МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по общественно-государственной подготовке.

 

«ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ, ВОИНСКИЕ УСТАВЫ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

 

( методическое пособие в помощь руководителям групп ОГП)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 г.

ВОПРОСЫ:

  1. Правовое закрепление прав, свобод, социальных гарантий военнослужащих.
  2. Обязанности и ответственность военнослужащих.

 

Военнослужащие как граждане, исполняющие особый вид федераль­ной государственной службы (воен­ную службу), имеют обусловленное особенностями ее исполнения, ус­тановленное государством правовое положение — статус. Он определя­ется Конституцией Российской Федерации, федеральными консти­туционными законами, федераль­ными законами и иными норматив­ными правовыми актами Россий­ской Федерации, а также нормами международного права и междуна­родными договорами Российской Федерации.

1

Как определено Федеральным законом «О статусе военнослужа­щих», статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гаран­тированных государством, а также обязанностей и ответственности во­еннослужащих. В зависимости от содержания прав, свобод обязан­ностей и ответственности право­вой статус военнослужащих вклю­чает в себя общегражданскую и специальную составные части. Об­щегражданская составляющая оп­ределяет правовое положение во­еннослужащего как гражданина Российской Федерации с некото­рыми ограничениями, установ­ленными федеральными конституционными и федеральными за­конами. Специальная составляю­щая определяет правовое положе­ние военнослужащего как гражда­нина, исполняющего особый вид федеральной государственной службы (военную службу), где оп­ределены права, обязанности и от­ветственности, обусловленные особенностями прохождения во­енной службы.

Реальное содержание прав, сво­бод, обязанностей и ответственно­сти военнослужащих зависит от многих факторов (обстоятельств), к которым можно отнести: форму прохождения военной службы, со­став, к которому военнослужащий относится, в каком федеральном органе исполнительной власти во­еннослужащий проходит службу, место прохождения военной служ­бы, занимаемую должность, ха­рактер выполняемых задач, про­должительность военной службы, семейное положение и многие другие факторы как субъективно­го, так и объективного свойства.

Общегражданские субъективные права представляют собой сово­купность гражданских, личных, политических и социально-эконо­мических прав и свобод и опреде­ляются как установленные зако­ном и гарантируемые государст­вом меры возможного поведения и обладания определенным благом в установленной форме.

Основные права и свободы че­ловека и гражданина определены в главе 2 Конституции РФ, при­надлежат каждому от рождения и являются неотчуждаемыми. Права и свободы человека и гражданина, определенные в Конституции РФ, являются непосредственно дейст­вующими и могут быть ограниче­ны федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конститу­ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных инте­ресов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

Общегражданские права и сво­боды военнослужащих определя­ются с учетом возможности их ре­ализации в условиях Вооружен­ных Сил, других военных органи­заций, что может повлечь за собой некоторые их ограничения.

Особенности реализации основ­ных общегражданских прав воен­нослужащих определены в соот­ветствующих статьях Федерально­го закона «О статусе военнослужа­щих».

Так, статьей 6 указанного Зако­на свобода передвижения и право выбора места жительства реализу­ются военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к мес­ту службы. При реализации права на свободу слова, выражение сво­их мнений и убеждений, доступ и распространение информации во­еннослужащие не должны разгла­шать государственную и военную тайны, обсуждать и критиковать приказы командиров. Участие во­еннослужащих в забастовках за­прещается (ст.7 Закона). Военно­служащие могут состоять в обще­ственных, в том числе религиоз­ных, объединениях, не преследую­щих политические цели. Участие в их деятельности осуществляется во внеслужебное время как част­ных лиц.

Помимо ограничений военным законодательством гарантирован широкий круг прав военнослужа­щих. Так, детально регламентиру­ются такие важные конституцион­ные права, как право на жилище; защиту свободы, чести и достоин­ства; образование; культуру и от­дых; охрану здоровья и медицин­скую помощь; право на личное страхование и возмещение вреда. Их объем по сравнению с правами других граждан установлен в по­вышенном размере, что можно рассматривать как льготы в связи с прохождением военной службы.

К числу прав, обусловленных военной службой (военно-служеб­ные права), можно отнести: право на государственное материальное обеспечение в период состояния на военной службе; право на ме­дицинское обслуживание; право на продвижение по службе; служебно-должностные правомочия; право на отличие по службе (по­ощрение); право на льготы и т.д.

Право на государственное мате­риальное обеспечение реализуется путем получения от государства денежного довольствия и нату­рального обеспечения (продоволь­ственного, вещевого, жилищного).

Продовольственное обеспечение осуществляется по нормам суточ­ного довольствия, утверждаемым Правительством РФ и объявляе­мым приказами министра оборо­ны РФ.

В Вооруженных Силах по дан­ному вопросу действует приказ министра обороны РФ от 22 июля 2000 года № 400, которым введено в действие Положение о продовольственном обеспечении Воору­женных Сил Российской Федера­ции на мирное время.

Сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на воен­ную службу по контракту, обеспе­чиваются продовольствием по нормам и в порядке, предусмот­ренным указанным Положением для прапорщиков.

Вещевое обеспечение военнослу­жащих Вооруженных Сил Россий­ской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в войсках которых те проходят во­енную службу, имеет целью удов­летворение их потребностей в во­енной одежде, обуви, нательном белье, постельных принадлежнос­тях, снаряжении, теплых вещах, специальной одежде и другом ве­щевом имуществе, что позволяет создать условия для выполнения задач боевой и специальной под­готовки.

Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями осуществ­ляется в соответствии с Федераль­ным законом «О статусе военно­служащих», федеральными зако­нами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с требованиями главы 4 Устава внутренней службы военнослужащие, проходящие во­енную службу по призыву, кроме матросов и старшин, находящихся на кораблях, размещаются в ка­зармах, по правилами размеще­ния, определенным данной гла­вой.

Статьей 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» опре­делено право военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, на бесплатную медицин­скую помощь. В соответствии с Уставом внутренней службы со­хранение здоровья военнослужа­щих достигается путем соблюде­ния санитарно-гигиенических правил и проведения профилакти­ческих мероприятий, а также по­стоянным медицинским контро­лем за состоянием здоровья лич­ного состава. Медицинское обеспе­чение в целях сохранения боеспо­собности и укрепления здоровья личного состава включает также своевременное оказание помощи раненым и больным, их эвакуа­цию, лечение и быстрейшее воз­вращение в строй, предупреждение распространения заболеваний в войсках.

Медицинское обеспечение осу­ществляется через предоставляе­мые государством лазареты и ам­булатории, поликлиники и госпи­тали, санатории и дома отдыха, научно-исследовательские учреж­дения и клиники.

Право военнослужащих на про­движение по службе реализуется в порядке, предусмотренном Поло­жением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г., путем назна­чения на высшие должности с учетом заключенного военнослу­жащим контракта в соответствии с полученной квалификацией, до­стигнутыми в служебной деятель­ности результатами и на конкурс­ной основе.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнослужа­щий, проходящий военную служ­бу по контракту, вправе предло­жить соответствующей аттестаци­онной комиссии свою кандидату­ру для рассмотрения на освобож­дающуюся или вакантную воин­скую должность

Особую группу прав составляют служебно-должностные права воен­нослужащих. Они определяются как мера возможного поведения военнослужащего при исполнении должностных и специальных обя­занностей. Реализация данных прав направлена на достижение целей, обусловленных требовани­ями служебной необходимости, и в некоторых прямо предусмотрен­ных случаях может являться обя­занностью для военнослужащего. К ним можно отнести: право на ношение, хранение и применение оружия, право требования с под­чиненных, право применять пол­номочия в пределах своей компе­тенции, право применять поощре­ния и налагать дисциплинарные взыскания. Пределы, а также по­рядок применения указанных прав юридически закрепляются в раз­личных нормативных правовых актах (должностных инструкциях, положениях об органах управле­ния, общевоинских уставах Во­оруженных Сил Российской Феде­рации, положениях о прохожде­нии военной службы различных категорий военнослужащих и т.д.), исходя из должностной либо спе­циальной компетенции каждой категории военнослужащих.

За подвиги, заслуги перед госу­дарством, разумную инициативу, усердие и отличия по службе во­еннослужащие имеют право на по­ощрение со стороны командиров (начальников), награждение ве­домственными наградами и знака­ми отличия со стороны министра обороны РФ (руководителя иного федерального органа исполни­тельной власти), правительствен­ными наградами, государственны­ми наградами со стороны Прези­дента РФ.

Право военнослужащего на по­ощрение носит весьма условный характер, так как его реализация зависит от прав командиров (на­чальников), государственных должностных лиц по применению поощрений. Однако потенциаль­ная возможность получить поощ­рение создает законный интерес у военнослужащего и в целом сти­мулирует его к добросовестному выполнению своих обязанностей, совершенствованию профессио­нального мастерства, проявлению инициативы и героизма.

Наряду с правами, обусловлен­ными военной службой, и в до­полнение к ним военное законо­дательство определяет и комплекс специальных личных прав военно­служащих и членов их семей в ви­де преимуществ по сравнению с другими гражданами, получивших наименование «льготы в связи с выполнением военной службы».

Под льготами принято понимать определенные преимущества, пре­доставляемые гражданам в связи с военной службой или выполнени­ем иных воинских обязанностей, либо полное или частичное осво­бождение их от некоторых госу­дарственных обязанностей.

Институту льгот родственны ин­ституты гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужа­щим в связи с прохождением во­енной службы. Они во многом схожи и взаимосвязаны. В некото­рых льготах есть элементы ком­пенсаций или гарантий, и наобо­рот. Однако льготы как преиму­щества призваны главным обра­зом привлекать граждан к тому или иному виду деятельности (к прохождению военной службы) и стимулировать ее. Гарантии имеют целью прежде всего сохранять основные общегражданские права военнослужащих на период про­хождения военной службы, а ком­пенсации возмещать военнослу­жащим дополнительные матери­альные затраты, которые они вы­нуждены производить в связи с выполнением обязанностей воен­ной службы.

Льготы военнослужащим, чле­нам их семей, установленные в связи с выполнением воинских обязанностей, по своему содержа­нию весьма разнообразны, затра­гивают многие области социаль­но-экономической и культурной жизни. В зависимости от того, в какой сфере общественных отно­шений реализуются льготы, разли­чают их основные виды: льготы по налогам и сборам, жилищные льготы, льготы в области здраво­охранения, льготы в области обра­зования и культуры, льготы по пе­ревозкам. В зависимости от осно­вания назначения при изменении служебного положения, места и условий службы льготы устанав­ливаются в связи с достижением определенной выслуги лет, за службу в отдаленных местностях, в связи с выполнением специаль­ных обязанностей, в связи с учас­тием в боевых действиях в услови­ях вооруженных конфликтов, в связи с увольнением с военной службы и др.

Конкретное содержание льгот определяется органами государст­венной власти путем издания со­ответствующих законодательных актов.

Основным «базовым» юридичес­ким документом, устанавливаю­щим льготы для военнослужащих, является Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Кроме этого, льготы военнослужащим устанавливаются в федеральных законах и иных нормативных пра­вовых актах как бывшего СССР, так и Российской Федерации.

Федеральным законом «О стату­се военнослужащих» для военно­служащих и граждан, призванных на военные сборы, предусмотрены страховые гарантии и право на единовременное пособие в случае смерти либо повреждения здоро­вья.

Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан уста­новлены Федеральным законом «Об обязательном государствен­ном страховании жизни и здоро­вья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотруд­ников федеральных органов нало­говой полиции» от 13 февраля 1998 г. В федеральных органах ис­полнительной власти по данному вопросу утверждены соответству­ющие инструкции.

В случае гибели (смерти) воен­нослужащих или граждан, при­званных на военные сборы, насту­пившей при исполнении ими обя­занностей военной службы (на во­енных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), ли­бо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей во­енной службы до истечения одно­го года со дня увольнения с воен­ной службы (военных сборов), членам семей военнослужащих выплачивается в равных долях единовременное пособие в разме­ре 120 окладов денежного содер­жания (при смерти призывника -120 минимальных месячных окла­дов по первому должностному разряду солдата-конрактника).

При досрочном увольнении во­еннослужащих (граждан, призван­ных на военные сборы) с военной службы (военных сборов) в связи с признанием их негодными к во­енной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей воен­ной службы, им выплачивается единовременное пособие в разме­ре 60 окладов денежного содержа­ния (призывникам — 60 минималь­ных месячных окладов по первому должностному разряду солдата-конрактника).

 

2

 

Федеральным законом «О стату­се военнослужащих», федеральны­ми законами, регламентирующи­ми прохождение военной службы в иных федеральных органах ис­полнительной власти, а также об­щевоинскими уставами для воен­нослужащего предусмотрены не только права, но и установлены служебные обязанности, которые по своему содержанию являются общими, должностными или специ­альными.

Общие обязанности распростра­няются на всех военнослужащих, независимо от их должностного положения, воинского звания, принадлежности к виду или роду войск, воинскому формированию. Они изложены в Федеральном за­коне «О статусе военнослужащих», в общевоинских уставах. В общих обязанностях выражается сущест­во воинского долга, который обя­зывает военнослужащих быть вер­ными военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужест­венно и умело защищать свое Оте­чество, строго соблюдать Консти­туцию и законы Российской Фе­дерации, требования общевоин­ских уставов и др.

Должностные обязанности воен­нослужащих определяются соот­ветствующими законодательными актами, воинскими уставами, дру­гими нормативными документами применительно к должностям, ко­торые могут занимать военнослу­жащие.

Военнослужащие в период на­хождения на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гар­низонном нарядах, при ликвида­ции последствий стихийных бед­ствий, в чрезвычайных обстоя­тельствах выполняют специальные обязанности, которые также уста­навливаются законодательством и общевоинскими уставами. Для их выполнения они могут наделяться дополнительными правами.

Все военнослужащие, независи­мо от воинского звания и должно­сти, равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федера­ции, с учетом особенностей свое­го правового положения (статуса военнослужащих). Юридическая ответственность наступает за на­рушение правовых норм, проявля­ется как реакция на противоправ­ные действия, как воздействие го­сударства на нарушителя.

За совершенные правонаруше­ния военнослужащие привлекают­ся, как правило, к одному виду от­ветственности. В случае соверше­ния правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, они возмещают ущерб не­зависимо от привлечения к иным видам ответственности или при­менения мер общественного воз­действия.

За проступки, связанные с нару­шением воинской дисциплины или общественного порядка, во­еннослужащие несут дисциплинар­ную ответственность по основа­ниям и в порядке, определенным общевоинскими уставами Воору­женных Сил Российской Федера­ции.

Военнослужащий, подвергнутый дисциплинарному взысканию за совершенное преступление и при­чиненный государству материаль­ный ущерб, не освобождается от уголовной ответственности.

Дисциплинарные взыскания, которые могут налагаться на воен­нослужащих, изложены в главе 3 Дисциплинарного устава Воору­женных Сил Российской Федера­ции. Высказанные командиром (начальником) подчиненному предупреждение, замечание или строгое указание на упущения по службе не являются дисциплинар­ным взысканием.

За административные правона­рушения (нарушение Правил до­рожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных за­пасов, таможенных правил) воен­нослужащие несут ответствен­ность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены ад­министративные взыскания в виде штрафа, лишения права на управ­ление транспортными средствами, исправительных работ и админис­тративного ареста. За остальные административные правонаруше­ния военнослужащие несут дис­циплинарную ответственность в порядке, определенном общево­инскими уставами.

Военнослужащие, лица, проходящие военные сборы, подлежат уголовной ответственности за со­вершенные преступления в соот­ветствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Основа­нием уголовной ответственности является совершение деяния, со­держащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Преступлением признает­ся виновно совершенное общест­венно опасное

 

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)