После распада Советского Союза изменившаяся геополитическая ситуация в постсоветском пространстве привела к нарушению сложившейся ранее системы охраны границы и погранично-таможенного контроля. В результате более 13,5 тыс. километров вновь образовавшихся российских границ, по сути дела, оказались не прикрытыми, что послужило причиной бесконтрольного вывоза с территории России стратегического сырья и материальных ценностей, росту контрабанды наркотиков и оружия через границу.
Открытость ряда участков российской границы отрицательно сказывалась на экономике страны и развитии общественно-политической ситуации в приграничных районах, создавала потенциальную угрозу национальной безопасности России.
Сложная обстановка складывалась вокруг пограничных войск. Государствами Прибалтики и некоторыми республиками Закавказья предпринимались настойчивые попытки в короткие сроки вытеснить пограничные соединения и части со своей территории. В отдельных вновь образовавшихся республиках пограничники и члены их семей стали объектом нападок со стороны властных структур, политических партий и движений, экстремистских и преступных элементов.
Значительная часть границы, охраняемой погранвойсками, оказалась в зоне региональных и межнациональных конфликтов. Отмечались многочисленные случаи вооруженных нападений на пограничные наряды и заставы, захват оружия и другого военного имущества. В ряде мест на границе возникали массовые беспорядки, разрушались инженерные сооружения, нарастало противодействие местных властей и населения пограничных районов выполнению пограничниками возложенных на них задач.
В связи с эскалацией грузино-абхазского и армяно-азербайджанского конфликтов напряженный характер приобрела обстановка на границе России с Грузией и Азербайджаном.
Особенно острой сложилась ситуация на таджико-афганском участке границы, охрану которого, по просьбе правительства Таджикистана, продолжали осуществлять российские пограничные войска совместно с воинским и контингентами от Узбекистана, Киргизии и Казахстана.
Напряженный характер приобрела обстановка на морских, речных и озерных участках государственной границы, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В договорно-правовом отношении оказалось неоформленным разграничение морских пространств на Черном, Азовском и Балтийском морях (граница с Украиной, Грузией, Эстонией и Литвой).Не были решены вопросы, связанные с определением международно-правового статуса Каспийского моря и режима его совместного использования. Все более настойчиво поднималась проблема «северных территорий» Японией.
В связи со структурной перестройкой экономики России и либерализацией внешнеэкономической деятельности резко обострилась ситуация, связанная с контролем за добычей и экспортом морепродуктов и рыбопродукции. Со стороны вновь образовавшихся фирм и акционерных предприятий все чаще отмечались массовые нарушения существующего законодательства по квотам вылова и экспорта морепродукции.
С ужесточением США режима охраны собственной исключительной экономической зоны активизировалась деятельность рыболовных судов Японии, Польши, Китая, Южной Кореи, КНДР, Вьетнама и Тайваня по проникновению в морскую экономическую зону России.
Нарастали устремления рыбопромышленников этих стран к хищническому промыслу живых ресурсов в российских территориальных водах, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и в конвенционных районах, а также нерегулируемому промыслу в центральной части Охотского моря.
Сложные проблемы пришлось решать со странами СНГ по взаимодействию охраны границ содружества. Особую проблему составляют административные границы России с бывшими советскими республиками. Недостаточно продуманные и политически взвешенные решения по установлению и обустройству государственной границы Российской Федерации могли повлечь за собой активизацию сепаратистских и оппозиционных сил внутри страны, а также спровоцировать в сопредельных государствах негативную реакцию, чреватую непредсказуемыми последствиями. К тому же административные границы между республиками бывшего Союза ССР на ряде участков являлись достаточно условными, в некоторых случаях и потенциально спорными.
В этих условиях государственными органами России было принято решение перейти к осуществлению охраны государственной границы Российской Федерации на трех ее типах:
- — на границе, совпадающей с границами бывшего СССР, как оформленной в международно-правовом отношении (граница с Норвегией, Финляндией, Польшей, Китаем, Монголией, Кореей), так и не оформленной в международно-правовом отношении (граница с Японией и США);
- — на границе с государствами, не вошедшими в Содружество Независимых Государств и не оформленной в международно-правовом отношении (граница с Эстонией, Латвией, Литвой);
- — на границе с государствами-участниками СНГ, не оформленной в международно-правовом отношении (Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Туркмения и Казахстан).
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 4731-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», который вступил в действие с 1 апреля 1993 года, статус государственной был придан всей границе России. Общая протяженность границы Российской Федерации составила 60 932,8 км., в том числе сухопутная — 14 509,3 км., морская — 38 807,5 км., речная — 7 141 км., озерная — 475 км.
С образованием на постсоветском пространстве независимых государств существенно нарушились целостность пограничных войск и единая система охраны границы. В результате состав российской части пограничных войск сократился практически на одну треть, а их боевые возможности уменьшились наполовину. За пределами России оказалось 50 процентов пограничных округов, от 30 до 40 процентов сухопутных, морских и авиационных сил, а также инженерно-технических средств и систем управления. До 80 процентов контрольно-пропускных пунктов международного класса отошли к странам ближнего зарубежья.
В этих условиях пришлось решать сложные задачи поэтапного вывода российских пограничных войск с территории государств Балтии и Азербайджанской республики, взятия под охрану границы с вновь образовавшимися государствами.
По мере выхода российских пограничных войск на новые рубежи им предстояло решить такие первоочередные задачи, как: создание минимально необходимой материально-технической базы по обустройству и размещению пограничных соединений и частей в местах новой дислокации; организация погранично-таможенного контроля, особенно на путях автомобильного, воздушного и железнодорожного сообщения, а также водного транспорта; проведение подготовительных мероприятий по договорно-правовому оформлению прохождения государственной границы России; обеспечение взаимодействия пограничных войск с местными структурами власти и правоохранительными органами в интересах охраны границы; проведение разъяснительной работы с местным населением в целях формирования в приграничных районах благоприятного морально-психологического климата и создания на добровольной основе необходимых структур для оказания помощи пограничникам.
Таким образом, изменившиеся условия обстановки и возникновение принципиально новых задач потребовали внесения существенных корректив в содержание деятельности и структуру пограничных войск, формы и способы охраны государственной границы и исключительной экономической зоны. Возникла объективная необходимость строительства качественно новых Пограничных войск Российской Федерации, отвечающих политическим и экономическим условиям развития российской государственности, а также современным международным реалиям.
В новых исторических условиях формировались взгляды на формирование Пограничных войск страны, государственных структур управления ими и координации деятельности министерств и ведомств в интересах охраны Государственной границы. Остро встали вопросы правового обеспечения деятельности войск, особенно на тех участках границы, которые не оформлены в международно-правовом отношении. Необходимость выработки новой концепции охраны диктовалась и тем, что некоторые ведомства в силу сложившихся обстоятельств значительно ослабили усилия по решению задач охраны границы или совершено прекратили свою деятельность в связи с их реформированием. В конечном итоге была принята точка зрения, что вопросами охраны границы, координации деятельности других министерств и ведомств должна выполнять Федеральная пограничная служба.
Правовые основы функционирования Федеральной пограничной службы Российской Федерации как самостоятельной государственной структуры заложены в Конституции Российской Федерации. В статье 71 Конституции, определяющей предметы ведения Российской Федерации, отдельным пунктом отнесены защита государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
1 апреля 1993 года Верховным Советом Российской Федерации был принят Закон «О Государственной границе Российской Федерации», который законодательно закрепил: общие положения о государственной границе Российской Федерации; порядок установления, изменения, прохождения и обозначения государственной границы; режим государственной границы; пограничный режим; режим в пунктах пропуска через государственную границу; полномочия органов государственной власти в сфере охраны государственной границы; полномочия пограничных войск, Войск противовоздушной обороны, Военно-Морского Флота, иных войск и воинских формирований Российской Федерации в сфере охраны государственной границы; участие органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан в охране государственной границы; правовую и социальную защиту военнослужащих и других граждан, участвующих в охране государственной границы; ответственность за правонарушения на государственной границе; ресурсное обеспечение охраны государственной границы.
10 августа 1994 года в этот Закон внесены изменения и дополнения, закрепляющие за ФПС России роль главного (координирующего) федерального органа исполнительной власти в сфере охраны государственной границы.
Президентом Российской Федерации осуществлены меры по формированию нормативно-правовой базы функционирования Федеральной пограничной службы Российской Федерации. В Указе Президента России от 30 декабря 1993 года «О создании Федеральной пограничной службы — Главного командования Пограничных войск Российской Федерации» и утвержденном этим же указом Положении о Федеральной пограничной службе — Главном командовании Пограничных войск Российской Федерации определено, что Федеральная пограничная служба — Главное командование ПВ РФ, является центральным органом исполнительной власти на правах федерального министерства, подчиненным Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в пределах компетенции, установленной Законом Российской Федерации «Об обороне», и руководит служебно-боевой, оперативной, финансово-хозяйственной и иной деятельностью Пограничных войск Российской Федерации.
Указом Президента России от 30 декабря 1994 года Федеральная пограничная служба — Главное командование Пограничных войск Российской Федерации преобразованы в Федеральную пограничную службу, которая наделена функциями самостоятельного органа исполнительной власти. В статье первой Положения о ФПС закреплено, что Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС России) — федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
В этом документе определены основные задачи ФПС России:
- — руководство органами пограничной службы Российской Федерации и организация охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;
- — организация охраны государственных границ государств-участников Содружества Независимых Государств на основе двусторонних договоров (соглашений);
- — организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации;
- — организация разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности органов пограничной службы Российской Федерации и обеспечение взаимодействия с органами, осуществляющими эти виды деятельности в Российской Федерации и в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, в интересах охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной эком судах 9 июля 1876 года на начальников таможенных округов была возложена обязанность наблюдать за военным образованием пограничной стражи.
24 марта 1994 года Концепция утверждена Президентом Российской Федерации.
Концепция предусматривает создание в течение 3-4 лет современных пограничных войск, способных обеспечить жизненно важные интересы России на государственной границе. Концепция представляет собой документ переходного периода — периода становления российской государственности, осуществления реформ, интеграции стран содружества, формирования новой системы межгосударственных отношений.
В основу Концепции положена идея возрождения пограничных войск России, обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств СНГ. Она определяет приоритеты в строительстве, развитии и служебно-боевой деятельности пограничных войск с учетом региональных особенностей и экономических возможностей государства, роль и место Пограничных войск Российской Федерации в охране внешних границ Содружества на 1994-1996 годы и до 2000-го года.
Концепцией определены приоритетные направления деятельности пограничных войск по охране государственной границы и исключительной экономической зоны:
- — борьба с разведывательно-подрывной деятельностью иностранных разведывательных служб и организаций, а также с противоправной деятельностью преступных сообществ на государственной границе;
- — повышение качества пограничного контроля в пунктах пропуска через границу до уровня международных норм и стандартов;
- — обустройство войск и социальная защита военнослужащих; обеспечение тесного взаимодействия российских пограничных войск с пограничными войсками государств Содружества при активном участии местного населения и казачества.
Наряду с концепцией переходного периода разрабатываются Основы пограничной политики, которые должны с научной точки зрения дать анализ и всестороннюю оценку факторов, характеризующих ситуацию в пограничных пространствах России, сформировать корректный понятийный аппарат и выработать методологию для исследования и обоснования последующих политических решений в области пограничной проблематики.
Пограничная политика становится важнейшей составной частью общегосударственной политики России и одним из существенных факторов, предопределяющих становление и развитие страны.
В организационно-практическом плане Основы предполагают обеспечить целенаправленную и согласованную деятельность политического руководства страны, министерств и ведомств по осуществлению практических мер и достижению конкретных результатов.
Основы пограничной политики Российской Федерации определяют важнейшие политические ориентиры и формируют единую основу для деятельности всех заинтересованных государственных органов в пограничной сфере.
В целях последовательной реализации пограничной политики Российской Федерации Указом Президента России от 27 февраля 1995 года образована постоянная Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации во главе с Директором Федеральной пограничной службы Российской Федерации генерал-полковником А. И. Николаевым.
Строительство и развитие ФПС России и пограничных войск ведется с учетом современных политических и экономических реалий, анализа обстановки на границе и прогноза ее возможного развития.
К началу 1995 года в основном сформировалась структура ФПС России. В ее состав организационно входят органы управления шести пограничных округов, пяти групп пограничных войск и других объединений. В составе соединений и частей пограничных войск: пограничные комендатуры, пограничные заставы, резервные пограничные заставы, мотоманевренные группы.
На вооружении войск имеются самолеты и вертолеты, корабли и катера, бронетехника. Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1993 года численность военнослужащих пограничных войск установлена в 250 тысяч человек.
Начала формироваться система высших учебных заведений пограничных войск. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 1993 года Московское и Голицынское высшие пограничные училища переименованы в Московский и Голицынский военные институты Пограничных войск Российской Федерации. Срок обучения в институтах увеличен с четырех до пяти лет. Осуществлено их перепрофилирование на подготовку специалистов юридической квалификации. Введена пограничная и таможенно-миграционная специализация.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 1993 года Хабаровское высшее военно-строительное училище передано в состав пограничных войск и на его базе создан военный пограничный институт, состоящий из двух факультетов: командного и инженерно -строительного.
Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1994 года на базе Военного института пограничных войск Академии ФСК России создана Академия пограничных войск. Подготовка слушателей осуществляется на командно-штабном, разведывательном, военно-медицинском факультетах, факультете заочного обучения, факультете повышения квалификации и Высших академических курсах.
Таким образом вместе со страной шел активный процесс становления Федеральной пограничной службы и строительства пограничных войск России. Сегодня пограничники выполняют ответственные задачи по охране государственной границы Российской Федерации и стран Содружества. В сложной обстановке воины границы проявляют мужество и отвагу, демонстрируют героизм и стойкость при защите национальных интересов России.
Государственная граница — это порог нашего большого дома, гостеприимного для друзей. Но граница — это и неприступный рубеж для тех, кто пытается перешагнуть ее тайно, с недобрыми намерениями. Люди на дозорных тропах всегда начеку. Так было, так есть и так будет.