ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения  занятия по общественно-государственной подготовке

с командирами дивизионов войсковой части

 

ТЕМА: «Современные концепции обучения и их применение в педагогическом процессе части (подразделения)».

 

Воспитательные цели:

—          укреплять уверенность  в необходимости ратного труда на благо Отечества, заботящегося о своих защитниках:

—          воспитать чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России.

 

Учебные цели:

—          ознакомить военнослужащих с сущностью, содержанием и методами воспитательной работы с подчиненными.

—          убедить военнослужащих в том, что обучение военнослужащих может быть малоэффективным, если у офицеров-воспитателей не будет теоретических знаний по современным концепциям обучения воинов и умений по их практическому применению.

 

Учебные вопросы:

  1. Сущность и содержание современных педагогических концепций обучения военнослужащих.
  2. реализация современных концепций обучения в педагогическом процессе части (подразделения).

 

Дата: _________

 

Время: 1 час.

 

Место: клуб части

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

Концепция обучения военнослужащих части (подразделения) – это система дидактических взглядов на современный процесс обучения военных специалистов, система дидактических рекомендаций по организации данного процесса в части (подразделении).

В настоящее время в военной школе широко используются различные концепции обучения – ассоциативно-рефлекторная, поэтапного формирования умственных действий, проблемно-деятельностная и другие. Рассмотрим некоторые из них.

Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения военнослужащих (или традиционная) связана с именами авторов А. В. Барабанщикова, Д. Н. Богоявленского, Н. А.  Менчииской и других. Ее основные положения:

  1. Процесс усвоения профессиональных знаний военнослужащими, формирования у них умений, навыков – не что иное, как образование в коре головного мозга системы ассоциаций.
  2. Системообразующим элементом технологического механизма усвоения знаний военнослужащими в процессе обучения является осмысление в ходе решения профессиональных проблем и задач.
  3. Основным условием эффективного обучения будущих специалистов являются:

— формирование у обучаемых положительной мотивации к учебе;

— отбор и изложение учебного материала дидактическими блоками в определенной последовательности;

— показ и формирование у обучаемых различных приемов умственных действий.

Данная концепция обучения реализуется в учебном процессе через следующие циклы занятий:

  1. лекции – самостоятельная работа – семинары;
  2. лекции – самостоятельная работа – практические занятия, тренажи на технике и вооружении;
  3. самостоятельная работа – лекции – семинары, практические занятия.

 

Концепция обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий (авторы  П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и другие) сводится к следующему:

— процесс усвоения знаний и формирования умений военнослужащими происходит в ходе овладения ими определенной деятельностью;

— он протекает путем поэтапного преобразования внешней деятельности во внутренний план;

— обучение на основе данной концепции заключено не в предварительном усвоении знаний для их дальнейшего применения, а в овладении определенными действиями , в ходе которых усваиваются и закрепляются в памяти профессиональные знания.

Технологический механизм формирования умственных действий у военнослужащих включает следующие этапы:

  1. Формирование мотивации к учению.
  2. Разработка ориентировочной основы действий (ООД) и знакомство с моделью формируемого действия.
  3. Выполнение действия в материализованной форме.
  4. Выполнение действий без схемы ООД в форме громкой речи.
  5. Формирование действия  и усвоение понятий с опорой на речь про себя.
  6. Формирование действий во внутреннем плане. На этом этапе происходит окончательные переход внешних действий в умственные.

Данная концепция обучения реализуется в учебном процессе части через дидактические циклы занятий, в которых предпочтение отдается практическим занятиям.

 

Проблемно-деятельностная технология обучения  (авторы А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. Н. Коротков и другие) включает следующие основные этапы познавательной деятельности обучаемых:

  1. Восприятие и осмысление созданной офицером проблемной ситуации.
  2. Выявление лежащего в ее основе противоречия; осознание сущности затруднения.
  3. Создание модели возможных действий по разрешению проблемы.
  4. Индивидуальные практические действия в соответствии с моделью.
  5. Анализ проведенного действия.
  6. Рефлексия мышления  в ходе проведенного действия.

Основными характеристиками занятий этого метода обучения являются проблемность, систематичность,  динамическое моделирование сложных явлений и процессов воинской службы.

Основными педагогическими условиями реализации данной концепции являются: организация интенсивного мышления обучаемых, их индивидуальные самостоятельные действия в ходе всего процесса разрешения профессиональных проблем.

 

2.

В воинской части существует определенная система обучения военнослужащих. Деятельность офицеров по обучению подчиненных не будет эффективной, если в ходе обучения не будут применяться современные концепции обучения.  Их реализация может происходить в ходе изучения воинами различных учебных предметов, обязательных для изучения независимо от видов ВС и родов войск: ОГП, техническая, специальная подготовка и т. д.

Основные условия реализации эффективного обучения воинов в части (подразделении) на основе реализации психологического механизма усвоения:

— формирование положительной мотивации у воина к учебе, активного, устойчивого интереса к будущей профессии;

— отбор и изложение учебного материала дидактическими блоками в определенной последовательности;

— показ и формирование  у обучаемых различных приемов умственных действий.

 

Каждый офицер как педагог  и воспитатель должен активно использовать в ходе обучения и воспитания военнослужащих части (подразделения) различные психолого-педагогические подходы к рассмотрению процесса обучения. Несмотря на имеющиеся различия, современные концепции обучения военнослужащих рассматривают процесс учения как процесс активного усвоения содержания и способов педагогического воздействия.

 

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)