Психолого-педагогические основы дисциплинарной практики младшего командира.

План-Конспект

ТЕМА: «Психолого-педагогические  основы дисциплинарной практики  младшего командира. »

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ

Вопросы: 1.Сущность и функции дисциплинарной практики.
 2. Дисциплинарная практика сержантского состава: основные требования и особенности.
К военнослужащим предъявляются повышенные требования в части исполнения служебного долга, что обусловлено спецификой жизни и деятельности войск, особыми целями и задачами, стоящими перед личным составом. Недисциплинированность, халатность и небрежность в исполнение служебных обязанностей даже в мирное время приводят к тяжёлым последствиям, а на войне к необратимым потерям сил, средств и гибели людей. Важную роль в воспитании дисциплинированности военнослужащих играет дисциплинарная практика — психологически и педагогически обоснованное применение мер поощрения и взыскания.
Дисциплинарная практика — это система применения к военнослужащим мер поощрений и дисциплинарных взысканий в целях их воспитания, укрепления воинской дисциплины и поддержания в частях и подразделениях твёрдого уставного порядка.
 Она достигает своей цели только тогда, когда она целесообразна с точки зрения государственных интересов Р.Ф. и её В.С.
 Субъектами дисциплинарной практики являются должностные лица, которые в соответствии с воинскими уставами предоставлены дисциплинарные права. Объектами – те, на кого распространяется её действие.
 Воздействие дисциплинарной практики на поведение военнослужащих выражается через её функции и: служебно–деятельностную, воспитательную, информационную, стимулирующую, ограничительную, обучающую, профилактическую.
 Служебно–деятельностную функция отражает возможность применения командирами дисциплинарной власти только в интересах выполнения служебно-боевых задач, поддержания твёрдой дисциплины и уставного порядка.
Ограничительная функция предписывает должностным лицам соблюдение определённых требований в отношение применений дисциплинарных воздействий к военнослужащим,
 несущим службу в суточном наряде ( на боевом дежурстве) и находящимся в алкогольном опьянение.
 Воспитательная функция дисциплинарной практики заключается в оценке действий и поступков военнослужащих. С одной стороны, это признание их усердия и достигнутых результатов, благодаря чему вселяется вера в собственные силы, обеспечивается высокий настрой на качественное выполнение служебных обязанностей. С другой это действие принуждения, выражающееся в дисциплинарном взыскание и направленное на преодоление внутреннего сопротивления военнослужащего, что не возможно без понимания им тяжести содеянного, осознания и
переживания своей вины перед сослуживцами и командирами.
 Информационная функция дисциплинарной практики направлена на выявление количественных показателей состояния воинской дисциплины, оценку деятельности должностных лиц по укреплению правопорядка, правильности применения предоставленных им дисциплинарных прав.
 Стимулирующая функция помогает управлять воинской дисциплиной, поведением военнослужащих не только путём непосредственного воздействия на их сознания и волю, но и опосредованно – через стимулирование качественного выполнения ими служебных обязанностей. В практике работы командиров по укреплению воинской дисциплины широкое распространение получили средства морального и материального стимулирования. Стимулирующую роль выполняет не только поощрительные меры, но определённые санкции морального и материального характера, применяемые к нарушителям воинской дисциплины.
 Обучающая функция проявляется в том, что должностные лица личным примером правильного применения дисциплинарной практики учат своих подчиненных эффективно использовать предоставленные им дисциплинарные права в укрепление правопорядка и воинской дисциплины.
Профилактические функции. Дисциплинарной практики направлены на предупреждения грубых нарушений воинской дисциплины, происшествий и преступлений среди военнослужащих. К сожалению, в повседневной практике встречаются факты, когда отдельные командиры в целях сокрытия истинного состояния
 дисциплины не прибегают к наложению дисциплинарных взысканий на нарушителей,
а занимаются уговорами и увещеваниями.
В современных условиях некоторые командиры в понятие дисциплинарная практика включают лишь одни наказания и совершенно не используют для укрепления дисциплины поощрения, не рассматривают в этом качестве снятия дисциплинарного взыскания, уже сыгравшую роль воспитания. И конечно самое негативное влияние на состояние воинской дисциплины оказывают неправильное применения дисциплинарной практики, превышение некоторыми командирами и начальниками своих дисциплинарных прав и служебных полномочий.
 Таким образом, важным инструментом в процессах эффективного руководства воинским коллективом и укрепления дисциплинированности является дисциплинированная практика. Командиры не должны обесценивать значение поощрений взысканий огульным их применением, им необходимо учитывать характер мотивов поведения военнослужащих , степень их прилежания и усердия, реакцию на поощрения и наказания, избегать поспешности, быть справедливыми и объективными в отношениях с подчинёнными, не допускать не уставных мер наказания.
Одним из основных направлений достижения высокой воинской дисциплины в подразделениях является повседневная требовательность младших командиров к подчиненным, контроль за их исполнительностью, уважения личного достоинства
военнослужащих и постоянная забота о них , умелое сочетание и правильное применение мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива.
 Следует особо подчеркнуть, что не поощрения и взыскания сами по себе воздействуют на внутренний мир человека и на коллектив, а то на сколько дисциплинарные меры нравственно обоснованы. Дисциплинарное взыскание оказывает воспитательное воздействие, лишь тогда когда оно применяется в строгом соответствие с требованиями общевоинских уставов.
Содержание дисциплинарной практики можно представить в виде взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов деятельности сержантского состава (см.схему ).
 

 В соответствии с положениями Дисциплинарного устава младшие командиры
имеют право:
1. Применять к подчиненным следующие поощрения:
 а) снимать ранее наложенное ими дисциплинарное взыскание;
    б) объявлять благодарность.

2. Налагать дисциплинарное взыскание на подчиненных.
 Командир отделения имеет право:
а) объявлять выговор, и строгий выговор;
б) лишать солдат и матросов, проходящих военную службу, по призыву, очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
 в) назначать солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, вне очереди в наряд на работу 1 наряд.
 Заместители командира взвода имеет право:
 а) объявлять выговор, и строгий выговор.
 б) лишать солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения воинской части.
в) назначать солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву вне очереди в наряд на работу по 2 наряда.
 Старшина роты ( команды) имеет право:
а) объявлять выговор и строгий выговор;
б) лишать солдат матросов сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения войсковой части или с корабля на берег.
в) назначить солдат, матросов проходящих военную службу по призыву, вне очереди в наряд на работу – до 3 нарядов.
 Четкое значение младших командиров своих прав и обязанностей является основой их законных и правомерных действий в отношение подчиненных. Но этого недостаточно для высокой эффективности высокой дисциплинарной практики.
 Непременным условием в этом процессе выступает правильное применение мер дисциплинарной практики. Диалектика мер убеждения и принуждения такова, что в зависимости от конкретных обстоятельств основным может быть любой легитимный метод.
 Младший командир в пределах своих полномочий определяет такой вид поощрения
 и наказания, который, который по его мнению, может оказать максимальное воспитательное воздействие как на военнослужащего, к которому они применяются, так и на весь воинский коллектив в целом ( экипаж, расчёт отделения, взвод и т. д).
 Необходимым условием эффективности работы по укреплению воинской дисциплины служит правильная оценка того или иного поступка и проступка в соответствии меры одобрения или осуждения характеру и тяжести проступка. Излишнее поощрение, как и не соответствующее вине наказания, вместо положительного эффекта может привести к противоположному результату.
 Войсковая практика убедительно доказала, что в арсенале методов и средств воспитания военнослужащих, формирования у них высоких морально- психологических,
 и боевых качеств важную роль играют умело применяемые поощрения.
 Следует также поощрять, самостоятельное изучение и глубокое знание уставов, заботливое отношение к своему внешнему виду, содержания в образцовом порядке оружия, техники, имущества.
Поощрение играет дисциплинарную роль при соблюдение ряда условий:
— соответствие меры заслуг военнослужащего характеру проделанной работы, совершённому поступку.
— педагогическая целесообразность применения поощрения;
— выделение заслуг военнослужащего, за которые он поощряется.
— учёт индивидуальных особенностей военнослужащего.
— продуманное поощрение с использованием различных его форм.
— учёт взаимоотношений между военнослужащими.
— своевременная оперативность, гласность торжественность.
 Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих принято понимать юридическую ответственность, наступающую за совершение им дисциплинарного правонарушения. Взыскание налагается властью младшего командира в служебном порядке по правилам дисциплинарного устава. Основанием для дисциплинарной ответственности военнослужащего является дисциплинарный проступок, т.е нарушение правовых и моральных норм, составляющих правила воинской дисциплины.
Федеральный закон « о статусе военнослужащих» определят, что военнослужащие несут дисциплинарную ответственность за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины и общественного порядка.
 Формой дисциплинарной практики ответственности является дисциплинарное взыскание, цель которого – обеспечить воспитательное воздействие на военнослужащих всех категорий с учётом индивидуального подхода при выборе взысканий. По своему содержанию дисциплинарные взыскания представляют меры морально — правового порицания (замечания, выговоры, и др), а также меры, предусматривающие определённые ограничения и лишения.
 Для эффективности дисциплинарной практики важное значение имеет соблюдение принципов привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности:
1.    Дисциплинарная ответственность должна использоваться только в интересах службы, для поддержания воинской дисциплины и уставного порядка.
2.    к дисциплинарной ответственности могут привлекать лишь те младшие командиры, которые пользуются дисциплинарными правами в отношение нарушения воинской дисциплины.
3.    дисциплинарная ответственность реализуется в том объёме в тех пределах, которые определены дисциплинарным уставом.
4.    за нарушение воинской дисциплины или общественного порядка военнослужащий должен лично нести дисциплинарную ответственность.

Таким образом, важные место и роль в дисциплинарной практике отведены младшим командирам. Чёткое знание ими своих прав и обязанностей в соответствии с дисциплинарным уставом, правильное применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и умелое сочетание взысканий с поощрениями позволяют сержантскому составу оказывать эффективную помощь офицерам подразделений в укрепление воинской дисциплины.

 Методические рекомендации.
1.    Во ведение следует остановится на актуальности данной темы, обусловленной реальным состоянием воинской дисциплины, необходимостью изучения, обобщения и систематизации передового опыта работы младших командиров по укреплению воинской дисциплины в подразделениях.
2.    при рассмотрении первого вопроса необходимо акцентировать внимание на основной цели и функциях дисциплинарной практики, ключевые положения Дисциплинарного устава Вооружённых Сил Российской Федерации.
3.    во втором вопросе необходимо подробно раскрыть основные компоненты дисциплинарной практики и дать им характеристику. Особое внимание нужно уделить правилам наложения взыскания на подченёных.

Оценить эту статью:
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *