Сущность обучения и воспитания военнослужащих

  1. Сущность процесса обучения;
  2. Основные концепции обучения;
  3. Принципы обучения;
  4. Методы и формы обучения;
  5. Сущность, принципы и методы воспитания;
  6. Понятие о методах воспитания.

 

Процесс обучения способствует реализации нескольких взаимосвязанных между собой  функций. К их числу относятся:

Образовательная (обеспечивает вооружение воинов системой знаний, навыков, умений);

Воспитательная (связана с формированием определенных личностных качеств у военнослужащих, формированием и сплочением воинского коллектива);

Развивающая (призвана обеспечить интеллектуальное и физическое совершенство личности воина);

Психологической подготовки (направлена на формирование у воинов психологической готовности к решению разнообразных служебно-боевых задач и устойчивости при их выполнении).

Обучение – это педагогический процесс, который осуществляется под руководством  командира и направлен на вооружение подчиненного системой необходимых для службы и жизни знаний, навыков и умений. Обучение представляет собой процесс двустороннего активного взаимодействия обучающего (сержанта, прапорщика, офицера) и обучаемого (подчиненного). Деятельность командира – обучающего – называют преподаванием, а деятельность обучаемого – учением.

Знания – это отражение в сознании воина сведений о предметах, фактах, событиях реальной жизни и окружающего мира в их диалектической взаимосвязи и взаимозависимостью В программах по боевой, специальной подготовке уделяется значительное место военно-техническим дисциплинам, в результате изучения которых воины вооружаются знаниями по технике, физике, химии, военной теории, другим областям современной науки. Программа общественно_ государственной подготовки призвана вооружить военнослужащих знаниями особенностей современного этапа развития страны, роли и места армии в системе государства, многих экономических, социальных, правовых и других проблем.

Навыки – автоматически выполняемые на основе знаний действия, которые являются составной частью сознательной деятельности воина.

Умения – высокая степень развития навыков, характеризующая способность военнослужащего целенаправленно и творчески использовать знания и навыки в различных ситуациях служебно–боевой деятельности, повседневной жизни.

При анализе процесса обучения следует выделить его структурные элементы. Исходным в обучении, как и в любой деятельности, является цель.  Она задается в соответствии с характером пограничной службы и спецификой решаемых личным составом пограничной заставы. Подразделения задач.

В конечном счете цель обучения воинов находит отражение в организационно- методических указаниях по подготовке различных категорий военнослужащих и в программах по каждой из учебных дисциплин. Эти образовательные цели трансформируются в задачах и содержании тем по учебным предметам, и в соответствии с ними осуществляется планирование всех видов учебных занятий с различными категориями военнослужащих.

Следующим звеном процесса обучения выступает взаимодействие между обучающим и обучаемым (отдельно с каждым подчиненным и в целом с коллективом отделения). Именно взаимодействие командира и подчиненного и составляет основу процесса обучения. Командиры, организуя свою деятельность и деятельность подчиненных, направляют ее в соответствии с требованиями различных учебных программ. При этом командиры и их подчиненные руководствуются определенными требованиями, правилами. Их совместная деятельность проходит в определенных организационных структурах, которые принято считать формами обучения. Обучающие и обучаемые используют в процессе обучения различные методы, приемы организации и осуществления познавательной деятельности. В обучении военнослужащих особую роль призваны играть средства наглядности ( образцы документов на переход Г.Г., средств и т.д.).

Сущность обучения и воспитания военнослужащих

В процессе обучения постоянно осуществляются в различных формах проверка, контроль, оценка хода и результатов выполнения учебных программ и в целом – подготовки военнослужащих. Наряду с оценкой результата обученности военнослужащих, которую дают командиры, важна и самооценка им уровня своей подготовки. Все это позволяет, определить как реализуются цель и задачи обучения, что следует совершенствовать в практике обучения, что необходимо изменить, от чего следует отказаться. Как в оценке результатов обучения, так и в его корректирования  (и в организации обучения) необходимо  творчество его участников – командиров всех степеней и каждого военнослужащего.

Реальным результатом обучения могут быть знания различного уровня. Педагоги и психологи выделяют следующие: «знания – знакомства», когда военнослужащие имеют самое общее представление об изучаемом предмете, ориентированы в обстановке и событиях в самых общих чертах; «знания – репродукция» – связаны с возможностью воина с определенной степенью точности и полноты воспроизвести учебный материал; «знания – умения» — умение творчески применять знания в любой обстановке; «знания – трансформация» — более высокий уровень готовности применения полученные знания не только уверенно и творчески, но и самостоятельно находить для себя новые. Каждый из уровней знаний свидетельствует о возрастающем воинском мастерстве подчиненного.

Достаточно сложным является и механизм формирования у воинов навыков и умений. 

Сущность обучения и воспитания военнослужащих

 

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ

 

Осмысливание направлено на то, чтобы определенным образом расчленить учебный материал на дозы, блоки выделить в них наиболее важное, существенное, установить  связи и зависимости между составными, установить связи и зависимости между составными частями учебного материала, а также ранее изученным и усвоенным.

Осмысливание учебного материала и предполагает использование анализа  и синтеза (расчленение и объединение), сравнения, сопоставления, конкретизации и обобщения. Когда воин,  самостоятельно осмысливает его с ранее изученным материалом, то он, тем самым сравнивает его с ранее изученным, подтверждает вопрос теории личным опытом, личной практикой. В свою очередь понимание обеспечивает формирование отношения к знаниям, взглядов и в конечном счете – убеждений.

Запоминание воинами учебного материала может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное запоминание обусловлено ярким и образным показом, демонстрацией приемов, средств, фактов служебно – боевой деятельности личного состава   пограничной заставы, показом фрагментов из кинофильмов, использованием средств звукозаписи и т.п.  Произвольное запоминание обеспечивает заметными волевыми условиями, наличием постоянного и глубокого интереса к овладению воинским мастерством, высокими мотивами и  устремлениями личности военнослужащего.

Знания остаются мертвым грузом без практики. Применение есть и результат обучения, и условие из закрепления, совершенствования. Командиру необходимо стимулировать применение полученных знаний подчиненными на практике, учитывая, что он часто продолжает действовать и выполнять те или иные приемы, опираясь на свой прежний личный опыт или житейские понятия.

Командиру целесообразно показывать подчиненным важность постоянного использования полученных теоретических знаний в их практической работе, что подтверждает единство теории и практики.

Своеобразно проявляется в подготовке воинов – пограничников и теория поэтапного формирования умственных действий. Характерно применение данной концепции в специальной подготовке воинов, деятельность которых связана с обслуживанием, эксплуатацией различных технических средств, механизмов, оружия. Суть рассматриваемой теории заключается в том, что обучение происходит в несколько этапов.

Первый из них связан с формированием у воинов – специалистов ориентировочной основы действий (ООД). Это значит, что руководитель знания начинает  объяснение нового учебного материала, нового отрабатываемого действия с указаний о том, что и как нужно делать, в какой последовательности, сопровождая свои пояснения практическим показом действий. Например, командир, показывая образец действия, может не давать указаний о том, как производить это действие. Обучаемые в этом случае могут делать ошибки, действовать медленно. Лучше детально рассказать, как и в какой последовательности выполнять действие, и тогда воины меньше допустят ошибок в его выполнении.

На втором этапе воины, используя учебное пособие, инструкцию, могут одновременно выполнять действия, следить за их последовательностью, исправлять ошибки.

На третьем этапе обучаемые, проговаривая вслух последовательность действий, выполняют их и закрепляют на более высоком уровне автоматизма.

На четвертом этапе воины проговаривают вслух отрабатываемое действие про себя с одновременным его реальным выполнением.

На завершающем пятом этапе действие выполняется автоматически.

Данная концепция эффективна при наличии жизненного и практического опыта военнослужащих, когда командир организует правильный показ действий (лично или с выполнением их кем – либо из его подчиненных).

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Принципы обучения ( дидактические принципы ) – это наиболее общие правила, требования, которые определяют направленность и характер содержания обучения, его методы и формы взаимодействия учителя и ученика, командира и подчиненного. Принципы обучения основаны на практике подготовки войск с учетом содержания войны, боя, специфики задач армии в мирное время. С развитием военно – педагогической мысли и науки накапливался опыт подготовки личного состава армии и флота, выяснялись закономерности обучения. Именно из них выводились и формулировались принципы обучения.

Каждый из принципов обучения имеет свою направленность, отражает какую – либо из сторон обучения, предъявляя требования и к обучающим, и к обучаемым (чем руководствоваться, как проводить занятия, что учитывать, использовать, каким должен быть результат обучения). Поэтому существует система принципов, в каждом их которых находят отражение многие правила, которые указывают, как следует организовывать и проводить занятия с подчиненными.

Учет принципов обучения в деятельности командиров позволяет придавать ему научный характер, а система правил и  требований как предписаний вовсе не означает шаблонов в обучении. Напротив, реализация принципов связана с творчеством каждого из командиров в определении содержания, выборе методов, средств обучения своих подчиненных.

Знания, навыки и умения,  воинское мастерство формируются быстрее, когда имеет место система последовательных учебных занятий, на которых достигаются высокая познавательная активность подчиненных, используется из опыта и вместе с тем учитываются индивидуальные способности и возможности каждого из них. Именно все эти зависимости и отражаются в  системе принципов обучения. К их числу относятся:

Научность обучения. Его суть заключается в том, чтобы обеспечивать связь теории с практикой, излагать каждый учебный вопрос с точки зрения требования военной доктрины, науки в логической взаимосвязи. Важно, чтобы подчиненные правильно понимали смысл изучаемых явлений, учились устанавливать между ними причинно – следственные связи. Научность в обучении означает также необходимость добиваться учета психофизиологических   основ обучения, умственной деятельности, что связано с планированием учебный занятий, чередованием занятий по специальной, тактической, строевой и физической подготовке.

Учить  пограничников тому, что необходимо для охраны границы, для выполнения функциональных задач. Реализация требований данного принципа придает обучению практическую направленность. Суть данного принципа была четко выражена выдающимся русским полководцем А.В. Суворовым, который сформировал такие правила, как «легко в ученье – тяжело в походе, тяжело в ученье – легко в походе», «наблюдать весьма воинские обучения, непрестанно быть к походу в ежечасной готовности». Теоретически осмысливая большой опыт подготовки войск, известный деятель России, один из реформаторов российской армии второй половины 19 века генерал М.И. Драгомиров прямо указывает на то, «что бесполезно на войне, то вредно вводить в мирное обучение», «цель занятий с солдатом – подготовить его для боя». Наконец, М.И. Драгомиров в числе условий рационального обучения войск первым формулирует такой: «Войска должно учить в мирное время только тому, что им придется в военное время…»

В ходе учебный занятий следует  организовать тренировки действий подчиненных  в сокращенном составе и при ограничении ( сокращении ) времени выполнения учебно – практических задач. Опыт действий пограничников по защите и охране границы свидетельствует о достаточно высоком профессионализме нарушителей границы, их хорошей вооруженности. Поэтому в ходе боевой учебы с пограничниками необходимо изучать вооружение, средства борьбы, тактику вероятных нарушителей границы, их моральные, боевые качества. Нужно изучать сильные и слабые стороны вероятного противника и нарушителя.

Сознательность и активность, самостоятельность обучаемых.

Требованиями данного принципа выступают:

  • понимание каждым военнослужащим цели учебного занятия, того, что ему необходимо усвоить, выполнить, запомнить, отработать;
  • стимулирование активной и творческой, познавательной работы подчиненного на занятиях, оказание ему помощи, объективная оценка степени активности на занятиях;
  • создание на занятиях таких ситуаций, постановка таких задач, решение которых требует быстрого, самостоятельного принятия решений;
  • формирование у подчиненных в ходе решения служебных, учебных, практических задач привычки к самоанализу и самоконтролю.

Наглядность в обучении.

Условиями эффективности реализации принципа наглядности являются;

  • использование средств наглядности во всех видах учебных занятий не только для восприятия учебного материала, но и для запоминания и закрепления знаний, учебной информации;
  • целесообразное применение наглядности, учет того, что ее средства являются дополнительными в деятельности обучающего, лишь помогают ему в вооружении подчиненных знаниями;
  • предоставлении возможности подчиненным самим ознакомиться с демонстрируемым образцом, выполнить то или иное действие;
  • разнообразное использование как средств наглядности, так и приемов их демонстрации в ходе занятий, в часы самостоятельной подготовки; привлечение подчиненных к разработке и изготовлению дидактических средств наглядности.

Следует особо подчеркнуть, что при использовании наглядности основным должно оставаться содержание учебного занятия, а не внешняя сторона.

Систематичность, последовательность, комплексность.

Требования данного принципа;

  • четкость планирования учебного процесса с учетом спецификации задач служебно – боевой деятельности и тем учебных занятий;
  • учет межпредметных, междисциплинарных связей и значимости знаний по одной учебной дисциплине при изучении другой;
  • активизация мышления подчиненных, использование их личного опыта при усвоении нового учебного материала, побуждение их к установлению связей между изученными ранее вопросами и знаниями по другим учебным дисциплинам;
  • постоянное подкрепление навыков и умений через организацию практических действий, включение элементов учебного занятия в реальную практическую деятельность воинов, использование различных видов служебно – боевой деятельности для совершенствования навыков и умений, закрепление теоретических знаний, положений, уставов, наставлений, инструкций.

Обучение на высоком уровне трудности (доступности).

Требования данного принципа:

  • руководствуясь требованиями плана боевой подготовки учебных программ, отбирать содержание учебного занятия с учетом уровня подготовки обучаемых;
  • постоянно оказывать помощь подчиненным в решении учебных, особенно вновь отрабатываемых задач, действий, приемов, проявлять выдержку и такт в оценке действий подчиненного;
  • последовательно наращивать трудности, переходить от простого к сложному;
  • создавать на занятиях дух состязательности, поддерживать проявления самостоятельности, творчества, стремление выполнить действие или решить учебную задачу новыми способами, приемам.

Коллективизм и индивидуальный подход в обучении.

Требованиями данного принципа выступают:

  • знание и учет индивидуальных возможностей подчиненного, его физических качеств, уровня общей и специальной подготовленности;
  • конкретизация задач в овладении специальностью, постановка непосредственно учебных задач для их самостоятельного выполнения каждым военнослужащим;
  • обязательная оценка результатов учебного труда подчиненного по возможности на каждом занятии;
  • организация совместной, коллективной учебной работы, состязательности, внесение настроения коллективной взаимопомощи, поддержки;
  • использование общественного мнения в интересах формирования положительной мотивации воинов на овладение специальностью;
  • стимулирование опыта коллективных действий, оценка результатов учебной деятельности каждого воина и коллектива в целом.

Прочность овладения знаниями, навыками, умениями.

Требованиями данного принципа выступают:

  • формирование положительной мотивации подчиненных на овладение военной специальностью;
  • показ значимости и важности изучения каждого учебного предмета для профессиональной подготовки, пограничной службы каждого воина — специалиста;
  • наличие четких установок для подчиненного на запоминание того или иного учебного материала, усвоение информации;
  • организация систематических повторений и возможностей закрепления знаний на практике, в различных видах служебной деятельности;
  • формирование у подчиненных потребности в постоянном профессиональном росте, самосовершенствовании.

 

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Методы обучения  — это совокупность способов и приемов взаимосвязанной деятельности командиров и подчиненных для достижения целей обучения, конкретного учебного занятия, формирования личностных качеств воина – пограничника. При этом используются самые доступные способы организации деятельности обучающего и обучаемых, наиболее эффективные приемы повышения познавательной деятельности воинов, изложения учебного материала, его обсуждения, закрепления, проверки и оценки результатов.

На основании накопленного опыта подготовки воинов сложилась следующая система методов обучения:

Устное изложение. Данный метод имеет широкое распространение в деятельности сержантов, и применяют его в виде рассказа, объявления, инструктирования.

Рассказ такой способ изложения учебного материала, когда образно, доступно, эмоционально до воинов доводятся конкретные факты, события, цифры в описательной, повествовательной форме. При этом руководитель занятия широко опирается на личный опыт службы подчиненных.

Объяснение. Оно отличается от рассказа тем, что обучающий обращает внимание на более сложные учебные вопросы, фиксирует внимание подчиненных, указывает на наличие причинно – следственных связей между фактами, событиями, явлениями, процессами.

Инструктирование. Часто используется младшими командирами при постановке учебных задач и предполагает краткое, лаконичное указание на цели учебного занятия, порядок его проведения, обязанности подчиненных при выполнении задания, порядок докладов, подведения итогов решения задачи ( выполнения задания ).

В ходе устного изложения сержанту целесообразно чаще интересоваться, привлекать обучаемых к совместному разрешению учебной проблемы. Эффективность устного изложения определяется тем, как обучающему удается опираться на личный опыт подчиненных.

Обсуждение изучаемого материала. Данный метод содержит такие разновидности, как беседа, классно – групповое занятие. Эффективность устного изложения определяется преимущественно первые две разновидности данного метода.

Беседа. Чаще всего применяется для закрепления учебного материала и проверки того, как он усвоен воинами. В ходе беседы сержанту необходимо ставить заранее сформулированные (для группы в целом и по возможности для конкретного подчиненного) учебные вопросы. Желательно, чтобы они не повторяли тех учебных вопросов, которые рассматривались в ходе рассказа, а были направлены на выявление понимания обучаемыми сути проблемы, ее значимости для практической деятельности подчиненного. Желательно, чтобы беседа имела характер диалога при неоднозначных ответах подчиненных на тот или иной обсуждаемый вопрос. Беседе необходимо придавать форму свободного обмена мнениями, что может быть только результатом хорошей подготовки и сержанта, и подчиненных к диалогу. Необходимо добиваться, чтобы воины не стеснялись высказывать личное мнение, отношение к обсуждаемым фактам, вопросам, явлениям, процессам. В ходе беседы выявляется качество усвоения подчиненными учебного материала.

Показ (демонстрация). Данный метод включает совокупность способов, приемов использования различных средств наглядности в учебной деятельности подчиненных и обеспечивает создание у них наглядных образов изучаемых образцов оружия, боевой техники, способов их применения, явления и процессов изучаемых вопросов. Данный метод обеспечивает реализацию прежде всего принципа наглядности. Эффективность показа зависит от умелого отбора материала и средств, которые могут быть использованы в ходе рассказа или беседы и рекомендованы для самостоятельной работы подчиненных.

Упражнения. Педагогический смысл их использования заключается в закреплении теоретических усвоенных знаний в виде навыков и умений. Упражнения способствуют также формированию и закреплению привычек выполнения тех или иных действий, привычек поведения. Упражнения используются с учетом учебных задач и зависят от характера формируемых навыков и умений. Поэтому могут быть упражнения строевые, технические, стрелковые, физические, специальные и комплексные. Кроме того, следует выделять упражнения вводные основные, тренировочные.

После рассказа и показа могут использоваться вводные упражнения. Они предназначены для того, чтобы военнослужащий мог точно выполнить то или иное действие (допускается в медленном темпе). Возможны повторный показ и повторное выполнение упражнения. Основные упражнения направлены на точное и быстрое выполнение действий и доведение их до высот мастерства. Тренировки как разновидность упражнений предполагают многократные повторения (не механические, а сознательные) ранее выполнявшихся действий в целях их закрепления и совершенствования.

Необходимо определить наиболее важные условия эффективности данного метода:

  • качественная подготовка руководителя занятий, учет уровня подготовленности каждого подчиненного;
  • доведение до подчиненных цели упражнений соблюдение темпа, ритма выполнения упражнений, посильных нагрузок, сочетание упражнений с отдыхом;
  • последовательность упражнений, постепенность наращивания нагрузок, изменение условий выполнения упражнений;
  • обеспечение активности подчиненных в упражнениях, стимулирование их творческих усилий, вооружение методикой самоконтроля за ходом выполнения упражнений.

Практические работы. Данный метод связан с непосредственным участием воинов в обслуживании техники, уходе за оружием, решении практических задач при несении службы и т.д. Практические работы приобретают значимость для обучения, когда они имеют дидактическую направленность. Это достигается тогда, когда сержанты не только ставят подчиненным задачу по осмотру, проведению регламентных работ, ремонту оборудования, но и обращают их внимание на изучение устройства агрегатов, оборудования, технических средств или вооружения, указывают на необходимость обнаружить и объяснить неисправность и т.д. Чтобы практические работы как метод обучения достигли образовательного эффекта, младшему командиру необходимо:

  • четко поставить подчиненному задачу по проведению того или иного вида работы, определить ее объемы, сроки выполнения и доклада;
  • организовать инструктаж, обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности, порядок выполнения работ и взаимодействия с товарищами;
  • организовать контроль ( стимулируется и самоконтроль ) за действиями подчиненных, подвести итоги и дать оценку выполнения задания как отдельному военнослужащему, так и коллективу в целом.

Самостоятельная работа. Смысл деятельности офицеров и сержантов в процессе обучения заключается в организации познавательного процесса подчиненных, обеспечении их самостоятельной мыслительной деятельности.

Самостоятельная работа военнослужащих пронизывает каждый из рассмотренных выше методов. Она имеет место в ходе рассказа, особым образом осуществляется  в ходе беседы, в значительной мере проявляется при выполнении различных упражнений, практической работы. Самостоятельная работа призвана обеспечивать самостоятельное изучение воином учебного предмета, работу с наставлениями, инструкциями, учебными пособиями.

Качество самостоятельной работы зависит от того, как подчиненные овладели навыками и умениями ведения записей в тетрадях, умеют ли работать с книгой, самостоятельно поставить для себя учебные вопросы и решить их. Вместе с тем самостоятельная работа военнослужащих должна планироваться ( необходимо представлять время для изучения литературы, подготовки к занятиям ). Все это должно быть предметом постоянного внимания со стороны не только офицеров, но и младших командиров.

Эффективность общей и специальной подготовки воинов – пограничников достигается разнообразием форм проведения занятий.

Формы обучения – это организационная сторона обучения, предусматривающая содержание учебных занятий, состав, время, место, непосредственную организацию и проведение занятий. Формы обучения неразрывно связаны с содержанием (что изучается) и методами проведения занятий. Выделяют учебно – плановые (теоретические, практические, тренировочные занятия, пограничные учения по поиску и задержанию нарушителей границы); служебно – плановые (обслуживание боевой техники, оружия, инженерно – техническое  оборудование границы, парково – хозяйственные дни, регламентные работы); внеплановые занятия (различные виды внеучебных работ, школы пограничного мастерства, технические кружки, конкурсы, викторины и т. п.).

Каждая из форм учебных занятий имеет свою педагогическую образовательную направленность.

Сущность форм обучения как его организационной стороны заключается в том, что все они органически включают в себя тему учебного занятия; цель и задачи, учебные вопросы; местопроведения занятий; состав обучаемых; продолжительность занятия; дидактические и технические средства обучения; средства техники безопасности; организацию контроля и проверки и оценку деятельности обучаемых.

Кроме того, каждое занятие должно включать в себя три структурных элемента:

  • вступительная часть;
  • основная часть;
  • заключительная часть.

Во вступительной части занятия его руководитель проверяет наличие личного состава, определяет тему, цель, задачи и учебные вопросы. В зависимости от формы и метода проведения занятия может быть организована проверка усвоения предыдущей учебной темы ( повторение ), выяснены возникшие у обучаемых вопросы. Руководитель обращает внимание подчиненных на важность, актуальность данного занятия и рассматриваемых вопросов. Тем самым у обучаемых формируются положительная мотивация и интерес к занятию.

Основная часть учебного занятия связана с раскрытием или обсуждением учебных вопросов. Воины могут выполнять основные упражнения или отрабатывать практические задания. Руководитель занятия при этом осуществляет контроль, оказывает помощь, организует взаимодействие между подчиненными. Задача руководителя занятия состоит в том, чтобы добиться максимальной познавательной активности каждого из воинов, чтобы они не только воспроизводили усвоенный учебный материал, но и выражали к нему свое отношение, понимали его значимость для практической службы пограничника.

Заключительная часть учебного занятия состоит в подведении его итогов, оценке каждого из участвующих на занятии, указании на недостатки и определении путей их устранения, постановке на самостоятельную работу.

СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Принципы воспитания – это основные руководящие положения, отражающие объективные закономерности процесса воспитания российских пограничников. В них выражены требования, определяющие содержание, методы и организационные формы воспитания личного состава пограничных войск.

Основные требования принципов воспитания изложены в Конституции Российской Федерации, законах, указах Президента РФ по проблемам военной формы. Ряд руководящих положений по повышению уровня воспитания личного состава войск в современных условиях определен в «Концепции воспитания личного состава пограничных войск РФ» (объявлена приказом Главнокомандующего Федеральной пограничной службы №-175 от 04 мая 1994 года).

В систему принципов воспитания пограничников входят:

  • гуманистический характер воспитания (первоочередной учет нужд, запросов и интересов военнослужащих);
  • воспитание в процессе воинской деятельности;
  • индивидуальный и дифференцированный подход;
  • воспитание в коллективе и через коллектив;
  • сочетание требовательности с уважением к личности военнослужащего;
  • комплексный подход к воспитанию (все для воспитания, все воспитывают);
  • единство обучения и воспитания.

 

ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ ВОСПИТАНИЯ

Методы воспитания это способы педагогического воздействия на сознание, чувства, волю подчиненных в целях формирования у них необходимых качеств. Воспитание пограничников осуществляется методами убеждения, примера, упражнения, соревнования, критики и самокритики, поощрения, а также принуждения.

Важнейшим методом является убеждение. Его применение заключается в том , что воспитатель, используя многочисленные средства и приемы в различных условиях обстановки, добивается, чтобы у воспитуемого формировалась глубокая уверенность в истинности норм нравственности, правил воинской вежливости. Для использования метода убеждения наиболее благоприятные условия возникают в процессе реализации педагогических задач в различных формах обучения и воспитания. Убеждение достигается не только информацией, разъяснением, но и доказательством, обоснованием истинных и опровержением неверных взглядов. Эффективность применения данного метода зависит от соблюдения воспитателем следующих педагогических условий:

  • наличие и функционирование в подразделениях системы нравственного воспитания;
  • высокая теоретическая и практическая подготовка командиров, их личная убежденность, примерность в выполнении служебного долга;
  • активность самого воина в самосовершенствовании и т.д.

Одним из наиболее значимых методов воспитания является пример. Им может выступать образ – идеал, сформированный в процессе воспитания человека и побуждающий его к самосовершенствованию, личный пример воспитателей, родителей, пример товарищей. Особая роль принадлежит личному примеру командира. Нередко для подчиненных он выступает как мотив и как идеал для подражания.

Широко применяется в воспитательной работе метод упражнения. Это такая организация повседневной учебы, службы и общественной деятельности военнослужащих, которая позволяет им накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности, формирует различные нравственные, волевые и физические качества, образ жизни. Методом упражнения вырабатываются:

  • профессиональные привычки (соблюдение распорядка дня, четкое и быстрое выполнение приказов, самостоятельность, ответственность, усидчивость, трудолюбие, постоянная готовность к действию),
  • нравственные (забота о товарищах, честность, правдивость, выполнение правил воинской вежливости, бережное отношение к имуществу, вещам, соблюдение правил личной гигиены, культурный прием пищи, поддержание в чистоте помещений) и др.

Сущность метода соревнования  состоит в создании и использовании обстановки состязательности и здорового соперничества среди военнослужащих, побуждению их к проявлению взаимопомощи и взаимовыручки, обеспечении общих высоких результатов деятельности.

При правильной организации соревнование способствует воспитанию у воинов высокой служебной и общественной активности, формирует у них такие качества, как ответственность, инициатива, творчество, чувство коллективизма, товарищества и др.

Критика и самокритика один из метолов воспитания, сущность которого заключается в высказывании воспитателем суждений с целью анализа, обобщения и объективной оценки деятельности воинов, суждений направленных на устранение допускаемых ими ошибок, недостатков, на развитие чувства ответственности за свое поведение, состояние воинской дисциплины, результаты деятельности.

Метод поощрения это система средств и приемов морального и материального стимулирования успехов военнослужащих в учебной, служебной и общественной деятельности, свидетельство одобрения действий подчиненного со стороны командира и побуждение его к их повторению или достижению более высоких результатов.

При применении поощрения необходимо соблюдение ряда педагогических требований:

  • обоснованность (педагогическая целесообразность) и справедливость применяемых мер поощрения;
  • своевременность поощрения, которая стимулирует последующую активность военнослужащего;
  • гласность поощрения. Весь личный состав должен знать, за что и как поощрен их товарищ;
  • широкое использование разнообразных видов поощрений.

Вспомогательным методом воспитания является принуждение, представляющее собой воздействие с целью побудить недостаточно дисциплинированного военнослужащего пережить, почувствовать, осознать и выполнить требования Военной присяги, уставов, приказов.

Эффективность мер принуждения в воспитании зависит от учета педагогических требований. Основные из них следующие: обоснованность и необоснованность принуждения в конкретной обстановке; справедливость наказания, его соответствие вине и тяжести проступка; своевременность и гласность наложения взыскания; сочетание принуждения с другими методами воспитания.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)