ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

 

ТЕМА: «Сержант и воинский коллектив. Роль сержантского состава в укреплении дружбы и войскового товарищества, сплочении воинского коллектива».

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 1 час

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: комната досуга

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В условиях армии и флота наряду с офицерами и прапорщиками важные задачи выполняют младшие командиры – сержанты и старшины. Это самый многочисленный отряд командиров в Вооруженных Силах России. Они являются ближайшими и непосредственными начальниками солдат и матросов и выполняют очень важную роль в их обучении и воспитании, в поддержании уставного порядка и дисциплины в подразделениях, частях и на кораблях. В чем конкретно проявляется эта роль? 1. С первых дней службы молодых воинов сержанты и старшины становятся для них ближайшими наставниками, приучают их к строгому соблюдению уставов, помогают солдату осознать личную сопричастность укреплению Вооруженных Сил. Постоянно общаясь с подчиненными, сержанты и старшины убедительно и доходчиво разъясняют им цели воинской службы, предназначение и функции Российских Вооруженных Сил. При этом большое значение имеет разъяснение молодым воинам положений Конституции РФ о защите Отечества, требований законов и воинских уставов о прохождении воинской службы. Каждый воин должен глубоко понять, что его успехи в боевой учебе, мастерское владение техникой и оружием, высокая дисциплинированность необходимы для воинского коллектива и для Вооруженных Сил в целом.

Прививая любовь к воинской службе, надо всесторонне раскрывать ход военной реформы, показывать ее успехи, трудности и проблемы, разъяснять задачи, стоящие перед частью и подразделением. Для этого сержантам и старшинам важно самим быть в курсе происходящих событий в стране и за рубежом, уметь отвечать подчиненным на возникающие у них вопросы, помочь определить каждому воину свое место в решении задач, поставленных перед подразделением, частью. Важно умело использовать в воспитательных целях героическую историю Вооруженных Сил, их боевые традиции. В армии и на флоте уже давно стало незыблемым правилом: служба молодых воинов начинается с посещения комнат боевой славы, музеев, где отражен боевой путь соединения, полка, корабля. Воинская служба немыслима без строгого следования уставам. Не зря в армии существует поговорка «Живи по уставу, завоюешь честь и славу». В ходе их разъяснения сержантам и старшинам важно добиться глубокого понимания каждым воином, что уставы – это свод законов армейской жизни, что в нем заложен огромный опыт, накопленный за многие десятки, а то и сотни лет.

Необходимо показывать, что их требования исключительно рациональны, продуманы, они направлены не только на установление определенного порядка, без которого не может осуществляться жизнедеятельность подразделения, но и на формирование многих ценных качеств личности. 2. Младшие командиры играют немаловажную роль в обучении подчиненных воинскому мастерству, в овладении ими боевой техникой и оружием, в привитии высоких морально-боевых качеств, необходимых в бою. Сержанты призваны не только формировать у подчиненных верное представление об их роли в бою, добиваться глубокого освоения оружия и боевой техники, а также мастерского использования их тактико-технических возможностей, но и подкреплять все это личным примером. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, тем, что каждый из сержантов выполняет в подразделении конкретную функцию военного специалиста.

Слабое владение им оружием и боевой техникой неизбежно скажется на результатах деятельности всего подразделения, части. А это недопустимо. Во-вторых, сержанты стоят ближе всех других начальников к подчиненным солдатам, обязаны обучать их, индивидуально работать с ними, воспитывать у них любовь к службе, бережное отношение к оружию и боевой технике. Поэтому высокая личная подготовка, хорошее знание правил использования, хранения и сбережения техники и оружия подчиненными выступают важнейшими условиями успешного выполнения каждым сержантом своего воинского долга.

В-третьих, сержанты являются руководителями и организаторами действий подчиненных в бою. От их слаженности и взаимодействия зависят сила и боевая мощь частей, армии в целом. Командирская деятельность сержантов имеет ряд особенностей.

Одна из них состоит в приблизительно одинаковом с подчиненными возрасте, образовании, жизненном опыте. Кроме того, они вместе с подчиненными живут, учатся, несут службу, обслуживают технику. Это требует от каждого сержанта глубокого понимания своего места в системе обучения и воспитания подчиненных. Задача сержанта состоит в том, чтобы в отделении, экипаже, расчете, на боевом посту сформировать морально-политические, боевые, психологические и физические качества и на основе этого выработать высокое мастерство, духовную устойчивость, постоянную готовность переносить любые испытания войны.

Правильно поступают те сержанты, которые в ходе занятий создают различные напряженные ситуации, развивают инициативу и самостоятельность подчиненных. Надо помнить: всякое послабление на занятии замедляет выработку у воинов навыков эффективного использования оружия, ведет к неоправданным затратам материальных средств, к самоуспокоенности и благодушию.

3. Велика роль сержантов в нравственном воспитании подчиненных, в формировании у них моральных качеств, повышении морального духа. Младшие командиры реализуют свои воздействия путем многообразных средств влияния: слова, личного примера, создания соответствующих отношений в коллективе, организации труда и отдыха воинов. Дело за тем, чтобы более правильно использовать все эти средства, применять их активно и творчески. Далеко не всегда деятельность сержантов по наведению уставного порядка, в индивидуально-воспитательной работе, в создании благоприятного нравственного климата в коллективе отвечает современным требованиям. В чем причины такого положения? Во-первых, у отдельных сержантов сказывается слабая подготовленность к выполнению своих обязанностей: отсутствуют навыки воспитательной работы с подчиненными, умение в полной мере управлять отделением на учениях и плановых занятиях. У некоторых недостаточно развита ответственность за состояние дел в подразделении. Во-вторых, нередко младших командиров ввиду их инертности и слабой подготовленности вынуждены подменять офицеры.

В результате этого сержанты постепенно перестают чувствовать себя командирами, самоустраняются от обучения и воспитания подчиненных. В-третьих, имеются недостатки в подборе кандидатов на сержантские должности. Крепкая воинская дисциплина и организованность формируются всем укладом воинской службы. Но главная роль в ее формировании у личного состава принадлежит военным кадрам, в первую очередь офицерам, а также их ближайшим и надежным помощникам — сержантам (старшинам). Никто лучше младших командиров не может знать сильных и слабых сторон солдат и матросов, их настроений, наклонностей и интересов, вариантов поведения. Необходимо особо подчеркнуть, что младшие командиры составляют 70—80 процентов всего командного состава Вооруженных Сил. Это во многом определяет их роль в обучении и воспитании подчиненных. Они живут вместе с ними общей жизнью, делят трудности и радости воинской службы, спят в одной казарме и одинаково питаются. Наконец, они ровесники солдат и матросов, обладают примерно одинаковым с ними жизненным опытом и уровнем образования, что создает атмосферу взаимопонимания и доверительности в их отношениях. Крепкая воинская дисциплина, повиновение и исполнительность явились одной из прочных основ массового героизма, мужества и отваги, проявленных нашими воинами в боях за свободу и независимость Родины.

Следует отметить, что сержанты всегда были образцом соблюдения воинской дисциплины, что позволяло им проявлять в бою героизм, мужество и отвагу, а также успешно воспитывать своих подчиненных. Вот несколько примеров. В битве под Москвой осенью 1941 года совершил беспримерный подвиг командир танка старший сержант И.Т. Любушкин. В одном из боев он получил приказ удержать важный опорный пункт.

И когда на него ринулась лавина вражеских танков, Любушкин не растерялся. Проявив верность воинскому долгу и высокую дисциплинированность, он смело вступил в схватку с превосходящими силами фашистов. В этом бою он подбил пять вражеских танков, удержал рубеж до подхода подкрепления. Своим подвигом сорвал замысел противника и обеспечил успешное выполнение своим батальоном важной задачи. Старшему сержанту И.Т. Любушкину было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. А наводчик орудия младший сержант М.П.Акимов, проявив смелость и стойкость вышел победителем в неравном бою с 15-ю танками противника. Меткими выстрелами он подбил 4 из них, уничтожил до 40 вражеских автоматчиков, остальные танки повернули вспять. Расчет младшего сержанта Акимова с честью выполнил приказ командования — удержал позицию, не отступив ни на шаг. Поистине: дисциплина и героизм идут в одном ряду. За образцовое выполнение приказов командования, за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные в годы Великой Отечественной войны почти четыре тысячи рядовых и младших командиров удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Весьма примечательно, что 2802 из них — сержанты и старшины. Верные патриотическому и воинскому долгу, российские воины бережно хранят и умножают боевые традиции героев Великой Отечественной войны. В условиях мирного времени, в процессе боевой учебы они настойчиво совершенствуют свое воинское мастерство, воспитывают в себе высокие морально-психологические и боевые качества, необходимые для умелой и надежной защиты Российского государства. Чеченские события убедительно показали, что воины России, защищая территориальную целостность страны, проявили массовый героизм и мужество, высокую дисциплину и организованность. Так, в одном из боев, старший прапорщик В. Пономарев, действуя в составе разведгруппы, уничтожил несколько боевиков. А затем при отражении атаки закрыл собою командира корпуса, приняв на себя вражеский удар. Ценой собственной жизни он спас генерала. Старший прапорщик В. Пономарев удостоен звания Героя Российской Федерации.

Еще пример. Командир отделения сержант И. Попозов в ходе боя поддерживал ус-тойчивую связь с саперами, выполнявшими ряд инженерных задач. Он первым обнаружил противника и открыл прицельный огонь, в завязавшейся перестрелке умело отвел огонь боевиков на себя, что позволило инженерно-саперному взводу успешно выполнить боевую задачу. Сержант награжден орденом Мужества. Всего же за образцовое выполнение приказов командования в боях на территории Чеченской республики более 20 тысяч российских военнослужащих к концу мая 1995 года удостоены государственных наград. Жизнь подтверждает таким образом, что высокая воинская дисциплина — важнейший фактор боевой готовности войск, непременное условие победы в боевой обстановке.

Поэтому строгое соблюдение воинской дисциплины — патриотический и воинский долг каждого военнослужащего. Интересы укрепления безопасности Отечества диктуют необходимость образцового выполнения требований воинских уставов и Военной присяги, проявления безупречного повиновения и исполнительности. Сержанты (старшины), как уже было сказано, наиболее многочисленный отряд командного состава Вооруженных Сил. Будучи подготовленными военными специалистами, они являются непосредственными начальниками солдат и матросов, организаторами их обучения и воспитания в мирное и военное время. От них во многом зависит уровень боевой подготовки, дисциплины и морально-психологического состояния личного состава подразделения. Большинство сержантов (старшин) играют активную роль и в общественной жизни воинских коллективов. Многие, наиболее подготовленные из них, являются помощниками руководителей групп общественно-государственной подготовки личного состава, периодически информируют солдат и матросов по вопросам внутренней и международной жизни страны. На современном этапе развития Вооруженных Сил России роль сержантов (старшин) значительно возросла. Армия и флот оснащены ныне сложным оружием и техникой.

Их обслуживание требует высокого мастерства от каждого воина, входящего в отделение, расчет, экипаж. Эти требования особенно актуальны в отношении младших командиров. Маршал Советского Союза В. К.. Блюхер справедливо писал: «Кто такой младший командир? — Это ближайший командир и воспитатель бойца… Эту обязанность может выполнить только пол-ноценный командир своего отделения, расчета… Только грамотный младший командир». Оценка не утратила своего актуального значения. Общевоинские уставы (например, статьи 152 и 153 Устава внутренней службы) определяют содержание и основные направления организаторской и воспитательной работы сержантов (старшин) по укреплению воинской дисциплины, поддержанию строгого уставного порядка в подразделении.

Какие направления? Прежде всего это воспитание у своих подчиненных личной ответственности и постоянной готовности к вооруженной защите Отечества. «Защита Отечества, — указывается в ст. 59 Конституции РФ, — является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Из этого следует, что защита Отечества имеет государственное значение. Этим и обусловлена личная ответственность воина за его защиту, на ней, на личной ответственности зиждется все остальные качества. Ответственность воина — это особая категория. Пожалуй ни в какой другой области деятельности, кроме военной, это качество не имеет такого определяющего значения. Верность конституционному долгу тоже стержневое качество воина, составляет костяк его характера. Именно верность конституционному долгу дает возможность воину отдавать все свои духовные и физические силы ратному труду, самоотверженно служить народу, укреплять безопасность Отечества.

Верность долгу вдохновляет воина на подвиги во имя Родины. Конкретным выражением конституционного долга военнослужащего является воинский долг. Сущность воинского долга так изложена в статье 24 Закона «О статусе военнослужащих»: «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации». С воинским долгом непосредственно связаны такие этические категории как воинская честь, совесть, справедливость и т.д. Войсковая практика показывает, что только на основе патриотической убежденности возможно достижение такой степени сознательного отношения к воинскому долгу, когда убеждения и воля воина становятся единым сплавом, когда приказ подкрепляется велением совести, когда дисциплина переходит в самодисциплину.

В работе сержантов (старшин) по укреплению воинской дисциплины важно активное и постоянное патриотическое воспитание подчиненных. Патриотизм, любовь к Родине — это идейная основа высоких морально-психологических и боевых качеств, дисциплинированности солдат и матросов. Без этой основы армия не только не может нормально функционировать, но и даже существовать. Известный русский военный педагог генерал П.И. Трескин справедливо отмечал: «Без патриотизма солдат не есть воин… Дух патриотизма должен лежать в основании и венчать военную систему, в противном случае она не будет иметь никакой цены». Дисциплинированность солдат и матросов во многом зависит от того, насколько они знают и выполняют требования Военной присяги и воинских уставов. Воинские уставы вобрали в себя накопленный веками опыт обучения и воспитания войск, представляют собой подлинный свод законов воинской службы.

Поэтому долг младших командиров — глубоко изучать с подчиненными уставы, заботиться о строгом выполнении их требований. Практика показывает, что эффективность этой работы зависит от того, насколько сами младшие командиры знают и выполняют требования уставов, служат в этом отношении примером для подчиненных. Большую пользу приносит использование разнообразных форм и методов изучения уставов — обмен мнениями в отделении (расчете), встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, обсуждение прочитанных книг и просмотренных фильмов, посвященных подвигам наших воинов и т.д. Неоценимое значение имеет требовательность младших командиров, строгий, равный и справедливый спрос с подчиненных за безупречное выполнение уставных требований. Русский писатель Н.А. Добролюбов как-то верно заметил: «Начальник должен постоянно стараться показать… что он все замечает, на все смотрит и всегда знает, так ли исполнено его приказание, как он хотел».

При обсуждении этого вопроса целесообразно рассмотреть опыт передовых сержантов — требовательных и взыскательных. Важное место в работе младших командиров занимают вопросы обучения подчиненных воинскому мастерству. В законах «Об обороне», «О статусе военнослужащих». Этому их обязывает воинская дисциплина. К тому же данное требование наиболее полно в первую очередь выполняется дисциплинированными воинами. Нетрудно заметить, что существует органическая, тесная связь между воинской дисциплиной, дисциплинированностью воинов и воинским мастерством. Эта связь обусловлена тем, что формирование высоких морально-психологических и боевых качеств и совершенствование воинского мастерства невозможно без крепкой воинской дисциплины.

Дисциплинированный и исполнительный воин к боевой учебе относится со всей ответственностью. Он хорошо по-нимает, что качественные изменения в вооружении, боевой технике, способах ведения современного боя предъявляют более жесткие требования и к боевой готовности. А боевая готовность не может быть без крепкой, сознательной дисциплины. Не менее важно знать индивидуальные особенности подчиненных, учитывать их в процессе обучения и воспитания. Скажем имеются факты, когда молодого солдата на первых порах пугает сложность техники. Он испытывает неуверенность в возможности овладения ею. Командир отделения поступит разумно, стремясь развеять это неправильное мнение, вселить в солдата уверенность в его силах и возможностях. Командир отделения должен также учиты-вать неодинаковый уровень общей подготовки подчиненных, неодинаковые способности в изучении и овладении оружием и боевой техникой. Важным направлением в работе сержантов и старшин по укреплению воинской дисциплины, поддержанию строгого уставного порядка в подразделении является воспитание у подчиненных чувства высокой бдительности. Это одно из важнейших требований воинской дисциплины. В Уставе внутренней службы и в Дисциплинарном уставе подчеркивается, что воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего «быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну».

Работа сержантов (старшин) по укреплению воинской дисциплины, поддержанию строгого уставного порядка в подразделении ведется и по некоторым другим направлениям. Большое значение имеет сплочение воинского коллектива и использование его возможностей в воспитании у подчиненных дисциплинированности, войскового товарищества, коллективной ответственности всего отделения (расчета) за службу и поведение каждого солдата и матроса. Разумеется, что многое в этой работе зависит от личного примера младшего командира. Издавна в народе говорят: «Рать крепка воеводою». Личный пример командира, его нравственный облик и авторитет порождают у подчиненных уважение и доверие к нему, способствуют сплочению коллектива, повышению его воспитательной роли.

Весьма положительно сказывается на укреплении воинской дисциплины умение сержантов и старшин правильно строить взаимоотношения с подчиненными в соответствии с их индивидуальными особенностями, искусство управлять межличностными отношениями в воинском коллективе. Важно в связи с этим хорошо знать реальную структуру межличностных отношений в отделении, состав микрогрупп, их направленность, лидеров и т.д. Это будет способствовать проведению предметной воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины, исключению отрицательных явлений (дедовщина и т.д.) среди солдат и матросов.

Воинские коллективы Вооруженных Сил РФ многонациональны. Поэтому в укреплении воинской дисциплины и поддержании высокой боеготовности велика роль работы сержантов (старшин) по интернациональному воспитанию воинов. Прежде всего необходимо формировать у них уважение к национальным чувствам, обычаям и традициям. Воинские уставы подчеркивают, что основным методом является метод убеждения, обращенный к уму и чувствам воинов. Однако он вовсе не исключает и мер принуждения. Работа сержантов и старшин дает желаемый результат, если им присуща правильная, извещенная дисциплинарная практика. Дисциплинарный устав требует: ни один нарушитель воинской дисциплины не должен уйти от ответственности, но и ни один невинный не должен быть наказан.

Речь идет об умелом сочетании и правильном применении мер убеждения, принуждения и общественного воздействия на солдат и матросов. Таким образом, воинская дисциплина исключительно емкое и широкое понятие, охватывающее по сути все сферы жизни и деятельности военнослужащих. Поэтому многообразны пути, формы и методы работы младших командиров по воспитанию подчиненных в духе беспрекословного повиновения и исполнительности, строгого соблюдения требований Военной присяги и воинских уставов. Руководителю группы рекомендуется освещать указанные направления, используя конкретные примеры из жизни своего подразделения.

 

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)