ПЛАН-КОНСПЕКТ проведения занятия по общественно-государственной подготовке с офицерами войсковой части

 

ТЕМА: «Собеседование по основным положениям «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (приказ МО РФ № 70 2004 года, требования приказа МО РФ 2005 года № 79).  Воспитательные цели: — воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству;   — формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу.   Учебные цели: — поощрять стремление военнослужащих эффективно выполнять свои служебные обязанности, совершенствовать профессиональные навыки;   — ознакомить военнослужащих с основными положениями «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ.  Вопросы: 1. Сущность воспитательной работы и особенности ее содержания, в условиях военной реформы.  Дата: _____  Время: 1 час.  Место: клуб части  ХОД ЗАНЯТИЯ:   Во все времена и во всех армиях вопросам формирования воинского духа уделялось первостепенное внимание. Духовный потенциал армии являлся и является опорой ее силы и представляет мощный морально-психологический капитал. На протяжении своего существования Вооруженные Силы России накопили достаточно весомый духовный капитал. Сохранить и приумножить его — задача нынешнего поколения защитников Отечества. Одним из основополагающих факторов поддержания и повышения воинского духа является воспитательная работа. Ее значение в армейских условиях трудно переоценить. Один из основателей военно-педагогической школы русской армии генерал М.И. Драгомиров считал, что «воспитание солдата должно быть поставлено выше образования, и потому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание…». Эти слова и сегодня не утратили свою актуальность. История Отечества знает немало примеров, когда более сильные духом войска одерживали победу над лучше вооруженными войсками противника, но более слабыми в моральном отношении. Вот почему так важно проводить систематически продуманную, целенаправленную воспитательную работу, которую сама жизнь все больше выдвигает на передний план обеспечения военного реформирования.  Почему это происходит? Во-первых, произошли коренные изменения в духовной сфере общественной жизни. Налицо нравственная дезориентация молодых людей. В этих условиях подверглись девальвации (обесценились) ценности, которые всегда, независимо от политической конъюнктуры, являлись цементирующими в обществе, в армии — чувство патриотизма, готовность служить Родине, верность воинскому долгу, гордость за принадлежность к Вооруженным Силам. Во-вторых, коренным образом изменился сам объект воспитания. Личный состав Вооруженных Сил РФ перестал быть однородной массой, нивелированной и усредненной посредством единой партийной идеологии. В-третьих, кроме изменения содержания воспитательной работы произошло разрушение прежней инфраструктуры («скелета» воспитательной работы), представляющей собой сеть партийных, комсомольских и общественных организаций, различных активов и движений. Из-за чего руководители лишились серьезной опоры в своей деятельности. Такое положение объективно потребовало создания обновленной системы воспитательной работы и механизмов ее реализации, обеспечения действенности ее функционирования. Результатом работы военных теоретиков и практиков стала появившаяся в 1998 году «Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федера-ции», одобренная Координационным советом при Президенте Российской Федерации по воспитательной работе в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях. Она представляет собой программу воспитания личного состава. В ней определены: сущность, цели и задачи, содержание системы воспитания, педагогическая технология воспитательной работы и другие вопросы. Воспитание (как педагогический процесс) — это целеустремленная, систематическая, совместная работа воспитателей и воспитуемых в интересах всестороннего формирования и развития личности военнослужащего, побуждения его к самосовершенствованию. Основные цели воспитания можно рассматривать на 3 уровнях: — воспитание военнослужащего как гражданина правового, демократического и федеративного государства; — воспитание военнослужащего как вооруженного защитника РФ; — воспитание специалиста-профессионала. В содержательном плане упор сделан на те ценности, которые необходимо использовать как духовную опору в воспитании военнослужащих. Для данного периода реформирования это главное, поскольку «технология» воспитания изменилась несущественно. Поиск духовно-нравственных основ воспитания позволил сформулировать идеи, которые составляют каркас воспитательной работы в армии и на флоте: «российский государственный патриотизм», «верность воинскому долгу», «готовность к защите интересов Российской Федерации». Кратко их можно обозначить так: «Россия», «Долг», «Профессионализм». Несмотря на идейные, политические различия во взглядах, установках людей, у них есть общее, объединяющее — Отечество, любовь и верность ему. Для Вооруженных Сил главным является фактор их единства и сплоченности действий. Воспитание личного состава должно быть комплексным и строиться по следующим направлениям: — государственно-патриотическое, — воинское, — нравственное, — правовое, — экономическое, — эстетическое,  — физическое, — экологическое  — и т.д. Государственно-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России и способной выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время. Основными ПУТЯМИ государственно-патриотического воспитания являются: — разрешение противоречий процесса формирования гражданина-патриота с учетом условий современного периода российской государственности; — совершенствование воспитания в духе дружбы народов Российской Федерации; — воспитание военнослужащих на героических традициях народов России и Вооруженных Сил; — творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий и др. Воинское воспитание заключается в систематическом и целенаправленном влиянии на духовное и физическое развитие военнослужащих в интересах подготовки их как вооруженных защитников Отечества. Основными ПУТЯМИ воинского воспитания являются: — осуществление неразрывного единства процесса воспитания и обучения военнослужащих; — соблюдение строгого уставного порядка в организации всей службы, быта в воинских частях (подразделениях); — обеспечение безопасности военной службы и морально-психологической поддержки каждого военнослужащего в различных видах воинской деятельности; — моделирование реальных условий и обстановки современного боя в учебном процессе; — обеспечение личной примерности всех категорий должностных лиц; — использование сложившейся в Вооруженных Силах системы воинских ритуалов и др. Нравственное воспитание рассматривается как влияние на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них нравственных черт и качеств (честность, совестливость, достоинство, честь и т.д.). Основными ПУТЯМИ нравственного воспитания являются: — вооружение военнослужащих знаниями требований общества к их профессиональному и нравственному облику, обеспечение социальной значимости их ратной службы; — стимулирование потребности в моральном самосовершенствовании военнослужащих, их стремления к положительному нравственному идеалу; — обеспечение гибкости воспитательных влияний, их совершенствование в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих; — целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм; — применение методов, форм и моральных стимулов воспитания, которые побуждают нравственные чувства и ответственность; — анализ и учет общественного мнения, социально-психологического климата, индивидуальных особенностей воинов и др. Правовое воспитание — это целеустремленное систематическое воздействие на сознание и психику военнослужащих в интересах формирования у них устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им навыков практического использования правовых знаний в повседневной жизни и деятельности. Эстетическое воспитание направлено на разностороннее развитие эмоционально-чувственной сферы духовного мира военнослужащих (на развитие чувства прекрасного, возвышенного, благородного и т.д.). Физическое воспитание способствует укреплению здоровья и закаливанию, формированию волевых, боевых и психологических качеств. Экологическое воспитание призвано формировать у военнослужащих экологическое мышление, необходимые экономические, юридические, нравственные, эстетические взгляды на природу и место в ней человека в целях охраны и безопасности окружающей среды. Цель воспитательной работы конкретна и определенна — формировать и развивать у военнослужащих качества военного профессионала и надежного защитника Отечества, личную ответственность за выполнение поставленных задач. Поставленная цель предполагает и соответствующие средства ее реализации. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды воинской деятельности (не-он живет в ином, нежели ранее, социально-информационном измерении. Даже с учетом испытываемых сегодня финансовых трудностей во многих частях при проведении занятий по ОГП уже используются видеофильмы. В настоящее время в соответствии с тематикой ОГП созданы и направлены в войска (силы) 20 учебных видеофильмов (выпуск 1, 2, 3, 4), которые могут успешно использоваться в качестве эффективного средства усиления восприятия и усвоения учебного материала солдатами (матросами) и сержантами (старшинами). В перспективе эта работа будет продолжена. Базисным звеном воспитания личного состава в современных условиях является военно-социальная работа. Она создает условия, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность, способствует качественному выполнению должностных обязанностей, предопределяет морально-психологическое состояние войск. Сегодня, когда возникает масса проблем в обеспечении социальных и правовых гарантий военнослужащих, командиры и начальники, офицеры органов воспитательной работы выступают проводниками идей социальной защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, изучают и анализируют социальную обстановку в воинских коллективах, прогнозируют военно-социальные процессы, принимают меры по предупреждению и снятию социальной напряженности. При этом руководством к действию должен быть тезис, высказанный министром обороны РФ И.Д. Сергеевым: «Идеология реформы Вооруженных Сил основывается на том, что жизнь военнослужащих — государственная ценность, их личные свободы неприкосновенны, а неизбежные ограничения и риск должны компенсироваться дополнительными правами и льготами, престижностью военной службы». В решении социальных проблем важную роль играют регулярные тесные контакты командования соединений (частей) с руководителями регионов, областей, где дислоцируются воинские части. Они зачастую приносят положительные плоды: содействие в строительстве жилья для военнослужащих, своевременной выплате денежного довольствия, оказание материальной помощи военнослужащим, медицинское обеспечение семей и т.д. Взаимодействие с представителями комитетов солдатских матерей, организациями родителей военнослужащих также помогает решать проблемы социальной защиты воинов, их воспитания, повышения престижа воинского труда. В современных условиях важнейшим направлением воспитательной работы становится взаимодействие с религиозными объединениями. Оно способствует более полному удовлетворению прав военнослужащих на свободу совести, нравственному воспитанию личного состава, профилактике суицидальных настроений. Значительную роль в системе воспитания играет психологическая работа, направленная на формирование у личного состава определенных качеств, необходимых для военной службы. В большинстве соединений, частей имеются психологи, которые занимаются организацией психологической работы, изучают и прогнозируют социально-психологические процессы, занимаются профилактикой негативных проявлений поведения личного состава, формируют необходимые военнослужащим психологические качества. В условиях современных социально-бытовых проблем в армию нередко приходит недостаточно образованная и подготовленная молодежь. Поэтому каждый офицер, прапорщик (мичман) должен принимать участие в нелегком деле ее воспитания. Понимая, насколько необходима работа военных психологов непосредственно в подразделении, рассматривается возможность введения должности психолога в батальонах, дивизионах (на кораблях 3 ранга), то есть там, где негативному воздействию психологических нагрузок подвержены военнослужащие, решающие конкретные задачи.  Полнокровный процесс воспитания предполагает формирование высокой духовной культуры, нравственных и эстетических качеств. Это область культурно-досуговой работы. Она включает в себя: развитие самодеятельного художественного творчества, проведение культурно-массовых мероприятий, посещение военнослужащими различных зрелищных мест (музеев, выставок, театров). Хорошо зарекомендовала себя практика регулярного проведения смотров художественной самодеятельности в частях, гарнизонах, эффективное использование возможностей Домов офицеров, штатных и нештатных телецентров и студий, офицерских клубов. И в дальнейшем следует все средства, формы и методы культурно-досуговой работы в частях направлять на повышение уровня общей культуры военнослужащих и членов их семей, на пробуждение чувства прекрасного, доброго, на противостояние многочисленным проявлениям низкопробной культуры. Таким образом, воспитательная работа в части должна быть направлена на разъяснение и претворение в жизнь требований руководства страны к Вооруженным Силам, изложенным в «Основах (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года», на формирование у военнослужащих ответственности за выполнение воинского долга, верности Отечеству, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации. В этой сложной работе каждому офицеру, прапорщику (мичману) должно быть отведено свое место, определена степень участия каждого в учебно-воспитательном процессе. Ведь от качества воспитательной работы напрямую зависят уровень боеспособности и боеготовности соединения (части), состояние воинской дисциплины и правопорядка и, в конечном счете, успехи военного реформирования.

 

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)