Основные этапы становления и развития российской государственности

Спонсор статьи — сервис, позволяющий проверить долги у приставов по фамилии. Для проверки задолженности достаточно заполнить небольшую форму и Вам сразу будет предоставлена информация по долгам.

В конце  80-х  — начале 90-х г.г. в Советском Союзе разразился острый экономический и политический кризис, переросшие  в системный, которые стерли с политической карты мира  вторую по военно-экономическому потенциалу державу планеты — СССР. На территории некогда великой страны  образовалось  более десятка независимых государств .

Крупнейшим из них, как по численности населения, размерам территории, так и по военно-экономическому потенциалу, является Российская Федерация.

За короткий исторический отрезок времени  появилось новое российское государство, пришедшие на смену своим предшественникам — Киевской Руси, Московскому государству, Российской империи и Советскому Союзу.

Путь к независимости и к новому строю начался под флагом  либерально-демократических  преобразований при большом подъеме и энтузиазме населения на выборах весной 1990 года. Первые новые политические и государственные решения были приняты на 1 съезде  народных депутатов РСФСР, который собрался летом 1990 года.

Документы съезда определили основные направления движения страны на ближайший период в условиях борьбы и сотрудничества различных общественных сил и социальных интересов, еще не достаточно оформившихся.

Всенародные выборы в России весной 1990 г. были, пожалуй, первыми действительно демократическими выборами  со времен Октябрьской революции 1917 года.  С момента создания депутатского корпуса, созыва 1 съезда народных депутатов РСФСР, прошло сравнительно немного времени, Но этот отрезок времени можно четко разделить на три периода.

1 период — принятие 1 съездом народных депутатов Декларации о  государственном суверенитете РСФСР до августовских событий 1991 года.

2 период — с момента окончания августовских событий 1991 года до 21 сентября 1993 года.

3 период — с 21 сентября 1993 года до принятия Конституции РФ и до проведения выборов в Федеральное собрание.

4 период — начинается с середины 1995 года и продолжается по настоящее время.

1 период характеризовался подъемом народной поддержки Б.Н. Ельцина, который стал народным депутатом России. Не смотря на то, что многие вновь избранные радикальные демократы не связывали своих планов с Ельциным, он пользовался огромным кредитом доверия в массах.

Наиболее знаменательными событиями лета 1990 года были:

  • — принятие I съездом Декларации о государственном суверенитете России (принята 12 июня 1990 года);
  • — избрание Верховного Совета, председатель — Б.Н. Ельцин;
  • — избрание Конституционной комиссии, Председатель Б.Н. Ельциным, а Ответственный секретарь — молодой народный депутат О. Румянцев;
  • — сформирование правительства РСФСР — во главе с И. Силаевым.

От Декларации, о государственном суверенитете России можно датировать начало серьезных политических реформ, по крайней мере — в замыслах. По сути дела, в ней было заложено начало распада СССР как великой державы,  хотя прямо об этом не говорилось.

В ней, почти единогласно, (“за” принятие Декларации поименно проголосовало 907 человек,  “против” — 13, “воздержались” — 7), содержалось очень много новых положений.

Указывалось, например, что гос. суверенитет РСФСР “провозглашается во имя  высших целей:

  • — обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком,
  • — каждому народу — права на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах”.

Устанавливалось, что действие актов СССР приостанавливается РСФСР на своей территории. Отмечалось право свободного выхода РСФСР из СССР.

Подчеркивалась необходимость существенного расширения прав автономных областей и округов, а так же краев и областей РСФСР.

Всем политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции, гарантировались равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

В заключении “Декларации” подчеркивалось, что она является основой для разработки конституции РСФСР, заключения союзного договора и совершенствования республиканского законодательства”.

Деятельность новых руководящих гос. органов России, прежде всего Верховного Совета и его Председателя, помимо работы над проектом новой Конституции, в которой сам Председатель Комиссии участвовал лишь символически, носило преимущественно характер политической борьбы как против представителей РКП в депутатском корпусе России, так и против союзного руководства и, прежде всего, Президента СССР — М.С. Горбачева.

Новый виток политической борьбы был связан с проведением весной 1991 года всесоюзного референдума по вопросу о сохранении союза ССР, а на территории РСФСР еще и по вопросу о введении института президентства.

За сохранение СССР проголосовало большинство его участников:

— в РСФСР около 74 %, в Украинской ССР — 83,5 % ;

— в Белорусской ССР — 95,4 %, в Узбекской ССР — 95,4 % ;

— в Туркменской ССР — 97,7 %.

В референдуме, в целом по стране, приняли участие 147 млн. человек.

За сохранение СССР высказались 112 млн. человек, т.е. 76 % проголосовавших. Одновременно граждане России высказались за введение института президентства. По итогам референдума были приняты законодательные акты, на основе которых были проведены выборы Президента России.

Летом 1991 года внутриполитическая обстановка в СССР и России обострилась. Острейшая политическая борьба развернулась между союзным центром и республиками, активизировались силы в республиках и в регионах России.

Осложнились переговоры о заключении нового договора между союзными республиками и произошли известные события 19-21 августа 1991 года, которые были расценены руководством России, как попытка “государственного переворота и т.н. “путч”, организованный союзными структурами. Августовские события стали катализатором укрепления “радикальных демократов” в структурах государственной власти России.

Была запрещена КПСС, изолированы политические противники. А в декабре 1991 г. как было заявлено об образовании СНГ и управлении СССР.

Российское руководство, как бы одним махом устранило союзное руководство и начало сосредотачивать всю полноту власти в своих руках.

2 этап переходного периода, который обычно характеризуют как “реформы Гайдара”, особенно богат острыми политическими событиями и конфликтами во всех сферах жизнедеятельности Российского общества.

Здесь особенно рельефно проявились бойцовские качества президента РФ Б.Н. Ельцина и его команды, последствия которых начали сказываться уже на рубеже 1992-1993 годов,  а кульминационным пунктом являлся Указ Президента № 1400 от 21 сентября 1993 года “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации”.

2 этап начался важнейшими решениями 5-го съезда народных депутатов, предоставившему Президенту РФ для проведения реформ чрезвычайные полномочия на 1 год с правом самому возглавлять правительство, издавать указы, имеющие силу законов, и много других полномочий.

Президент использовал это время весьма эффективно для формирования собственной администрации, подбора глав администраций в регионах и на местах, назначения в регионы своих представителей, создания Совета безопасности при президенте, тогда еще не предусмотренного Конституцией РФ. Но экономические реформы, которые было поручено проводить первому вице-премьеру Е.М. Гайдару и его команде, по методам “шоковой терапии” не принесла славы не президенту, ни его команде, ни тем, кто непосредственно проводил эти реформы. Не имея кроме лозунга и некоторых общих принципов либерализации цен и приватизации, ни какой заранее продуманной программы у них не было.

Оценку проведения реформ, на 7 съезде народных депутатов РФ, дали сам Б. Ельцин, Е. Гайдар и Председатель Верховного Совета РФ Р.И. Хазбулатов. Съезд постановил: “Считать, что проводимая Правительством РФ экономическая реформа, форма и методы ее реализации не соответствуют интересам большинства граждан РФ и привели к отрицательным социально-экономическим последствиям”.

Неудачи экономической реформы и провалы в др. областях, в особенности социальной, заставили исполнительную власть вновь обратиться к проверенным политическим средствам. Они состояли в том, что виновниками  этого являются представители законодательной и представительной власти в лице Верховного Совета и Съезда нар. депутатов России. Разгорелась острейшая борьба между исполнительной и законодательной ветвями власти.

Роль арбитра и примирителя взял на себя Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин. С трудом удалось разрешить конституционный кризис и 12.12.92 г. Съезд нар. деп. РФ принял Постановление “О стабилизации конституционного строя РФ”.

Несмотря на найденный компромисс, весь 1993 г. прошел в откровенной политической борьбе. В марте состоялись 2 внеочередных (8 и 9) Съезды нар. деп., на которых велся поиск путей выхода из острого политического кризиса.

Выход  из кризисной ситуации был найден на 9 Съезде нар. деп., в том, чтобы “назначить одновременные досрочные выборы нар. деп. РФ в двухпалатной высший законодательный орган государственной власти  РФ- Верховный Совет РФ и Президента РФ на 21.11.93 г.”.

Однако это решение съездом народных депутатов не было реализовано.

21.09.93 г. Президент РФ Б. Ельцин издал Указ № 1400 “О поэтапной Конституционной реформе в РФ”.

Разразился очередной конституционный кризис,  который завершился драматическими событиями октября 1993 г., когда Президентом РФ были использованы ВС, для разрешения внутренних политических противоречий.

Расстрел Верховного Совета страны из танковых орудий, изоляция политических противников, завершает 2 этап т.н. переходного периода.

3 этап начинается с Выборов Федерального собрания  и принятия новой Конституции России путем референдума. С принятием конституции процесс формирования российской государственности приобрел новые черты этот этап предполагается завершить в конце 1996 года выборами Президента России и глав администраций субъектов РФ.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — представленная в соответствующих структурах государства, общества и их институтов и закрепленная нормами Основного Закона система основополагающих общественных отношений.

Давая определение конституционного строя гос-ва, важно подчеркнуть, что в нем должна схватываться сущность последнего. Недопустимо сводить конституционный строй к тому из чего он складывается ( форма организации гос. власти, способ формирования и функционирования властных структур государства, статус человека и гражданина и т.д.) и чем он закрепляется (нормы основного закона).

Каждый конституционный строй- это единственный государственно-правовой организм, который базируется на определенной форме общественных отношений как бы вселяется в указанный организм и придает им специфический характер.

Но вместе с тем, каждому конституционному строю свойственны и свои особенности, которые обусловлены конкретно-историческим стечением обстоятельств.

Или, как говорил Ф. Энгельс, “Экономическое положение- это базис, но на ход исторической борьбы  также оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественную форму ее, различные моменты  надстройки…”

Так согласно Основному закону РФ многонациональное российское общество характеризуется тем, что оно:

  • -утверждает права и свободы человека и гражданина, гражданский мир и согласие;
  • -сохраняет исторически сложившееся государственное единство;
  • -руководствуется общепризнанными принципами равноправия и самоопределения народов, возрождает суверенную государственность России;
  • -утверждает незыблемость ее демократической основы и стремится  обеспечить благополучие и процветание России.

В Конституции РФ,  в ст. 1 записано, что Россия (Р) представляет собой государство  с республиканской формой управления, однако не указывается к какой разновидности республики относится РФ. Судя по ее содержанию  мы имеем дело с президентской формой правления.

По своему национально-государственному устройству, Р. сохранила  федеративную организацию гос. власти (ст. 1,3,4,5,11 и др.). При этом в ней провозглашается, что  равноправными субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа ( ст. 5). Федеративное устройство РФ основано на ее гос. целостности, единстве системы гос. власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ, равноправии и самоопределении народов.

РФ призвана обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории.

Согласно ст. 1 Основного Закона РФ- Россия есть демократическое правовое государство. Демократический режим РФ находит свое выражение в том, что  в  ней человек, его права и свободы объявляются важнейшей ценностью (ст. 2). Причем  Конституция провозглашает, что признание, соблюдение и защита прав  и свобод человека  и гражданина- обязанность государства. Демократический характер Российского государства закрепляется и в ст. 3, согласно которой многонациональный народ РФ является носителем суверенитета и единственным источником власти в республике. Принципиальное значение для стабильного существования  демократического режима в РФ имеет принцип разделения властей. Поэтому в ст. 10 записано, что гос. власть в республике осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Причем в ней специально было оговорено, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Сущность и содержание конституционного строя во многом определяет система гос. власти. Центральное место в системе  власти, в соответствии с конституцией занимает Президент. Он избирается на  4 года гражданами РФ  на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом Р. может быть избран гражданин Р., не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. В соответствии с Конституцией, одно и тоже лицо не может быть более двух сроков подряд. Полномочия Президента  сводятся к следующим группам:

  1. Права и обязанности связанные с деятельностью представительного и законодательного органа в РФ — Федерального Собрания, его палат.

Он назначает выборы Гос. Думы, может распустить ее в случаях, предусмотренных Конституцией, вносит законопроекты в Гос. Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями  о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей  Конституционного Суда , Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и кандидатуру Ген. прокурора; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Ген. прокурора; представляет Гос. Думе кандидатуру для назначения Председателя Центрального Банка РФ; ставит перед Гос. Думой вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ.

2.. Права и обязанности, связанные с деятельностью правительства.

Он назначает с согласия Гос. Думы, Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседании правительства; утверждает предложения председателя правительства о структуре федеральных органов исполнительной власти; назначает по предложению председателя правительства кандидатуры на должности заместителей председателя правительства и федеральных министров; отменяет постановления и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента Р., принимает или отклоняет отставку правительства.

  1. Права и обязанности в области обороны и внешних отношений.

Президент РФ возглавляет ВС РФ, он является Верховным Главнокомандующим ВС РФ; назначает и освобождает от должности высшее командование ВС РФ; утверждает военные доктрины страны; формирует и возглавляет Совет Безопасности; в случаях агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территорию страны или на отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Гос. Думе; осуществляет руководство внешней политикой республики, ведет переговоры и подписывает международные договоры; подписывает ратификационные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей; назначает и освобождает, после консультации с существующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Р. в иностранных гос-вах и международных организациях; как глава гос-ва, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

  1. Компетенция связанная с координацией деятельности соответствующих властных структур государства.

Он может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами гос.  власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ; передавать в случае отсутствия согласованного решения спора на рассмотрение соответствующего суда; право приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и Федеральным законам  и международным обязательством Р., призван обеспечивать осуществление полномочий федеральной гос. власти на всей территории РФ, согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти.

Президент республики имеет и некоторые другие полномочия.

Федеральное Собрание является парламентом РФ. Как постоянно действующий орган он осуществляет законодательную власть.

Он избирается гражданами, достигшими 18 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного  права при тайном голосовании. Выражая государственную власть многонационального народа Р., он призван придавать ей с помощью законов общеобязательный характер.

Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру, т.е. он состоит из двух палат — Совета Федерации и Гос. Думы, которые различаются по своему правовому статусу, способу формирования,  характеру деп. корпуса, входящего в них.

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ; по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти (ст. 95).

Государственная Дума состоит из депутатов, избираемых на участках территории РФ с равным количеством избирателей.

Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации заседает отдельно от Государственной Думы, его заседания являются открытыми, из своего состава он избирает Председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Далее в ней закрепляется право Совета Федерации образовывать комитеты и комиссии, проводить по вопросам своего ведения парламентские слушания. Свою внутреннюю деятельность палата осуществляет на основе Регламента Совета Федерации.

В соответствии со ст. 106, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос. Думой федеральные ее законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров Р., статуса и защиты государственной границы, войны и мира.

Совет Федерации решает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Президента, его вступлением и пребыванием в должности. Он утверждает указы Президента РФ о введении военного положения, чрезвычайного положения, назначает выборы Президента, отрешает его от должности.

Гос. Дума — т.н. “нижняя” палата парламента РФ состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Порядок формирования Гос. Думы устанавливается федеральным законом, который предусматривает избрание 225 депутатов по территориальным округам и 225 по партийным спискам от полит. партий и движений, зарегистрированных в установленном законом порядке.

Депутатом Гос. Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Главной отличительной чертой Гос. Думы является принятие ею законов РФ.

Компетенция Гос. Думы определяется Конституцией РФ.

В соответствии со ст. 103 к ведению Гос. Думы относятся — дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность, освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистий; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Согласно регламента, в рамках Гос. Думы депутаты образуют объединения, сформированные на основе избирательного объединения, прошедшего в Гос. Думу по общефедеральному округу, они именуются фракциями.

В  нынешнем составе Гос. Думы представлены фракции: ЛДПР-( В. Жириновский) , КПРФ-(Г. Зюганов) , Аграрной партии Р.-(М. Лапшин) , Выбор России-(Е. Гайдар) , Партии Российского единства и согласия (С. Шахрай) и другие политические силы страны.

Председатель и заместители Председателя Гос. Думы избираются из числа депутатов Гос. Думы открытым голосованием, причем Председатель Думы и его заместители не могут быть представителями одной партии, фракции или группы депутатов.

Немаловажную роль в деятельности Гос. Думы играет образуемый ею совет гос думы он создается для предварительной подготовки организационных решений, касающихся распорядка деятельности палаты.

В состав Совета  входят Председатель Гос. Думы, руководители фракций  и групп депутатов. В его работе участвуют заместители Председателя Гос. Думы и председатели комитетов палаты с правом совещательного голоса.

Исполнительную власть в РФ согласно ст. 110 осуществляет Правительство Р., которое состоит из Председателя, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Думы. Причем предложения о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее 2- недельного  срока после вступления в должность  вновь избранного Президента или после отставки Правительства, либо в течении недели со дня отклонения кандидатуры Гос. Думой.

Гос. Дума рассматривает представленную кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. В случае 3-кратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Гос. Думой, Президент назначает по своему усмотрению Председателя Правительства, распускает Гос. Думу и назначает новые выборы.

 

Компетенция Правительства закреплена в ст. 114 Конституции РФ.

В соответствии с ней Правительство России:

  • — разрабатывает и представляет Гос. Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • — представляет Гос. Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • — обеспечивает проведение на территории Р. единой гос политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соц. обеспечения, экологии;
  • — осуществляет управление Федеральной собственностью;
  • — осуществляет меры по обеспечению обороны страны, гос. безопасности, реализации внешней политики гос-ва;
  • — осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • — осуществляет иные полномочия, возложенные на него конституции, федеральными законами, указами Президента РФ.

Нынешнее Правительство России возглавляет В. Степашин.

Судебная власть в РФ представлена в виде системы всех судов, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых демократических началах, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия. Только суды осуществляют правосудие в РФ.

Судебная власть в Р. осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В Р. функционируют следующие суды: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, выполняющие свои функции и задачи в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Таким образом, за короткий исторический отрезок времени РФ прошла значительный путь по становлению и развитию своей государственности. Он ознаменован драматическими событиями, в результате которых Р. превратилась из республики Советов в буржуазно-демократическую президентскую республику. Процесс становления и развития Российской государственности не завершен, он будет продолжаться в ближайшие годы.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)