План-конспект

Учебные цели

  • Учить личный состав приемам оказания первой медицинской помощи при ранениях, травмах и несчастных случаях.
  • Тренировать обучаемых наложению повязок, приемам остановки кровотечений, наложению шин при переломах костей.
  • Совершенствовать морально-психологическую готовность пограничников к оказанию первой медицинской помощи при ранениях, травмах и несчастных случаях в боевых условиях.
  • Воспитывать у военнослужащих чувство личной ответственности за своевременность и правильность оказания первой медицинской помощи личному составу при ранениях, травмах и несчастных случаях.

Время: 1 час.

Место: учебное подразделение, пограничная застава.

Метод: практическое занятие.

Руководства и пособия

  • Диагностика и лечение синдрома длительного сдавливания. М.: Воениздат, 1992.
  • Первая медицинская помощь. М.: Медицина, 1994.
  • Подготовка войск: Учебник. М.: Граница, 1997. Ч. 1, 3.
  • Руководство по медицинскому обеспечению физической подготовки в СА и ВМФ. М: Воениздат, 1991.
  • Руководство по санитарной подготовке солдат и сержантов. М.: Воениздат, 1991.
  • Руководство по травматологии. М.: Медицина, 1979.
  • Справочник по травматологии. М.: Медицина, 1984.
  • Техника наложения повязок. М.: Медицина, 1994.
  • Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Воениздат, 1994.
  • Учебник по подготовке санитаров-инструкторов. МО СССР, 1990.
  • Учебник сержанта пограничных войск. М.: Воениздат, 1989.

 

Материальное обеспечение

Плакаты; стенды; индивидуальный перевязочный пакет—10 шт.; ленточные кровоостанавливающие жгуты — 10 шт.; веревка 70 см (брючный ремень) — 10 шт.; деревянная палка 20 см (шомпол) — 10 шт.; косынка медицинская — 10 шт.; шины лестничные — 5 шт.; доски длиной 150 см, шириной 10 см, толщиной 2 см — 5 шт.

 

Ход занятия

 

Учебные вопросыДействия руководителя и методические советы
Вводная частьПроверяет наличие личного состава, его внешний вид, наличие и подготовленность к занятию материальной базы.

Объявляет тему, цели занятия, учебные вопросы и порядок их отработки.

Проверяет знание личным составом требований безопасности.

Разъясняет значение первой медицинской помощи при ранениях, травмах и несчастных случаях в сохранении здоровья и жизни военнослужащих и на боеготовность подразделения

Виды ранений. Индивидуальный перевязочный пакет.

Основные виды повязок.

 

Доводит до военнослужащих:

  • виды ранений (огнестрельные, рубленые, колотые, рваные, укушенные (животными или человеком), ушибленные раны). Используя рисунки или плакаты, коротко разъясняет каждый вид ран;
  • назначение и содержание индивидуального перевязочного пакета. Показывает практически вскрытие ИПП (демонстрирует две стерильных ватно-марлевых подушечки и бинт, которые находятся в двух оболочках — внутренней бумажной и наружной прорезиненной). Основное внимание обращает на сохранение стерильности подушечек и бинта.

Используя плакаты, показывает основные виды повязок и правила их наложения:

  • повязка накладывается в положении, удобном для раненого и для оказывающего помощь;
  • часть тела, на которую накладывается повязка, должна быть освобождена от одежды;
  • бинтовать начинают с наложения нескольких круговых укрепляющих ходов;
  • бинтовать конечности начинают от периферии к основанию конечностей;
  • ходы бинта нужно укладывать гладко, без складок, каждый последующий ход бинта должен прикрывать предыдущий на 1/2 его ширины.

На одном из подчиненных демонстрирует наложение повязки.

Делит обучаемых на две группы и тренирует в наложении повязок

Краткие сведения о кровообращении, видах кровотечений и его последствиях. Табельные и подручные средства остановки кровотеченияМетодом устного изложения докладывает обучаемым:

  • виды кровеносных сосудов (артерии, вены, капилляры);
  • системы большого и малого круга кровообращения их назначение;
  • виды кровотечений (артериальное, венозное, смешанное);
  • характеристику кровопотерям по степеням в зависимости от объема потерянной крови, а также последствия, развивающиеся в результате кровопотери.

Показывает:

  • табельные и подручные средства остановки кровотечения (повязку, жгут, закрутку)
Способы временной остановки кровотечения

 

Рассказывает и показывает обучаемым:

  • правила и сроки наложения жгута;порядок наложения жгута и закрутки на верхнюю, нижнюю конечность, шею;
  • остановку кровотечения методом пальцевого прижатия на нижней и верхней конечностях, на шее, а также давящей повязкой, максимальным сгибанием конечности.

Тренирует обучаемых практическому выполнению (обучаемых в составе двух групп в роли раненого и оказывающего помощь):

  • наложения жгута и закрутки на верхнюю, нижнюю конечность, шею;
  • остановки кровотечения методом пальцевого прижатия на нижней и верхней конечностях, на шее;
  • остановки кровотечения давящей повязкой, максимальным сгибанием конечности
Понятие о переломах костей и ушибах. Характерные признаки. Общие правила оказания первой медицинской помощи

 

Методом устного изложения доводит до обучаемых:

  • строение костной системы человека, дает основные понятия о видах костей (трубчатые, плоские, короткие) и о строении скелета;
  • виды переломов (закрытые, открытые,  осложненные кровотечением, травматическим шоком);особенности переломов костей черепа и позвоночника и возможные осложнения

 

Общие правила наложения шин

 

 

Показывает:

  • порядок наложения табельной тины на верхнюю и нижнюю конечность;
  • порядок наложения шины из подручных средств на верхнюю и нижнюю конечность;
  • порядок иммобилизации при переломах костей таза и позвоночника.

Тренирует обучаемых в выполнении следующих действий:

  • наложении табельной шины на верхнюю (предплечье, плечо) и нижнюю конечность (голень, бедро);
  • наложении шины из подручных средств на верхнюю (предплечье, плечо) и нижнюю конечности (голень, бедро);
  • иммобилизации при переломах костей таза и позвоночника

 

Причины несчастных случаев, признаки, возможные

последствия

Методом устного изложения докладывает обучаемым:
а) причины несчастных случаев: нарушение требований безопасности;личная недисциплинированность;

  • неосторожное обращение с электроприборами;
  • недостаточный инструктаж при организации службы, производстве работ, купании военнослужащих;

б) механизм воздействия на организм и повреждения органов, возникающие:

  • при поражении электротоком;
  • поражении молнией;
  • утоплении;
  • заваливании;
  • тепловом и солнечном ударах;
  • укусах ядовитыми насекомыми, змеями, медузами;
  • употреблении в пищу ядовитых рыб и растений

 

Первая медицинская помощь при поражении электрическим током, молнией, при тепловом и солнечном ударах, обмороке, утоплении, обвалах, укусах ядовитыми насекомыми, рыбами, медузами, отравлениях ядовитыми растениями

 

Методом устного изложения докладывает обучаемым  порядок оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях:

  • поражении электротоком;
  • поражении молнией;
  • утоплении;
  • заваливании;
  • тепловом и солнечном ударах;
  • укусах ядовитыми насекомыми, змеями, медузами;
  • употреблении ядовитых рыб и растений.

Показывает:

  • способы удаления яда из организма: разрез;
  • отсасывания (ртом и банками);
  • беззондового и зондового промывания желудка.

Тренирует: технике проведения разреза; технике отсасывания (ртом и банками); технике беззондового и зондового промывания желудка

 

Искусственное дыхание,

непрямой массаж сердца и их

способы

 

Методом устного изложения докладывает обучаемым:

  • назначение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;
  • способы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Показывает:

а) порядок проведения искусственного дыхания методом:

  • «рот в рот»; «рот в нос»; «S» — трубкой;

б) порядок проведения непрямого массажа сердца

Ожоги, их разновидности, причины и общие черты. Степени ожогов и их характеристика. Первая медицинская помощь при ожогах

 

Методом устного изложения докладывает обучаемым:

  • виды ожогов: химические, термические, лучевые;
  • степени термических ожогов: 1, 2, 3 и 4-я степени; характерные признаки для каждой степени;
  • степени химических ожогов: 1, 2, 3 и 4-я степени; характерные признаки для каждой степени;
  • особенности ожогов кислотами и щелочами;
  • ожоги пищеварительного тракта, кожи, слизистых оболочек, глаз, желудочно-кишечного тракта;
  • порядок оказания первой медицинской помощи при каждом виде ожога в зависимости от степени и площади поражения;
  • основные понятия об озноблении, переохлаждении и замерзании. Порядок оказания первой помощи при замерзании.

Показывает:

  • методы измерения площади ожогов в процентах и методом девяток, плакаты и слайды по каждой степени ожога;
  • порядок промывания глаз, кожных покровов, желудка;
  • наложение повязок на ожоги. Тренирует обучаемых практическому выполнению: измерения площади ожогов в процентах и методом девяток;
  • промывания глаз, кожных покровов, желудка; наложения повязок на ожоги
Обморожения, их виды,

способствующие факторы.

Степени обморожений.

Замерзания. Первая медицинская помощь при обморожениях, замерзании и их профилактика

 

Методом устного изложения докладывает обучаемым:

  • причины возникновения обморожений, влияние на степень обморожения влажности, скорости движения воздуха, времени, температуры окружающего воздуха и обмундирования;
  • 1, 2, 3 и 4-я степени обморожения, характерные признаки каждой степени обморожения, оценка степени и площади обморожения, показывает плакаты и слайды по каждой степени обморожения;
  • замерзание, основные признаки замерзания, показывает плакаты и слайды каждой степени обморожения;
  • ознобление, причины и механизм их возникновения, способствующие факторы;
  • объем и последовательность оказания первой медицинской помощи при 1, 2, 3 и 4-й степени обморожения, замерзании и озноблении;
  • меры профилактики обморожения, замерзания и ознобления;
  • порядок оказания первой медицинской помощи при обморожениях в зависимости от степени и площади поражения

 

Виды технических и ядовитых жидкостей, применяемых

в войсках

Причины, вызывающие отравления. Признаки

поражения и первая медицин-

екая помощь. Причины отравлений вредными газами и первая медицинская помощь

 

Методом устного изложения докладывает обучаемым:

о технических, ядовитых жидкостях и веществах, применяемых в войсках: бензине, метиловом спирте, ядохимикатах, лекарственных и наркотических веществах, этиловом спирте;
причины, вызывающие отравления: нарушение требований безопасности, личная недисциплинированность, неосторожное обращение с ядовитыми и техническими веществами;признаки поражения (при отравлении дихлорэтаном, этилированным бензином, метиловым спиртом, ядохимикатами, лекарственными и наркотическими веществами, этиловым спиртом) нервной, сердечно-сосудистой, мышечной системы, органов зрения, желудочно-кишечного тракта;

порядок оказания первой медицинской помощи при отравлениях, прекращение воздействия на организм ядовитых и технических веществ, способы удаления их из организма, поддержание жизненно-важных функций организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной);

причины отравления угарным газом и сероуглеродом при обслуживании техники в автопарках, гаражах, при топке печей, обслуживании канализационных систем и выгребных ям;

порядок оказания первой медицинской помощи при отравлениях, прекращение воздействия на организм угарного газа и сероуглеродов, способы удаления их из организма, поддержание жизненно-важных функций организма (дыхательной, сердечнососудистой, выделительной) дихлорэтане, этилированном

Заключительная частьНапоминает тему, цели занятия, учебные вопросы. Отмечает степень достижения целей занятия. Оценивает действия обучаемых, дает задание по устранению недостатков.

Приводит пример умелого оказания первой медицинской помощи при отравлениях, обморожениях и ожогах

 

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)