ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

с  прапорщиками войсковой части

 

ТЕМА: «Военная служба как особый вид государственной службы. Российское законодательство о порядке прохождения военной службы военнослужащими по контракту».

ДАТА: 

ВРЕМЯ: 2 часа

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

  1. Изучить с  личным составом общественную значимость военной службы.
  2. Раскрыть сущность и содержание положения о порядке прохождения военной службы

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

  1. Подчеркивая важность и актуальность темы необходимо отметить, что знание о порядке прохождения  военной службы в России является настоятельной необходимостью любого молодого человека, тем более военного, так как он должен осознанно выполнять свой долг по защите Родины, продолжать боевые традиции близких и далеких предков.
  2. Воспитывать благородство, прививать любовь к Родине, формировать высокие морально-психологические качества.

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Особый Вид государственной службы.
  2. Порядок прохождения военной службы в ВС РФ военнослужащими по контракту.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28 марта 1998 г.
  2. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г.
  3. Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г.; в ВС РФ данный Указ объявлен приказом министра обороны РФ № 500 от 10 октября 1999 г.)
  4. Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. «Военная служба. Поступление, призыв, прохождение, увольнение». Справочное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес Консалтинг Центр», 1999 г.
  5. Субботин Г., Давыдов Д. Военная служба и порядок ее прохождения солдатами (матросами), сержантами (старшинами) ВС РФ // Ориентир. – 2001 г. — № 6, с. 47-49.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Военная служба есть служба государственная со всеми принципами, присущими ей в Российской Федерации. В числе основных принципов государственной службы, закрепленных законодательством – принципы:

—  законности;

— обязательность решений вышестоящих в порядке подчиненности государственных органов и должностных лиц;

— внепартийность государственной службы;

— равный доступ к государственной службе в РФ в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без дискриминации;

— ответственность государственных служащих за исполнение своих обязанностей;

— гарантированная государством социальная защищенность государственных служащих и стабильность государственной службы

Отличия военной службы от других видов государственной службы: повышенные требования к состоянию здоровья военнослужащего, его общеобразовательному цензу, уровню профессиональной подготовки, к морально-психологическим качествам и выполнению нормативов физической подготовки.

Особенностью военной службы является обязательное принятие военной присяги каждым гражданином, зачисленным на военную службу или впервые призванным на военные сборы. С принятием присяги военнослужащий приобретает полный объем служебных прав, на него в полной мере возлагаются служебные обязанности. Отличительной особенностью военной службы является ее строго обязательный характер, высокая степень обязательности выполнения служебных обязанностей, беспрекословность служебного подчинения, повиновение подчиненных требованиям командиров и начальников. (Этот принцип закреплен в военной присяге, общевоинских уставах). Командиры по отношению к подчиненным наделены гораздо большим объемом властных полномочий. Объем служебных полномочий и прав на льготы зависит не только от занимаемой военнослужащим должности, но и его воинского звания. Для военнослужащих устанавливаются особые формы одежды и знаки различия, которые утверждаются Президентом РФ. Существуют правила ношения  военной формы одежды и знаков различия. Военнослужащие имеют право на ношение, применение и использование оружия. В зависимости от уровня проф. подготовки, воинских званий и должности все военнослужащие различаются по составам: солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы, офицеры (старшие и младшие).

2.

Началом военной службы для граждан, поступивших на военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта. Заключить первый контракт о прохождении военной службы могут граждане мужского и женского пола в возрасте от 18 до 40 лет. Военнослужащие по призыву после того, как они прослужили не менее 12 месяцев, могут подать рапорт по команде с просьбой о заключении с ними контракта. Он заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны (другим ведомством, в котором предусмотрена военная служба) на срок 3,5 или 10 лет. Первый контракт заключается на три года. Военнослужащий, проходящий службу по призыву, может заключить первый контракт на меньший срок при условии, что общая продолжительность его военной службы по призыву и по первому контракту составит три года.

Граждане женского пола могут быть приняты на военную службу по контракту при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола. Перечень таких должностей определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Все кандидаты, поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор, проверку уровня его образования, профессиональной и физической подготовки. Кандидату может быть отказано в заключении с ним первого контракта при несоответствии его предъявляемым требованиям, отсутствии вакантных должностей и в других, указанных в законодательстве случаях.

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, назначаются на воинские должности в соответствии с заключенными контрактами. На вышестоящие должности они назначаются по рекомендации аттестационной комиссии воинской части и по их личному согласию.

Военнослужащим по контракту ежегодно предоставляется основной отпуск, продолжительность которого зависит от общей продолжительности военной службы и устанавливается от 30 до 45 суток. Если исполнение обязанностей военной службы связано с тяжелым физическим трудом или повышенной опасностью для жизни и здоровья или прохождением ее военнослужащим в районах Крайнего Севера, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, продолжительность основного отпуска увеличивается до 15 суток. Помимо основного отпуска военнослужащим по контракту могут предоставляться и дополнительные отпуска (по болезни, по личным обстоятельствам, учебные и др.). Продолжительность основного отпуска и отпуска по личным обстоятельствам увеличивается на количество суток для проезда к месту отпуска и обратно.

Срок военной службы по контракту устанавливается условиями контракта. Следовательно, увольнение с военной службы осуществляется по истечении срока контракта, если к этому времени не будет заключен новый контракт о прохождении военной службы.

Предельный возраст пребывания на военной службе для военнослужащего, имеющего воинское звание ниже полковника, капитан 1 ранга и для военнослужащего женского пола установлен в 45 лет. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившими желание продолжать военную службу, контракт может быть заключен на срок до 10 лет включительно, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии со ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» производится по одному из оснований данной статьи. При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно. Существует три группы оснований увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту:

  1. Военнослужащий подлежит увольнению;
  2. Военнослужащий может быть уволен;
  3. Военнослужащий имеет право на увольнение.

В качестве основания для указанного деления взято наличие либо отсутствие волеизъявления сторон, заключивших контракт. Первая группа оснований не связана с волеизъявлением сторон. Вторая группа полностью зависит от волеизъявления командования. Третья группа находится в прямой связи с волеизъявлением самого военнослужащего.

Для примера перечислим основания увольнения, входящие во вторую группу оснований увольнения с военной службы. В соответствии со ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

— при сокращении занимаемой им воинской должности, в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);

— при нахождении в распоряжении командира (начальника) свыше сроков, установленных п. 4 ст. 42 Федерального закона и настоящим Положением, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);

— при снижении воинского звания, соответствующего занимаемой им воинской должности (должности), либо при изменении военно-учетной специальности, соответствующей занимаемой им воинской должности (должности), переименовании воинской должности (должности) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности) либо на другой воинской должности (должности);

— при признании его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);

— при сокращении воинских должностей (должностей) в пределах их общей численности, подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в том числе, если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел РФ (федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы РФ, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы) (пп. «б» п. 2 ст. 51 Федерального закона) – при переходе на службу в органы внутренних дел РФ, федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы РФ, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы;

в) в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (пп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона) – при невыполнении им условий контракта о прохождении военной службы;

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне (лишением допуска к государственной тайне) (пп. «г» п. 2 ст. 51 Федерального закона) – при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;

д) в связи с назначением наказания в виде лишения свободы условно (пп. «д» п. 2 ст. 51 Федерального закона) – при вступлении в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно;

е) по собственному желанию (п. 6 ст. 51 Федерального закона) – по заключению аттестационной комиссии воинской части (организации) при наличии у военнослужащего уважительных причин.

Если военнослужащий, уволенный за невыполнение условий контракта, на момент увольнения не выслужил срок военной службы по призыву, он направляется для прохождения военной службы по призыву с зачислением двух месяцев военной службы по контракту за один месяц военной службы по призыву.

В соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащие, уволенные с военной службы, на день исключения из списков части должны быть полностью обеспечены установленными видами довольствия. До проведения с ними всех необходимых расчетов они из списков личного состава части без их согласия не исключаются.

 

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)