Реакционная сущность ваххабизма

«РЕАКЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ ВАХХАБИЗМА»

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Еще два десятка лет назад слова «вакхабизм», «вакхабиты» были известны достаточно ограниченному кругу лиц, профессионально занимающихся историей, религиоведением и мало что говорили широкой общественности. В конце 1980-х – начале 90-х голов эти слова уже были очень хорошо знакомы представителям центральных и региональных политических элит, работникам российских силовых структур и спецслужб. После же бурных событий на Северном Кавказе последнего десятилетия и всех связанных с ними трагических обстоятельств эти термины оказались «на слуху» у самого последнего обывателя и за ними вполне явственно ощущаются кровь, террор, насилие, жестокость.

Применительно к современным отечественным реалиям как никогда актуальны слова Г.В. Плеханова: «…наступила такая пора, когда невнимательное отношение к религиозным вопросам может повести за собою весьма печальные последствия. О религии нужно теперь думать и говорить очень серьезно».

В настоящем пособии предпринята попытка на основе анализа соответствующих публикаций рассказать о прошлом и настоящем ваххабизма, его роли в современной российской истории.

 

  1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИСЛАМЕ КАК МИРОВОЙ РЕЛИГИИ.

 

Ислам (араб. «предание себя Богу», «покорность») возник в VII веке н.э. в Аравии. Согласно преданию, Мухаммад впервые выступил с проповедью новой религии в своем родном городе Мекке в 610 году.

Основным источником исламского вероучения, Священным писанием мусульма является КОРАН (араб. «чтение вслух, наизусть”). Коран, по представлениям верующих является сботником откровений, ниспосланных самим Аллахом через архангела Джабраила пророку Муххамаду для последующей передачи всем людям.

Вторым после Корана документом, определяющим религиозную и общественную деятельность у большинства мусульман является СУННА (араб. «обычай», «пример») выступающая в качестве священного придания ислама. Ее основу составляют рассказы о поступках и высказываниях пророка Муххамада.

Вероучение ислама включает в себя следующие семь основных догматов:

  1. вера в единого Бога – Аллаха;
  2. вера в ангелов и демонов;
  3. вера во все книги Божии (среди которых кроме Корана называются Тора и Евангелия);
  4. вера в пророков (среди них упоминаются Моисей и Иисус Христос, а последним называется Муххамад – «печать пророков”);
  5. вера в конец света, потусторонний мир (рай и ад) и в страшный суд;
  6. вера в бессмертие души и воскресение мертвых;
  7. вера во всемогущество Аллаха, в предопределение по его воле.

Культ ислама опирается на пять основных обязанностей («столпов веры”) мусульман:

  1. исповедание веры – произненсение формулы (араб. «аш-шахада”), содержащей изложение двух основных догматов ислама: «Свидетельствую, что нет никакого божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Муххамад – посланник Аллаха”;
  2. ежедневная пятикратная молитва (араб. «ас-салат”, перс. «намаз”);
  3. пост (араб. «ас-саум”, перс. «рузе”, тур.-татар. «ураза”);
  4. налог в пользу нуждающихся членов исламской общины (араб. «аз-закат”);
  5. поломничество в Мекку (араб. «ал-хаджж”).

К пяти «столпам веры” нередко добавляют еще один – «джихад”. В арабском языке слово «джихад” обозначает «усилие”, «старание”, «усердие”. Первоначально под джихадом понималась борьба в защиту и распространение ислама («малый джихад”). Позднее этот термин наполняется новым содержанием: джихадом было объявлено духовное самосовершенствование верующих («великий джихад”). современные мусульманские богословы  проводят различие между «джихадом сердца” (борьба с собственными дурными наклонностями), «джихадом языка» («повеление одобряемого и запрещение порицаемого»), «джихадом руки» (принятие дисциплинарных мер в отношении преступников и нарушителей норм нравственности) и «джихадом меча» («вооруженная борьба с неверными, падшему в которой уготовано вечное блаженство в рацо»). Если слово «джихад» употребляется именно в последнем из приведенных значений (вооруженная борьба против неверных во имя торжества ислама), то его синонимами у мусульман выступают слова «фатх» и «газават», а у немусульман – «священная война».

В исламе существуют достаточно жесткие принципы и правила поведения, соблюдение которых считается делом угодным Аллаху. Совокупность этих норм получила название «шариат» (араб. «правильный путь к цели»). Шариат считается «божественным законом», доводимым до людей через Коран, хадисы (рассказы о поступках и высказываниях Муххамада) и сочинения религиозных авторитетов. Реально шариат воплощается в трудах по фикху (мусульманскому праву) и практике шариатских судов.

Уже через 3 десятилетия после смерти Муххамада приверженцы ислама раскололись на различные религиозно-политические группировки. В современном исламе выделяются два наиболее влиятельных направления – суннизм (суннитами является подавляющее большинство мусульман мира) и шиизм (шиитского вероучения придерживается большинство населения Ирана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Ливана, Йемена и Байхрейна), а так же множество течений, незначительных по числу приверженцев.

Указать сколько нибудь точную численность мусульман во всем мире трудно, однако, согласно общему убеждению она приближается к миллиарду. Внушительные мусульманские общины существуют в Африке, на Среднем Востоке, в Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Во многих из этих регионов сторонники ислама составляют большинство населения. В 28 афро-азиатских странах ислам признан государственной (или официальной) религией.

 

  1. ИСЛАМ В РОССИИ.

 

На территории, входящие в состав нынешней России, ислам стал проникать уже в VII в. – первом веке своего существования. Происходило это в начале в ходе арабских военных походов на Дербент, а впоследствии – на другие территории Дагестана. Исламизация народов Северного Кавказа затянулась на многие столетия. В границах нынешней Кабардино-Балкарии ислам распространился в XIV веке. Сохранились сведения, что в этот период кабардинские и адыгейские правители присягали русскому князю «по своей вере и мусульманскому закону». В XVI-XIX столетиях ислам постепенно утверждается среди чеченцев и ингушей.

В волжской Булгарии (современный Татарстан) ислам был официально принят в 922 г. На территорию современной Бaшкирии он начал проникать в X-XII веках. Позднее ислам стал распространяться среди некоторых тюркоязычных групп населения Сибири.

В настоящее время районами традиционного распространения ислама в РФ являются Северный Кавказ, Поволжье, Приуралье, Урал, Сибирь, крупные города – Москва, Санкт-Петербург и ряд других. К народам мусульманской культуры относятся татары, башкиры, чеченцы, аварцы, кабардинцы, ингуши, карачаевцы, адыгейцы и другие. По разным оценкам в России проживают от 15 до 20 млн. мусульман, или примерно 12 % населения страны.

В стране функционируют около 30 духовных управлений мусульман, созданных по национально-территориальному принципу. Среди них: Духовное управление мусульман европейской части СНГ и Сибири (ДУМЕС), Духовное управление мусульман Республики Башкортостан, Духовное управление мусульман Республики Татарстан, Духовное управление мусульман Дагестана. Кроме того, в каждой республике Северного Кавказа имеется свое Духовное управление. Общая численность зарегистрированных  исламских религиозных объединений в Российской Федерации на 1.01.1996г. составила 2494, в том числе 102 духовных образовательных учреждения («Красная звезда»- 22.09.1999).

 

  1. ВАХХАБИЗМ – РАЗНОВИДНОСТЬ ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА.

 

Ваххабизм – это религиозно-политическое течение в сунитском исламе, возникшее в конце XVII века в Аравии. Основатель – Арабский богослов Мухаммед ибн Абд-Ваххаб (1704-1792), от имени которого и образованы слова «ваххабизм» и «ваххабиты». Термин «ваххабизм» введен в научный оборот западными исследователями. Одако сами аравийские ваххабиты сами себя так никогда ни называли и не называют. Они именуют себя «салафитами» (от араб. «салаф» — предки), то есть теми, кто следует примеру первых поколений мусульман. Ваххаб родился в семье кади (мусульманского судьи), получил религиозное образование, в юные годы много путешествовал по Аравии и соседним странам, затем начал проповедовать свое вероучение, которое может быть сведено к следующим положениям:

— Стержнем учения Ваххаба было представление о единобожии («таухид»). Аллах – единственный источник творения, и только он достоин поклонения со стороны людей. Однако мусульмане отошли от этого принципа, поклоняясь святым, вводя различные новшества («бида»).

— По мнению Ваххаба необходимо очищение ислама, возврат к его изначальным установлениям и принципам путем отказа от бида. И, прежде всего, многобожием объявляется поклонение святым и их могилам. Решительно отвергаются все новшества, не предусмотренные в Коране и «неповрежденной» Сунне.

— Ваххаб выступал за буквальное понимание Корана, не соглашаясь с его аллегорическими интерпретациями, высказывался против существования мусульманских священников (мулл и имамов), полагая, что не должно быть посредников между Всевышним и человеком.

— Борьба за «чистый» ислам вменялась в обязанность каждому ваххабиту. Основатель учения, показывая «образцы» выполнения этой установки, лично уничтожал местные святилища, к которым осуществлялось паломничество мусульман, не останавливаясь даже перед разрушением надгробий сподвижников пророка Муххамада.

— В общественно-политической сфере ваххабизм проповедовал социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, выступая с призывами строгого соблюдения морально-этических принципов ислама, осуждая роскошь, стяжательство и т.д.

— Важное место отводилось идее о джихаде против многобожников и мусульман, отступивших от принципов раннего ислама (сам Ваххаб считал, что такие мусульмане-отступники являются «многобожниками» даже в большей степени, чем язычники до появления Муххамада).

— Для ваххабизма характерна абсолютизация средневекового принципа «религия превыше этнической принадлежности».

Ранний ваххабизм отличается крайним фанатизмом в вопросах веры и экстремизмом в практике борьбы со своими идеологическими и политическими противниками. Для ваххабита мусульманином является только ваххабит. Все остальные – это погрязшие в грехе и разврате многобожники и кафиры (араб. «неверующий», «неверный»). Утверждение ваххабизма на Аравийском полуострове сопровождалось крупными столкновениями и кровопролитиями среди мусульман, разрушением их святынь, памятников культуры. Проповедовавшиеся Ваххабом отказ от культа исламских святых и суровый аскетизм часто вызывали недоумение или даже сопротивление у его единоверцев.

Ваххабизм сложился в специфической политической обстановке. Центральная Аравия (Неджд) была раздроблена на ряд эмиратов. Неджские миры не сразу поняли выгоды, которые сулит им ваххабизм. поэтому его основоположник не раз должен был перебираться из эмирата в эмират, пока, наконец, правитель одного из них Муххамад ибн Сауд Дарийский не проявлял дальновидности, заключив с Ваххабом союз, по которому оба торжественно обязались совместно бороться за победу «ат-таухида» (от араб. «ваххада» — «делать, считать что либо единым, единственным» — монизм, монотеизм). При этом эмир не скрывал своих политических устремлений: «овоя вера – моя и вера моего народа… И мы понесем ее до крайних рубежей арабских земель». Учение ваххабизма стало знаменем борьбы представителей рода Ал-Сауд за обхединение Аравии под их властью, позднее официальной идеологией первого государства Саудидов. Уже к концу XVIII века, после смерти основателя ваххабизма, неджские эмиры – Саудиды присвоили себе не только светскую, но и верховную духовную власть, оставив за потомками Муххамед ибн-Ваххаба только функции вероучителей и судей.

С самого начала ваххабизм столкнулся с неприятием и противодействием со стороны различных религиозных и политических сил в мусульманском мире. Против него, прежде всего, выступила Османская империя, которая тогда возглавляла исламский халифат и не хотела возвышения независимого государства в Аравии.

Первое государство Саудидов было разгромлено объединенными силами египтян и турок. Второму Саудовскому государству, пришедшемуся на большую часть XIX века, многое пришлось начинать заново, но его политическим и религиозным знаменем по-прежнему оставался ваххабизм. Новый всплеск ваххабизма приходится на второе-третье десятилетия XX века. В самом начале его второго десятилетия трое кади (араб. «мусульманский судья»)из среды ваххабитов – Абд-ал-Карим, Абдалах ибн АБД-ал-Латиф и Иса – выдвинули два требования: неукоснительное соблюдение предписаний ваххабизма и создание общеваххабитского братства, члены которого должны любить свою родину, беспрекословно подчиняться имаму-эмиру и всячески помогать друг другу, отказываясь от всякого общения с европейцами и жителями управляемых ими стран. В период первой мировой войты ситуация в Аравии значительно осложнилась: хозяйственная разруха привела к еще большему усилению феодально-племенной раздробленности. В этих условиях необходимы были срочные меры по объединению и централизации аравийских земель. Выработка и реализация подобных мер связана с так называемым ихванством (араб. «ихван» — «братья») – новым, самым высоким взлетом ваххабитского движения, вызвавшим к жизни третье Саудовское государство, которое существует в его нынешнем политическом оформлении с 1932 года.

Выделим некоторые особенности ваххабизма как течения внутри суинитского ислама:

Во-первых, ваххабизм – это фундаментальное течение, выступающее за возвращение к фундаментальным, первоначальным, «исконным» ценностям ислама, за возрождение подлинной «чистоты»ислама времен Муххамада и первых четырех «праведных» халифов.

Во-вторых, ваххабизм – это течение протестантского толка (по анологии с протестанизмом в рамках христианского вероучения), которое исключает необходимость всех посредников между человеком и Аллахом.

В-третьих, ваххабизм – это аскетическое течение, ориентирующее всех своих приверженцев на строгое соблюдение нравственно-этических предписаний ислама, на отказ от жизненных благ, удовольствий, подавление в себе естественных желаний и побуждений.

В-четвертых, ваххабизм – это течение, претендующее на исключительность своей религиозной доктрины, отличающееся воинственным неприятием других религиозных течений внутри ислама, не говоря уже о прочих конфессиях.

В-пятых, ваххабизм – это течение выраженными тоталитарными чертами. Предпологающее, в частности, крайне жесткую дисциплину для своих приверженцев.

В-шестых, ваххабизм – это течение религиозно-политическое, изначально нацеленное на борьбу за завоевание и удержание политической власти.

Наконец, в-седьмых, ваххабизм – это течение редикально-экстремистское, деструктивное, так как в практике борьбы за реализацию своих целей предпологает широкое использование насильственных, в том числе террористических средств.

 

  1. ВАХХАБИЗМ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ: ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА.

 

В Советском Союзе об исламском факторе, исламском фундаментализме и ваххабизме как его проявлении, впервые заговорили в конце семидесятых годов, когда исламская (хомейнистская) революция в Иране вызвала у руководства страны опасения, что исламский фундаментализм распространится и на советскую территорию. Именно это обстоятельство во многом способствовало политическому решению о вводе советских войск в Афганистан, что в свою очередь, значительно осложнило отношения СССР с исламским миром.

После распада Советского Союза «ваххабитская проблема» стала для российских властей источником постоянного опасения. Как известно ислам, наряду с христианством, иудаизмом и буддизмом, относится к традиционным для России конфессиям. Но до недавнего времени среди российских мусульман приверженцев ваххабизма практически небыло. О ваххабизме как реальном факторе религиозно-политической жизни страны можно вести речь с конца 1980-х годов.

С чем связано на редкость быстрое распространение и утверждение в России столь чуждого для сознания российских мусульман учения, грозящего взорвать веками складывающиеся на территории России религиозный мир и согласие? Выделим лишь два принципиальных, на наш взгляд, обстоятельства.

Одно из них имеет «внутренний» характер и обусловлено тем глубочайшим системным кризисом, который сейчас переживает российское общество. Следует четко осознать, что ваххабизм не мог пустить корни на пустом месте, ему нужна определенная социальная почва. Резкое ухудшение социально-экономических условий жизни, отсутствие уверенности в сегодняшнем дне, сомнения по поводу собственого будущего и будущего своих детей, крах ценностных ориентиров и утеря мировоззренческих перспектив – все это создало в российских регионах, ориентированных на исламскую культуру, питательную среду для религиозного экстремизма; вакхабизм оказался востребованным именно в силу своего радикально-экстремистского характера. Усиленно социальной напряженности в зонах распространения ислама в России способствовала и попытка механического переноса на исламскую почву демократических институтов западного образца.

Другое обстоятельство имеет «внешнюю» природу и связано с целенаправленной деятельностью определенных политических и религиозных сил в мире по внедрению идеологии практики ваххабизма в российское общество с целью его дезинтеграции. Другими словами, ваххабизм рассматривается в качестве одного из средств ослабления нашей страны и подрыва ее готовности защищать свои национальные интересы. О геополитическом измерении ваххабизма разговор пойдет в следующем разделе настоящего издания.

Можно указать на два основных канала проникновения идеологии ваххабизма: во-первых, это выезд российских мусульман, прежде всего молодежи, на учебу в страны ислама с сильными ваххабитскими традициями (Саудовская Аравия, Кувейт и пр.), откуда они возвращаются домой, пропитанные ваххабитскими идеями и часто бывают очень негативно настроены против традиционно устоявшихся исламских обычаев; во-вторых, это деятельность непосредственно на территории России многочисленных ваххабитских эмиссаров и центров, которые часто скрываются под вполне безобидными, нейтральными вывесками.

Вот как видится данная ситуация ректору Московского исламского университета М.Ф. Муртазину: «С началом демократических преобразований в нашей стране открылись широкие возможности для духовного возрождения мусульман… Обращение к религии для многих стало неизбежным. И здесь появилась острейшая проблема в мусульманской умме (араб. «религиозная община» — прим. авт.) России: отсутствие грамотных имамов-праповедников, ученых-богословов, знатоков шариата и других исламских наук. Все взоры тогда обратились за границу в надежде, что из арабо-мусульманского мира нам принесут истинные и чистые идеи ислама. К сожалению, процесс возрождения духовности через импорт религиозных идей оказался для нас очень болезненным. К нам ринулись тысячи проповедников и наставников, вооруженных не только крайне опасными идеями, но и финансовыми средствами». (Муртазин М. Кому нужна война на Северном Кавказе? В Коране убийство одного человека приравнивается к уничтожению всего мира // НГ – религии. – 2000. – 22 марта.)

Двумя крупнейшими регионами распространения ваххабизма в нашей стране можно назвать Северный Кавказ и Поволжье. Внимание российской общественности в большей степени привлечено к зловещей роли ваххабизма в Чечне и Дагестане. Но ситуация в других  российских регионах – не менее напряженная. Борец против ваххабизма в Татарстане муфтий Фарид Салман характеризует ее следующим образом: «Самое опасное – в 800 километрах восточнее Москвы денно и нощно идет идейная ваххабизация… Не хочется, чтобы два народа в сердце страны (имеются в виду русский и татарский народы – прим. авт.) столкнулись между собой по недальновидности кучки чиновников и иностранных агентов влияния – марионеточных мулл» (Российская газета. –1999. –25 сентября.)

В том виде, в котором в настоящее время распространяется на территории России ваххабизм, он не представляет собой чего-то цельного. Среди ваххабитов можно выделить два крыла – реформистское и радикальное. Сверхзадача у них одна: исламизация всего населения регионов с традиционной мусульманской ориентацией и, в конечном счете, установление на этих территориях независимых исламских государств. Но их тактика различается. Имам всех ваххабитов России (северокавказских и поволжских) Нажмутдин Газалиевич Нажмутдинов, имеющий резиденцию в Москве, принадлежит к реформистскому крылу. Он считает, что программа распространения ваххабизма должна быть рассчитана примерно на двадцать лет, а провозглашаемый со ссылкой на Коран джихад в данное время должен быть не столько войной, сколько пропагандой, строительством мечетей, обучением основам ислама, разъяснительной работой среди населения, распространением листовок и литературы. Реформистский ваххабизм предполагает так же критику государственного строя, обращение к насущным экономическим проблемам, борьбу со взяточничеством и коррупцией одних и нищетой других. Входит сюда и резкая критика официального духовенства, которое обвиняется в незнании Корана и Сунны, отходе от шариата. Другое дело – радикальное крыло ваххабитов. Они ждать не намерены, и джихад для них – открытая война со своими оппонентами, в качестве которых выступают как немусульмане, так и мусульмане, не разделяющие ваххабитские приоритеты и ценности.

На Северном Кавказе выделяются три главных очага ваххабизма: Карачаево-Черкессия, Дагестан и Чечня. Именно в эти регионы был направлен поток ваххабитских эмиссаров-миссионеров из Пакистана, Иордании, Саудовской Аравии и других исламских стран.

В Карачаево-Черкессии преобладает реформистский ваххабизм, число ваххабитов не очень велико (по оценкам 1998г. – около трехсот), число их постепенно растет, хотя есть сведения и об отошедших от ваххабизма мусульманах. Больше всего ваххабитов здесь среди карачаевцев и не только потому, что жто самый большой коренной народ республики, но и в связи с исторической памятью о сталинской депортации.

Своей конечной целью они провозгласили установление исламского государства на территории мусульманских регионов России и, прежде всего, в Чечне и Дагестане. Как считают ваххабиты становление такого государства должно произойти в 3 этапа: 1) распространение ислама и признание единого Аллаха; 2) укрепление единства и братства мусульман; 3) джихад, в результате которого должно установиться теократическое исламское государство.

Попытку перейти в третьему этапу ваххабиты предприняли в 1999 г.: 10 августа так называемая шура Дагестана на своем заседании в Ботлихском районе приняла «Декларацию о восстановлении исламского государства Дагестан». В этом документе джихад и война до полного изгнания кафиров (араб. «неверных») объявляются обязанностью каждого мусульманина. Шура обратилась к чеченскому государству и народу с призывом оказать поддержку дагестанским мусульманам. В августе-сентябре 1999г. боевики Басаева захватили ряд районов Дагестана, а после этого последовала серия взрывов в Буйнакске, Волгодонске и Москве. Российское руководство было вынуждено предпринять соответствующие действия, отмечая, что «антитеррористическая операция в Чечне стала вынужденным, но единственно возможным ответом на гибель мирных граждан, страдания людей, находящихся в рабстве у бандитов» (Путин В.В. Почему мы должны действовать // Российская газета. –1999. – 16 ноября).

Все эти события еще раз убедительно показали, что ваххабизм в том виде, в котором он предстал ныне на Кавказе, имеет мало общего с религией.

Убитый вследствие террористического акта 21 августа 1998 года муфтий Дагестана С.М. Абубакаров в одном из своих интервью подчеркивал: «ваххабизм – псевдоислам, он лишь носит исламскую маску, это идеологическое и политическое течение с экстремистским уклоном. Хаттаб ислам в Чечню не принес, он его идеологизирует, сам глубоко его не зная». (Красная звезда. –1999. –22 сентября).

«Ваххабиты – враги мусульман, враги ислама. Это – самое опасное религиозное течение в мире. Их надо изолировать от общества – такое мнение выразил муфтий Чечни Ахмед Кадыров – Проблема чеченцев заключается в том, что они отошли от истинной веры. Иначе мы никогда не допустили бы создания бандитских формирований и братоубийства. А ведь по исламу все мусульмане – братья. Но дело  в том что лидеры группировок, провозглашавшие на словах свою приверженность шариату, этих законов сами никогда не соблюдали… Единственная идеология и истинная религия ваххабизма – это власть, которую они не хотят делить ни с кем». (Красная звезда. –2000. –1 марта).

А вот точка зрения известного российского политика, председателя Совета Асамблеи народов России, доктора филосовских наук, профессора Рамазана Абдулатипова. «В любой идеологии, в любой религии имеет место крайнее реакционное крыло. К примеру, на сегодня вокруг Русской Православной церкви существуют около 2 тысяч различных религиозных сект, в том числе и изветсная своими реакционными взглядами сетка сатанистов. То же мы имеем и в исламе. Такого рода сатанинскую мусульманскую секту представляют собой ваххабиты… Ваххабизм – идеология нищих и беспомощных людей, направленная на сектантское разобщение мусульман… с точки зрения мировоззрения, мы имеем дело с агрессивными заблудшими фанатиками. Это люди, которые усвоили лишь отдельные тезисы из ислама и, как правило, не нашли себя в новых условиях, встав на путь бандитизма». (Красная з

 

Оценить эту статью:
(2 оценок, среднее: 3,50 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *