Основные направления военно — технического развития России

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

с личным составом

 

ТЕМА: «Основные направления военно — технического развития России».

Дата проведения:

Время проведения: 1 час.

Место проведения: комната досуга.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

Новые политические задачи государства, появление новых источников внешней опасности, изменение уровня производства и техники, средств вооруженной борьбы, преобразования в общественном и государственном строе вызывали необходимость коренных преобразований в военной сфере. Такие существенные преобразования военной системы государства называют военной реформой. В многовековой истории Вооруженных Сил России можно вспомнить как далекие военные реформы, так и проводившиеся в нынешнем столетии. Отечественные историки выделяют следующие военные реформы: военная реформа Ивана IV (1550-1557 гг.), военные реформы Петра I (1698-1721 гг.), военные реформы Д.А. Милютина (1862-1874 гг.), военные реформы 1905-1912 гг., военная реформа в СССР (1924-1925 гг.). Все они были вызваны объективными причинами и содержали меры по дальнейшему укреплению вооруженных сил, коренным преобразованиям в военно-политической, военно-правовой, военно-технической, военно-научной и собственно военной сферах.

В настоящее время перспективы развития Вооруженных Сил также напрямую связаны с успешным проведением начавшейся военной реформы.

Кризис в экономической, политической и духовной сферах нашего общества отразился и на состоянии Вооруженных Сил, их боеспособности. Это вызвало необходимость приведения армии и флота в соответствие с финансовыми и экономическими возможностями государства и угрозами его военной безопасности.

Основными причинами реформирования Вооруженных Сил являются:

  1. Изменение геостратегического положения России. Рубеж 90-х гг. ознаменовался началом новой эпохи в российской истории и истории Вооруженных Сил. Она была связана, в первую очередь, с распадом единого советского государства, роспуском военно-политической организации социалистических государств – Варшавского Договора, прекращением глобальной военной конфронтации. Угроза общемировой войны отодвинулась и хотя не исчезла совсем, но существенно уменьшилась. В то же время резко возросла угроза локальных региональных военных конфликтов на базе национально-этнических, религиозных и территориальных противоречий. Обострилась борьба за доступ к перспективным источникам сырья, рынкам сбыта. Усилилась опасность распространения ядерного и других видов оружия массового уничтожения, терроризма, незаконного оборота оружия и наркотиков, техногенных катастроф.

С завершением эпохи противостояния Россия оказалась вовлеченной в мировое экономическое пространство, где особенно привлекательно выглядят ее природные и энергетические ресурсы: 15-20% мировых прогнозируемых запасов нефти, 42% – газа, 43% – угля, 25% – древесины.

  1. Кризисное положение в стране требует приведения Вооруженных Сил в соответствие с ее экономическими возможностями.

Военные расходы России составляют около 4% от годового бюджета страны, в то время как доля ее в мировом экономическом производстве составляет лишь 2%. Анализ состояния Вооруженных Сил, проведенный в середине 90-х годов XX века показал, что их структура, боевой состав, уровень боевой подготовки, технической оснащенности вошли в противоречие с финансово-экономическими возможностями государства. Уровень финансирования не мог удовлетворить потребности повседневного функционирования такой военной организации в существующих структуре, численности и составе. Из общей суммы расходов на Вооруженные Силы – 70% шло на денежное довольствие, зарплату и продовольственное обеспечение. При этом уровень денежного довольствия не соответствовал сложности, напряженности, значимости и высокой ответственности воинской деятельности. Почти 100 тысяч семей военнослужащих не имели жилья, катастрофически не хватало средств на боевую подготовку, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, закупку вооружения и военной техники.

  1. Объективная необходимость и безотлагательность реформирования военной организации государства связаны и с рядом демографических ограничений. В настоящее время при значительных людских ресурсах на военную службу приходит лишь четвертая часть призывников. Вследствие этого в армии и на флоте отмечается большой некомплект рядового и сержантского состава, что снижает уровень боевой готовности.

Ситуация с комплектованием воинских частей усугубляется наличием воинских формирований еще у нескольких министерств и ведомств, также претендующих на призывной контингент. Жизнь диктует необходимость резко уменьшить число федеральных ведомств, имеющих воинские формирования, решительнее переходить к смешанной, а затем и контрактной системе комплектования частей. При сокращении Вооруженных Сил эта перспектива становится вполне реальной, позволяющей в ближайшие годы перейти к профессиональной армии.

Таким образом, Россия самой жизнью поставлена перед объективной и насущной необходимостью кардинальной военной реформы. Изменения в геополитической ситуации, в государственном устройстве, экономике, в духовной и демографической сферах требуют глубоких преобразований военной организации государства.

Главная цель проводимой реформы – создание компактных, эффективных Вооруженных Сил, способных обеспечить выполнение различных задач по обеспечению военной безопасности. Суть военного реформирования может быть выражена в афоризме: «хороша не та армия, которая дерется, а та, которая самим фактом своего существования не только сдерживает нападение, но и не допускает возникновения самой мысли о возможности агрессии”.

I этап (1997 — 2000 гг.) включает решение следующих задач: В 1997 году после объединения Ракетных войск стратегического назначения, Военно-космических сил и войск ракетно-космической обороны ПВО был создан качественно новый тип Вооруженных Сил – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Они состоят из ракетных армий, воинских частей и учреждений запуска, управления космическими аппаратами, а также объединений и соединений войск ракетно-космической обороны. Такая реорганизация позволила повысить эффективность возможного применения РВСН на 20% и дала экономический эффект, превышающий 1 трлн. рублей.

В 1998 году завершено объединение Военно-воздушных сил и Войск противовоздушной обороны в единый вид Вооруженных Сил – Военно-воздушные силы.

К 1999 году численность армии и флота сокращается до 1,2 млн. человек. Это оптимальное количество личного состава с экономической и собственно военной точки зрения позволит обеспечить надежную оборону Российского государства. Оборонная мощь нашей страны будет определяться не численностью Вооруженных Сил, а их высокой боевой готовностью, технической оснащенностью и мобильностью.

В условиях проводимой реформы осуществлен переход от существовавшей ранее пятивидовой к четырехвидовой структуре. С 1998 года Вооруженные Силы РФ имеют четырехвидовую структуру и представлены следующим образом: Ракетные войска стратегического назначения, Военно-воздушные силы, Сухопутные войска и Военно-Морской Флот.

Проводимые мероприятия по реформированию глубоко затрагивают все 4 вида Вооруженных сил. В Сухопутных войсках будет уменьшено количество дивизий до 10, полностью укомплектованных и боеготовых, одна из которых будет предназначаться для выполнения миротворческих функций.

Военно-Морской Флот в целом сохраняет свою структуру: остаются 4 флота – Северный, Балтийский, Тихоокеанский и Черноморский, а также Каспийская флотилия. Реформирование флота осуществляется по линии концентрации сил и средств на основных океанских и морских направлениях. Флот оставит на вооружении наиболее эффективные корабли, подводные лодки и соответствующие силы обеспечения. Значительно возрастет роль морской авиации.

С 1998 года началось сокращение числа военных округов до 6 (Во времена существования СССР таковых насчитывалось 16). В соответствии с «Основами (Концепцией) государственной политики по военному строительству на период до 2005 года” формируется новая система военного административного деления страны. Вместо военных округов, округов внутренних войск и пограничных округов будут созданы 6 стратегических направлений: Северо-Западное (на территории Ленинградского военного округа), Западное (Московского ВО), Юго-Западное (Северо-Кавказский ВО), Центрально-Азиатское (объединенные Приволжский и Уральский военные округа), Сибирское (Сибирский и Забайкальский военные округа) и Дальневосточное (Дальневосточный ВО). На каждом направлении формируются стратегические командования, в подчинение которых переходят все войска всех силовых ведомств, расположенные на их территории.

Определена ведущая роль каждого из ведомств при решении конкретных задач. Так, Министерство обороны отвечает за оборону страны на суше и на море, а также защищает госграницу в воздухе и под водой. При вторжении интервентов на территорию страны, именно оно будет руководить всеми войсками.

II этап реформы (2000-2005 гг.) предусматривает качественное совершенствование сокращенных армии и флота. Планируется осуществить переход к трехвидовой структуре Вооруженных Сил по сферам их применения: суша, воздух и космос, море. Большое внимание будет уделено разработке новых образцов вооружений с последующим масштабным перевооружением армии, флота и других войск на боевую технику ХХI века.

В последующем предполагается ликвидировать, как самостоятельную структуру РВСН и перейти к трехвидовой структуре (по сферам применения войск: суша, море, воздух и космос), а в конечном итоге –  к двум компонентам: Стратегическим силам сдерживания (ССС) и Силам общего назначения (СОН).

Именно с реформой Вооруженных Сил сегодня связаны перспективы успешного обеспечения защиты Отечества. Воины должны осознавать объективную необходимость реформирования, вызванную изменением геостратегического положения России, военно-политической ситуации; экономическими и демографическими факторами.

Защита Отечества, реформа Вооруженных Сил Российской Федерации являются нашей общей заботой, делом чести и совести каждого военнослужащего. Вклад каждого воина в решении этих ответственных государственных задач в решающей степени зависит от того, насколько глубоко усвоены, осознаны и выполняются предъявляемые к нему законами, воинскими уставами, командирами и начальниками требования.

Президент РФ В. Путин отметил: «Мы должны последовательно укреплять наши Вооруженные силы, при этом соизмеряя наши задачи с возможностями национальной экономики, а также с характером потенциальных угроз и динамикой международной обстановки».

В настоящее время плановым порядком происходит переоснащение ряда частей и соединений новыми и модернизированными образцами вооружения и военной техники, которая призвана стать основой систем вооружения вплоть до 2020 года.

Реализуется Государственная программа вооружений на 2007 – 2015 годы (ГПВ-2015), утвержденная в 2006 году Указом Президента РФ. Ее замысел предусматривает сосредоточение основных усилий на наиболее проблемной и ресурсоемкой задаче обеспечения ВС РФ и других силовых ведомств на новые образцы военной техники и вооружений.

Большая часть расходов ГПВ-2015 идет на серийные закупки нового вооружения и техники. Чтобы эффективно использовать эти средства, контракты будет заключать новое специализированное агентство, которому все силовые структуры делегируют часть своих функций, связанных с размещением заказов и оплатой контрактов.

Доля расходов ВС составляет около 83% от общих объемов ГПВ-2015, при этом пятая часть идет на развитие стратегических вооружений. В отношении стратегических вооружений программой предусматривается повышение уровня оснащенности всех компонентов ядерных сил до уровня 60 – 80%. При этом основу ядерной триады будут составлять новые ракетные комплексы наземного («Тополь-М») и морского базирования («Булава»). Планируется разработка перспективных комплексов стратегического высокоточного оружия и боевого оснащения ракетных комплексов, которое обеспечит преодоление любых систем противоракетной обороны.

В части вооружений общего назначения в качестве очередной задачи определено значительное повышение боевого потенциала сил общего назначения и прежде всего частей постоянной готовности.

Созданный научно-технический задел позволит перераспределить бюджетные средства в пользу серийных закупок вооружения и военной техники общего назначения и обеспечить за счет этого поставки в войска уже не отдельных образцов, а сразу целых комплектов. В рамках ГПВ-2015 предусматривается комплектное оснащение около 200 частей и соединений.

В Сухопутных войсках и ВДВ планируется переоснастить до 5 соединений на ракетные комплексы «Искандер-М», 2 соединения на новые боевые машины реактивной системы залпового огня «Ураган-1М», 45 танковых батальонов, более 170 мотострелковых батальонов на новые и модернизированные боевые машины пехоты (десанта) и бронетранспортеры.

В Военно-воздушных силах для переоснащения планируются поставки около 120 новых и более 400 модернизированных авиационных комплексов фронтовой авиации, более 30 новых и 150 модернизированных самолетов военно-транспортной авиации.

В войсках противовоздушной обороны планируется переоснастить 9 зенитных ракетных полков новыми зенитными ракетными системами типа С-400 и один зенитный ракетный полк – новым зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-С».

В военно-морских силах общего назначения намечается ввести в боевой состав флота 2 перспективные многоцелевые атомные подводные лодки типа «Северодвинск», 4 дизельные подводные лодки типа «Лада», 15 боевых надводных кораблей новых проектов и 3 боевых катера различных проектов. Всего в боевом составе флота к 2016 году будет находиться более 170 кораблей.

Согласно ГПВ-2015 орбитальная группировка военного назначения будет функционировать в составе 80 космических аппаратов разведки, связи, топогеодезического, метеорологического и навигации новых типов. Планируется завершение работ по созданию ракеты-носителя среднего класса  «Союз-2» и семейства тяжелых ракет-носителей, запуски которых будут осуществляться с территории РФ.

С учетом имеющегося в наличии вооружения и военной техники и запланированных мероприятий по войсковому ремонту ГПВ-2015 позволит довести число соединений и частей постоянной готовности до 600.

Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2007 – 2010 годы и на период до 2015 года».

Эта программа предусматривает:

— техническое переоснащение предприятий оборонно-промышленного комплекса, развитие ресурсно-сырьевой базы для производства стратегических и дефицитных авиационно-космических материалов;

— сохранение и развитие промышленных технологий для обеспечения возможности разработки и производства существующих, модернизируемых и перспективных  образцов вооружения;

— развитие и техническое переоснащение испытательной базы;

— совершенствование экономических и бюджетных механизмов стимулирования исполнителей оборонного заказа в качественном и своевременном выполнении государственных контрактов.

Реализация Программы вооружения и Федеральной целевой программы развития ОПК позволит обеспечить сохранение наукоемких, высокотехнологичных и конкурентоспособных отраслей и предприятий различных секторов экономики, их загрузку и новые ориентиры для проведения структурной перестройки ОПК и его производственно-технологической базы.

 

Оценить эту статью:
(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *