ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с офицерами и прапорщиками войсковой части 

 ТЕМА: «Основные причины и пути преодоления семейных конфликтов».

 

 

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 1 час.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: клуб, класс ВР.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: ______

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Психология семейной помощи.

ЛИТЕРАТУРА: Газета «Красная звезда» от 03.04.04 г.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В данной работе приведем комплексную системную модель оказания помощи семьям военнослужащих, направленную на преодоление семейных проблем, недопущение негативных деструктивных тенденций их развития и достижение гармоничных благоприятных зрелых семейных взаимоотношений.

Совместная семейная помощь рассматривается как вид психологической помощи, во время которого взаимно с супругом (-ой) происходит преодоление семейных проблем с применением доступных понятных обеим психологических форм и методов, соблюдением необходимых правил зрелой семейной жизни. Совместная помощь направлена на разрешение таких семейных проблем как кризисы, конфликты и некоторые трудности.

Основными условиями помощи являются взаимные желания решать семейные проблемы, действенное участие, активность, корректность и стремления к максимальному взаимовыгодному компромиссу супругов.

В психологии семейных отношений можно предложить несложные практические принципы разрешения конфликтов, трудностей в семьях военнослужащих. Они следующие:  не ворчать по поводу и без причины, организуя общение между супругами;  не пытаться сходу перевоспитать  других, поскольку любой имеет право отстаивать свою индивидуальность;  не увлекаться критикой друг друга;  искренне восхищаться достойными качествами своего партнера, ребенка;  уделять близким, родным и вообще окружающим людям постоянное внимание; быть предельно вежливым к другому с правом ожидания вежливости от него.

Для снятия напряженности, создания ситуации выбора и нахождения оптимального решения следует создавать ряд условий разрешения конфликтов, трудностей в семьях военнослужащих: управление негативными эмоциями; «сужение” пространства спора до минимума; стремление, умение понять и принять позицию друг друга; осознание того, что в конфликтах практически нет правых; умение и стремление решать проблему с позиции доброты; недопустимость навешивания различных ярлыков в отношениях партнеров; замена традиционного вопроса «Кто виноват?” конструктивным «Как нам быть?”; частое использование юмора, шуток предельное понимание смысла споров, столкновений, ссор — во имя единения членов семейной системы.

Специалисты по семейным проблемам выделяют типичные методы разрешения семейных трудностей, которые могут применяться в семьях военнослужащих: объяснение (спокойный разговор о создавшейся ситуации в корректной форме с выяснением причин и их преодоления); избегание конфликта (стремление всякого воздержания от конфликтных ситуаций); уход от конфликта (уход от разрешения возникшего противоречия); сглаживание (позволяет снять напряженность, добиться нормальных отношений); адекватное реагирование на любую семейную проблему с одновременной тенденцией учиться на чужих ошибках; интуитивная уступка (уступчивость супругов в сложных и простых ситуациях семейной жизни); компромисс (умение сделать шаг навстречу друг другу, видоизменить свои взгляды, позиции и открытый поиск наиболее удобного для обоих сторон решения).

Тактика разрешения конфликтов в семьях не представляет особой сложности и может иметь алгоритм:              в супружеской паре необходимо поддерживать чувство личного достоинства мужа и жены; постоянно демонстрировать взаимное уважение и признательность; стремиться  вызвать подъем, энтузиазм у другого супруга, сдерживая и усмиряя в себе проявления раздражительности, злобы, гнева;            не акцентировать внимания на ошибках и просчетах своего партнера;        не упрекать прошлым вообще и прошлыми ошибками в том числе; снимать или тормозить нарастающее психическое напряжение различными вариантами юмора, шутками; разрешать назревающие конфликты, трудности отвлечением на другие безопасные темы, методическими переключениями внимания;    не развивать в себе подозрения в неверности и измене партнера, сдерживать себя от самообвинений, ревности, мнительности; помнить, что в брачной и семейной жизни в целом необходимы крайнее терпение, снисходительность, доброжелательность, внимание и др. положительные качества.

Во всяких способах совместной семейно-психологической помощи главенствующее положение занимает проблема выработки неповторимого вербального и невербального стиля общения  офицера и его жены, умение разговаривать друг с другом и слышать друг друга. Во-первых, появляется реальная возможность быть понятым и желание делиться своими переживаниями с близким человеком. Во-вторых, партнер говорит о своих переживаниях, оценивает их словами, сам начинает лучше понимать и оценивать себя.

Искусность в переговорах (разговоре, беседе) супругов означает: выражение своей эмпатии; заботу о себе; возможность выиграть другому; размышления о будущем; исключение занятий одновременно несколькими делами; завершение процесса; удержание в памяти своих нужд; высказывание чего-нибудь приятного, доброго; попытку избежать соревнования; исключение обособления кого-либо из партнеров; показ своего интереса; сохранение объективности; остановку и выслушивание; исключение усложнения (стремление к простоте); избегание чувства вины; проявление прямоты, открытости.

Особого внимания в силу своей опасности для семьи в целом заслуживает короткое рассмотрение вопроса об изменах. В целях сохранения супружеской жизни  офицеру и его жене в случае измены и предотвращения распада семьи можно применять специфические шаги-правила обоюдного действия супругов.

Шаг 1. Прежде всего задать себе вопрос «Хотите ли вы сохранить брак?”. Выдержать семейную бурю, не поддаваться искушению обвинить во всем другую сторону, принять тезис о том, что не один изменивший супруг во всем виноват.

Шаг 2. Не откладывайте все на будущее, если вы узнали об измене. В случае желания снова соединиться, необходимо предпринять определенные действия. Например, жене занять более твердую, независимую позицию, возможно отделиться на время от мужа до того момента, пока они не разрешат конфликтную ситуацию. Главное — продемонстрировать определенный период изменившему супругу непримиримость к измене.

Шаг 3. Найти хорошего семейного консультанта — специалиста по семейным проблемам. Скорее всего вы не сможете самостоятельно покончить с изменой сами и быстро ее разрешить, т.к. потребуется объяснения арбитра — специалиста.

Шаг 4. Предпринять искренние усилия супругам по изменению своего поведения к лучшему и   другого.

Шаг 5. Осознание, что это будет нелегко и требует больших душевных усилий. Это долгий и трудный процесс восстановления отношений. Примечательного, что, например, после возвращения изменившей жены в семью бывший любовник может не искушать ее при условии удовлетворения ее потребностей мужем.

Шаг 6. Брак и любовь могут стать крепче, чем когда бы то ни было, если супруги станут полностью контролировать себя, свои последующие действия. Важно понять и осознать, что как только они выдержали самое худшее, то чувствуют улучшение их взаимоотношений, а не разрушение. Возможно обнаружение новых любовных чувств.

Важнейшей проблематикой, типичной группой семейных проблем военнослужащих, имеющих особое значение в их семейной жизни и определяющих ее будущее, являются трудности (конфликты) репродуктивно-воспитательной сферы, проблемы различия взглядов на воспитание детей, а также соблюдение основополагающих рекомендаций и советов демократической воспитательной модели Любви и Свободы, предложенной отечественным специалистом — профессором Азаровым Ю.П. (1993) позволяет успешно предвидеть, преодолевать и решать упомянутые выше семейные затруднения.

Базальные принципы педагогики в семьях военнослужащих имеют следующие содержательные стороны:

  1. Правда, совесть, раскаяние, честность и порядочность, помноженные на труд — главные воспитатели личности ребенка.
  2. Гармоничное, успешное сочетание системы поощрений и наказаний воспитателями в семье. При этом нельзя замыкаться только на требованиях и постоянно думать о защищенности детей.
  3. Умеренность контроля в воспитании и недопущении ни при каких обстоятельствах физических наказаний, оскорблений, грубости. Помнить о научном и практическом постулате, подтвержденном исследованиями, — заключении о том, что вседозволенность (отсутствие контроля за поведением ребенка) и слишком суровые наказания способствуют повышению агрессивности, асоциальности ребенка.
  4. Преобладание в воспитании детей любви, вечных человеческих ценностей — доброты, свободы, стремления к независимости, доверия, уважения к достоинству личности, бережного отношения к демократизму, гуманизму в межличностных отношениях. Воспитывать другого может только любящий человек.
  5. Сохранение и развитие в ребенке того лучшего, что есть в нем. Научить детей любить самих себя, свои потенциальные возможности.
  6. Высокая требовательность и уважение к ребенку, его интересам, смысл в том, чтобы заронить в детские души потребность истинного счастья.
  7. Создание таких благоприятных педагогических условий, когда есть возможность ребенку, всем членам семьи стремиться к наслаждению, удовольствию и удовлетворению своих потребностей.

 

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)