Методическое пособие по воспитательной работе

Вопросы:

  1. Инициация и поддержание бодрого психо-эмоционального состояния у всех военнослужащих.
  2.  Акцентуация внимания личного состава на положительной стороне любого дела (в любой обстановке)
  3.  Сдерживание, торможение и подавление отрицательных эмоций (злость, зависть, страх и т.п.), нейтрализация депрессивных состояний.

Поддерживая положительный настрой в коллективе

Попробуем представить себе сплоченный коллектив,  в котором царит уныние, люди раздражены, не верят в положительные перспективы. Наверное не получится. Дух упадничества, озлобленность и в тоже время сплоченность воинского коллектива явления полярные и принципиально не совместимые.

Отмеченное выше убедительный аргумент в пользу того, что созидание и поддержание положительного настроя в подразделении есть одно из важнейших направлений в работе командира (начальника) по сплочению воинского коллектива.

Положительный настрой необходим для любого коллектива, но особое значение он приобретает в жизни заставы. Нелегка пограничная служба. Ежедневно на долю каждого воина выпадают колоссальные физические нагрузки, но еще более интенсивный характер носят нагрузки на психику. Это и высокая значимость воинского труда, постоянно давлеющее чувство ответственности за выполнение возложенных обязанностей, и отсутствие условий для полноценного отдыха, и ограниченность продовольственного рациона, и неудовлетворенные сексуальные потребности. Можно назвать еще много других факторов непрерывно изо дня в день воздействующих на воинов. Они вызывают острое чувство психологического дискомфорта и в конечном итоге часто приводят к нервным срывам, которые выливаются в непредсказуемое и крайне опасное (как для самого воина, так и для окружающих его людей) поведение.

Как предупредить подобный «психологический перегрев»? Как снять угрозу нервного «взрыва», исключить возможность такого развития событий?

Во-первых, нужна целенаправленная и систематическая работа по формированию в коллективе положительного настроя. Во-вторых, создать условия для удовлетворения одной из неотъемлемых человеческих потребностей — потребности в дружественной ему среде, в доброжелательном окружении.

Эта деятельность многогранна и многопланова. По мере накопления опыта руководитель воинского коллектива видит в ней все больше и больше особенностей, улавливает все более тонкие нюансы, свойственные только для его подразделения. Тем не менее каким бы специфичным не был тот или иной воинский коллектив, каким бы профессионалом не стал командир на педагогическом поприще, в его работе по созданию и поддержанию положительного настроя в подразделении всегда будут выделяться три основных участка приложения усилий:

  • поддержание у подчиненных бодрого состояния;
  • акцентуация внимание на положительной стороне любого дела, в любой ситуации;
  • сдерживание, торможение и подавление отрицательных эмоций.

Перечисленные здесь пути достижения положительного настроя тесно увязаны между собой, взаимодополняют друг друга, а порой и просто неотделимы один от другого.

Поддержание бодрого состояния. Это сложная задача включающая обеспечение оптимальных условий для функционирования организма военнослужащих, сохранения их физического здоровья и поддержания высокого тонуса.

Решение этой задачи лежит прежде всего в сфере организации служебно-боевой деятельности и обеспечения необходимых материально-бытовых условий для личного состава. Что зависит в немалой степени от равномерного распределения задач между всеми подчиненными и снятии неоправданных перегрузок, в первую очередь со слабо подготовленных, неокрепших воинов.

Да, конечно, человек это самонастраивающаяся система и он способен при необходимости действовать в самых экстремальных условиях, но при этом крайне важно, чтобы подчиненный совершенно отчетливо представлял себе значимость дела, в котором он участвует, был глубоко заинтересован в его благоприятных результатах и осознавал себя именно тем звеном в совместном процессе созидания, без которого данный процесс просто несостоятелен.

Однако для каждого, даже самого универсального солдата, существует порог утомляемости, за которым человек уже просто не в состоянии эффективно выполнять поставленные задачи и вынуждено совершает ошибки, промахи, просчеты. Предельные нагрузки должны возлагаться на подчиненных с учетом их индивидуальных физиологических и, что очень важно, психологических возможностей. Нельзя ставить заведомо невыполнимые задачи, нельзя требовать выполнения задач от тех, кто не готов, не в состоянии их выполнить. В противном случае может быть нанесен непоправимый урон не только общему делу, но и личности воина.

Поддержание положительного, бодрого настроя в подразделении требует от командира не только внимательно учитывать служебно-боевые нагрузки, но и создавать условия для 0 своевременного как можно более полного снятия их последствий, т.е. усталости.

Важнейшее значение имеет организация отдыха, под которым следует понимать не только разумное чередование режима сна и бодрствования. Особое значение имеет психологическое переключение, сутью которого является перевод военнослужащего из состояния напряженности, вызванного чувством повышенной ответственности за нерушимость границы, тяготами и лишениями воинской службы, в состояние психологического расслабления, погружения в атмосферу приятных ощущений. Это как бы подзарядка пограничников положительными эмоциями.

Сразу следует оговориться, что в силу специфики пограничной службы, возможности командира в этом сильно ограничены. Но выход несомненно есть. Войсковой опыт подсказывает, что многие начальники застав в своей деятельности по сплочению воинского коллектива в интересах поддержания среди подчиненных бодрого состояния широко и весьма успешно используют плановые занятия физической подготовкой и мероприятия спортивно-массовой работы. Следует лишь оговориться, что участие в этих мероприятиях не должно выглядеть как некоторого рода повинность. В противном случае можно добиться скорее обратного результата.

Спортивные занятия в обязательном порядке должны быть интересны для воинов заставы. Принимая во внимание то, что механизмы заражения и подражания действуют в любом коллективе и особенно ярко проявляются в молодежной среде, можно ожидать, что под воздействием большинства воинов проводимое мероприятие станет интересным почти для всех. Поэтому, выбирая форму их проведения, начальнику заставы целесообразно в полной мере учитывать желание подчиненных, поддерживать их инициативу и родившиеся в солдатской среде почины.

Опыт подсказывает, что спортивные мероприятия в форме состязаний практически не оставляют равнодушных, пользуются неизменным успехом. За соревнованиями проходящими в составе команд даже если в них по 2 — 3 человека интересно наблюдать со стороны, доставляет удовольствие и участие в них. Они чрезвычайно эффективное средство для достижения цели в процессе формирования и укрепления воинского коллектива, т.к. зародившаяся в спортивном состязании групповая спайка может стать фундаментом, основой для дальнейшего сплочения подразделения.

Дальновидный командир (начальник) понимает, что спортивные мероприятия способствуют не только развитию силы и выносливости у пограничников, но и то, что благодаря им происходит оздоровление атмосферы в подразделении, поднятие духа воинов и повышение сплоченности коллектива. Поэтому спортивные мероприятия не обязательно должны носить прикладной характер. Они могут быть и шутливыми, нести в себе заряд юмора (комические эстафеты, перетягивание каната и т.д.).

Спортивные мероприятия не должны проходить в обстановке заорганизованности, излишне жесткой регламентации. Это губительно для положительных эмоций. Вместе с тем, важно соблюсти ряд организационных моментов и, в первую очередь, внимательно отнестись к выбору места и времени проведения спортивных мероприятий. В неблагоприятных погодных условиях, в ненастье, сразу же после больших физических нагрузок и в тому подобных ситуациях практически нельзя добиться того, чтобы спортивные мероприятия были желанными, а значит у подчиненных не возникнет положительного тонуса в результате их проведения.

При всей ограниченности возможностей командира (начальника) в выборе средств, форм и методов по созданию положительного настроя, утверждению бодрого духа в подразделении нельзя всю эту работу сводить к одним лишь спортивным мероприятиям.

Помочь воину на время переключиться и тем самым как бы покинуть стрессогенную ситуацию можно и с помощью различного рода культурно-массовых мероприятий, организованных с учетом местных условий и возможностей.

Командиру (начальнику) важно понимать, что проведение каких-либо мероприятий досугового плана не блажь, неизвестно кем придуманная, а апробированное средство, помогающее в конечном итоге успешно решать сложные служебно-боевые задачи.

Важно учитывать и то обстоятельство, что просмотр многих развлекательных молодежных телепередач далеко не полезное мероприятие. Исследованиями установлено, что громкая музыка в стиле рока, демонстрируемые сцены насилия в боевиках, обладают разрушительным воздействием на психику. Они вызывают агрессивные эмоции, провоцируют нервный срыв. В этой связи кране необходимо жесткие ограничения и разъяснение воинам их смысла, как средства защиты от стресса.

Как бы ни старался офицер оптимально организовать служебно-боевую деятельность, какие бы интересные мероприятия он не проводил, добиться бодрого оптимистического духа на заставе будет крайне затруднительно, если в помещениях будет холодно, грязно и сыро, если люди будут плохо накормлены, не будут в достаточной мере соблюдены прочие материально-бытовые условия необходимые для нормальной жизнедеятельности подразделения.

О значимости, приоритетности работы командира (начальника) по вопросам 1 материально-бытового обеспечения уже сказано и говорится немало на всех уровнях, но в рамках данного пособия еще раз заострить внимание на этой проблеме будет совсем не лишним.

Отправной точкой всей работы по сплочению воинского коллектива должна быть личная примерность командира (начальника) в под держании положительного настроя . Его бодрый дух и оптимистическое настроение заражает подчиненных и на этой основе становится возможной реализация самых сложных, на первый взгляд просто неразрешимых проблем. Чем выше авторитет командира (начальника), тем больше людей в подразделении захотят ему подражать, а следовательно тем выше будет дух воинского коллектива, тем успешнее будет идти процесс сплочения воинского коллектива.

Бодрый дух и оптимистический настрой должны не просто присутствовать у командира, они должны быть и внешне подчеркнуты в поведении в его взгляде, мимике, жестах, звучать в интонациях голоса, в жизнеутверждающем характере его обращений к подчиненным.

Уверенность в своих силах, оптимистический настрой командир (начальник) должен демонстрировать и во внешнем виде. это значит быть подчеркнуто подтянутым, стремиться к тому, чтобы несмотря ни на какие обстоятельства форма одежды была в образцовом состоянии. Командир должен четко и безукоризненно выполнять строевые приемы, не пренебрегать соблюдением воинских ритуалов.

Выполнение данных условий закладывает не только моральную основу для уставной требовательности по отношению к подчиненным, но и заражает их положительным настроем на дела, уверенностью в своих силах. Образно говоря, командир обязан являться генератором хорошего настроения, своим личным примером «насаждать» бодрый дух и чувство оптимизма в подразделении. Изучение опыта боевых действий показывает, что этот социально-психологический феномен является весьма значимым фактором успеха и характерно, что потери личного состава у таких командиров минимальны.

Акцентуация внимания на положительной стороне любого дела, в любой ситуации. В интересах поддержания бодрого духа в подразделении командир ( начальник) должен непременно опираться в своей работе на положительное в людях смещать акцент на позитивное в любом деле. Это правило должно лечь в основу всей его деятельности по сплочению воинского коллектива. Такой подход не только позволит развить еще сильнее те положительные черты, которые есть у каждого человека, но и добиться преобладания положительных эмоций в психологической атмосфере воинского коллектива, снять груз негативного настроя, что придает каждому военнослужащему и коллективу в целом чувство уверенности в своих силах, в успехе любого дела. В свою очередь уверенность в успехе дела создает обстановку заинтересованности в его результатах и, в конечном итоге, сплачивает воинский коллектив.

Данный метод, умело применявшийся А.С. Макаренко, хорошо знаком каждому офицеру и достаточно подробно описан в педагогической литературе. Тем не менее хотелось бы напомнить некоторые ключевые моменты.

Во-первых. Несмотря на то, что порой крайне нелегко выявить какие либо положительные стороны в характере и поведении воинов, тем не менее следует помнить, что нет окончательно испорченных людей, однозначно негативных коллективов.

Во-вторых. Заметив положительное, найдите способ поддержать его, дайте возможность ему развиться. Поощряйте стремление подчиненных к самосовершенствованию, используйте для этого в полном объеме меры материального и прежде всего морального стимулирования. Самый минимальный сдвиг в лучшую сторону не оставляйте без внимания, закрепите его своим одобрением, проявленным в той или иной форме, даже простая похвала окрыляет человека. Не забывайте пословицу: «Доброе слово и кошке приятно».

В-третьих. Следует помнить, что офицер является руководителем коллектива и развивая положительное в каждом конкретном человеке, он не должен забывать о коллективе в целом. Это не только цель его работы по сплочению, но и объект педагогического воздействия. И даже более того, это не только объект, но и средство воспитательного воздействия.

Опора на положительное в воинском коллективе как бы пробуждает его, заставляют действовать воинов активнее. Даже самые пассивные охотнее и старательнее выполняют задачи поставленные перед ними коллективом, следуя примеру своих товарищей.

В-четвертых. Заметив, и развивая положительные черты в личности воина или коллектива, следует помнить, что это только половина дела. Необходимо добиваться того, чтобы положительное в человеке заслонило и вытеснило то негативное, которое в нем накопилось, что мешает жизнедеятельности воинского коллектива, препятствует его сплочению.

В-пятых. Офицер, если он хочет добиться успеха в работе и стремиться к тому, чтобы люди горячо поддерживали его начинания, должен начать с себя, то есть развивать положительные черты в своем характере, поведении и изживать отрицательное.

Сдерживание, торможение и подавление отрицательных эмоций в коллективе

Оптимистический настрой подразделения наиболее ярко проявляется в положительных эмоциях, которые есть не только индикатор, своеобразная лакмусовая бумажка наличия бодрого духа в подразделении, но и весьма эффективное средство для его воссоздания и сохранения. Поэтому командир (начальник) в работе по поддержанию позитивного настроя в подразделении постоянно должен добиваться преобладания у каждого члена воинского коллектива положительных эмоций самого различного характера. Правильнее будет видеть в выполнении этой задачи два аспекта: с одной стороны — это формирование положительных эмоций, а с другой стороны — это сдерживание, торможение и в конечном итоге подавление эмоций отрицательного, негативного характера.

Командир (начальник) есть именно тот «приводной ремень», «генератор», который запускает в действие весь механизм коллективного настроения. Приступать к реализации этой двуединой задачи офицер должен начинать с себя, так как он является не только своеобразным камертоном, к которому «прислушиваются» подчиненные, не только определенным эталоном на который они может быть даже не осознавая того равняются, человеком которому они подражают.

Каждому офицеру нужно научиться контролировать эмоции, в любых условиях сохранять работоспособность и ровный тон во взаимоотношениях. Задача это трудная. Ее решение зависит от знания некоторых особых педагогических средств, уровня развития специальных навыков и умений.

Овладеть различными способами самостоятельного воздействия на психическое состояние — значит вскрыть многие внутренние резервы. Первые результаты можно получить быстро поскольку даже отдельные приемы могут дать командиру новые возможности и существенно определить успешность его действий в трудных ситуациях. К сожалению одни офицеры считают, что для самосовершенствования нет условий, другие, завышая свои возможности, не видят в нем необходимости.

Как же поддерживать хорошее самочувствие, так необходимое для выполнения служебных обязанностей? Можно порекомендовать офицеру некоторые приемы по воссозданию положительных эмоций, их поддержанию и контролю за своим эмоциональным состоянием.

Прежде всего надо создавать условия для формирования хорошего настроения и научиться компенсировать нервные перегрузки. В этом плане очень хорошо помогают физические упражнения. Мышечная деятельность оказывает влияние на внутренние органы человека, а кроме того, активизируются те области коры головного мозга, которые обычно находятся в заторможенном состоянии. И наоборот, во время физических упражнений в тех участках мозга, которые напряженно работали создаются очаги торможения и они отдыхают. Таким образом происходит подзарядка определенных нервных центров и осуществляется оптимизация работы всего организма.

Но это еще не все. Если не механически совершать определенные действия, а сосредоточивать внимание на их смысле и функциональном назначении, на ощущениях, то вырабатываются гормоны, создающие положительные эмоции. Утренняя гимнастика становится в таком случае эффективным способом бронирования от возможных в течение дня неприятностей. Значительного усиления положительного действия физических упражнений на создание нужного тонуса нервной системы можно достичь проведением самомассажа.

Нескольких минут утренней тренировки оказывается достаточно для хорошей настроенности к предстоящей деятельности в течении дня. Важнейшими компонентами ее являются: дыхательная гимнастика, самоконтроль осанки, выражения лица и голоса. Формированию положительного настроя способствует ходьба в быстром темпе. Отправляясь на службу, перед зеркалом следует проверить свою осанку, внешний вид, выражение лица.

Настройка лица состоит в том, чтобы убрать с него хмурость и придать ему бодрое выражение. Это очень важно при первой утренней встрече с сослуживцами, поскольку само собой порождает доброжелательность в отношениях. На приветливую улыбку всегда отвечают улыбкой. Кроме того, поддержание на лице выражения умиротворенности по механизмам физиологической обратной связи обеспечивает стабилизацию положительного эмоционального состояния.

Все в организме взаимосвязано. Радостное выражение лица порождает чувство уверенности в себе, и оно обязательно проявляется в осанке. С другой стороны, стоит нахмурится, опустить голову и согнуть плечи, как появляется угнетенное состояние или озлобление.

Каждому эмоциональному состоянию соответствует определенный темп ритма. Этим понятием обозначается какая-то единая внутренняя скорость, как бы равнодействующая всех скоростей, задаваемых мозгу извне и изнутри, и связанная с тонусом, эмоциями, вниманием и движениями.

Упражнения по овладению темпо-ритмами имеют две ступени. На первой — упражняющиеся овладевают внешним (физическим) темпорит мом, на второй — внутренним (психологическим).

Физический темпоритм лучше всего отрабатывать в утреннее время. Суть состоит в следующем: скачкообразно или постепенно меняя темп (от замедленного к ускоренному), совершают 10 — 12 движений. Первое упражнение — сжимание и разжимание пальцев рук второе — «рисовать» кистью руки восьмерку; третье — перевод глаз с предмета на предмет; четвертое — чередование темпа шага от замедленного до ускоренного в разном ритме.

А теперь добавьте такую деталь: в ритм шагам вы выполняете так называемый «пальцевый счет»: большой палец касается ладони у основания пальца, затем шагает по трем фалангам пальца. Получается счет: раз, два, три, четыре. Прошагав по мизинцу, большой палец переходит на безымянный, затем на средний палец и вновь на мизинец. Указательный палец в игре не участвует. Вы идете, а рука считает. Устала правая рука — счет переходит на левую.

Вначале сочетать бодрую ходьбу с пальцевым счетом покажется нелегко. Но вот вы втянулись, нашли удобное соотношение между шагами и движением руки. Теперь можно усложнить задание самому себе. В ритм ходьбе и пальцевому счету вы произносите какие-нибудь стихотворные строки.

Главная цель утренней ходьбы — получить максимальный заряд бодрости. Для создания нужного психологического настроя целесообразно воспроизводить в сознании любимые мелодии. Под внутренний ритм выравнивается походка, устанавливается свободное дыхание.

Создав с утра хорошее настроение, офицер с успехом решает многие задачи дня. Но по ходу дела приобретенный запас может исчерпаться, и его надо пополнять. Важным условием является правильная оценка своего состояния. О нем можно судить по таким показателям, как частота дыхания, интонация голоса, движения рук. При перевозбуждении обычно дыхание становится учащенным , неглубоким; речь — более громкой, усиливаются высокие тона, возможны нарушения синтаксического порядка предложений, внезапные паузы; отмечается увеличение амплитуды и скорости движений рук, суетливость, сжимание пальцев в кулаки.

Заметив такие отклонения, оперативно принимают меры для по — давления негативных эмоций. Для рук применимы упражнения, рекомендованные для утренней тренировки.

Для владения приемами саморегуляции эмоционального состояния необходимо знать, что на этапе зарождения стрессовой ситуации человек располагает очень коротким промежутком времени, в течение которого чувство не имеет значительной силы и поэтому может быть подчинено управлению. Поэтому целесообразно предварительная нацеленность на проявление максимальной бдительности в отношении зарождающейся отрицательной эмоции. При этом от человека требуется умение замечать ее еще в зачаточном состоянии по тому, как «что-то» изменилось. В этот момент необходимо подвергнуть это «что-то» анализу. Если благоприятный момент будет упущен, то чувство приобретет такую силу, которая исключает его произвольную регуляцию.

Сила и активность отрицательной эмоциональной реакции зависят от оценки возможности оказать воздействие на то, что служит внешним источником раздражения. В целях предотвращения развития отрицательной эмоции мысленно «переводят» раздражители из разряда доступных влиянию в разряд недоступных. Так, например, если источником раздражения является особенность речи партнера, его медлительность или, наоборот, высокая подвижность, убеждают себя в том, что эти черты личности партнера не являются нарочитыми и не зависят от него так же, как его рост, цвет волос и т.п. Следует представить себе, что и партнеру могут быть неприятны некоторые присущие мне особенности и что, следовательно, я не имею права осуждать его, быть недовольным. Так постоянно вырабатывается способность к объективизированию психологического облика своих товарищей и ослаблению вызываемых ими отрицательных эмоций.

В целях совершенствования навыков подавления негативных эмоций может быть применен комплекс психологической тренировки, состоящей из трех элементов (чувственного, мыслительного и физического): во-первых, постоянно прислушиваться к ощущениям, стараясь ощутить момент зарождения негативной эмоции; во-вторых, представлять, что все отрицательные черты сослуживца объективны настолько, что их невозможно изменить (это не касается недостатков нравственного плана); в-третьих, воспроизводить физические действия, соответствующие спокойному, добродушному настроению: произвольно расслаблять мышцы лица и всего тела, занимать непринужденную позу, устанавливать медленное дыхание.

Многие офицеры недостаточно владеют навыками самоконтроля и психотехникой выражения своего индивидуального отношения. Это приводит к несоответствию между формой и содержанием индивидуального отношения и, как следствие, к нарушению взаимоотношения между ними. Для исключения подобных ошибок важно формировать прочные навыки саморегуляции и тем самым обеспечить перевод психики в оптимальное состояние, соответствующее ситуации. Кроме того, требуется иметь достаточные навыки в произношении, мимике, жестах, позе, движении.

Для приобретения навыков владения своей мимикой рекомендуются специальные упражнения для тренировки мышц лба, бровей, глаз, губ. На выполнение каждого из них достаточно одной минуты: поднять брови (ощутить сморщивания лба), затем сделать лоб гладким; нахмурить брови, затем полностью расслабить; зажмуриться, широко раскрыть глаза, потом расслабить веки; поднять верхнюю губу вверх, расслабить, оттянуть нижнюю губу вниз, опять расслабить. Сбрасывание «зажимов» лица способствует устойчивости контроля над своими действиями при повышении психических нагрузок и оживлению умственной деятельности.

В некоторых случаях не удается избежать нервной перегрузки, и тогда потребуется эмоциональная разрядка. Для этого в конце рабочего дня целесообразно совершить пешую прогулку и провести тренировку подобно утренней. Эффективен также массаж по биологически активным точкам (это крошечные участки кожи с высоким уровнем обменных процессов и особым биоэнергетическим режимом), что позволяет оказать сильное влияние на центральную нервную систему.

Более высокий уровень самоконтроля и регуляции реакции организма достигается после овладения специальными методиками психической саморегуляции. С некоторыми из них можно ознакомиться в брошюре «Как победить стресс», подготовленной Центром оперативно-пограничных исследований и изданной в 1995 году.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)