ПЛАН

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

с личным составом войсковой части 

                                                                                                                                                                               

 ТЕМА: «Совесть, честь и ответственность воина. Высокая личная дисциплинированность – критерий нравственности военнослужащих».

Воспитательные цели:

— помочь слушателям глубоко уяснить сущность понятий  «воинская дисциплина»  и  «честь  солдата»,  их значение в жизни,   учебе и служебно-боевой деятельности воинов;

— нацелить военнослужащих на  борьбу  за  всемерное укрепление дисциплины,           уставного порядка в своем подразделении,  части , вызвать  у воинов стремление с честью выполнять  свой воинский долг.

        Время: 2 часа.

 Вопросы:  1. Понятие и значение воинской дисциплины.

  1. Воинская честь солдата — постоянный атрибут Российской армии.

Метод проведения: рассказ-беседа

Рекомендуемая литература: На службе Отечеству. Пособие для занятий по ОГП солдат и сержантов ВС РФ.

Слово «дисциплина» знакомо каждому с детства.  Еще не  научившись как следует говорить,  ребенок уже начинает понимать, что надо во всем слушаться маму и папу,  бабушку и дедушку, что можно ему делать, а что нельзя, иначе последует строгое внушение, а то и наказание. Но, наверно,  далеко не каждый взрослый знает, откуда произошло сие слово, накрепко внедрившееся в русский язык.  Давайте послушаем,  что говорит об этом один из выдающихся военных педагогов России генерал  М.И.Драгомиров:  «Дисциплина  — от disciple учиться (откуда disciple — ученик) по прямому смыслу значит ученик,  выучка,  выдержка в известных навыках и понятиях».

Следовательно, в обширном смысле слова  дисциплина  включает  всю совокупность  нравственных,  умственных и физических навыков человека, посвятившего себя вольно или невольно  известной  специальности.  Есть дисциплина школьника, студента, журналиста, рабочего, врача, религиозного деятеля.  Равно как и всякое  общественное  объединение,  имеющее целью совместную деятельность, неминуемо должно иметь свою дисциплину, направленную для достижения тех целей,  ради которых оно создано.  Без этого любая деятельность немыслима.

Любое дело имеет свою дисциплину, с теми или иными оттенками, определяемыми его отличительными чертами: род занятий определяет сумму понятий и характер отношений.  По этому определению  воинская дисциплина есть совокупность  всех  нравственных,  умственных  и физических навыков,  нужных для того,  чтобы военнослужащие  отвечали своему назначению.  Но в прямом смысле, получившем право гражданства  в сознании большинства,  понятие дисциплины относится преимущественно к нравственным навыкам, к тому, что в последнее время принято называть «воспитанием» офицера и солдата.

Так, «дисциплинированной» признают ту воинскую часть (подразделение),  все воины которой привыкли к повиновению, исполнительности. Это предполагает знание каждым военнослужащим своих обязанностей  и  внутреннее желание исполнить их честно, даже перед лицом смертельной опасности.  Сошлемся снова на М.И.Драгомирова.   «Такая часть  (подразделение),   —   писал  он, —    может  не  выбивать  умилительных процентов при стрельбе,  может не быть особенно строгой в строю. Она может сбиться с ноги, но с пути никогда. И в трудные минуты, конечно, будет предпочтена тем, которые и проценты выбывают, и ловко прыгают, и отлично маршируют, но не так надежны, — благодаря тому, что посвящали себя поминутным искусствам до забвения тех внутренних навыков, которые нельзя ни в шеренгу поставить,  ни маршировать заставить,  ни доски ими прибивать, но без которых солдат не солдат».

Как прав знаменитый генерал!  Действительно, солдат, иногда еще и не очень обученный,  но который скорее погибнет, чем оставит свой пост или не исполнит данного ему поручения, конечно же, более дисциплинирован,  чем отличный стрелок,  танкист, ракетчик, оператор-умница, но от которого командиру, образно говоря, отвернуться нельзя, иначе он может слодырничать, или, еще хуже, напакостить. Такой боец не только не дисциплинирован.  Он просто никуда не годится в военном деле, несмотря на свои знания, умения и навыки.

Современный военно-энциклопедический  словарь определяет воинскую дисциплину как  строгое и точное соблюдение всеми  военнослужащими  порядка и правил, установленных законом, воинскими уставами и приказами.

Так записано и в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской  Федерации.      Соблюдение воинской дисциплины невозможно без  субординации.  Субординация переводится как подчинение. Субординация играет важную роль в воинском организме, ее можно назвать «нервной системой воинского организма». Она предполагает воинское подчинение младших старшим, нижестоящих органов вышестоящим,  и в более мирном смысле — исполнение правил  служебной,  в том числе воинской,  дисциплины во взаимоотношениях между различными по служебному положению и званию лицами.

История наглядно показывает нам, что может случиться даже с такими армиями,  как армии Александра Македонского и Наполеона, когда в их рядах отсутствует субординация. Привычка подчиняться только своим полководцам делала их подчиненных совершенно  не  способными  подчиняться кому-либо другому.  Так,  со смертью Александра Македонского его армия по сути разложилась из-за полной анархии.  То же могло случиться  и  с армией Наполеона,  если бы его судьба сложилась иначе. Между французскими маршалами таились и зависть, и ненависть, которые вспыхивали каждый раз,  как только армией командовал не сам Наполеон. Авторитет второстепенных начальников ставился ни во что, маршалы считали ниже своего достоинства воевать под началом других соратников,  и тем самым обрекали войска на лишние жертвы, а то и на поражение.

Основным методом  воспитания у военнослужащих русской армии высокой дисциплинированности всегда являлось убеждение, а не принуждение и наказание.  И  шло это из глубины веков.  История донесла до нас слова Святослава:  » Мертвые бо сраму не поймут». Эти слова в полной мере характеризуют принцип воспитания в русских дружинах уже в IX веке.

А вот еще одно любопытное высказывание, имеющее отношение к этому вопросу:  «Человеку природа дала стыд вместо бича,  а поэтому и управлять человеком и воспитывать его надо с помощью стыда; бич же надо оставить для животных, у которых, как известно, чувство стыда совершенно не имеется,  или для людей самой низшей ступени развития, явно обнаруживающих отсутствие стыда».   И кто же, как вы думаете, автор этой сентенции?  Вряд ли сразу ответите. Оказывается Екатерина Великая. И она, стало быть,  пеклась о воспитании своих подданных, в том числе и военных.

В качестве  вывода по данному вопросу необходимо еще раз подчеркнуть, что крепкая воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим своего  воинского долга и личной ответственности за защиту своей Родины, охрану ее рубежей.

 

Воинская честь — это внутренние, нравственные качества,  достоинство воина, характеризующие его поведение, отношение к коллективу,  к окружающим,  к выполнению воинского долга, нравственно-правовым,  общепринятым нормам поведения, осознание ценности родной земли как среды обитания и выживания людей и необходимости ее защиты и родило сознание воинской доблести и чести.

Ведь все может родная земля:  и хлебом накормить,  и  напоить  из своих родников,  и удивить своей красотой. Вот только защитить себя не может. Поэтому защита родной земли — обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду,  любуется ее красотой. Поэтому и самое высокое звание из всех живущих — защитник Родины.  И память народа веками  свято  хранит имена отважных воинов.

Часто на вопросы о том,  кто мы, кто предки наших предков, откуда пошла земля Русская, как родились наши военно-патриотические традиции, многие не могут ответить.  Как  правило  это  результат  пренебрежения древней историей Отечества.

Даже современные боевые традиции идут от традиций наших пращуров, а наш патриотизм, понятие о воинской чести и доблести родились не вчера,  а более тысячи лет тому назад. Их олицетворением были боевые дела древнерусского войска, княжеских дружин. Героика тех лет нашла отражение в летописях и народных былинах о князе Владимире Красном Солнышке, Добрыне Никитиче,  Илье Муромце,  Алеше Поповиче,  Никите Кожемяке,  о славных заставах богатырских,  охранявших родную землю от «силушки поганой».  Рассказывали былины о «забавах молодецких», о чести воинской, о правилах чести витязя,  которые были куда жестче,  чем «кодекс чести рыцаря» в Западной Европе.

Русскому народу приходилось жить,  образно  говоря,  не  выпуская оружия из рук;  уже с 1055 по 1462 год историки насчитывают 245 известий о нашествиях на Русь и внешних столкновениях. С 1240 по 1462-й год почти ни единого года не обходилось без войн. Из 557 лет, прошедших со времен Куликовской битвы, до момента окончания 1-й мировой войны, Россия провела в боях 334 года. За это время ей пришлось 134 года воевать против различных антирусских и антироссийских союзов и коалиций,  причем одну войну она вела с девятью врагами сразу,  две — с пятью, двадцать пять раз воевать пришлось против трех и 37 — против  2  противников. И всегда, во всех боях и сражениях честь и доблесть русского солдата оберегала и защищала русскую землю,  умножала славу и величие государства Российского. Недаром молдавские господари и грузинские цари, украинские гетманы и владыки кочевых  народов  Средней  Азии  смиренно просили,  иные  по сто лет кряду,  о принятии в российское подданство, «под высокую руку» Русского царя.

Народы России,  с  тех  пор  как  осознали себя единой общностью, всегда считали вооруженные силы,  русского воина гарантом  спокойствия страны.

Князья-воины, полководцы:  Святослав, Владимир Мономах, Александр Невский,  Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Евпатий Коловрат, Суворов,  Кутузов, Жуков были образцом выполнения чести солдата, воинского долга.

А.Герцен утверждал, что в России все признавали превосходство военного мундира. Чтобы слыть светским человеком, надо было прослужить 2 года в гвардии или хотя бы в кавалерии.  Он отмечал,  что военные были более  независимы  и  держались  более достойно,  чем пресмыкающиеся и трусливые чиновники.

Очень хорошо было сказано о воинской чести в одной из статей «Военного  журнала»,  изданного  во  время Отечественной войны 1812 года.

» … Солдат — слово чужеземное, по-русски — воин,  ратник,  меченосец, оруженосец.  Сим именем называются не только рядовые, но и все офицеры и генералы тем правильнее,  что слово воин,  или по чужеземному солдат приличествует  каждому  чину с оружием в войске служащему.  Солдат … никогда не должен роптать на свою участь,  но всегда  радоваться,  что провидение избрало его на такой подвиг,  которое целое Отечество почитает достохвальным,  и тем еще достохвальнейшим,  когда при точном исполнении его долга он не забывает и общих для всех людей, всех состояний правил, то есть; …любить Отечество, в котором произошел на свет, взрос и воспитан, …наблюдает ко всем вежливость, которая приобретает взаимное от всех людей понимание, презирает людей сварливых, клеветников, обманщиков и сквернословов, как недостойных общества человеческого;  Гнушается всякими играми, основанными на удаче, хитрости и обмане, как страстию,  являющую алчность к корысти и наносящую ближнему обиду; отвращается от пьянства,  как порока самого скаредного,  влекущего  за собой бедность,  болезни и безвременную смерть; убегает распутных женщин, как яда поглощающего все духовные и телесные силы; разорять, истреблять, окрадывать или насильно отнимать чужие имущества и селения не только в своих, но и в неприятельских землях…»

Этим правилам  русский солдат следовал всегда.  И никогда и никто не мог обвинить Русскую армию в том, что ее личный состав, ее солдаты не соблюдали воинскую честь в большинстве своем.

Находились, конечно,  завистливые,  а точнее,  злобствующие люди, которые пытались очернить русское воинство,  принизить его заслуги перед Отечеством, используя негативные факты в жизни армии (а где не бывает изъянов?).  Но всегда на защиту вооруженных защитников вставали все прогрессивно мыслящие политики, деятели науки и культуры.

А сколько  грязи было вылито на Советскую,  на новорожденную Российскую армию в последние годы,  как пачкалась военная честь! Да, была в войсках (и сейчас еще, к глубокому сожалению, осталась) «дедовщина».

Да,  рыночный беспредел, страсть к обогащению захватили часть военнослужащих,  даже высоких рангов. Отсюда — хищение оружия, разбазаривание военного имущества.  И об этом честно говорилось и министром обороны  и другими военными руководителями.

Слава Богу,  эта  унизительная для защитников Отечества кампания, кажется, пошла на убыль. И этому немало способствовали стойкость и отвага наших солдат,  сержантов,  прапорщиков,  офицеров в «горячих точках», на границе, когда они, рискуя жизнью, предотвращали кровавые события, спасая мирных жителей от разгула национальных страстей.

Заметим, кстати,  что история Российской армии полна примеров  не только героизма воинов при защите Отечества,  но и при оказании помощи другим народам.

Россия не  раз  приходила на помощь Америке в самые кризисные моменты ее истории.  Так, в царствование Екатерины II при зарождении нового  государства  за океаном Джордж Вашингтон опирался на мощную поддержку России. Именно мы,  русские,  помогли Аврааму Линкольну отстоять принципы  американской  свободы:  наши эскадры предотвратили возможную интервенцию в США в 1864 году. Марк Твен, будучи в России в Севастополе — городе русской славы — писал:  «…Америка многим обязана России, она состоит должником России во многих отношениях,  и в особенности за неизменную дружбу в годины ее великих испытаний… Только безумный может предположить,  что Америка когда-либо нарушит верность этой дружбе предумышленно несправедливым словом или поступком».

Декабрь 1908 года, страшное землетрясение в Италии, в Мессине. За несколько  секунд погибли 160 000 человек.  На помощь пострадавшим людям, когда еще продолжались подземные толчки, пришли русские матросы с линкоров  «Цесаревич» и «Слава»,  крейсеров «Адмирал Макаров» и «Богатырь».

Русская эскадра выставила караулы около префектуры. Все найденные ценности,  в том числе кассу итальянского банка,  наши моряки передали итальянской стороне.

Это о русском матросе поэт Фацио Умберто Марио писал:

О, люди и улицы нежной Мессины,

Приветствуйте каждого русского сына.

Спасибо, Россия! Твои корабли

Нам веру и счастье с собой принесли…

Великая Отечественная война.  Проходя по освобожденным городам  и селам,  видя зверства немецко-фашистских войск, советский воин не уронил чести своего мундира,  солдатской чести. А в поверженном Берлине и других  немецких городах из походных солдатских кухонь советские воины кормили немецкое население.  А немецким детям выдавалось молоко. И все это  делалось  в том государстве,  которое начинало войну против СССР, намеревалось превратить славян в крепостных,  обескровить русский  народ,  чтобы он никогда больше не обрел возможность помешать установлению в Европе немецкого господства.

Российская армия не запятнала чести своего мундира. Каждый из нас должен помнить,  что армия,  солдат которой не дорожит  своей  честью, всегда была  бита.  Истинная сила Вооруженных Сил России заключается прежде всего в самоотверженности военнослужащих, которые  самоотверженно несут бессонную вахту при охране государственных границ, смело и твердо готовы идти в бой за Отчизну, гордясь своим высоким призванием.  Они крепки своим понятием о долге, чести и истинном благородстве.

Данный тезис  может  стать выводом по данному вопросу и по теме в целом.

 

(2 оценок, среднее: 3,00 из 5)