ПЛАН-КОНСПЕКТ

Проведения занятия по общественно-государственной подготовке с личным составом.

ТЕМА: Солдат России — культура поведения честь и достоинство.

1. Сущность и содержание нравственной культуры.

2. Воинский этикет и культура поведения военнослужащих.

Время: 2 часа

ДАТА: ________

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Сущность и содержание нравственной культуры

Прежде, чем говорить о нравственной культуре военнослужащих, рассмотрим такие понятия, как этика, мораль, нравственность. В настоящее время все они на бытовом уровне употребляются как идентичные. Однако, с науч-ной точки зрения, этикой называют науку, где системообразующими являются понятия добра и зла. Под моралью следует понимать свод норм и правил достойного поведения. Нравственность — это практика такого поведения. Таким образом, выстраивается трехступенчатая структура: этика как наука, мораль как свод предписаний творения добра, нравственность как практика хорошего поведения. Все эти понятия в совокупности составляют сущность нравственной культуры. Культура же в современном ее понимании -это процесс создания, хранения, распространения и освоения материальных, духовных и социально-политических ценностей. В личностном плане культура — это уровень, степень, величина освоения ценностей трех порядков (материального, духовного, социально-политического). Отсюда вытекает понятие «нравственная культура личности воина» — это уровень освоения моральных норм и их воплощения в повседневной практике (схема 1).

Нравственная культура является мощным фактором формирования личности человека (в том числе военнослужащего), преобразуя и обогащая его потребности, внутренний мир в лучшую сторону. Зрелость нравственной культуры измеряется тем, как живет и служит военнослужащий, какой образ жизни он ведет и насколько добрым (не путать с добреньким!) является его отношение к сослуживцам, жене, детям, окружающим людям, природе, себе. Нравственная культура проявляется в активной борьбе с такими неприемлемыми явлениями в армии, как воровство, хамство, грубость, рукоприкладство, потребительское отношение к жизни, военной службе.

Человекообразующая функция нравственной культуры связана прежде всего с преодолением военнослужащим противоречий между интересами военной службы, выполнением служебных обязанностей и личными потребностями. Причем тяготы и лишения военной службы, другие самоограничения индивидуального поведения, подчинение интересов личности общим целям должны быть осознаны личностью как необходимое. И если военнослужащий в своем поведении не ограничивает свои желания и страсти, его ждет моральный крах. Воинская служба становится тягостным бременем, свободное служение Отечеству превращается в несвободу прислуживания. Человек начинает морально страдать, может стать вором, пьяницей, наркоманом, хамом. А это уже аморальное поведение. Военнослужащий, обладающий нравственной культурой, знает, что такое добро и зло. Но знать моральные нормы — еще не значит жить по совести и чести. Лишь когда моральные нормы военнослужащего, такие, как долг, совесть, идеал, польза, справедливость, самосовершенствование, дисциплинированность, станут основой его успешной военно-профессиональной деятельности, жизни и быта, только тогда необходимость быть нравственно культурным превращается в потребность высоконравственного поведения. Известная триада — истина, красота и добро — обычно возглавляется добром, ибо считается, что оно наивысшее проявление гуманизма человека. Но истинный гуманизм немыслим без активной творческой деятельности. Нравственная культура воина проявляется не только внешне в соблюдении формы одежды, молодцеватом воинском приветствии. Прежде всего это -действенное добро с человеческим лицом, преобразующее социальные условия жизни. Вспомним в этой связи эпизод из кинофильма «В зоне особого внимания», где прапорщик Волентир, выполняя свой гражданский долг, рискуя своей жизнью, обезвреживает бандитов и спасает лесника. Герой фильма творит добро активно, подтверждает свои нравственные качества делом.

Нравственная культура военнослужащего проявляется в способности личности сознательно и добровольно реализовать требования моральных норм. осуществлять такое целенаправленное поведение, которое характеризуется гармоническим сочетанием личных и общественных интересов. Реально нравственная культура военнослужащих воплощается в верности военной присяге, боевому знамени части, следовании традициям войскового товарищества, добросовестном выполнении служебных и военно-профессиональных обязанностей, приумножении морально-боевых качеств российского воинства, в готовности не столько за материальное вознаграждение и служебную карьеру, а по совести и долгу преодолевать все трудности военной службы.

Важнейшими элементами, образующими ядро нравственной культуры, являются: — осознание требований моральных норм;

— принятие моральных требований российского общества в качестве внутренней потребности, в качестве системы самообязанностей;

— самостоятельный выбор из множества вариантов наиболее добродетельного действия или поступка, то есть принятие решения, сделанного не под давлением приказа, распоряжения, инструкции, а по внутреннему убеждению;

— волевое усилие и самоконтроль за реализацией решения, сопровождающегося эмоциональным удовлетворением, достигнутым результатом;   — личная ответственность за мотивы и последствия действия. Например, человек может прекрасно понимать несправедливость или абсурдность требований, вызванных неуставными взаимоотношениями, но исполнять их, совершая насилие над своими нравственными убеждениями из-за страха. В подобных случаях нельзя говорить о настоящей нравственной культуре. Обладающий нравственной культурой военнослужащий активно борется против зла, противостоит ему и стремится непрерывно «возвышать» свое поведение и поведение сослуживцев до идеала. Такой воин не просто носитель моральных достоинств, а их неутомимый созидатель. Нравственные качества военнослужащих, такие, как смелость, решительность, мужество, самообладание, честность, трудолюбие, исполнительность, дисциплинированность, являются «снаряжением» особого рода, которое нельзя «выковать» без активного участия самого воина. Совершенствование нравственной культуры во многом зависит от внутренней работы, которую совершает человек как активный творец моральных ценностей.

Воинский этикет и культура поведения военнослужащих

Нравственная культура воина как качественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности проявляется на трех уровнях.

Во-первых, как культура нравственного сознания, формирующаяся в знаниях моральных требований российского общества, моральных норм армейского общежития, взаимоотношений между военнослужащими, в способности человека сознательно обосновывать цели и средства своего морального выбора.

Во-вторых, исключительно важным уровнем, обеспечивающим внутреннее принятие моральных целей и средств, является культура нравственных чувств. Так как нравственная культура предполагает не только знания о добре и зле, но и богатство эмоциональных переживаний, способность к нравственному резонансу, к сочувствию, сопереживанию.

В-третьих, важнейшим уровнем нравственной культуры является культура поведения, по-средством которой реализуются поставленные и лично принятые моральные нормы, превращающиеся в активную жизненную позицию. Культура поведения характеризует способность воина к выбору между добром и злом в пользу добра и к практическому действию по законам добра.

Воин, по-настоящему верный своему профессиональному долгу, не может быть карьеристом, льстецом, интриганом. И это не случайно, так как нравственная культура не сводится только к внешнему этикету или к психологическому самоанализу, оторванному от реальной воинской деятельности и службы. Если воин не овладел высококвалифицированным ратным трудом, направленным на решение задач боевой подготовки, нельзя говорить о его подлинной нравственности. Ведь мастерское исполнение своих обязанностей всегда порождает чувство гордости за собственные навыки, удовлетворенности своим профессионализмом, уверенности в собственных силах, нужности. Это и есть сердцевина нравственной культуры. В условиях реформирования Российской армии профессиональное дилетантство наносит не меньше вреда боеготовности, нежели безделье, воровство или должностные злоупотребления.

Оно является серьезным препятствием ускоренному внедрению новых технологий управления войсками, способов ведения вооруженной борьбы, оснащения Вооруженных Сил новой техникой и вооружением. Военный профессионализм, деловитость и нравственность являются в условиях воинской деятельности одинаково важными качествами. Таким образом, нравственная культура личности воина — это сложное социальное качество, сформированное на основе глубоких знаний, моральных норм, категорий этики, кристаллизации культуры чувств и воплощающееся в культуре поведения. Мерилом нравственной культуры является деятельность по законам добра в сферах военной службы, быта и досуга.  2 вопрос Этикет представляет собой совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, обхождение с окружающими, формы обращения, поведение в общественных местах.

В повседневной практике он рассматривается как умение держать себя с людьми, ярко говорить, двигаться, одеваться и т. д. Если нравственные нормы раскрывают, почему так должен вести себя человек, то этикетные требования говорят о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Этикет определяет поведение человека в разных сферах общения, например в дипломатической, спортивной, медицинской, военной и других. Воинский этикет — это свод правил поведения, основанных на принципах армейской морали, уставов и традиций Вооруженных Сил. Такие правила охватывают служебные и неслужебные взаимоотношения воинов, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к другим людям. В структуру воинского этикета входят: этикет общения, функционально-должностной, общегражданский и атрибуты.

Нравственная культура личности воина как целостное внутреннее образование находит свое внешнее проявление в воинском этикете. Нормы воинского этикета зафиксированы в общевоинских уставах. Воинский этикет только тогда свидетельствует о гармонии внутренней и внешней культуры личности, когда он строится на прочном фундаменте вежливости, тактичности и скромности. Вежливый воин всегда учтив, предупредителен, внимателен, предлагает свою помощь, уступает место в общественном транспорте, открывает и придерживает дверь, чтобы пропустить своего сослуживца, даже если тот равный по воинскому званию и служебному положению. Такой воин всегда даже за не-значительную услугу говорит «спасибо», а если ему высказывают благодарность, то он в ответ с улыбкой отвечает «пожалуйста» или «на здоровье». Таким образом, вежливость наполняет каждое поведенческое действие воина человеческим теплом, благородством и притягательной силой. Но вежливость в этикетном поведении немыслима без тактичности. Тактичный воин никогда не перебивает говорящего, выслушивает его до конца.

И только после высказываний собеседника делает уточнения или задает вопросы. Но если собеседник оказался словоохотливым, а у вас нет времени, то тогда чувство такта заставит вас многозначительно посмотреть на часы и тем самым дать понять собеседнику, что разговор пора завершать. Тактичный воин всегда представляется на семинарских занятиях по следующей форме: «Товарищ полковник, уважаемые коллеги (товарищи)! Докладывает прапорщик Иванов. Тема моего выступления «Честь и достоинство российского воина». А по окончании выступления такой воин обязательно скажет о том, что доклад окончен. Тактичный воин всегда представляется прежде, чем начать телефонный разговор. А если ему абонент не представился, то он тактично спросит: «С кем имею честь разговаривать?» и так далее.

Следующей составляющей фундамента воинского этикета является скромность. Скромный воин гордится своей воинской профессией, частью, в которой служит, не хвалится своими заслугами, а постоянно следует народной поговорке: «Не хвали себя, жди, когда тебя похвалят». При выполнении какой-либо задачи он говорит о слаженных действиях своих товарищей и ни слова о себе. Скромный воин, составляя список (если того не требует алфавитный порядок), свою фамилию указывает в конце. В разговорной и письменной речи старается избегать слов «я», «мое», а заменяет их на «мы» и «наше».

Скромный воин берет на себя самую сложную работу, остается работать, не считаясь с личным временем, предоставляя возможность отдохнуть товарищам. Внешний вид такого воина скромен: у него аккуратная прическа, нет на мундире посторонних значков, кроме тех, которые необходимо носить военнослужащему. Скромный воин имеет опрятный внешний вид и никогда не вносит в военную форму одежды гражданские (туфли, носки, цепочки и так далее) элементы. Не зря говорят, что скромность красит человека. Воина это качество красит вдвойне, потому что суровая армейская жизнь не терпит излишеств, в ней все предельно четко, надежно и рационально. На это нацелен и воинский этикет, на этой почве произрастает нравственная культура воина, делающая его духовно богатой личностью.

В воинском коллективе складываются два типа этикетных отношений: «по вертикали» (начальники и подчиненные, старшие и младшие) и «по горизонтали» (между военнослужащими, стоящими на одном служебном уровне). Эти отношения закреплены в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Например, начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. При этом он должен быть тактичным и выдержанным, не допускать как фамильярности, так и грубости.

 

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)