ПЛАН-КОНСПЕКТ

для проведения занятия по техническим средствам охраны с специалистами инженерно-технического обеспечения тема 4: «Электрооборудование объектов охраны и электропитание технических средств охраны»

Занятие № 2.  Способы питания аппаратуры ТСО. Химические источники тока и правила их эксплуатации. Техническое обслуживание и меры безопасности.

 

Цель занятия:

  1. Изучить способы питания аппаратуры ТСО.
  2. Дать практические навыки по обслуживанию аккумуляторных  батарей.
  3. Довести до обучаемых техническое обслуживание и меры безопасности при обслуживании аккумуляторных батарей.

 

Время: 2 часа

Вид занятия:   практическое.

Место проведения:  учебный класс

Материально-техническое обеспечение:  слайды, эпидиаскоп, аккумуляторная батарея  5НК80, плакаты.

 

Литература:

  1. «Общая электротехника с основами электроники», Попов В.С., Николаев С.А.,

Москва, «Энергия», 1982 г.

  1. «Электротехнический справочник» том 2, Москва, Энергоиздат, 1981 г.
  2. «Регламент технического обслуживания аккумуляторных батарей», Москва, 1987 г.

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ —  15 мин.

— доклад командира группы;

— приветствие,  проверка наличия слушателей;

— краткий опрос по контрольным вопросам:

  1. Как классифицируются электрические сети.
  2. Какие бывают защитные заземления.

— сообщение о ходе занятия,  объявления темы, целей  учебных вопросов.

 

Учебные вопросы.

  1. Способы питания аппаратуры ТСО.
  2. Химические источники тока, их эксплуатация.
  3. Меры безопасности при техническом обслуживании аккумуляторных батарей.

 

II. Основная часть — 75 мин.

 

Способы питания аппаратуры технических средств охраны.

 

Если электроснабжение всего объекта  охраны рассматривать как электроприемники, то по классификации ( по правилам устройства электроустановок) им можно присвоить  — 1- ю категорию, т.е. электроприемники, которые  должны обеспечиваться электроэнергией   от двух  ( трех) независимых взаимно  резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на кратчайшее время.

Способы электропитания аппаратуры ТСО.

  1. Непосредственное питание от сети переменного напряжения без аккумуляторных батарей через выпрямительные устройства.
  2. непосредственное питание, от сети переменного напряжения через выпрямительные устройства  работающие параллельно с аккумуляторными батареями в буферном режиме.
  3. Питание от АБ с помощью преобразователей.
  4. Питание от первичных химических элементов.
  5. В аварийном режиме от автономной электростанции через выпрямительные устройства.

 

Рассмотрим каждый из способов.

  1. Непосредственное питание от сети переменного напряжения без аккумуляторных   батарей через  выпрямительные устройства.

Этим способом питается аппаратура ТСО, содержащаяся выпрямительные и преобразовательные  устройства. Часть аппаратуры или отдельные ее узлы питаются непосредственно  переменным током;  другая требует для своего питания постоянный ток поступающий через выпрямители, входящие в состав аппаратуры ТСО. Этот способ широко используется для питания средств обнаружения типа “Рупор”, “Пион — ТМ”, “Мак”, промышленных телевизионных установок, системы электризуемых заграждений “Каустик” и др.

  1. Непосредственное питание от сети переменного через выпрямительные устройства работающие параллельно с аккумуляторными батареями в буферном режиме.

Для этого применяются выпрямители типов ВУ, ВБ, ВСА.

На рисунке изображена схема электропитания  выпрямителя, работающим  параллельно с батарей.

Этот способ широко применяется  для питания  аппаратуры “ночь — 12”, “Эдельвейс”, “Ромб К — И”.

  1. Питание от АБ с помощью преобразователей широко используются в переносных УКВ радиостанциях типа М, Р — 148, Р — 159  и подобной аппаратуре .
  2. Питание от первичных химических источников — гальванических элементов используются в телефонных аппаратах и коммутаторов системы МБ, приборов обнаружения “Ирис”, “Лаванда”.
  3. В аварийном режиме, при пропадании внешнего электропитания или при аварии в местной электросети должно быть предусмотрено электроснабжение необходимых параметров от местной автономной электростанции, в качестве которой в основном применяется АД 100 С — Т 400 Р ( 100 кВт генераторная установка с двигателем ЯМЗ — 238 ( 238 И).

 

Химические источники тока (ХИТ) их эксплуатация

 

Химическими источниками   тока называются устройства, в которых химическая энергия  активных веществ ( окислителя и восстановителя) непосредственно превышается в электрическую энергию.

Основными составными частями ХИТ являются катод, анод ионный проводник ( электролит)  между ними,. На катоде  происходит процессы, восстановления окислителя, а на воде — окисление восстановителя. Электролит представляет собой жидкую или твердую фазу, имеющую ионную электропроводность.

Непосредственное участие в токообразующей реакции   в ХИТ принимают активные вещества. Они могут входить в состав катода, анода,  электролита, а иногда хранятся вне ХИТ. Совокупность активных веществ и электролита, на основе которых   создан ХИТ, называется электрохимической системой  ХИТ.

Электрохимическая система ХИТ записывается следующим образом: ( +) окислитель. Электролит восстановитель (-).

Например, электрохимическая система, в которой окислителем является диоксид марганца, восстановителем — цинк и электролитом — водный раствор гидроксида калия, в тексте записывается следующим способом;

(+) Мn 0/ КОН / Zn (-).

Если в состав электродов (ХИТ) входят проводники первого рода, не изменяющиеся, входе реакции, то они также могут записывать при изображении  электрохимической системы ХИТ.

Например, электрохимическая система, в которой окислителем служит кислород, восстановителем водород, электролитом — раствор гидроксида калия,  а в состав катода и анода платина, записывается следующим образом:

 

(+) 0 (Pt) /КОН/ Рt (К) (-)

 

ХИТ подразделяются на первичные и вторичные.

Первичные ХИТ предназначены для разового непрерывного или прерывистого разряда.

Первичный ХИТ, состоящий из одной электрохимической ячейки, называется гальваническим  элементом или просто элементом.

Гальванические элементы применяются в портативных устройствах связи, оповещения и сигнализации. Наибольшее применение для питания аппаратуры связи ТСО нашли сухие элементы марганцево-цинковой системы (три типа: Л — летние, Х — холодостойкие, У — универсальные). В телефонных аппаратах ТА-57, в телефонном коммутаторе П-193М используются гальванические элементы МЦ 165А и 165У, ГБ-10У -1,3 и др.

Если ХИТ состоит из двух и более электрических соединенных элементов, то он называется гальванической батареей. Вторичные ХИТ предназначены для многократного использования путем заряда их электрическим током. Вторичный ХИТ, состоящий из одной электрической ячейки, называют аккумулятором, а ХИТ, состоящий из двух и более электрически соединенных аккумуляторов — аккумуляторной батареей. Вторичные ХИТ работают поочередно в режиме разряда и заряда.

Основные параметры ХИТ

 

Электродвижущая сила (ЭСД) ХИТ определяется термодинамическими функциями химической реакции, протекающей при разряде ХИТ (токообразующей реакции).

На основании термодинамических функций реакций, протекающих на катоде и аноде, можно рассчитать равновесные потенциалы электродов.

ЭДС ХИТ равна разности равновесных потенциалов положительного  (+)  и отрицательного (-) электродов.

Е = (+) — (-)

Реально устанавливающееся напряжение между выводами ХИТ при разомкнутой внешней цепи называется напряжением разомкнутой цепи.

U =  (+) —  (-)

где (+) и  (-) — статистические или стационарные потенциалы положительного и отрицательного электродов, которые устанавливаются при отсутствии электрического тока в цепи. Статистический потенциал может быть равен равновесному потенциалу электрода, если на электроде  устанавливается равновесие и побочные реакции отсутствуют. В этом случае ЭДС ХИТ равна напряжению разомкнутой цепи. Однако во многих случаях из-за побочных реакций и других причин равновесие на электроде не устанавливается и поэтому статистический потенциал отличается от равновесного. Соответственно в этом случае U разомкнутой цепи не равно ЭДС ХИТ.

Емкость ХИТ

Емкостью ХИТ называют количество электричества, отдаваемое им при разряде до достижения конечного напряжения. Если ХИТ разряжается неизменным током I, то емкость    С = I t , где  t   время разряда до конечного напряжения.

Если ХИТ разряжается при постоянном сопротивлении внешней цепи R, то его емкость  С = U cp t/R,  где Ucp — среднее разрядное напряжение.

Номинальной емкостью называется заряд, который должен отдавать свежеизготовленный ХИТ при нормальных условиях разряда, указанных для него. Номинальная емкость аккумулятора определяется при условии, что он был полностью заряжен.

Зарядная емкость С = I t.

Напряжение ХИТ

Разрядным напряжением Up называется напряжение между выводами ХИТ при его разряде:  Up = U — Ip гр.;

В процессе разряда изменяется состав активных веществ и электролита, поэтому изменяется и напряжение.

Аккумуляторы также характеризуются и зарядным напряжением

U з = U + Iз гз;

Мощность ХИТ

называется произведение тока разряда на разрядное напряжение

Р = Up  Ip

Энергия ХИТ

произведение емкости на среднее напряжением при разряде

А = Ucp  С

 

Аккумуляторные батареи бывают двух основных видов: кислотные и щелочные.

Кислотные аккумуляторы, имеющие большие ЭДС и КПД по сравнению со щелочными, получили наибольшее применение. Так, в состав агрегата  Э-8р входит стартерная аккумуляторная батарея типа 6СТ-128  емкостью 128 А/ч.

На объектах охраны для питания аппаратуры ТСО используются щелочные аккумуляторы. Рассмотрим устройство и работу никель-кадмиевых аккумуляторов.

 

Маркировка щелочных аккумуляторов:

НК — никель-кадмиевые;

НЖ — никель-железные;

СЦ — серебряно-цинковые (авиационные).

 

Батареи помещаются в деревянные ящики, рамки или металлические каркасы. Батареи в металлических каркасах обозначаются буквой К.

Кроме того, в обозначениях батарей буквой Т указывают вывод на торцевую сторону римскими цифрами — расположение аккумуляторов в (ТНЖК) рамках: I — в один ряд по длине,  II — в два ряда по длине.

Щелочные аккумуляторы получили такое название по их электролиту щелочи —             21 % — ный водный раствор едкого кали (КОН) или едкого натра (NaOH). Они состоят из двух блоков пластин, расположенных в стальном сосуде с электролитом. Пластины — стальные рамки с вставленными в них стальными коробочками, заполненными активной массой. Активная масса отрицательных пластин никель-кадмиевых элементов состоит из губчатого кадмия, а железо — никелевых  — из губчатого железа. Активная масса положительных пластин у обоих аккумуляторов состоит из гидрата окиси никеля Ni (OH) з.

 

В качестве электролита в НК и НЖ аккумуляторах применяют раствор в зависимости от температуры окружающей среды следующей плотностью и состава.

 

(КОН) составной калиево-литеевый с добавкой на 1 л. раствора 20 г. моногидрата едкого лития LiOH

 

 

Р = 1,18 — 1,21 при

 

t — 19 + 35 C

Раствор едкого кали (КОН)

 

1,26 — 1,28 t — 20 — 40 С
Раствор едкого натра (NаОН) с добавкой 20 г/ едкого лития (моногидрата лития) (LiOH)  

1,17 — 1,19

 

t + 10 — +50 С

 

Никель-кадмиевые аккумуляторы применяются при t до -40 С;

Никель-железные — до -20 С.

При температуре от -20 до -40 С допускается применение составного электролита р 1,25 — 1,27, при этом емкость аккумуляторов будет несколько ниже (на 5 — 10 %) по сравнению с емкостью на калиевом электролите с такой же плотностью.

Аккумуляторы размещаются в специально оборудованных помещениях — аккумуляторных.

Аккумуляторная оборудуется следующим образом:

Дверь: надписи — «Огнеопасно», «С огнем не входить», «Аккумуляторная», «Не курить».

Кислота, щелочь, дистиллированная вода находятся в отдельном помещении: щелочная или кислотная.

На рабочем месте для приготовления электролита и ухода за АБ необходимо иметь: спецодежду, резиновый фартук, резиновые перчатки и сапоги, защитные очки, мерочные стеклянные трубки, стеклянную или фарфоровую кружку с носиком емкостью 1,5 — 2 л., ареометр, нагрузочную вилку, термометр.

 

Меры безопасности при обслуживании аккумуляторных батарей (АВ)

 

К работе с аккумуляторами допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.

В целях избежания несчастных случаев от попадания едкого натра, едкого кали при обслуживании или приготовлении электролита для щелочных АБ, серной кислоты для кислотных (стартерных) АБ на кожу и одежду работающего необходимо соблюдать следующие правила:

— воспрещается работать с кислотой без предохранительных очков, резиновых перчаток, резинового передника, сапог, предохраняющих от возможного попадания капель кислоты на тело или глаза работающего;

— перевозку, переноску бутылей с кислотой, электролитом производить только в корзинах или деревянных плетях;

— проверку АБ производить только предназначенными для этой цели приборами:

  • ареометром (для измерения плотности электролита);
  • нагрузочной вилкой с вольтметром (для измерения напряжения тока);
  • стеклянной трубкой (для измерения плотности электролита).

При проверке технического состояния аккумуляторов производить короткое замыкание его клемм, а также зажигать спички или применять какое либо открытое пламя для освещения воспрещается, так как выделяющийся водород из АБ в соединении с кислородом воздуха образует гремучий газ, который от искры или открытого пламени может взорвать аккумулятор.

В аккумуляторном помещении электропроводка должна быть скрытой, электроарматура — герметической, а электромоторы вентиляторов закрытого типа. Вентиляторы должны работать на приточно-вытяжном принципе и обеспечивать пятикратный обмен (в час) объема воздуха аккумуляторного помещения.

При постановке аккумулятора на зарядку необходимо вывернуть все пробки аккумуляторных банок, обеспечив тем самым свободный выход бурно выделяющихся при зарядке газов.

Включение аккумуляторов на зарядку следует производить в следующем порядке:

— соединить аккумуляторы между собой в группы, которые подключить к клемной доске;

— рычаги реостатов перевести на наименьшую силу зарядного тока;

— рубильники включать после соединения группы аккумуляторов с сетью.

После включения тока установить его необходимую силу.

Воспрещается производить зарядку аккумуляторов при выключенной или неисправной вентиляции.

В аккумуляторном помещении всегда должен иметься в достаточном количестве раствор соды, применяемый в качестве нейтрализующего средства при оказании помощи пострадавшим от действия серной кислоты.

При работе с едким натром (каустическая сода) не допускать попадания его осколков на лицо и глаза, а также не брать его руками, не защищенными резиновыми перчатками. Всю эту работу производить только в резиновых перчатках, сапогах и прорезиненном фартуке. Едкий натр, попадая на тело, вызывает сильные ожоги.

При попадании раствора едкого натра на кожу или глаза необходимо пораженное место промыть борной кислотой 3 % или водой и отправить пострадавшего в больницу. 

Запрещается

Промыть водой аккумуляторы оставлять без электролита во избежание коррозии пластин, а также вливать щелочь в воду непосредственно из больших бутылей.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО)

 

Техническое обслуживание аккумуляторов предусматривает полное выполнение комплекса профилактических работ в объеме регламентов № 1, 2, 3:

— регламент № 1 — ежедневное ТО;

— регламент № 2 — месячное ТО;

— регламент № 3 — полугодовое ТО.

При проведении ТО должны быть выполнены все работы, указанные в соответствующем регламенте, а выявленные неисправности, отказы и другие недостатки — устранены.

Содержание регламентов № 1 — 3 на аккумуляторы и аккумуляторные батареи определено перечнем операций технического обслуживания, а методика выполнения регламентных работ — технологическими картами.

Результаты выполнения регламентов № 2 и № 3 обязательно должны быть записаны в «Журнал учета регламентных работ и контроля технического состояния ТСО» и батарейный журнал.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ   ЧАСТЬ —  10  мин

 

  1. Ответы на вопросы слушателей.
  2. Закрепление темы.
  3. Подведение итогов занятия.
  4. Задание на самоподготовку (постановка конкретных вопросов, указать источники, разделы, параграфы, страницы, статьи).

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕГЛАМЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  № 1

 

Проверка состояния и профилактика аккумуляторных батарей

 

Контрольно-измерительная аппаратура: плотномер, ампервольтомметр, аккумуляторный пробник.

Принадлежности: стеклянная трубка диаметром 5 ……6 мм., резиновая груша, воронка, кружка с носиком, кисть, резиновые перчатки.

Расходные материалы: уайт-спирит (бензин), дистиллированная вода, щелочь, технический вазелин (смазка «Нефтегаз НГ-204у»), битумный лак, натуральная олифа, эмаль серого цвета ХВ-785,  ветошь.

Трудозатраты: 3 человека, 4 часа (батарея из 20 аккумуляторов типа НК-80).

 

Что и как делать:

 

1.1. Произведите внешний осмотр, чистку и смазку аккумуляторов, чистку каркасов аккумуляторов:

— проверьте состояние контактных гаек и межэлементных соединений в батарее, каркасов батарей;

— удалите с них следы электролита, ржавчины и грязи чистой ветошью, смоченной в уайт-спирите (бензине), гайки подтяните;

— проверьте механическую исправность баков и состояние их окраски;

— очистите ветошью наружные части баков аккумуляторов от пыли, грязи и ползучих солей;

— проверьте прочность выводных зажимов;

— проверьте отсутствие короткого замыкания между соединенными аккумуляторами в батарее. Если зазор между аккумуляторами меньше 3 мм., изолируйте их друг от друга щелочестойким изоляционным материалом (эбонит, винипласт, резина).

Проверьте состояние стеллажей (полок вытяжных шкафов), произведите чистку, удалите с них следы электролита и грязь.

1.2. Проверьте плотность и уровень электролита.

Проверьте плотность электролита каждого элемента батареи. Для щелочных никель-кадмиевых и никель-железных аккумуляторов плотность электролита в зависимости от температурных условий должна соответствовать таблице.

Проверку плотности электролита произведите при помощи плотномера (сифонного ареометра или простого ареометра).

 

Электролит для НК и НЖ аккумуляторов

Тип аккумулятора Температура воздуха С Состав электролита Плотность г/см3
НК и НЖ -19 . . . +35 Составной раствор едкого калия с добавкой на 1 л. раствора 20 г. моногидрата едкого лития LiОН

 

1,19. . 1,21
НЖ -15 . . . -20 То же 1,21 . . 1,23

 

НК -15 . . . -40 раствор едкого калия КОН

 

1,25 . . 1,27
 

НК

 

+10 . . . +40

Заменители

Составной раствор едкого натрия с добавкой на 1 л. раствора 20 г моногидрата едкого лития LiОН

 

 

1,17. . 1,19

НЖ 0 . . . +40 То же 1,17. . 1,19

 

НК +10 . . . +30 раствор едкого натрия NаОН

 

1,17. . 1,19
НЖ 0 . . . +30 То же

 

1,17. . 1,19
НК -15 . . . +15 раствор едкого калия КОН

 

1,19. . 1,21
НЖ -20 . . . +15 То же 1,19. . 1,21

 

Примечание: При температуре от — 20 С до -40 С допускается применять составной электролит плотностью 1,25 . . . 1,27 г/см3, при этом емкость аккумуляторов будет несколько ниже (на 5 . . . 10 %) по сравнению с его емкостью на калиевом электролите с такой же плотностью.

 

Для измерения уровня электролита:

— выверните пробку аккумулятора (снимите покровное стекло с заливочной горловины) и вставьте вертикально стеклянную (пластмассовую) трубку диаметром 5 . . . 6 мм., длиной 150 . . . 200 мм. В отверстие бака до упора в пластину;

— верхний конец трубки плотно закройте пальцем и поднимите трубку, держа ее над заливочным отверстием. Высота жидкости в трубке покажет высоту электролита над пластинами аккумулятора.

Уровень электролита в аккумуляторах должен постоянно находиться выше края пластин не менее чем на 5 и не более чем на 12 мм.

Измерение проведите на каждом элементе имеющихся батарей.

Если уровень электролита окажется ниже норм, долейте в аккумулятор готовый раствор щелочи или дистиллированной воды. Доливка производится с помощью резиновой груши или кружки и воронки. При избытке часть электролита отбирается резиновой грушей или эластичным баллоном из химически неактивного материала.

Воронки, кружки содержите в чистоте. При всех операциях по проверке уровня и плотности электролита соблюдайте осторожность и не проливайте электролит на крышки и между аккумуляторами.

 

1.3. Восстановление нарушенных покрытий.

Для восстановления нарушенных покрытий аккумуляторов, каркасов батарей и стеллажей (вытяжных шкафов):

— произведите демонтаж батареи на отдельные элементы;

— произведите детальный осмотр состояния аккумуляторов;

— проверьте состояние изоляционных прокладок, каркасов батарей, стеллажей (вытяжных шкафов).

Места, покрытые ржавчиной и грязью, очистите смоченной в уайт-спирите (бензине) ветошью, после чего аккумуляторы покройте битумным лаком, стеллажи (полки вытяжных шкафов) — натуральной олифой и эмалью серого цвета, каркасы батарей — грунтовкой и эмалью серого цвета. При этом хорошее покрытие старого битумного лака с аккумуляторов снимать нецелесообразно.

Смонтируйте батарею в обратном порядке, произведите смазку крышек, контактных гаек и межэлементных соединений.

При работе с гаечным ключом и другими металлическими инструментами не допускайте коротких замыканий аккумуляторов.

 

1.4. Проверка состояния пробок, сальников.

 

Проверьте состояние пробок (покровных стекол или пластинок), сальников и вентильных резиновых колец. Для проверки:

— выверните пробки из аккумуляторов (снимите покровные стекла с заливочных горловин), убедитесь в отсутствии солей в отверстиях пробок, на заливочных горловинах;

— промойте пробки (покровные стекла) от налета солей, поместив их на 30 мин. В теплую дистиллированную воду, просушите;

— вентильные резиновые кольца и сальники, потерявшие эластичность, замените новыми.

Нижнюю поверхность покровных стекол покройте тонким слоем (блестящая поверхность) вазелина (смазки «Нефтегаз НГ — 204у»).

Воспрещается смазывать вазелином (смазкой) резиновые кольца у пробок, так как в этом случае они теряют свои упругие свойства, а также корпуса аккумуляторов, покрытые черным битумным лаком, во избежание порчи покрытия.

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  №  2

 

Усиленный заряд аккумуляторных батарей

 

Контрольно-измерительная аппаратура: аккумуляторный пробник, ампервольтомметр, плотномер, термометр, амперметр.

Оборудование:  зарядное устройство, разрядное устройство (реостат).

Принадлежности:  стеклянная (пластмассовая) трубка диаметром 5 . . . 6 мм,

резиновая груша, воронка, кружка с носиком на 1 . . . 2 л,

перемычки.

Инструменты:  ключ аккумуляторный, отвертка 4 мм.

Расходные материалы: дистиллированная вода, уайт-спирит (бензин), технический

вазелин (смазка «Нефтегаз НГ — 204у»), ветошь.

Трудозатраты:   3 человека, 22 часа (батарея из 20 аккумуляторов типа НК-80).

Что и как делать

 2.1. Произведите доразряд батареи

Для этого:

— отсоедините аккумуляторную батарею от аппаратуры и зарядного устройства;

— поставьте батарею на дозаряд, подсоединив ее к реостату через амперметр (рисунок 1). При дозарядке используйте простейшее зарядное устройство из реостата с сопротивлением 10 Ом, вольтметра и амперметра, рассчитанное на разрядный ток до 20 . . 25 А.

 

Доразряд произведите нормальным током разряда до конечного напряжения 1,0 В на каждом аккумуляторе. Запишите данные измерений (ток, напряжение, время) процесса доразряда в батарейный журнал.

Способы питания аппаратуры ТСО. Химические источники тока и правила их эксплуатации. Техническое обслуживание и меры безопасности.

Рисунок 1.  Схема разряда аккумуляторной батареи.

RP — реостат;  PU — вольтметр; РА — амперметр; SA — выключатель;  FU — предохранитель плавкий.

 

2.2. Подготовьте батарею к заряду

Для этого:

— откройте крышки батарейных каркасов;

— выверните вентильные пробки (снимите покровные стекла или пластинки с заливочных горловин);

— доведите до нормы уровень и плотность электролита;

— проверьте чистоту электролита (должен быть чистым и светлым);

— проверьте плотность затяжки межэлементных соединений;

— проверьте правильность схемы заряда;

— подключите батарею к зарядному устройству.

 

Заряд производится от любого источника постоянного тока достаточной мощности. Если мощность имеющегося источника недостаточна, то берется другой такой же источник и подключается параллельно первому (рисунок 2). При этом выдаваемый источниками ток в батарею удваивается.

 

При включении на заряд положительный вывод батареи присоедините к положительному полюсу источника, а отрицательный — к отрицательному.

 

Способы питания аппаратуры ТСО. Химические источники тока и правила их эксплуатации. Техническое обслуживание и меры безопасности.

Рисунок 2. Схема заряда аккумуляторной батареи от 2-х маломощных выпрямителей (например, типа  ВСА-5К, ВСА-111)     

GB — аккумуляторная батарея; VD — диод В25-8 (ТУ 16, 729, 028-76) или аналогичный; SA — выключатель.

 

2.3. Заряд батарей

Произведите усиленный заряд батареи продолжительностью 12 часов нормальным током.

Воспрещается допускать повышение температуры при заряде свыше +45 для составных электролитов и свыше +35 С — для электролитов без добавления едкого лития. В случае повышения температуры выше указанной прервите заряд и дайте аккумуляторам остыть.

Если во время заряда происходит выплескивание электролита, то отберите часть электролита резиновой грушей.

После окончания заряда:

— отключите батарею от зарядного устройства;

— проверьте и доведите до нормы плотность и уровень электролита;

— измерьте напряжение каждого аккумулятора батареи под нагрузкой, оно должно быть не менее 1,56 В;

— запишите данные заряда в батарейный журнал (ток, напряжение, время окончания заряда);

— протрите насухо крышки аккумуляторов и каркасов батарей, смажьте тонким слоем технического вазелина (смазкой «Нефтегаз НГ-204у») крышки аккумуляторов, контактные гайки и межэлементные соединения;

— проверьте внешним осмотром отсутствие замыкания между стенками соседних аккумуляторов.

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  № 3

СМЕНА ЭЛЕКТРОЛИТА

 Контрольно-измерительная аппаратура:  плотномер, аккумуляторный пробник,

ампервольтомметр.

 Принадлежности:  стеклянная (пластмассовая) трубка диаметром 5 . . . 6 мм, груша,

воронка, кружка с носиком на 1 . . . 2 л.

Инструменты:  ключ аккумуляторный, отвертка 4 мм.

Расходные материалы:   дистиллированная вода, щелочь, ветошь, технический

вазелин.

Трудозатраты:  3 человека, 12 часов.

Что и как делать:

 Смена электролита производится через каждые 100 . . . 150 циклов заряд-разрядов. При буферной работе щелочных батарей в режиме непрерывного и импульсного подзаряда — 1 раз в 2 года.

 

Для смены электролита:

— отсоедините аккумуляторную батарею от аппаратуры и зарядного устройства;

— разрядите батарею постоянным током до напряжения 1,0 В на каждый аккумулятор по методике технологической карты № 2 п.1;

— произведите демонтаж батареи на отдельные аккумуляторы;

— вылейте электролит из аккумуляторов, энергично встряхивая для удаления грязи из сосуда;

— залейте в аккумуляторы подогретую до 30 . . . 35 С дистиллированную воду и оставьте на 2 часа;

— слейте воду из аккумуляторов и вновь налейте для окончательной промывки;

— промытые аккумуляторы залейте электролитом плотностью 1,22 г/см2;

— через 2 часа измерьте плотность раствора, доведите ее до нормы;

— закройте аккумуляторы пробками (поставьте покровные стекла или пластинки из фторопласта), протрите ветошью и смажьте аккумуляторы;

— произведите монтаж батареи.

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  № 4

 

Контрольные  испытания

Контрольно-измерительная аппаратура: аккумуляторный пробник, ампервольтомметр, плотномер, термометр, амперметр.

Оборудование: зарядное устройство, разрядное устройство (реостат).

Принадлежности: стеклянная (пластмассовая) трубка диаметром 5 . . . 6 мм,

резиновая  груша, воронка, кружка с носиком на 1 . . . 2 л,

перемычки.

Инструменты:  ключ аккумуляторный, отвертка  4 мм.

Расходные материалы: дистиллированная вода, технический вазелин (смазка

«Нефтегаз» НГ — 204у»), ветошь.

Трудозатраты: 3 человека, 73. . . 79 часов (батарея из 20 аккумуляторов типа НК-80).

 

Что и как делать:

 Контрольные электрические испытания проводятся через каждые 100 . . . 150 циклов заряд-разряд, после смены электролита.

4.1. Произведите доразряд и подготовку батарей к заряду по методике технологической карты № 2 п.п. 1, 2.

4.2. Проведите два прогоночных и один контрольный циклы.

Первый цикл — заряд номинальным зарядным током в течение 12 часов, а через 1 час — разряд номинальным разрядным током до напряжения 1,0 В на худший аккумулятор.

Второй цикл — повторение 1-го.

 

Третий цикл — заряд номинальным током в течение 6 часов и через 1 час разряд номинальным током до напряжения 1,0 В на аккумулятор.

При проведении контрольного цикла произведите замеры напряжения каждого аккумулятора:

— при заряде — в начале и конце заряда;

— при разряде — в начале, через 6, 7, 8 (10) часов разряда.

Аккумуляторы, имеющие через 6 часов разряда напряжение 1,0 В и ниже, замените.

При контрольном разряде необходимо записывать время включения на разряд и начальную температуру электролита, величину разрядного тока, а также время окончания разряда (по достижении напряжения 1,0 В на первом худшем аккумуляторе) и конечную температуру электролита.

Подсчет емкости, отдаваемой аккумуляторной батареей  (аккумулятором), производится по формуле:

С отд. = Ip tp,

где С отд. — отдаваемая емкость, А-ч;

Ip — разрядный ток, А;

tp — время разряда, ч;

 

Зная тип аккумулятора (батареи) и его номинальную емкость, путем сравнения определите отдаваемую емкость в процентном отношении, принимая при этом номинальную емкость за 100 %. Фактически отдаваемая емкость при контрольно-прогоночном цикле (разряде) может быть как меньше, так и больше номинальной. Аккумуляторы (батареи), отдавшие при контрольном разряде емкость менее 80 % от номинальной, необходимо подвергнуть повторному контрольно-прогоночному циклу.

Аккумуляторы, отдавшие емкость 75 %, подлежат ремонту.

Проведите заряд батареи нормальным током в течение 6 часов.

Протрите насухо крышки аккумуляторов и каркасов батарей, смажьте тонким слоем технического вазелина (смазкой «Нефтегаз НГ-204у») крышки аккумуляторов, контактные гайки и межэлементные соединения. Результаты работ запишите в батарейный журнал.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  № 5

 

Проверка  эксплуатации  документации

 

Принадлежности: ножницы, клей канцелярский, бумага.

Трудозатраты:  1 человек, 1 час.

 

Что и как делать:

 Для этого:

— проверьте наличие, внешнее состояние эксплуатационной документации, правильность ведения и полноту записей в батарейном журнале, журнале учета регламентных работ, во всех разделах формуляра;

— запишите в формуляр (батарейный журнал) количество отработанных часов за прошедший месяц, неисправности, выявленные и устраненные в процессе проведения регламентных работ. Каждую запись вносите в документацию чернилами, разборчиво и аккуратно.

Спонсор конспекта — интернет магазин велосипедов formula.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)