Становление и развитие российской государственности

Учебные вопросы:

  1. Древняя Русь.
  2. Московское государство.
  3. Императорская Россия.
  4. Советская форма государственности.

Учебное пособие: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально – психологических и правовых основах военной службы / Под ред. Е.В. Савостьянова. М. 1998.

В определении важнейших этапов государственно-политического развития России с древности до наших дней основополагающим является принцип эволюции государственных и политических институтов, системы власти и управления.

 

Государство и Церковь

Древнерусское государство воз­никло в конце IX в. и просущест­вовало как самостоятельное до се­редины XIII в. Оно имело объеди­нения государств и полугосударств под скипетром одного монарха, по типу личной унии* и реальной унии.

Члены личной унии сохраняли независимость друг от друга и ве­ликого князя и выступали в качест­ве субъектов международного пра­ва, сама же личная уния таких прав не имела.

В реальной унии были единые органы управления, а субъектом международного права выступала только она сама.

В целом строительство Руси как государства сводится к тому, что некогда платившие дань варягам племена, населявшие северо-западную часть Восточно-Европейской равнины, освободились от данни­ческой зависимости, и с этого мо­мента начало складываться первое древнерусское государственное фе­одальное объединение племен со столицей в Новгороде.

В IX — X вв. раннефеодальное государство Древняя Русь объединило вокруг себя полиэтнические племена и народности на обшир­ном восточноевропейском прост­ранстве от Вислы и Карпат на за­паде до Оки и верховьев Волги на востоке; от Финского залива и Ла­дожского озера на севере до Дне­провских порогов и низовьев Ду­ная на юге.

Образование и становление Древнерусского государства занимает отрезок времени в 100 — 150 лет, т.е. с 862 года до единодер­жавного княжения Владимира Святославовича, нареченного древними сказателями Красным Солнышком.

До Владимира основной религи­ей на Руси было разноликое языче­ство. В период его правления Русь была крещена (988 г.) и государст­венные институты и администра­тивно-территориальные единицы стали жить по законам Русской православной церкви. С помощью христианизации Владимиру уда­лось консолидировать государство и общество и направить Русь по новому пути развития. Русская Церковь с самого начала своего существования была прочно включе­на в государственную организацию Древней Руси и играла роль цемен­тирующего элемента.

Процесс административно-тер­риториального обустройства Руси, деления на княжества и уделы осу­ществлялся параллельно с форми­рованием церковной структуры го­сударства. С развитием христианст­ва на Руси создавались все новые и новые церковно-административные единицы.

Раздел государственной власти по завещанию князя Ярослава Мудрого привел к смене едино­державного правления киевских князей на федеративное (конфе­деративное). Однако княжества оставались связанными между со­бой княжеской династией, иерар­хией княжеских столов, постоян­ным перераспределением княже­ний и Церковью. При этом в госу­дарственно-административных структурах в конце XI — первой половине XII в. произошли суще­ственные преобразования. Этот фактор говорит об обратной свя­зи, о влиянии церковных структур на административно-территори­альное деление Руси на княжест­ва. Эти новые черты государст­венного устройства, чреватые по­стоянной политической напря­женностью, предоставили воз­можность Церкви выступить в но­вой роли — хранительницы и за­щитницы государственного единства. Князья в свою очередь по­степенно даровали ей юридичес­кие привилегии, твердые доходы и земельные владения с людьми.

Во взаимодействии с князьями русские митрополиты и епископы создали такую церковно-монастырскую систему, которая даже в эпоху «феодальной раздробленности» управлялась как местными князьями, так и митрополитом. Князья принимали участие в делах церковных, а епископат влиял на княжескую политику. Новые поколения русских иерархов укрепляли сотрудничество светской и духовной власти в государстве, чем достигалась симфония властей. На епископов, священников, монахов возлагались дипломатические функции. Неоценимая заслуга церковных иерархов заключалась в том, что они ввели Русь в орбиту иной цивилизации, привнесли с собой иную культуру, единоверие, грамотность и письменность.

Монархия и республика

Изначально Русь можно рассмат­ривать как единое раннефеодаль­ное государство, правителем кото­рого являлся князь Руси. По типу государства Русь была феодальной державой. По форме государствен­ного правления — монархией. По форме государственного устройства — реальной унией. К началу XII в. княжеский род значительно увели­чился, поделился на ветви и уже в целом продолжал сообща владеть территорией Руси через админист­ративное правление в отведенных по принципу возрастного старшин­ства землях-вотчинах, используя одновременно формы реальной и личной уний. Дальнейший количе­ственный рост княжеского рода привел уже в XII в. к измельчанию властей (волостей), что в свою очередь способствовало значительно­му увеличению числа вотчинных владений (удельных княжеств). Рост количества княжеств на Руси был связан с ростом числа князей.

Таким образом, на рубеже XI -XII вв. происходит усложнение го­сударственной системы. Русь явилась объединением полугосударств (земель) с присущими им такими формами феодального государст­венного устройства, как личные и реальные унии, образованные на федеративном или конфедератив­ном началах.

В Древней Руси присутствовали две формы правления — монархия и республика, но основной была мо­нархия, так как феодальная рес­публика в ее церковно-аристократическом варианте была присуща лишь Новгороду. Но и она в XII в. была зависима от князя если не во внутреннем правлении, то в обще­русском управлении.

Реальным носителем суверените­та Древнерусского государства и крупных княжеских земель — Киев­ской, Черниговской, Переяслав­ской, Владимиро-Суздальской, Га-лицко-Волынской — являлся вели­кий князь или князь конкретной земли со своим дружинным воору­женным формированием и дружи­нами удельных князей и крупных бояр — тысяцких, что было харак­терно и для других славянских го­сударств. Однако в отдельных слу­чаях, например в Новгородской земле, внутреннее управление осу­ществляли верховный церковный иерарх (епископ, архимандрит), именуемый владыка. Помимо него властно-распорядительные функ­ции имели: князь, великокняжес­кий посадник (затем посадник) и вече, которые также принимали политические решения, в том чис­ле и о созыве ополченных воору­женных формирований.

Социально-политическая   сущность суверенитета сводилась к осуществлению государством, его властными и силовыми структура­ми своих функций по реализации власти в пределах государственной территории. Распоряжаясь госу­дарством, власть организовывала его, заботилась о его обороноспо­собности, а также исполняла ад­министративные и законодатель­ные функции с целью облегчения управления. Это внутриполитичес­кий аспект. Нарушения внутрипо­литических устоев, например борьба за великокняжеский стол, за владение вотчиной или удель­ным княжеством, неподчинение власти крупного феодала и прочее, приводили к междоусобным вой­нам и внутренним вооруженным конфликтам.

Внешнеполитический аспект предполагал неподчинение госу­дарственной власти в лице князя или веча правителям иных стран, что строго соблюдалось. Наруше­ние принципа государственного су­веренитета субъектом международ­ного права приводило к войнам с соседями, пограничным вооружен­ным конфликтам, набегам и похо­дам.

Таким образом, вместе с образо­ванием самого государства форми­ровались и присущие любому госу­дарству институты власти. Можно сказать, что вместе с Древнерус­ским государством родились и древнерусское право, и древнерус­ское войско. Тип древнего права соответствовал духу эпохи и типу государства.

В XIII в. русские земли подверг­лись внешней экспансии как с Востока, так и с Запада. В резуль­тате в XIV столетии Древняя Русь как государственная и этнополитическая общность фактически на два столетия утрачивает автоном­ную самостоятельность.

Традиции же древнерусской го­сударственности были унаследова­ны княжествами Северо-Восточ­ной и Северо-Западной Руси, где роль «собирателя земель» после ос­вобождения от ордынского влады­чества с середины XIV в. взяло на себя Московское княжество.

2 вопрос.

К середине XV столетия Москва окончательно утвердилась в роли ве­ликого княжества. Образование же централизованного Московского го­сударства в отечественной истории связывается  с  началом  правления Ивана III Васильевича, вступившего на отцовский престол в 1462 году в 22-летнем возрасте.

Становление Московского государства

 

Становление централизованного  Московского государства при Иване III началось с присоединения f^ Вольного города Новгорода. В 1471 году великий князь пошел в воен­ный поход на Новгород, и 14 июня в битве на реке Шелонь новгород­ское ополчение было разбито.

В сложившейся ситуации Новго­род был вынужден заключить с Москвой мир, обязавшись отка­заться от союза с королем Польши и Литвы, и выплатить огромную контрибуцию. Новгородцы согла­сились считать свои земли вотчи­ной великого князя московского, а его самого — своим господином.

Новгородские послы, прибыв­шие к Ивану III в 1477 году, назы­вали его уже не своим господином, а государем. На языке того време­ни титул «государь» означал при­знание полной, безраздельной вла­сти московского князя и в отличие от «господина» предполагал полную зависимость подданных.

Новым шагом Ивана III в окон­чательной ликвидации остатков не­зависимости Вольного города стал военный поход в конце 1477 года. Московские войска осадили Нов­город. Так Иван III начал осуще­ствлять политику, когда москов­ские правители видели в своих подданных холопов, жизнь и смерть которых зависели от их «го­сударева соизволения».

В конце концов осажденный Новгород, в котором начался го­лод, сдался. 15 января 1478 года московский князь вступил в город и «привел Великий Новгород во всю волю свою». Древнерусская бо­ярская республика лишилась всех своих вольностей и вечевого коло­кола.

Иван III не выполнил свое обе­щание «не вступать в вотчины бо­яр». Вскоре под разными предлога­ми он конфисковал владения нов­городского боярства, а самих бояр расселил под Москвой, дав им там поместья. Торговый Новгород по­степенно захирел, превращаясь в одну из окраинных земель Москов­ской Руси.

От государственного устройства Новгорода не осталось и следа.   В городе правил княжеский намест­ник, который творил суд по мос­ковским законам. Так умер новго­родский сепаратизм — стремление к обособлению от русских княжеств.

Образованию централизованного Московского государства во мно­гом способствовало то, что в XV веке Золотая Орда распалась. Ее преемницей стала Большая Орда, которая находилась в Нижнем По­волжье и Северном Причерномо­рье. Но помимо нее теперь сущест­вовали Ногайская Орда и ханства -Казанское, Крымское, Астрахан­ское и Сибирское.

Однако вопрос о зависимости Руси от правителя Большой Орды не был решен. Хан Ахмат стал тре­бовать, чтобы Москва возобновила выплату дани ордынцам. В 1480 го­ду огромное ханское войско высту­пило в поход, но московские пол­ки, занявшие оборону по реке Оке, преградили путь врагу. Ахмат ре­шил отойти к устью притока Оки Угре и там дожидаться прихода по­мощи от короля Казимира.

Но король Казимир IV не смог прийти на помощь хану Ахмату. В это время ненадежный союзник Ивана III крымский хан Менгли-Гирей совершил грабительское вторжение в южные польские зем­ли. 11 ноября, с наступлением мо­розов, ордынцы ушли на Волгу, так и не решившись перейти Оку, ко­торую сковал ледяной панцирь.

Итогом безрезультатного «стоя­ния на Угре» ахматова войска стало падение векового монголо-татар­ского ига над Русью. В 1502 году, после убийства Ахмата тюменским ханом Иваком, Большая Орда фак­тически перестала существовать, разгромленная крымчанами.

Проводя политику собирания русских земель в «единую горсть», Иван III Васильевич добивается над другими соседними княжества­ми огромного перевеса в силах. В 1463 году к Москве присоединяет­ся Ярославское княжество, а в 1474 году — Ростовское. Теперь местные князья служили правителю Моск­вы уже как бояре-княжата.

Однако независимость от Моск­вы еще долго сохраняло Тверское княжество, которое не раз оспари­вало у нее право на великое княже­ние. Тверского князя Михаила Бо­рисовича связывали с Иваном III не только договорные, но и родст­венные узы, поскольку его сестра была первой женой московского государя. Поэтому после смерти бездетного Михаила Тверь должна была отойти к Ивану III Василье­вичу.

Но когда тверской князь задумал жениться на родственнице короля Казимира IV, встала угроза союза с Литвой. Этого московский госу­дарь допустить не мог. Он выслал против Твери сильное войско, и Михаилу Борисовичу пришлось расторгнуть договор с королем и признать себя «меньшим братом московского князя».

Казалось, что на этом конфликт исчерпан. Но вскоре москвичи пе­рехватили гонцов князя из Твери, который просил у короля обещан­ной ему «помоги». В августе 1485 года московское войско осадило город-крепость Тверь, из которой бежал князь. Иван III посадил на тверское княжение по просьбе го­рожан своего сына-наследника Ивана Молодого, решительного и умного человека, умершего раньше отца. Это означало одно: Тверь слилась с Москвой.

Так возникло единое централи­зованное Московское государство во главе с великим московским и владимирским князем Иваном III Васильевичем. Вскоре он торжест­венно объявил себя «государем всея Руси».

Утверждение государственности

В 1472 году Иван III вступил вто­рично в брак, женившись на пле­мяннице последнего императора Византии (Византийская империя пала под натиском турок-османов в 1453 году) Софье Палеолог, прожи­вавшей в Италии. Теперь москов­ский государь мог претендовать на роль законного преемника право­славных византийских императо­ров.

Требовалось подчеркнуть это родство во внешних атрибутах ве­ликокняжеской власти. Поэтому на государственной печати Москвы был изображен не только Георгий Победоносец, но и двуглавый орел, который являлся гербом Византий­ской империи. Головным убором великого князя московского на официальных церемониях стала знаменитая в истории «шапка Мо­номаха».

Создание централизованного Московского государства еще не означало полного единения всех земель, в него вошедших. Их обо­собленность друг от друга виделась весьма значительной. Хозяйственныё и торговые связи между быв­шими княжествами были развиты еще слабо. Поэтому единство под­держивалось преимущественно во­енной силой и государственной идеологией, направленной на цен­трализацию управления во владе­ниях Москвы.

Кроме того, требовались серьез­ные изменения правительственных органов. Теперь государь по всем важнейшим вопросам советовался с боярами, входившими в Бояр­скую думу. Она стала своеобраз­ным правительством и состояла первоначально из 6-12 думных бо­яр. Позже появились еще думные дворяне и думные дьяки.

Прототипами современных ми­нистерств стала система «дворцов». Они ведали великокняжеским хо­зяйством (государев дворец) и от­дельными землями. Так, Тверью управлял тверской дворец, Новго­родом — новгородский дворец. Воз­главляли их люди, носившие титул дворецкого. Дворецкий был бояри­ном, управлять которому помогали дьяки, первоначально выполняв­шие обязанности простых писцов.

Роль великокняжеской канцеля­рии выполняла «казна», которой управлял казначей, хранивший го­сударственную печать и архивы. Сама казна великого князя состоя­ла из серебряных монет, золотых и серебряных украшений, оружия, драгоценной утвари, мехов (прежде всего соболей), богатой одежды, украшенной драгоценными камня­ми, и прочих ценных вещей.

Московское государство, став централизованным, делилось те­перь на уезды, а те в свою очередь на несколько волостей и станов. Новгородская земля, как и прежде, продолжала делиться  на  пятины. Для управления уездами Москвы ставила наместников. Волостями и станами правили волостели.

Помимо уездов еще сохранялись уделы, правителями которых явля­лись братья и младшие сыновья Ивана III. Но удельные князья не могли чеканить собственную моне­ту, творить суд за серьезные пре­ступления, а в случае их смерти бездетными их уделы отходили к великому князю московскому.

Чтобы укрепить свою великокня­жескую власть, Иван III Василье­вич провел судебную реформу. В XIII — XV вв. суд на Руси творился на основании морально устаревшей «Русской правды», княжеских дого­воров, грамот и повелений. Поэто­му по повелению «государя всея Руси» в 1497 году был составлен общерусский «Судебник» (свод за­конов). Его законы были направле­ны прежде всего на усиление вели­кокняжеской власти в централизо­ванном государстве.

Полное объединение русских земель

Завершение собирания русских земель произошло при преемнике Ивана III его сыне Василии III Ивановиче. К тому времени само­стоятельность от Москвы еще со­храняли Псков (который поддер­жал ее в борьбе против Новгорода) со своими землями и Рязанское княжество. Но при Иване III в Пскове уже сидел московский на­местник, а в Рязани правил князь, который воспитывался при велико­княжеском дворе.

Василию III не составило боль­ших трудов без применения воен­ной силы присоединить эти земли к Москве. Вольный город Псков был присоединен в 1510 году, юж­ное пограничное Рязанское княже­ство — в 1521 году.

В процессе образования центра­лизованного Русского (Московско­го) государства к нему стали при­соединяться соседние территории, населенные другими народами. В 1472 году к Москве примкнула об­ширная Пермская земля, раски­нувшаяся в лесах по рекам Каме, Вычегде, Печоре и населенная пер­мяками, или коми, народом угро-финской группы.

В 1489 году была покорена Вят­ская земля. Военными экспедиция­ми в конце XV столетия была при­обретена у реки Печоры и Ураль­ских гор (Камня) Югорская земля. Данниками Москвы стали удмур­ты, марийцы, ханты (остяки), ман­си (вогулы), ненцы (самоеды).

Московская Русь, или, как ее на­зывали европейцы, Московия, провозгласила себя наследницей всех русских земель, входивших в прошлом в состав Киевской Руси. Это привело к неизбежному столк­новению с Великим княжеством Литовским, которое владело смо­ленскими, белорусскими (западно­русскими) и украинскими (южно­русскими) землями. Тогда их насе­ление все еще называло себя рус­ским народом.

На западном пограничье нача­лись частые вооруженные столкно­вения — с 1487 по 1494 год там шла необъявленная война. Литва не смогла удержать под собой запад­норусские княжества, которые доб­ровольно перешли в московское подданство — Новосильское, Одоевское, Воротынское, Белевское и другие уделы. В целях примирения с Иваном III сын короля Кази­мира IV литовский великий князь Александр женился на дочери московского государя.

Однако когда Иван III перема­нил у зятя еще несколько русских князей, в 1500 году началась новая война. Формальной причиной ее стали попытки насильственного принуждения к принятию католи­ческой веры православной жены князя Александра Казимировича и всяческие ее «притеснения». Про­тив Руси выступили не только польско-литовские войска, но и Ливонский орден немецкого ры­царства, укрепившийся в Прибал­тике.

Русские вели войну против орде­на успешно, и тот вышел из войны, признав  права  Москвы  на город Дерпт (древний русский Юрьев), и обязался платить за его обладание «юрьевскую дань».

И война с Литвой закончилась победно для русского оружия. По мирному договору 1503 года к Ве­ликому княжеству Московскому отошла Чернигово-Северская зем­ля. Всего было присоединено 70 волостей и 25 городов — Брянск, Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Стародуб, Дорогобуж, Рыльск и другие.

Новая война с Литвой вспыхнула в 1507 году. Новый ее правитель Сигизмунд Казимирович потребо­вал от Василия III возвратить все земли, захваченные его отцом Ива­ном III. В ходе войны на сторону Москвы перешло еще несколько православных литовских князей и бояр, в том числе такой влиятель­ный, как князь Михаил Глинский. По «вечному миру» 1508 года Москва сохранила за собой все за­воеванные земли с русским населе­нием.

Однако «вечный мир» продер­жался совсем недолго. В 1512 году вспыхнула новая война Москов­ской Руси с Великим княжеством Литовским. Шла упорнейшая борь­ба за город-крепость Смоленск, че­рез который во все времена шла прямая дорога на столицу Русского государства. В 1514 году Смолен­щина вошла в состав централизо­ванной Московской Руси.

В ходе присоединения к Москве русских земель и образования цен­трализованного Русского государ­ства великие князья Иван III Васи­льевич и Василий III Иванович во всем стремились диктовать свою волю, отвергая старину и древне­русские обычаи. Местная знать в лице удельных князей, бояр, «луч­ших людей» и служилого люда ли­шалась своих родовых вотчин и по­местий. Теперь земельную собст­венность они получали только по воле «государя всея Руси» и полно­стью зависели от него.

Так социальной опорой великих московских князей стали люди, жившие за счет доходов от помес­тий, которые не являлись их фа­мильной собственностью. Помес­тья могли отбираться и передавать­ся другим в наказание за какие-ли­бо провинности. Многочисленное, преимущественно конное ополче­ние бояр и детей боярских состави­ло основу военной силы Москвы.

Образование централизованного Русского государства создавало са­мые   благоприятные   условия   для становления московской монар­хии. Это приведет к тому, что в ян­варе 1547 года 17-летний великий князь московский Иван IV Василь­евич, вошедший в историю нашего Отечества как Иван Грозный, сме­нит свой титул «государя всея Руси» на царский. Внук Ивана III и сын Василия III будет со всей торжест­венностью венчан в Успенском со­боре Московского Кремля на цар­ство.

 

3 вопрос

В 1721 г. Сенат и Синод в ознаме­нование окончания Северной войны (1700 — 1721 гг.) и победы над Шве­цией обратились к Петру I с просьбой принять титулы «Императора, Великого и Отца Отечества». Так Россия стала империей, обрела ста­тус великой державы, а ее между­народный авторитет неизмеримо возрос.

Взлеты и падения Российской империи

Первые шаги Российской импе­рии были ознаменованы рядом ре­форм (военной, хозяйственной, экономической). За первые пять лет было принято более 1000 зако­нодательных актов. Петровские указы охватывали почти все сторо­ны экономической жизни государ­ства. Государь ратовал за всемер­ное развитие не только крупной мануфактурной промышленности, но и мелкой — ремесленной.

Россия, став империей, имела активный внешнеторговый оборот. Ее экспорт в два раза превосходил импорт. Главной статьей торговли (наряду с пушниной, лесом, вос­ком и другими традиционными русскими товарами) становится черный высококачественный ме­талл. Из импортных товаров на большие суммы, кроме предметов роскоши, ввозились только краси­тели для тканей.

Если раньше основной поток внешнеторговых грузов шел через Архангельск, то теперь — через Бал­тику, Санкт-Петербург, новую сто­лицу государства.

Начало исторической поступи Российской империи было связано с образованием Академии наук и созданием целого ряда высших для того времени учебных заведений.

Россия получила при Петре I но­вую систему государственного уп­равления.  Страна была разделена на губернии. Роль правительства исполнял правительствующий Се­нат и целая система коллегий. По­следние выполняли функции от­дельных министерств. Коллегиаль­ная система просуществовала до 1802 г.

Преемники Петра Великого, на­чиная с его жены Екатерины I, не смогли продолжить его реформа­торскую деятельность, пойти даль­ше по пути петровских преобразо­ваний России. Русская армия и особенно флот теряли свою бое­способность. Один за другим по­следовала серия дворцовых перево­ротов.

В 1741 г. в результате очередного дворцового переворота императри­цей становится дочь Петра I Елиза­вета Петровна. Ее царствование оз­наменовалось возвратом к петров­ским порядкам.

За два десятилетия ее правления оздоровилась экономика, промыш­ленность вышла из состояния дли­тельного застоя, были отменены внутренние таможни, организована внешняя торговля.

Российская империя вновь стала играть достойную роль в европей­ской политике. В Семилетней вой­не 1756-1763 гг. русская армия раз­громила прусскую. Была завоевана Восточная Пруссия и взят Берлин.

При Елизавете Петровне нача­лось духовное пробуждение рос­сийского общества. В ее царствова­ние были образованы Московский университет, русский профессио­нальный публичный театр, Акаде­мия художеств. Отечественную на­уку олицетворял блестящими тру­дами М.В. Ломоносов.

При дочери Петра Великого раз­вивалась мощь страны. Россия вновь обрела историческую пер­спективу в своем развитии.

С воцарением Петра III Федоро­вича, внука Петра I и сына его до­чери Анны, все переменилось. Рос­сийский император оказался сле­пым поклонником прусского коро­ля Фридриха II Великого, которого он боготворил. Россия незамедли­тельно заключила позорный мир с побежденной Пруссией, что анну­лировало результаты побед русской армии в Семилетней войне. Поли­тика Петра III, заключавшаяся в пренебрежении к русским обрядам и обычаям, введении чужеземных порядков в армии, создала оппози­цию.

Гвардейские офицеры братья Ор­ловы стали организаторами очеред­ного   дворцового   переворота,   во главе которого встала императрица Екатерина II, жена Петра III. В ре­зультате переворота император был убит заговорщиками, оставив свое имя многим самозванцам, наибо­лее удачливым из которых оказался донской казак Емельян Пугачев.

С восшествием на престол новой самодержавной государыни для ис­тории России начался золотой век Екатерины. Происходило админис­тративное переустройство страны, развивалось народное просвеще­ние, переживала расцвет нацио­нальная культура. Важнейшим эта­пом явилось составление нового Уложения законов Российской им­перии.

Екатерина II вела активную внешнюю политику, показав себя императрицей-воительницей. В хо­де двух войн с Турцией (1768-1774 и 1787-1791 гг.) Россия утвердилась на Черном море. Русская армия и флот добились крупных побед не только в войнах с османами, но и со шведами, поляками, на каспий­ских берегах. В екатерининскую эпоху расцвел полководческий та­лант П.А. Румянцева-Задунайского и А.В. Суворова-Рымникского, флотоводческий — Ф.Ф. Ушакова и Г.А. Спиридова. Непревзойденным успехом в мировой военной исто­рии стал штурм на берегах Дуная турецкой крепости Измаил.

При Екатерине Великой Российское государство значительно рас­ширило свои пределы. К нему пе­решли Северное Причерноморье, Крымский полуостров, значитель­ная часть западно-украинских зе­мель, большая часть Белоруссии и Литвы. В екатерининскую эпоху началось хозяйственное освоение огромных территорий южной чер­ноземной степи. Появилось много новых городов и селений.

Российское дворянство получило Жалованную грамоту о вольностях. Золотой век Екатерины стал поис­тине золотым веком для дворян-помещиков. Положение многомил­лионных масс крепостного кресть­янства заметно ухудшилось, что вызвало бунт небывалого в истории страны размаха. Крестьянская вой­на под предводительством Емелья-на Пугачева явилась страшным по­трясением для крепостных устоев России и принесла неисчислимые человеческие жертвы.

Екатерина II стала достойной продолжательницей императрицы Елизаветы Петровны на пути эко­номического совершенства страны. Новый подъем переживали горно­заводское дело и мануфактурное производство. Дворяне-земледель­цы получили финансовую помощь от государства. Российские товары пользовались успехом на европей­ских и восточных рынках. Развива­лось мореплавание. Черноморский флот получил город-крепость Се­вастополь.

Правление императрицы Екате­рины Великой прошло под знаком просвещенного абсолютизма. Его идеям она стремилась оставаться верной до последних дней жизни.

Занявший место матери на пре­столе император Павел I за корот­кий срок своего царствования по­пытался было низвергнуть многие из екатерининских творений. В русской армии насаждался дух пруссачества. Недовольство госуда­рем стало для российского общест­ва всеобщим, и он был убит в ре­зультате заговора.

Империя между либерализмом и реакцией

Новый император Александр I стал сторонником многих государ­ственных преобразований. При нем Российская империя получила министерское правление. Эконо­мика и торговля сделали новые ша­ги для своего процветания. Воз­можно, успехи здесь были бы боль­ше, если бы не длинная череда на­полеоновских войн, в которые ока­залась втянутой и Россия. Сперва она воевала в коалиции европей­ских монархий против революци­онной Франции, а затем против полководца императора французов Наполеона Бонапарта.

Отечественная война 1812 г. ста­ла тяжелейшим национальным ис­пытанием для Российского госу­дарства. В Русский поход выступи­ла более чем 600-тысячная Великая армия Наполеона. В грандиозном Бородинском сражении, ставшем генеральной баталией в той войне, стороны так и не выяснили, кто же оказался победителем. Но бесспор­но одно — русская армия во главе с полководцем М.И. Голенищевым-Кутузовым нанесла неприятелю жесточайшее моральное пораже­ние.

Была оставлена французам и раз­граблена ими, превращена в ги­гантское пепелище Москва. Но за­тем последовало изгнание наполео­новской Великой армии за пределы России. Победный путь русской армии был отмечен сражениями под Малоярославцем, Красным, на Березине. Затем последовали загра­ничные походы 1813 и 1814 гг., и победители наполеоновской армии вступили в Париж.

В Российской империи середины XIX столетия царствовало два дей­ствительно великих государствен­ных деятеля — Николай I и Алек­сандр II. Люди, столь различные по осмыслению их исторической мис­сии, похожи в главном — стремле­нии сохранить и приумножить ве­личие Отечества. Оба самодержав­ных монарха шли к основной цели различными путями, добивались успехов и терпели поражения. Они честно служили империи.

Николай I стал государем в кри­тические для страны дни. Ее осно­вы были готовы поколебать с ору­жием в руках заговорщики-дворя­не, члены тайных декабристских обществ. События 1825 года приве­ли к пролитию крови на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Впервые в истории самодержавной России против ее устоев выступило дворянство — опора монархическо­го строя. Это побудило императора приступить к созданию государства с чиновничьим бюрократическим управлением, пришедшим на сме­ну дворянскому.

«Время Николая I — эпоха край­него самоутверждения русской са­модержавной власти… в самых крайних проявлениях его фактиче­ского царствования и принципи­альной идеологии», — писал исто­рик А.Е. Пресняков. А.И. Герцен называл Николая I «жандармом Ев­ропы», Н.А. Добролюбов — «удавом, 30 лет душившим Россию».

Сам же император Николай I го­ворил о задачах своего правления так: «Революция стоит на пороге России, но, клянусь, она не про­никнет в нее, пока во мне сохра­нится дыхание жизни, пока я буду императором».

Царственное слово он действи­тельно сдержал. После восстания декабристов государство больше не испытывало внутренних потрясе­ний, поскольку любое инакомыс­лие жестоко каралось. Более того, николаевская Россия стала настоя­щим «жандармом Европы», силой оружия подавила революции в Польше и Венгрии. Однако поли­тическая реакция во внутренней жизни страны удивительно сочета­лась с золотым веком отечествен­ной культуры.

Николай I так и не смог найти пути отмены крепостного права, но в годы его правления отечествен­ная промышленность успешно раз­вивалась,   правда,   слабела   общепризнанная в Европе военная мощь Российского государства.

На николаевское время при­шлось немало войн, в которых рус­ское оружие не знало поражений -войны с Турцией и Персией, поль­ские и венгерские походы, Кавказ­ская война. Но когда России при­шлось столкнуться с коалицией ев­ропейских держав в ходе Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг., то ее ожидало обидное поражение, по­несенное не на поле брани, а на дипломатическом поприще.

Большая европейская война по­казала социально-экономическую отсталость России в столкновении с передовыми государствами в ли­це Англии, Франции и их союзни­ков. Русская армия и флот проде­монстрировали техническое бесси­лие перед союзными силами, кото­рое уже не компенсировалось пат­риотизмом и мужеством русского воинства.

Великие реформы и крушение монархии

Новый всероссийский император Александр II сумел извлечь урок из военного поражения в Крымской войне. Он понял главное — будущее России в отмене векового крепост­ного права. Оно тормозило обще­ственный и экономический про­гресс, приводило к крестьянским войнам и бунтам, давало почву для инакомыслия.

Высочайший манифест 19 февра­ля 1861 года, отменивший крепост­ное право, стал великой вехой в истории России. Крестьянская ре­форма изменила социальное лицо государства, повысила его между­народный авторитет, вдохнула но­вые живительные силы в экономи­ку, культуру и просвещение. Алек­сандр II вошел в отечественную ис­торию как царь-освободитель, на­званный так простым народом.

Время его правления названо эпохой Великих реформ. Помимо отмены крепостного права было издано положение о губернском и уездном всесословном — земском -управлении, проведена судебная реформа. Страна получила хоро­шую перспективу для социального, общественного и экономического развития.

Российская империя значитель­но расширила свои территории, причем не всегда силой оружия. Завершилась  длительная   Кавказская война, что привело к оконча­тельному присоединению к России Чечни, Горного Дагестана и Черкесии. В состав государства вошла большая часть казахских и средне­азиатских земель.

Ко времени правления импера­тора Александра II относится одна из самых славных войн в истории России — русско-турецкая война 1877-1878 гг. Впервые после Отече­ственной войны 1812 г. она вызва­ла огромный всплеск патриотизма, народного самосознания и добро­вольчества.

Всемирная история знает немало парадоксальных великих явлений. Одно из них связано с закатом Российской империи на рубеже двух столетий — XIX и XX. Ее кру­шение в буквальном смысле по­трясло всю планету и дало жизнь социалистическому переустройству общества на одной шестой части земного шара.

Последние три десятилетия сво­его существования старая Россия с ее самодержавным политическим строем являла уникальную карти­ну. С одной стороны, крупнейшее в мире по территории государство с огромным населением и богатей­шими природными ресурсами, с устойчиво развивающейся эконо­микой, имевшей хорошие перспек­тивы, самобытной культурой и ог­ромной военной мощью. С другой стороны — явно несоответствующий времени патриархальный полити­ческий строй, взрывоопасность не­разрешенное™ земельного вопро­са, масштабность оппозиции рос­сийской интеллигенции к динас­тии Романовых, постоянный рост революционного движения — разру­шительной силы самодержавия.

В такой исторической ситуации и правили Российским государст­вом два последних самодержца-им­ператора — Александр III и Нико­лай П. Каждый из них был лично­стью в летописи нашего Отечества, стремившейся многое сделать для процветания страны и развития го­сударственности. Если первый из них — отец — сумел достичь немало­го на поприще российского монар­ха, то второй — сын — привел импе­рию на порог гибели.

Период правления императора Александра III вошел в историю как «охранительное» самодержавие. Расправившись с убийцами Алек­сандра II Освободителя, новый са­модержец сразу же похоронил все надежды либеральной верхушки общества на конституционные изменения государственного строя.

Будучи крупным государствен­ным деятелем, император Алек­сандр III делал многое для утверж­дения монархии в России, где на­чали появляться ростки революци­онного движения, а терроризм стал его наиболее впечатляющим про­явлением. Возрастает роль департа­мента полиции и отдельного кор­пуса жандармов. Для борьбы с ре­волюционным террором создается «Священная дружина». Принима­ются меры для ослабления внут­ренней напряженности в россий­ском обществе.

Экономическая политика Алек­сандра III была направлена на ус­корение хозяйственного развития страны и усиление позиции земле­владельческого дворянства. Внеш­няя политика императора не слу­чайно принесла ему титул миро­творца: в его правление Россия не вела ни одной войны. Ему удалось избежать конфликта с Великобри­танией и заключить союзнический договор с Францией.

Вступивший на императорский престол Николай II получил в правление сильное государство. Те­перь от него многое зависело, что­бы династия Романовых продолжа­ла править Россией как прежде -«самодержавно и неограниченно». Но время для таких монархий в Ев­ропе уже прошло. Для Российской империи спасительным мог быть только один путь — конституцион­ной монархии и политических сво­бод. Николай II и его окружение только в самый последний момент смогли уловить пульс времени, но было уже поздно.

Николаевское самодержавие не смогло справиться с нарастающим революционным движением, отча­сти показав свою беззубость. Среди политических партий у царизма не оказалось верных и надежных со­юзников. Следовавшие одни за другими выборы в Государствен­ную думу лишь подтверждали «скончание» правления Романовых. Политический режим самодержа­вия и устои Российской империи в начале XX века стали разваливать­ся, как карточный домик, и не на­шлось силы, способной удержать этот гибельный для старой России процесс.

Николаевская Российская импе­рия прошла в течение всего четы­рех лет через два великих потрясе­ния. Первым стала русско-япон­ская война 1904-1905 гг., проигран­ная русской армией и флотом. Героизм защитников Порт-Артура не мог перечеркнуть позорное пора­жение при Цусиме. Последовавшая за войной революция 1905-1907 гг. внесла такой хаос в жизнь государ­ства, что правительство с неимо­верными трудностями смогло наве­сти порядок в стране. Революцион­ные события охватили даже глав­ную опору российской самодер­жавной власти — армию и флот.

Императорская Россия имела хо­роший шанс продолжить свой путь в Истории. Последний действи­тельно великий царский министр П.А. Столыпин повел страну по пути широких государственных ре­форм, но не встретил должной поддержки у Николая II.

Подписанный в ночь со 2 на 3 марта высочайший манифест им­ператора Николая II Романова об отречении поставил последнюю точку в истории Российской импе­рии.

Отречение будет предлогом для скорой катастрофы старой россий­ской государственности, еще со­хранявшейся при Временном пра­вительстве. Первая мировая война до предела обострила социальные противоречия внутри страны. Рус­ская армия выдержала четырехлет­нее испытание войной, а государ­ство не выдержало. Вслед за Фев­ральской буржуазно-демократичес­кой революцией последовал Ок­тябрьский переворот, ставший в скором времени по названию и со­держанию Великой Октябрьской социалистической революцией.

Гражданская война, испепелив­шая Россию от центра до окраин, ожесточившая сердца россиян, окончательно покончила с почти 200-летним имперским прошлым нашего Отечества.

 

4 вопрос.

Советское государство возникло как следствие Октябрьской (1917 г.) революции, которая привела к слому прежнего и созданию принципиально нового государственного механизма. К принципиальным изменениям в ор­ганизации и устройстве государст­венной власти, утверждению госу­дарственного единства.

От конституции к конституции

Создание Российской Советской Республики приходится на октябрь 1917 — июль 1918 гг. Важную роль при этом сыграли решения II Все­российского съезда Советов рабо­чих и солдатских депутатов, кото­рый открылся вечером 25 октября 1917 г. На съезде провозгласили единовластие и полновластие в центре и на местах, т.е. учредили Советское государство. Там же бы­ли приняты первые правовые акты, имеющие основополагающее зна­чение для укрепления новой влас­ти: декреты о мире и земле, ут­вержден состав нового Временного правительства России.

Путь к утверждению единовлас­тия Советов и упрочению Совет­ского государства был весьма стре­мительным, но отнюдь не легким. Для этого потребовалось: объеди­нить Советы рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов; закрыть Учредительное собрание; заключить мир с Герма­нией; принять Конституцию РСФСР.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конститу­цию РСФСР — первую конституцию в истории нашего государства. Она закрепила основы государственно­го строя, объявив Россию «Респуб­ликой Советов рабочих, солдат­ских и крестьянских депутатов». Открыто провозгласила классовый характер советской власти. Закре­пила основы советского федера­лизма: полную добровольность свободных равноправных народов, национально-территориальный принцип государственного строи­тельства, право каждой нации на самоопределение вплоть до отделе­ния и образования самостоятель­ного государства, демократический централизм.

Конституция РСФСР закрепила структуру государственного аппа­рата, где Всероссийский съезд Советов являлся высшим в стране органом государственной власти и состоял из представителей городских и губернских съездов Советов. Всероссийский Централь­ный Исполнительный Комитет -ВЦИК — в период между съездами исполнял обязанности высшего ор­гана власти в стране, обладая зако­нодательными, распорядительны­ми и контролирующими полномо­чиями.

Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров (СНК) -осуществляло общее управление делами Республики. С этой целью СНК наделялся законодательными и распорядительными полномочи­ями. явля­лись областные, губернские, уезд­ные и волостные съезды Советов и соответствующие исполнительные комитеты Советов. Низовое звено государственной системы составля­ли Советы депутатов, образуемые в городах и селениях с соответствую­щими исполнительными комитета­ми.

В Конституции СССР, принятой в январе 1924 г., закреплялись фе­деративное устройство и право сво­бодного выхода из Союза. Она раз­граничивала компетенцию Союза и союзных республик: статьи 1-2 Конституции содержали исчерпы­вающий перечень прав Союза, а статья 3 ограничивала суверенитет союзных республик лишь в преде­лах, указанных в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза.

Структура органов власти и уп­равления СССР и союзных респуб­лик соответствовала распределен­ным между ними полномочиям (схема 3).

Высшим органом власти являлся съезд Советов СССР, который дол­жен был созываться 1 раз в год. В определенных случаях могли созы­ваться и чрезвычайные (внеочеред­ные) съезды.

В период между съездами верхов­ным органом власти был Централь­ный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, состоявший из двух равноправных палат — Союзного Совета и Совета Национальностей.

Конституция установила, что ЦИК СССР должен действовать в системном порядке. Очередные сессии проводились 3 раза в год.

В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядитель­ным органом власти являлся Президиум ЦИК СССР, образуемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР и ответст­венный перед ним.

ЦИК СССР образовал Совет На­родных Комиссаров СССР, кото­рый и был его исполнительным и распорядительным органом. Цент­ральными органами отраслевого управления являлись народные ко­миссариаты двух видов: наркоматы СССР и республиканские наркома­ты.

Во главе наркоматов находились народные комиссары, которые вхо­дили в состав СНК. В своей дея­тельности они были ответственны перед ЦИК, его Президиумом, СНК.

Каждая союзная республика име­ла свои высшие и центральные ор­ганы государственной власти и уп­равления: съезд Советов, ЦИК, СНК, наркоматы. Все союзные ре­спублики имели свои Конститу­ции, принимавшиеся на республи­канских съездах Советов. Консти­туции республик не должны были противоречить общесоюзной Кон­ституции.

Таким образом, новая структура органов власти и управления отра­жала суверенитет союзных респуб­лик и вместе с тем единство союз­ного государства. Укреплению единства Союза ССР способствова­ло установление для граждан рес­публик единого союзного граждан­ства.

Новая Конституция СССР 1936 г. стала Основным Законом страны «победившего социализма». В ней на законодательном уровне была зафиксирована сформировавшаяся за период с 1924 по 1936 г. система государственно-политического уст­ройства Союза ССР. В частности, Конституция сформулировала единые для всего Союза политическую (Советы депутатов трудящихся) и экономическую (социалистическая система хозяйства и социалистиче­ская собственность на орудия и средства производства) основы СССР.

Основной Закон 1936 г. сущест­венно изменил схему органов влас­ти Советского государства (схема 3). Вместо системы съездов Советов, Центральных Исполнительных Ко­митетов, Президиумов была учреж­дена система представительных по­стоянных органов власти в лице Верховных и местных Советов де­путатов трудящихся. Такая схема построения органов государствен­ной власти оказалась довольно удачной и долгое время принципи­ально не изменялась.

Высшим органом власти про­возглашался Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Нацио­нальностей, депутаты которых ра­ботали в сессионном порядке. По­стоянно действующим высшим органом государственной власти являлся Президиум Верховного Совета СССР, который в период между сессиями издавал указы, проводил референдумы и назна­чал новые выборы. Верховному Совету СССР формально было подотчетно Правительство (Совет Народных Комиссаров) СССР, формировавшееся на совместном заседании обеих палат. По анало­гии с союзными строилась и сис­тема республиканских органов власти и управления.

Конституция 1936 г. закрепила федеративную систему, состоящую из разнородных субъектов. Полно­правными субъектами федерации объявлялись только союзные рес­публики, которых к моменту при­нятия Конституции насчитывалось 11.

В первые послевоенные годы произошли заметные изменения в системе органов государственного управления. Развитие административных органов сопро­вождалось ростом и усилением по­литической роли высшей партий­ной номенклатуры как на союз­ном, так и на республиканском уровнях. Основным политическим стержнем советской государствен­ности в СССР по-прежнему оста­валась жесткая иерархическая структура партийных комитетов, от районов до ЦК партии.

Новые тенденции в государст­венном   развитии   СССР   нашли отражение и закрепление в при­нятой в 7977 г. четвертой Кон­ституции СССР. В ней с фор­мально-юридической точки зре­ния закреплялось множество ос­новных норм демократии, про­возглашались принципы системы самоуправления трудящихся в «общенародном государстве», по­строенном в СССР.

Значительные изменения госу­дарственно-политического строя в СССР начались после 1988 г. с провозглашением руководством страны во главе с М.С. Горбачевым курса на построение в СССР «со­циалистического правового госу­дарства».

Согласно принятым в конце 1988 г. изменениям в Конституции СССР высшим органом государст­венной власти провозглашался Съезд народных депутатов СССР, который формировал из своего со­става постоянно действующий Вер­ховный Совет (парламент). Парал­лельно с этим было изменено и из­бирательное законодательство. В марте 1990 г. был учрежден пост Президента СССР. Первым (и по­следним) Президентом СССР стал М.С. Горбачев. Была упразднена и 6-я статья Конституции «о руково­дящей и направляющей» роли КПСС. Появился ряд новых поли­тических организаций, открыто оп­позиционных КПСС, а также неза­висимых партий и движений.

Советская форма государства

Под формой государства принято понимать совокупность существен­ных способов (сторон) организа­ции, устройства и осуществления государственной власти, выражаю­щих его сущность.

В содержательном отношении форма государства выступает в раз­ных аспектах. Во-первых, это опре­деленный порядок образования и организации высших органов госу­дарственной власти и управления. Во-вторых, это способ территори­ального устройства государства, определенный порядок взаимоот­ношений центральной, региональ­ной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществле­ния государственной (политичес­кой) власти. Таким образом, форма государства (советская форма госу­дарства) синтезируется в трех ос­новных элементах, а именно: в форме  (государственного) правления, форме (государственного) уст­ройства, форме (государственного, политического) режима.

Форма правления Советского госу­дарства представляла собой струк­туру высших органов государствен­ной власти, порядок их образова­ния и распределение компетенции между ними. По форме правления Советское государство провозгла­шалось республикой. Однако это был весьма своеобразный вид рес­публики — в ней отрицалось разде­ление властей и, наоборот, провоз­глашалось объединение всех ветвей власти в Советах, депутатский кор­пус которых сам принимал законы, исполнял их, контролировал их ис­полнение. На этой основе, по су­ществу, и была создана мощная ис­полнительная власть. Советы были организованы как единая «верти­каль», как единая система, сверху донизу находившаяся под партий­ным контролем.

На некоторых этапах своей эво­люции советская форма правления вырождалась, превращаясь в еди­ноличную власть — диктатуру вождя («культ вождя»), Генерального сек­ретаря КПСС, тем самым приобре­тала элементы монархической фор­мы правления.

В то же время своеобразная фор­ма правления, которую явило Со­ветское государство, давала опреде­ленные преимущества в некоторых областях общественной жизни. Прежде всего она создала сильную исполнительную власть, объектив­но необходимую столь многонаци­ональному и обширному террито­риально государству, как Россия.

Советская форма правления ока­залась удобной для организации социалистической распределитель­ной экономической системы. Она позволяла оперативно решать зако­нодательные проблемы. Законода­тельная деятельность всех законо­дательных органов СССР, как пра­вило, была синхронизирована.

В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР — высше­го законодательного органа страны — в практике Советского государст­ва законодательная власть функци­онировала с помощью указов, ко­торые принимал Президиум Вер­ховного Совета и которые затем формально утверждались на соот­ветствующих сессиях.

Словом, форма правления в Со­ветском государстве, его деятель­ная сторона порой являли собой разрыв между формально провозглашенными и даже конституционно закрепленными правами, целя­ми, идеалами и фактической прак­тикой организации и функциони­рования государства.

Форма государственного устрой­ства Советского государства дает представление о национальном и административно-территориальном строении государства, раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органа­ми государственной власти.

На протяжении всей своей исто­рии Советское государство имело федеративное устройство, постро­енное на принципах (в большей степени) национально-территори­ального государственного строи­тельства. Его важнейшими чертами можно считать следующие:

  1. Субъектами советской федерации (СССР)   выступали   союзные
    республики,   которые   отличались друг от друга национальным составом населения, его особой культурой, бытом, традициями, обычая­ми, религией.
  2. Советская федерация  строилась  на принципе  добровольного
    объединения    составляющих    ее субъектов (союзных республик).
  3. Советская федерация должна была обеспечить суверенитет больших и малых наций, их свободное и самостоятельное развитие, а так­же право наций на самоопределе­ние, т.е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности (фактически данная черта советской федератив­ное являлась долгие годы «миной замедленного   действия»,   которая сработала на рубеже 1980-1990 гг. и привела к распаду СССР).
  4. Высшие государственные органы советской федерации форми­ровались   из   представителей   ее субъектов.   В   Верховном   Совете
    СССР имелась палата (Совет Национальностей), которая представ­ляла интересы членов федерации. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежали федеральным государственным органам. Полномочия федерации и ее субъектов определялись союзной Конституцией.
  5. Основная общегосударственная внешнеполитическая деятельность в советской федерации осуществлялась союзными государст­венными органами.

В то же время следует подчерк­нуть, что в определенные периоды развития провозглашенное федера­тивное устройство СССР (России) фактически было унитарным, и это также стало одной из несообразно­стей Советского государства.

Форма государственного полити­ческого режима Советского государ­ства представляла собой совокуп­ность способов и методов осуще­ствления власти государства и в своей основе может быть охаракте­ризована как «условно-демократи­ческий режим».

В сравнении с предшествующим (досоветским) периодом истории нашего государства, безусловно, степень демократизации общест­венной жизни, осуществления го­сударственной власти была намно­го выше. Советское государство на протяжении всего периода прояв­ляло заботу и оказывало непосред­ственную помощь членам общества в таких важнейших сферах жизне­деятельности, как здравоохране­ние, наука, социальное страхова­ние, трудовая деятельность и даже личные интересы.

В то же время в отдельные пери­оды истории, в частности в 30-е годы, в российском обществе реализовывалась идеология вождизма, господства партийного аппарата, принудительной индустриализа­ции и коллективизации, духовного порабощения — и Советское госу­дарство приобретало черты анти­демократического (тоталитарного и авторитарного) режима. Совет­ское государство вмешивалось во все сферы жизнедеятельности об­щества, проникало во все его по­ры, огосударствляло почти все об­щественные организации и инсти­туты.

Проявлениями недемократичес­кого режима можно также считать такие признаки, как: наличие дик­татуры одной партии (КПСС), фактически осуществляющей госу­дарственные функции; формальное правозглашение субъективных прав личности и фактическое их отсут­ствие, примат государства над пра­вом и т. д.

 

Периоды развития российской государственности:

  1. Древняя Русь
  2. Московское государство
  3. Российская империя
  4. Советское государство
  5. Российская Федерация

Оценить эту статью:
(Пока оценок нет)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *