Алексей Алексеевич Кадочников

О состоянии человека в рукопашном бою

Состояние человека в рукопашном бою определяется многими причинами, если так можно сказать, — целой гаммой чувств. Это чувство воодушевления и чувство страха, чувство неуверенности и боли, чувство физической и душевной усталости… Голод, недостаток сна, непогода и многое другое — все это также сказывается на состоянии человека.

Сила духа, воля, человек

Хороший клинок куется, закаливается и оттачивается годами. Руки мастера доводят до совершенства каждую деталь. Нет несущественных мелочей.

Так и в подготовке бойца мелочей быть не может. Но как отковать его характер, закалить дух и отточить знания и умения?

Среди многочисленных факторов, от которых зависит состояние человека в рукопашном бою, определяющим, без сомнения, является дух человека.

Дух поднимает на ноги безнадежно больных, он разжигает из тлеющего угля костер надежды. С Богом и Верой в душе закаляется и растет Дух человека.

Именно Дух позволяет расширить границы знаний и увеличивает потенциал человека. Сила Воли, Желание, Вера — могут все! В экстремальных ситуациях они делают человека всемогущим!

И в жизни тому есть множество доказательств.

…Люди, заблудившись в тайге или потерпев кораблекрушение, вскоре умирали от голода. А ведь без еды можно жить многие недели. Они умирали только потому, что были уверены: без еды скоро умрут.

А блокадные ленинградцы выживали на таком пайке, которого по немецким расчетам не могло хватить для выживания. Они должны были умереть, но они жили, работали и сражались — это горело в их душах. Вот что такое Дух!

…В концлагерях умирали те, которые сдавались, опускались. переставали следить за собой, рылись на помойках. Они расходовали энергии меньше, а умирали первыми.

А те, которые вопреки всему старались сохранить человеческий облик, держались и верили в жизнь, верили, что доживут, вынесут все страдания — эти жили! Жили вопреки тому, что, казалось бы, должны были умереть. Жили и спасали других! Вот что такое Дух!

.. .Во время войны смертельно раненые летчики сажали на аэродром свои самолеты, а когда их вынимали из кабин, они были мертвы — они были убиты наповал. Эти герои жили до тех пор, пока не дотягивали машину до аэродрома, пока не сажали ее. Только тогда чудовищное напряжение их оставляло, и они умирали. Умирали, когда уже было сделано последнее, главное дело их жизни! Вот что такое Дух!!!

.. .4 апреля 1942 года самолет А.П. Маресьева был сбит в районе Старой Руссы. При приземлении самолет врезался в деревья. Машина развалилась на части, но мгновением раньше летчика вырвало из сидения и подбросило в воздух. Упав на широкоплечую вековую ель, он соскользнул по ее ветвям в глубокий сугроб, ощутил острую, жгучую боль в ступнях и… потерял сознание. Он полз 18 дней по лесу. Без пищи, с перебитыми ногами. Многие на его месте пустили бы себе пулю в лоб — самый простой выход. Но он полз и полз, порой измеряя расстояние метрами.

Алексей Петрович вспоминает: «В книге и фильме есть неточность. Когда меня сбили, не было на мне комбинезона, не было унтов. Мы их опасались: если самолет загорался, они мгновенно вспыхивали, а вылезти из них было очень трудно. Поэтому я полетел в реглане. Если бы на мне были унты и комбинезон, возможно, не отморозил бы ноги — унты не пропускали воды. А так перебитые ноги были мокрыми, а по ночам становилось особенно морозно. И еще. Не было у меня никаких душевных разладов, как показано в художественных произведениях».

Маресьев не бился головой о стенку, лишившись обеих ног. Он был собран и целеустремлен. Он знал, что будет летать на истребителе и сделает для этого все. Такой уж это был человек. Преодолевая страдания, он научился не только ходить на протезах, но и бегать, танцевать, а потом — кататься на коньках и на лыжах.

После госпиталя он «пробил» все медицинские и прочие комиссии и получил разрешение вернуться в истребительную авиацию. Совершил 86 боевых вылетов, сбив 11 вражеских самолетов! Получил звание Героя Советского Союза. Вот что такое Дух!

.. .Мой старый приятель поведал мне о таком невероятном случае. Лет двадцать тому назад был он полковым врачом. Как-то раз, во время парашютных прыжков, у одного из солдат не раскрылся парашют. А вы знаете, сколько времени падает человек с высоты в один километр? Двадцать одну секунду! Дальше привожу его рассказ дословно.

«За двадцать секунд, когда снизу мы увидели, что парашют отказал, мы схватили брезентовый «стол» (полотнище креста, выложенного для приземления) и понеслись туда, куда он, как нам казалось, падал, чтобы подхватить его. Мы бежали вчетвером, я и трое солдат, и мы добежали! И поймали его! И он остался жив! Такого не бывает, но мы это сделали»! Вот что такое порыв, страсть, необходимость! Вот что такое Дух!

… 1993 год. В самом центре Тбилиси совершено дерзкое нападение на штабную машину Закавказского Пограничного Округа. Огонь вели с трех точек. Позже в расстрелянной «Волге» насчитали 117 пулевых пробоин. Один солдат убит, второй ранен.

Тяжело ранен офицер штаба. Пулями раздроблены кости обеих ног. После этого — полтора года, проведенные на госпитальной койке, инвалидная коляска и приговор врачей:

«Ходить не сможет». Но он стискивает зубы и борется вопреки всему. Долгие месяцы упорных мучительных упражнений на тренажере. Оставшаяся пуля нередко напоминает о себе острой болью. Но офицер Российской Армии полковник Давид Твалчрелидзе остался в боевом строю пограничников Кавказа, сохранив верность воинской присяге. Вот что такое Дух!

…Многие, знают, как «сдает» человек, выходя на пенсию. Исчезает цель, уходит напряжение нервов, психика демобилизуется — и обрушиваются болезни, надвигается смерть…

А человек, увлеченный своим делом до самого конца, и живет дольше, и болеет реже, и выздоравливает быстрее. Вот что такое Дух!

Страх…

Главное чувство, которое царит над всеми помыслами на войне в предвидении боя и в бою, это чувство страха.

Страх, по словарю С.И. Ожегова, — «сильная боязнь, сильный испуг».

…В одной из американских тюрем осужденному на электрический стул завязали глаза и, сказав, что вскрывают вены, провели линейкой по запястьям и стали лить теплую воду, будто кровь, течет из вен. И он умер! Умер от испуга, как будто вены на самом деле были вскрыты. Вот что такое Страх…

Чувство страха в бою неизбежно присутствует в сознании каждого воина. Один усилием воли подавляет его, другой не умеет этого сделать. К чувству страха примыкает, усугубляя его, чувство физической и душевной усталости, ибо нигде не напрягаются так все силы человеческие, как на войне. Голод, недостаток сна, усталость измотанных мускулов, страдания от непогоды, от растертой обувью и снаряжением кожи — все это часто доводит человека до полного безразличия. Человек тупеет и в этом отупении уже перестает владеть собой, отдаваясь во власть страха.

«Страх, — пишет ТА. Рибо в «Психологии чувств», — есть одна из самых сильных эмоций; это чувство хронологически первым появляется у живого существа».

Страх — это то, что мешает человеку в экстремальных ситуациях. Но он же подстегивает лучше любого кнута, заставляет собраться, удесятеряет силы.

Как же управлять этим чувством?

«Совершенная любовь изгоняет страх «, — учит слово Божье.

«В бою тот бьет, кто не боится погибнуть», -так говорил генерал М.И. Драгомиров.

Полностью преодолеть страх невозможно. Ничего не бояться может человек, не осознающий опасность, которой он подвергается. Преодоление чувства страха зависит не только и не столько от врожденной смелости, сколько от привитых чисто человеческих качеств.

Известно, что люди совершали и совершают чудеса героизма из ненависти к врагу, благодаря пониманию своего долга перед Родиной, боевыми друзьями, перед семьей и любимой женщиной.

Человечество за свою долгую историю перепробовало множество способов преодоления чувства страха, возникающего у большинства людей перед боем и сопровождающего многих из них в процессе схватки. Например, одним из таких способов является выработка привычки действовать нужным образом независимо от того, что творится в душе. Может быть, сердце уходит в пятки, но человек получил приказ (или сам себе приказал) и ринулся в смертельный бой.

Генерал М.Д. Скобелев, обожаемый войсками именно за свою храбрость, в беседе с одним из своих друзей сказал:

«Нет людей, которые не боялись бы смерти. А если тебе кто скажет, что не боится, плюнь тому в глаза: он лжет. И я точно так же не меньше других боюсь смерти. Но есть люди, кои имеют достаточно силы воли этого не показать, тогда как другие не могут удержаться и бегут перед страхом смерти. Я имею силу воли не показывать, что я боюсь; но зато внутренняя борьба страшная, и она ежеминутно отражается на сердце»…

Однако все способы такого рода не решают главной проблемы: чувство страха никуда не уходит, просто человек его преодолевает сознательным усилием воли.

А ведь существуют некоторые специфические способы преодоления чувства страха. К их числу следует отнести, прежде всего, прием наркотических препаратов. Так, например, еще в старину воины принимали перед битвой настойку мухомора. В результате у них полностью исчезал страх, возникала неистовая ярость, обострялись реакции, возрастала мышечная сила. Да и в нынешние времена этот способ нередко используют бойцы спецподразделений и секретные агенты, действующие в одиночку, в сложной ситуации.

«Воинское дело есть трудное, скорбное и трагическое, но необходимое и служащее благой цели. Средства его жесткие и неправедные. Но именно поэтому дух, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своем искреннем христолюбии»

Иван Ильин

Другой из известных способов состоит в том, что все внимание воина в бою сосредотачивается на процессе действия. Его оценочная функция как бы отключена, автоматически работают только механизмы ориентации в пространстве, восприятия противника и управления движениями. Противник для бойца, полностью погруженного в действие, не более чем оживший манекен, стимулирующий необходимые двигательные реакции. Поэтому боец абсолютно спокоен, раскован, действует решительно и последовательно. Подобный алгоритм действий становится возможен благодаря самопрограммированию, при условии наработки соответствующих стереотипов поведения на многочисленных тренировках.

Существуют и другие способы. Но не стоит забывать, что человек, лишенный чувства страха, может погибнуть в самой простой обстановке, потому что он не сможет вовремя почувствовать и оценить грозящую ему опасность. Слово Божье

Богу угоден воин, воинский труд которого направлен на защиту слабых, обездоленных, во утвержденье Святой веры христианской и Отечества, хранящего эту веру.

Вести борьбу с оружием в руках может и имеет право только искренне верующий воин, имеющий благодать Духа Святого в сердце. И воин этот есть воин — христианин.

Дух Святой дает разумение о земной битве, о том, каким образом выполнить долг свой в мирное время в будничном ратном труде; дает разумение не ошибаться в бою; укрепляет волю; дает силы побороть страх, гнев, злобу; дарует милосердие.

Часто невозможно человеку своим разумением постичь, как поступить правильно, как не ошибиться. Ведь ошибка возможна в любом деле. Но ошибка в воинском труде связана с жизнью товарищей, с жизнью мирных людей, которых защищает воин, с жизнью противостоящего ему человека. Когда, в какой момент враг превращается в страдающего человека, нуждающегося в помощи? Не осознавая этого, можно из воина превратиться в убийцу. Постичь это без благодати Духа Святого не в человеческих силах. Дух Святой, приходя в сердце, дарует разумение, дарует силы выполнить Волю Божью.

Воин-христианин должен хранить и защищать Святую Православную веру, защищать Святую Русь — хранительницу этой веры. Защищать ее в невидимой брани, посредством благочестивой жизни, защищать и с оружием в руках, не щадя жизни своей.

Благодать Божья, Благодать Святого Духа дарует разумение и силу воину-христианину в жизни своей, в повседневном ратном труде творить Волю Божью, поступать достойно христианина.

Если же встает необходимость защиты Веры своей и Отечества, благодать Духа Святого дарует силы достойно устоять в этом испытании.

И Господь поборет врагов и дарует Победу, как даровал ее отцам нашим в разные времена в разных испытаниях.

В годы Великой Отечественной войны покровом и заступничеством Матери Божией была спасена Россия, была дарована Победа воинам, не щадившим жизни своей за Родину.

Во все времена на Руси возносились молитвы о сражающемся за свою Веру, за свою Родину русском воинстве. Евангелие призывает воина повиноваться не из страха, но по совести и от души. Заповедано радоваться лишениям и недостаткам, приближающим нас к святым и к самому Спасителю нашему.

Воин, слушающий Слово Божье, будет львом на поле брани, агнцем под кровом мирного жителя и среди товарищей по оружию, будет послушен без лицемерия и терпелив без ропота, будет первым в трудах и последним у наград.

Письмо к Богу

(найдено в шинели русского солдата, погибшего во Вторую мировую войну)

Послушай Бог. . . Еще ни разу в жизни с Тобой не говорил я, но сегодня мне хочется приветствовать Тебя. Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя. И я, дурак, поверил. Твоих я никогда не созерцал творении. И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната, на небо звездное, что было надо мной. Я понял вдруг, любуясь сияньем звезд, каким жестоким может быть обман. Не знаю. Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь; не странно ль, что средь ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя? А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад, что я Тебя узнал. На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно: Ты на нас глядишь. . . Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться, что как Ты знаешь, битва будет злая, и, может, ночью же, к Тебе я постучусь. И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом. Позволишь ли Ты мне войти, когда приду? Но, кажется, я плачу, Боже, и Ты видишь, со мной случилось то, что нынче я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь. Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

(из сборника <Свет и жизнь>,Брюссель, 1990г.)

Там, где неверующий видит только ущемление своих прав, христианин увидит врачевание, исцеляющее от гордости и научающее смирению. Там, где неверующий ожесточится, христианин пуще возлюбит Бога.

Готовясь к сражению, христолюбивый воин должен, в первую очередь, утвердиться в решении исполнить долг службы. Где же почерпнуть решимость, как не в молитве? Воин-христианин силен в брани не одним мужеством и храбростью, не оружием видимым, но более всего верою, молитвой и упованием на Бога! И Господь не оставит сынов своих, если те сражаются за Правое дело.

Готовясь к сражению, христолюбивый воин готовится принести в жертву Богу свои силы, здоровье, а может быть и саму жизнь! Поэтому, укрепив себя молитвой, воин должен примириться со своим ближним. «И Он сказал: и пойди прежде примирись с братом твоим и тогда и принеси дар твой» (Мф.5.24).

В обычае русских воинов было принято просить друг у друга прощение перед боем.

Великий полководец А.В. Суворов напутствовал свои войска так: «Мы приступаем к делу важному и решительному. Как христиане, как русские люди помолимся Господу Богу о помощи и примиримся друг с другом. Это будет хорошо, это по-русски, это необходимо».

Война — дело жестокое. Может ли быть на ней место христианской любви?

И заповедано: <Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя> ЧИн.13.15).

Психологическая подготовка

Уже давно в сознании выдающихся полководцев утвердилась мысль о том, что на войне и в бою духовное начало имеет большее значение, чем материальное, а носитель этого духа — человек является главным орудием боя.

Еще задолго до появления военной психологии как науки, а точнее, с появлением ратных людей на Руси, необходимость психологической подготовки к рукопашному бою ни у кого не вызывала сомнений.

Конечно же, накопление, обобщение и использование практического опыта имело стихийную форму и передавалось от одного поколения к другому устно в виде песен, сказаний, былин и боевых традиций. В разных формах народных преданий народ с гордостью воспевает не только силу, но и высокие моральные качества своих богатырей, их ратные подвиги в борьбе с врагами Отечества.

В первой четверти 17 века развитие психологической мысли тесно связано с именем Петра Первого. Это ему принадлежат слова: «Солдат надлежит непрестанно тому обучать, как в бою поступать, и учить действовать, яко в самом деле».

Большое значение для развития военной психологии в свое время имели прогрессивные взгляды А.В. Суворова. Выступая против муштры, он ратовал за привитие воинам необходимых знаний и их осознанные действия в бою.

Суворовский перечень основных качеств воина не устарел и поныне. Это любовь к Отечеству, чувство воинского долга, уверенность в победе. Это твердая воля, сообразительность, находчивость, взаимовыручка. Это инициатива, военная хитрость и т.д. Значительный вклад в становление военной психологии внес военный врач, известный психолог и психиатр Г.Е. Шумков. В его работах, наряду с рассмотрением общих проблем и задач исследования, анализируется психическое состояние и поведение воинов в различных условиях боя. Особое внимание уделяется кульминации боя — рукопашной схватке. Выводы Шумкова не потеряли своей актуальности и сегодня.

Главный из них: необходимость предварительного ознакомления воинов с условиями реального боя, с психическими переживаниями в боевой обстановке. Накопление воинами боевого практического опыта снижает вредное влияние на их сознание всех тех пережи-ваний, которые связаны с чувствами тревоги, страха.

В современных условиях роль психологической подготовки еще более возросла. Важность проблемы, всю остроту которой показали локальные военные конфликты последних лет, привела к разработке концепции морально-психологического обеспечения войск.

Она включает целый комплекс мероприятий, в том числе — воинское и патриотическое воспитание, культурно-массовую работу, информационное и психологическое обеспечение, снабжение техническими средствами и др.

Сущность проблемы состоит в том, что длительное соприкосновение с опасностью, резкое изменение привычного образа жизни и само содержание боевой деятельности оказывают мощное дестабилизирующее воздействие на психику воина.

В конечном счете, в мире есть только один человек, способный потянуть тебя на дно или вытянуть наверх, — это ты сам.

Опыт боевых действий подтверждает, что войска наряду с неизбежными физическими потерями несут ощутимые психологические потери. Это, прежде всего, связано с получением воинами боевых психических травм, которые, в свою очередь, приводят к расстройствам психической деятельности, полной или частичной потере боеспособности.

Основным психотравмирующим фактором является опасность, угрожающая жизни и физическому здоровью человека. Переживание этой опасности является самым сильным и, как правило, связано с восприятием ужасающей картины гибели и ранений других людей.

Боевые психические травмы подразделяются по условиям и времени появления.

К первой группе относятся травмы, возникающие в относительно короткий промежуток времени, практически в момент появления стрессовой ситуации. Человек может впасть в состояние полной заторможенности, слабо или совсем не реагировать на окружающую обстановку, а может, напротив, проявлять высокую двигательную активность, метаться, кричать и т.д. Нервное потрясение, которое в этот момент испытывает человек, настолько сильно, что он временно теряет способность критически оценивать происходящие события и трезво мыслить.

Вторую группу составляют травмы, проявляющиеся через относительно большой промежуток времени под воздействием слабых, но постоянно действующих психотравмирующих факторов. Накопление психического напряжения иногда происходит незаметно. Человек становится замкнутым, угрюмым, может грубо реагировать на обращения товарищей. Даже те воины, которые имеют солидный боевой опыт, могут внезапно ощутить сильные приступы страха перед выполнением боевой задачи, становятся излишне осторожными.

Вероятность получения психической травмы повышается при определенных условиях. Это физическое истощение, длительное вынужденное бодрствование, нарушение сна; это заболевания, злоупотребление алкоголем, известие о смерти близкого человека, чувство безысходности.

Таким образом, получение воинами боевых психических травм приводит к полной или частичной потере боеспособности. Как отмечалось выше, снижение вредного влияния психотравмирующих факторов достигается, главным образом, за счет предварительного ознакомления воинов с условиями реального боя. ‘Тяжело в учении — легко в бою»!

Напомним, что на формирование личности воина влияют вполне определенные условия и обстоятельства.

Человек начинается в семье, и семья на протяжении всей последующей жизни человека оказывает самое существенное влияние на формирование его отношения к своей роли в собственной семье, его отношения к женщине, браку, к общественному и государственному строю, к политике и т.д. На формирование личности воина оказывают влияние и социальные условия, в которых он живет. Как следствие, в характере человека формируется совокупность качеств, типичных для данного общества.

Социальные обстоятельства жизни вырабатывают некоторые общие черты характера людей. При этом определяющую роль играет воинский коллектив. Отношения товарищества, контроль и требования, которые коллектив предъявляет к своим членам, формируют у воинов осознание гражданского и воинского долга, готовности к взаимодействию и взаимовыручке. Эти черты придают характеру воина общественную направленность и высокие волевые качества.

Заметим, что всегда существует опасность возникновения, под действием неблагоприятных условий, ложного представления таких понятий как честь, товарищество, коллективизм. В таких случаях упрямство выдается за проявление настойчивости (боец перестает реагировать на изменение окружающей обстановки, не вносит коррективы в свои действия). Лихачество выдается за смелость (это проявляется в неоправданном риске, который может поставить под угрозу выполнение задачи). Слабость характера подменяется вежливостью и т.д.

В процессе обучения воин впитывает в себя культурное и историческое наследие своего народа, осознает связь с национальным образом жизни, с народными обычаями и традициями.

Во-вторых, одной из важных идеологических составляющих системы стала концепция управления физическими и психическими ресурсами человека.

Все существующие системы рукопашного боя, как правило, рассчитаны на здорового, выносливого, физически сильного человека. Но ведь не секрет, что любой смертный человек не всегда находится в таком состоянии здоровья. В каждый данный момент времени множество факторов (физическая усталость, голод, заболевания, травмы, стресс, климатические и природные условия, жажда и т.д.) влияют на физическое и психическое состояние человека.

В боевых условиях при комплексном воздействии перечисленных факторов, человек очень часто оказывается не способным на действия, требующие больших физических затрат.

Вспомните, как выглядят борцы на ковре (татами), обессилевшие за несколько минут интенсивного боя и повисшие друг на друге. Они в большинстве случаев оказываются не в состоянии выполнить действия, требующие больших физических затрат. А если это происходит не на татами, а в боевой обстановке? Более того: а если противник физически сильнее и быстрее вас? А если противников несколько? Именно поэтому возникает жизненная необходимость в особой системе подготовки рукопашника, главными задачами которой должны быть следующие:

Сведение к минимуму силового воздействия заведомо более сильного противника.

Достижение наибольших результатов своих действий при минимально возможных затратах энергии.

То есть, речь идет не просто о жизнеспособной, но, в первую очередь, об энергосберегающей системе рукопашного боя.

Наиболее рациональные и целесообразные способы физического воздействия на противника, а также тактические и специальные психологические приемы, способствующие эффективности их применения и сбережению энергозатрат; и образуют представляемую в этой книге систему рукопашного боя, как составную часть системы выживания.

Любая система в той или иной мере реализует задачу управления физическими и психическими ресурсами человека. Но думается, что лишь представляемая система, закладывает постулат об изначальном преимуществе противника над вами, а именно: противник физически сильнее и быстрее вас.

Законы механики и рукопашный бой

Рукопашный бой требует всесторонней подготовки бойца — рукопашника. Это значит, что наряду с интеллектуальной, психологической и физической подготовкой требуется и теоретическая подготовка рукопашника.

Сказанное отнюдь не означает того, что начинающий рукопашник должен сразу же засесть за изучение законов механики. Тем не менее, автор надеется, что это заставит его призадуматься.

Ведь многие рукопашники полагают, что они вовсе не нуждаются в каких-либо теоретических познаниях. Более того, некоторые из них, особенно это относится к одаренным природой мастерам, не любят теории и, как правило, не очень жалуют теоретиков. Слава Богу, автор не относит себя ни к числу первых, ни к числу вторых.

Прежде чем продолжить разговор, приведем, — хотя об этом речь впереди, — определение механики.

Механика — наука о движении объектов в пространстве и о силах, вызывающих это движение. Если речь идет о применении учения о движении и силах к решению практических задач, то говорят о прикладной механике (например, строительная механика, аэрогидромеханика, биомеханика и т.д.).

Как же приложить законы механики к практике рукопашного боя? Для начала отметим, что с точки зрения механики рукопашный бой представляет собой физическое явление, сущность которого проявляется в механическом взаимодействии объектов, находящихся в равновесии. По сути, целью рукопашного боя является выведение из равновесия одного из противников.

Напомним: учет законов механики является одной из основных идеологических посылок восстанавливаемой системы русского рукопашного боя.

Идеология системы русского рукопашного боя

Основными идеологическими составляющими системы рукопашного боя являются:

  • Духовные постулаты;
  • Концепция управления ресурсами человека;
  • Применение законов механики.

Итак, во-первых, по твердому убеждению автора, Духовное начало, опирающееся на Святую православную Веру, есть краеугольный камень идеологии русского рукопашного боя.

Роль духовного начала невозможно переоценить. Духовная подготовка должна занимать центральное место в системе тренинга, хотя на начальном этапе обучения, как правило, присутствует неявно.

При осмыслении существа вопроса приходится сталкиваться с группой переживаний, необычных понятий, которые трудно описать иным языком, нежели языком религии.

Воля или Дух, Сила как проявление Воли, средства проявления Воли, — все эти понятия, являющиеся атрибутами духовных учений, присутствуют в системе рукопашного боя.

Так неужели мы, люди, вооруженные техническими знаниями, опираясь на боевой опыт предков, могли бы не заметить лежащего на поверхности вывода, а именно:

Необходимо перейти с интуитивного уровня на уровень осознанного применения, а точнее — учета законов механики в практике рукопашного боя.

Это позволит нам, в конечном счете, успешно решить двуединую задачу: как возрождения самой системы рукопашного боя (притом на более высоком уровне), так и совершенствования существующей системы подготовки воина — рукопашника.

Такой подход дает нам право говорить о новом стиле рукопашного боя. Именно о таком стиле, получившем название «Русский рукопашный бой по системе выживания», идет речь в этой книге. Этот стиль прошел испытания в так называемых «горячих точках», и показал свою боеспособность, спасая жизнь тем, кто овладел этим искусством.

В приложении механики к рукопашному бою автор исповедует два подхода:

  • Применение законов механики в строгом научном изложении.
  • Представление законов механики на ассоциативном уровне.

Кто же он — настоящий рукопашник?

Рукопашник — это человек, овладевший, искусством рукопашного боя. Но одного этого мало. Настоящий рукопашник отличается многими дополнительными качествами.

Так кто же он — настоящий рукопашник? Это, прежде всего, воин-христианин, хранитель святой Веры и Отечества. Это высоко нравственная, духовно богатая личность. Это хранитель традиций своих предков. И, наконец, это человек, сильный духом, готовый отдать жизнь за Веру и Отечество.

Настоящий рукопашник:

  • владеет всеми видами оружия, начиная с грубой палки и кончая утонченной шпагой, а также современным огнестрельным оружием;
  • умеет вести огонь, не прицеливаясь, на звук и вспышку, по ноге от бедра;
  • умеет, не обнаруживая себя, вести разведку; может так организовать ближний бой, чтобы без потерь перейти к рукопашной схватке;
  • обладает психологической устойчивостью к действиям в экстремальных ситуациях.

Настоящий рукопашник проявляет себя тогда, когда надо не просто действовать, а действовать правильно, наилучшим образом в непредсказуемой обстановке, когда нет времени задуматься и нельзя ошибиться.

Настоящий рукопашник — человек дисциплинированный, обладающий чувством ответственности, умеющий мгновенно анализировать сложные ситуации боя, молниеносно принимающий единственно правильное решение и, не последнее, — виртуозно владеющий своим телом.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)