ПЛАН – КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

с военнослужащими войсковой части

 

ТЕМА:  «Правовые основы, формы и методы работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в подразделении».

 

Воспитательные цели:

—          укреплять уверенность личного состава в том, что солдатский труд невозможен без проявления дисциплинированности;

—          формировать убеждение в необходимости соблюдения верности присяге, высокой исполнительности и ответственности за выполнение воинского долга.

Учебные цели:

—          формировать у военнослужащих четкое представление о сущности и содержании

—          воинской дисциплины;

—          убедить личный состав в необходимости работы над собой по выработке качеств,

—          отвечающих потребностям службы.

 

Вопросы: 1.Сущность и содержание воинской дисциплины.

2.Формы и методы укрепления воинской дисциплины и правопорядка в подразделении.

 

Дата: ________

 

Время: 2 часа

 

Место: клуб части

 

Рекомендуемая литература:

—          На службе Отечеству. Книга  для чтения по ОГП солдат, сержантов ВС РФ. 1999 г.

—          «Ориентир» № 2 – 2001 г.

 

Метод проведения: лекция.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Вся героическая история отечественных Вооруженных Сил свидетельствует о том, что солдатский труд, великие ратные деяния невозможны без проявления дисциплинированности. Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя при этом верность воинской присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга – все то, что по сути и является дисциплиной.

Понятие «дисциплина» в трудах античных философов трактовалось как «повиновение законной власти», «хороший порядок», «согласованность действий».Оно также рассматривалось как великая добродетель воина-гражданина, важное личностное качество. Платон отмечал: «Дело обстоит так: кто где занял место в строю, находя его самым лучшим для себя, или где кого поставил начальник, то там… и должен оставаться, несмотря на опасность, пренебрегая и смертью и всем, кроме позора».

Дисциплина в широком смысле есть «обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Она – необходимое условие нормального существования любого общества.

Первыми отечественными документами, в которых затрагивались вопросы воинской дисциплины, были «Поучения» князя Владимира Мономаха. В них излагались требования воеводам —  быть примером для своих подчиненных в сражениях, а к дружинникам  — беспрекословно выполнять приказы.

Дальнейшее развитие военного дела, изменение средств и способов ведения боевых действий  потребовали от воинов большей организованности, точности, исполнительности. Современная война предполагает выполнение задач с огромными физическими и моральными нагрузками, осуществление которых невозможно без крепкой воинской дисциплины.

Воинская дисциплина является разновидностью государственной дисциплины. Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Ее отличие от других видов государственной дисциплины  обусловлено характером воинской деятельности, которая требует от людей, осуществляющих ее, особой собранности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности и т.д. понятие «воинская дисциплина» включает в себя: обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих; совпадение целей дисциплины и законности; детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности; повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы; обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями; дисциплинарную ответственность за  нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке; единство безусловного выполнения установленных норм и проявление активности, самостоятельности и творчества.

Современный Военный Энциклопедический словарь определяет воинскую дисциплину как строгое и точное выполнение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Так записано и в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ. Это значит, что отправной точкой как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении в повседневной практике являются правила поведения военнослужащих. Дисциплина основывается на осознании каждым из них своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на проявлении преданности своему народу. Причем дисциплина не ущемляет права личности и не отвергает инициативу. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению задач, стоящих перед войсками. Следовательно, воинская дисциплина есть, во-первых, знание воинами законов и уставных требований, регламентирующих военную службу; во-вторых, их точное, строгое и сознательное исполнение.

Воинская дисциплина призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Она создает в воинском  коллективе  здоровый морально-психологический климат, обеспечивает высокую управляемость подразделениями и дает возможность с высокой эффективностью использовать время, оружие, материальные ресурсы и человеческие силы для решения задач в мирное время и в бою.

Без дисциплины армия сушествовать не может. Ратный труд, специфика военной службы требуют жесткой регламентации  деятельности и поведения военнослужащих. Воинская дисциплина – это основа боеготовности Вооруженных Сил.

С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская взаимопомощь.  Ее соблюдение дает возможность суммирования усилий многих людей, является высокоэффективным средством социального управления.

В ходе коллективной деятельности и с помощью устоявшихся норм, традиций, обычаев люди научились соблюдать определенные правила, что способствует эффективному решению стоящих задач.

Главным стержнем дисциплины является беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. Можно сказать, что сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного порядка, понимания их необходимости и в устойчивой привычке их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и его результатом выступает личная дисциплинированность воина.

2.

Существует несколько подходов к проблеме укрепления воинской дисциплины:

А) индивидуально-личностный подход, где главное – формирование и развитие дисциплинированности у военнослужащих;

Б) управленческий, где роль воспитателя является решающей;

В) социально-педагогический, смыслом которого является влияние педагогически организованной социальной среды на поступки и поведение военнослужащих.

Выбор путей и способов укрепления воинской дисциплины предполагает реализацию этих подходов в комплексе.

Индивидуально-личностный подход обычно занимает значительное место в деятельности офицеров по укреплению воинской дисциплины. Воспитание дисциплинированности предполагает вооружение воинов подразделения суммой знаний о нормах, вытекающих из уставов, наставлений; правилах, сложившихся в дивизионе. Доведение этой информации до военнослужащих приводит их к мысли о важности дисциплины и необходимости следования всем ее предписаниям. Многое здесь зависит от содержания информации, образности языка, простоты и доступности устной речи воспитателя, разъясняющего те или иные требования. Уставная организация  службы подразделения, его учебы и быта побуждает к выработке привычек дисциплинарного поведения. Дисциплинированность в этом случае можно рассматривать как результат сознательного элемента,  помноженного на многократные тренировки в выполнении дисциплинарных действий. Организуя повседневную учебно-воспитательную работу в подразделении, следует соблюдать условия, способствующие выработке привычек дисциплинарного поведения. К ним относятся:

—            понимание воином тех или иных заданий,

—            постоянное наращивание их сложности,

—            действенный контроль за поведением военнослужащих, стимулирование их настойчивости, самостоятельности.

Предпосылкой эффективности в такой работе является глубокое знание индивидуальных особенностей подчиненных, их сильных и слабых сторон.

Дисциплинированность военнослужащих – не самоцель, а средство повышения боеготовности подразделения. И этот процесс идет успешнее, когда все действия осуществляются «… не столько в области дисциплины, сколько во всех остальных областях жизни и работы», — отмечал А.С. Макаренко. Вот почему следует добиваться в первую очередь совершенствование процессов боевой подготовки, службы войск, режима жизни и быта подразделения. Опыт показывает, что  различие между лучшими и худшими подразделениями состоит не в объеме и глубине работы на этапе разъяснения и мобилизации, а  в  действиях по организации выполнения решений и планов.

Однако было бы наивно полагать, что воинская дисциплина кроется лишь в личной дисциплинированности; процесс ее формирования сложный, длительный и противоречивый. Командир подразделения не может ждать, когда каждый из его подчиненных осознает целесообразность уставного порядка. Поэтому наряду с воспитанием дисциплинированности он должен стремиться совершенствовать свою управленческую деятельность. Воздействуя на цели, мотивы, организацию, способы деятельности, он приводит поведение воинов в нужное русло.

Что же конкретно делает командир для укрепления воинской дисциплины и уставного порядка? Проявляя требовательность, он вырабатывает у воинов уважение к приказам, убеждает в необходимости их пунктуального выполнения. Офицер, строго  спрашивающий за упущения, последовательный в своей требовательности, чаще пользуется у подчиненных авторитетом, уважением. И наоборот, непоследовательность в своих требованиях, недоверие, чванство, грубость, необъективность создают стену отчуждения, снижают результативность работы по укреплению дисциплины в подразделении.

Требовательность выражается в форме приказа, предостережения, распоряжения; она должна направляться не на саму личность, а на ее поступки во избежание ущемления самолюбия и достоинства воина.

Управление поведением военнослужащих предполагает также активное использование дисциплинарной практики, под которой предполагается совокупность применяемых поощрений и взысканий, умелое применение критики.

Поддержание воинской дисциплины в подразделении предполагает сплочение его коллектива, формирование в нем социально значимых установок, взглядов, ценностей. Поэтому наряду с воспитанием дружбы, товарищества и коллективизма офицерам следует глубоко изучать и правильно влиять на общественное мнение, реальные взаимоотношения воинов.

Таким образом, укрепление воинской дисциплины в подразделении является делом сложным, многоплановым, противоречивым. Здесь многое зависит от факторов социального порядка, исполнительности и дисциплинированности солдат, настойчивости и мастерства офицеров-воспитателей.

 

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)