Военная политика России в современной международной обстановке

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с  командирами дивизионов и их заместителями  войсковой части 

 

ТЕМА: «Военная политика России в современной международной обстановке.».

 

Воспитательные цели:

—   воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

—   формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу.

Учебные цели:

—   поощрять стремление военнослужащих эффективно выполнять свои  служебные обязанности, совершенствовать профессиональные навыки;

—   ознакомить военнослужащих с основными тенденциями развития международной обстановки и военной политикой России.

Вопросы:

  1. Военная политика России в современных условиях.

2.Роль военной политики России в обеспечении безопасности государства.

Дата:

Время: 2 часа

Место: клуб части

Методические рекомендации: Во вступительном слове руководителю занятий по ОГП необходимо подчеркнуть актуальность данной темы, определить цель занятия и его основные вопросы.

При рассмотрении первого вопроса необходимо заострить внимание слушателей на том, что военная политика является частью общей политики государства, направленной на подготовку и использование вооруженных сил для обеспечения военной безопасности страны. В свою очередь военная безопасность есть состояние, при котором нация не жертвует своими интересами из-за боязни оказаться вовлеченной в войну и способна защитить эти ценности военными средствами и методами, если войны избежать не удается.

В ходе рассмотрения второго вопроса необходимо уделить внимание тому, что при разработке новых принципов российской военной политики учитывается новый уровень политических отношений с США и другими наиболее промышленно развитыми странами. Были пересмотрены некоторые ранее существовавшие основы военного планирования. В частности, произошло исключение из числа наиболее вероятных конфликтов глобальной ядерной войны и крупномасштабных войн с использованием обычных вооружений с НАТО или иной возглавляемой США коалицией. Это дало возможность пойти на существенное сокращение ядерного потенциала и потенциала обычных вооружений без ущерба для безопасности страны. Большое внимание в подготовке войск стало уделяться наряду с традиционными  таким формам боевыхдействий, как миротворческие, специальные, по борьбе с терроризмом, участию в локальных конфликтах и т. д.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

Литература:

  1. Концепция национальной безопасности/ Независимое военное обозрение. – 2000. — № 1.
  2. Военная доктрина Российской Федерации/ Красная Звезда. – 2000. – 12 мая.
  3. Актуальные вопросы развития ВС РФ/ Красная Звезда. – 2003. – 11 октября.
  4. Солдат есть звание высокое и почетное. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 года/ Красная Звезда. – 2006. – 11 мая.
  5. Павлов С. РФ в системе международных военно-политических отношений/ Ориентир. – 2005. – 3 12.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Военная политика – составная часть общей политики, классов, государств, партий и других социально-политических институтов, непосредственно связанная с созданием военной организации, подготовкой и применением вооруженного насилия для достижения политических целей.

Военная политика имеет ряд особенностей:

  1.          Военная политика – это прежде всего политика государства. Субъекты политики не равны субъектам военной политики, именно государство и только оно имеет монополию на военную силу.
  2.          Военная политика не существует вне диалектической связи с военной силой. Ни одно направление общей политики не располагает такими средствами. В свою очередь, военная сила является довольно сложным образованием, всегда тесно связанным с обществом, которое его создает и тратит ресурсы на его совершенствование и использование.
  3. Главная задача военной политики – не допустить крупномасштабного военного столкновения и обеспечить военную безопасность государства.
  4. Содержание военной политики раскрывается через ее основы, принципы выработки и осуществления, военно-политические взгляды, военно-политические отношения, объекты и субъекты военной политики, цели и средства их достижения, военно-политическую деятельность.
  5. В военной политике тесно переплетены ее внутренняя и внешняя стороны. Внутренняя сторона связана с созданием средств вооруженного насилия и их использованием в процессе решения задач внутри страны. Внешняя сторона связана с использованием или угрозой применения средств вооруженного насилия во взаимоотношениях с другими государствами, содействием (противодействием) определенным социальным силам внутри своего государства или других стран.
  6. Военная политика имеет собственную материально-экономическую базу в виде военно-промышленного комплекса. Потребности военной сферы в определенных условиях являются приоритетными, поэтому удовлетворяются в первую очередь.
  7. Военная политика воздействует на все сферы общественной жизни, она аккумулирует в себя все другие виды деятельности, связанные с созданием и использованием военной силы. Поэтому выделяют военно-техническую, военно-экономическую и др. политику.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед ВС России на современном этапе военного строительства, является поддержание Стратегических ядерных сил на уровне, обеспечивающем гарантированное сдерживание от развязывания агрессии против РФ и ее союзников.

Неизменно придерживаясь позиции строгого выполнения всех ранее подписанных международных соглашений, Россия вместе с тем стремится развивать сбалансировано не только РВСН, но и все другие составляющие Стратегических сил сдерживания, обеспечивая при этом их боевой состав на требуемом уровне.

В этих целях в настоящее время планомерно осуществляется перевооружение РВСН ракетным комплексом «Тополь – М» шахтного базирования. Скоро в войска начнет поступать и его подвижный вариант. Успешно прошли испытания морского ракетного комплекса нового поколения «Булава». В состав российского ВМФ в ближайшее время будут введены новые атомные подводные ракетоносцы «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», а в состав ВВС – стратегический бомбардировщик Ту-160. В 2006 году ВС РФ должны получить 6 межконтинентальных баллистических ракет, 6 космических аппаратов и 12 ракет-носителей.

Не менее значимыми являются и качественные характеристики вооружения, и боевое мастерство военнослужащих. Необходимо учитывать и возможный масштаб и результаты воздействия противника по нашим объектам. Поэтому совершенствованию качественных характеристик вооружения ударной группировки Стратегических ядерных сил, систем их информационно-разведывательного обеспечения и боевого управления уделяется первостепенное внимание.

В целом в настоящее время Российские ВС  вышли на новый этап своего строительства, совершенствования, связанный с последовательным и всесторонним повышением боевых возможностей армии и флота. Поэтому в большем количестве стали поступать современное вооружение и техника, интенсивно идет их модернизация. В последние годы происходит существенное увеличение доли средств, направляемых на развитие и содержание армии и флота. Заметно изменилась структура оборонного заказа. Основное внимание теперь уделяется непосредственным закупкам новых и модернизации уже находящихся на вооружении образцов вооружения и военной техники.  Позитивную роль в процессе перевооружения армии и флота стала играть созданная в рамках МО единая система заказов и поставок вооружения, военной и специальной техники.

В современной России военно-политическое руководство не решает вопросы военного строительства не в ущерб задачам развития экономики и социальной сферы.

В течение ближайших 5 лет планируется существенно повысить оснащенность ядерных стратегических сил  современными самолетами дальней авиации, подводными лодками и пусковыми установками РВСН. Успешно ведутся работы по созданию уникальных комплексов высокоточного оружия и боевых маневренных блоков, которые имеют непредсказуемую траекторию полета. Наряду с эффективными средствами преодоления систем противоракетной обороны новые виды вооружений позволяют сохранить стратегический баланс сил.

В составе сил общего назначения к 2011 году будет сформировано около 600 частей и соединений постоянной готовности. Их количество будет увеличено в истребительной и армейской авиации, в войсках ПВО, подразделениях связи, радиоэлектронной разведки и электронной борьбы. При необходимости могут быть созданы оперативно мобильные и самодостаточные группировки, основу которых составят профессионально  подготовленные части и соединения постоянной готовности.

В конечном итоге, как отметил Президент РВ В. Путин: «…современной России нужна армия, имеющая все возможности адекватно реагировать на современные угрозы. ВС должны при любых сценариях гарантировать безопасность и территориальную целостность России. А служба в РВ должна стать современной и по-настоящему престижной. Человек, защищающий Родину, должен иметь высокий общественный и материальный статус, прочные социальные гарантии».

2.

Военная доктрина России носит сугубо оборонительный характер. РФ поддерживает необходимую степень готовности к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности государства и своих союзников в соответствии с международными договорами.

Поэтому военное руководство РФ последовательно выступает за минимизацию значимости военной силы при решении международных проблем и сведение ее функций преимущественно к сдерживанию войн и вооруженных конфликтов.

К сожалению, международная обстановка пока не является стабильной и безопасной для многих государств мира. На фоне активного переустройства мира в последние годы появилось множество новых проблем, с которыми реально сталкивается и наша страна. Это угрозы, которые менее предсказуемы, чем прежние, а степень их опасности в полной мере еще не осознана. В целом становится очевидной тенденция к расширению в мире конфликтного пространства и его распространение в зоне жизненно важных интересов России.

В Послании Федеральному Собранию России Президент В. Путин отметил ряд угроз, которые оказывают влияние на современную международную обстановку и угрожают России. К ним относятся следующие.

  1.                Террористическая угроза. В последние десятилетия произошло сращивание внутреннего и международного терроризма, он превратился из политической угрозы в военно-политическую, и сфера ответственности вооруженных сил по противодействию ему существенно расширилась.
  2. Локальные конфликты. Существенной подпиткой для террористов остаются локальные конфликты, возникающие зачастую на этнической основе, к которой нередко добавляется межконфессиональное противостояние и которая искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами самых разных мастей. Существующие в непосредственной близости от государственной границы России «замороженные» локальные конфликты в случае изменения международной и региональной обстановки могут превратиться в реальную локальную войну. Довольно нестабильной остается обстановка на Ближнем Востоке, в Средней Азии и Афганистане.
  3.               Распространение оружия массового поражения. Значимым направлением международной политики России на протяжении последних десятилетий является разоружение. Наша страна внесла огромный вклад в поддержание стратегической стабильности в мире. Между тем на фоне международного терроризма ключевые вопросы разоруженческой тематики выпали  из глобальной повестки, в то время как заявить о конце гонки вооружений пока преждевременно.

Современная международная обстановка характеризуется тем, что многие субъекты политики не смогли уйти от стереотипов блокового мышления и предрассудков. Это мешает находить адекватные и совместные ответы на общие международные проблемы. Ключевую ответственность за обеспечение глобальной стабильности по-прежнему будут нести ведущие мировые державы, обладающие ядерным оружием, мощными рычагами военно-политического влияния. Поэтому вопрос о модернизации Российской армии является сейчас крайне важным.

Важно не только техническое переоснащение армии и флота, но и  получение личным составом практических навыков в ходе боевой подготовки. Поэтому в настоящее время наиболее значимыми стали:

— КШУ «Восток», на котором отрабатывалось взаимодействие группировок ВС, других войск, воинских формирований и органов при обеспечении режимов чрезвычайного и военного положений;

— коалиционноеучение объединенной системы ПВО государств-участников СНГ «Боевое содружество»;

— учение со структурами ОДКБ и ВС государств-членов ОДКБ «Рубеж»;

— двусторонние совместные учения с китайскими, узбекскими, индийскими коллегами.

Россия должна быть готова не только отразить потенциальную внешнюю агрессию и акты международного терроризма, но и адекватно ответить на любые попытки внешнеполитического давления на страну.

Современная российская внешняя политика опирается на принципы прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права. С большинством государств у РФ имеются стабильные партнерские отношения. Одним из приоритетов в отношении с иностранными государствами являются связи в рамках СНГ.

Содружество помогло пройти без особых потерь период становления партнерских отношений между вновь образованными молодыми государствами, сыграло позитивную роль в сдерживании региональных конфликтов на постсоветском пространстве. Из опыта СНГ выросло и несколько продуктивных инициатив экономического сотрудничества. В настоящее время на основе совпадения интересов развивается Союзное государство с Белоруссией, ЕврАзЭС, единое экономическое пространство. Содружество стало хорошей основой для формирования ОДКБ. В эту структуру наряду с Россией вошли Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Эти страны заинтересованы в военно-политическом сотрудничестве.

ОДКБ предполагает иметь тесное стратегическое и оперативное планирование с распределением конкретных участков обороны и боевых задач; планы совместных мероприятий по оперативной и боевой подготовке вооруженных сил; проведение совместных учений по отработке взаимодействия войск; общую систему материально-технического обеспечения; единую унификацию вооружения и систем управления. Предусмотрено право стран ОДКБ приобретать вооружение и военную технику по внутрироссийским ценам, вести подготовку военных кадров в российских вузах. Приоритетными направлениями в деятельности ОДКБ являются:

— противодействие новым транснациональным угрозам и вызовам;

— разрешение имеющихся и предотвращение возможных региональных локальных конфликтов;

— борьба с международным терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, организованной преступностью и распространением ОМП.

Перспективным направлением является укрепление общего гуманитарного пространства, которое имеет на только богатую историческую и человеческую основу и новые социально-экономические предпосылки. Конечный результат поиска оптимальных моделей взаимовыгодного сотрудничества – создание оптимальной экономической системы, которая обеспечивала бы эффективное развитие каждого из ее участников.

Взаимовыгодные отношения с ближайшими соседями остаются одним из важнейших направлений внешней политики РФ. Один из них – Европейский союз. Постоянный диалог с ним создает благоприятные условия для эффективных экономических связей и расширения научных, гуманитарных и других обменов.

Совместная реализация концепции общих пространств является важным элементом всего общеевропейского развития.

Особое значение для РФ имеют отношения России с США, КНР, Индией, странами АТР, Латинской Америки и Африки.

В условиях глобализации, когда формируется новая международная архитектура, кардинально возрастает и роль ООН. Это самый представительный мировой форум, который продолжает оставаться несущей конструкцией современного мирового порядка.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Военная политика – это специфическая составная часть общей политики, непосредственно связанная с созданием и использованием средств вооруженного насилия в политических целях.
  2. Основное содержание военной политики составляют военно-политические взгляды, военно-политические отношения, субъект и объект, военно-политические цели и средства их достижения. Концентрированным выражением военной политики, ее ядром выступает военная доктрина государства. Воплощением современной военной политики РФ является ее оборонная военная доктрина.
  3. Современная международная обстановка характеризуется динамичностью, нестабильностью, желанием отдельных субъектов сделать ставку на диктат силы для достижения своих политических целей. Поэтому России, чтобы избежать политического, экономического и военного давления в международных отношениях необходимо иметь современные высоко профессиональные и мобильные Вооруженные Силы.

 

Оценить эту статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *