ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения общественно-государственной подготовки с личным составом

Тема: «Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики. Задачи солдат воинской части на летний учебный период».

Дата проведения: ________

Время проведения: 50 минут.

Место проведения: комната информирования и досуга.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

Нестабильность, конкуренция и военная сила являются факторами, которые оказывают существенное влияние на развитие военно-политической обстановки в мире, подчеркивалось, что в решении проблем военной безопасности необходимо учитывать особенности геополитического положения и внутреннего состояния государства. Говоря об особенностях современного международного положения, надо сказать, что они характеризуются уже устоявшимися классическими положениями:

  • 1. Радикальные изменения в мире и в ряде влиятельных государств выбывают нестабильность в международных отношениях.
  • 2. Происходит расширение конфликтообразующей основы на глобальном региональном и локальном уровнях в различных сферах жизни мирового сообщества.
  • 3. Усиливается тенденция милитаризации современного международного положения.
  • 4. Резко возрастает роль военно-промышленного комплекса в международной жизни и внешней политике ряда государств. Однако динамика современной международной жизни внесла коррективы в осмысление и практическую организацию военною строительства.

В частности, трагедия 11 сентября 2001 г. и последовавшая за этим небывалая активность США в применении военной силы вызвали необходимость еще раз пересмотреть данные ранее оценки военно-политической обстановки и выделить принципиально новые моменты в отношениях между государствами, а также роль, которую сегодня играет военная политика в обеспечении международных интересов. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, выступая 10 декабря 2001 г. с Нобелевской лекцией, выразил тревогу за будущее человечества, сказав следующее:

«Двадцатый век был, возможно, самым смертоносным за всю историю человечества…На заре XXI века злостно убиты все надежды на то, что продвижение к миру и процветанию во всем мире неизбежно… Новое ощущение того, что безопасности уже нет, испытывает каждый человек, независимо от его богатства и положения».

То, что произошло в Америке, показывает: мы не защищены. И защититься от террористов-смертников нельзя. Они способны повторить то, что случилось в США, или отравить любой город, вызвать эпидемии, использовать другие формы диверсии на ядерных станциях, опасных производствах. Это может привести к третьей мировой войне с применением ядерного оружия. В связи с этим во взаимоотношениях России с ее соседями и партнерами произошли существенные изменения. Так, суровая необходимость консолидации усилий по укреплению безопасности вообще и военной в частности выдвинула перед Россией и государствами СНГ необходимость дальнейшего укрепления связей во всех областях жизни.

На неформальном саммите глав государств СНГ, проходившем в начале марта 2002 г. в Казахстане, поднимался вопрос дальнейшего сотрудничества во всех областях. Поскольку без его решения не может быть речи как об эффективной военной мощи государства, так и о его безопасности. Важно, что все главы государств СНГ поддержали необходимость укрепления мер доверия между странами, особенно сейчас, когда на территориях некоторых государств СНГ появились военные базы и объекты блока НАТО. Они выразили готовность к дальнейшему плодотворному сотрудничеству.

По-прежнему вызывает озабоченность России настойчивое желание прибалтийских государств вступить в НАТО, что ведет к обострению и без того непростых отношений России и блока НАТО. Есть реальная угроза для Калининградской области оказаться в натовском окружении, что приведет к большим трудностям как экономического, так и военного характера. После сентября обострились старые и возникли новые проблемы военно-политического характера на Ближнем и Среднем Востоке. Россия вынуждена реагировать на эти радикальные изменения соответствующим образом, учитывая высокую вероятность сползания конфликта в военную область, пример Израиля и Палестины более чем поучителен.

Надо сказать, что после 11 сентября международные отношения в мире стали другими. Наибольшее беспокойство вызывает то, что мир начал делиться на два лагеря — мусульманский и остальной. Это очень опасно. Опасность также состоит в том, что военно-политическая активность некоторых стран, основанная на жажде мирового господства, стремлении навязать всем свою волю, а также неприкрытое применение военной силы создают реальные предпосылки для новых войн и вооруженных конфликтов.  2 вопрос Сегодня уже очевидно, что начавшийся процесс нового передела мира, где военной силе отводится чрезвычайно важная роль, не оставит в стороне Россию как в качестве объекта, так и субъекта мировой политики.

Исходя из логики развития современной военно-политической обстановки и способа применения военной силы для достижения политических целей, для России представляют опасность следующие войны. Во-первых, следует выделить войны непосредственно против России.

В этом случае страна, ее население, материальные и духовные ценности, природные и производственные ресурсы, общественно-политический строй, а также выгодные коммуникации и уникальное геополитическое положение становятся непосредственной целью военной агрессии — целью военной политики одного или нескольких государств.

Во-вторых, Россия может быть втянута в войну в силу различных причин. В этом случае ее военная мощь, международный авторитет и степень влияния на другие страны могут стать средством (инструментом) военной политики других государств или коалиций. В качестве примера достаточно привести историю вступления России в Первую мировую войну и участия в ней. Тогда острой необходимости участия России не было. Широкомасштабной военной агрессии не предвиделось.

Однако наблюдались непомерно раздутые военно-политические амбиции и сильная зависимость от союзников. Есть еще один способ ведения своеобразной войны с Россией. Это гонка вооружений. Интеллектуальные и моральные затраты на нее огромны, могут быть сопоставимы с экономическим ущербом, который приносит война в обычном понимании. Например, гонка ядерных вооружений. Известно, что ядерное оружие еще никогда не применялось против другого ядерного государства, но сам факт его существования вызвал к жизни новую сферу отношений и новые формы борьбы.

История СНВ-1, СНВ-2, ПРО, фланговые ограничения и другие договоры — это промежуточный результат «странной войны страшных возможностей». Инициатором этой «странной войны» стали США. Через два месяца после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки США начали активно разрабатывать планы применения атомного оружия против СССР. До знаменитой речи Черчилля в Фултоне, давшей старт «холодной войне», еще оставалось несколько месяцев, а ученые США уже напряженно трудились над исследованием под названием «Стратегическая уязвимость СССР для ограниченного удара с воздуха». Тогда рассчитывались удары 20 — 30 атомными бомбами по 20 советским городам и прогнозировались ожидаемые результаты. Титаническим напряжением сил советского народа и его огромными лишениями был создан ядерный щит государства, который выполнил задачу сдерживающей силы. Сегодня выходом из Договора ПРО 1972 г. США дали старт новому витку гонки вооружений, последствия которого трудно прогнозировать.

Естественно возникает вопрос: какова роль Вооруженных Сил и других структур в обеспечении военной безопасности? Совершенно очевидно, что в разных вариантах участия России в войнах приоритеты в обеспечении военной безопасности будут различными. Так, в гонке вооружений основная нагрузка ложится на экономику, оборонно-промышленный комплекс, новые наукоемкие технологии.

Наконец, открытая военная агрессия ложится на плечи всей военной организации государства, прежде всего на Вооруженные Силы. Формы военной агрессии будут зависеть от характера политических целей войны и способов применения вооружения и боевой техники. Совершенно очевидно, что облик современной войны против России будет складываться из тех опыта и наработок в развитии военной техники и военной стратегии, которыми обладают государства и коалиции, намеренные военной силой уничтожить или навязать свою волю России.

Так, например, можно теоретически предположить, что сегодня США будут применять такие стратегию и тактику, которые позволяли им весьма успешно использовать высокоточное оружие (ВТО). Они на практике показали всему миру возможности нового оружия и особенности войн XXI века. Высокотехнологически оснащенный агрессор будет наносить массированные удары ВТО по противнику, находясь за пределами досягаемости его средств поражения.

Эти удары будут сопровождаться мощным радиоэлектронным и информационно-психологическим воздействием, проведением диверсионных акций в ходе специальных операций и широким использованием оружия, основанного на новых физических принципах. Ставка на «бесконтактные войны» стала приоритетной в военной политике США после апробации оружия нового поколения в Персидском заливе, на Балканах и Среднем Востоке.

Эффект ошеломляющий: граница на замке, а государство в руинах. Известно, что идеального оружия не существует, поэтому у «бесконтактной войны» есть уязвимые места. Возможности ее нельзя недооценивать, но не следует и переоценивать. Существующая боевая практика применения ВТО реализована в исключительно тепличных, почти полигонных условиях. Не было сопротивления со стороны противника, не было максимального напряжения сил всей нации, поскольку удары наносились далеко от территории США. Если говорить обособленно, то приоритетное использование ВТО легко ложиться в американский тип современной войны.

Разумеется, существование и расширение НАТО красноречиво свидетельствуют о том, что стратегию и тактику, которые данный военный блок отработал за 50 лет своего существования, не намерены сбрасывать под откос. Более того, НАТО в целях своего самосохранения будет постоянно искать себе «военную работу» и демонстрировать то, чему он учился в мирное время.

Следовательно, натовский тип войны необходимо учитывать в оборонной политике России и подготовке ее Вооруженных Сил. Опыт проведения контртеррористической операции в Чечне также свидетельствует о реальности особого вида войны, в которой Вооруженные Силы действуют не по классическим схемам ведения войны. Чаше всего локальные конфликты при определенных условиях трансформируются в партизанские войны, и Вооруженные Силы вынуждены действовать по законам этой «неправильной» войны. Обращение к теме ведения партизанских войн для России имеет принципиальное значение.

Во-первых, огромная территория и большая площадь соприкосновения страны с внешним миром позволяют любой локальный конфликт на границе России превратить в партизанскую войну.

Во-вторых, реально существуют силы, которые намерены использовать стратегию расчленения России для того, чтобы она не стала реальным конкурентом и тем более сверхдержавой. В качестве примера можно привести ценные признания бывшего президента США Б. Клинтона:

«…Мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн с Советами посредством атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличием — мы получили сырьевой придаток, а не разрушенное атомом государство… В ближайшее десятилетие предстоит решение следующих проблем: расчленение России на мелкие государства путем межрегиональных войн, подобных тем, что были организованы нами в Югославии; окончательный развал военно-промышленного комплекса и армии России; установление нужного нам режима в оторвавшихся от России республиках. Да, мы позволили России быть державой, но империей будет только одна страна — США «.

С партизанскими войнами тесным образом связан такой тип противоборства, когда на первое место выходит специальная борьба в самом широком диапазоне, начиная от спецопераций в сфере общественного сознания, сетях Интернета, с использованием СМИ и кончая целенаправленными диверсиями на объектах стратегического значения, а также устранением конкретных политических и государственных деятелей страны — жертвы агрессии. Новый взгляд на угрозы XXI столетия заключается в том, что в будущем основная угроза будет исходить не от регулярных армий разных стран, а от всевозможных террористических, криминальных и других организаций, участники которых объединены в некие сетевые структуры.

В условиях воздействия подобных угроз изменяются роль и место Вооруженных Сил. В большей степени акцент делается на проведение невоенных в обычном понимании этого слова операций. В связи с этим даже появился новый термин «сетевая война». Совершенно очевидно, что перечисленные ранее типы возможных войн против России не будут реализованы в чистом виде. Есть все основания полагать, что в силу особенностей геополитического положения, сложности внутреннего положения и незавершенности создания современной системы обороны против России будет применена вся система существующих форм вооруженной борьбы и специальных операций.

Таким образом радикальные изменения в мире, качественные изменения военной, политической обстановки после 11 сентября 2001 г., возникновение новых форм вооруженной борьбы с увеличением удельного веса специальных операций вызывают необходимость создания качественно новой системы обороны государства и военной организации государства. В системе обеспечения военной безопасности принципиально важная роль принадлежит Вооруженным Силам.

Современные Вооруженные Силы должны отвечать требованиям войн нового поколения, быть способными решать задачи по отражению традиционных и нетрадиционных форм вооруженной агрессии. Методические рекомендации Рассмотрение первого вопроса должно стать логическим продолжением осмысления качественных изменений в мире, регионах и стране, изложенных в материалах журнала «Ориентир» № 10 за 2001 г.

Принципиально важно использовать знания особенностей геополитического положения и основных факторов развития военно-политической обстановки в качестве методологических предпосылок анализа источников военной опасности для России. Анализируя особенности ситуации после террористических актов в США 11 сентября 2001 г., необходимо отметить, что военная политика ведущих стран мира, к сожалению, качественных изменений не претерпела.

Напротив, она получила новый импульс. Противоречие между принципиально новыми вызовами безопасности и упрямым следованием военно-силовым способам их разрешения само по себе становится новым источником военной опасности. При рассмотрении второго вопроса необходимо отказаться от упрощенного понимания источников военной опасности и одномерного представления о возможности войны против России.

Важно усвоить, что Россия часто вела войны не те, к которым была готова, а те, которые ей навязывает противники. Сегодня, исходя из особенностей геополитического положения, логики военного дела и внутренних возможностей, России могут быть навязаны самые различные формы (типы) войн. Высока вероятность испытать американскую, натовскую модель войны, а также партизанских войн и войн с повышенным содержанием специальных операций.

Исходя из потребностей обеспечения военной безопасности, военной организации государства, необходимо готовить Вооруженные Силы к различным типам войн.

 

(6 оценок, среднее: 4,67 из 5)