ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по общественно-государственной подготовке с военнослужащими войсковой части
ТЕМА: «Особенности воспитательной работы с воинами-контрактниками. Формы и методы работы военнослужащих-женщин по сплочению воинского коллектива».
Воспитательные цели:
— укреплять уверенность в необходимости ратного труда на благо Отечества, заботящегося о своих защитниках:
— воспитать чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России.
Учебные цели:
— Ознакомить военнослужащих с сущностью, содержанием и методами воспитательной
работы с подчиненными.
— Убедить военнослужащих в том, что эффективность процесса воспитания зависит от
способности воспитателя найти индивидуальный подход к каждому подчиненному.
Вопросы: 1. Сущность, содержание и организация ИВР.
- Методика ИВР с подчиненными.
Время: 2 часа
Дата проведения: ________
Место: клуб части.
Рекомендуемая литература:
- Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание/Учебное пособие по ОГП для офицеров и прапорщиков Вооруженных СИЛ РФ. М.: 1999.
- Лямзин М. Индивидуально-воспитательная работа в подразделении//Ориентир. – 2001. — № 1.
- Лямзин М. Организация воспитательной работы в части (подразделении). Формы и методы воспитательной работы с подчиненными // Ориентир. – 2002. — № 1.
Метод проведения: рассказ.
Методические рекомендации:
Во вступительной части занятия важно подчеркнуть актуальность темы и напомнить, что воспитательная работа в подразделении (части) – это один из самых сложных и противоречивых видов деятельности командиров и начальников всех степеней.
Раскрывая первых вопрос, необходимо добиться уяснения аудиторией теоретических понятий сущности, содержания и методики ИВР. При этом уделить больше внимания изучению личностных качеств и особенностей военнослужащих.
Во втором вопросе на конкретных примерах из жизни подразделения надо рассмотреть методику ИВР с подчиненными. При этом важно обратить внимание на список рекомендованной литературы, где рассматриваются вопросы индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими и подробно раскрыты формы и методы воспитательной работы с подчиненными. Здесь для наглядности целесообразно использовать схему и слайды.
В ходе проведения контрольных занятий руководителям групп ОГП необходимо продумать вопросы, выносимые на обсуждение с учетом категории слушателей. В группах прапорщиков можно больше внимания уделить изучению теории проблемы, а в группах сержантов – сделать упор на практическое изучение методик ИВР.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитание военнослужащего – сложный, противоречивый и многоплановый процесс. Его эффективность зависит от способности воспитателя найти свой подход к каждому, обеспечить наиболее полную реализацию его возможностей и самосовершенствования.
1
Командиры и начальники, занимающиеся воспитательной работой в воинских частях и подразделениях, строят её на изучении индивидуальных особенностей военнослужащих. На их знании основываются и формы, методы и средства этой работы.
ИВР – это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей на воспитуемых, осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных методов, форм и средств воспитания.
ИВР с подчиненными строится на следующих принципах:
- сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности;
- сочетание требовательности с уважением личного достоинства человека;
- опора на положительные качества личности воспитуемого;
- единство, согласованность и преемственность в воспитании.
Их использование командирами и начальниками в своей деятельности позволяет целенаправленно осуществлять ИВР, а также прогнозировать действия , поступки подчиненных в различных условиях, выбирать наиболее эффективные методы, средства и приемы воспитательного воздействия.
Изучение командирами и начальниками своих подчиненных осуществляется в ходе их совместной службы, а также в процессе анализа результатов деятельности каждого военнослужащего, обобщения характеристик, применения биографического метода и др. (см. схему).
Для анализа полученных в ходе изучения подчиненных данных воспитателю желательно иметь педагогический дневник, в котором, фиксируются:
- индивидуальные особенности каждого подчиненного и их динамика;
- конкретные факты индивидуальной работы;
- характерные особенности работы с младшими командирами и сослуживцами;
- достижения воина, анализ его проступков, их мотивов;
- выводы по результатам педагогического воздействия, определение перспективы дальнейшей работы с подчиненным.
Индивидуальное воспитательное воздействие подразделяется на непосредственное и опосредованное.
Непосредственное воздействие влияет на внешнюю деятельность, поведение, общение и внутреннюю духовно-нравственную сферу жизни. При этом его цель в первом случае заключается в том, чтобы передать воину жизненный опыт воспитателей; во внутренней сфере в создании взаимного расположения, симпатии между командиром-воспитателем и его подчиненными, налаживание человеческого и духовно-нравственного контакта.
В таком взаимодействии командиру легче найти средства и способы привития воспитаннику нравственной устойчивости и стимулировать его самосовершенствование.
Непосредственное взаимодействие командира с подчиненными проявляется в индивидуальной помощи, требовательности, контроле. Особенно благоприятные условия для этого создаются в процессе совместной службы в наряде, карауле, при несении боевого дежурства.
Основное назначение воспитательного воздействия заключается в том, чтобы сформировать у подчиненного положительное отношение к армейской службе, психологическую готовность к восприятию задач, которые ставит перед ним командир.
Опосредованное воспитательное воздействие обеспечивается созданием таких условий, которые развивают профессионально важные качества, помогают преодолевать воину негативные черты его личности. К таким условиям относятся:
— организация в подразделении учебного процесса, бытовых условий, системы воспитания, службы войск;
— доброжелательное отношение командиров к воину;
— создание благоприятной нравственной атмосферы в коллективе.
Для осуществления ИВР необходимо определить уровень развития личности военнослужащего. Он состоит из следующих показателей:
— степень взаимодействия с сослуживцами, командирами, другими людьми;
— общительность;
— место среди членов воинского коллектива;
— степень влияния на других военнослужащих;
— способность адаптироваться в условиях военной службы.
Эти данные должны способствовать осознанию места и роли военнослужащего в воинском коллективе.
Таким образом, для проведения эффективной ИВР командирам необходимо знать её сущность, содержание и методику проведения. При ее организации важно учитывать специфику деятельности подчиненных.
2
Определяя методику ИВР с подчиненными как совокупность способов и приемов воспитательного воздействия командиров и начальников на военнослужащих, можно выделить три её основных этапа:
- Изучение личностных качеств и особенностей военнослужащего.
- Выбор оптимальных форм, методов и приемов воспитательного воздействия и их практическое применение.
- Анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия и при необходимости корректировка его методов и приемов.
Проследим механизм реализации двух следующих этапов организации командиром подразделения ИВР.
Приступая к решению воспитательных задач с подчиненными, командир сталкивается с проблемой выбора наиболее эффективного метода воспитания. Одной из основных задач здесь является учет возможности организации деятельности подчиненного, выработки у него практических навыков и умений, а также стиля общения в коллективе.
На выбор методов воспитательного воздействия заметное влияние оказывает состояние взаимоотношений между воинами, организация их жизни в подразделении.
Как правило, опытные командиры применяют не только традиционные методы (поощрение, пример, упражнение, убеждение, принуждение), но и такие, как индивидуальная беседа, включение в ситуацию нравственного выбора, исполнения ролей и др.
Самым распространенным методом ИВР является беседа. Различают два вида беседы – диагностическую и воспитывающую. Первая из них служит для получения информации о подчиненном с целью диагностики его личностных качеств, психологических особенностей и уровня воспитанности, а вторая – для решения конкретных воспитательных задач.
Диагностическая беседа применяется воспитателем обычно на этапе изучения подчиненного или тогда, когда ему необходимо получить дополнительную информацию о военнослужащем. Она ведется по заранее составленному перечню вопросов и напоминает анкетирование.
Воспитывающая беседа требует специальной методической подготовки и выполнения определенных правил ее ведения.
Правила ведения воспитывающей беседы:
первое состоит в том, что беседа тогда достигает цели, когда военнослужащий осознает её необходимость и цель воспитательного воздействия оценивается им как необходимая;
второе заключается в том, что беседа будет тогда результативной, когда воспитатель подготовит условия для взаимопонимания, сумеет расположить к себе собеседника, создаст атмосферу доверия и откровенности.
Установлению непринужденной обстановки способствует правильная методика постановки вопросов:
- необходимо ставить лишь те вопросы, которые позволяют глубже познать духовный мир военнослужащего, его индивидуально-психологические особенности;
- вопросы надо формулировать четко, чтобы они не вызывали невнятных ответов;
- следует избегать бестактных вопросов;
- необходимо больше задать не прямых, а косвенных вопросов;
- по возможности не вести никаких записей или делать их как можно меньше;
- не надо вести беседу в спешке или в возбужденном состоянии;
- желательно, чтобы беседа проводилась наедине.
Третье правило. В ходе общения с военнослужащим командиру важно уметь слушать собеседника, для этого ему необходимо выполнять следующие условия:
- поддерживать постоянное внимание и визуальный контакт;
- использовать язык жестов;
- уметь «внимательно молчать»;
- ограничивать число вопросов;
- чаще обращаться к собеседнику за уточнениями;
- уметь перефразировать мысль говорящего и подвести итог информации;
- уметь запоминать увиденное и услышанное.
Четвертое правило – готовясь к беседе, не следует забывать о том, как воспримет ее подчиненный.
Пятое правило заключается в том, что беседа может обеспечить ожидаемый воспитательный эффект тогда, когда в ней будет реализована возможность основного метода воспитания – метода убеждения.
В случае, когда целесообразность развития определенного качества подчиненного не вызывает сомнения, но он не уверен в том, что сможет развить его у себя, возможно применить метод внушения, то есть воздействовать на воспитанника словом или интонацией.
При этом следует ориентироваться на создании такой психологической атмосферы взаимодействия с подчиненным, которая способствовала бы некритическому восприятию содержания установок, сообщаемых ему воспитателем. Это достигается за счет благоприятного эмоционального фона беседы.
Любая беседа, независима от решаемых целей, должна быть тщательно подготовлена и спланирована с выделением главных ее идей и задач.
В ИВР опытными командирами используются воспитательные приемы, которые позволяют им решать задачи формирования и развития личности военнослужащего. Например, проявление сочувствия, внимания и доброты.
Доверие в воспитании может проявляться в виде поручения военнослужащему, который пока не во всем соответствует требованиям постановленной перед ним задачи.
Схема
Таким образом, ИВР в подразделении – это сложный процесс формирования у военнослужащих личностных качеств и правил поведения. На основе изучения особенностей каждого военнослужащего и реализации индивидуального подходов воспитатели оказывают целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, чувства и волю военнослужащих. При этом они комплексно используют различные методы, приемы и средства воспитания.