Методическое пособие по воспитательной работе

Знать, понимать, предвидеть

Как получить информацию о положении дел и  взаимоотношениях в коллективе? — Многие молодые офицеры не знают, как получить необходимые им для работы данные, ощущают дефицит информации, которая необходима для сплочения коллектива. Их трудности возрастают, если в подразделении существует круговая порука, ложное понимание войскового товарищества.

Основными методами получения необходимых данных являются:

  • а) наблюдение;
  • б) индивидуальная или групповая беседа;
  • в) анализ результатов деятельности и поступков воинов в коллективе;
  • г) сопоставление независимых характеристик;
  • д) изучение документов и др.

В любом случае методика такого анализа должна дать истинную картину о характере взаимоотношений в воинском коллективе, позволит определить степень их соответствия уставным принципам, моральным и др. нормам.

Поскольку каждый из них имеет определенные достоинства и недостатки, позволяют получить частичную или одностороннюю информацию, то их применяют в комплексе.

Высоких результатов в служебно-боевой деятельности добиваются в тех подразделениях, где офицеры знают, чем живут их подчиненные, каковы в действительности взаимоотношения в коллективе, видят каждого человека, понимают его и оказывают нужное влияние.

Но здесь на практике нередко возникает проблема оперативного получения достоверной и достаточной по объему информации. Решение этой проблемы лежит в плоскости организации сбора не всякой, а особо значимой информации, по которой необходимо принимать решение и действовать. А это возможно при наличии двух условий.

Прежде всего, необходимо активное соучастие в этом процессе всех сержантов подразделения.

Второе условие.  Чтобы глубоко понять подчиненного, воспитателю необходимо самому хорошо разбираться в сфере психических явлений. Не может остаться без внимания степень развития у воина внимания, восприятия, памяти, мышления, воли, чувств. Немаловажен учет уровня знаний, навыков и умений. Кроме того, анализируются направленность, характер, темперамент, способности. В этих свойствах предстает индивидуальность человека, его духовный облик, именно они выражают особенность личности в целом. Поэтому опытные воспитатели, находясь в постоянном творческом поиске подходов к человеку, работают в системном ключе. Этот ключ означает, что на период обучения определяются конкретные цели и задачи индивидуально-воспитательной работы, четко определяется кто и с кем индивидуально работает. Важно охватить постоянным влиянием каждого воина, приложить максимум заботы о здоровье личного состава.

Опыт показывает, что лишь целенаправленное и систематическое наблюдение позволяет правильно оценить поступки воина, определить мотивы его поведения, заметить то, что отличает его от других.

Хотелось бы предостеречь от одной характерной ошибки, когда полагают, что наблюдение сразу дает ощутимые результаты. Нет, не все так просто. Личность человека противоречива, сложна. Об этом хорошо сказал Л.Н.Толстой:

«…люди, как реки: вода во всех одинаковая, везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских, и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою».

Как же важно командирам учитывать это в поисках подхода к человеку!

Разберем типичные ошибки, препятствующие восприятию информации, к которым относятся:

  1. Сосредоточение внимания на форме изложения, а не на смысле речи (вниманием словам, а не мыслям).
  2. Заострение внимания на одном из пунктов в большом перечислении фактов и мыслей и невосприятие главного в изглагаемом содержании.
  3. Отключение внимания из-за усталости слушать еще до того, пока не изложено самое существенное.
  4. Отключение внимания от речи до того, когда она закончится (кажется, что хорошо знаем, о чем будет говориться).
  5. Рассредоточение внимания на выполнение других дел (привычка слушать вполуха).
  6. Направление внимания на особенности внешности и манеры поведения говорящего (смотрим, а не слушаем).
  7. Приписывание словам говорящего и мотивам его поведения какого-то значения до того, как он выразит полностью свою позицию.
  8. Неспособность сдерживать свое раздражение, что не дает сосредоточиться на предмете разговора.
  9. Отвлечение внимания от содержания речи в паузах, которые появляются при медленном темпе изложения (в промежутке возникают побочные мысли).

К негативным последствиям приводят: привычка занимать ведущую позицию, повышенная критичность к высказываниям других людей, эмоциональная раскованность. Следует иметь ввиду, что когда эмоции берут верх, то возможности разума ограничиваются. И в этом плане затрудняется восприятие информации.

Народная пословица гласит: «Смотрят, но не видят, слушают, но не слышат». И действительно, смотреть и видеть — не одно и то же. Неумение увидеть то, что перед глазами, — распространенный недостаток человека. Наблюдательность — сложное качество, оно основывается на внимании, восприятии, мышлении, воображении и памяти. Способность к наблюдательности может развиваться стихийно, но тогда же процесс затягивается на долгие годы. И потому необходимо целенаправленно развивать наблюдательность.

Наблюдательность во многом зависит от психологической установки. Как правило, мы видим в человеке то, что хотим увидеть. Чтобы активизировать процесс формирования социально-психологической наблюдательности, каждому офицеру необходимо:

  • во-первых , получить минимум информации о внешних проявлениях психических состояний человека, о мимике, жестах, позах, интонациях;
  • во-вторых, приобрести опыт наблюдения и распознавания другого человека в процессе обучения и формировать устойчивые навыки наблюдения;
  • в-третьих, довести эти навыки в повседневной практике до автоматизма и использовать этот канал информации без преднамеренного осознания.

Важное значение имеет обучение офицеров умению «читать по лицам», что является своеобразным «инструментом» восприятия другого человека, его эмоционального состояния. Из большого разнообразия состояний, возникающих у военнослужащих, можно выделить следующие:

  1. спокойное состояние при отсутствии психических нагрузок;
  2. оптимальное состояние при повышении психических нагрузок (правильная реакция);
  3. состояние перевозбуждения (заторможенности).

Условия воинской службы благоприятствуют тому, что люди хорошо представляют индивидуальные особенности выражения эмоций у каждого члена коллектива. Однако недостаточно развитые навыки наблюдательности не позволяют большинству офицеров оперативно реагировать на изменения эмоционального состояния сослуживцев.

В учебных целях разработана таблица характеристик для наблюдения и оценки эмоциональных состояний. Выделены 7 объектов для наблюдения:

  1. общее выражение лица (рот, брови);
  2. выражение глаз;
  3. окраска кожи лица;
  4. движение рук;
  5. дыхание;
  6. интонация высказываний;
  7. особенности поведения.

Созидая процесс сплочения коллектива

Наиболее успешно ведет наблюдение тот офицер, который обладает более развитым чувством сопереживания другим людям. Как правило такой человек более тонко выражает и свои эмоциональные состояния.

В то же время каждый командир (начальник), который намерен быть в курсе всего происходящего в коллективе, должен уделять постоянное внимание так называемым «мелочам» в поведении подчиненных. Многое становится понятным при анализе поступков воинов в процессе служебно-боевой деятельности, при выполнении хозяйственных работ и т.п.

Какие признаки свидетельствуют о негативных явлениях в коллективе?

назревании напряженности в отношениях свидетельствуют следующие факты:

  • ухудшения настроения у отдельных воинов;
  • ослабление их активности в службе и общественных делах;
  • отчужденности, высказываний по поводу неудовлетворенности своим положением в коллективе;
  • подавленного морально-психологического состояния;
  • конфликтных ситуаций;
  • неуставных действий между воинами и группами военнослужащих различной национальности;
  • отсутствие отдельных предметов военной формы одежды и др.

Чаще всего военнослужащие, находящиеся в подавленном морально-психологическом состоянии, демонстрируют «добровольное» выполнение тяжелых и грязных работ, в том числе и в неурочное время. Они размещаются на неудобных местах при просмотре телепередач.

Изучение положения дел в подразделениях показывает, что чаще всего нарушения воинского порядка происходят после окончания занятий, в ночное время, на хозяйственных работах, когда ослаблен контроль за личным составом.

Избираемые формы воздействия на других военнослужащих для своего возвышения в коллективе могут быть самыми различными: словесные оскорбления, унизительные клички, бойкот, запугивание, Запрещение просмотра кинофильмов, ограничение в написании писем и т.д. Физическое давление может организовываться путем создания более тяжелых и сложных бытовых условий, «тренировками» в беге на длинные дистанции в средствах химзащиты и другими упражнениями, принуждением к обслуживанию военнослужащих доминирующей ми к рогруппы (чистка оружия, стирка обмундирования, заправка коек и т.п.). Кроме того, могут использоваться различного рода поборы под благовидным предлогом, склонение воинов, попавших в зависимое положение, к совершению дисциплинарных проступков (например, к приобретению и употреблению спиртных напитков и др.)

Предметом особого внимания командиров (начальников) должны быть все случаи травм и телесных повреждений. Для того, чтобы исключить сокрытие фактов грубых нарушений воинской дисциплины, целесообразно ежедневно проводить осмотр всех без исключения военнослужащих подразделения.

Каким правилам целесообразно следовать офицеру, чтобы лучше знать жизнь подчиненных?

Для того чтобы хорошо понимать сослуживцев и самого себя (по мысли К.Маркса, человек познает себя, смотрясь как в зеркало в другого человека), офицеру целесообразно следовать ряду правил:

  •  стараться всегда находиться в бодром состоянии духа (в хорошем эмоциональном настроении);
  •  постоянно поддерживать хорошее физическое самочувствие, уверенность;
  •  признавать право подчиненного оставаться самим собой, видеть его индивидуальность;
  •  всегда занимать доброжелательную позицию к подчиненному, критикуя, не унижать его достоинства;
  •  чувствуя, что сдержаться от резкости нет уже сил, остановиться, просчитать про себя до десяти, перейти на углубленное дыхание, произвольно расслабить мышцы рук и лица.

Следуя этим правилам и приемам, можно значительно улучшить взаимопонимание, уменьшить количество ошибок в работе с подчиненными.

Своевременному обнаружению отклонений в отношениях членов коллектива помогает сопоставление собственных выводов с оценками младших командиров, актива. При этом важно обеспечить откровенный обмен мнениями по всем трудным вопросам.

Для выявления картины группирования военнослужащих подразделения на основе землячества, национальности или по какому-либо другому признаку в некоторых подразделениях активно используется метод групповой беседы.

Опыт показывает, что это делается так:

Командир подразделения со своим заместителем подбирают для участия в собеседовании 5-7 военнослужащих (солдат и сержантов) разных национальностей, периода службы, представляющих в основном все категории военнослужащих. Для получения желаемого результата важно, чтобы все эти военнослужащие отличались в лучшую сторону, были честными и дисциплинированными. В ходе разговора офицер стремятся расположить к себе подчиненных, создать доверительную обстановку. В начале беседы офицер сообщают, что целью совещания является поиск путей в налаживании нормальной морально-психологической атмосферы в коллективе. Непринужденность поведения офицера, четкость его позиции, озабоченность нуждами личного состава способствуют установлению взаимопонимания.

Офицер терпеливо и внимательно выслушивает мнения солдат и сержантов, не навязывая им своих суждений. В ходе беседы нежелательно делать какие-либо записи.

После собеседования  офицеры осмысливают его результаты, обобщают их для себя письменно, чтобы структура взаимных зависимостей воинов, существующие в коллективе микрогруппы, и их характеристики были не только в памяти, но и перед глазами.

Продуктивен и метод индивидуальной беседы. С его помощью можно получить информацию о том, кто из воинов общителен, а кто нет, кто оказывает сослуживцам помощь, о направленности взглядов, поступках этих военнослужащих, о лидерах микрогрупп. Обобщив результаты индивидуальных бесед, проведенных по единому замыслу, можно получить пофамильные списки состава микрогрупп, их лидеров, а также данные об их направленности, влиятельности, взаимосвязях. Для удобства пользования полученными данными некоторые офицеры оформляют их графически. Например, на схеме кружками обозначают существующие в подразделении микрогруппы, в кружках записывают фамилии членов групп, линиями красного цвета изображают отношения поддержки между ними, линиями синего цвета — конфликтные отношения. Степень авторитетности микрогрупп показывают высотой расположения кружков. Для этого проводят три горизонтальные линии, каждая из которых обозначает соответствующий уровень авторитетности (высший, средний, низкий).

При наглядном изображении внутриколлективных связей хорошо видны военнослужащие, которые оказались в относительной изоляции. Это так называемые «отвергнутые», которые нередко становятся объектом неуставных воздействий со стороны сослуживцев. Нередко ими становятся единичные представители той или иной национальности, не примкнувшие к какой-либо микрогруппе.

Располагая достоверной картиной неофициальной структуры воинского коллектива, офицер получает возможность рассмотреть действительные причины каждого отдельного случая нарушения воинской дисциплины, увидеть истоки его зарождения в тех или иных взаимоотношениях воинов в коллективе, принять меры, ликвидирующие его негативные последствия, возможность повторения или усугубления.

Предметом пристального внимания командиров (начальников) в современных условиях должен быть вопрос — как национально-психологические особенности влияют на процесс сплочения воинского коллектива?

Сформировать воинский коллектив подразделения означает не только укомплектовать его личным составом в соответствии со штатным расписанием. По сути дела этим лишь положено начало. Предстоит еще организовать внутреннюю структуру взаимоотношений между воинами, утвердить здоровый нравственный климат, сплотить коллектив. Успешное решение этих задач невозможно без всестороннего учета национально-психологических особенностей воинов.

Исследования показали, что не все офицеры способны вести работу в многонациональных коллективах. Наибольшую озабоченность вызывают недавние выпускники военных институтов, которые, изучив общие вопросы работы в многонациональных коллективах, испытывают серьезные трудности в работе с конкретными людьми. Особенно бросается в глаза незнание ими национальных традиций, национальной психологии.

Попробуем сформулировать и кратко раскрыть содержание тех особенностей, что отличают сегодняшние многонациональные воинские коллективы. Их пять:

  1. Недостаточность у молодых воинов жизненного опыта, в том числе в сфере межнациональных отношений.

Значительное число воинов, особенно призванных из сельских районов в подразделении впервые в своей жизни вливаются в многонациональную среду и вступают в постоянное общение с представителями других национальностей. По существу, только здесь они начинают вырабатывать у себя навыки межнациональных отношений, осваивать на практике духовные ценности других народов нашей страны.

Для современной молодежи, независимо от ее национальной принадлежности, также свойственны развитое чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности, склонность к преувеличению своих возможностей, недооценка трудностей. Накладываясь на межнациональные связи воинов, эти качества иногда создают определенные трудности в установлении взаимопонимания, укрепления внутриколлективного единства личного состава.

  1. Возросшая роль языка межнационального общения.

Служба в пограничных войсках относится к тем сферам общественной жизни, где требуется не просто знание русского языка, а владение им в совершенстве. На русском языке идет обучение воинов. На нем пишутся приказы, уставы, инструкции и наставления, подаются команды. Сложность техники и оружия, высокие темпы и напряженность служебно-боевой деятельности подчас требуют от солдата молниеносной реакции на поданную команду, незамедлительного и ясного доклада. Прочное знание русского языка позволяет военнослужащим не только быстро овладевать специальностью, правилами эксплуатации техники,, осваивать свои уставные обязанности, но и духовно сближает представителей различных наций и народностей России, создает предпосылки для развития между ними отношений подлинной дружбы, взаимного доверия и коллективизма.

Однако, как показывает практика, слабое знание русского языка для многих воинов становится значительным препятствием в учебе и службе. Командирам и начальникам приходиться серьезно дорабатывать за тех, кто занимается подготовкой призывников к службе.

  1. Влияние элементов национальной духовной культуры.

Наряду с общечеловеческими ценностями, установками, взлядами существуют и элементы национальной духовной культуры. Их носителями в воинской среде являются воины нерусской национальности. Поэтому здесь порой трудно бывает достигнуть единства мнений личного состава при оценке действий и поступков сослуживцев. В большинстве своем национально-специфические традиции, привычки, вкусы и потребности не противоречат принципам общей морали и интересам воинской службы. Вместе с тем они требуют самого пристального внимания и тщательного учета со стороны командиров и начальников.

Сегодня встречаются подразделения, где воины нерусской национальности стали составлять значительную часть личного состава, что существенно повысило влияние на внутриколлективную жизнь взаимоотношений воинов в коллективах, их национально-психологических черт.

Вот лишь несколько примеров проявления этой особенности:

Для воинов, представляющих коренные национальности юго-восточных районов России, особенно свойственно уважительное отношение к старшим. Эта черта, с одной стороны, создает хорошую психологическую предпосылку для сравнительно безболезненной их адаптации к условиям уставной требовательности, подчинения воле командира (начальника). Однако, с другой — таит в себе опасность некритического восприятия антиобщественных норм и традиций, насаждаемых отдельными недисциплинированными солдатами, старшими по возрасту, земляками.

Хорошо, когда руководители коллективов подразделений держат, как говорят, «на пульсе» этот процесс.

Хуже, когда подобные ситуации проходят вне внимания командиров и начальников, тогда возрастает возможность того, что некоторые воины такой неформальной группы с большей настойчивостью и претенциозностью начинают добиваться права на особое положение не только по отношению к своим землякам, но и в коллективе в целом. При этом они опираются на безоговорочную поддержку земляков, основанную на привычке повиноваться старшему, более авторитетному.

Вот другой пример. В традициях народов Дагестана воспитывать юношей в духе свободы, нетерпимости к насилию, гордости, мужской чести. Поэтому для них подчинение строгому воинскому укладу жизни может быть сопряжено с внутренней борьбой, с более активной, чем у других, деформацией устоявшихся привычек и представлений . Эту особенность необходимо учитывать в воспитательной работе, так, например, как это делает капитан А.Панченко.

Рядовые А. Магомедов и Д. Байрамов будучи дневальными, отказались мыть пол, заявив, что для джигита это позор. Не подействовали на них ни возмущенная тирада, ни уговоры сержанта. А беседа начальника сработала сразу. Вот примерно о чем говорил с ними капитан А. Панченко.

Он знал, что в горных аулах, откуда призваны А.Магомедов и Д.Байрамов во многом сохранились традиции старых времен, согласно которым поддерживать порядок в доме — дело исключительно женское, не достойное мужчины. Но офицер начал разговор с другого. Он сказал, что горцы дороже золота ценят мужскую дружбу. Тень бесчестья испокон веков ложилась на того, кто, спасая себя, оставлял в беде товарища. Всякий уважающий себя джигит только в безвыходном положении мог позволить, чтобы его ношу в горах взял на себя друг. Пересказав это, привел другой аргумент: разве достойно настоящего мужчины спихнуть свою работу на товарищей по воинскому коллективу? И закончил свою беседу капитан А. Панченко предложением пригласить сюда в подразделение их невест или матерей, чтобы выручить их, выполнить за них работу, которую они считают женской. Солдаты поняли свою ошибку.

  1. Развитие национального самосознания личности.

В ходе знакомства с сослуживцами, культурой других народов воин глубже осознает себя как представителя иной, чем окружающие люди, нации. На этой основе в коллективе не исключено возникновение национально обособленных групп по признаку землячества. И хотя не каждая такая группа имеет антиобщественную ориентацию, замечено, что именно здесь чаще всего реанимируются и подогреваются всевозможные национальные пережитки, обычаи и привычки.

Когда в подразделение приходят молодые солдаты, среди которых несколько человек призваны из одной республики, они нередко составляют так называемый земляческий круг. Можно понять стремление земляков держаться вместе. На первых порах такой коллектив в коллективе как бы компенсирует воину его отрыв от дома. Общие темы для разговора на родном языке, общие темы для воспоминаний. Но вскоре обнаруживается и теневые стороны этого союза — стремление к обособленности, отчуждению от остальных воинов в коллективе, элементы круговой поруки. Земляку прощается все. В группе воинов одной национальности могут складываться свои особые нормы взаимоотношений, система круговой поруки, нацеленная на получение их членами определенных послаблений по службе. Иногда такая ситуация выливается в серьезный конфликт. В таких ситуациях на практике выясняется, что это прямое попустительство командиров и начальников, которые старались не вмешиваться во внутриколлективную жизнь подразделения, где вырабатывалась и закреплялась система привилегий для одних — членов элитарных микрогрупп и набор самых непрестижных обязанностей для других, занимавших в неформальной структуре коллектива более скромное положение. Так как мигрогруппы были сформированы по национальному признаку, эта несправедливость порождала нездоровую нравственную обстановку, постоянную возможность межнационального конфликта, опасность возникновения на этой основе фактов неуставных отношений. И как итог, в этих условиях приходится немало потрудиться, чтобы оздоровить морально-психологическую обстановку в таком воинском коллективе.

  1. Перенос межличностных конфликтов на национальную почву.

Часто бывает так, что, возникнув в сфере личных нравственно-психологических отношений, конфликт, если не получает своего разрешения, начинает углубляться,переноситься на другие области, затрагивать национальные чувства людей, проецироваться на межнациональные отношения военнослужащих.

…Произошла стычка между двумя солдатами. Оба особым трудолюбием не отличались. Один пытался переложить всю работу на другого., другой хотел того же. Естественно, созрел конфликт. Один грубо оскорбил другого. Начались разбирательства, расследования и т.д.

Конечно, в жизни всякое может случиться, особенно когда сойдутся два бездельника. Стоит ли придавать этому значение? Но колорит заключался в том, что эти два солдата оказались людьми разных национальностей. И в стычке из-за территории, которую командир приказал подмести, возникли моменты, никакого отношения к мусору вокруг казармы и на плацу не имевшие. Слушая, что выкрикивали те друг другу в лицо, кто-то может сказать, что было проявлено неуважение к нации, было совершено принижение, а то и оскорбление национальных чувств и достоинств. Здесь описана ситуация, когда бескультурность перевоплощается в бескультурность межнациональных отношений в коллективе. Совершенно неверно подобные случаи трактовать как проявление национализма или шовинизма, скорее всего, это — обычное хулиганство. Но в том-то все и дело, что в многонациональных воинских коллективах и достижения, и просчеты в организации взаимоотношений между военнослужащими имеют окраску межнациональных отношений.

 

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)