ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с военнослужащими войсковой части 

 

ТЕМА: «Особенности воспитательной работы с воинами-контрактниками. Формы и методы работы военнослужащих-женщин по сплочению воинского коллектива».

 

Воспитательные цели:

— укреплять уверенность в необходимости ратного труда на благо Отечества, заботящегося о своих защитниках:

— воспитать чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России.

 

Учебные цели:

— Ознакомить военнослужащих с сущностью, содержанием и методами воспитательной

работы с подчиненными.

— Убедить военнослужащих в том, что эффективность процесса воспитания зависит от

способности воспитателя найти индивидуальный подход к каждому подчиненному.

 

Вопросы: 1. Сущность, содержание и организация ИВР.

  1. Методика ИВР с подчиненными.

 

Время: 2 часа

Дата проведения: ________

Место: клуб части.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание/Учебное пособие по ОГП для офицеров и прапорщиков Вооруженных СИЛ РФ. М.: 1999.
  2. Лямзин М. Индивидуально-воспитательная работа в подразделении//Ориентир. – 2001. — № 1.
  3. Лямзин М. Организация воспитательной работы в части (подразделении). Формы и методы воспитательной работы с подчиненными // Ориентир. – 2002. — № 1.

Метод проведения: рассказ.

 

Методические рекомендации:

Во вступительной части занятия важно подчеркнуть актуальность темы и напомнить, что воспитательная работа в подразделении (части) – это один из самых сложных и противоречивых видов деятельности  командиров и начальников всех степеней.

Раскрывая первых вопрос, необходимо добиться уяснения аудиторией теоретических понятий сущности, содержания и методики ИВР. При этом уделить больше внимания изучению личностных качеств и особенностей военнослужащих.

Во втором вопросе на конкретных примерах из жизни подразделения надо рассмотреть методику ИВР с подчиненными. При этом важно обратить внимание на список рекомендованной литературы, где рассматриваются вопросы индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими и подробно раскрыты формы и методы воспитательной работы с подчиненными. Здесь для наглядности целесообразно использовать схему и слайды.

В ходе проведения контрольных занятий руководителям групп ОГП необходимо продумать вопросы, выносимые на обсуждение с учетом категории слушателей. В группах прапорщиков можно больше внимания уделить изучению теории проблемы, а в группах сержантов – сделать упор на практическое изучение методик ИВР.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

Воспитание военнослужащего – сложный, противоречивый и многоплановый процесс. Его эффективность зависит от способности воспитателя найти свой подход к каждому, обеспечить наиболее полную реализацию его возможностей и самосовершенствования.

 

1

Командиры и начальники, занимающиеся воспитательной работой в воинских частях и подразделениях, строят её на изучении индивидуальных особенностей военнослужащих. На их знании основываются и формы, методы и средства этой работы.

ИВР – это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей на воспитуемых, осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных методов, форм и средств воспитания.

ИВР с подчиненными строится на следующих принципах:

  • сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности;
  • сочетание требовательности с уважением личного достоинства человека;
  • опора на положительные качества личности воспитуемого;
  • единство, согласованность и преемственность в воспитании.

Их использование командирами и начальниками в своей деятельности позволяет целенаправленно осуществлять ИВР, а также прогнозировать действия , поступки подчиненных в различных условиях, выбирать наиболее эффективные методы, средства и приемы воспитательного воздействия.

Изучение командирами и начальниками своих подчиненных осуществляется в ходе их совместной службы, а также в процессе анализа результатов деятельности каждого военнослужащего, обобщения характеристик, применения биографического метода и др. (см. схему).

Для анализа полученных в ходе изучения подчиненных данных воспитателю желательно иметь педагогический дневник, в котором, фиксируются:

  • индивидуальные особенности каждого подчиненного и их динамика;
  • конкретные факты индивидуальной работы;
  • характерные особенности работы с младшими командирами и сослуживцами;
  • достижения воина, анализ его проступков, их мотивов;
  • выводы по результатам педагогического воздействия, определение перспективы дальнейшей работы с подчиненным.

Индивидуальное воспитательное воздействие подразделяется на непосредственное и опосредованное.

Непосредственное воздействие влияет на внешнюю деятельность, поведение, общение и внутреннюю духовно-нравственную сферу жизни. При этом его цель в первом случае заключается в том, чтобы передать воину жизненный опыт воспитателей; во внутренней сфере в создании взаимного расположения, симпатии между командиром-воспитателем и его подчиненными, налаживание человеческого и духовно-нравственного контакта.

В таком взаимодействии командиру легче найти средства и способы привития воспитаннику нравственной устойчивости и стимулировать его самосовершенствование.

Непосредственное взаимодействие командира с подчиненными проявляется в индивидуальной помощи, требовательности, контроле. Особенно благоприятные условия для этого создаются в процессе совместной службы в наряде, карауле, при несении боевого дежурства.

Основное назначение воспитательного воздействия заключается в том, чтобы сформировать у подчиненного положительное отношение к армейской службе, психологическую готовность к восприятию задач, которые ставит перед ним командир.

Опосредованное воспитательное воздействие обеспечивается созданием таких условий, которые развивают профессионально важные качества, помогают преодолевать воину негативные черты его личности. К таким условиям относятся:

— организация в подразделении учебного процесса, бытовых условий, системы воспитания, службы войск;

— доброжелательное отношение командиров к воину;

— создание благоприятной нравственной атмосферы в коллективе.

Для осуществления ИВР необходимо определить уровень развития личности военнослужащего. Он состоит из следующих показателей:

— степень взаимодействия с сослуживцами, командирами, другими людьми;

— общительность;

— место среди членов воинского коллектива;

— степень влияния на других военнослужащих;

— способность адаптироваться в условиях военной службы.

Эти данные должны способствовать осознанию места и роли военнослужащего в воинском коллективе.

Таким образом, для проведения эффективной ИВР командирам необходимо знать её сущность, содержание и методику проведения. При ее организации важно учитывать специфику деятельности подчиненных.

2

 

Определяя методику ИВР с подчиненными как совокупность способов и приемов воспитательного воздействия командиров и начальников на военнослужащих, можно выделить три её основных этапа:

  1. Изучение личностных качеств и особенностей военнослужащего.
  2. Выбор оптимальных форм, методов и приемов воспитательного воздействия и их практическое применение.
  3. Анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия и при необходимости корректировка его методов и приемов.

Проследим механизм реализации двух следующих этапов организации командиром подразделения ИВР.

Приступая к решению воспитательных задач с подчиненными, командир сталкивается с проблемой выбора наиболее эффективного метода воспитания. Одной из основных задач здесь является учет возможности организации деятельности подчиненного, выработки у него практических навыков и умений, а также стиля общения в коллективе.

На выбор методов воспитательного воздействия заметное влияние оказывает состояние взаимоотношений между воинами, организация их жизни в подразделении.

Как правило, опытные командиры применяют не только традиционные методы (поощрение, пример, упражнение, убеждение, принуждение), но и такие, как индивидуальная беседа, включение в ситуацию нравственного выбора, исполнения ролей и др.

Самым распространенным методом ИВР является беседа. Различают два вида беседы – диагностическую и воспитывающую. Первая из них служит для получения информации о подчиненном с целью диагностики его личностных качеств, психологических особенностей и уровня воспитанности, а вторая – для решения конкретных воспитательных задач.

Диагностическая беседа применяется воспитателем обычно на этапе изучения подчиненного или тогда, когда ему необходимо получить дополнительную информацию о военнослужащем. Она ведется по заранее составленному перечню вопросов и напоминает анкетирование.

Воспитывающая беседа требует специальной методической подготовки и выполнения определенных правил ее ведения.

Правила ведения воспитывающей беседы:

первое состоит в том, что беседа тогда достигает цели, когда военнослужащий осознает её необходимость и цель воспитательного воздействия оценивается им как необходимая;

второе заключается в том, что беседа будет тогда результативной, когда воспитатель подготовит условия для взаимопонимания, сумеет расположить к себе собеседника, создаст атмосферу доверия и откровенности.

Установлению непринужденной обстановки способствует правильная методика постановки вопросов:

  • необходимо ставить лишь те вопросы, которые позволяют глубже познать духовный мир военнослужащего, его индивидуально-психологические особенности;
  • вопросы надо формулировать четко, чтобы они не вызывали невнятных ответов;
  • следует избегать бестактных вопросов;
  • необходимо больше задать не прямых, а косвенных вопросов;
  • по возможности не вести никаких записей или делать их как можно меньше;
  • не надо вести беседу в спешке или в возбужденном состоянии;
  • желательно, чтобы беседа проводилась наедине.

Третье правило. В ходе общения с военнослужащим командиру важно уметь слушать собеседника, для этого ему необходимо выполнять следующие условия:

  • поддерживать постоянное внимание и визуальный контакт;
  • использовать язык жестов;
  • уметь «внимательно молчать»;
  • ограничивать число вопросов;
  • чаще обращаться к собеседнику за уточнениями;
  • уметь перефразировать мысль говорящего и подвести итог информации;
  • уметь запоминать увиденное и услышанное.

Четвертое правило – готовясь к беседе, не следует забывать о том, как воспримет ее подчиненный.

Пятое правило заключается в том, что беседа может обеспечить ожидаемый воспитательный эффект тогда, когда в ней будет реализована возможность основного метода воспитания – метода убеждения.

В случае, когда целесообразность развития определенного качества подчиненного не вызывает сомнения, но он не уверен в том, что сможет развить его у себя, возможно применить метод внушения, то есть воздействовать на воспитанника словом или интонацией.

При этом следует ориентироваться на создании такой психологической атмосферы взаимодействия с подчиненным, которая способствовала бы некритическому восприятию содержания установок, сообщаемых ему воспитателем. Это достигается за счет благоприятного эмоционального фона беседы.

Любая беседа, независима от решаемых целей, должна быть тщательно подготовлена и спланирована с выделением главных ее идей и задач.

В ИВР опытными командирами используются воспитательные приемы, которые позволяют им решать задачи формирования и развития личности  военнослужащего. Например, проявление сочувствия, внимания и доброты.

Доверие в воспитании может проявляться в виде поручения военнослужащему, который пока не во всем соответствует требованиям постановленной перед ним задачи.

 

Схема

 

 

Таким образом, ИВР в подразделении – это сложный процесс формирования у военнослужащих личностных качеств и правил поведения. На основе изучения особенностей каждого военнослужащего и реализации индивидуального подходов воспитатели оказывают целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, чувства и волю военнослужащих. При этом они комплексно используют различные методы, приемы и средства воспитания.

 

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)