ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия  по общественно-государственной подготовке

с прапорщиками  войсковой части

 

ТЕМА: «Основные направления и способы обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации. Формы и методы работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в подразделениях».

Воспитательные цели:

—    воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

—    формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу.

Учебные цели:

— поощрять стремление военнослужащих эффективно выполнять свои служебные обязанности, совершенствовать профессиональные навыки;

— ознакомить военнослужащих с основными способами обеспечения законности и правопорядка в ВС РФ

 

Дата: __________

Время: 2 часа.

Метод проведения: лекция.

Учебные вопросы:

  1. Понятие законности и правопорядка.
  2. Воинский правопорядок и способы его обеспечения в Во­оруженных Силах РФ.

Рекомендуемая литература:

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрат, 1998.
  2. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004.
  3. Иванов В., Хачатарян А. Уголовная ответственность военнослужащих/ Ориентир. – 2002. — №5.
  4. Мугинов Р. Законность и правопорядок: основные направления и способы их обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации. / Ориентир. – 2002. –

№ 1.

  1. Правоведение/ Под ред. Проф. М. В. Смоленского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Методические рекомендации:

Во вступительном слове лектору необходимо указать на актуальность изучаемой темы, отметить важность повышения юридической грамотности военнослужащих.

При рассмотрении первого вопроса надлежит сделать акцент на понятиях законности и правопорядка как важных принципах построения правового государства, при этом особо подчеркнуть значение правопорядка.

В ходе изложения второго вопроса важно раскрыть сущность воинского правопорядка как составной части общего правопорядка и подробно рассмотреть вопросы соблюдения законности и правопорядка в конкретной воинской части, раскрывая особенности, которые более характерны для данного региона, рода войск, категории военнослужащих.

В заключительном слове необходимо подвести итоги занятия и сделать краткие выводы. Ответить на вопросы слушателей и дать рекомендации для проведения семинарских занятий и бесед.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1

Законность и правопорядок в Вооруженных Силах РФ обеспе­чиваются деятельностью военных судов, которые, являясь органа­ми судебной власти, пресекают посягательство на безопасность государства, боеспособность его армии и установленный в ней воинский правопорядок. Арбит­ражные суды участвуют в обес­печении законности в экономи­ческой, хозяйственной сферах деятельности Вооруженных Сил РФ, органов военного управле­ния. Все это можно назвать пра­воохранительной деятельностью. Она реализуется органом, спе­циально на то уполномоченным государством.

Правоохранительная деятельность может осуществляться как государственными структу­рами (органы юстиции, внут­ренних дел и т.д.), так и негосу­дарственными   организациями (адвокатура, частные охранные структуры); в рамках как сугубо централизованных подсистем (прокуратура, налоговая поли­ция), так и действующих авто­номно (суд, органы охраны по­рядка местного самоуправле­ния); не только гласно, но и с использованием негласных методов   работы   (оперативно-ро­зыскная деятельность).

Контрольную функцию за соб­людением принципов законнос­ти выполняет прокурорский над­зор. В Вооруженных Силах РФ его осуществляют Генеральный прокурор Российской Федера­ции и подчиненные ему воен­ные прокуроры в пределах своей компетенции.

 

Законность — основа нормальной жиз­недеятельности правового государства, всех звеньев его политической системы, возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом.

Другими словами, законность есть точное и неуклонное соблю­дение Конституции, соответству­ющих ей законов, принятых на их основе подзаконных нормативных актов всеми органами государ­ства, учреждениями, обществен­ными организациями, должност­ными лицами и гражданами.

Важное значение для практи­ки укрепления законности имеет вопрос о разграничении прин­ципов и требований законности. Принципы законностиэто ос­новные идеи, начала, выражаю­щие содержание законности, а требования законности — поло­жения правовой жизни общества, без которых реальная закон­ность невозможна (см. схему 1). Причем с развитием правовой науки количество принципов остается неизменным, а число требований возрастает.

При таком ее можно выделить четыре принципа закон­ности: верховенство закона, един­ство, целесообразность и реаль­ность законности.

1.Верховенство закона по отно­шению ко всем другим правовым актам.. В правовом государстве закон обладает высшей юриди­ческой силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо законодательно не отрегулированы. При этом они должны издавать­ся в строгом соответствии с за­коном и на его основе. Чаще этот принцип сводят к более узкой трактовке — законы и иные акты государства не должны противоречить Консти­туции РФ, принятой народом на референдуме и обладающей выс­шей юридической силой.

  1. Единство понимания и при­менения законов на всей террито­рии их действия. Законы федера­тивного государства имеют оди­наковую силу на территории всех государственных образова­ний, входящих в состав федера­ции. Единое понимание сущ­ности и конкретного содержа­ния законов   обеспечивает   законность правоприменительной деятельности компетентных ор­ганов и должностных лиц. Ина­че говоря, этот принцип означа­ет, что Конституция РФ и Феде­ральные законы действуют на территории всей Российской Федерации, а законы субъектов Федерации, действующие только в пределах их территории, не должны противоречить феде­ральной Конституции и Феде­ральным законам.
  2. Недопустимость противопос­тавления законности и целесооб­разности.  Противопоставление недопустимо прежде всего пото­му, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них мак­симально отражаются как обще­ственные, так и индивидуальные интересы людей.

Никакие отступления от зако­на не могут быть оправданы тем, что его соблюдение в данном случае нецелесообразно. Целе­сообразность — это деятельность в пределах закона, так как имен­но в нем должны быть закрепле­ны наиболее целесообразные и справедливые предписания.

  1. Реальность законности. Под этим принципом подразумевают достижение  фактического   ис­полнения   правовых   предписа­ний во всех видах деятельности и   неотвратимости   ответствен­ности за любое их нарушение.

К требованиям законности относятся:

  1. Приоритет международного права перед внутригосударствен­ным правом. Это положение за­фиксировано в п. 4 ст. 15 Конс­титуции  РФ.  Согласно  ему не должны   приниматься   законы, противоречащие   общепризнан­ным   нормам   международного права и международным догово­рам РФ.
  2. Равная возможность   всех граждан   пользоваться   защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (ра­венство всех перед законом и су­дом). Прочный и эффективный режим   законности   в  обществе возможен только в условиях ра­венства всех людей перед зако­ном и судом. С одной стороны, субъекты права должны в пол­ном   объеме   выполнять   возло­женные   на   них   обязанности, подчиняться требованиям зако­на. С другой стороны, государ­ство обязано создавать все необ­ходимые   условия   для   осущес­твления их законных прав и ин­тересов.

Это требование означает, что у всех граждан должна быть рав­ная возможность пользоваться защитой закона и равная обя­занность соблюдать его, невзи­рая на должностное, имущест­венное и социальное положение, национальную и религиозную принадлежность и другие отли­чия.

  1. Осуществление прав и свобод человеком не  должно   нарушать права и свободы других лиц. В ус­ловиях  правовой   государствен­ности   это   требование    имеет принципиальное значение, пос­кольку свобода одного человека не   может  быть  реализована   в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления  прав од­них за счет прав других граждан государства.
  2. Предотвращение и эффектив­ная борьба с правонарушениями — важное требование законности. Правовое государство создает необходимые материальные, по­литические, социальные и дру­гие предпосылки для предотвра­щения и пресечения правонару­шений. Благоприятные матери­альные условия жизни, социаль­ная защищенность населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу ре­жима законности.

Непосредственная защита ин­тересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осущес­твляется специальными право­охранительными органами: су­дом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая закон­ное функционирование общест­венных отношений, эти органы в необходимых случаях приме­няют к правонарушителям раз­личные меры государственного принуждения.

  1. Неразрывная связь закон­ности и  культуры.   Режим   за­конности немыслим в общест­ве с низким уровнем общей и особенно   правовой   культуры. Правовая   культура   как   часть общей  культуры и предполагает наличие правовых знаний, по­нимание социальной ценности права, оценки правовых требо­ваний   как   целесообразных   и справедливых,    уважительное отношение к законам и добро­вольное и сознательное их соб­людение.

Таким образом, режим закон­ности означает такое состояние общественной жизни, при ко­тором участники правоотноше­ний свободно реализуют при­надлежащие   им   юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в общест­ве складывается правовой поря­док, являющийся целью право­вого регулирования обществен­ных отношений.

Особенность правопорядка как специфической системы обще­ственных отношений выражает­ся в том, что основывается он на правовых нормах и в силу этого охраняется государством. Право­порядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Например, определенная часть обществен­ной жизни находится в сфере действия норм морали, различ­ных общественных организаций и других не правовых норматив­ных регуляторов.

Если законность представляет из себя требование всеобщего соблюдения законов, то право­порядок — есть реализация это­го требования. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. В условиях стабильного правопорядка эф­фективно функционирует эко­номика, достигается гармония в действиях законодательной, ис­полнительной и судебной влас­тей, активно осуществляется деятельность различных обще­ственных и частных организа­ций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности. Составной частью общего правопорядка является воинский правопорядок.

 

Правопорядок – это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.

2

Воинский правопорядок фор­мируется на основе общих принципов права, отражает оп­ределенные потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функциони­ровать.

Поскольку Вооруженные Си­лы — это специфическая государственная организация, специ­ально предназначенная для веде­ния вооруженной борьбы, то обеспечение ее деятельности значительно отличается от пове­дения других участников обще­ственных отношений, не входя­щих в состав данной организа­ции. Этим объясняются особен­ности и специфические черты воинского правопорядка.

 

Воинский правопорядок  — это такая система отношении, которая складыва­ется между субъектами военного права в результате строгого и точного осуще­ствления ими предписаний военно-пра­вовых норм.

 

Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечи­вают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различают социально-экономические, политические, юридические и идеологические гарантии законности и правопо­рядка (см. схему 2).

К социально-экономическим гарантиям следует отнести ус­тойчивость, стабильность, упо­рядоченность социально-эконо­мической системы, поступа­тельность ее развития, рост об­щенационального дохода и на этой основе рост материальной обеспеченности людей. Матери­ально обеспеченный и социаль­но защищенный индивид, как правило, сообразует свое пове­дение с правом, поскольку его интересы гарантируются режи­мом законности.

Политическими    гарантиями являются все элементы полити­ческой системы общества, ко­торые поддерживают и воспро­изводят общественную жизнь на основе юридических зако­нов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общест­венные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть звенья современ­ной политической системы об­щества, в интересах своего жиз­необеспечения всемерно под­держивают необходимый режим законности и стабильность пра­вопорядка. Те политические организации или отдельные по­литические деятели, которые противопоставляют себя поряд­ку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

К юридическим гарантиям от­носится деятельность государ­ственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и право­порядка. Ее осуществляют зако­нодательные, исполнительные и судебные органы государствен­ной власти. Основные направле­ния борьбы с правонарушения­ми формируют законодательные органы,   издавая   соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридичес­кую ответственность за проти­воправные действия. Непосред­ственную же работу по профи­лактике и пресечению правона­рушений осуществляют правоох­ранительные государственные органы.

Защитно-восстановительные меры направлены на восстановление нарушенных прав граждан и организаций. Они осуществля­ются, как правило, по инициа­тиве самих субъектов нарушен­ных прав, по их жалобам и заяв­лениям.

К мерам надзора и контроля прежде всего следует отнести контроль за соблюдением Конс­титуции РФ, осуществляемый Конституционным Судом Рос­сийской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).

Идеологи

 

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)