ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с личным составом

 

ТЕМА: Основные религиозные конфессии на территории России, и их роль в духовном воспитании защитников Отечества.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ :

В настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации переживают сложный период реформирования. Происходящие изменения затрагивают практически все стороны жизнедеятельности войск. В сложившейся ситуации кардинально повышается роль духовного фактора как основопо­лагающего и стабилизирующего начала в жизни общества. Определить истинные духовные ориентиры и сделать их центром мировоз­зрения и миропонимания личности воина — важнейшая задача воинского воспитания. Во времена глубоких потрясений и тяжелых испытаний (войн, кризисов…) главной силой спасе­ния и возрождения нации всегда выступали ее духовный потенциал, глубокая вера в высшую идею. Состояние духа народа, его армии, нравственное здоровье, образован­ность, патриотизм и сплоченность являлись и являются важнейшим стратегическим фактором мощи страны, показателями развития военной организации государства. Подтверждением этому могут слу­жить слова великого русского пол­ководца М.И. Кутузова о том, что «сколь не важна роль военного порядка или дисциплины, они ос­танутся бессильными тогда, ког­да… не осенятся тем воинским духом, который преображает все об­стоятельства».

Чем же можно объяснить фено­мен духовности? Несмотря на ши­рокое употребление этого поня­тия, его сущность и содержание по ряду причин трактуется неод­нозначно. Условно можно выде­лить два основных подхода к пони­манию проблемы духовности. Пер­вый связан с европейской и североамериканской культурной тра­дицией. Его называют рациональным, или прагматическим. В рам­ках данного подхода те сферы че­ловеческой деятельности, которые принято связывать с духовностью, могут быть поняты лишь с пози­ции индивидуального интереса, рационального расчета. Известный немецкий историк и философ Макс Вебер заметил по этому по­воду, что добро, истина, красота превратились в разных богов, тя­нущих человека в разные стороны. Все это признаки глубокого кри­зиса, в котором находится запад­ная культура. Его истоки — в осо­бенностях развития западной нау­ки, которая стала отгораживать се­бя не только от нравственных и эстетических мотивов, но и от са­мой истины.

Другой подход к пониманию ду­ховности — традиционный, свет­ский. Суть его в том, что духов­ность составляют высшие мораль­ные ценности. Они включают в себя потребности в нравственном и профессионально-этическом со­вершенствовании, стремление де­лать добро, развивать лучшие мо­ральные качества человека, до­стойно выполнять свой долг, до­рожить честью и достоинством, иметь развитое чувство совести и моральной ответственности.

Светское понимание проблемы духовности в свою очередь имеет несколько направлений, основны­ми из которых являются объектив­но-идеалистическое и диалектико-материалистическое. В объектив­но-идеалистическом сердцевиной духовности является нравствен­ность. В ее основе находится либо мировой дух, мировой разум, либо Бог, либо абсолютная идея. А до­бро, истина и красота — путевод­ные звезды в духовных поисках человека. Эту линию проводили Платон, Гегель, Шеллинг, Л. Шес­тов, В. Соловьев, Н. Бердяев и другие ученые. Само понятие ис­тины является для них не только гносеологической, но и этической категорией. Н. Бердяев отмечал, что наука не знает Истины, а зна­ет истины. Он писал: «…Я всегда сознавал, что познаю не одним интеллектом, не разумом, подчи­ненным собственному закону, а совокупностью духовных сил, так­же своей волей к торжеству смысла, своей напряженной эмоцио­нальностью».

В диалектико-материалистической (марксистской) концепции проблема духовности по существу не ставилась, а рассматривалась преимущественно посредством со­отношения материального и иде­ального, категорий «общественное сознание» и «духовная жизнь». То есть духовность рассматривалась как производное понятие от мате­риального. В психологическом словаре была дана следующая формулировка: «Духовность с ма­териальной точки зрения обозна­чает индивидуальную выражен­ность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребно­стей: идеальной потребности по­знания и социальной потребности жить, действовать для других».

В дореволюционной России в основе понимания духовности на­ходилась христианская православ­ная традиция. Происхождение ду­ховности связывалось со Святым Духом, третьей Ипостасью Триеди­ного Бога. Считалось, что в самом понятии «Дух» присутствует энер­гетическое начало. На это обраща­ли внимание отцы Церкви: «Он есть огонь», «Он есть Дух творя­щий», «Дух свободы», который дышит, идеже хощет и сколько хочет». По мнению Церкви, Бог че­рез Святого Духа дает нам безвоз­мездно столько сил и энергии, сколько мы в состоянии принять и вместить. Но взять этот Божий дар не так просто. Чтобы получить его, необходимы определенные духов­ные усилия с  целью очищения своей души от гордыни, злых по­мыслов, грехов, которые создают барьер между человеком и Богом.

Существуют и другие точки зре­ния на духовность. При таком многообразии мнений большинст­во из них не в полной мере отра­жают сущность и содержание дан­ного понятия. Поэтому наиболее взвешенным нам представляется сложившееся в научных кругах следующее суждение. Всякий об­разованный человек признает су­ществование духовности личности. Однако в чем состоит ее сущ­ность, как она проявляется, как ее развивать и тем более управлять ею — на эти вопросы современная наука о человеке пока не дает яс­ных ответов. В постижении же ду­ховности главное не обретение разнообразных и исчерпывающих знаний о предмете, а их смысл и цель. И как неисчерпаем в позна­нии человек, так же до конца не­познаваема и его духовность. Ко­нечно, она имеет свое материали­зованное проявление в обществе, ведь человек выступает прежде всего как социальный субъект. И здесь духовность может выражать­ся через определенную систему ценностей, целей, смыслов, идеа­лов, идей, потребностей и интере­сов. В таком качестве она концен­трирует проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освое­ния мира человеком.

Таким образом, понятие духов­ности связано в первую очередь со смыслообразующим и смысложизненным компонентами человече­ского существования, что предо­ставляет возможность личности выйти за рамки узкоэмпирическо­го, обыденного бытия, преодолеть себя в процессе обновления и со­вершенствования, восхождения к своим идеалам и реализовать их в процессе жизненного пути.

 

Духовность армии 

 

Духовность армии естественным путем вытекает из духовности со­ответствующего общества, при этом имея свои особенности, весь­ма точно определенные известным русским мыслителем И.А. Ильи­ным.

Во-первых, армия — это «сосре­доточенное воплощение государст­венной силы», государственной власти, как «элемент государствен­ного бытия», как организованное множество людей, систематически «воспитывающих себя к победе и ради нее — к смерти и убиению во имя государственной цели».

Во-вторых, «каждый воин… дол­жен носить в душе сознание госу­дарственной цели и ее волевое и эмоциональное «приятие». Поэто­му служение в вооруженных силах должно быть проникнуто «живым вдохновением государственности».

В-третьих, родовая черта воина: он есть «гражданин, принявший на себя сосредоточенное бремя гражданского звания и бытия», связавший свое дело с вопросом «о личной жизни и смерти», что определяет то высокое достоинст­во, ту высокую ответственность и то чувство чести, без которых не­возможна армия и с которым со­пряжено воинское звание. Отсюда — воин «должен верить в духов­ную правоту своей Родины, своего государства и своего жизненного дела» и черпать свои силы и ре­шимость в самой государственной цели и воле к ней.

В-четвертых, военная подготов­ка нелепа и гибельна без духовно­го воспитания человека, «…армия вне достоинства и чести эфемерна как воинская сила, но подлинна как источник государственного разрушения и гибели».

Специфика воинской деятельно­сти в сочетании с высочайшим на­пряжением всех духовных и физи­ческих сил, с возможностью само­пожертвования во имя Родины оп­ределяют значимость духовного фактора для армии, делают его важнейшим компонентом военных побед.

Духовные основы воинского воспитания неразрывно связаны с духовной культурой общества, народа и способствуют оптималь­ному функционированию воору­женных сил. Прежде всего они выражаются в идеях. Одной из важнейших является идея Родины. Чувство патриотизма — проявле­ние этой идеи. Словарь совре­менного русского литературного языка определяет патриотизм как любовь к своему Отечеству, при­надлежность к своему народу, го­товность к любым жертвам и по­двигам во имя интересов своей Родины.

Определяющая, основополагаю­щая и консолидирующая идея всегда должна быть национальной, так как влияние идей на воинов осуществляется не непосредствен­но, а через их духовный уклад, от­ражающий принадлежность к дан­ному народу. Он включает в себя общие традиции, идеи, чувства, верования, способы мышления и т.д. Для нашей страны было исто­рически обусловлено, что нацио­нальная идея имела особое значе­ние. Так, в самые критические пе­риоды истории нашего Отечества нацию спасали «мощные запасы духовной силы русского народа». Важнейшая роль здесь принадле­жала соборности как единению людей ради возрождения право­славной веры и процветания Оте­чества… Без национальной идеи в условиях современной России не­возможно добиться серьезного ре­зультата ни в политике, ни в эко­номике, ни в осуществлении ре­форм.

Для того чтобы стать патриотом, человек сначала должен обрести Родину в своем сердце. Необходи­мо, чтобы свершился акт духовно­го самоопределения, установления своих собственных духовных на­чал. Сами по себе территория, климат, национальное происхож­дение, самобытная культура, язык, хозяйственный уклад не составля­ют единого гармоничного целого, называемого Родиной. «Найти Ро­дину, — пишет И. Ильин, — зна­чит реально испытать соприкосно­вение с ней как важнейшим пред­метом, пережив своего рода духов­ное обращение».

Обретение Родины должно быть пережито каждым самостоятельно. Никто не может предписать друго­му человеку любить Родину. Поэ­тому воспитатель должен способ­ствовать пробуждению этого чув­ства. Для этого необходимо само­му быть искренним в проявлении своих патриотических устремле­ний, уметь донести до сознания воспитуемых истинные красоты родного края.

Истинный патриотизм выража­ется в чувстве долга перед своим Отечеством. Высшим проявлением долга, по мнению русского мыс­лителя А.Ф. Федорова, является «пробуждение любви к отцам и предкам. Сознание нравственного долга сынов перед отцами… Рож­даясь, сыны заступают на место отцов. Поэтому их долг — вернуть отцов к жизни». Высшим проявле­нием долга в России, в силу ее ис­торической специфики, геополи­тического положения всегда счи­талась воинская служба. B.C. Со­ловьев писал: «Издревле всякий военный человек знал и чувство­вал, что служит делу важному и хорошему, благородному, почет­ному, которому всегда служили первейшие люди… Это дело всегда прославлялось всеобщею молвой, освещалось и возвеличивалось в церквах».

Следующая важнейшая состав­ляющая духовного воспитания во­инов — воспитание гражданствен­ности. Суть ее очень полно выра­зил И.А. Ильин: «Государство в его духовной сущности есть не что иное, как Родина, оформленная и объединенная публичным пра­вом». Быть гражданином — значит соизмерять свои интересы с инте­ресами государства. По словам И. Ильина, государство есть некая духовная община, «управляющая­ся единой верховной властью и связанная единством жизни, твор­чества и исторической судьбой». Прочность государства прежде всего заключается в «государст­венном настроении души и госу­дарственном правосознании» его членов. История доказывает, что без воспитания истинных граждан государство подвергает себя смер­тельной опасности разрушения и распада.

Составной и неотъемлемой час­тью гражданственности является национальное, историческое само­сознание. Суть его — в сопричаст­ности каждого гражданина-патри­ота к жизни и достижениям своей Родины. Правильно сформирован­ное сознание несет огромный по­зитивный заряд и для общества в целом, и для личности в частно­сти. Оно является связующим зве­ном от поколения к поколению. Благодаря существующей преемст­венности поколений сохраняется связь между прошлым, настоящим и будущим.

Бесценным материалом, через который передается духовное на­следие старших поколений, являются традиции. Традиции наших Вооруженных Сил созидались в условиях упорной борьбы за цело­стность, самостоятельность и не­зависимость Родины. «Да не по­срамим земли Русской!» — эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей славной боевой истории Россий­ской армии. Героизм, стойкость в бою, способность к самопожерт­вованию, верность присяге, воин­скому долгу, беззаветная любовь к Отечеству — все это должно ле­жать в основе воспитания совре­менных воинов, наследников сла­вы Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Скобелева, Жукова и многих других.

Говоря о духовных основах вос­питания воинов, нельзя не остано­виться на роли религии. Православ­ная Церковь во все времена явля­лась хранительницей духовного достояния нашего народа. И это обстоятельство необходимо учиты­вать при организации воспита­тельной работы с военнослужащи­ми.

 

Таким образом, духовными осно­вами воинского воспитания явля­ются те идеи, верования, устойчи­вые взгляды и настроения, тради­ции, нормы, отношения, цельные теоретические системы, которые неразрывно связаны с духовной куль­турой общества и способствуют оптимальному функционированию Вооруженных Сил, проявлению творчества и активности в реше­нии задач, стоящих перед воински­ми коллективами.

Интересы личности

В новой Концепции националь­ной безопасности Российской Фе­дерации указано, что одной из со­ставляющих национальных инте­ресов нашего государства являют­ся «интересы личности», которые состоят «в реализации конститу­ционных прав и свобод, обеспече­нии личной безопасности, в повы­шении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интел­лектуальном развитии человека и гражданина». Национальные инте­ресы в духовной сфере проявляют­ся «в сохранении и укреплении нравственных ценностей обще­ства, традиций патриотизма и гу­манизма, культурного и научного потенциала страны».

Одним из факторов, увеличивающих напря­женность и представляющих угро­зу «федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации», концеп­ция называет проявления деваль­вации духовных ценностей. Таким образом, формирование духовно­сти является одной из приоритет­ных задач государственной поли­тики и военного строительства. В Концепции воспитания военно­служащих Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации также отмеча­ется, что «…приоритетной целью воспитания личного состава явля­ется формирование и развитие у него качеств и отношений гражда­нина-патриота, военного профес­сионала и высоконравственной личности». Но формирование этих качеств не осуществляется автома­тически. Обеспечение духовного воздействия на воинов требует це­ленаправленности, систематично­сти, профессионализма. Конечно, им в первую очередь призваны за­ниматься специально подготов­ленные люди, соответствующие структуры. Однако высокая эф­фективность такой работы может быть достигнута только при усло­вии активного участия в ней каж­дого офицера.

Для этого у нас имеются немалые возможности: весь спектр информационно-вос­питательной, а также различные формы индивидуально-воспита­тельной работы, которая является самым эффективным средством влияния на сознание человека.

Завершить изложение материала хочется строками уникального до­кумента — «Проекта Основного закона Российской Империи», подготовленного философом и правоведом Иваном Александро­вичем Ильиным. Этот документ прекрасно иллюстрирует традици­онные представления о духовно­сти российского воинства: «Солда­том именуется всякий военнослу­жащий — от рядового до старшего генерала. Российский солдат есть звание высокое и почетное. Он представляет всероссийское народ­ное единство, русскую государст­венную военную силу и честь. Ар­мия есть кость от кости народа, кровь от крови его, дух от его духа. Служащий в Российской армии по­стоянно или временно осуществля­ет право верного за Отечество стояния и приобщается к нацио­нальной славе. Воинское знамя есть священная хоругвь всего Российского народа».

 

(7 оценок, среднее: 4,43 из 5)