Восемнадцатый век  начавшийся реформами Петра стал веком российского восхождения и укрепления Российской державы. Расширялась территория страны.  По мнению историка Л. Гумилева «весь ХVШ век соседние народы по инерции воспринимали Россию как страну национальной терпимости —  именно  так зарекомендовало себя Московское государство в ХV – ХVII веках.  И поэтому все хотели попасть «под руку» московского царя, жить спокойно,  в  соответствии  с собственными обычаями и законами страны. То, что приобрела в ХVII веке Украина, не пожалевшая крови ради присоединения к России,  безо всяких усилий получили и казахи,  и буряты, и грузины, страдавшие от набегов соседей. Так старая московская традиция привлекла  целый  ряд этносов,  органично вошедших в единый российский суперэтнос,  раскинувшийся от Карпат до  Охотского  моря.»

Пограничная служба российского государства

Расширение российской территории,  экономический рост, выход навстречу другим народам и цивилизациям потребовали новой постановки проблемы  об  охране территории государства , защите национальных интересов на границе Российской империи. В связи с перемещением границ русского государства до Тихого  океана и Черного моря значение засечных черт уменьшилось,  и в ХVШ веке сторожевую службу заменили службой войск на  пограничных  укрепленных линиях,  но создавались они с учетом опыта строительства засечных черт и состояли из крепостей и укрепленных городов.  Между ними возводились  полевые укрепления,  как правило,  в виде земляных валов, иногда с деревянным тыном наверху и рвами, перед которыми устраивались засеки  и ставились рогатки против конницы.  Через каждые 200 — 600 м. вал имел выступ в виде редута,  что позволяло обороняющимся вести оружейный  огонь.  Формирование  охраны и обустройства границ государства связано с именем Петра первого.

Именно во время его царствования были осуществлены  крупные  меры по охране границ российской территории.  В 1706 — 1708 гг. на западной границе была создана пограничная укрепленная линия по рубежу Псков — Смоленск — Брянск. В 1718 — 1723 гг. — Царицынская линия — в междуречье Дона и Волги, в 1731-1735 гг. — Украинская — между Днепром и Северским Донцом, в 1731 — 1736 гг. – Закамская — между реками Самара и Кама,  в 1739-1743 гг.  — Уйская, прикрывавшая юго-восточную границу вдоль берега р.  Уя — притока Тобола. Она примыкала к Оренбургской линии и соединялась с Тоболо- Ишимской , созданной в 1752-1754 гг.  между реками Тобол,  Ишим, и Иртыш. В 1747 — 1768 гг. построена Колывано-Кузнецкая укрепленная линия на Алтае,  между Обью и Иртышем  для  прикрытия  российской территории от набегов кочевников .

Протяженность пограничных укрепленных линий была разной:  от 60 (Царицынская) до 550 (Колывано-Кузнецкая и Тоболо-Ишимская) километров.  Но самой протяженной и беспокойной была единая Кавказская линия:  от Кизляра — на Моздок, через Ставрополь — до Азова. Пограничные укрепленные линии служили не только для защиты, но и для завоевания и освоения новых территорий. Например, Сибирская линия, строительство которой началось в 1716 г.,  постоянно продвигалась на юг и в  середине  ХIХ  века достигла  форта  Верный  (Алма-Ата) и устья Сырдарьи.  В ХVП — ХIХ вв. пограничные укрепленные линии охраняли гусарские полки на Украине и  в Поволжье,  солдатские полки в Прибалтике и Карелии,  поселенные войска (ландмилиция),  украинские,  терские,  кубанские казаки.

В то же время они могли вести военные действия как иррегулярные войска.  Служба этих полков проходила на земляных укреплениях крепостей,  в городских  башнях,  в  местах  наиболее удобных для быстрого выдвижения к угрожаемым пунктам линии.  Небольшие посты,  выдвинутые вперед, за линию укреплений,  вели наблюдение за противником. При возникновении угрозы они подавали сигналы, поджигая хворост или бочки со смолой. В некоторый крепостях располагались только конники.  При выполнении задач по контролю территории конные отряды могли совершать рейды  продолжительностью  до двух  недель,  удаляясь от крепостей до 250 километров.  Особо следует сказать о ландмилиции — поселенных пограничных войсках.  Она была  учреждена  в  1713  году  и просуществовала до 1775 года.

Первоначально ландмилиция состояла из пяти пехотных некомплектных полков и  поселенцев Белгородской черты.  В последующем к ней были причислены однодворцы. Постепенно пешие полки переводятся на конные и из них составляется ландмилиционный корпус. Существовали Смоленская, Сибирская и Закамская ландмилиции. Представление о ландмилиции дает один из документов, посвященный описанию Украинской линии.  В нем говорится, что «линию охраняют 20000 драгун из милиции, размещенных по крепостям и по селам, нарочно  для них выстроенным.  В мирное время они получают на одну треть менее обыкновенного войскового жалования,  а взамен им розданы участки пахотной  земли,  которую  они обрабатывают.  Это войско набрано из 20 тыс. бедных дворянских семейств в областях Курской и Рыльской, так называемых однодворцев,  т.  е.  владельцев только одного двора, которые сами пашут свою землю.  Эти семейства обязаны ежегодно высылать на линию из своей среды известное число работников в помощь войску при земледельческих работах.» Ландмилиционные  полки  находились  под  ружьем весной и летом, а на зиму распускались по домам. Западный участок границы охранялся наиболее надежно — в три линии:  на первой службу разъездов вдоль линии границы несли форпостные команды, на второй — заставы,  выставляемые от поселенного войска, на третьей располагались крепости ,укрепленные города,  в которых стояли части ландмилиции. Охрана пограничных укрепленных линий постоянно совершенствовалась.  Например, когда Белгородская черта исчерпала свои возможности была построена новая линия сторожевой службы,  так называемая Украинская линия.

Для работ по ее возведению было послано 20 тыс.  казаков и 10 тыс. крестьян. Линия простиралась более, чем на 400 верст, она начиналась на Северном Донце крепостью св. Петра и кончалась на Днепре у устья реки Орели. На линии располагалось 17 крепостей,  на расстоянии 25 верст друг от друга.  Линия  была оснащена большим по тому времени количеством артиллерии, в ее крепостях, редутах было установлено 222 орудия. Называя произведенные  орудия  «чудом  произведения человеческого»,  современники сравнивали ее по количеству вложенного труда с  сооружениями  древнего Египта.  В  качестве основных защитников линии были использованы также полки ландмилиции.  Однако и Украинская линия недолго  сохранила  свое военное значение, поскольку быстро утратила пограничное положение. Уже в 1750 году охрана пограничных укрепленных линий постоянно  совершенствовалась.  Например, генерал-губернатор Малороссии фельдмаршал П. Румянцев реорганизовал сложившуюся систему,  которая из  оборонительной, пассивной стала активной,  наступательной.  Так, небольшая часть войск защищала укрепления на главных пунктах и переправах,  как и прежде,  а три сильных и подвижных отряда, сформированных из оставшегося резерва, располагались за линией.  Они предназначались для борьбы  с  татарами, которым удавалось прорываться через укрепления.

Пограничные укрепленные линии возводились и для закрепления завоеванных территорий.  А потеряв  свою  значимость — ликвидировались.  Так,  после окончательного присоединения Средней Азии (1881 г.) созданная там  ранее  укрепленная линия была упразднена.  Их судьба примерно одинакова. Царицынская просуществовала до 80-х гг.  ХVШ в.,  Украинская утратила свое значение с постройкой в 1770 г.  южнее нее Днепровской линии,  Закамская — в 1743 г.,  в связи с сооружением Оренбургской линии, Кавказская — с завершением борьбы с Шамилем,  Уйская — в конце 50-х гг. ХVШ в., КовылиноКузнецкая и Тоболо-Ишимская — в начале ХIХ в.  по мере отодвижения границ России  на восток.  Ряд укрепленных линий был упразднен после введения Петром Первым в 1724 году крепостной системы обороны границ. С выходом к Балтийскому морю на берегах Финского залива по его приказу были возведены крепости Кронштадт, Выборг, Шлиссельбург, Кексгольм, Нарва, Ревель  и другие.  На литовском направлении — крепости Псков,  Смоленск, Брянск, Великие Луки. Сплошной укрепленной линии здесь вообще не было. Но  в  восточной  Сибири  Нерчинская и Селенгенская укрепленные линии, составленные из казачьих постов для поимки беглых каторжан и борьбы  с контрабандистами, просуществовали до конца ХIХ века. С укреплением военной мощи Российского государства значимость крепостей и  укрепленных линий,  созданных  для  защиты страны от врагов,  теряется и на первое место выходят интересы экономические.  В связи с этим изменилась  роль пограничников.  Из  военного их переводят в подчинение Таможенному ведомству и наделяют новыми обязанностями:  главным образом  бороться  с незаконным  провозом (проносом) товаров через границу.  Слова «контрабанда»,  «контрабандист», «таможня» все больше входят в обиход населения  и войск приграничья.  В 1723 году в целях пополнения казны и предоставления возможности развиваться внутреннему производству был издан закон,  которым учреждались пошлины на ввозимые товары, а для контроля и взимания пошлины — таможни.  Восточные товары (шелк,  меха, краски и т.д.)  стали  облагаться высокими ввозными пошлинами.

Одновременно на ряд товаров,  ввозимых с Запада, была установлена ввозная пошлина, доходившая  иногда  до 74 %  стоимости товара.  Высокие пошлинные тарифы вызвали малоизвестный в то время промысел — контрабанду,  особенно  со стороны Польши.

дары таможенникам

дары таможенникам

В целях борьбы с контрабандой изданным в 1724 году таможенным тарифом была установлена конфискация  контрабандных  товаров. Кроме  таможенного  тарифа,  для противодействия беспошлинному провозу товаров был издан указ,  в котором предлагалось на границе  с  Польшей «учредить на больших дорогах крепкие заставы, а между большими дорогами,  самые дороги и проезды лесом зарубить,  а где нету лесу — перекопать  рвами и накрепко указать,  чтобы никто и ни для чего за рубеж не ездил и следа не прокладывал,  а объезжал бы на большие  дороги».  При этом требовалось от одной заставы до другой иметь разъезды.  Если же в запрещенных для проезда местах будет обнаружен след и по следу  задержано лицо,  то его по указу необходимо взять,  штрафовать и отобрать у него все то, с чем он будет задержан. Несмотря на принятые меры, контрабанда не сокращалась,  а принимала все большие размеры. Она водворялась не только помимо таможен, но и через таможни. Злоупотребления таможенных чиновников, смотревших на таможни как на «золотое дно», немало способствовало развитию контрабанды. В конечном итоге наиболее правильной  мерой  борьбы с контрабандой было признано понижение тарифных пошлин на товары являющиеся предметом контрабанды. Кроме того, в целях борьбы с контрабандой в 1754 году были упразднены внутренние таможни и вместо них созданы таможни на границе.

Сверх существовавшей сторожевой военной  охраны на укрепленных линиях для наблюдения за «неводворением контрабанды» были учреждены особые разъезды из вольнонаемных лиц- объездчиков, преимущественно из обедневших купцов. В том же 1754 году был издан указ,  которым предлагалось: «помимо таможен никаких товаров как в Россию,  так и из России не пропускать, равно как и не допускать переходов и побегов через границу».  Для этого между  таможнями,  в  тех местах, где был беспрерывный лес, предписывалось сделать засеки на самой границе,  шириной 10-15 сажен, поставить большие и низкие рогатки, укрепить  их  надолбами,  а для разъездов с форпостов расчистить возле засеки дорогу шириной в три сажени,  чтобы форпосты  были  видны  один другому. Кроме того на форпосты вместо малороссийских казаков были командированы два драгунских полка с «крепким подтверждением», чтобы они «смотрением своим могли все тайные проходы пресечь и удержать от побегов через границу, употребляя к тому всегдашние разъезды». Чтобы находившиеся  на  форпостах  драгуны  не  входили с купцами в сделки и для контроля за их деятельностью,  в состав таможен были введены объездчики.

Таким образом,  в 1754 году охрана границы строилась в две линии: на первой находились драгунские полки,  рассредоточенные по форпостам; во  второй линии располагались таможенные вольнонаемные объездчики (из расчета один объездчик на десять верст),  которые, кроме охраны границы,  контролировали деятельность военной охраны,  находящейся в первой линии. Борьба с контрабандой становится более активной после 1757 г. с введением  нового  торгового тарифа и переноса таможен непосредственно на границу.  Внутренние таможенные пошлины и  внутренние  таможни  полостью  ликвидируются.  Независимо  от  пограничников на границе стали действовать пограничная таможенная администрация и особые чиновники  — «земские фискалы», ведущие «разведывание через донос», то есть организующие разведку с помощью агентуры.  В ее функции  входило  не  только противодействие контрабанде,  но и задержание людей,  пытающихся незаконно перейти границу. В 1782 г. Екатерина II издала указ «Об учреждении  особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного привоза товаров»,  ликвидировав войсковую пограничную охрану и  форпосты,  утвержденные при Петре Первом.

Помещения застав были переданы в «надзирательные дворы», вероятнее всего Екатерина II, добившаяся больших успехов во внешней политике, укреплении авторитета и мощи Российской империи,  меньше стала обращать внимание на процессы,  происходившие непосредственно на границе.  И в этом,  как показала дальнейшая история, она допустила явный просчет. В конце ХVШ века организацией пограничной стражи ведали два ведомства,  подчиненные сенату:  военное министерство и департамент внешней торговли. Военное министерство имело армейские и казачьи полки.  На первую линию охраны границы они высылали отряды казачьей стражи и стражу от армейских полков,  которые  направляли  свои разъезды непосредственно к линии границы. Департамент внешней торговли имел двенадцать таможенных округов.  В каждом из них были свои таможни (таможенные заставы), таможенная стража. Служба таможенной стражи была организована на второй тыловой линии.

Так возрастание  экономического фактора  в охране границы отразилось на ее организации.  Строительство новых укреплений пограничных линий на юге и юго-востоке, охрана границы преимущественно армейскими формированиями, создание на ее европейском участке таможенной стражи,  бесспорно,  были важными мероприятиями Но при значительном увеличении протяженности границ Российской империи эти меры не могли обеспечить ни защиту государства от внезапных  военных нападений,  ни успешную борьбу со шпионажем и контрабандой.  Таким образом,  в ХVШ веке процесс становления пограничной стражи занял несколько этапов: на первом — осуществлялись меры по охране государственной территории в новых условиях,  когда опасность внезапных  нападений на  российскую  территорию была еще весьма высока,  а процесс освоения новых территорий требовал дополнительных сил и средств. В этих условиях сторожевую службу заменили службой войск на пограничных укрепленных линиях.  На втором этапе (со второй половины ХVШ века) совершенствовалась система охраны границ, обусловлено это было прежде всего расширением территории России и изменением обстановки на  границах  государства.  На  третьем  этапе (в период царствования Екатерины Второй) осуществлены преобразования в охране границ,  диктуемые прежде всего потребностями экономического развития.  Начало ХIХ века в Европе отмечено ростом международной напряженности.  На политическом  небосводе  европейского  континента  засверкала  звезда императора Франции Наполеона. Претензии на мировое господство французского императора не оставили  в стороне  ни одну из великих держав.  Надвигалась полоса новых войн.  В этих условиях Россия стремилась укрепить свои позиции на Балтике,  активно  продолжала  свою политику на Кавказе.

В первое десятилетие ХIХ века в результате войны с Швецией Россия присоединила часть Финляндии. На  южном направлении в состав России были включены Восточная и Западная Грузия, Азербайджан, Ингушетия и Молдавия. Изменения в международной  обстановке  и  расширение  территории России потребовали усиления внимания к проблемам охраны границ.  При чем инспектирование  западной границы военным министром М.  Б.  Барклай-де-Толли вскрыло немало изъянов в деятельности всех структур на границе.

Барклай-де-Толли, Михаил Богданович

Барклай-де-Толли, Михаил Богданович

Министр пришел к выводу о  необходимости осуществления дополнительных мер по охране границ,  о чем и представил доклад Императору.  В поисках мер, способствующих повышению эффективности работы пограничной таможенной стражи,  ее боевых возможностей,  взоры правительства обратились к казачеству.  За многие века  оно  накопило богатый опыт военной службы на укрепленных линиях, имело необходимые навыки сторожевой службы на границе.

В 1811  году последовал высочайший указ об учреждении пограничной казачьей стражи. На основании «Положения об устройстве казачьей пограничной  стражи губерний» было составлено расписание казачьих полков по участкам границы.  Все протяжение границ от Палангена до  Ягорлыка  на Днестре  разделялось  на  участки по 150 верст каждый.  Каждый участок должен был охранять донской казачий полк. Каждый участок разделялся на

15 частей, каждая сотня располагалась в трех местах. Предусматривалось также перемещение полков с участка на участок,  замена  начальствующих штаб-офицеров. Это значительно усилило пограничную стражу, поскольку в полку было три сотни и каждая состояла из трех команд казаков.  К тому же, военные команды были сформированы и из имеющихся к тому времени на этом участке границы 1300 объездчиков, 40 надзирателей и 40 помощников надзирателей. В утвержденных документах также регламентировалась служба. Например, предписывалось, что «…крайние команды каждого участка, отправляя разъезд,  пишут на листе бумаги, в котором часу разъезд отправлен,  и что на его расстоянии случилось; сей лист привозится в ближайшую команду, где офицер подписывает час прибытия разъезда и отправления своего и посылает оный к другой соседней  команде,  исполнив  то же,  отправляет далее».

Таким образом,  начальники участков ежедневно два  раза  получали сведения, что на границах происходило и могли быть уверены, что патрули ездили. Они каждую неделю «летучие сие рапорты в оригинале посылали через почту к своим дивизионным командирам».  Осуществить меры по устройству стражи от Ягорлыка на Днестре до устья Днестра  было  поручено генерал-лейтенанту Дюку-де-Ришелье. На участке западной границы протяженностью свыше 1500 верст в первую линию было выставлено три  бугских казачьих полка и восемь именных донских. За казачьей стражей во второй линии была расположена вольнонаемная таможенная стража.  На каждые  15 верст границы назначалось по одной команде из десяти объездчиков.  Для руководства их службой — один надзиратель и один помощник из вольнонаемных лиц. Всего на западной сухопутной границе несли службу 1300 объездчиков,  40 надзирателей и 40 помощников надзирателей.  На побережье Белого  и Балтийского морей выставлялось 600 объездчиков и 45 надзирателей и помощников.  На побережье Черного и Азовского морей — 200 объездчиков и 20 надзирателей и помощников.  В их обязанности входил объезд побережья и наблюдение за морем,  пресечение проникновения контра банды и людей, пытающихся высадиться с плавсредств на российскую территорию.

В условиях угрозы развязывания войны со стороны Франции выставление на линию границы казачьей пограничной стражи полностью себя оправдало.  Вновь  учрежденная  казачья  пограничная стража получила первое крещение в Отечественной войне 1812 года.  Первыми французов, переправившихся  через  Неман в окрестностях Ковно,  встретил разъезд лейбказачьего полка.  Завязалась перестрелка.  Утром 13 июня 1812 года авангард  наполеоновской армии занял Ковно.  Казачий разъезд сжег за собой мост через реку Вилию и с боями отступил на Восток. Охранявшие границу донские казаки во главе с атаманом М.  И.  Платовым стойко сражались в рядах русской армии,  в партизанских отрядах. К 1819 году, с принятием Таможенного устава,  пограничная стража учреждается по всей сухопутной и морской границе.

На контрольной черте между Российской  империей  и Царством  польским устанавливается «таможенный присмотр» из команд таможенной стражи,  который осуществляет контроль не только за движением товаров, но и перемещением лиц. Принятые решения, хотя и способствовали усилению контроля на границе, однако не могли оправдать возлагаемых на  них  надежд.  И в пограничную таможенную службу постоянно вносятся изменения.  В 1822 году казачьи донские полки были переведены с пограничной черты и размещены позади таможенной стражи на расстоянии от 3-х до 5-ти верст,  составив 2-ю линию надзора. В обязанность казаков входило наблюдение за действиями таможенной стражи,  поимка контрабандистов и  других  нарушителей  границы,  сумевших  обмануть  бдительность стражников первой линии.

Следовательно, с 1822 года пограничный надзор начал осуществляться в две линии,  причем на второй  линии  находилась специальная  вооруженная сила постоянной готовности не только задерживать отдельных нарушителей,  но и  противостоять  вооруженным  группам контрабандистов.  В 1823 году обе линии были укомплектованы казаками и чинами военного ведомства.  Но, как и прежде, они подчинялись надзирателям  —  гражданским чиновникам.  Изменения затронули и вольнонаемных объездчиков, по просьбе министра финансов графа Д. А. Гурьева их заменили  преимущественно кавалеристами,  тем самым высказав недоверие как лицам,  потворствовавшим контрабандистам и старавшимся  улучшить  свое материальное благополучие за счет получения от них подношений. Как показала дальнейшая практика, нельзя было покончить со взяточничеством и другими злоупотреблениями служебным положением чисто административными решениями: снять одних — поставить других.

Требовалось выработать систему мер, которая вела бы к улучшению материального положения стражнков ни за счет потворствования контрабандистам, а благодаря умелой работе с ними. Однако руководство пограничной стражи по прежнему уповало на запреты и ограничения.  Лишь в 90-х годах оно,  наконец-то, поняло, что  таможенные доходы всегда находятся в непосредственной зависимости от степени материального и правового  обеспечения,  нравственной  поддержки и таможенного ведомства, и выработало соответствующие действенные меры. В истории пограничной стражи России есть свои ключевые даты. Одна  из них 5 августа 1827 года.  Именно в этот день министр финансов граф Е. Ф. Канкрин представил на утверждение Императору Николаю I «Положение об устройстве пограничной таможенной стражи».

В нем,  в частности,  отмечалось: «Главные перемены в этом положении состоят в твердом  воинском разделении Стражи,  в назначении воинских командиров,  в точном определении обмундирования и прочих снаряжений». Положение было утверждено и стало началом ее устройства как военной организации, четко отличающейся от полиции. В то же время пограничная таможенная стража не могла быть отнесена к регулярным войскам «по рассеянности оной», кок писал Е.  Ф.  Канкрин,  то есть из-за своей разбросанности мелкими подразделениями  на тысячи верст.  Положением о пограничной таможенной страже,  а также инструкциями ее начальникам (1827 г.), надзирателям и их  помощникам  (1829 г.) устанавливалось военное устройство в составе 13 таможенных округов,  создавались 4 бригады, 7 полубригад (разделенные  на роты,  роты — на отряды,  составлявшие из конных объездчиков и пеших стражников), 2 отдельные роты. Соответственно, в них несли службу 11 бригадных т полубригадных командиров, 31 командир роты, 119 надзирателей и 156 помощников надзирателей, 37 писарей, 3282 нижних чина, в том числе 2018 конных и 1264 пеших.  Протяженность охраняемого европейского участка границы составляла 8800 верст.  В то время бригады  и полубригады оставались в введении гражданской администрации .

Их деятельность направляли директор Департамента внешней торговли и  начальники таможенных округов. Отряды состояли под командой таможенных гражданских чиновников.  Хотя эти чиновники больше  были  гражданскими  по форме,  ибо  ранее  служили на офицерских должностях в различных родах войск. В 1827 году, как исключение из общего правила, на основании которого  надзор  на  границе лежал на лицах не военных,  учреждаются 15 должностей особых запасных офицеров ( сверх штата в 275 человек назначенных  из числа гражданских).  Они возглавили особые подвижные колоны (от 6 до 10 человек),  состоявшие из пеших и конных стражников. Колоны должны были задерживать контрабандистов, но большей частью — контролировать службу чинов стражи. Причем запасные офицеры, контролируя несение службы стражниками,  не имели других обязанностей, которые, например,  лежали на командирах рот и бригад. В отношении пограничного надзора запасным офицерам подчинялись только те нижние чины, которые входили в состав подвижных колонн. Прочие же нижние чины в отношении пограничного надзора оставались подчиненными гражданским лицам. Неучастие военных начальников стражи (командиров рот и бригад)  в  деле  надзора фактически установило двоевластие,  вызывало большие неудобства и привело к серьезным недоразумениям. Двойное подчинение было и в созданной в  1837 году Балтийской крейсерской флотилии — Министерству финансов и Морскому ведомству.  Инспекция же пограничной стражи осуществлялась по поручению  министра финансов состоявшими при нем двумя штаб-офицерами. Как и следовало ожидать, казаки, которые несли службу на второй линии, оказались менее приспособленными, чем нижние чины таможенной стражи, к столь трудным в правовом отношении условиям.  И в 1832  году  их  полностью заменили пограничной таможенной стражей.  Усилили и подразделения первой линии,  возложив на них и карантинную службу.

С этого года пограничная таможенная стража стала называться пограничной стражей. 26 ноября этого же года по предложению Министра финансов Император согласился  принять  следующие  меры по улучшению правового и материального положения пограничной стражи:  на командные должности назначать только офицеров, находящихся на военной службе; установить порядок производства офицеров в чины за выслугу лет и особые отличия; прибавить к жалованию  надзирателей и их помощников,  а равно и запасных офицеров,  40 процентов;  утвердить положение об инспекторе и о вице-инспекторе пограничной стражи; для подготовки нижних чинов и замены ими вахмистрских и унтер-офицерских должностей (впервые в каждой бригаде)  создать  отдельные учебные команды конных объездчиков и пеших стражников, набираемых из кавалерийских и пехотных полков;  более четко регламентировать привлечение чинов стражи к военному суду; положить начало установлению правил применения в дело оружия.

Но лишь в 1828 году министр финансов вошел с ходатайством в Государственный Совет принять их. Государственный совет, рассмотрев представление министра финансов и «приняв в уважение,  что в Российских Таможенных узаконениях не определены еще случаи, в коих Таможенная Стража может употреблять оружие, равно и случае ответственности  ея  по сему праву«,  утвердил правила об употреблении оружия таможенной стражей. Суть их сводилась к тому, что все гражданские  должны были «почитать» чинов стражи и по их требованию останавливаться.  При не подчинении любого нарушителя  стражники  должны  были, дважды окликнув, «догнав его», задержать силой, а в случае сопротивления получили право «употреблять оружие».  А если они заметят скопление вооруженных или не имеющих с собой оружия лиц,  «но вещи, могущие причинить увечие», то могут по ним сделать выстрел; в случае же «действительного нападения» для отбития товаров или лично на чинов стражи, хотя бы с одним намерением — причинить им побои,  «могут употреблять как холодное, так и огнестрельное оружие, с возможною однако умеренностью, и если во всех сих случаях кого убьют или ранят,  свободны от  всякого наказания,  а  сопротивлявшиеся или нападавшие накажутся по всей строгости закона».

Чины стражи, замеченные «в безнужном употреблении оружия«, также отвечают по закону. Подписал это решение Председатель Госсовета граф В.  П. Кочубей. 20 марта 1829 года Николай I утвердил постановление:  «Быть  по сему».  После замены в пограничной страже гражданских чиновников офицерами, на командиров бригад и рот было возложено  обязательное участие в делах пограничного надзора,  а так же «согласно занимаемым должностям,  предоставить чинам стражи при исполнении обязанностей  прав военных караулов и применять к ним действия военных законов в отношении служебных дисциплинарных прав и преимуществ  военных  чинов«.

Кочубей, Виктор Павлович

Кочубей, Виктор Павлович

Расширение  прав  и обязанностей командиров бригад и рот поставило вопрос о назначении им помощников.  Это облегчалось тем обстоятельством, что во многом таковыми являлись запасные офицеры, на которых помимо службы по пограничному надзору было возложено  исполнение обязанностей  адъютантов  при  командирах бригад.  Фактически запасные офицеры стали работать в штабах бригад,  одновременно выполняя поручения по хозяйственным и административным делам,  выезжая на границу для проверки несения службы нарядами,  расследования  происшествий,  сбора сведений  о  контрабанде и временного исполнения обязанностей офицеров отрядов и командиров рот,  уходивших в отпуск, направляющихся в командировку,  заболевших и отсутствовавших в подразделениях по другим причинам.  В годы царствования Александра II предприняты дальнейшие  шаги по становлению пограничной стражи. В 1856 г. в связи с передачей таможенных округов из Департамента внешней торговли в Департамент таможенных сборов,  ему были подчинены начальники таможенных округов и пограничной стражи.  Произошли изменения и в системе комплектования стражи: с  8 мая 1861 г.  оно проводилось на общих основаниях,  в порядке рекрутского набора,  как и в армию.  С этого времени в пограничной страже начинают все больше преобладать военные порядки и правила,  хотя в Уставе Таможенном и в Уложении о наказаниях пограничная стража  рассматривается в одних случаях как учреждение военное,  в других — как гражданское.

Продолжает,  по существу, сохраняться ее двойственный характер.  В 1859 г. в помощь некоторым командирам рот, охранявшим наиболее протяженные участки границы и в зависимости от местных условий  назначаются по одному отрядному офицеру.  Руководство таможенного ведомства также приходит к выводу о необходимости иметь при каждом штабе бригады трех запасных офицеров.  Затем один из запасных офицеров в каждой бригаде переводится в адъютанты, а остальные два — в обер-офицеры для поручений при бригадных штабах, причем один из них мог быть произведен в штаб-офицеры.  таким образом, был определен постоянный офицерский состав  штаба  бригады  при общем ее штате (в среднем) 75 офицеров и 1200 нижних чинов.  Документы того времени свидетельствуют о все утверждавшемся  взгляде  на  пограничную стражу,  как на организацию со многими свойственными ей военными чертами.  В 1846 г.  министр  финансов  граф Пронченко  предложил  Николаю Первому установить порядок,  при котором офицеры стражи за преступления по должности  должны  были  предаваться суду гражданских уголовных дел. Но царь решил иначе: «Всех военным судом«. Эти слова свидетельствуют не только о повышении требовательности к начальствующему составу стражи,  но и являются еще одним доказательством того,  что Николай I смотрел на них, как на представителей военной организации.  В следующем,  1847 году уже обсуждался вопрос об ответственности контрабандистов за нарушение Таможенного устава и  рассмотрении их дел в военно-окружных судах.

9 июля 1876 года на начальников таможенных округов была  возложена обязанность наблюдать за военным образованием пограничной стражи.  Император разрешил в округах,  где была  наиболее  развита  контрабанда, назначить  на должности начальников таможенных округов военных генералов или штаб-офицеров с предоставлением им права оставаться в  военном звании. Забота о развитии военного образования руководства Департамента таможенных сборов позволяет добиться положения, при котором уровень подготовки  начальствующего состава пограничной стражи не уступал требованиям, предъявляемым к армейским и кавалерийским офицерам Вооруженных  Сил  России.  Происходившие  в  пограничной страже изменения были следствием развития промышленного производства и потребностью установления ограничений конкуренции иностранным товарам оградительными таможенными пошлинами.

Постройка железных дорог, развитие внешней торговли и  увеличение  таможенных  пошлин  повлияли на развитие контрабандного промысла.  Существовавшая пограничная стража, ее численность, состав и правовое  положение  оказались  недостаточными  для  усиления борьбы с контрабандой.  Поэтому Министерство финансов пришло к заключению о необходимости  изменения системы надзора за границей и по согласованию с военным ведомством по прямому указанию Императора сначала  комплектует пограничную стражу рядовыми старших возрастов,  затем рекрутами и, наконец, новобранцами; должности надзирателей заменяются старшими офицерами и принимаются другие меры к введению в пограничной страже военного устройства.

На происходящие в страже изменения большое влияние в 60 — 70-х гг. оказали и военные реформы Д.  А.  Милютина. В частности, реорганизация Военного министерства,  создание в 1862-1864 гг. военных округов, сокращение срока военной службы с 20 — 25 лет до 6- 7 лет на действительной военной службе и до 9 лет в запасе, на флоте — соответственно до 7 и 3 лет. Произошли существенные изменения в комплектовании Вооруженных Сил  России.  Освобождались  от военной службы народы Севера,  Средней Азии, некоторые народы Кавказа, Сибири, служители культа и другие. Естественно,  этот порядок комплектования был переведен и на пограничную стражу,  что положительно сказалось на организации службы пограничного надзора.  Постепенно изменяется порядок ведения хозяйства, приближаясь к общепринятым правилам в воинских частях.

Чины стражи получали на руки  все виды денежного и вещевого довольства и были обязаны заботиться о содержании себя и казенных лошадей на отпускаемые средства.  Начальники  же  наблюдали  за расходованием отпущенных средств и полученного имущества.  Такая система ведения хозяйства отвлекала пограничников от выполнения непосредственных служебных обязанностей и не соответствовала установленным в армии принципам,  согласно  которым  на  начальнике всецело  лежала забота о снабжении нижних чинов всеми видами довольствия.  К такому порядку ведения хозяйства в пограничной  страже  пришли лишь  к  1913  году.

С июня 1878 года по инициативе военного министра пограничная стража уже прямо рассматривается как воинская  часть,  исполняющая  в  мирное  время свои специальные обязанности,  а с началом войны входящая на известных началах в состав действующей армии. К этому времени пограничная стража имела следующую структуру: бригада — отдел — отряд — пост.  Несколько ранее полубригады были преобразованы  в бригады, надзиратели и их помощники стали именоваться отрядными офицерами.  К марту 1881 года в пограничной страже была создана  Балтийская крейсерская флотилия, позволившая улучшить надзор на морском побережье Балтики,  где ежегодные убытки от контрабанды составляли миллионы рублей; улучшено материальное положение офицерского состава; положено начало обеспечению существования офицеров в отставке,  стражников  и  их семей, введение в 1877 году в частях таможенной стражи армейского Дисциплинарного устава.

В 1882 году специальным «Положением об употреблении  пограничной стражи на случай войны» она зачисляется в состав Вооруженных Сил,  оставаясь в мирное время в ведении Министерства  финансов,  из  чего следовало,  что в случае войны бригады стражи на театре военных действий немедленно поступают в полное распоряжение  командующих  войсками  и действуют по их назначению.  Данное решение означало, что стража должна была быть в любое время готова к выполнению задач  в условиях войны. На основании этого положения стража начинает снабжаться всеми предметами военного снаряжения, вооружением и другим имуществом  наравне  с  армейскими частями.  Объездчики получили вооружение и снаряжение драгун, стражники — пехоты. В 80-х годах ХIХ века произошли организационные изменения,  связанные с перестройкой административного деления страны. В 1883 году из 17 пограничных округов в целях сокращения  расходов упраздняются 8,  а в 1889 году число округов сокращается до 7.

По предложению военного министра в этом же году изменяется и существовавшее деление западных сухопутных бригад — с 9 до 18.  Это было вызвано,  главным образом, необходимостью повысить мобилизационную готовность  стражи,  эффективность  обучения пограничников военному делу таким образом, чтобы уже в мирное время иметь такую организацию, которая  была бы вполне боеспособной в условиях войны.

В конце 80-х годов на Кавказе,  взамен казачьей и туземной стражи,  созданы новые бригады пограничной  стражи,  установлен пограничный надзор в Средней Азии.  В 1889 году в пограничной страже развертываются оружейные  мастерские  с вольнонаемными  оружейными  мастерами.  Заведование ими возлагается на обер-офицеров. С перевооружением стражи 3-линейной винтовкой они появляются уже во всех частях.  Высшее руководство стражи продолжает обращать внимание на улучшение быта стражников,  проявляет заботу  о  здоровье  нижних  чинов  — в бригадах развертываются лазареты,  что сразу значительно улучшило медицинское обеспечение отдельного  корпуса.  Для личного состава устанавливается храмовый праздник.

(Пока оценок нет)