ПЛАН-КОНСПЕКТ

для проведения  занятий по военной топографии

с личным составом

 

Тема: Ориентирование на местности без карты

 

Цель: 1. Научить солдат ориентированию на местности при помощи компаса, по солнцу, часам и некоторым признакам местных предметов.

  1. Дать практику движения по азимутам.

Учебные вопросы :

  1. Сущность и способы ориентирования на местности.
  2. Определение сторон горизонта.
  3. Понятие об азимуте и измерение азимутов на ориентиры.
  4. Определение направления на местности по заданным азимутам. Движение по заданному азимуту.

Время: 50 минут

Место: ПТН.

Метод: рассказ, показ, практика

Литература: Учебник «Военная топография». Воениздат, 1986г.,   Военная топография. Воениздат, 1990г., глава 2.

Пособие по методике топографической подготовки.

 

 

Учебные вопросы и времяМетодические приемы и действияСодержание учебного материала
Вводная часть

2 мин.

 

 

 

 

 

1 Учебный вопрос Сущность и способы ориентирования  на местности.

5 мин.

2 Учебный вопрос Определение сторон горизонта.

10 мин.

3 Учебный вопрос об азимуте и измерение азимутов на ориентиры.

15. мин.

4 Учебный вопрос Определение направления на местности по заданным азимутам.

Движение па заданному азимуту.

10 мин.

Разбор задания.

3 мин.

Проверить готовность к занятию и наличие материального обеспечения. Объявить тему, цели, вопросы занятия.

 

Объявить учебный вопрос. Объяснить значение умения ориентироваться на местности в бою.

Объяснить сущность ориентирования.

Указать, что при ориентировании на местности используются ориентиры. Довести порядок выбора и использования ориентиров.

Показать на местности, какие бывают ориентиры.

 

 

 

Привести пример указания своего местоположения относительно известных ориентиров.

 

 

Довести наиболее распространенные приемы определения сторон горизонта.

Довести что при ориентирование на местности широко применяется компас Андрианова. Объяснить устройство компаса.

 

После объяснения устройства проверить полноту усвоения установкой 3 вопросов:

1.    Какое свойство имеет магнитная стрелка?

2.    Каким градусным величинам на небе соответствуют направления на север, юг, запад, восток?

3.    Какова цена деления лимба?

 

 

Довести правила обращения с компасом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Показать определения направлений на стороны горизонта по компасу. После объяснения и показа дать практику солдатам в определении сторон горизонта при помощи компаса.

 

 

 

 

 

 

Объяснить способы определения направлений на стороны горизонта по небесным светилам.

 

 

 

Довести порядок определения направлений на стороны горизонта по признакам местных предметов.

Объяснить что такое азимут, как он определяется.

После уяснения личным составом порядка определения азимута, дать практику в определении азимута на различные местные предметы.

 

 

Объяснить порядок определения направления на местности по заданному азимуту. После объяснения дать практику солдатам в определении направлений по азимуту.

 

Объяснить порядок движения по заданному азимуту и порядок выдерживания заданного направления движения.

После объяснения дать практику солдатам по отделениям движение по указанному азимуту.

 

 

 

 

 

 

Отметить в какой мере достигнута цель занятия и объявить оценки.

 

 

 

 

 

 

 

При выполнении многих боевых задач действия командиров отделений и солдат неизбежно связанны с ориентированием на местности. Умение ориентироваться необходимо, например, на марше, в бою, в разведке для выдерживания направления движения, целеуказания, нанесения на карту ориентиров, целей и других объектов, для управления подразделением и огнем.

Ориентирование на местности включает определение своего местоположения относительно сторон горизонта и выделяющихся объектов местности (ориентиров), выдерживание заданного или выбранного направления движения и уяснения положения на местности ориентиров, рубежей своих войск и войск противника, инженерных сооружений и других объектов.

Местные предметы и формы рельефа, относительно которых определяют свое местоположение, положение целей и указывают направление движения, называются ориентирами.

Они выделяются обычно формой, краской и легко опознаются при обзоре окружающей местности.

К площадным ориентирам относятся  населенные пункты, отдельные массивы леса, крупные озера, рощи, болота и другие объекты, занимающие большие площади.

Линейные ориентиры – это местные предметы и формы рельефа, имеющие большую протяженность при сравнительно небольшой ширине, например: дороги, реки, канавы, линии электропередач и узкие лощины. Они используются, как правильно, для выдерживания направления движения.

К точным ориентирам относятся трубы заводов и фабрик, постройки башенного типа, ретрансляторы, перекрестки дорог, пики гор, иных вершин, ямы и другие местные предметы и формы рельефа, занимающие небольшую площадь.

Называется ориентир и сообщается в каком направлении и на каком расстоянии от них находишься. Например: «Нахожусь на опушке леса, 400 м к востоку от высоты «Плоская», 500 м на север – «Желтый обрыв».

 

Направление на стороны горизонта определяются чаще всего по магнитному компасу, небесным светилам и по некоторым признакам местных предметов.

Компас Андрианова состоит из корпуса, в центре которого на острие иглы помещена магнитная стрелка. В рабочем состоянии стрелки ее северных конец устанавливается в направлении на северный магнитный полюс, а южный – на южный магнитный полюс.

Внутри корпуса помещена круговая шкала (нимб), разделенная на 120 делений, цена одного деления составляет 3 градуса. Шкала имеет двойную оцифровку. Внутренняя оцифровка нанесена по ходу часовой стрелки от 0 до 360 через 15 градусов (5 делений шкалы).

Для визировки на местные предметы и снятия отчетов по шкале компаса на вращающемся пальце компаса закреплены визирное приспособление (целик и мушка), и указатель отсчета. Северный конец магнитной стрелки, указателя отсчетов и деления на шкале через 90 градусов  покрыты светящейся в темнате краской, что облегчает использование компаса ночью.

При работе с компасом следует всегда помнить, что сильные электромагнитные поля или близко расположенные металлические предметы отклоняют стрелку от правильного ее положения. Поэтому, определять направление по компасу необходимо на удалении 40 – 50 метров от линий электропередач, железнодорожного полотна, боевых машин и крупных металлических предметов.

Указатель отсчета у мушки визирного устройства устанавливают на нулевое деление шкалы, а компас в горизонтальное положение. Затем отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас так, чтобы серный ее конец совпал с нулевым отсчетом. После этого не меняя положения компаса, визированием через целик и мушку замечают на линии визирования удаленный визир, который и используют для указания направления на север. В противоположном направлении по отношению к северу будет юг, справа восток, слева запад.

По Солнцу.

Для более точного определения сторон горизонта по Солнцу используют наручные часы. В горизонтальном положении их устанавливают так. чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате делят угол пополам биссектрисой, которая указывает приблизительно направление на юг. До полудня надо делить пополам тот угол, который стрелка должна пройти до 13 часов, а после полудня тот угол, который она прошла после 13 часов.

По Полярной звезде.

Полярная звезда всегда находится на севере. Ее можно найти по созвездию Большой Медведицы. Через две крайние звезды Большой Медведицы нужно мысленно провести прямую линию и отложить на ней пять раз отрезок. равный расстоянию между этими звездами. Конец пятого отрезка укажет положение Полярной звезды. Направление на Полярную звезду совпадает с направлением на географический Северный полюс.

По луне.

Приемы определения сторон горизонта по полной луне такие же как и по Солнцу.

—       мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, пни с северной стороны;

—       кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной;

—       весной травма с южной стороны отдельных деревьев, пней растут гуще;

—       приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север;

—       муравейники, как правило находятся к югу от ближайших деревьев и пней, южная сторона муравейника более пологая, чем северная;

—       на южных склонах весной снег тает быстрее, чем на северных.

 

Магнитный азимут – горизонтальный угол, измеренный по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на местный предмет. Его значение может быть от 0 до 3600.

Магнитный азимут определяют с помощью компаса. При этом отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки будет соответствовать значению определенного магнитного азимута направления на местный предмет.

 

Для определения направления на местности по заданному азимуту необходимо установить на шкале компаса против мушки отсчет, равный значению заданного магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установил против нулевого движения шкалы. После этого, не меняя положение компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный ориентир. Направление на ориентир и будет определяемым направлением, соответствующим заданному азимуту.

 

При организации движения по азимутам назначаются два направляющих, которые определяют по компасу и выдерживают, следя друг за другом направление движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парами шагов.

Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении намеченного промежуточного ориентира, при этом ведут счет парам шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, замечают какой-нибудь удаленный ориентир на этом направлении и движения к нему.

 

 

Руководитель занятия _________________________________________________

(1 оценок, среднее: 4,00 из 5)