ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения инструктивно-методического занятия по общественно-государственной подготовке с  военнослужащими войсковой части

 

ТЕМА: «Выборы в законодательные (представительные) органы власти.  Порядок голосования».

Воспитательные цели:

—    воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

—    формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу.

Учебные цели:

—    поощрять стремление военнослужащих эффективно выполнять свои  служебные обязанности, совершенствовать профессиональные навыки;

—    ознакомить военнослужащих с порядком организации и проведения выборов в РФ, особенностями участия военнослужащих в выборах.

ВОПРОСЫ:

  1. Организация и проведение выборов в Российской Федерации.
  2. Особенности участия военнослужащих в выборах.

Дата: _______

Время: 1 час.

Место: клуб части

Методические рекомендации:

Во вступительном слове руководителю занятий по ОГП необходимо подчеркнуть актуальность данной темы, определить цель занятия и его основные вопросы.

При рассмотрении первого вопроса необходимо заострить внимание слушателей на том, что главной задачей избирательной системы является обеспечение ос­новных гарантий избирательных прав граждан России, гарантирую­щее свободное их волеизъявление на выборах и референдуме. Гражданин РФ имеет право из­бирать, быть избранным, участво­вать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущест­венного и должностною положе­ния, места жительства, отноше­ния к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям, а также других об­стоятельств.

Выборы являются прямыми, то есть избиратель голосует непосред­ственно за кандидата или список кандидатов. Никто не вправе участ­вовать в выборах вместо конкрет­ного избирателя. Голосование на выборах, как правило, тайное.

В ходе рассмотрения второго вопроса необходимо обратить внимание на то, что военнослужащие, как и другие граждане Российской Федерации, принимают активное участие в вы­борах. При этом не допускаются ограничения их активного или пас­сивного избирательного права по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пре­бывания, а также местом жительст­ва до призыва (поступления) на во­енную службу и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Россий­ской Федерации и федеральным законодательством.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

Рекомендуемая литература:

  1. Конституция Российской Федерации. — М., 1993.
  2. ФЗ РФ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и зако­нами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местно­го самоуправления военнослужащие имеют право участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления и быть из­бранными в них.

1

 

В Российской Федерации наро­довластие осуществляется через си­стему выборов и референдумов. Го­сударством гарантируется свобод­ное волеизъявление граждан. Одна­ко есть и ограничения. Так, Кон­ституцией РФ установлено, что граждане, признанные судом не­дееспособными, а также содержа­щиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права участвовать в выборах и быть из­бранными.

Конституцией РФ, конституция­ми, уставами субъектов РФ предус­мотрены:

  • выборы Президента Россий­ской Федерации;
  • выборы депутатов Государст­венной Думы;
  • выборы в органы государствен­ной власти субъектов РФ;
  • выборы в иные государствен­ные органы РФ и субъектов РФ;
  • выборы в органы местного са­моуправления.

Их порядок определяется кон­ституционно-правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право.

Избирательное право система норм, регламентирующих весь из­бирательный процесс.

Избирательное право граждан конституционное право избирать и быть избранным в органы государ­ственной власти и местного само­управления.

Активное избирательное право право граждан участвовать в выбо­рах в органы государственной вла­сти и местного самоуправления.

Избиратель гражданин РФ, об­ладающий активным избиратель­ным правом.

Пассивное избирательное право право граждан быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

При выборах определенную роль играет возрастной ценз.

Под возрастным цензом понима­ется наличие специальных условий, ограничивающих избирательное право. Так, в Государственную Ду­му могут быть избраны граждане, достигшие 21 года. Выдвигать свою кандидатуру на должность Прези­дента Российской Федерации могут граждане, достигшие 35-летнего возраста. Право на участие в голо­совании гражданам России предо­ставляется с 18 лет.

Главной задачей избирательной системы является обеспечение ос­новных гарантий избирательных прав граждан России, гарантирую­щее свободное их волеизъявление на выборах и референдуме. При этом должны соблюдаться принци­пы избирательного права.

Под принципами избирательного права понимаются закрепленные в правовых нормах основополагаю­щие начала организации и прове­дения выборов. Их соблюдение де­лает выборы по-настоящему народ­ным волеизъявлением. Нарушение подрывает легитимность выборов и избранных органов.

Выборы и референдумы прово­дятся на основе равного избира­тельного права — каждый избира­тель имеет равное число голосов при условии, что избирательные округа должны быть равны по чис­ленности населения. Все избирате­ли участвуют в выборах на равных основаниях.

Гражданин РФ имеет право из­бирать, быть избранным, участво­вать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущест­венного и должностною положе­ния, места жительства, отноше­ния к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям, а также других об­стоятельств.

Выборы являются прямыми, то есть избиратель голосует непосред­ственно за кандидата или список кандидатов. Никто не вправе участ­вовать в выборах вместо конкрет­ного избирателя.

Голосование на выборах, как правило, тайное. При этом соблюдается   принцип   гласности,   кото­рый заключается в следующем:

  • все мероприятия, связанные с выборами организуются и прово­дятся открыто;
  • обязанностью избирательных комиссий является информирова­ние граждан о своей работе;
  • средства массовой информа­ции освещают ход подготовки и проведения выборов, получая мате­риалы от избирательных комиссий, государственных и общественных организаций.

Подготовка и проведение выбо­ров и референдума осуществляются на основе норм избирательного права и регламентированы избира­тельным процессом, который пред­ставляет собой урегулированную законом и другими социальными нормами деятельность граждан, ор­ганов, организаций и групп по под­готовке и проведению выборов в государственные и самоуправлен­ческие органы. Этот процесс состо­ит из определенных, расположен­ных в установленной последова­тельности этапов:

  1. Образование избирательных округов и участков.
  2. Формирование избирательных комиссий.
  3. Составление списков избира­телей.
  4. Выдвижение и регистрация де­путатов.
  5. Предвыборная агитация.
  6. Голосование.
  7. Подсчет голосов и установле­ние результатов выборов.

Согласно Конституции РФ и со­ответствующего законодательства военнослужащие имеют равные с другими гражданами избиратель­ные права. Закрепленные в законо­дательстве особенности участия во­еннослужащих в выборах обуслов­лены специфическим характером военной службы, но при этом не ущемляют их избирательных прав.

 

2

 

Военнослужащие, как и другие граждане Российской Федерации, принимают активное участие в вы­борах. При этом не допускаются ограничения их активного или пас­сивного избирательного права по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пре­бывания, а также местом жительст­ва до призыва (поступления) на во­енную службу и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Россий­ской Федерации и федеральным законодательством.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» деятельность политических партий и обществен­ных объединений, преследующих политические цели, в Вооружен­ных Силах РФ запрещена.

Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне воин­ской части, могут участвовать во встречах избирателей с кандидата­ми в депутаты. Командование во­инской части обеспечивает их ин­формирование о зарегистрирован­ных избирательных объединениях, избирательных блоках и кандидатах в депутаты.

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» военнослужащие, об­ладающие пассивным избиратель­ным правом, могут сами выдвинуть свою кандидатуру или быть выдви­нутыми в составе избирательного объединения, избирательного бло­ка с последующим сбором подпи­сей в их поддержку.

Сбор подписей среди военнослу­жащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласо­ванию с командирами воинских ча­стей, которые должны содейство­вать организации сбора подписей. Военнослужащий приобретает пра­ва и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию его пись­менного уведомления и заявления военнослужащего в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избиратель­ному округу. В случае регистрации военнослужащего кандидатом в де­путаты и на основании рапорта он освобождается от военной службы для участия в выборной кампании со дня регистрации до дня офици­ального опубликования общих ито­гов выборов.

В указанный период на военно­служащих, являющихся кандидата­ми в депутаты, распространяются все права и обязанности, предусмо­тренные федеральным законода­тельством о выборах. Избрание во­еннослужащего депутатом является основанием для временного приос­тановления его службы.

Законодательство предусматрива­ет организацию голосования воен­нослужащих на общих избиратель­ных участках. В порядке исключе­ния допускается образование избирательных участков непосредствен­но в воинских частях, расположен­ных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. Во­просы организации голосования военнослужащих и других избира­телей воинских частей на общих избирательных участках решаются окружными избирательными ко­миссиями по согласованию с ко­мандирами воинских частей, рас­положенных на территории соот­ветствующих избирательных окру­гов.

Для организации голосования военнослужащих на общем избира­тельном участке, обеспечения их досрочного голосования рекомен­дуется включать представителей воинской части в состав соответст­вующей территориальной и участ­ковой избирательных комиссий.

Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии в день выборов выдают по списку избирателей воинской части избирательные бюллетени для тайного голосования, которые после заполнения опускаются в об­щие для всех избирателей ящики для голосования. После окончания голосования и подсчета голосов списки избирателей воинской час­ти возвращаются в воинскую часть, где организуется их хранение в ус­тановленном законодательством порядке.

Руководство деятельностью уча­стковых избирательных комиссий избирательных участков, образо­ванных при воинских частях, осу­ществляется вышестоящими изби­рательными комиссиями.

Военнослужащий может быть включен в список избирателей и голосовать только на одном изби­рательном участке. Список избира­телей-военнослужащих, находя­щихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в границах распо­ложения воинской части, составля­ется участковой избирательной ко­миссией на основании сведений об избирателях, представляемых ко­мандиром воинской части. Военно­служащие, проживающие вне во­инских частей, включаются в спис­ки избирателей по месту жительст­ва на общих основаниях.

Досрочное голосование избира­телями воинской части осуществ­ляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Россий­ской Федерации».

Организация голосования воен­нослужащих проводится избира­тельными комиссиями во взаимо­действии с командованием соот­ветствующих военных округов, во­инских частей и начальниками гар­низонов.

Сведения о численности и дисло­кации воинских частей не подле­жат разглашению. Не допускается их включение отдельной строкой в базу данных Государственной авто­матизированной системы Россий­ской Федерации «Выборы».

На избирательном участке, обра­зованном при воинской части, уча­стковая избирательная комиссия может объявить голосование закон­ченным раньше 20 часов по мест­ному времени, если проголосовали все избиратели, включенные в спи­сок.

Доступ наблюдателей, в том чис­ле иностранных, кандидатов в де­путаты и их доверенных лиц на из­бирательные участки, образован­ные при воинских частях, в день голосования и при подсчете голо­сов осуществляется при предъявле­нии последними удостоверений, выданных соответствующими из­бирательными комиссиями. Ко­мандиры воинских частей, выделяя помещения для избирательных уча­стков, должны размещать их вне территорий режимных объектов.

Протоколы участковой избира­тельной комиссии воинской части с результатами голосования пред­ставляются в соответствующую ок­ружную избирательную комиссию, которая после включения этих све­дений в общие результаты выборов по округу возвращает их председа­телю участковой избирательной ко­миссии воинской части. Хранение списков избирателей, протоколов участковой избирательной комис­сии, избирательных бюллетеней и других документов участковой из­бирательной комиссии воинской части организуется в воинской час­ти в установленном законом по­рядке.

На избирательном участке, обра­зованном за переделами террито­рии Российской Федерации, состав участковой избирательной комис­сии назначается руководителем со­ответствующего дипломатического представительства или консульско­го учреждения Российской Федера­ции, либо командиром воинской части, расположенной за предела­ми территории Российской Феде­рации.

С учетом особого статуса военно­служащих и характера выполняе­мых задач в реализации ими ука­занных прав имеется ряд особенно­стей, обусловленных спецификой военной службы:

  • военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свобод­ное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шестви­ях и иных мероприятиях, проводи­мых вне территории воинской час­ти;
  • военнослужащим запрещено членство в политических партиях. Они могут состоять и участвовать в них, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Причем в деятельности лишь тех общественных объединений, кото­рые не преследуют политические цели;
  • при выборах в органы мест­ного самоуправления, на мест­ном референдуме в списки изби­рателей не включаются и не учи­тываются при определении числа избирателей военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, воен­ных организациях и учреждени­ях, а также курсанты военных об­разовательных учреждений про­фессионального образования, ко­торые расположены на террито­рии соответствующего муници­пального образования, если мес­то жительства этих военнослужа­щих до призыва на военную службу не было расположено на

территории  муниципального об­разования;

  • военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской ча­сти и не имевшие возможности по­лучить открепительное удостовере­ние, по личному письменному за­явлению, не позднее чем за семь дней до дня голосования, могут быть включены в списки избирате­лей на избирательном участке по месту их временного пребывания;
  • военнослужащие голосуют, как правило, на общих избирательных участках, а проживающие вне во­инских частей, включаются в спис­ки избирателей по месту жительст­ва на общих основаниях. Основа­нием для включения в список из­бирателей военнослужащих, нахо­дящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах располо­жения воинской части, является факт нахождения их места житель­ства в пределах расположения во­инской части, который устанавли­вается соответствующей службой воинской части или органами реги­страционного учета граждан Рос­сийской Федерации по месту пре­бывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воин­ской части граждан, проходящих службу по призыву. В порядке ис­ключения допускается образование избирательных участков на терри­ториях воинских частей, располо­женных в обособленных, удален­ных от населенных пунктов мест­ностях;
  • лица, замещающие командные должности в воинских частях, во­енных организациях и учреждени­ях, не могут быть назначены члена­ми избирательных комиссий с пра­вом совещательного голоса:
  • военнослужащим при исполне­нии ими своих служебных обязан­ностей запрещается проводить предвыборную агитацию, выпус­кать и распространять любые аги­тационные материалы используя свое служебное положение;
  • военнослужащим запрещается ведение на территории воинских частей любой политической пропа­ганды и агитации, в том числе предвыборной.

 

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)