ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с военнослужащими войсковой части

ТЕМА:  «Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Психолого-педагогические и правовые основы командирской требовательности сержанта».

 

Воспитательные цели:

— воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

— формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу.

 

Учебные цели:

— поощрять стремление военнослужащих эффективно выполнять свои  служебные обязанности, совершенствовать профессиональные навыки;

— формировать у военнослужащих готовность стойко переносить трудности военной службы по защите Отечества.

 

Вопросы: 1. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе.

2.Психолого-педагогические и правовые основы командирской требовательности  сержанта».

 

Дата: _______

Время: 2 часа.

Место: клуб части

Метод проведения: рассказ.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1

Введение в Вооруженных Силах смешанного принципа комплектования личным составом ставит перед офицерами ряд проблем, которые они прежде не решали вообще или решали на принципиально ином уровне. Это требует от них новых знаний, навыков и умений. К таким проблемам следует отнести следующие.

Проблема профессионального психологического отбора. Сегодня командиры частей имеют возможность самостоятельно подбирать себе людей для заключения контрактов и назначения на должности из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, военнообязанных и женщин.

Текучесть кадров военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, показывает, что эта работа проводится с крайне низкой эффективностью.

Перед командирами по-новому встала задача управления социально-психологическими процессами в разнородных воинских коллективах. Наличие в подразделении различных категорий военнослужащих (проходящих военную службу по призыву, по контракту и женщин) порождает целый спектр проблем. Вот основные из них.

Проблема дискриминации (обеспечения равных возможностей). До сих пор эта проблема (мы ее называли проблемой «неуставных взаимоотношений») имела два аспекта — взаимоотношения между солдатами различных сроков службы и между воинами различных национальностей. Они уже достаточно изучены, и офицеры имеют знания и навыки, необходимые для преодоления негативных последствий этих явлений. Этого нельзя сказать о новых аспектах этой проблемы, а именно, о взаимоотношениях в таких звеньях как:

военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;

— военнослужащие-мужчины и военнослужащие-женщины, имеющие равный должностной статус;

— военнослужащие — мужчины и военнослужащие-женщины в системе субординационных отношений.

Сегодня многие командиры высказывают озабоченность по поводу конфликтов, происходящих между «призывниками» и «контрактниками». У офицеров нет четкого понимания роли и места женщин в армии. Одни стремятся назначить женщин на должности, которые больше всего соответствуют их психологическим качествам и уровню образования, прежде всего операторские. Другие, признавая их способности, тем не менее считают, что женщине не место в боевом расчете, и используют их только как писарей и машинисток. А в ближайшее время, когда и офицерский корпус начнет пополняться женщинам, проблема половой дискриминации станет во весь рост.

Вообще проблема конфликтов не только обостряется, но и меняется содержательно. Переход к демократическому обществу ведет к конкретному изменению психологии людей и взаимоотношений между ними. Человек демократического общества должен сам строить свои взаимоотношения с социальным окружением, самостоятельно решать возникающие перед ним проблемы и отстаивать свои интересы различными способами, в том числе и вступая в конфликты. Он становится более инициативным и ответственным. Демократическое общество — это общество конфликтов, но конфликтов, разрешаемых конструктивно, гуманными, цивилизованными способами. В нем конфликт является атрибутом совместной деятельности людей, сущностным элементом развития как личности, так и группы. Правовой статус, уровень образования, квалификации и житейского опыта,  в особенности мотивации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, также переводят проблему конфликтов в подразделении в иную плоскость. В связи с этим, коренным образом изменилось понимание целей конфликтологической работы в войсках. Если раньше мы говорили о предотвращении конфликтов, то сегодня речь идет об управлении ими. Это требует конфликтологической подготовки офицеров. Конфликт — это не то явление, которым можно управлять опираясь только на жизненный опыт и здравый смысл.

Введение смешанного принципа комплектования Вооруженных Сил порождает у офицерского состава ряд проблем педагогического характера.

Прежде всего это связано с тем, что офицер теперь должен обучать и руководить обучением профессионалов, которые имеют необходимость и возможность качественно более глубокого изучения военной техники. Во-первых, это требует от офицера более широких общетехнических знаний; во-вторых, значительно повышает требования к его педагогическому мастерству. Умения проводить занятия методом рассказ-беседа офицеру уже явно недостаточно. Он должен владеть всеми дидактическими методами, в том числе и самыми современными обучающими технологиями.

Офицер будет решать и другие новые педагогические проблемы, такие как планирование профессионального роста и карьеры военнослужащих, как проходящих военную службу по контракту, так и проходящих военную службу по призыву, но готовящихся к заключению контракта. Наличие в подразделении военнослужащих различных категорий кардинально изменяет систему индивидуально-воспитательной работы, требует от них более глубокого понимания индивидуально-психологических особенностей людей, методов развития личности военнослужащих.

Результаты обследования военнослужащих, проходящих службу по контракту, показали, что подавляющие большинство считает себя верующими, либо колеблющимися между верой и неверием. Атеистами себя признают только единицы. В этих условиях офицер должен хорошо разбираться в религоведении.

Демократизация общества и введение смешанного принципа комплектования армии полностью изменили правовую ситуацию в Вооруженных Силах. Это предъявляет новые требования и к юридической подготовке офицеров.

Современные условия комплектования и функционирования Вооруженных Сил породили абсолютно новые проблемы социологического и политического характера.

В отличии от прежних солдат и сержантов срочной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, время, не занятое выполнением служебных обязанностей, проводят вне части. Они имеют право и возможность участвовать в митингах, собраниях, уличных шествиях, демонстрациях, пикетировании, не преследующих политических целей, состоять в общественных объединениях такого же характера; быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. При этом возможности политического влияния командиров значительно сузились.

В этих условиях остро встала проблема информационно-психологической безопасности личного состава. Яркой иллюстрацией этого стала Чеченская компания.

Пока в стране не создана система информационно-психологической безопасности граждан, эту задачу в армии может решать только хорошо подготовленный в этой области офицерский корпус. Анализ должностей, на которые назначаются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, показывает, что ими комплектуются большей частью командные, технологические и водительские специальности.

Общие профессиографические требования к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сформулированы в «Руководстве по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации», введенному в действие приказом Министра обороны N 202 от 4 июля 1994 года. В соответствии с этим документом, при определении профессиональной пригодности граждан к военной службе оценивается уровень общего образования; профессиональной и военной подготовки, военно-профессиональная направленность, морально-нравственные качества, познавательные, коммуникативные, организаторские и адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость. Эти общие профессиографические требования определяют и пригодность военнослужащего к подготовке (обучению).

В целом же можно выделить ряд особенных качеств солдат и сержантов, проходящих службу по контракту.

Положительные качества: некоторый жизненный и служебный опыт; уверенность в собственных силах; ответственность; повышенное желание самовыражения на военной службе; умение поставить себя в коллективе; стрессоустойчивость в экстремальных и неординарных ситуациях; способность самостоятельно принять ответственное решение; наличие определенных знаний и навыков в организации и проведении воспитательной работы.

Отрицательные качества: приоритет личных интересов; преобладание материальных стимулов над моральными; самоуверенность, переоценка своих профессиональных возможностей; определенное пренебрежение к регламенту армейской жизни, соблюдению воинского этикета.

Цели и особенности воспитательного воздействия: активное использование потенциала профессиональных и личных качеств в интересах военной службы путем постановки усложняющихся задач; четкое определение перспективы в службе; развитие обостренного чувства ответственности за положение дел в подразделении.

Основными направлениями воспитательной работы с этой категорией военнослужащих могут быть:

— организация теплого приема в части, ознакомление с ее традициями, оказание товарищеской взаимопомощи в учебе, широкий обмен опытом по специальности;

— разъяснение положений законодательных актов, общевоинских уставов и других документов, определяющих служебный статус; обучение правовым основам служебной деятельности, методике воспитания подчиненных (для сержантов);

— организация периодических встреч воинов-контрактников с руководством части, проявление им заботы не только о профессиональном росте, но и о бытовом устройстве;

— обучение офицерского состава, в первую очередь командиров подразделений, методике работы с данной категорией военнослужащих;

— целенаправленная, последовательная реализация гибкой, продуманной системы мер, направленных на повышение профессионализма каждой категории контрактников;

— формирование здоровой морально-психологической атмосферы в смешанных воинских коллективах.

2

Требования,  предъявляемые к военнослужащему- профессионалу, его статус в обществе, комплекс выполняемых им задач, условия профессиональной жизни предпо­­­ла­гают особенный стиль поведения и лицо (имидж) воина-контрактника. Он не просто выполняет свой долг, но и приобретает профессию, ставящую перед ним более сложные задачи, чем перед призывником.

Процесс воспитания сержантского состава, проходящего службу по контракту, осложняется противоречивостью и неоднозначностью социально-экономической, политической и духовной ситуаций в России, воздействием на армию дестабилизирующих факторов, усилением социальной напряжённости в военной среде,  неопределённостью статуса военнослу­жащих контрактников,  отсутствием духовной и материальной  удовлетворённости в профессиональной службе. Около 79% офицеров причины низкой эффективности военной службы  контрактников связывают с трудностями экономического положения в стране, сказывающегося в армии, размытостью идеи профессионализма, слабой мотивацией у военнослужащих контрактников, раскоординированностью в деятельности офицеров-воспитателей, отсутствием стройной системы воздействия, слабым учётом их возрастных, социально-психологических, индивидуальных и других особенностей.

Общая характеристика особенностей сержантов показывает, что изучение военнослужащих — это сложный процесс познания внутреннего мира, индивидуальных различий каждой личности. В изучении особенностей контрактников выделяют несколько этапов:

  • определение целей и задач изучения воинов;
  • разработка плана или программы, определение методов изучения;
  • сбор материалов, представляющих интерес для изучения особенностей данной категории военнослужащих (жизненый и служебный опыт, особенности психики, развитость различных личностных качеств, эмоционально-волевой сферы, физическое развитие, привычки и др;)
  • обобщение и анализ полученных данных, их использование в воспитательной работе.

Воспитателю необходимо изучить воспитуемого в том объеме, который обеспечивал бы ему эффективное целенаправленное педагогическое влияние на военнослужащего.

Можно выделить следующие группы особенностей сержантов, требующие учёта в воспитании: физиологические, возрастные,  социально-психологические, национально-территориальные, религиозные и индивидуальные. Индивидуальные особенности военнослужащих-женщин проявляются в тех же категориях. При их учёте необходимо обращать внимание на женский характер, на формирование которого накладывают отпечаток социальное пред­назначение женщины и их роль в семье и обществе.

Физиологические особенности. Физиологические особенности связаны прежде всего с функ­ционированием нервной системы, которая может харак­теризоваться повы­шен­ной уязвимостью и функциональной неустойчивостью, возбудимостью, пластичностью, чувстви­тельностью и восприимчивостью.

Например, сержантов повышенная возбуди­мость может быть обусловлена преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Чем моложе контрактник, тем сильнее выражена эта особенность. Повышенную возбудимость или наоборот флегматичность, пони­жен­ную реакцию может вызвать не здоровый образ жизни: курение, употребление спиртных напитков, недосыпание, недоедание и т. д. Эти осо­бенности необходимо учи­тывать в профессиональном воспитании контракт­ников. Как свидетельствует практика, отрицательно сказываются на профессиональной деятельности сержантов случаи, когда они не соблюдают режим отдыха, неорганизованно проводят свободное время, иногда это может привести к нервным срывам военнослужащего или чрезвычайному происшествию. Некоторые контрактники, с целью экономии денег, не обедают  или питаются всухомятку, что понижает работоспособность, внимательность и может также привести к отрицательным последствиям.

Вышеизложенное приводит к пониманию необходимости изучения функ­ций организма военнослужащих контрактников при физических и умственных нагрузках, что позволит выявить функциональные возможности организма контрактника в определённые возрастные периоды, степень его готовности к различным видам профессиональной деятельности, адаптивные способности и т.д..

С физиологическими особенностями тесно связаны возрастные особенности сержантов. Педагогический опыт, психологические наблюдения, медицинская практика на эмпирических основаниях выделяют различные возрастные периоды.

Возраст сержантов можно условно разделить на следующие периоды:

  1. От 18-20 лет до 25-27 лет — период наиболее благоприятный для профес­сионального становления и адаптации к службе в армии. Военнослужащие в этом возрасте выбирают профессию, «прицениваются» к своим возмож­ностям и к тому, что может дать профессия военного. В этом возрасте, как правило, хоро­шо работает память, характерен большой приток энергии, кото­рая может использоваться как в положительных, так и в отрицательных целях, доста­точная физическая выносливость. Военнослужащих влечёт романтика, жаж­­да приключений, каких-то исключительных поступков. У них сильно стрем­ле­ние к постоянному движению, сексуальное влечение. Военно­служащие не умеют распределять время, зачастую использую его не рационально, и не дорожат им.
  2. От 26-28 до 34-37 лет — период социальной и профессиональной зрелости. В этом возрасте практически все военнослужащие контрактники имеют семью и это в значительной мере определяет их мотивацию к профессиональной деятельности, ими приобретён значительный жизненный и профессиональный опыт, они начинают ценить стабильность в профессии, и даже при низкой удовлетворённости военной профессией продол­жают служить. Отсутствие же удовлетворённости профессией в этом возрасте приводит не к поиску новой профессии, а к желанию «отключиться» от профессиональных забот, что может привести к отрицательным последствиям (употребление спиртных напитков, наркотиков). Познавательные интересы начинают затухать в связи с семейными заботами, отсутствием масштабных перспектив, сменой восторженных представлений о жизни, пониманием, что не все могут быть великими людьми и не все ими становятся. Появляется ощущение «приземлённости», что для некоторых военнослужащих бывает началом их пассивной или даже негативной профессиональной деятельности и жизненного поведения. В эмоциональном отношении военнослужащие контрактники более сдержанны, знают себе цену, понимают с кем из начальников и как себя следует вести, т.е. приспосабливаются к образу профессиональной деятельности. Им присуща рассудительность, но порой их деятельность ей противоположна. Они стараются заботиться о своём интеллекте, чтобы выглядеть соответственно возрасту, но многое им ещё не доступно.
  3. От 35-38 до 45-50 — лет предпенсионный возраст для военнослужащего контрактника. Характеризуется определённой зрелостью, развитыми профес­сио­нальными навыками и умениями, стремлением к спокойной независимой профессиональной деятельности. Физические возможности снижаются, часто воен­­нослужащий становится зависимым от состояния здоровья. Большие физи­ческие нагрузки переносятся с напряжением и не вызывают у военнослужащего удовлетворения. Мотивация профессиональной деятельности больше связана с привычкой исполнять свои функциональные обязанности и с заинтере­сован­ностью получения пенсии. В этом возрасте военнослужащий стремится к ста­биль­­ности, надёжен в выполнении сложных, ответственных задач, тяготеет к наставничеству, к воспитанию младшего поколения. Требует почтительного к себе отношения, особенно со стороны младших по возрасту. Чаще всего впечат­лителен, болезненно реагирует на критику, обидчив. Стабилизируются основ­ные операционные структуры, личностные черты носят устойчивый характер, облик личности воина-контрактника постоянен, намечаются приз­наки сниже­ния профессиональной активности, корректируются жизненные цели.

Таким образом, изучение и учёт особенностей сержантов одна из главных задач офицеров-воспитателей. При изучении особенностей необходимо подходить к проблеме всесторонне, с учётом всех источников информации, тщательно анализировать их и на основе полученных данных создавать общую картину личности военнослужащего, продуманно использовать в профессиональном воспитании полученные характеристики.

Воспитание сержантов требует учёта их особенностей, знания социальной среды, профессиональной направленности военнослужащего, применения различных методов, средств и способов воспитания. Воспитание должно строится на системном, комплексном подходах, учитывать индивидуальные,   возрастные,  профессиональные, физиологические и психологические  особенности  военнослужащих.

Как показывает опыт,  зачастую работа с сержантами сводится к  осуществлению  кадровых перестановок и проведению формальных воспитательных мероприятий, в которых много шаблона и издержек. Они готовятся поспешно, без должной продуманности, без учёта интересов конкретного человека, мотивов его профессиональной деятельности, степени его профессиональной удовлетворённости.

Офицерам, настроенным скептически на воспитание солдат и сержантов, проходящих службу по контракту, необходимо понять, что зрелый возраст это не причина отказа от воспитания, и это не значит, что военнослужащего воспитывать не надо и он не воспитывается профессиональной и социальной средой.

Профессиональное развитие личности необходимо рассматривать как интеграцию двух процессов развития личности, а именно, на всём жизненном пути, и профессионализации личности, т.е. с периода начала профессионального самоопределения до завершения активной трудовой деятельности.

В педагогической деятельности офицерам необходимо помнить, что каждый сержант — это личность, он обладает присущими только ему чертами характера, темпераментом, медицинскими и физиологическими показателями, которые не только индивидуальны, но и изменчивы. Они могут по-разному проявляться в многообразии ситуаций. Умелое их определение, учёт и использование будут зависеть от педагогического мастерства офицера-воспитателя.

Как показывает практика, основная часть воспитания сержантов осуществляется в ходе проведения занятий по боевой и общественно-государственной  подготовке (37%). Соответственно, это выдвигает высокие требования к проведению занятий, к формированию профессиональных качеств в ходе них. Анализ программ боевой подготовки показывает, что они направ­лены на формирование знаний, навыков и умений по определённым военно-специальным дисциплинам, но нарастающей последовательности приобретения профессиональных качеств в комплексе предусматривают не всегда. Зачастую они не определяют какие профессиональные качества у военнослужащего конт­рактника необходимо сформировать в первую очередь, а какие — в последующие, исходя из его военной специальности, профессии и в целом его статуса как военного профессионала. Поэтому на практике получается так, что каждый воспитатель обращает внимание на формирование нужных на его взгляд качеств. Иногда наблюдается разрыв процессов обучения и воспитания воинов-контрактников. Чтобы избежать его, необходимо в процессе занятий по боевой подготовке в полной мере учитывать факторы, влияющие на формиро­вание профессиональных качеств: добиваться соответствия уровня развития материально-технической базы проведения занятий современным подходам к под­­го­товке профессионалов; использовать современные идеи и методики  орга­низации работы по специаль­ности; формировать интерес к профессии и чувство удовлет­ворённости в ходе занятий; обеспечивать на занятиях строгий воинский порядок; командирам всех степеней показывать личный пример в своей профес­сиональной деятельности и выполнении обязанностей; не допускать срывов занятий из-за отвлечения личного состава на хозяйственные работы и от­сутствия материального обеспечения хода занятий и т.д..

Определение целей в профессиональной деятельности, перспектив развития, формирование мотивов, побуждающих к профессиональному росту — важнейшие компоненты воспитания.

Задача офицера-воспитателя правильно определить, какие цели являются для сержанта значимыми, ведущими, доминирующими, не допустить дисгармонии в их соотношении, добиться, чтобы профессио­нальные цели не входили в противоречие с личными. Для этого необходимо знать своих подчинённых, знать их запросы и потребности, ставить в зависимость решение значимых целей от выполнения профессиональных функций.

Необходимо учитывать, что успешность, продуктивность воинской службы, удовлетворённость ею сержанта, а также масштабы, качество и перспективы его развития как личности зависят от того, какую роль он отводит в своей жизни воинской службе, как вписывает свою профес­сио­нальную деятельность в многомерное пространство своей жизни, в контур собст­венного жизненного мира, как осмысливает и переживает значимость и место своего дела в собственном жизненном самоопределении.

 

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)