Пограничная безопасность обеспечивается в пограничном пространстве, охватывающем: Государственную границу, пункты пропуска через Государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море, их подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ.
Национальные интересы РФ в пограничном пространстве:

  • обеспечение суверенитета, территориальной целостности государства, его суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральным законодательством, а также завершение оформления Государственной границы в международно-правовом отношении и разграничения прилегающих морей с учетом национальных интересов России;
  • соблюдение установленных законодательством РФ порядка и правил осуществления всех видов деятельности в пограничном пространстве России;
  • создание условий для осуществления экономической, хозяйственной, промысловой и иной деятельности на Государственной границе, в территориальном море. исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе РФ, способствующих социально-экономическому развитию страны, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов, надежной защите морской среды;
  • развитие межгосударственного и приграничного сотрудничества с соседними странами в условиях формирования современного облика Государственной границы.
    Основные угрозы национальным интересам России в ее пограничном пространстве остаются и продолжают оказывать существенное влияние на охрану Государственной границы и в целом на обеспечение пограничной безопасности. К ним относятся:
  • территориальные притязания и нерешенные вопросы территориального разграничения России с соседними государствами на сухопутных и морских участках Государственной границы;
  • стремление спецслужб и организаций иностранных государств использовать территорию приграничных с Россией стран для проведения разведывательно-подрывной деятельности;
  • продолжающийся вывоз из страны стратегического сырья, рост контрабанды наркотиков, оружия, боеприпасов и деятельности трансграничной организованной преступности в условиях ухудшения социально-экономической и криминогенной обстановки в ряде приграничных регионов, способствующей укреплению пособнической базы преступных международных группировок;
  • деятельность террористических организаций и групп, незаконных вооруженных формирований через Государственную границу и в приграничных районах с нестабильной обстановкой;
  • широкомасштабное расхищение морских биологических ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, истощение и загрязнение трансграничных водных объектов;
  • увеличение масштабов незаконной миграции граждан иностранных государств через российскую территорию или с целью их оседания в РФ;
  • усиление экономической и демографической экспансии со стороны ряда сопредельных государств на отдельные приграничные территории РФ;
  • 8)возрастание опасности переноса на территорию РФ особо опасных инфекционных болезней человека, животных, карантинных вредителей , сорняков, возбудителей болезней растений, а также токсичных веществ;
  • 9) возможность расширения очагов социально-политической напряженности и развязывания вооруженных конфликтов вблизи Государственной границы;
  • 10) расширение НАТО на Восток с выходом к государственной границе.

Основные принципы охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов:
1) приоритет обеспечения национальных интересов государства в пограничном пространстве РФ, комплексный подход к их реализации и защите;
2) уважение суверенитета, территориальной целостности сопредельных государств и нерушимости границ, мирное разрешение пограничных вопросов;
3) соблюдение законности, прав и свобод человека и гражданина;
4) построение охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов с учетом особенностей регионов и характера угроз.
5) своевременное выявление, противодействие и нейтрализация угроз в пограничном пространстве РФ;
6) сочетание гласных и негласных форм и методов деятельности в соответствии с действующим законодательством;
7) концентрация интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов на решении ключевых задач охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов.

 

Главными задачами охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов на перспективу являются:
1) поддержание режима Государственной границы, недопущение или пресечение ее нарушений;
2) поддержание режима в пунктах пропуска через Государственную границу и планомерное повышение эффективности системы пропуска через нее лиц, транспортных средств и грузов за счет совершенствования пограничного, таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного, транспортного и иных видов контроля;
3) охрана, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения и использования, а также защиты морской среды;
4) охрана воздушного пространства и подводной среды;
5) осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.
2.2. Основные направления совершенствования охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ и их природных ресурсов.

 

На сухопутных и морских участках:
1) поиск и внедрение новых форм и способов деятельности войск и органов Пограничной службы, действий федеральных органов исполнительной власти, принимающих участие в охране Государственной границы;
2) совершенствование методов оперативной деятельности в интересах своевременного вскрытия, прогнозирования и классификации угроз пограничной безопасности России и принятия адекватных мер по их нейтрализации, смещение приоритетов на противодействие организованным фермам противоправных действий на Государственной границе, прежде всего наиболее опасным из них: международному терроризму, незаконному обороту наркотиков, незаконной миграции;
3) внедрение совместно с взаимодействующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации новых технологий организации пропуска через Г.Г. лиц, транспортных средств, грузов товаров и животных;
4) создание и задействование, единой государственной системы учете и контроля за въездом, выездом и пребыванием на территории России н. иностранных граждан;
5) совершенствование механизма обмена информацией и базами данных о персонале и технических средствах приграничных государств, привлекаемых для оказания помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в целях сокращения сроков и упрощения процедуры пересечения Государственной границы;
6) повышение эффективности взаимодействия территориальных объединений (региональных управлений) ФПС России со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти на региональном и местном уровнях;
развитие средств комплексной системы освещения надводной обстановки в пограничном пространстве России;
7) развитие пограничной инфраструктуры, в первую очередь на не обустроенных участках Г.Г. (российско-грузинском, российско-азербайджанском и российско-казахстанском);
8) развитие механизмов взаимодействия с органами пограничной охраны сопредельных государств в целях борьбы с международными преступными группировками, охраны природных ресурсов, экологической безопасности в районах (участках) совместной хозяйственной, промысловой и иной деятельности на Г.Г. и в пограничном пространстве РФ.

 

В воздушном пространстве:
1) повышение эффективности радиолокационной разведки для контроля Государственной границы путем создания единой системы разведки и контроля воздушного пространства с объединением всех средств разведки и их использованием по единому замыслу и плану;
2) сохранение и совершенствование группировок радиотехнических войск Военно-воздушных Сил для радиолокационного обеспечения действий войск (сил), привлекаемых к решению задач боевого дежурства по противовоздушной обороне в приграничных районах;
3) максимальное использование возможностей по охране Государственной границы, вытекающих из Соглашения о создании объединенной системы противовоздушной обороны государств -участников Содружества Независимых Государств и двусторонних межгосударственных соглашений по противовоздушной обороне;
4) повышение эффективности взаимодействия органов управления объединений, соединений и воинских частей Военно-воздушных Сил и дислоцирующихся в их зонах ответственности соединений и частей Пограничной службы.

 

В подводной среде:
1) развертывание в наиболее важных морских зонах на подступах к Государственной границе в пределах внутренних морских вод и территориального моря системы подводного наблюдения с автоматизированными пунктами сбора, обработки и выдачи информации о подводной обстановке органам и пунктам управления Военно-Морского Флота.
2) в сфере охрены внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов:
— проведение пограничных операций по защите экономических и иных интересов России в ее пограничном пространстве;
— внедрение на основе совместно разработанных планов в практику охраны контрольно-проверочных мероприятий ФПС России, МВД России, ГТК России, Госкомрыболовства России, МПР России, ФСНП России, Госгортехнадзора России;
— совершенствование тактики действий войск и органов Пограничной службы, территориальных сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свои полномочия в сфере охраны природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации;
— дальнейшее развитие сотрудничества с соответствующими структурами сопредельных госу¬дарств в сфере охраны природных ресурсов Конвенционных районов.
III. Совершенствование системы обеспечения деятельности по охране Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов.

 

3.1. Совершенствование системы государственного управления.
Это достигается:
1) Совершенствованием оперативности и качества информационного обеспечения;
2) Развитием международного сотрудничества с учетом обеспечения политических, экономических, пограничных, военных и иных интересов РФ в её пограничном пространстве;
3) Обеспечением неукоснительного соблюдения законодательства РФ по вопросам пограничной безопасности;
4) Совершенствованием эффективности координации и взаимодействия на региональном и местном уровне структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свои полномочия в охране Государственной границы, внутренних морских вое, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов;
5) Бюджетным обеспечением законодательно закрепленных задач охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федераций и их природных ресурсов;
6) Информированием и последовательным осуществлением государственных мер по поддержанию профессионального и морально-психологического состояния личного состава Пограничной службы, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на уровне, отвечающем потребностям обеспечения пограничной безопасности государства;
7) Повышением значимости и престижа службы (государственной, военной) по охране Государственной границы; осуществлением организационных, материально-технических, социально-экономических, морально-психологических мер, необходимых для укрепления кадрового потенциала Пограничной службы Российской Федерации.

 

3.2. Совершенствование нормативно-правового обеспечения.
Нормативно-правовое обеспечение охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов направлено на:
1) разработку и своевременное приведение нормативно-правовой базы Российской Федерации по пограничным вопросам в соответствие с региональной обстановкой в стране и на Государственной границе, а также потребностями практики государственного строительства;
2) заключение международных двусторонних и многосторонних соглашений, направленных на реализацию пограничной политики Российской Федерации и выработку механизма их исполнения и контроля;
3) совершенствование правового регулирования деятельности органов государственной власти и иных субъектов, осуществляющих свои полномочия в сфере защиты интересов России в её пограничном пространстве;
4) выработку механизма экономического стимулирования субъектов, участвующих в охране Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов;
5) активизацию работы по заключению с сопредельными государствами соглашений о реадмиссии с целью повышения эффективности борьбы с незаконной миграцией.
3.3. Оптимизация Пограничной службы
В приоритетном порядке предполагается развивать оперативные органы, органы пограничного контроля, органы морской охраны Пограничной службы при адекватном сокращении войсковой компоненты, численности военнослужащих и гражданского персонала в органах управления, обслуживающих и вспомогательных структурах.
Предусматриваются дальнейшее совершенствование системы подготовки кадров, тылового и технического обеспечения» сопряжение (унификация) их с соответствующими системами Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также системная модернизация вооружения, боевой и специальной техники.

 

3.4. Развитие пограничного сотрудничества.
1) развитие пограничного сотрудничества предусматривает дальнейшее развитие договорно-правовой базы пограничного сотрудничества, унификацию национальных законодательств в сфере охраны государственных границ государств — участников СНГ;
2) совершенствование международно-договор¬ной и погранпредставительской деятельности по укреплению сотрудничества и добрососедс¬ких отношений с сопредельными государства¬ми;
3) выработку и осуществление в сотрудничестве с пограничными ведомствами сопредельных государств практических мер, обеспечивающих повышение надежности охраны Государственной границы и укрепление ее режима, поддержание стабильной обстановки на Государственной границе;
4) совершенствование механизма взаимодействия и обмена оперативной информацией на основе имеющихся нормативно-правовых актов;
5) расширение сотрудничества и поддержание тесного взаимодействия с правоохранительными структурами и международными организациями зарубежных государств в пресечении деятельности трансграничной организованной преступности, в борьбе с терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом оружия и наркотиков, незаконной миграцией;
6) развитие интеграционных процессов по¬граничным вопросам в рамках Союзного государства Беларуси и России в соответствии с Комплексной программой обеспечения пограничной безопасности Союзного государства до 2015 года;
7) обеспечение присутствия Пограничных групп , ФПС России в Таджикистане и Армении, Оперативных групп ФПС России на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств с целью защиты геополитических интересов России;
8) совершенствование механизмов реализации решений, принятых в рамках Совета командующих Пограничными войсками государств — участников Содружества Независимых Государств, Пограничного комитета Союза Беларуси и России.
3.5. Обеспечение правовой и социальной за¬щиты военнослужащих и других граждан, участвующих в охране Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов.

1) Правовая и социальная защита военнослужащих, гражданского персонала и других лиц, участвующих в охране Государственной границы, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов гарантируется государством и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
2) Основными направлениями совершенствования, правовой и социальной защиты считать дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы социальной защиты военнослужащих и других лиц, участвующих в охране Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов;
3) планомерное повышение материального уровня жизни военнослужащих пограничных за¬став, кораблей и других подразделений, непосредственно охраняющих Государственную границу;
4) формирование и совершенствование механизмов практической реализации установленных законодательством льгот и социальных гарантий для военнослужащих» лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)