ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с прапорщиками войсковой части

ТЕМА: «Современный терроризм: история возникновения, классификация. Правовые основы применения Вооруженных Сил в борьбе с терроризмом».

 

Воспитательные цели:

  • — воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству;
  • — формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу.

Учебные цели:

  • — поощрять стремление военнослужащих эффективно выполнять свои служебные обязанности, совершенствовать профессиональные навыки;
  • — формировать у военнослужащих готовность стойко переносить трудности военной службы по защите Отечества.

Цель занятия: ознакомить обучаемых с опытом применения Вооруженных Сил в борьбе с терроризмом.

Время: 2 часа

Дата проведения: _______

Метод проведения: лекция.

Учебные вопросы:

  • 1. Зарубежный опыт использования вооруженных сил в борьбе с терроризмом.
  • 2. Опыт применения Российских Вооруженных Сил в контртеррористической операции.

Литература:

  • 1. Актуальные задачи развития ВС РФ//Красная звезда.-2003 г., 11 сентября.
  • 2. Гордиевский А. Международный терроризм – угроза безопасности России// Ориентир- 2002.-№12, с. 45-48
  • 3. Кормильцев Н. Сухопутные войска в системе военной безопасности России// Военная мысль.-2004.-№1, с.43-47
  • 4. Мирискин В., Кратюк Д. Терроризм как социально-политическое явление и угроза безопасности России//Ориентир.-2004.-№4, с. 43-47. 5. Ориентир.-2004. №11, с.52-55

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Зарубежный опыт использования вооруженных сил в борьбе с терроризмом

Стремительное развитие современной цивилизации повлекут за собой обострение множества глобальных проблем, затрагивающих судьбы всего мира. Ведущее место среди них занимает международный терроризм. В настоящее время к борьбе с ним все активнее стали привлекаться вооруженные формирования различных государств мира. 1

Терроризм становится долговременным фактором, негативно влияющим на развитие общественных отношений, как в России, так и ряде сопредельных государств. Поэтому опасность угроз, связанная с деятельностью террористических организаций, в ближайшее время не только сохранится, но, скорее всего, еще более усилится. В перспективе в случае ослабления противодействия террористам существует опасность их объединения с целью дальнейшей дестабилизации ситуации в кризисных регионах. Поэтому необходимо в борьбе с терроризмом опираться на мировой опыт по использованию войск для борьбы с ним.

Во-первых, при привлечении воинских формирований к урегулированию различных конфликтов и пресечению террористических акций необходимо соблюдать нормы международного права и законы своего государства. Первые законы в странах Запада, регулирующие действия исполнительной власти по борьбе с террористами и урегулированию различных конфликтов, были разработаны в конце 80-х — начале 90-х годов XX столетия и носили преимущественно декларативный характер, а порой и вовсе запрещали использование воинских формирований. Во многих государствах специальная нормативно-правовая база по вопросам применения войск в антитеррористических целях и на сегодня отсутствует. Как показывает жизнь, это отрицательно сказывается как на подготовке войск к действиям по пресечению терактов, так и на непосредственном выполнении ими антитеррористических задач. До сих пор в большинстве государств мира не преодолена ведомственная разобщенность войсковых формирований, входящих в антитеррористические группировки. При проведении спецопераций не достигается необходимый уровень единоначалия, а также нет жесткого взаимодействия подразделений.

Во-вторых, применение вооруженных сил внутри страны осуществляется в зависимости от исторически сложившихся систем обеспечения внутренней безопасности. В одних государствах от использования вооруженных сил против террористов полностью отказались, используя специальные формирования, в других — для этих целей применяют специально подготовленные воинские формирования, в третьих — выделяют для этого из сил общего назначения отдельные соединения части, которые также проходят специальную подготовку.

В случае же непосредственной опасности, грозящей государственному строю изнутри, конституции большинства стран (Россия не входит в их число) предусматривают практически неограниченное применение всех свою силовых структур, включая и вооруженные силы. В ряде зарубежных стран (в т.ч. США) право принятия решения на использование военных формирований при урегулировании конфликт предоставлено не только высшему должностному лицу государства, но и региональному руководителю, что позволяет существенно повысить оперативное действий войск, привлек для борьбы с терроризмом. В-третьих, использование вооруженных сил во внутреннем вооруженном конфликте, как правило, должно быть ограничено и осуществляться специально подготовленными частями. Первоочередной и самой главной задачей для них является ликвидация источников материально-технического обеспечения противозаконных действий и устранение иных предпосылок возникновения экстремистских движений. В частности, на министерство обороны США возложены две функции в сфере борьбы с терроризмом: 1) защита военнослужащих и членов их семей, а также военных учреждений и объектов от террористических атак; 2) помощь местным и федеральным органам в подготовке к контртеррористическим операциям и урегулировании таких инцидентов. Для этих целей в министерстве обороны США создан контртеррористический центр, имеющий постоянный штат сотрудников и специальные подразделения по борьбе с терроризмом.

Кроме этого, в США созданы центры мониторинга террористической активности в мире. Они объединены единой электронной информационной сетью с тем, чтобы имеющиеся и вновь поступающие сведения всегда были доступны всем заинтересованным подразделениям.

В Великобритании создана специальная служба (САС) как элитная, высокопрофессиональная антитеррористическая организация. По ее модели создавалось немецкое антитеррористическое подразделение ГСГ-9. В некоторых западных странах командование правительственных войск использует зональный (территориальный) принцип борьбы с повстанческими груп-пировками. Территорию разделяют на зоны ответственности, в каждой из которых предусматриваются режимные контрразведывательные и войсковые мероприятия. Наиболее жесткие меры (контроль за настроениями населения, передвижением отрядов боевиков, пропускной режим) осуществляются на глубину до 300 км. В этих пределах, как показывает практика, наиболее эффективно действует аппарат военной администрации, службы безопасности (тайной полиции и военной жандармерии и полиции). Особенностью боевых действий в контрповстанческих мероприятиях, как свидетельствует зарубежный опыт, является использование небольших групп правительственных военный состав которых способен действовать самостоятельно в отрыве от основных сил в любое время суток и на любой местности.

Опыт применения Российских Вооруженных Сил в контртеррористической операции

Участие советских Вооруженных Сил в боевых действиях в Афганистане, локализация «горячих точек» на постсоветском пространстве, особенно проведение контртеррористической операции на Северном Кавказе в, существенно обогатили многие соединения и части Российской армии опытом борьбы с незакон-ными вооруженными формированиями (НВФ)|. Рассмотрим наиболее значимые моменты накопленного опыта.

Важно подчеркнуть, что в боевой подготовке войск необходимо полнее учитывать специфику действии в зонах вооруженных конфликтов и в ходе контртеррористической операции, обращать особое внимание на повышение готовность частей к самостоятельным высокоманевренной охране к пунктов управления, тыловых частей. Следует помнить, что в ходе проведения контртеррористической операции тактика соединений и частей отличалась от традиционной и зависели, прежде всего от состава, особенности и возможностей противостоящих группировок боевиков, характера и тактики их действий, поставленной. В основе действий незаконных вооруженных формирований, как известно, лежат принципы диверсионно-террористических: операций, главными из которых являются: уклонение от прямых столкновении на открытой местности; отказ от позиционных действий и упорное удержание ключевых объектов (районов), особенно в горах; действия преимущественно мелкими отрядами, устройство огневых засад в тактически выгодных местах (ущельях, на перевалах, в лесу); широкое применение мин и фугасов.

Учитывая это, в ходе подготовки к борьбе с незаконными вооруженными формированиями следует первостепенное внимание обращать на отработку следующих задач: борьба с засадами; предотвращение внезапных (преимущественно ночных) налетов и диверсионно-террористических действий; блокирование и окружение отрядов и групп боевиков в условиях горно-лесистой местности; штурмовые действия в городе; прочесывание местности; антиснайперская борьба; несение патрульной службы в населенных пунктах, на дорогах; выставление блокпостов; сопровождение транспортных колонн и т.д.

Опыт боевых действий войск на Северном Кавказе учит гибко и осторожно подходить к выбору применения средств в отношении боевиков. Это диктуется тем, что необоснованно решительные силовые действия приводят к недовольству со стороны местного населения, а пассивные — неэффективны в борьбе с незаконными вооруженными формированиями. Так, на этапе обострения напряженности наиболее целесообразными формами применения силы являются самостоятельные операции (действия) войск (сил) и органов различных силовых министерств и ведомств. На этапе разрешения кризиса, когда необходимо освободить территорию от незаконных вооруженных формирований и взять ее под полный контроль, самой эффективной, как показал опыт, является специальная контртеррористическая операция с наступательными целями, проводимая объединенной группировкой войск (сил) под единым руководством. На этапе восстановления мира войска (силы) применяются в рамках повседневной боевой деятельности с проведением избирательных специальных операций с «точечными» целями. Приоритет при этом следует отдавать агентурно-оперативным мероприятиям. Как показывает практика борьбы с незаконными вооруженными формированиями, основные способы, применяемые с целью их ликвидации, сводятся к следующему (см. схему).  1. Ведение переговоров с лидерами незаконных вооруженных формирований о разоружении с предварительным либо последующим объявлением амнистии всем лицам, добровольно сдавшим оружие. Делались обращения и непосредственно к боевикам. Так, при штурме Грозного войска вели огонь боеприпасами, начиненными листовками-обращениями такого содержания:

«Члены бандитских вооруженных формирований! Инициаторы и зачинщики кровопролития в Чеченской Республике превратили вас в заложников своих преступлений. Вы должны знать: время уговоров закончилось. Пришел час одуматься и отложить в сторону оружие. Не отягощайте свою совесть грузом новых преступлений!». Многие боевики несли эти листовки с собой и предъявляли на КПП как пропуск в мирную жизнь. Это спасло немало жизней. Тем, кто добровольно сложил оружие, была объявлена амнистия.

Психологическая обработка населения в районах прочесывания, укрытия и действия незаконных вооруженных формирований с одновременным блокированием этих районов и действий боевиков. Вот как об этом говорил бывший командующий СКВО генерал-полковник Геннадий Николаевич Трошев: «Наши тактика и стратегия — глубоко гуманны. Прежде всего, мы стремились решить дело миром. И решали очень часто словом, а не оружием. И большинство населения нас поддержало — и сами выгнали бандитов. Так, например, произошло во втором по величине городе республики — Гудермесе, в селениях Дарго, Беной и ряде других населенных пунктов».

Подготовка и проведение специальных агентурных мероприятий. включающих в себя работу по разложению незаконных вооруженных формирований, дискредитации их лидеров, выявлению мест их дислокации и различного рода баз, каналов получения оружия, продовольствия, предметов первой необходимости, финансирования и поддержки со стороны местного населения.

Проведение комплекса агентурно-дезинформационных и силовых мероприятий по задержанию руководителей и лиц из ближайшего окружения руководства не законных вооруженных формирований с целью склонения боевиков к разоружению. Российский опыт использования Вооруженных Сил для борьбы с террористами позволяет извлечь из него следующие уроки.

Во-первых, части и подразделения, осуществляющие силовые акции против незаконных формирований, должны быть подготовлены для решения специфических военных, разведывательных, полицейских, административных и иных задач, большая часть которых в обычной обстановке является обязанностью гражданских властей.

Во-вторых, задачей борьбы с незаконными вооруженными формированиями является не только физическое уничтожение противника, в первую очередь его террористического ядра, а создание таких условий, в которых достижение оппозиционерами своих политических целей становится практически неосуществимым.оруженных Сил, их оснащению и уровню подготовки. Главным из них является способность к быстрой переброске, оперативному развертыванию и ведению боевых действий на слабо оборудованных ТВД, на значительном удалении от баз снабжения.

В-четвертых, командиры всех степеней должны постоянно заниматься морально-психологической подготовкой своих подчиненных с тем, чтобы нейтрализовать воздействие на них моральных и психологических факторов, связанных с необходимостью действовать среди подчас враждебно настроенного населения. Кроме того, такая подготовка преследует еще одну цель: войска должны производить благоприятное впечатление на местных жителей своей дисциплинированностью и умением обеспечить безопасность и охрану местных гарнизонов и объектов.

В-пятых, по складывающимся сейчас во многих странах мира взглядам, вооруженные силы должны достаточно осторожно применять силу — только в том случае, когда на карту поставлены интересы страны. При этом должна быть использована только достаточная сила, чтобы обеспечить достижение поставленных целей быстро и с минимальными потерями. Поэтому очень важно обеспечить решительную поддержку общественности и местного населения.

В-шестых, в сельской местности оппозиционным формированиям легче, чем в городах создавать подконтрольные им органы власти. Поэтому установление и поддержание власти, лояльной Центру — одна из основных задач.

 

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)