План-конспект

 

  1. Взяточничество как социальная проблема общества.
  2. Взятка, её виды и влияние на социальную систему общества.
  3. Профилактические мероприятия по предупреждению взяточни­чества в структурах пограничного контроля ПС РФ

ВВЕДЕНИЕ.

Объектом исследования предлагаемой темы является фено­мен взяточничества, а так же анализ реакции общества (командования, военнослужащих подразделений , частей пограничного контроля, общест­венности) на это явление.

Проблема взяточничества

Проблема взяточничества

Настоящий период, переживаемый Россией, странами СНГ, характери­зуется остротой противоборства между благами и моралью, честностью и ложью, религией и атеизмом, богатством и нищетой, войной и миром — идет настоящая борьба противоположностей…?

Сложившаяся ситуация после распада СССР, яркими красками обнажила негативные стороны в социальной жизни общества — коррупция, взяточни­чество, воровство, «взрыв» преступности? Очень острыми и сложными ус­танавливаются отношения между людьми. Наиболее характерным элементом являются отношения между чиновниками — должностными лицами (ДЛ) и обыкновенными гражданами — внешними действующими лицами (ВДЛ).

Что естественно откладывает отпечаток на настроение людей, на де­ятельность органов управления как общественных, государственных, ком­мерческих структур так и на жизнедеятельность Вооруженных Сил, Феде­ральной Службы Контрразведки, Пограничной Службы РФ, Минис­терства Внутренних Дел и других организаций.

В Концепции воспитания личного состава Пограничных Войск Российс­кой Федерации, указанно на то, что одним из факторов воздействующих на личный состав является, … «социальная деформация в обществе: идеоло­гическая сумятица в сознании значительной части населения, в том числе военнослужащих, в следствии смены приоритетов, ослабление духовных и нравственных начал; криминализация общества; резкое падение престижа военной службы и, как следствие, снижение уровня морально-психологи­ческого состояния войск».

На современном этапе, развития общества, Вооруженных Сил остро чувствуется проявление негативных явлений и в системе Пог­раничной Службы РФ.

В своих руководящих документах Директор ПС неоднократно указывал на тенденции ослабления воинской дисциплины в частях и соединениях войск.

Непосредственно в Открытом письме к личному составу ПВ РФ Дирек­тор ПС РФ в октябре 1995 года указывал: «… в войсках продолжают иметь место факты и случаи, вызывающие серьезное беспокойство руководства ФПС России, речь идёт прежде всего об упущениях в организации и руко­водстве СБД, снижения уровня законности, правопорядка. Крайне нетерпи­мыми в пограничной среде выявленные факты коррупции, стяжательства со стороны отдельных должностных лиц, коммерциализации. В последнее время активизировались попытки криминальных структур использовать погранич­ников в своих целях, немало фактов, когда военнослужащих склоняют к участию в контрабандной деятельности, взяточничеству…».

Для выхода из создавшегося положения Директором ПС РФ определены приоритетные направления создания и совершенствования системы воспита­ния военнослужащих Пограничных Войск, в которых предложены конкретные мероприятия для работы во всех структурах ПС РФ.

Главной целью воспитания в войсках ПС РФ является- развитие качеств личности гражданина, воина, отвечающих национально-государственным ин­тересам Родины, формировании моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу, дис­циплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Пог­раничным войскам Российской Федерации.

 

  1. Взяточничество как социальная проблема общества.

 

С данной проблемой цивилизация сталкивается не только в коммер­ческих кругах, но и нередко симптомы «болезни» проявляются в деловой и политической структуре современного общества.

В последние годы в правоохранительных органах проходят серьезные процессы по делу о взятках. Данная тема не содержит наблюдений судебных процессов по взяткам, рассматриваемых в судах в последние годы в России, примеры использованы из информации периодической печати и телевидения:

  • — обвинения, администрации Мариинского театра;
  • — обвинения, известного политика Станкевича;
  • — обвинения, директора дома-музея Л.Н.Толстого;
  • — обвинения, руководителей управлений Министерства здравоох­ранения;
  • — и множество других дел. (Только в 1995 году, по состоянию на 01 сентября 1995 года  возбуждено более 300 уголовных дел о взятках).

Взяточничество — одно из тяжких должностных преступлений. Нечест­ный чиновник, нарушающий закон за «определенную» оплату, фигура доста­точно известная.

 

 

Типичные примеры 80-х годов переплата за билет в кассе на само­лет, проводнику за место в полупустом вагоне, заведующей торговой базы за разрешение на продажу мебели минуя различные очереди, списки, брони и так далее.

Рубеж 90-х годов демонстрирует совершенно новое для бывшего со­ветского обывателя, появились такие понятия, как коррупция, мафия, рэ­кет и многое другое, но по сути своей криминальное, преступное.

Исторические образы показанные классиками сатиры в русской лите­ратуре (Крыловым, Щедреным, Гоголем) свидетельствуют о зарождении взя­ток в далекой истории.

Взяточничество — дача и принятие тайного вознаграждения за укло­нение от должностных обязанностей — содержит в себе не только наруше­ние правовых норм, но также заведомое и преднамеренное разложение ис­полнителей закона, хранителей правовой системы. Этим и отличается взя­точничество от других преступлений

Мы часто говорим, что живем в «смутное время», утеряны честные отношения не только в коммерческой деятельности, но и в политике, в деятельности правоохранительных органов, таможни, вооруженных сила и прочее. На деле время почти ничего не изменило с тех пор, когда гос­подствовали купеческие нравы. Взятки, растраты и щедрые вознаграждения веками являлись неотъемлемой частью коммерческой жизни, а взятые в це­лом, случаи не свидетельствуют об упадке морали служащих.

Изучая методологические проблемы взяточничества возникают вполне понятные затруднения:?

Термин «взяточничество» изначально двусмыслен, так как является одновременно и обозначающим и оценивающим, т.е. относится как к самим действиям, так и к юридическим выводам относительно этих действий. Взяточничество в этом случае может определяться с одной стороны, как субъект дающий взятку, а с другой стороны, как получатель взятки. Прежде всего это санкционируется ответственными лицами за принятие ре­шения относительно законодательства.

Следующая проблема заключается в анекдотическом характере зна­чительной части сведений, получаемых на начальных этапах уголовного расследования от «информаторов», заинтересованных в минимизации масш­табов своих деяний и (или) своей ответственности. Более надежные све­дения могут дать только официальные источники, а так на долю исследо­вателя остаются только догадки.

Несмотря на свою распространенность, взяточничество существует в атмосфере секретности. Подобная секретность вызвана рядом причин: во-первых боязнью преследования и наказания за нарушение существующих норм (кодексов, законов, правил),другая немаловажная причина — дейс­твующие лица не прекратили эти деяния, считается на их взгляд возмож­ным применить имеющийся в распоряжении канал еще не один раз.

Очень нелегко найти достоверных информаторов. Взяточники, подобно всем правонарушителям, крайне неохотно делятся информацией о своей де­ятельности. Что же касается свидетелей, подтверждающих информацию, то их практически невозможно отыскать в той сфере, где присутствует взя­точничество.

По этим причинам обилие данных отнюдь не гарантирует их достовер­ности.

Во многих случаях средства массовой информации являются единс­твенными источниками такой информации. Однако обилие газетных сообще­ний не может считаться объективным доказательством разгула взяточни­чества. Расчет на средства массовой информации как на основной источ­ник сведений о взяточничестве не будет содержать полную объективность, связано со специфической проблемой отбора информации журналистами.

Существуют ли условия для взяточничества?

Одним из основных условий является степень реального воздействия контролирующего ситуацию должностного лица (ДЛ) на исход сделки, предс­тавляющей ценность для внешнего действующего лица (ВЛ). ВЛ старается обеспечить благоприятный для себя исход путем нарушения существующей нормы и для этого предлагает ДЛ личное вознаграждение, это может про­являться как покровительство ДЛ, при условии, если отношения ранее ус­тановлены между ДЛ и ВЛ. Если такого отношения не установлено, услугой внешнего действующего лица является взятка. Отличие- только в масшта­бах оценки. Отказ дать взятку обходится частному лицу дороже, чем зап­латить её.

Ни ДЛ, ни ВЛ не заинтересованы в изменении установившейся системы в целом, и это придает взяточничеству особый характер. Так как являет­ся благоприятным фоном обоим действующим лицам. ВЛ рассчитывает доста­точно часто обеспечивать нужный для него результат в данных обстоя­тельствах, даже с учетом периодических потерь, гарантирует ему преиму­щества перед конкурентами. ДЛ поддерживает установившуюся систему, по­буждает ВЛ к даче взятки так как это является товарным запасом или его дополнительным материальным благом. Но на определённом этапе при про­явлении активности ДЛ его действия могут возникнуть или перерасти в вымогательство.

Ответственность за взяточничество, которую в иных условиях можно было бы переложить на взяткодателя или поделить поровну между сторона­ми, здесь целиком ложится на служащего государственного аппарата.

Естественно, возлагать ответственность следует с большой осторож­ностью. Взяткодатели, подобно большинству правонарушителей, всегда стремятся свалить вину на других. Обычной практикой самозащиты служит  заявление  о  вымогательстве – «они  заставили  меня  это  сделать». Дально­видный  взяткодатель вообще старается придать сделке привкус вымога­тельства по образцу опытного уголовника, заранее подготавливает себе алиби.

Конечно примеров явного вымогательства достаточно, но в ситуации всегда имеется место для свободного маневра как у взяткополучателя так и у взяткодателя.

Анализ доходов государственных служащих проливает дополнительный свет на организацию взяточничества. (Аргументы и факты).

Взяточничество — один из побочных доходов представителей власти и общепринятая разменная монета между властью и богатством. Оно будет процветать в таких социальных условиях, где одна сторона обладает иск­лючительным контролем над благами  или  услугами,  необходимых  другой  стороне.  Зачастую  эта  услуга  может быть неявной, например разрешение или положительная  резолюция. По  мере  того  как  правительства  распрост­раняют  свой  контроль  на  все  новые  и  новые сферы общественной жизни, официальная санкция в законной форме (например, предоставление лицен­зий) или незаконной форме (закрытие на что-то глаза или упреждающий намек) становится необходимым отдельным гражданам для ведения бизнеса и других занятий.

Современные политические структуры превращают власть в монополи­зированное рентабельной производство. Доход поступает в виде «благо­дарности», и взятки утверждаются как неотъемлемый элемент существова­ния общества.

Предпосылкой взяточничества — за исключением особых разновиднос­тей, которые можно назвать «деловыми взятками», или «подмазками» т.е. в современной трактовке «способствующими платежами» — является характер­ная социальная близость между ДЛ и ВЛ.

Взяточничество — это не просто готовность подкупить кого-то, а знание, кого именно следует подкупить. Кто-то в передаточной цепочке должен быть близок к ДЛ.

Данный принцип широко используется современными коммерческими структурами, если говорить об этом в широком смысле слова, то зачастую к этому прибегают и спецслужбы государств, стремящиеся решать свои специфические задачи различными методами, не исключение подкуп, взятки: «Покупайте человека, а не только информацию».

Другим направлением в названной деятельности принятой в «деловых кругах» считается- обеспечить себе «благосклонность» чиновника, где используются факторы особенностей черт личности чиновника.

Что является целой наукой «искусство влияния на людей и завоевы­вать друзей» в последние годы в сфере управления, в менеджменте серь­езно придается значение этой проблеме в высших учебных заведениях изу­чаются психология, менеджмент, основы управления и так далее, частным лицам интересующиеся этими вопросами предлагаются различные литератур­ные издания, например: Д.Карнеги. «Как завоевывать друзей и влиять на людей», М.Биркенбиль. «Молитвенник для шефа», Н.Экельман. «Преуспевать с радостью», авторское издание Российских исследователей «Как добиться успеха. Практические советы деловым людям». Изд. Москва –1992 г.

В процессе своей деятельности автор курсовой работой наблюдал за организацией работы в различных туристических компаниях, в которых наглядно просматривается элементы «поиска себе друга, покровителя» т.е. — один сотрудник устанавливает отношения с представителями ОВИРа, другой с представителями таможни, пограничного контроля, и так включая криминальных структур. Как правило это позволяет им успешно решать возникающие затруднения.

Материальные издержки, затраченные на «благосклонность», рассмат­риваются как обычные деловые затраты, называемые : «представительские»

— по содержанию, однозначно -ВЗЯТКА.

Пока различия в социальной дистанции между членами одного класса и силовым центром (политическим, экономическим) будут существовать, а существовать они будут всегда, по этому, каждая социальная система создаёт определённые предпосылки для взяточничества.

Характерным примером:

  • — проводимая приватизация  в  России;
  • — запрет на беспошлинный ввоз в Россию иностранных автомобилей;
  • — различные ограничения, не обоснованные запреты на оформление транспортных средств заграничного следования и пассажиров в пунктах пропуска через Государственную границу.

Например, в практике встречаются факты, когда принимаются решения командованием части пограничного контроля или округа, либо коллегиаль­ным постановлением представителями учреждений, организаций участвующих в контроле в пункте пропуска на проведение оформления транспортных средств, в каком-либо пункте пропуска только в светлое время суток (нарушение Федерального Закона РФ «О Государственной границе» статьи № _  ), в практике приводит к не выполнению принятых решений т.е. погра­ничный, таможенный и другие виды контроля проводятся, и в темное время, и ночью. Эти же должностные лица, время от времени, дают санкции на проведение контроля, «как исключение», что становится практикой, тех или иных транспортных средств заграничного следования.

Чем же обосновать эти «не принципиальные решения»? Исследователь, закономерно,  может сделать вывод, что такая «благосклонность» ДЛ имеет под собой почву для серьезного вывода о скрытой заинтересованности ДЛ.

Взяточничество — термин, который квалифицируется правоохранитель­ными органами, обществом, ВЛ как преступление. Должностное  лицо  прини­мающее  взятку, именует  её как «благодарность» за проделанную работу или оказанную услугу. Это мнение поддерживал и эксмэр г. Москвы — Г. Попов, он не однократно высказывал эту точку зрения в интервью теле­журналистам.

Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги, материальные ценности, а также оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги (например, предоставление туристических путевок, проездных билетов, производство ремонтных и других работ).

 

  1. Взятка, её виды и влияние на социальную систему общества.

 

В этом вопросе автор рассматривает исследованные виды взяточни­чества, их содержание и природа проявления в обществе.

Существуют отличающие друг от друга виды взяточничества с разной степенью влияния на социальную систему, в которой они имеют место.

Выделяются  три основных вида  взяток:

  • — деловые;
  • — «тормозящие»;
  • — прямой подкуп.

а. Деловая взятка (ДВ) — это обычный, как правило, обезличенный платеж государственному служащему с целью обеспечения или ускорения выполнения чиновником своих должностных обязанностей.

Примерами деловых взяток могут быть, небольшая денежная сумма служащему в ОВИР, для ускорения оформления заграничного паспорта, взятка таможеннику на границе для убыстрения досмотра. В практика СОД частей, соединению пограничного контроля имеется достаточно случаев, когда в создавшейся очереди в пункте пропуска через государственную границу, находятся лица, которые имеют «определенные льготы» и на их основании погранично-таможенный контроль проходят вне основной очере­ди.

Тут можно выделить несколько параметров:

Во-первых, платеж делается не за нарушение действующих правил, а за безотлагательное исполнение служебного действия. Чиновник может по­ложить ваши документы под стопку других, на не которое время углубить­ся в некие бюрократические таинства и затем еще на полчаса исчезнуть в канцелярии, а может, соответственно «подмазанный», сделать все в пять минут. Схожим образом взятка таможеннику обеспечивает быстроту опера­ции, но не отступление от закона. Если «бизнесмен», либо экспедитор отвечающий в коммерческой фирме за оформление товара в таможне не уло­вит намека, у него есть все шансы прождать свой товар несколько дней. Кому из нас не знакомы слова: «Прейдите завтра, после обеда, т.д.». Говорят: «Не подмажешь — не поедешь».

ДВ в быту оценивается совершенно как безвредное деяние, сравнива­ется с «чаевыми» или скромным подарком, добровольно врученным за хоро­шо выполненную работу. Некоторые ДВ по своим масштабам действительно напоминают «чаевые», однако иные могут быть весьма солидными, как, например, определенный процент «гонорар» чиновнику за приличную «выби­тую» лицензию на отлов морского краба и реализация (продажа) отловлен­ного краба за границу.

Между тем характеризовать ДВ как простые «чаевые» — значит игно­рировать ее главные отличительные особенности:

  • — ДВ взимается государственным служащим, в нарушении установлен­ного закона, правил, — что уже преступление;
  • — ДВ хотя и воздействует на активность выполнения служащими своих обязанностей, но однозначно, не означает, что ДВ в функциональны в том смысле, что способствуют улучшению работы персонала, поскольку у бю­рократа, обладающего монополией на исполняемую им работу, нет побуди­тельных мотивов делать ее лучше в расчете на большие ДВ.
  • — ДВ болезнетворна для общества, так как ДВ рассматривается чи­новниками как должностная прерогатива.

Поскольку взятка не влияет на качество исполнения служебных обя­занностей, вся сделка остается не уловимой

ДВ не «подкупает» служащего и не заставляет его делать нечто вы­ходящее за рамки нормативных предписаний. Получатель взятки в данном случае не коррумпирован в широком смысле слова: его нельзя «купить» и он не будет за деньги делать «все, что хотите».

Давайте попробуем заставить контролера в кабине паспортного конт­роля пропустить человека по чужим или поддельным документам — он не только откажется, но, и скорее всего доложит своему руководству.

Одной из причин такой реакции является страх, контролер боится оказаться в тянутым в не контролируемую ситуацию, которая может ока­заться, не успешной. Но это крайний случай. Решающим фактором будет честность человека.

Подобная реакция указывает, что мы имеем дело не со строгом эко­номическим явлением, а ситуацией, в которой, помимо денег, входят и другие ценности.

Литературы, посвященной исследованию социальных условий, содейс­твующих возникновению различных типов взяточничества, материала, объ­ясняющего причины делового взяточничества, недостаточно. Никто не взял на себя неблагодарную задачу анализа подлинных масштабов распростране­ния делового взяточничества.

Утверждение того, что ДВ это явление восточное, или как заявляла социалистическая пропаганда — капиталистическое, надо откровенно приз­нать неверное. В каждом обществе, с точки зрения исследователей, есть участки, где ДВ действует. Фактическое распространение практики ДВ трудно уловимое: оценки чаще всего зависят от точки зрения информатора и от того, что он считает деловой взяткой. Лично, установленные отно­шения автора с информаторами, работающими в настоящее время в органах ГИБДД РФ, пограничного контроля, полученная от них информация, подтверждает сделанный вывод.

Какие же причины процветания ДВ?

Имеется несколько мнений в объяснении этих причин:

С точки зрения исследователя, объяснения данного феномена чисто экономическое — стремление служащих при помощи взяток компенсировать низкое жалование.

Существует объяснение, «культурологическое» — например, что ДВ, в Индонезии, в странах Средней Азии составляют часть местной культуры.

Большая группа исследователей считает, что подобные явления возникают и происходят из-за личных качеств чиновника, нечестность, склонность к наживе, и т.д..

Наиболее убедительным считается то, что на действия взяточников в большинстве случаев оказывает влияние — безнаказанность.

Вероятнее всего все эти точки зрения имеют право на существова­ние, как самостоятельное мнение, так и их единство.

Факторы способствующие, снижению ДВ:

  • — профессиональная честность служащих;
  • — структурное распределение функций между многими лицами, вместо их концентрации в одном лице или департаменте. Единоличные действия ча­ще всего поддаются подкупу и менее — обнаружению;
  • — чуткость контроля. Наука административного управления справед­ливо утверждает о существующей трудности создания системы администра­тивного контроля, определенных типов поведения служащих.
  • — недостаточное административное, уголовное воздействие на взя­точников. Необходимо совершенствование правовой базы.

 

Тормозящие взятки

Второй вид незаконного платежа назван, тормозящей взяткой. В этом случае взяткодатель платит не за облегчение или ускорение действий, а за приостановку действия нормы или не применение их в деле, где она в принципе должна быть применена. ДВ нелегко проследить, поскольку она не предусматривает отклонение от закона. ТВ может быть прослеже­на, по этому она более опасна и более дорога.

Вы платите взятку для того, чтобы заставить систему работать на себя. Так как закон в данном случае направлен против вас и вы хотите приостановить его действие. Именно по этому ТВ считается значительно более серьезным отступлением от закона, чем ДВ.

Истинная ТВ, означает скрытую приостановку действия взамен на не­законный платеж или ценный подарок.

Можно выделить два типа ТВ:

К первому относятся платежи, — приостанавливающие надлежащее при­менение существующей нормы;

Второй тип, включает взятки направленные на незаконную трансфор­мацию общественных норм, т.е. проникновением взяточничества в процесс правотворчества.

В противоположность ДВ , ТВ – «штучный товар», а не массовая про­дукция.

ТВ стимулируют отклонение от приписывающих норм путём предостав­ления личных благ ДЛ, которому вверено исполнение закона. ТВ являются настоящим правонарушением. Прежде всего взятки подрывают веру людей в законность.

Прямой подкуп

Третий самостоятельный вид взяточничества — это прямой подкуп (ПП), т.е. покупка не услуги, а служащего. Целью  является  не  обеспече­ние  исполнения  определённого  действия,  а «приобретение» ДЛ с тем, что­бы оно, оставаясь на работе в организации и внешне соблюдая полную ло­яльность, на деле пеклось о своекорыстных интересах взяткодателя.

Всякая личность — сложная совокупность свойств, и вряд ли сыщется чиновник, не связанный родственными или дружескими узами с группами за пределами государственного аппарата. Не случайно современное законода­тельство требует от государственных служащих обязанности хранить вер­ность государству.

ПП — особое понятие, хотя его обособленность и размыта тем фак­том, что порой ПП совершается завуалировано, при помощи устных обеща­ний и даже намеков.

Польза обладания «своим» человеком в чужом стане вряд ли требует доказательств.

ДВ оказывает минимальное воздействие на функционирование системы. ТВ изменяют систему, ставя формальное право и реальную власть на

один уровень. Кроме того, они усиливают могущество элиты, порождая беспокойство и неуверенность в обществе.

Воздействие ПП- подрывает систему в корне. Недаром в отличии от ДВ, ТВ, ПП осуществляется в строжайшей тайне и карается самым суровым образом. В глазах общества ПП выглядит законченным предательством.

 

  1. Профилактические мероприятия по предотвращению взяточничества в структуре ФПС.

 

На первый взгляд искоренение взяточничества в жизнедеятельности отдельных сфер государства совершенно невозможно и скорее всего данная проблема будет стоять перед органами управления государственной власти длительное время.

Наряду с этим предположением существует несколько теоретических мнений (теорий) с принятием которых возможны некоторые успехи в этом единоборстве:

  1. Создание современной законодательной базы.

Необходимо совершенствование действующего законодательства в области коррупции и взяточничества (22 ноября 1995 года Госдума РФ приняла федеральный закон «О борьбе с коррупцией», но по состоянию на декабрь 1995 года в официальной печати закон не опубликован).

Руководствуясь этим закона руководством ПС РФ или Управлением (Департаментом) пограничного контроля необходимо разработать требова­ния к военнослужащим частей пограничного контроля так как статья 43 Наставления по службе КПП (приказ КГБ № — 0165 от 1989 года) не соответс­твовала реальности.

На основе данного закона привести в соответствие техническую оснащенность следственно-оперативных подразделений ФСБ, МВД ведущих борьбу с должностными преступлениями.

Создать эффективную систему взаимодействия командования соеди­нений и частей пограничного контроля с правоохранительными органами  (ФСБ, военной контрразведкой, МВД). Правомерно поручить выполнение данной работы на создаваемые подразделения собственной безопасности в структурах ПС РФ.

Несмотря на то что авторитет самих правоохранительных органов не­высок (сейчас многие граждане не считают возможным обращаться туда, потому что не верят в защиту своих интересов), но в общей массе когда что-то происходит человек обращается за помощью в эти органы.

Говоря о принятии закона о коррупции совсем не значит, что нача­лась борьба с коррупцией, взяточничеством, однако нельзя  утверждать, что  закон  будет  бессилен. Закон  окажет на определенном этапе на сторо­ны парализующее действие. Для тех слоев населения, которые беспокоит взяточничество, коррупция — закон должен обеспечить очищение и уверен­ность в социальной справедливости.

Но принципиально важно, чтобы деловой мир признал определенные виды взяточничества порочными. Данный закон должен быть подкреплен достаточными ассигнованиями и назначением квалифицированными сотрудни­ками на борьбу с явлением.

Тогда действительно будет справедливым считать, что законотвор­ческая деятельность нашего парламента не на приобретение политической популярности, а на реальные реформы в социальной жизни общества — го­сударства.

Учитывая мало изученность явления «взятка» и то что в послед­ние годы органы пограничного, таможенного контроля, внутренних дел не­посредственно столкнулись с фактами взяточничества в своих рядах (только за десять месяцев 1995 г. в Государственном таможенном контроле возбуждено 102 уголовных дела, справка получена от руководителя службы собственной безопасности ГТК 04.12.95 г., в органах пограничного контро­ля выявлено достаточно фактов должностных нарушений, в органах ВД воз­буждено за этот же период 773 уголовных дела на сотрудников своих структур, за взяточничество, превышение власти и корыстных злоупотреб­лениях. По фактам коррупции в этом году возбуждено два уголовных дела в отношении сотрудников ФСБ, идет расследование девяти уголовных дел в органах правосудия, факту приведены из статьи МК за 06.12.95 г.).

Исследуя отношение граждан к системе погранично-таможенного контроля просматривается на первый взгляд не обычная в понимании проб­лема — такая как отсутствие информации в пунктах пропуска о правилах пересечения государственной границы,  о   режиме  работы  таможни, погра­ничной службы  и  других  служб участвующих в проведении контроля в пунк­тах пропуска. Наблюдения автора КР, свидетельствуют, о том что данная проблема существует во всех пунктах пропуска.

Административная деятельности характеризуется несколькими спе­цифическими особенностями одной, из которой является организация конт­роля за деятельностью подчиненных.

Существующая система контроля за качеством работы сотрудников не удовлетворяет руководство этих структур, так как нарекания в адрес этих органов идут от граждан в суд, в пе­чать, в прокуратуру. что естественно характеризует систему.

Для более оперативного выявления фактов коррупции, взяточни­чества в настоящее время создаются практически во всех силовых структурах Управления собственной безопасности. Это Управление должно заняться проведением мероприятий как контроля, так и про­ведением операций по выявлению и изобличению коррумпированных чи­новников. Вся работа должна проводиться во взаимодействии или под руководством командира части или соединения

Особое внимание в борьбе с взяточничеством принадлежит комплексу воспитательных мероприятий как в общей структуре ФПС так и в отдельно взятой воинской части, подразделении погранично­го контроля. Это один из наиболее не разрешимых вопросов в работе любого руководителя. Успеха в этом направлении можно добиться проведением в начальном этапе четырех предложенных форм работы, для того чтобы создать органам управления необходи­мые условия. Подтверждение этому опубликованное обращение Дирек­тора ПС РФ и Военной Прокуратуры.

 

Направления воспитательной работы:

  • — первым, наиболее острым остается направление работы в структурах ФПС, это работа по подбору, расстановке, контролю за чистотой кадров в системе пограничного контроля.
  • Данная работа требует постоянного поиска, эксперимента мето­дов работы, знания людей.
  • — другим, направлением в воспитательной работе необходимо считать, правильное применение правовой работы с личным составом частей совместно с органами прокуратуры ФПС. Работа должна быть направлена на разъяснение личному составу требований руководящих документов, существующего законодательства и меры ответственности за нарушение установленных норм.
  • — следующим направлением в работе с личным составом необхо­димо на данном этапе развития общества прежде всего признать важ­ность материального стимулирования подчиненных.

Хотя в понимании людей этот фактор не нов, но в настоящее время у командиров недостаточно рычагов материального поощрения наиболее отличившихся военнослужащих. Достаточно примеров из практики деятельности, когда военнослужащий КПП выявлял или за­держивал контрабанду значительно превосходящую его заработную плату, а отличившегося военнослужащего командир отмечает устной благодарностью или почетной грамотой.

 

Заключение

 

Взяточничество как явление не представляет собой ничего сверхъестественного, оно тесно вплетается в ткань общества и мо­жет встречаться повсеместно. Людям постоянно приходится выбирать между правилами и необходимостью компромисса с неподатливой дейс­твительностью.

Большая часть людей, знает, что взяточничество — порок. Тем не менее мало кто из нас в какой-то момент своей жизни не оказы­вался в ситуации, когда приходилось прибегать к взяткам. Но это совершенно не меняет статус взятки- явления, признанного в об­ществе как преступление.

Изучая общественное мнение людей, можно сделать вывод, что каж­дый человек знает, что такое взятка, и то что это преступление, и то что надо устранять или пресекать случаи выявленных фактов взя­точничества, но когда заходит речь о том как  же  бороться  с  этим  «злом»,  какие  принимать  меры не столько карательного характера, в этом направлении, как раз всё просто – «попался – получил», но почему же в обществе со строгими уголовными законами и жесткими карательными мерами, взяточничество проявляется, в странах с гу­манными законами, примеров взяточничества достаточно?

В этом направлении практической деятельности административ­ных органов, автор столкнулся с положением, которое можно наз­вать «тёмным пятном», изучая популярную педагогическую литературу, это направление   практически   даже   не   обозначено,   изучая   норматив­ные  документы  по  укреплению  воинской дисциплины, где указываются факты коррупции и взяточничества в частях и подразделениях погра­ничного контроля руководством ПС РФ, воспитательные меры в борьбе взяточничеством не предложены.

Добиться результатов в этом направлении работы, т.е. изжития взя­точничества между ДЛ (военнослужащими КПП) и ВДЛ (лицами следующих че­рез границу) — возможно, если это будет целенаправленная работа, про­водимая в комплексе как общих воспитательных мероприятий, так и адми­нистративных.

 

Краткий пояснительный словарь.

 

Бонус – (ин. сл) — дополнительное вознаграждение, премия.

Взятка – (сл. В. Даля) — срыв, поборы, приношения, дары, гос­тинцы, приносы, плата или подарок ДЛ, во избежании стеснений или подкуп его на незаконное дело.

Взяткодатель – (сл. р.я) — лицо, дающее взятку.

Взяткополучатель – (сл. р. я) — лицо, получившее взятку.

Вымогательство – (сл. р. я.)- неправомерное, незаконное требо­вание денег, оплаты чего-либо, направленная на что-либо.

ДЕЛОВАЯ ВЗЯТКА, во многих обществах, существуют местные наименования  (В. Рейсмен):

  • в Мексике — куском;
  • — в Гондурасе — долей;
  • — в Бразилии — отступным;
  • — в Западной Африке — рывком;
  • — во  Франции — кувшин вина;
  • — на Ближнем Востоке — бакшишем;
  • — в Италии — конвертиком;
  • — в Японии и других странах Азии — спасибо или чаевыми;
  • — в США – «подмазка».

ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ — признанные судом РФ деяние, со­вершившее государственным служащим (служащими), за нарушение воз­ложенных на него обязанностей, злоупотребление и превышение долж­ностных полномочий.

Уголовный кодекс РФ предусматривает следующие деяния. (УК РФ с дополнениями):

  • — Злоупотребление властью или служебным положением ст. 170.;
  • — Превышение власти или служебными полномочиями ст. 171.;
  • — Халатность ст. 172.;
  • — Получение взятки ст. 173.;
  • — Дача взятки ст. 174.;
  • — Посредничество во взяточничестве ст. 174 (1).;
  • — Должностной подлог ст. 175.;
  • — Нарушение антимонопольного законодательства ст. 175 (1).

Под ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ понимаются лица, постоянно или вре­менно осуществляющие функции представителей власти, а также зани­мающие постоянно или временно в государственных или в обществен­ных учреждениях, организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.12.1982 г., Ведомости Верховного Совета РСФСР 1982 г. №-49 Ст. 1821).

Коррупция ( ин. сл.) — подкуп, продажность общественных и поли­тических деятелей, должностных лиц.

Презент ( ин.с л.) — подарок, приношение.

Презентовать ( ин. сл) — преподнести в подарок, подарить.

Премия ( ин. сл.) — награда, денежное или иное материальное по­ощрение за особые успехи, заслуги в какой-либо деятельности.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)