверие, оказанное военнослужащему, умножает его силы, порождает стремление непременно оправдать надежды командира и коллектива.

Основан такой метод на силе психологического эффекта, вызываемого открытым выражением веры в силы и возможности военнослужащего.  Основное содержание метода «реконструкции характера» заключается в выявлении и развитии тех положительных качеств военнослужащего, которые можно использовать в перестройке характера, при прогнозировании позитивного поведения личности на основе выявленных качеств, при прогнозировании в процессе видоизменения отрицательных качеств, которые военнослужащий ложно понимает как позитивные, в положительные (самоуверенность – в уверенность, критиканство – в критичность и др.).

Метод «взрыва» заключается во внезапном раскрытии перед военнослужащим содержания его отклонений в поведении от уставных норм в такой форме, которая побудила бы его сделать педагогически и социально целесообразный выбор. Военнослужащему уже очевидна неприглядность своего поведения, что помогает ему искоренить различные отклонения в поведении.

Метод разрыва (прекращения) нежелательных контактов «трудного» военнослужащего заключается в перемещении последнего внутри коллектива подразделения, переводе его в другое подразделение, в другую часть.

Метод критики состоит в осуждении поведения или установок военнослужащего со стороны с указанием причин и последствий. Критика должна быть конкретной, конструктивной и направлена не на подавление личности военнослужащего, а на оказание ему помощи в выявлении имеющихся недостатков и упущений. Войсковая практика показывает, что наибольший эффект имеет критика с опорой на положительные качества личности.

Метод самокритики связан с осознанием самим военнослужащим имеющихся недостатков и стремлении их исправить.   Таким образом, воспитательный процесс в подразделении (части) должен быть по своей сущности, содержанию и методам адекватным и единым. Реализация методов всеми субъектами воспитания ориентируется на решение собственно воспитательных задач, а также на проникновение во все сферы жизнедеятельности армейской организации для достижения ее социально значимой ценности и оптимального состояния.

Оценить эту статью:
(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *