ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведение занятия по общественно-государственной подготовке

с военнослужащими войсковой части

 

ТЕМА: «Основные пути и методы воспитания у подчиненных высокой ответственности за несение боевого дежурства, караульной и внутренней службы».

 

Воспитательные цели:

—          укреплять уверенность  в необходимости ратного труда на благо Отечества, заботящегося о своих защитниках:

—          воспитать чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России.

 

Учебные цели:

—          Ознакомить военнослужащих с сущностью, содержанием и методами воспитательной

работы с подчиненными.

—          Убедить военнослужащих в том, что эффективность процесса воспитания зависит от способности воспитателя найти индивидуальный подход к каждому подчиненному.

 

Учебные вопросы:

  1. Воспитание у личного состава патриотизма, верности воинскому долгу, высоких боевых и морально-психологических качеств.

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:  библиотека части.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: _______

ВРЕМЯ: 2 часа.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

В мирной повседневной жизни ратный долг требует  от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, мастерского владения техникой и оружием, совершенствования  своих боевых и морально-психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Быть верным воинскому долгу – значит своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, если потребуется,  встать на ее защиту. Российским воинам есть с кого брать пример. В летописи Отечества немало славных подвигов, которыми гордится вся страна.

Воспитание у личного состава Вооруженных Сил РФ патриотизма, верности долгу, готовности к достойному служению Отечеству реализуется по целому ряду направлений. К ним относятся: духовно-нравственное, историческое, политико-правовое, социокультурное, патриотическое, профессионально-деятельностное, военно-социальное, психологическое, воспитание на воинских традициях. Остановимся на некоторых из них.

Духовно-нравственное – предполагает осознание воинами высших ценностей, идеалов и ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование норм поведения, необходимых в условиях ратной службы качеств.

Историческое – представляет собой знание истории нашей страны, понимание  судьбы Отечества, своей неразрывности с ним, ощущение гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и исторической ответственности за  происходящее в обществе и государстве. Включает изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и  укреплении общества, в его защите от внешних врагов, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований, традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность нашей страны.

Политико-правовое – формирование глубокого понимания гражданского и конституционного долга, политических и правовых событий и процессов  в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны, военной доктрины, места и роли Вооруженных  Сил в политической системе общества и государства.

Патриотическое – воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования  и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно строится на беззаветной любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитании национальных святынь и символов, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Профессионально-деятельностное – формирование добросовестного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремление  к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Включает мотивы, цели и задачи ценностные ориентиры профессионально-деятельностной реализации личности, стремление к достижению высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью исполнять служебные обязанности, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Воспитание на воинских традициях – представляет собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение  специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения личного состава, его духовных ценностей,  нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на личный состав, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому Флагу, служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества;  воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Воспитание на традициях  включает: активное изучение героического пути, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий с акцентом на примерах воинской доблести и героизма воинов, участие ветеранов войны, участников боевых действий в Афганистане, горячих точках России в основных мероприятиях военно-патриотического воспитания; возрождение и обеспечение преемственности в создании и разработке военной формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;  насыщение воинских ритуалов чувством гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, своему виду, роду войск, соединению, части и т.д.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены  в единый процесс практической деятельности.

Реализация их предполагает большую и напряженную работу. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого воина как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели условиями, факторами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных проблем российского общества и его военной             организации, значение которой в сложный и противоречивый период их развития трудно переоценить.

К системе методов ИВР отно­сятся: убеждение, упражнение, по­ощрение, пример, соревнование, критика, принуждение. Рассмот­рим кратко сущность и содержа­ние некоторых из перечисленных методов, а также условия их ус­пешной реализации.

Метод убеждения — основной метод воспитания военнослужа­щих. Он заключается в активном воздействии воспитателя словом и делом на сознание, чувства и волю воинов с целью сформиро­вать из них защитников государ­ства. Метод убеждения позволяет добиваться добровольного и осоз­нанного принятия военнослужа­щими социальных и военно-про­фессиональных требований, пре­вращения их в мотивы служебной деятельности.

Важное место в ИВР занимает метод упражнения. Его реализа­ция предполагает такую организа­цию повседневной жизнедеятель­ности военнослужащих, которая позволяет им накапливать опыт правильного поведения, форми­ровать военно-профессиональные и личностные качества. Основны­ми условиями достижения резуль­тативности метода упражнения являются: а) соблюдение уставно­го внутреннего порядка в воин­ской части (подразделении), точ­ное выполнение распорядка дня;

б) добросовестное выполнение воспитателями служебных обя­занностей; в) высокая требова­тельность со стороны командиров (начальников) к военнослужащим в сочетании с повседневной забо­той о них.

Суть метода поощрения в ИВР заключается в использовании вос­питателями средств морального и материального стимулирования военнослужащих с целью побуж­дения их к формированию и раз­витию у себя позитивных лично­стных качеств и привычек поведе­ния. Ведущими средствами реали­зации метода поощрения являют­ся: виды морального и материаль­ного поощрения, предусмотрен­ные ДУ ВС РФ; поощрительные слова, жесты, мимика, оценочные суждения воспитателя; выделение поступков воинов в качестве об­разцов для подражания.

Исключительно важным в ИВР является метод примера. Он пред­полагает целенаправленное и сис­тематическое воздействие на вои­нов силой положительного при­мера и формирование у них об­разца для подражания.

В случае применения всего комплекса вышеперечисленных методов ИВР и при отсутствии воспитательного эффекта от их использования офицер имеет пра­во реализовать метод принуждения как крайний способ воспитатель­ного воздействия. Он представля­ет собой систему дисциплинарно-педагогических мер, которые ис­пользуются с целью изменения поведения воина, побуждения к добросовестному   выполнению своих обязанностей.

Таким образом, ИВР в подразде­лении — это сложный, противоре­чивый и творческий процесс фор­мирования у военнослужащих ка­честв личности и привычек поведе­ния. Суть ее заключается в том, что на основе изучения особенно­стей каждого военнослужащего, реализации индивидуального и лич­ностного подходов воспитатели оказывают целенаправленное педа­гогическое воздействие на сознание, чувства и волю военнослужащих. При этом они комплексно исполь­зуют различные методы, приемы и средства воспитания.

 

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)