ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с военнослужащими войсковой части

 

Тема: «Особенности воспитательной работы с военнослужащими, употреблявшими до призыва на военную службу наркотические средства и их прекурсоры».

 

Воспитательные цели:

  • — Формировать у заместителей командиров взводов уверенность в важности получение достоверной и полной информации о психологических особенностях военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания;
  • — Обратить внимание на необходимость совместной целенаправленной работы заместителей командиров взводов, психолога и специалистов медицинской службы для обеспечения эффективной деятельности в этом направлении.

Учебные цели:

  • — дать представление об объективных и субъективных причинах, затрудняющих адаптацию человека к условиям военной службы;
  • — раскрыть основные методы, используемые для психологического изучения военнослужащих.

Вопросы:

  • 1. Деятельность заместителей командиров взводов (командиров отделений) по изучению военнослужащих и её содержание.
  • 2. Средства психологического изучения военнослужащих.

Дата: _________

Время: 2 часа.

Место: класс.

Рекомендуемая литература: «Ориентир».2001. № 9. –с. 48 – 51.

Метод проведения: лекция

ХОД ЗАНЯТИЯ

Деятельность заместителей командиров взводов (командиров отделений) по изучению военнослужащих и её содержание

Военнослужащие, требующие повышенного психолого-педагогического внимания, — это лица, склонные к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ и имеющие признаки нервно-психической неустойчивости. Психологическое изучение военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, представляет собой важное направление профессиональной деятельности командиров (начальников), должностных лиц органов воспитательной работы, военных психологов. Необходимость этой работы объясняется прежде всего потребностью должностных лиц в получении достоверной и полной информации о психологических особенностях данной категории военнослужащих. Лишь целенаправленное и систематическое взаимодействие заместителей командира подразделений, должностных лиц органов воспитательной работы, психолога и специалистов военно-медицинской службы способно обеспечить эффективную деятельность по данному вопросу. Результаты этого изучения во многом определяют как специфику последующей работы психолога с данными военнослужащими, так и содержание управленческих решений должностных лиц. Работа по психологическому изучению и выявлению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, из числа призывников проводится непосредственно в части и включает в себя ряд этапов. В период прибытия молодого пополнения в часть командир части лично организует работу должностных лиц воинской части по подготовке материальной базы для приема молодого пополнения, а также инструктирует администрацию пункта приема и распределения пополнения о порядке работы с ним, форме и сроках доклада о результатах его изучения.

Перед прибытием в воинскую часть молодого пополнения заместитель командира по воспитательной работе совместно с психологом части проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами, назначенными для работы с прибывающими военнослужащими.

Особая роль в изучении пополнения принадлежит нештатной группе профессионально -психологического отбора (ППО) воинской части, в которую в обязательном порядке входят заместитель командира по воспитательной работе и психолог. На период приема, изучения и распределения пополнения личный состав группы ППО освобождается от выполнения обязанностей по штатным должностям.  По итогам изучения прибывшего пополнения начальник группы ППО представляет командиру: — заключение о профессиональной пригодности и рациональном распределении пополнения;   — список военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, рекомендации по проведению с ними индивидуально-воспитательной работы.

По итогам изучения прибывшего пополнения и на основании представленных психологом данных командир части издает приказы о распределении прибывших военнослужащих по должностям и подразделениям, о допуске военнослужащих к несению боевого дежурства и караульной службы.

В период адаптации личного состава к военной службе (первые 3 – 5 месяцев) командирами, должностными лицами органов воспитательной работы, психологами продолжают наращиваться усилия по изучению военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания. Психологом части с ними проводятся психологическое тестирование, психопрофилактические и коррекционные мероприятия, выдаются рекомендации командирам подразделений о проведении индивидуальных воспитательных мер. Методами изучения прибывшего пополнения являются: наблюдение, индивидуальная беседа, переписка с родителями, анализ результатов деятельности и независимых характеристик, а также результатов медицинского обследования. Наблюдения показывают, что лица, требующие повышенного психолого-педагогического внимания, даже к концу пятого месяца не могут занять достойное место в коллективе, находятся в «изоляции» или являются отрицательными неформальными лидерами, испытывают серьезные трудности при выполнении служебных обязанностей.

Среди причин, затрудняющих привыкание человека к условиям военной службы, различают объективные и субъективные.

К объективным причинам относятся:

  • — трудности военной службы;
  • — разлука с домом, семьей, привычным окружением;
  • — неудачи по службе, конфликты с сослуживцами.

Субъективные причины включают в себя:

  • — недостаточное образование;
  • — национальные особенности;
  • — наличие малообеспеченных, старых или больных родителей;
  • — призыв на военную службу в более позднем возрасте;
  • — воспитание в неблагополучных семьях;
  • — моральная распущенность;
  • — недостаточно крепкое здоровье.

Основными задачами изучения военнослужащих в этот период являются:

  • — оценка хода привыкания к военной службе;
  • — изучение взаимоотношений в воинских коллективах;
  • — выявление лиц, нуждающихся в дополнительном психологическом и медицинском обследовании.

В период последующего прохождения военной службы изучение военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, осуществляется их непосредственными начальниками, офицерами подразделений, психологом в процессе повседневной деятельности и направлено на углубленное изучение отдельных качеств данной категории личного состава. Психолог части по итогам изучения личного состава разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреплению правопорядка и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса. В этот период военной службы осуществляется динамическое наблюдение за военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания, с целью контроля их нервно-психического состояния, поведения в процессе выполнения служебных обязанностей и удержания от совершения ими различного рода правонарушений.

Наиболее информативными в этом плане являются методы: беседа, наблюдение, анализ деятельности и независимых характеристик, тестирование, социометрическое изучение воинского коллектива и другие, позволяющие оценить характер и систему связей наблюдаемого, систему нарушенных отношений, его эмоциональный и деловой статус и наметить, конкретные меры психологической консультации, психопрофилактики или психокоррекция.

Средства психологического изучения военнослужащих

Психологическое изучение лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, осуществляется разнообразными методами психодиагностики, разумное сочетание и применение которых обеспечивает получение объективной информации о военнослужащих. Основными методами, используемыми при изучении военнослужащих, являются: анализ документов, опрос, наблюдение и другие. Работа с документами – это важная, ответственная и достаточно трудоемкая часть деятельности должностных лиц, в процессе которой у них вырабатывается предварительное представление о военнослужащем.

К документам относятся: автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионально -психологического отбора, учетно-послужные карточки, справки, дневники, письма, фотографии. Их изучение и анализ позволяют: — выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию у военнослужащих тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе;   — выявить в учебной или производственной деятельности допризывного периода конкретные проявления, свидетельствующие о степени зрелости, активности различных психических процессов, об устойчивости интересов, черт характера. Изучаемыми вопросами при работе с документами являются: — социальное происхождение;   — особенности непосредственного социального окружения – в семье, школе, коллективе, среди сверстников и друзей;   — содержание наиболее предпочитаемой и доступной ему информации;   — основные события его биографии.

Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к респондентам. Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения-ответы испытуемого. С его помощью можно получить информацию о фактах, суждениях, оценках и предпочтениях опрашиваемого. Причем информацию эту можно получить довольно быстро и от большого количества людей. Различают несколько вариантов опроса: устные и письменные, свободные и стандартизированные, выборочные, сплошные и др. Одной из наиболее распространенных форм опроса является анкетирование. Анкета – это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.

Индивидуальная беседа – наиболее важный метод получения информации об индивидуально-психологических качествах военнослужащего, требующего повышенного психолого-педагогического внимания, на основе прямого словесного контакта с ним. Она является наиболее «психологичной» формой опроса. Основными диагностическими блоками необходимой информации о военнослужащем должны быть следующие сведения:

  • биографические данные;
  • • состав, условия жизни его семьи;
  • • ориентированность его в событиях, происходящих в стране и за рубежом;
  • • время, место и характер учебы или работы по специальностям, родственным конкретной воинской должности, навыки организаторской работы;
  • • увлечения, привычки, отношения со сверстниками;
  • • факты асоциального поведения в прошлом;
  • • перенесенные заболевания и травмы, наличие жалоб на состояние здоровья;
  • • наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них;
  • • отношение к военной службе, желание овладеть конкретной воинской специальностью;
  • • успешность освоения программы общевоинской подготовки;
  • • участие в общественной жизни подразделения;
  • • взаимоотношения с сослуживцами, отношение к коллективу и т.д.

Дополнительными характеристиками военнослужащего являются его внешний вид, поза, речь, самооценка, воспитанность, такт, откровенность, уверенность и прочее.

Для того, чтобы беседа была эффективной, следует при ее проведении соблюдать определенные правила:

  • 1. Беседа проводится в отдельной комнате, без посторонних лиц, с соблюдением максимального такта и внимательного отношения к обследуемому, который должен быть уверен в том, что сообщенные им сведения не будут разглашены
  • 2. До начала беседы необходимо ознакомиться с документами, характеризующими обследуемого, и выявить моменты, требующие особого внимания. 3. Беседа должна носить неформальный характер, проводящий ее должен вызывать доверие обследуемого.
  • 4. Вопросы интимного характера должны ставиться в косвенной форме.
  • 5. В ходе беседы не рекомендуется давать оценки и сообщать свое мнение по поводу ответов на поставленные вопросы.
  • 6. Не рекомендуется настаивать на ответе, если военнослужащий не желает отвечать на поставленный вопрос.

Метод наблюдения — один из наиболее эффективных и надежных методов в психологии. Это целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, которые могут характеризовать направленность, способности и другие личностные качества военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания. Объективно наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Для регистрации единиц наблюдения используют соответствующие методические документы (карточки, протоколы, дневники).

К изучению военнослужащих всеми вышеперечисленными методами привлекаются самые различные категории лиц, имеющих с ними прямой контакт. Только такой подход позволит всесторонне изучить военнослужащих и найти им достойное место в армейском строю.

 

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)