КОНСПЕКТ

по общественно государственной подготовке с личным составом ПОГЗ

 

ТЕМА: «Патриотизм и верность воинскому долгу. Жить и служить родине по законам воинского братства».

ЦЕЛЬ:

  1. Формировать у личного состава государственно-патриотическое сознание, чувства любви и верности своему Отечеству.
  2. Мобилизовать многонациональный воинский коллектив на бдительную и качественную службу по охране и защите государственной границы РФ.

ВРЕМЯ: 6 часов (2+4)

МЕТОД: Рассказ, беседа

МЕСТО: Комната досуга

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Патриотизм, верность воинскому долгу, мужество, доблесть – неотъемлемые качества воина-пограничника
  2. Жить и служить Родине по законам воинского братства

Перед началом занятия объявляю тему, цель, учебные вопросы. Актуальность и важность изучаемой темы. Ее связь с жизнью подразделения.

Ставлю задачу помощнику, руководитель группы по ОГП на:

  • подготовку помещения;
  • подготовку конспектов личного состава, канцелярских принадлежностей;
  • карты РФ;
  • выставку литературы.

Выступление двух военнослужащих с информированием:

  1. Мировые новости..
  2. Обстановка на участке Государственной границы.

По окончанию занятия объявляю тему, цель, учебные вопросы, отмечаю военнослужащих кто лучше, кто хуже усвоил учебный материал. Задаю задание на самоподготовку. Назначаю 2 военнослужащих для подготовки к информированию. В течении 5-7 минут изучаем карту мира.

Введение

Защита Отечества, согласно конституции Российской Федерации, является долгом и обязанностью ее граждан. Она требует от военнослужащих огромного напряжения физических и духовных сил, постоянного совершенствования морально-боевых качеств.

Великие полководцы и военачальники неизменно подчеркивали первостепенное значение духовно-нравственных сил среди других слагаемых боеспособности войск. Наполеон, например, отмечал, что «духовные силы относятся к физическим как три к одному». Исключительно большое внимание укреплению моральных сил войск придавал А.В. Суворов, что в значительной степени способствовало его победам в крупных сражениях.

Г.К. Жуков отмечал: «Никто не может провести четкую грань между ролью собственно оружия, военной техники и значением морального духа войск. Однако бесспорно, что при прочих равных условиях крупнейшие битвы и целые войны выигрывают те войска, которые отличаются железной волей к победе, осознанностью цели, стойкостью духа и преданностью знамени, под которым они идут в бой».

 

1.

Особое место среди духовных качеств российских воинов-пограничников занимает любовь к Родине, высочайший патриотизм. Дух патриотизма, как беззаветной любви к Родине, своему Отечеству, лежит в основе и венчает всякую современную военную систему. «Выше всего, — отмечал видный военный педагог М.И. Драгомиров, — стоит готовность страдать и умирать, т.е. самоотвержение… оно дает силу претерпеть до конца, принести Родине жертву высшей любви».

Под патриотизмом понимаются преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Патриотизм – это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения. Родина – это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается. Отечество – понятие родственное Родине, в которое, однако, вкладывается более глубокое содержание и прежде всего нравственное, духовное. Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям – отцу и матери. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Подлинный патриотизм несовместим с национализмом и шовинизмом. Любить свою Родину – совсем не значит отвергать все иностранное и хвалить только свое отечественное. Любовь к Отечеству совместима с любовью ко всему лучшему, что создано мировой цивилизацией. У военнослужащего патриотизм в его высшей пробе, проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине. Для военных людей эти понятия неразрывно связаны и по сути дела являются синонимами.

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.

Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны – воинский, к товарищам – товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазна, от неверного шага, сохранить совесть и достоинство. Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Если любовь к Родине – это проявление патриотизма, то защита Отечества – это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Нельзя верить тому, кто клянется в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по ее вооруженной защите. А таких к сожалению, в последнее время среди призывников стало немало. История свидетельствует, что в тех обществах, где граждане начинали с призрением относится к воинскому долгу, неминуемо происходил их распад и крах. «Горе тем странам, — отмечал известный военный теоретик Г. Жомини,  — в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, свое здоровье или свое имущество».

В мирной повседневной жизни ратный долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, мастерского владения вверенной техникой и оружием, совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.

Быть верным боевому долгу – значит всеми делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется – встать на ее защиту.

Под мужеством понимается – морально-психологическое и боевое качество воина, характеризующее его способность устойчиво переносить длительные физические нагрузки, психическое напряжение и сохранять при этом присутствие духа, в опасных ситуациях проявлять высокую боевую активность. Внутреннюю основу мужества воинов-пограничников составляет их высокие нравственные принципы, а также воинское мастерство, тренированность, умение владеть собой.

Воинская доблесть – это самоотверженное, мужественное исполнение военнослужащими своего воинского долга и служебных обязанностей в мирное и военное время. В основе воинской доблести воинов-пограничников лежит сознание ими своего патриотического долга, воинское мастерство, высокая дисциплинированность, бдительность, трудолюбие.

Российским воинам-пограничникам есть с кого брать пример мужества, доблести, героизма. В летописи Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги Российских и советских воиновНавсегда вошел в историю подвиг бойца заставы «Артлу-Тазакенд» Нихичеванского пограничного отряда Андрея Бабушника. В ночь на 18 марта 1926 г. он вышел с красноармейцем Георгием Шамаевым на охрану границы. Перед рассветом бойцы заметили отряд в 20 человек, переправлявшийся через реку Аракс на советскую территорию. Пограничники смело вступили в неравный бой. Им удалось убить нескольких нарушителей. Однако в перестрелке Андрей Бабушкин получил тяжелое ранение. Несмотря на это, он до последнего мгновения жизни продолжал вести огонь. Ни одному нарушителю не удалось переправиться на наш берег. Приказом полномочного представительства ОГПУ по Закавказью застава «Артлу-Тазакенд» стала носить имя Андрея Бабушкина. Это была первая именная застава в Пограничных войсках СССР.

Вся жизнь легендарного пограничника Никиты Федоровича Карацупа, задержавшего более 400 нарушителей границы являет собой пример верности воинскому долгу, мужеству, доблести и героизма. Стойкая и мужественная борьба советских воинов-пограничников – защитников Бресткой крепости сковала крупные силы противника. Большинство участников обороны погибли, лишь немногим удалось вырваться из вражеского кольца. Оборона крепости продемонстрировала высокое мужество советских воинов. За выдающиеся подвиги, совершенные в первые дни Великой Отечественной войны, за образцовое выполнение заданий командования 11 пограничникам было присвоено звание Героя Советского Союза. Его удостоены младший сержант В.М. Михальков, сержант И.Д. Бузыцков, лейтенанты К.Ф. Ветчинкин, А.В. Рыжиков, А.В. Лопатин, В.М. Усов, А.М. Кижеватов, Ф.В. Морин, старшие лейтенанты Н.Ф. Кайманов и А.К. Константинов, заместитель политрука В.П. Петров. Свыше семисот бойцов и командиров награждены орденами и медалями.

В 60-е гг. советские пограничники неоднократно отражали вооруженные провокации со стороны Китая. Так, в ночь на 2 марта 1969 г. было осуществлено крупномасштабное вторжение на нашу территорию на участке заставы села Нижне-Михайловское Дальнереченского пограничного отряда. Около 300 вооруженных китайских солдат одетых в маскхалаты, по льду перешли через протоку реки Уссури и вышли на о. Даманский. Ведя массированный огонь из минометов, гранатометов и крупнокалиберных пулеметов, китайцы почти в упор расстреливали пограничников. Застава находясь фактически в окружении приняла неравный бой. Благодаря мужеству, стойкости и героизму пограничники заставили китайцев покинуть советскую территорию.

Родина высоко оценила мужество и героизм пограничников. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1969 г. за героизм и отвагу, проявленные при защите Государственной границы СССР, присвоено звание Героя Советского Союза полковнику Д.В. Леонову и старшему лейтенанту И.И. Стрельникову (посмертно), младшему сержанту Ю.В. Бабанскому и старшему лейтенанту В.Д. Бубенину.

Сотни примеров проявления мужества, доблести, героизма, проявили наши воины при выполнении интернационального долга в республике Афганистан, при защите южных границ в республике Таджикистан, Чечне и других «горячих точках».

Исторический опыт России свидетельствует, что ее воины, сохраняя преемственность, из поколения в поколение не только хранили, но и накапливали боевые традиции, приумножали славу отцов.

По мере накопления опыта в защите Отечества военный героизм приобрел силу прочной нравственной традиции, превратился в норму поведения для российского воинства.

Во все времена подвиги русских воинов почитались, прославлялись и возвеличивались народом. Воины, совершившие боевые подвиги, назывались героями. Хотя высшего знака отличия в старину не было, но существовала целая система военных орденов и медалей, которыми награждались солдаты, младшие командиры, офицеры и генералы.

Утверждение 16 апреля 1934 г. высшей степени отличия в нашей стране – звания Героя Советского Союза было логичным развитием славных героических традиций русской армии и флота. В марте 1992 г. было установлено звание Героя Российской Федерации и утвержден знак отличия – медаль «Золотая звезда».

Всего звание Героя Советского Союза получили 12773 человека на 1 января 1996 г., более 80 человек – звание Героя Российской Федерации.

В послевоенные годы в мирной будничной жизни и в ходе боевых действий в ряде стран наши воины своими ратными делами и героическими подвигами множество раз убедительно доказывали свою верность воинскому долгу, присяге, Родине.

Чувство патриотизма и сегодня остается высшей нравственной ценностью и наиболее убедительным смыслом службы в армии реформируемого Российского государства. Отрадно, что любовь к Родине у воинов-патриотов не ограничивается словесными заверениями, а включает созидательное начало, выражается в конкретных благородных делах и героических поступках.

Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины каждодневно доказывают в поле, на стрельбищах и танкодромах, в классах и за пультами боевых машин, в ходе караульной и внутренней службы, а при необходимости и в боевой обстановке, как это происходило в Чеченской Республике.

Преклоняясь перед мужеством и доблестью солдат, Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский писал в своих воспоминаниях: «Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры вражеских дотов, летчики и танкисты, не задумываясь шли на таран. Героями были все – и те, кто устремлялся в атаку сквозь стену огня, и те, кто под снарядами строил мосты и тянул провода к командным пунктам. Слава вам, чудесные советские люди!..»

На протяжении всей своей истории российские воины от солдата до маршала проявляли подлинный массовый героизм, в основе которого была беспредельная любовь к Родине. Это являлось одним из решающих факторов наших побед.

В нынешней военно-политической обстановке, когда НАТО рвется к восточным границам России, пытаясь установить мировое господство, военнослужащие Вооруженных Сил, пограничных войск Российской Федерации должны проявлять исключительную бдительность, помня уроки минувшей войны и то, какой ценой нам досталась Победа. В этом – необходимое условие высокой боевой готовности войск и сил флота, гарантия сохранения суверенитета России.

Воспитание уличного состава Вооруженных Сил и пограничных войск РФ патриотизма, верности воинскому долгу, мужества и доблести реализуется по целому ряду направлений. К ним относятся: духовно-нравственное, историческое, политико-правовое, социокультурное, патриотическое, профессионально-деятельностное, военно-социальное, психологическое воспитание на воинских традициях. Кратко охарактеризуем основные из них.

Духовно-нравственное – предполагает осознание воинами высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться им в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, необходимых в условиях ратной службы качеств.

Историческое – представляет собой знание истории нашей страны, понимание судьбы Отечества, своей неразрывности с ним, ощущение гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Включает изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних врагов, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

Политико-правовое – формирование глубокого понимания гражданского и конституционного долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политике, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ в политической системе общества и государства. Требует ознакомления с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознания положения Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.

Патриотическое воспитание – воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самомознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно строится на беззаветной любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитании национальных святынь и символов, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Пофессионально-деятельностное – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству,стремеления к активному проявлению професссионально-трудовых качеств в интересах выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентиры профессионально-деятельностной самореализации личности, стремление к достижению высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью исполнять служебные обязанности, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Воспитание на воинских традициях – представляет собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения личного состава, его духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинским традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на личный состав являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Воспитание на традициях включает: активное изучение героического пути, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий с акцентом на примерах воинской доблести и героизма воинов; участие ветеранов войны, участников боевых действий в Афганистане, «горячих точках» России в основных мероприятиях военно-патриотического воспитания; возрождение и обеспечение преемственности в созидании и разработке образцов военной формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; насыщение воинских ритуалов чувством гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ, другим войскам, своему виду, роду войск, соединению, части и т.д.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в единый процесс практической деятельности.

Реализация их предполагает большую и напряженную работу. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого воина как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели условиям, факторами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных проблем российского общества и его военной организации, значение которой в сложный и противоречивый период их развития трудно переоценить.

 

2.

Воинская дружба и товарищество являются славной боевой традицией армии и флота. Это по праву считается одной из самых больших наших ценностей. Присущие всем поколениям российских воинов товарищество и дружба играют весомую роль в укреплении морально-психологического климата в коллективе и решении стоящих перед ним задач.

Человек по своей природе – существо глубоко общественное. Как-то немецкий драматург Бертольд Брехт не без юмора заметил: «Все-таки один человек – это еще ничто. Кто-то другой должен его окликнуть, чтобы он стал человеком». Коллективизм – это качество, которое в ходе многовековой эволюции способствовало формированию человека, его сознания и в целом цивилизованного общества. Жизнь человека – сложная система совместных шагов, контактов, связей со множеством людей. И по ней легче идти, когда рядом товарищи, когда рядом друзья. Во все времена и сила нашей армии множилась коллективизмом, взаимопомощью.

Воинское братство зиждется на войсковом товариществе. Войсковое товарищество – морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе, характеризующаяся общностью служебных интересов, взаимным доверием, взаимопомощью, глубокой привязанностью друг к другу и влияющая на его сплоченность и боеспособность.

Замечательная традиция войскового товарищества складывалась и развивалась на протяжении многих столетий. Уже в народных былинах, древнерусских летописях («Слове о полку Игореве», «Поучениях Владимира Мономаха» и т.п.) мы находим свидетельство того, как высоко ценили древнерусские воины дружбу, товарищество.

Бесчисленное количество  примеров святости и верности фронтовой дружбе и товарищеской взаимовыручки сохранила наша славная история. В них отражался дух товарищества и красоты человеческих взаимоотношений.

Наиболее точно сформулировал основной принцип войскового товарищества великий русский полководец А.В. Суворов. В «Науке побеждать» он писал: «Сам погибай, а товарища выручай». Слова легендарного и непобедимого полководца навсегда стали девизом российских воинов. Как в этой связи не вспомнить, к примеру, подвиг экипажа крейсера «Варяг», сплоченного войсковым товариществом. И сегодня нельзя остаться равнодушным, когда звучат слова песни: «Наверх вы, товарищи, все по местам…»

Традиция войскового товарищества получила наиболее полное развитие в годы Великой Отечественной войны. Верные своему народу, Родине, воины нашей армии и флота в первых же боях с врагом показали высокие образцы героизма, сплоченности, стойкости и взаимовыручки. Всегда, когда возникала опасность, каждый боец отдавал все силы, действовал самоотверженно, шел на подвиг ради достижения победы в бою, спасения своих товарищей и друзей.

Тысячу раз правы фронтовики, утверждая, что с другом жить и воевать легче, солдатская дружба, спаянная на войне кровью, — большая сила. Когда в бою чувствуешь, что плечом к плечу с тобой идет испытанный друг, готовый за тебя пойти в огонь и в воду, то, естественно, дерешься смелее, яростнее и увереннее. Тяжелейшей утратой была потеря друзей и товарищей. Отомстить за их смерть было делом долга и чести.

Примечательно и то, что возвращавшиеся в строй после лечения в медсанбатах бойцы и командиры стремились любым путем попасть именно в свою роту, полк, дивизию, считая их лучшими, близкими, родными. Фронтовики утверждают, что в родном полку и раны быстрее заживали.

В современных условиях роль и значение крепкой боевой дружбы, войскового товарищества, военного братства еще более возрастают. Особенно это касается коллективов пограничных застав, непосредственно охраняющих государственную границу, на различных участках, в различных климатических условиях, зачастую автономно решая поставленные задачи. Это обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, выполнение возложенных на воинские коллективы задач, особенно когда ведутся боевые действия, а также при несении службы по охране границы, боевого дежурства, караульной службы сопряжено с риском, опасностью. И в этих условиях коллективизм и взаимная выручка приобретают особое, а порой и решающее значение.

Во-вторых, необходимость взаимопомощи, товарищеской поддержки настоятельно диктуется самим характером воинского труда, применением современных видов оружия. Сегодняшнее оружие, как правило коллективное, а это значит, что целая группа воинов занята решением одной общей задачи. Ныне даже ошибка одного номера расчета может не только нанести ущерб боевой готовности, но и сорвать выполнение поставленной задачи. Кроме того, современное оружие требует взаимозаменяемости в расчете, отделении, экипаже.

В-третьих, современный бой проходит в высоком темпе. Велико насыщение войск огневыми средствами. В этих условиях особенно требуется четкое взаимодействие, взаимная помощь и поддержка между всеми частями и подразделениями, ведущими бой. Да и в своем подразделении, пограничной заставе, части, на корабле воин чувствует себя значительно сильнее, если ощущает рядом локоть товарища, получает от него в трудную минуту необходимую помощь.

Многовековая история нашей армии, флота, пограничных войск богата примерами самоотверженной взаимной выручки воинов всех видов и родов войск. Сегодняшние воины достойно продолжают традиции войскового товарищества, дружбы и воинского братства.

Суть понятия российского войскового товарищества и боевого братства определена требованиями воинских уставов. Так, Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации обязывает каждого воина дорожить войсковым товариществом; не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от недостойных поступков.

Войсковое товарищество, дружба и боевое братство, или, как часто говорят «чувство локтя», призваны способствовать успехам в службе и боевой подготовке, укреплению дисциплины и росту воинского и пограничного мастерства, всемерному повышению боевой готовности пограничных застав, частей и кораблей, а в период боевых действий – достижению победы.

Войсковое товарищество, военное братство предполагают помощь товарищам словом и делом. Российский воин не должен быть безразличным к успехам и неудачам своих сослуживцев. Равнодушие – страшная вещь. Воин, который дорожит войсковой дружбой, боевым братством всегда придет на помощь товарищу, даст ему необходимый совет, поделится своим опытом.

Светлое чувство дружбы и взаимной помощи сплачивает военнослужащих разных национальностей. Настоящая дружба и товарищество – сердцевина, душа воинского коллектива. Они не требуют громких слов. Поэт-фронтовик Сергей Орлов так писал о фронтовой дружбе:

Ей клятв о верности не нужно,

Она, такая, выше их.

Солдатская простая дружба —

Как папироса на двоих…

Помощь товарищу словом – это не просто возвышенные рассуждения и уверения, а бескорыстное, душевное, искреннее родство и поддержка. Особенно это важно в трудные минуты. Скольких людей добрые и вдохновляющие слова поддержали и спасли в трудную минуту. И наоборот, грубое, ранящее слово способно подорвать веру в себя… Хорошо сказал поэт: «Словом можно убить, словом можно полки за собой повести…»

Конечно, готовность всегда действовать в духе дружбы и братства не приходит сама по себе. Ее надо упорно воспитывать в себе каждому молодому солдату и матросу. Сегодня в армию, на флот, в пограничные войска нередко приходят юноши с установкой «человек человеку – волк». Многие не привыкли думать о других, считаться со своими товарищами. Не привыкли уступать и делать другим благо. Обычно такие личности проявляют высокомерие и действуют с позиции физической силы. Негативные результаты сказываются быстро… Армейская (флотская) действительность заставляет таких менять свои взгляды.

Пусть каждый юноша задумается над таким вопросом, может ли рассчитывать на доброе отношение к себе, на взаимовыручку (тем более в бою!) тот, кто допускает грубость, высокомерие, нетоварищеское, эгоистичное отношение к сослуживцу, кто может оскорбить и унизить его? Ответ очевиден.

Личные желания, а тем более эгоизм должны уступать позитивным коллективным интересам и общим задачам. Настоящая дружба и товарищество, боевое братство предполагают заботу, уважение, поддержку… Это не просто моральные нормы взаимоотношений в воинском коллективе, которые можно соблюдать, а можно и не соблюдать. В отличие от школьных, трудовых и прочих коллективов в армии и на флоте, в пограничных войсках эти нормы являются обязанностью.

Не менее важная черта подлинной войсковой дружбы и товарищества, боевого братства имеющая чрезвычайно большое значение, заключается в том, чтобы удерживать товарищей от недостойных поступков.

Настоящий друг никогда не станет закрывать глаза на промахи товарища, не пройдет мимо недостатков, а смело укажет на них. Он всегда постарается предостеречь своего сослуживца от возможной ошибки. А если она уже совершена, то посодействует честному ее признанию, поможет устранить ее. В народе говорят:

«Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает», «Друг спорит, а недруг поддакивает», «Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет».

Когда слышишь замечание товарища, открытое и прямое, в нем пользы неизмеримо больше, чем в лести и умолчании.

Дружба и войсковое товарищество, воинское братство не имеют ничего общего с панибратством, круговой порукой, вседозволенностью, попустительством. У любого человека есть какие-то слабости, недостатки, негативные черты характера, которые не украшают личность. И товарищ может сделать очень многое, чтобы помочь от них освободиться.

Следуя традициям российского боевого братства, нельзя закрывать глаза на недостойные поступки сослуживцев. Надо удерживать их от неверных шагов. Быть принципиальным – значит в большом и малом проявлять высокую требовательность к себе и сослуживцам.

Важной особенностью войскового товарищества, воинского братства является взаимная выручка. «На взаимной помощи зиждется победа», — справедливо отмечал известный русский генерал М.Д. Скобелев.

Нерушимое правило боевого содружества обязывает выручать товарища из опасности, не щадя для этого, если потребуется, своей жизни. Воин никогда не должен оставлять своего товарища в беде.

Взаимовыручка в минуты смертельной опасности всегда умножала силы российских воинов. В тяжелые годы Великой Отечественной войны родился замечательный девиз: «Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь!» Этой фронтовой заповеди и поныне верны российские воины. «Дружба, взаимовыручка, — пишет рядовой запаса З. Агаев, воевавший в Афганистане, — нам были нужны не меньше, чем патроны в бою». Выполнение боевых задач по уничтожению незаконных вооруженных формирований в Дагестане, Чечне также подтвердили эту аксиому.

Более шести часов противостояли пятикратно превосходящим силам бандитов горстка отважных десантников в районе высоты Алилен. Наседавшие бандиты орали в мегафон: «Десантура, сдавайся или мы вас снесем вместе со скалами». Были ранены почти все офицеры, убит комбат. Но никто из 63 десантников не дрогнул. На помощь истекающему кровью отряду рвалась резервная группа. Часть бойцов и раненых удалось вывести. Но не всем было суждено выйти из огненного кольца. Девять десантников остались прикрывать отход товарищей, пытаясь как можно дольше задержать наседавших бандитов. В числе храбрецов были разведчики рядовые Андрей Кашин, Александр Воробьев, Алексей Пикин во главе с младшим сержантом Дмитрием Зенковым. Осколком в сердце был сражен Дмитрий Зенков. Затем от снайперских выстрелов погибли Саша Воробьев и Леша Пикин. Дольше всех держался Андрей Кашин. Друзья слышали его яростный прощальный крик: «Десантники не сдаются!» Они погибли как герои, спасая жизни товарищей, до конца выполнив свой воинский долг. Думать не о себе, когда воздух над головой рвут пули, на такое способны лишь люди мужественные, свято верящие в узы боевого товарищества.

Майор А.П. Богданов принимал участие в операции по уничтожению четырех банд, грабивших и терроризировавших местное население. В этой операции он получил контузию, но не покинул поля боя. В другой ситуации при ведении боевых действий, рискуя жизнью, Богданов вынес с поля боя трех раненых. В последнем бою случилось так, что его группа приняла неравный бой в окружении. В этом бою Богданов геройски погиб.

В критический момент боя под сильным пулеметным огнем противника командир боевой группы пограничник В.Д. Капшук прикрыл собой тяжело раненого командира и вынес сего с поля боя. И таких примеров можно привести сотни.

 

Таким образом, дружба, взаимопомощь, товарищеская выручка сплачивают воинский коллектив, делают его во сто крат сильнее, монолитнее. Без них в современных условиях немыслимо достижение победы в бою. С ними легче переносить тяготы и лишения суровой армейской жизни. Локоть товарища, его поддержка окрыляют солдата и матроса, придают им смелости, уверенности, помогают с честью выполнить свой долг перед Родиной.

Спонсор статьи — сервис выбора кредита онлайн.

 

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)