Содержание воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.

Тема 1: Содержание воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.

Учебные вопросы:

  • 1. Определение воинской дисциплины. Ее объективная и субъективная составляющие.
  • 2. Признаки и особенности воинской дисциплины.
  • 3. Методы и формы воспитания у подчиненных дисциплинированности.  
  • 4. Способы достижения высокого уровня воинской дисциплины и правопорядка.  
  • 5. Ответственность командиров за состояние воинской дисциплины.  
  • 6. Обязанности командира (начальника) по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.
  • 7. Обязанности командира по социально-правовой защите подчиненных.  
  • 8. Оценка деятельности командира по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.  
  • 9. Принцип единоначалия.   

Учебно-воспитательные  цели:

  • 1. Изучить содержание работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.  
  • 2. Формировать у обучаемых командирские навыки.   

Время: 1 час.   

Место: класс ОГП.   

Метод: лекция.   

Литература:  

  • 1. Приказ МЧС России от 30.11.2005 № 859 «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России».  
  • 2. Общевоинские уставы ВС РФ.   

 

Содержание военно-дисциплинарных отношений составляют субъективные права и юридические обязанности субъектов, которые в совокупности образуют дисциплинарную власть командира (начальника).  Каждый военнослужащий обязан соблюдать воинскую дисциплину (ст. 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации).  Командир (начальник) обязан постоянно поддерживать высокую воинскую дисциплину, требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых (ст. 5 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации).

Командир (начальник) имеет право и обязан применять все предоставленные ему средства стимулирования (поощрения), а в необходимых случаях и в установленном порядке применять дисциплинарные взыскания.  Особенность военно-дисциплинарных отношений заключается в том, что права одновременно являются и обязанностями, т.е. образуют единую правообязанность.

Определение воинской дисциплины. Ее объективная и субъективная составляющие.

1. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — общевоинские уставы) и приказами командиров (начальников).

Дисциплина (от dicere — учиться; disciple — ученик) в широком смысле есть «обязательное для всех членов какого-л. коллектива подчинение установленному порядку, правилам» М.И. Драгомиров дает следующее определение воинской дисциплины: «Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению».  В комментируемой статье ДУ ВС РФ воинская дисциплина определена как обязательное для всех военнослужащих подчинение порядку и определенным правилам, закрепленным как в нормативных правовых актах (законах, воинских уставах), так и в приказах командиров (начальников).  Воинская дисциплина является разновидностью государственной дисциплины. Она выполняет роль организующего фактора, упорядочивает и охраняет систему отношений внутри воинского коллектива.  Воинская дисциплина существует в диалектическом единстве ее объективной и субъективной сторон. Объективная сторона находит свое выражение в правовых нормах, правилах дисциплины, закрепляющих требования, предъявляемые к военнослужащим, и порядок их выполнения.

Эти нормы и правила составляют содержание воинской дисциплины. Субъективная сторона проявляется в фактическом соблюдении военнослужащими установленных требований.

Признаки и особенности воинской дисциплины.

 

2. Каждый военнослужащий обязан содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и воинской дисциплины.  Признаками воинской дисциплины являются:  — обеспечение точного (строгого) соблюдения военнослужащими установленного порядка взаимоотношений между военнослужащими, способствующих укреплению и поддержанию единоначалия;  — безусловное повиновение подчиненных законным приказам и распоряжениям командиров (начальников) в целях реализации принципа единоначалия.

Особенности воинской дисциплины:  — правила воинской дисциплины распространяются и на внеслужебное время (абз. 8 ст. 3 ДУ ВС РФ);  — воинская дисциплина предъявляет более высокие требования к исполнителям, чем другие виды государственной дисциплины, в частности: стойко переносить трудности военной службы; не щадить своей жизни для выполнения воинского долга; быть храбрым при выполнении воинского долга и т.д. (ст. 3 ДУ ВС РФ);  — за нарушение требований воинской дисциплины установлена более строгая юридическая ответственность по сравнению с другими видами государственной дисциплины. Так, уголовная ответственность установлена за неповиновение, неисполнение приказа, самовольное оставление части.

За аналогичные правонарушения, например, государственных служащих предусмотрены меры дисциплинарной ответственности.

 

Методы и формы воспитания у подчиненных дисциплинированности.

 

3. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Российской Федерации. Она строится на правовой основе, уважении чести и достоинства военнослужащих.  Основным методом воспитания у военнослужащих дисциплинированности является убеждение.

Однако это не исключает возможности применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.   Воинский долг является одним из важнейших понятий воинской этики, нравственной и правовой нормой поведения военнослужащего; морально-правовой обязанностью перед народом и государством по выполнению задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими (специальными) формированиями и органами.

Основными требованиями воинского долга являются:  — соблюдение Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации;  — строгое выполнение требований Военной присяги, воинских уставов, приказов командиров и начальников;  — защита свободы, независимости и конституционного строя России и российского народа.  Таким образом, основаниями воинской дисциплины являются, во-первых, знание военнослужащими Конституции Российской Федерации, законов, уставов и иных нормативных правовых актов, а во-вторых, сознательное, разумное и неукоснительное их исполнение во всех случаях, даже если это противоречит личному чувству или личным интересам каждого.

Указанные основания одинаковы для всех военнослужащих (начальников и подчиненных).  Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации).  Понятие «долг» означает, что требования Конституции Российской Федерации носят не только юридический, но и глубоко нравственный характер, или, иными словами, долг — это моральная обязанность перед Родиной, перед народом, перед своими родными и близкими.

Требования воинского долга закреплены в Конституции Российской Федерации, Военной присяге и уставах. Нарушение воинского долга или невыполнение его требований влечет за собой установленную законом юридическую ответственность.  Способность военнослужащего к выполнению воинского долга зависит от его политической и гражданской зрелости, военно-профессиональной подготовки, психологической закалки, от понимания и оценки им военной политики государства, общественной значимости военной службы.  Формирование у военнослужащих сознательности в выполнении воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества осуществляется в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах с помощью целенаправленной воспитательной работы.

Под воспитанием военнослужащих понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый, целостный и непрерывный процесс формирования и развития личности военнослужащих и побуждения их к самосовершенствованию качеств, необходимых для успешного выполнения задач, стоящих перед МЧС России.  Система мер воспитательных воздействий на военнослужащих включает организацию и проведение занятий по общественно-государственной подготовке, регулярное информирование личного состава об общественно-политических событиях в стране и за рубежом, проведение мероприятий по социально-правовой, психологической и культурно-досуговой работе, а также проведение командиром (начальником) индивидуально-воспитательной работы с подчиненными.

Методами воспитания являются способы воздействия на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащих для выработки у них определенных целью воспитания качеств.  Методы воспитания:  — убеждение;  — пример;  — упражнение;  — включение военнослужащих в различные виды деятельности;  — поощрение;  — критика и самокритика;  — принуждение.  Убеждение — такой способ воздействия на сознание, волю, чувства и поведение военнослужащих, который разъясняет факты и явления общественной жизни, формирует взгляды на окружающий мир. Метод убеждения реализуется в различных формах:  — разъяснения;  — совета;  — аргументированной рекомендации;  — личного или коллективного примера;  — примера из других источников (литературы, кино и т.п.).

При реализации метода убеждения в ходе монолога или диалога необходимо соблюдать следующие правила:  — личная убежденность в том, что необходимо довести до военнослужащих;  — правдивость, точность и достоверность того, что говорится;  — ясность и доступность речи;  — знание и всесторонний учет индивидуальных и групповых особенностей военнослужащих;  — умение расположить к себе людей, завоевать их доверие.

Вместе с убеждением в воспитательном процессе используется и метод принуждения. Под принуждением понимается система средств и приемов воздействия на военнослужащих, нарушающих законы и воинские уставы, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно выполнять воинский долг. Принудить человека — значит заставить его выполнять волю командира (начальника) в интересах задач, стоящих перед подразделением (воинской частью).  С практической точки зрения обычно под принуждением понимают:  — категорическое требование в выполнении чего-либо;  — запрещение, ограничивающее какие-либо действия, права и т.п.;  — применение дисциплинарного взыскания в соответствии с нормами ДУ ВС РФ;  — осуждение общественностью;  — привлечение к юридической ответственности.  Вышесказанное, конечно, не означает, что к недисциплинированным военнослужащим необходимо применять только принуждение, а к дисциплинированным — только убеждение. Лишь умелое сочетание методов убеждения и принуждения, т.е. не односторонний, а сложный комплексный процесс воздействия на военнослужащих, позволяет достичь целей воинской дисциплины.

 

Способы достижения высокого уровня воинской дисциплины и правопорядка.

4. Воинская дисциплина достигается:  воспитанием у военнослужащих морально-психологических, боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);  знанием и соблюдением военнослужащими законов Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации, требований общевоинских уставов и норм международного гуманитарного права;  личной ответственностью каждого военнослужащего за исполнение обязанностей военной службы;  поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка всеми военнослужащими;  четкой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;  повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;  созданием в воинской части (подразделении) необходимых условий военной службы, быта и системы мер по ограничению опасных факторов военной службы.   Данная статья регламентирует основные направления деятельности командиров (начальников) по достижению определенного, а именно высокого состояния воинской дисциплины, которая представляет собой совокупность мероприятий, надлежащее проведение которых является системой работы в части (подразделении).

Воспитывать — это значит формировать у военнослужащих определенные качества личности. Обычно под морально-психологическими и боевыми качествами военнослужащего принято понимать:  — государственный патриотизм; требование к военнослужащим проявлять патриотизм закреплено в ст. 18 УВС ВС РФ, и само понятие «патриотизм» рассматривается как нравственное и социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интересы.

Понятие государственного патриотизма включает, прежде всего, преданность именно государственным интересам, а не просто любовь и привязанность к той местности, в которой родился и вырос;

  • — личную ответственность за защиту своей Родины;
  • — ненависть к врагу;
  • — высокую бдительность;
  • — уверенность в боевых возможностях своего оружия и боевой техники;
  • — доверие к своим командирам и готовность защищать их в бою, безусловное выполнение приказов командиров;
  • — волю к победе, смелость и стойкость;
  • — способность мужественно переносить тяготы военной службы.

Личная ответственность военнослужащих за выполнение своих обязанностей вытекает из того, что каждый военнослужащий лично приводится к Военной присяге (обязательству), в которой сам текст предопределяет индивидуальную ответственность за нарушение данной торжественной клятвы; кроме того, в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и УВС ВС РФ перечислены виды юридической ответственности (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная), к которым может быть привлечен военнослужащий за совершение того или иного правонарушения.

Внутренним порядком в соответствии со ст. 163 УВС ВС РФ называется строгое соблюдение военнослужащими определенных федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правил размещения, быта в воинской части (подразделении), несения службы суточным нарядом и выполнение других мероприятий повседневной деятельности.

Внутренний порядок достигается и поддерживается:

  • — знанием, пониманием, сознательным и точным исполнением всеми военнослужащими обязанностей, определенных федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • — целенаправленной воспитательной работой, сочетанием высокой требовательности командиров (начальников) с постоянной заботой о подчиненных и об охране их здоровья;  — организацией боевой подготовки;
  • — образцовым несением боевого дежурства (боевой службы) и службы в суточном наряде;
  • — точным выполнением распорядка дня и регламента служебного времени;
  • — соблюдением правил эксплуатации вооружения, военной техники и другого военного имущества;
  • — созданием в местах расположения военнослужащих условий для их повседневной деятельности, жизни и быта, отвечающих требованиям общевоинских уставов;
  • — соблюдением безопасных условий военной службы, обеспечивающих защищенность военнослужащих, местного населения и окружающей среды от опасностей, возникающих в ходе выполнения мероприятий повседневной деятельности воинской части (подразделения).

Элементами внутреннего порядка является проведение мероприятий:

  • — по размещению военнослужащих (ст.ст. 164-184 УВС ВС РФ);
  • — по содержанию помещений (ст.ст. 185-198 УВС ВС РФ);
  • — по отоплению, проветриванию и освещению помещений (ст.ст. 199-208 УВС ВС РФ).

Все мероприятия повседневной деятельности, учебы и быта личного состава, которые выполняются в воинской части, распределяются по времени и регламентируются распорядком дня (ст. 222 УВС ВС РФ). Наряду с распорядком дня, командир воинской части для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливает регламент служебного времени (ст. 222 УВС ВС РФ), который в дополнение к распорядку дня определяет сроки и продолжительность выполнения военнослужащими основных мероприятий, вытекающих из исполнения военной службы.  Подготовка личного состава — это деятельность по овладению воинской специальностью, формированию готовности и способности к действиям в условиях ЧС и в боевой обстановке как индивидуально, так и в составе подразделения.

Требования четкой организации боевой подготовки закреплены в ст. 77 УВС ВС РФ, на основании которой непосредственное руководство командиром боевой подготовкой своих подчиненных среди прочего заключается в следующем:

  • — в планировании боевой подготовки;
  • — в направлении усилий на совершенствование профессиональных знаний, методического мастерства и педагогической культуры подчиненных командиров;
  • — в личном проведении занятий и учений при полном охвате личного состава боевой учебой.

Средства достижения высокой воинской дисциплины, с помощью которых командиром достигаются изменения в состоянии воинской дисциплины, — это требовательность и спрос. Требовательность выступает как способность начальника регулярно осуществлять спрос с подчиненных и предполагает, что сам спрос должен быть основан на уважительном отношении к подчиненным.

 

Ответственность командиров за состояние воинской дисциплины.

5. За состояние воинской дисциплины в воинской части (подразделении) отвечают командир и заместитель командира по воспитательной работе, которые должны постоянно поддерживать воинскую дисциплину, требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.   Ответственность командира воинской части и его заместителя по воспитательной работе за состояние воинской дисциплины определяется ст. 30 УВС ВС РФ; единоначалие — основной принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.

Командир, являясь единоначальником, выполняет возложенные на него обязанности, в том числе по поддержанию в подразделении высокой воинской дисциплины (ст. 75 УВС ВС РФ). Это же положение закреплено и в ст. 79 УВС ВС РФ, в которой, в частности, указано, что командир воинской части является и органом дознания.

Командир несет непосредственную ответственность (т.е. отвечает в первую очередь) за состояние воинской дисциплины в подразделении. Вместе с тем, такую же ответственность в соответствии с комментируемой статьей несет и заместитель командира по воспитательной работе, однако исходя из принципа единоначалия и на основании ст. 33 УВС ВС РФ эта ответственность определяется той ответственностью, которую несет командир. Виды ответственности установлены ст.ст. 26-32 УВС ВС РФ.

Комментируемая статья предписывает командиру использовать методы, которые будут способствовать поддержанию воинской дисциплины, как-то:

  • — требовать от подчиненных выполнения и соблюдения соответствующих правил и норм;
  • — поощрять тех, кто эти правила и нормы выполняет;
  • — объективно, т.е. справедливо взыскивать с тех, кто эти нормы нарушает.

Ответственность за состояние воинской дисциплины несут не только командир воинской части и его заместитель по воспитательной работе, но и каждый командир (начальник) подразделения в составе воинской части и его заместитель по воспитательной работе.

 

Обязанности командира (начальника) по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.

6. В целях поддержания воинской дисциплины в воинской части (подразделении) командир обязан:  изучать личные качества подчиненных, поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между ними, сплачивать воинский коллектив, укреплять дружбу между военнослужащими разных национальностей;  знать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние личного состава, добиваться единого понимания подчиненными командирами (начальниками) требований, задач и способов укрепления воинской дисциплины, руководить их деятельностью по укреплению воинской дисциплины и морально-психологического состояния личного состава, обучать практике применения поощрений и дисциплинарных взысканий;  немедленно устранять выявленные нарушения правил несения службы и решительно пресекать любые действия, которые могут причинить вред боеспособности воинской части (подразделения);  организовывать правовое воспитание, проводить работу по предупреждению преступлений, происшествий и проступков;  воспитывать подчиненных военнослужащих в духе неукоснительного выполнения требований воинской дисциплины и высокой исполнительности, развивать и поддерживать у них чувство собственного достоинства, сознание воинской чести и воинского долга, создавать в воинской части (подразделении) нетерпимое отношение к нарушениям воинской дисциплины, обеспечивать на основе гласности их правовую и социальную защиту;  анализировать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние подчиненных военнослужащих, своевременно и объективно докладывать вышестоящему командиру (начальнику) о нарушениях, а о преступлениях и происшествиях — немедленно.  Уважение личного достоинства военнослужащих, забота об их правовой и социальной защите — важнейшая обязанность командира (начальника).

Данная статья определяет основные обязанности командира (начальника), которые он должен выполнять для поддержания высокой воинской дисциплины.  Изучение личных качеств подчиненных является первоначальным действием, на основании которого строится вся система индивидуальной воспитательной работы.  При изучении личных качеств военнослужащих обычно используют следующие методы:  а) анализ документов, среди которых: учетно-послужная карта призывника; карта профессионального отбора; результаты военно-врачебной комиссии (ВВК); характеристики с последнего места учебы (работы, службы). Указанные документы вместе с призывником поступают из военкомата или пункта сбора. В процессе службы по необходимости командир (начальник) имеет право запрашивать организации и учреждения (наркологический диспансер, детскую комнату милиции и т.п.), а также вести переписку с родителями, родственниками и близкими военнослужащего.

Документы на военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, хранятся в его личном деле (служебные характеристики, аттестационные листы и др.);  б) анализ результатов деятельности и поведения. Деятельность и поведение военнослужащих могут изучаться как непосредственно (в процессе наблюдения со стороны или включения в совместную деятельность), так и опосредованно (в процессе выяснения мнения военнослужащих, в общение с которыми включен данный военнослужащий);  в) личные беседы с военнослужащим. В соответствии с требованиями руководящих документов разных видов и родов войск установлена определенная периодичность проведения индивидуальных бесед для различных должностных лиц.

У командира роты и приравненных к ней подразделений на каждого военнослужащего (солдата и матроса) должны быть заведены служебная карточка (ст. 103 ДУ ВС РФ) и дневник учета индивидуально-воспитательной работы (который должен вестись, в частности, и командирами взводов), в которой должны находиться данные о каждом военнослужащем подразделения, а также данные о проведенных с ним индивидуальных беседах.  На основании данных, имеющихся у командира подразделения, проводятся мероприятия по сплочению воинского коллектива и укреплению дружбы между военнослужащими. Сплоченность — социально-психологическое явление, присущее воинскому коллективу, в котором реализуется высокий уровень развития взаимоотношений в морально-информационной, военно-профессиональной и межличностно-бытовой сферах деятельности. Основными результатами сплоченности являются моральное единство (общность знаний, взглядов и убеждений), боевая сработанность (общая производительность ратного труда, безошибочность боевых действий, их точность и своевременность) и психологическая совместимость членов воинского коллектива, боевого расчета, экипажа (взаимная эмоциональная удовлетворенность партнеров по межличностному общению).  Знание состояния воинской дисциплины и морально-психологического состояния личного состава предполагает определение тех критериев (показателей), по которым и осуществляется их оценка.

Состояние воинской дисциплины включает в себя:

  • — дисциплину боевой готовности и боеспособности подразделения (части);
  • — дисциплину функциональных ролей (служебно-должностную дисциплину).

Исходя из вышесказанного, критериями оценки состояния воинской дисциплины являются:

  • — уровень боевой готовности;
  • — состояние уставного порядка и службы войск;
  • — количество и характер нарушений воинской дисциплины;
  • — дисциплинарная практика;
  • — боевая выучка личного состава, профессиональное мастерство;
  • — общественная активность солдат, сержантов, прапорщиков, офицеров, их личное участие в решении всех задач, стоящих перед подразделением (частью);
  • — отношение личного состава к содержанию и применению боевой техники и вооружения; характер внутриколлективных отношений между молодыми и опытными воинами, начальниками и подчиненными, экипажами, расчетами, отделениями и пр.

Морально-психологическое состояние личного состава является понятием, которое отражает готовность и способность подразделения (части) выполнить поставленные боевые задачи с максимальным напряжением духовных и физических сил при постоянной угрозе жизни в сложных условиях обстановки.

Морально-психологическое состояние сил (войск) определяется:

  • — глубоким осознанием военнослужащими своего долга по защите Отечества и спасению людей и материальных ценностей;
  • — моральной готовностью к выполнению боевых задач и твердой волей к достижению победы; психологической устойчивостью;
  • — высоким профессионализмом и физической подготовкой;
  • — эффективностью системы управления войсками;
  • — верой в своих командиров (начальников);
  • — своевременным и всесторонним обеспечением войск (сил);
  • — восстановлением их боеспособности в кратчайшие сроки, включая психологическую реабилитацию и восстановление духовных сил.

Исходя из определения состояния воинской дисциплины и морально-психологического состояния личного состава, деятельность по укреплению воинской дисциплины и повышению морально-психологического состояния личного состава включает в себя достижение следующих результатов:

  • а) развитие и укрепление воинских отношений в коллективе, которые подразделяются следующим образом:  — отношения военнослужащих друг к другу и между группами воинов, т.е. человеческий компонент;  — отношение военнослужащих к имуществу (вещам, например, оружию, боевой технике и т.п.), т.е. вещный компонент;  — отношение военнослужащих к процессам (боевого управления, воинского воспитания, обучения и др.), т.е. процессуальный компонент;  — отношение военнослужащих к «общественным идеям» (защите Отечества, конституционному долгу и др.), т.е. идеологический компонент;
  • б) увеличение количества позитивных поведенческих актов военнослужащих;
  • в) сокращение количества негативных поведенческих актов военнослужащих;
  • г) сокращение воинских правонарушений, происшествий и преступлений;
  • д) обеспечение своевременного поощрения примерного поведения военнослужащих;
  • е) обеспечение быстрого и полного раскрытия воинских правонарушений, фактов недисциплинированности военнослужащих, правильное применение законов, уставов, общественного воздействия;
  • ж) исполнение уголовного, административного, дисциплинарного, общественного воздействия (наказания), которое обеспечивало бы исправление нарушителей.

В целях общественного осуждения нарушений воинской дисциплины или общественного порядка проступки военнослужащих по решению командира (начальника) могут рассматриваться и обсуждаться:

  • — военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — на общих собраниях военнослужащих;
  • — прапорщиков и мичманов — на собраниях прапорщиков и мичманов;
  • — военнослужащих женского пола — на собраниях военнослужащих женского пола в воинских званиях (должностях) не ниже воинского звания (должности) военнослужащей женского пола, проступок которой обсуждается;
  • — офицеров — на офицерских собраниях.

Организация правовой пропаганды в МЧС России осуществляется в соответствии с требованиями приказа МЧС от 30.11.2005 № 859.  Правовое обучение — это система мероприятий по правовой подготовке и воспитанию военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.  Правовое обучение направлено на усвоение всеми составами военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации правового минимума, установленного в соответствии с Примерным перечнем тем для изучения нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, международных обязательств Российской Федерации (приказ министра обороны Российской Федерации «О правовых актах Министерства обороны Российской Федерации по вопросам правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 31 мая 2008 г. N 313) в целях осуществления повседневной служебной деятельности, соблюдения законности, повышения уровня правовой культуры и правового воспитания.  Основными задачами правового обучения являются:  — повышение уровня правового воспитания и правовой культуры военнослужащих и гражданского персонала МЧС России;  — изучение нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства МЧС россии, норм международного гуманитарного права, необходимых для осуществления служебной деятельности, реализации прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персонала МЧС России.

Организацию правового обучения и непосредственное руководство им в воинских частях осуществляют командиры (начальники) и органы воспитательной работы при непосредственном участии подразделений юридической службы МЧС России.  В целях обеспечения изучения личным составом нормативных правовых актов установлены правовые минимумы для всех категорий военнослужащих.

Правовые минимумы устанавливаются:

  • — для офицеров;
  • — для прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин;
  • — для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Правовые минимумы содержат Конституцию Российской Федерации, законодательные акты Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и директивы министра МЧС России и его заместителей, международные нормативные правовые акты, составляющие основу международного гуманитарного права.  Уровень правовой подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов) отражается в аттестационном материале.

С военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, сержантов и старшин, гражданским персоналом не реже одного раза в год проводится контрольное собеседование, в ходе которого выявляется уровень их правовых знаний. Для повышения уровня правовой подготовки военнослужащих на основе индивидуального задания командира (начальника) организуется самостоятельная работа по изучению правового минимума.

Командир (начальник), допустивший сокрытие нарушений воинской дисциплины, преступлений и происшествий, привлекается к уголовной или дисциплинарной ответственности в зависимости от состава правонарушения.

 

Обязанности командира по социально-правовой защите подчиненных.

7. Командир (начальник) должен знать нужды и запросы подчиненных, добиваться их удовлетворения, не допускать грубости и унижения личного достоинства подчиненных, служить образцом строгого соблюдения законов Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации и требований общевоинских уставов, быть примером нравственности, честности, скромности и справедливости.

Согласно данной статье командиры (начальники) должны знать нужды и запросы подчиненных и на них возлагается обязанность добиваться их удовлетворения. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализация прав, льгот, гарантий и компенсаций военнослужащих является обязанностью командиров (начальников).

Нужда — это потребность в чем-то. В первую очередь командир (начальник) должен обеспечить потребность подчиненных военнослужащих в видах положенного довольствия, которыми они не удовлетворены по установленным нормам.  Под запросами, как правило, понимаются интересы личности. Они отличаются от прав, поскольку последние прямо закреплены законом. Запросы, как правило, не имеют правовой регламентации.

Иногда военнослужащий имеет интерес реализовать права, в которых он ограничен. Командир (начальник) обязан содействовать в реализации запросов (интересов) военнослужащих. Так, например, государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов (п. 4 ст. 8 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Однако командирам (начальникам) необходимо учитывать интересы военнослужащих в совершении религиозных обрядов и по возможности их удовлетворять.  Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод — обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Командир (начальник) является представителем государства, и, следовательно, на него возлагаются указанные обязанности в отношении подчиненных военнослужащих.  Жизнь, здоровье, честь, достоинство гражданина, в том числе военнослужащего, являются нематериальными благами, приобретаемыми ими в силу рождения. Они существуют независимо от их правовой регламентации, неотчуждаемы и непередаваемы другим лицам. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому возможность защиты указанных прав, в том числе и судебной.  Защита чести и достоинства может осуществляться способом самозащиты.

Комментируемая статья также возлагает обязанность по защите чести и достоинства подчиненных на командира (начальника), который должен не допускать сам их нарушения, а также защищать от посягательства на них со стороны других военнослужащих и иных лиц.  Честь — объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину (военнослужащему), это социальная оценка моральных и иных качеств личности.  Достоинство — самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения (субъективная оценка личности).

Нарушение чести и достоинства граждан (в том числе военнослужащих) предусматривает как уголовную, так и гражданско-правовую ответственность, в частности за распространение сведений, порочащих честь и достоинство граждан.

 

Оценка деятельности командира по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.

8. Деятельность командира (начальника) по поддержанию воинской дисциплины оценивается не по количеству правонарушений в воинской части (подразделении), а по точному соблюдению им законов Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации и требований общевоинских уставов, полному и эффективному использованию своей дисциплинарной власти и исполнению своих обязанностей в целях наведения внутреннего порядка, своевременного предупреждения нарушений воинской дисциплины. Ни один нарушитель воинской дисциплины не должен уйти от ответственности, но и ни один невиновный не должен быть наказан.  Командир (начальник), не обеспечивший необходимых условий для соблюдения уставного порядка и требований воинской дисциплины, не принявший мер для их восстановления, несет за это ответственность.  Командир (начальник) не несет дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные его подчиненными, за исключением случаев, когда он скрыл правонарушение или не принял необходимых мер в пределах своих полномочий по предупреждению правонарушений и привлечению к ответственности виновных лиц.  Каждый военнослужащий обязан содействовать командиру (начальнику) в восстановлении порядка и поддержании воинской дисциплины.

За уклонение от содействия командиру (начальнику) военнослужащий несет ответственность.   Все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения (статуса военнослужащих).  За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности.  Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение.

В случае совершения правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к иным видам ответственности или применения мер общественного воздействия.  Меры общественного воздействия могут быть применены к военнослужащим за проступки, связанные с нарушением ими воинской дисциплины и общественного порядка.  При привлечении к ответственности недопустимо ущемление чести и достоинства военнослужащих.  Командир (начальник) не несет дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные его подчиненными, за исключением случаев, когда он скрыл правонарушение или не принял необходимых мер в пределах своих полномочий по предупреждению правонарушений и привлечению к ответственности виновных лиц (ст. 8 ДУ ВС РФ).  За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, определенным общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации (гл. 3 ДУ ВС РФ). Комментируемый Устав не предусматривает личную дисциплинарную ответственность военнослужащих за нарушение общественного порядка, как это было предусмотрено ст. 48 ДУ ВС РФ 1993 г.  В то же время комментируемый Устав предусматривает, что за административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с данным Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях (ст. 48).  Военнослужащий, подвергнутый дисциплинарному взысканию за совершенное преступление и причиненный государству материальный ущерб, не освобождается от уголовной и материальной ответственности.

При нарушении военнослужащим воинской дисциплины командир (начальник) может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге, а в случае необходимости — подвергнуть дисциплинарному взысканию. При этом, он должен учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства (см. комментарий к ст. 52).  Если в ходе разбирательства выяснится, что проступок военнослужащего содержит признаки состава преступления, командир воинской части уведомляет военного прокурора, возбуждает уголовное дело и назначает дознание.

При определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы. Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения или если он имел последствием существенное нарушение порядка.  В соответствии с приказом МЧС России от 30.11.2005 № 859 «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России» эффективность работы органов военного управления и должностных лиц по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины по их способности добиться выполнения подчиненными требований общевоинских уставов Вооруженных Сил оценивается по количественным показателям и коэффициентам гибели военнослужащих, преступлений и происшествий в пересчете на одну тысячу военнослужащих.

К количественным показателям анализа состояния правопорядка и воинской дисциплины относятся:  — количество погибших военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы, в том числе в результате самоубийств;  — количество происшествий;  — количество преступлений, совершенных военнослужащими;  — тяжесть совершенных преступлений (доля тяжких и особо тяжких преступлений в процентах от общего количества преступлений);  — уровень организованной преступности (доля преступлений, совершенных группой лиц);  — количество преступлений и происшествий, имевших широкий негативный общественный резонанс.  Основным показателем при сравнительном анализе работы органов военного управления по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в соответствии с вышеупомянутым приказом считается коэффициент количества происшествий и преступлений в пересчете на одну тысячу военнослужащих.

 

Принцип единоначалия

9. Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия.  В случае открытого неповиновения или сопротивления подчиненного командир (начальник) обязан для восстановления порядка и воинской дисциплины принять все установленные законами Российской Федерации и общевоинскими уставами меры принуждения, вплоть до задержания и привлечения нарушителя к предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности. При этом оружие может быть применено только в боевой обстановке, а в условиях мирного времени — в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, в соответствии с требованиями статей 13 и 14 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Единоначалие является одним из принципов взаимоотношений между военнослужащими. Суть его состоит в том, что командир (начальник) наделяется всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возлагается персональная ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения.  Командир как единоначальник вправе единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. В то же время право командира отдавать приказ одновременно является его обязанностью, поскольку он отвечает за все стороны деятельности подразделения или воинской части, т.е. речь идет о правообязанности командира (начальника). Подчиненный не имеет права не исполнять отданного приказа, за некоторым исключением, касающимся незаконного приказа (см. п. 3 комментария к настоящей статье).  Данное требование всецело вытекает из характера военной организации и является непреложным принципом служебных взаимоотношений, стержнем воинской дисциплины.

Из этой особенности военно-служебных отношений также вытекает ряд юридических последствий: за служебную необходимость и целесообразность отданного приказа отвечает начальник; подача жалобы не может приостановить исполнение приказа; в случае открытого неповиновения подчиненного начальник не только вправе, но и обязан принять все меры принуждения, вплоть до задержания виновного и привлечения его к уголовной ответственности, а в исключительных случаях с этой целью может быть применено оружие; никакие органы власти не имеют права вмешиваться в законную деятельность военного командования. Иначе говоря, командиры (начальники) по отношению к подчиненным наделены гораздо большим объемом властных полномочий, чем соответствующие должностные лица невоенных государственных организаций.

Можно выделить ряд правил, способствующих проведению в военно-служебные отношения принципа единоначалия:  — безусловная обязательность приказа командира (начальника) для всех подчиненных (ст. 34 УВС ВС РФ, ст. 9 ДУ ВС РФ);  — недопустимость неисполнения приказа командира (начальника) по мотиву его обжалования (ст. 34 УВС ВС РФ);  — обязательность исполнения приказа, отданного старшим начальником, даже если оно мешает выполнению первого приказа, полученного от другого, младшего начальника (ст. 45 УВС ВС РФ);  — строгий порядок подчиненности (субординация) — ст.ст. 19, 21 УВС ВС РФ;  — соответствие объема прав и обязанностей военнослужащих характеру выполняемых функций, служебной деятельности (п. 3 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; ст.ст. 41, 42 УВС ВС РФ);  — личная ответственность военнослужащих за исполнение обязанностей (п. 3 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; ст.ст. 41, 42 УВС ВС РФ);  — поощрение разумной инициативы военнослужащих.  Проявление разумной инициативы является обязанностью военнослужащего в целях успешного выполнения поставленной ему задачи (ст. 45 УВС ВС РФ).  Общевоинские уставы, устанавливая принцип беспрекословного выполнения приказов, исходят из презумпции законности этих приказов и их соответствия интересам военной службы. Приказ отдается только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника.

В противном случае в зависимости от тяжести совершенного правонарушения наступает ответственность вплоть до уголовной, если это повлекло общественно опасные последствия (ст.ст. 285, 286 УК РФ).  Командир (начальник) обязан добиваться исполнения отданного приказа всеми законными средствами, в том числе мерами принуждения.  Такие меры принуждения, как задержание и привлечение к предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности, командир (начальник) может применять только в случае открытого неповиновения или сопротивления подчиненного военнослужащего.

Командир воинской части является органом дознания. Порядок дознания в отношении военнослужащих определен утвержденной заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — главным военным прокурором Инструкцией органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба.

В целях принуждения к выполнению приказа командир (начальник) в боевой обстановке может применить оружие. Командир (начальник), кроме того, имеет право применить оружие лично или приказать применить оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненных, когда действия неповинующегося явно направлены на измену Родине или срыв выполнения боевой задачи в боевых условиях.  В условиях мирного времени оружие для принуждения к выполнению приказа может быть применено только в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, в соответствии с требованиями ст.ст. 13 и 14 УВС ВС РФ.

Оценить эту статью:
(2 оценок, среднее: 4,50 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *