Правовые основы защиты чести и достоинства военнослужащих.

План-Конспект

ТЕМА:  «Правовые основы защиты чести и достоинства военнослужащих. Развитие воинской чести у подчиненных – важнейшая обязанность командира (начальника)».

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ

Прежде чем требовать от людей добросовестного выполнения своих обязанностей, надо обеспечить их всем необходимым для жизни и службы, оградить от произвола и беззакония. Именно эта идея определяет суть и содержание военно-социальной работы.
Под военно-социальной работой понимается деятельность государственных органов, органов военного управления, воинских должностных лиц по реализации установленных законодательством социально-экономических прав и льгот военнослужащих и обеспечению на этой основе их социальной защищенности, соответствующей характеру и интенсивности военной службы. Важно подчеркнуть, что действенную социальную защищенность человека в условиях военной службы можно обеспечить только комплексным использованием правовых, организационных и других средств.
В целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в нашей стране за последние годы разработано и принято значительное количество нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными среди них являются Законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах уголовно-исполнительной системы и их семей», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащими, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики, Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», «О ветеранах», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». Во исполнение указанных законодательных актов принято более 50 подзаконных нормативных правовых актов – указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, других актов, уточняющих и конкретизирующих права и льготы военнослужащих и устанавливающих порядок их предоставления.
Созданная правовая база открывает перед человеком в военной форме неизмеримо более широкие возможности в реализации и защите своих прав, нежели они были в недалеком прошлом. Впервые в законотворческой практике нашего государства в законодательном порядке определен статус военнослужащих, под которым понимается совокупность его прав, свобод, обязанностей и ответственности, определенных законодательством и гарантированных государством. Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод компенсируется военнослужащим льготами.
Создана и активно действует система судебной защиты прав военнослужащих. До принятия Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. и последовавших затем разъяснений пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. военнослужащие могли подавать жалобы на действия воинских должностных лиц, ущемляющих их права, только в порядке, установленном общевоинскими уставами.
Устранение такого дискриминационного  положения существенно расширило возможности правовой защиты военнослужащих.
Весь комплекс мер по социальной защите военнослужащих, проводимый в Российской Федерации, можно распределить по следующим направлениям:
1.    Нормативно-правовая база:
—    четкое определение в законах правового статуса военных институтов;
—    соблюдение прав граждан при комплектовании ВС РФ;
—    дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в связи с происходящими экономическими, политическими и социальными изменениями.
2.    Защита экономических интересов военнослужащих:
—    выделение категорий военнослужащих для первоочередной адресной помощи;
—    совершенствование системы социальных выплат военнослужащим и приведение ее в соответствие с реалиями жизни;
—    радикальное решение жилищной проблемы военнослужащих;
—    принятие и реализация федеральной программы социальной адаптации военнослужащих, увольняемых с военной службы, и их трудоустройство.
3.    Включение в систему социальной защиты военнослужащих духовных ценностей:
—    формирование в обществе уважительного отношения к военной службе, повышение ее престижа;
—    патриотическое воспитание подрастающего поколения;
—    реклама армейских традиций с подключением средств массовой информации.
4.    Совершенствование системы управления:
—    межведомственное взаимодействие при решении вопросов социальной защиты военнослужащих и членов их семей;
—    совершенствование системы и роли институтов социальной защиты военнослужащих;
—    систематическая экспертиза социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

Таким образом, законодательство Российской Федерации по вопросам, связанным с социальной защитой военнослужащих, открывает для человека в военной форме перспективы стабильного социального положения, а также сохранение значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы.
2
Военно-социальная работа в Вооруженных Силах организуется Министерством обороны Российской Федерации. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об обороне» Министерство обороны «обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей».
С помощью правовых средств министр обороны через Генеральный штаб, своих заместителей, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений обеспечивает строгое выполнение в войсках (силах) законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, а также собственных решений по социальной защите военнослужащих на основе выделяемых Министерству обороны материальных и денежных средств, и прежде всего из федерального бюджета.
Определяющую роль в организации и проведении военно-социальной работы непосредственно в частях и подразделениях играют соответствующие командиры (начальники).
Основные направления деятельности командиров (начальников) по обеспечению правовой и социальной защиты подчиненных заключаются в организации правовой подготовки личного состава; обеспечении сбережения и правильного использования финансовых и других материальных средств, их рачительного расходования в интересах социальной защиты военнослужащих; организации работы по разрешению жалоб и заявлений военнослужащих; осуществлении контроля за исполнением законодательства о социальной защите.
Юридические полномочия командиров и начальников в области военно-социальной работы широки и многообразны. Являясь единоначальниками, они несут личную ответственность за все стороны жизни вверенных им частей и подразделений, за материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение. Они обязаны принимать меры по решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты подчиненных, создавать условия для их культурного роста и отдыха, укрепления здоровья и физического развития, при необходимости ходатайствовать за них перед вышестоящими начальниками.
В интересах решения социальных проблем Устав внутренней службы (ст.80) вменяет в обязанность командиров: своевременное истребование и организацию получения, хранения и учет материальных средств, их подвоз и выдачу подчиненным; обеспечение полноты доведения до личного состава положенных денежного и других видов довольствия; организацию экономного и целесообразного расходования материальных и денежных средств; постоянную заботу об улучшении торгово-бытового обслуживания подчиненных, соблюдение при этом принципов социальной справедливости и гласности; повышение своих правовых знаний; твердое знание законов, относящихся к своей служебной деятельности, и положений воинских уставов.
Главенствующая роль в организации военно-социальной работы непосредственно в войсках принадлежит командиру полка. Пользуясь предоставленными ему правами и выполняя возложенные на него обязанности, командир части издает приказы и другие акты военного управления, посредством которых он осуществляет реализацию законодательства о социальной защите военнослужащих. С этой целью командир в изданных им актах указывает конкретных исполнителей законов и что им предписывается сделать, а также определяет сроки выполнения поставленных задач и другие правила поведения подчиненных при их выполнении.
Важное место в обеспечении социальной защиты подчиненных занимают издаваемые командиром части ежедневные приказы по строевой части. Именно этими приказами реализуются многие права и льготы военнослужащих предоставление отпусков производство дополнительных денежных выплат, направление на учебу, на лечение и т.п.
Обязанности по обеспечению социальной и правовой защиты военнослужащих возлагаются и на других должностных лиц.
На командира роты возлагается обязанность своевременно обеспечивать военнослужащих роты положенным довольствием, заботиться о быте своих подчиненных и вникать в их нужды, следить за соблюдением ими правил личной гигиены.
Командир взвода согласно уставу обязан заботиться о быте подчиненных и вникать в их нужды.
За ненадлежащее исполнение этих обязанностей предусмотрена юридическая ответственность. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации подчеркнуто, что командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав и законных интересов военнослужащих, несут установленную законом ответственность.
Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации объективно обусловливает необходимость совершенствования деятельности командных кадров в сфере военно-социальной работы. Первоочередными задачами при этом являются: повышение ответственности командиров и начальников всех степеней за действенность работы по реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей; усиление социальной направленности деятельности военных руководителей. Какие бы должности они не исполняли; осмысление сути социальной политики государства и специфических направлений её реализации в Вооруженных Силах посредством военно-социальной работы и др.
Современный командир обязан сочетать профессиональную компетентность и социальную направленность своей деятельности, личную дисциплину и высокую требовательность к подчиненным, служить примером для них в сфере социальных отношений, иметь соответствующую социально-педагогическую подготовку. Он должен хорошо понимать сущность военно-социальной работы, её цели и задачи, уметь реализовывать эти знания в практической деятельности в подразделении, части, соединении, доходя до каждого военнослужащего и его семьи, знать основные её сферы и направления, проявлять настойчивость и такт в общении с людьми, заботиться о качественной подготовке подчиненных офицеров не только как военных специалистов, но и как социальных работников.
3
Важнейшим средством обеспечения правовой и социальной защиты военнослужащих является осуществление их правового воспитания, совершенствование правовой подготовки.
Общедоступность правовых норм и осведомленность военнослужащих о них как гарантия их социальной защищенности имеют два аспекта. С одной стороны, хорошо зная свои права, военнослужащие увереннее себя чувствуют при отстаивании своих интересов, имеют возможность требовать соблюдения своих прав и льгот от соответствующих органов и должностных лиц. С другой стороны, знание права должностными лицами, которым вменена в обязанность реализация этого законодательства, также в значительной повышает гарантии социальной защищенности военнослужащих. Не секрет, что очень просто именно в недостаточной правовой подготовке соответствующих командиров и начальников, а также их подчиненных коренятся причины многих социальных проблем военнослужащих. Командир (начальник), какую бы должность он ни занимал, должен выступать  профессиональным исполнителем законодательства о социальной защите военнослужащих, специалистом, знающим приемы и правила реализации законных прав подчиненных, обладать соответствующими навыками исполнения нормативных актов по этим вопросам.
Знание права не сводится к простой осведомленности о тех или иных правовых нормах. Оно обязательно предполагает их осмысление, понимание не только буквы, но и духа закона, его сущности, значения для правильной организации военной службы.
Не все нарушают закон в силу его незнания или отсутствия достаточно прочных навыков его правильного применения. Не менее широко распространены случаи умышленного нарушения закона, действий в обход его, исходя из соображений так называемой целесообразности. Это явление характерно как для нашего общества в целом, так и для Вооруженных Сил в частности.
Все это подтверждает исключительно важное значение деятельности командиров (начальников) по осуществлению правового воспитания подчиненных, а также по повышению собственных правовых знаний и навыков правоприменительной деятельности в сфере социальной защиты подчиненных.
На практике правовое воспитание осуществляется по двум направлениям, путем разъяснения и изучения действующего законодательства и путем воздействия на сознание и чувства людей практики применения законов и воинских уставов. Основными средствами правового воспитания путем разъяснения и изучения права являются правовая пропаганда, правовое обучение, правовое самообразование. Воздействие на сознание и чувства военнослужащих  правовой практикой осуществляется с использованием таких средств, как поддержание твердого уставного порядка; личный пример командиров (начальников); правильная дисциплинарная практика; своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений; правоохранительная деятельность органов военной юстиции; личное участие военнослужащих в работе по укреплению законности и правопорядка.
Не менее важным направлением деятельности командиров (начальников) по обеспечению социальной и правовой защиты подчиненного личного состава является работа по рассмотрению и разрешению жалоб, заявлений и предложений военнослужащих.
Эта работа регулируется в настоящее время гл. 5 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил российской Федерации, а также Инструкцией о порядке рассмотрения предложений, заявлений жалоб и приема посетителей в воинских частях и учреждениях, утвержденной приказом министра обороны.
Указанными нормативными актами запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими и подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир подлежит привлечению к ответственности в соответствии с законодательством.
Командир (начальник) должен чутко и внимательно относится к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам. Он несёт личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.
Законодательство определяет командиру трехдневный срок на рассмотрение предложения (заявления, жалобы). Если жалобы будет признана обоснованной, командир обязан немедленно принять меры для её удовлетворения, а также принимать меры по выявлению и устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан, полнее использовать содержащуюся в них информацию для изучения и исправления положения дел в подразделениях.
Важное значение имеет четко налаженная деятельность командиров и начальников по осуществлению контроля и проверки исполнения контроля и проверки исполнения законодательства о социальной защите военнослужащих.
В соответствии с общевоинскими уставами на командиров (начальников) возложена обязанность проводить регулярные проверки наличия и движения материальных средств в подчиненных частях и подразделениях, следить за полнотой доведения до подчиненных установленных норм довольствия, производить осмотры и опросы личного состава. В случае выявления недостатков командир обязан принять все меры по привлечению к ответственности виновных лиц, возмещению причиненного ими ущерба, восстановлению нарушенных прав подчиненных. Этим же целям служит проведение регулярных проверок и инспектирования подчиненных войск (сил) вышестоящими органами военного управления.
Важнейшей особенностью сегодняшнего этапа военного строительства является перенесение центра тяжести с нормотворческой на организационную, правоисполнительную работу. Именно слабая организация работы субъектов военно-социальной деятельности, в том числе некоторых командиров (начальников), по реализации законодательства о социальной защите военнослужащих не позволяет в полной мере решать проблемы военнослужащих не позволяет в полной мере решать проблемы военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, обеспечивать рачительное использование средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета. А это означает, что роль и значение военно-социальной     работы в условиях военной реформы будут неуклонно возрастать.

Оценить эту статью:
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *