Для большинства жителей России и Европы события, разворачивающиеся в ходе Второй мировой войны над просторами Тихого океана кажутся малозначительными и несерьёзными. Это глубокое заблуждение. Да, действительно, наземные операции, проводившиеся как японцами, так и американцами и их союзниками, уступают по своим масштабам жестоким сражениям, развернувшимся на территории Европы. Но размах морских операций даже не снился старушке Европе. На их фоне, знаменитая охота за Бисмарком или рейд карманного линкора Адмирал графа Шпее выглядят лишь мелкими эпизодами.

Самолёты против линкоров. Роль авиации во второй мировой войне

Впрочем, далеко не линкоры и линейные крейсера играли первую скрипку в симфониях этих сражений. Талант японских конструкторов вывел на первые роли корабельную авиацию, в значительной степени обесценив и величину главного калибра, и толщину броневого пояса кораблей, ещё недавно являвшихся символом военной мощи самых грозных флотов. И если бы не было боя у Куантана и сражения у острова Мидуэй, не битвы за Гвадалканал и Коралловые острова, то не было бы и знаменитых американских авианосцев, которые в наши дни бороздят воды мировых океанов. Американцы любят брать на вооружение чужие идеи.

Приблизительный перевод японской команды «Тоцугёке!» — Ату их! Именно таким возгласом адмирал Мицуо Фучида послал своих лётчиков в атаку на Пирл-Харбор. Но урок, полученный американцами на Филиппинах, не пошёл впрок их английским союзникам. Для предотвращения попытки захвата Малайи морской штаб «Владычицы морей» выслал флот в составе линейного корабля «Рипалс» и линейного крейсера «Принс оф Уэлс». Последний уже успел отметиться при потоплении линейного корабля кригсмарин «Бисмарка». От подводных лодок этих тяжеловесов прикрывали четыре эсминца. А вот воздушное прикрытие полностью отсутствовало. Командующий английской эскадрой, адмирал Филипс, решил, что в этом нет необходимости.

Думается, что японское командование было очень обрадовано, когда ночью девятого декабря их разведка обнаружила столь заманчивую цель. Поднятые с авианосцев и наземных баз самолёты утром десятого декабря достигли своей цели. Более половины всех бомб и торпед, сброшенных хорошо обученными японскими пилотами, достигли своей цели. Меньше часа потребовалось японской авиации на то, чтобы цвет британского флота отправился на дно. Поражение было сокрушительным.

Впрочем, этим дело не закончилось. Три месяца спустя на просторах Индийского океана произошло очередное столкновение. Японское авианосное соединение 26 марта 1942 года нанесла удар по Коломбо. Последствия были не слишком впечатляющи, поскольку большая часть британского флота уже успела выйти в море. Ядро этого соединения составляли крейсера «Дорсетшир» и «Корнуэлл». Далеко уйти им не удалось. Их настигли в открытом море поднявшиеся с авианосцев пикировщики Айчи D3A1, за свои высокие боевые качества получившие у союзников прозвище «Вэл». Восемьдесят японских лётчиков сумели продемонстрировать всё своё мастерство и уложить «в яблочко» более восьмидесяти процентов бомб. Крейсера отправились на дно всего через девятнадцать минут после того, как началась атака.

Конечно, откушенный японскими военноначальниками кусок пирога оказался чрезмерно большим. Промышленная мощь США в конце концов взяла верх над экономикой Японии. Но тактика и стратегия морских боёв изменились навсегда.

(Пока оценок нет)