План-конспект

Воинское и патриотическое воспитание военнослужащих органов и войск ФПС России: сущность, содержание, методы и формы.

 

Формирование патриотизма у личного состава является важнейшей предпосылкой и условием строительства органов и войск ФПС России, повышения качества воспитательной работы с военнослужащими, обеспечения должного уровня боеспособности и боеготовности войск.

Какими конкретно обстоятельствами обусловливается актуальность темы?

Во-первых, радикальными изменениями в мире и стране, происшедшими в последние годы, в результате чего возник новый мировой порядок. С распадом СССР и возникновением новых суверенных государств претерпели определенные изменения такие традиционные для военнослужащих понятия, как Родина и Отечество, а для некоторых они оказались попросту «размытыми». В этих условиях необходимо возродить утраченные духовные ценности, сформировать их на новой идейной основе, отвечающей изменившимся реалиям.

Во-вторых, сложными процессами строительства и реформирования российских пограничных войск, изменением их роли и места в государстве. И здесь не обойтись без духовно-нравственной составляющей, морального духа, который зиждется на таких фундаментальных ценностях, как государственность, духовность, патриотизм

Сегодня для военнослужащего пограничных войск быть патриотом — означает одновременно быть человеком духовным, верным своему конституционному долгу, надежно защищать свое Отечество.

Воинское и патриотическое воспитание военнослужащих органов

Патриотизм как социальное явление и качество российского пограничника

В широком понимании патриотизм — это верность своему отечеству, любовь к родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Исходным в понимании сущности патриотизма являются два взаимосвязанных понятия — отечество и нация, отражающие и соответствующие формы организации общественной жизни. Именно благодаря этим понятиям в общественном и индивидуальном сознании оказываются нераздельно слитыми национальное самосознание и отношение к отечеству — патриотизм.

Патриотизм не может быть ничем иным, кроме выражения определенного (а именно, осознанного и эмоционально окрашенного) отношения индивидов, социальных групп к своей Родине, к своему Отечеству. С одной стороны, образ родины обязательно связан с какими-то зрительными впечатлениями, образами, чувственными представлениями, обликом близких людей, именами знаменитых земляков. Идя на смерть, лейтенант П. Глухов писал своей невесте: «Я не знаю, не могу разграничивать, где кончаешься ты и начинается Родина. Она и ты слились для меня воедино. И для меня глаза твои — глаза Родины».

Родина часто отождествляется с природой родного края. Это может быть и тихая уединенная аллея в любом парке, и пыльная цветущая акация на родной улице, и яркость красок первых распустившихся тюльпанов в степи, и рокот морского прибоя.

Наибольшей радостью, интенсивностью отличается чувство любви к родному языку. Язык порой становится символом отечества. Замечательно об этом сказал И.С. Тургенев:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя не верить, что такой язык не был дан великому народу!»

Таким образом, когда речь идет о психологическом уровне патриотизма, то он представлен главным образом чувствами и эмоциями. Для него характерны их богатство и разнообразие, яркость и пестрота переживаний, благодаря которым в сознании людей формируется конкретный образ родины.

К психологическому уровню патриотизма как социального явления в самом общем виде относятся чувство любви к своему народу, языку, традициям, родной природе; чувство национальной гордости за героическое прошлое и настоящее отчизны; гордость за вклад своего народа в мировую культуру и общественный прогресс; чувство горечи и боли за порабощение родины угнетателями и др.

Но существует и другой уровень патриотизма — рациональный или теоретический. Здесь объединяющим началом является «идея отечества», которая в концентрированном виде отражает совокупность теоретических взглядов, знаний и убеждений, так или иначе связанных с патриотизмом. В трактовке этой в истории общественной мысли и социальной жизни наблюдались (и проявляются ныне) различные подходы и взгляды. С одной стороны, недооценка ценности и понижение исторической значимости своего отечества и приводили и приводят к космополитизму. С другой стороны, корыстная готовность определенных социальных групп к развитию и защите как прогрессивного, так и реакционного в своем отечестве при игнорировании или принижении ценности других отечеств порождает национализм, и в частности такие его крайние формы, как великодержавный шовинизм, расизм, фашизм.

Практическая значимость выделения в структуре патриотизма двух взаимосвязанных уровней — психологического и рационально-теоретического — заключается в том, чтобы учитывать особенности каждого из них, а главное правильно воздействовать на них в практике обучения и воспитания личного состава.

Патриотизм — явление социально-историческое. Это означает, что он существует вне рамок человеческого общежития, что его содержание и роль изменяются в зависимости от развития основных сторон общественной жизни.

Патриотизм — это одно из наиболее глубоких чувств и одна из наиболее глубоких идей, закрепленных в сознании, чувствах, психологии людей веками и тысячелетиями их совместной жизни.

Развитие патриотических идей связано прежде всего с именами Платона, Аристотеля, Цицерона, Гегеля, русских ученых. «Самые благородные помышления — о благе Отечества», — говорил Цицерон. Античные мыслители отводили патриотизму главную роль в системе нравственных обязанностей членов общества. Нравственная категория долга перед отечеством означала для них не только его защиту, но и активное участие в государственном управлении. Значительное место в их творчестве занимали патриотические чувства, идеи, художественные образы, произведения искусства.

Примеры героической борьбы россиян за преобразование Отечества и независимость явились основой для развития литературы и искусства. Героика российского воинства отражена в летописях и былинах о князе Владимире Красном Солнышке, Добрыне Никитиче, Илье Муромце. В «Повести временных лет», в «Слове о полку Игореве», сказаниях о Куликовской битве, народных сказках воспевалось духовное величие народа, героическая борьба за свободу Отчизны.

Подлинного расцвета патриотизм в России достиг в Петровскую эпоху. Петр 1 всячески содействовал тому, чтобы эта идея была возведена в ранг государственной политики. Верность Отечеству он ставил выше всех иных интересов, выше самого государя. Перед Полтавской битвой он напутствовал воинов: «…Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь». Причем Отечество Петром трактовалось широко и содержательно: политически — сохранение и упрочение государства; идеологически — вера и церковь; исторически — род свой; нравственно — Россия дороже жизни; в единстве времени и поколении – за судьбу и будущее Отечества. Услуги Отечеству, усердие в государственных делах при Петре объявляются высшей доблестью и закрепляются в табели о рангах как важнейшее условие получения чинов, наград и других привилегий.

Несмотря на западную ориентацию в проведении социальных реформ, Петр 1 патриотическое и нравственное воспитание поручил православной церкви. Четкая регламентация организации духовно-патриотического воспитания в армии и на флоте просматривается во всех уставах (артикулах) и наставлениях, которые создавались при личном участии Петра.

Тесная связь церкви и армии существовала вплоть до октября 1917 г. Священнослужители внесли значительный вклад в формирование патриотического сознания российских пограничников. Только сейчас, через много десятилетий предпринимаются первые шаги по восстановлению утраченной связи церкви и армии.

В подтверждение сказанного можно привести факт о том, что 16.03 1995 г. произошло событие, которое положило начало соединению прервавшегося было единения церкви и пограничников. Патриарх Московский и Веся Руси и Директор ФПС России подписали совместное заявление, в котором выражена готовность сотрудничать во имя интересов Отечества и народа России.

Высшими формами проявления патриотизма российского пограничника всегда считали мужество и героизм. Многострадальному русскому народу приходилось жить, образно говоря, не выпуская из рук оружия. Уже с 1055 по 1462 г. насчитывается 245 известий о нашествиях различных врагов на Русь. За время, прошедшее с Куликовской битвы до окончания первой мировой войны, Россия провела в сражениях 334 года. И во всех боях доблестный российский солдат мужественно и героически защищал Отечество, родную землю.

Особого внимания заслуживает героизм и мужество пограничников, проявленные в годы Великой Отечественной войны. Заместитель начальника Генерального штаба в годы войны Н.Ф. Ватутин отмечал: «Многие погранзаставы, встретив в первом бою гигантский каток германской военной машины, погибли, но не оставили боевых позиций». Тысячи известных и безымянных героев отдали свои жизни во имя Отчизны, во имя Победы, обретя бессмертие в памяти народной. Прославленный полководец Г.К. Жуков вспоминал: «Я всегда был спокоен за те участки фронта, где стояли в обороне или шли в наступление пограничные войска».

Родина высоко оценила боевой вклад пограничных войск в дело разгрома врага — свыше 100 тысяч воинов награждены орденами и медалями, более 250 из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза, десятки пограничных частей и соединений получили почетные наименования.

Можно привести примеры мужества, героизма, верности патриотическому и интернациональному долгу, проявленные российскими пограничниками в мирное время, при выполнении специальных задач, в процессе ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий и др. Наиболее психологически воспринимаемы те примеры, которые непосредственно связаны с деятельностью пограничных коллективов, качествами и поступками конкретных военнослужащих.

Патриотизм — это не только мысли и чувства, но и дела. Патриотические знания, представления, убеждения, чувства и переживания пограничника воплощаются в его поступках, непосредственно обращенных к Отечеству. А судят людей в конечном счете по их поступкам. В свое время В.Г. Белинский писал: «Любить свою Родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человека и по мере своих сил споспешествовать этому».

Таким образом, истинный патриотизм — это любовь к Родине в действии, патриотизм, преобразующий и возвеличивающий Отечество не на словах, а на деле. А для пограничных войск актуальными остаются сказанные еще в 1925 г. слова М.В. Фрунзе о том, что условия службы пограничников как в мирное время, так и во время войны предъявляют исключительно высокие требования к составу погранвойск. Эти войска должны помнить,

что на них лежит не только обязанность охраны границ в мирное время, но и труднейшая задача принять первый удар вражеских армий. Это и определяет ту линию, которую пограничные войска должны проводить в своей работе мирного времени.

 

Духовно-нравственная ситуация в стране и ее влияние на патриотическое воспитание пограничников

 

Как уже отмечалось, современная духовно-нравственная ситуация в пограничных войсках определяется целой системой факторов. К ним относятся общесоциальные, характеризующие те радикальные изменения, которые происходят во всех сферах жизнедеятельности российского общества, военно-социальные, обусловленные процессом строительства и реформирования пограничных войск, тем сложным этапом, который они переживают.

Назовем для примера некоторые факторы, которые негативно воздействуют на патриотическое сознание личного состава. Это сокращение численности пограничных войск, острый дефицит призывного состава, нахождение группировок пограничных войск в странах СНГ, отсутствие надежного механизма реализации законов, регламентирующих их деятельность, статус и права военнослужащих и др.

Трудности строительства и реформирования органов и войск ФПС России во многом связаны с нынешним переходным состоянием общества и противоречиво отражаются в индивидуальном и общественном сознании. Можно без преувеличения сказать, что в обществе сегодня сложилась духовно-нравственная ситуация, которая характеризуется таким состоянием общественного сознания, когда прежние ценности оказались разрушенными или деформированными, а новые, отвечающие изменившимся реалиям только находятся на этапе своего становления и развития.

Для многих военнослужащих сейчас весьма актуальна проблема выбора тех духовных ценностей, которые должны лежать в основе жизненной позиции, смысле профессиональной деятельности, преодоления так называемого вакуума в сознании.

Сложная духовно-нравственная ситуация в обществе, к сожалению, затронула и военную сферу. Наиболее характерные особенности этой ситуации — снижение интереса к службе, девальвация понятий воинского долга, чести, ответственности.

В ходе социологических опросов, проведенных среди выпускников школ, 70% респондентов заявили о ненужности воинской службы, свыше 35% — о готовности покинуть Родину. Каждый второй призывник считает, что такие понятия, как воинский долг, честь, патриотизм, ушли в прошлое и лишены смысла.

В обществе предпринимаются попытки насадить абстрактный пацифизм, оправдать какими-то политическими мотивами либо неимоверными трудностями армейского быта такие образцы антипатриотичного поведения, которые во все времена у всех народов считались недостойными, как трусость, дезертирство, предательство и др.

Внедряемые в духовную жизнь нашего общества ценности западного образца жизни не могли не сказаться на ценностных ориентациях наших пограничников и молодежи. Конечно, любить свою Родину — не значит отвергать все иностранное. Любовь к Отечеству должна быть совместима со всем лучшим, что создано мировой цивилизацией.

Падение общей культуры, пренебрежительное отношение к нормам общественного поведения, правилам воинского этикета серьезно осложнили духовно-нравственный климат в пограничных коллективах. Как итог, не снижается уровень социальной напряженности, в войсках увеличились случаи аморального поведения: хулиганств и драк, хищения личного и государственного имущества, проникают в войска пьянство и наркомания.

Известно, что в процессе воспитания патриотизма должна быть преемственность. И если в семье, трудовом коллективе, школе устраняются социально-ценностные элементы подготовки молодежи к армейской службе, то о воспитании солдата-патриота говорить весьма проблематично. Фактически в стране деформирована система героика-патриотического воспитания: из школьных программ исключена начальная военная подготовка, заметно снизили свою активность клубы ветеранов, оборонно-спортивные общества и т.д.

Если в 1989 г. свыше 60% призывников приходили в войска с определенной воинской специальностью, то в 1992 г. их число уменьшилось в два раза. В 1988 г. 93% призывников имели среднее и среднетехническое образование, в 1993 г. — лишь 76%.

В то же время следует особо подчеркнуть, что объективная картина реальной духовно-нравственной ситуации в армии и на флоте не должна вызывать у военнослужащих чувства скептицизма и пессимизма, неуверенности в завтрашнем дне армии свободного, демократического, цивилизованного государства. С одной стороны, знание этой картины позволяет видеть «болевые» точки, первоочередные проблемы духовно-нравственного развития пограничных войск. С другой, оно предостерегает от повторения ошибок и упущений в воспитательной работе.

Несмотря на целый ряд трудностей, задачи, поставленные перед российскими пограничными войсками, решаются, большинство военнослужащих достойно выполняют свой патриотический долг.

Наряду с теоретическим обоснованием общенациональной системы ценностей в армии и на флоте предпринимаются практические меры по воспитанию военнослужащих в духе патриотизма и ответственности за выполнение пограничного долга. Издана директива об основных направлениях героика-патриотического воспитания военнослужащих, немало сделано по возрождению традиций, повышению воспитательной роли пограничных ритуалов, пограничной символики.

 

Государственно-патриотическая идея в системе формирования морального духа российских пограничников

 

Важнейшим условием реализации целей деятельности пограничных войск является их высокий моральный дух. Это специфическое состояние общественного сознания, которое характеризуется способностью и готовностью воинов к выполнению своего долга при максимальном напряжении морально-психологических и физических сил.

Моральный дух военнослужащих формируется многими факторами и условиями — обучением и воспитанием в семье, школе, трудовом и пограничном коллективах, укладом армейской жизнедеятельности, боевой и морально-психологической подготовкой, непосредственным участием воинов в решении боевых и специальных задач. Важное место в этой системе занимает военно-патриотическое воспитание.

Оно определяется как составная часть воспитания, активный процесс воздействия всех воспитателей (общества, государства, командования пограничных войск) на сознание и поведение людей в целях формирования у них качеств, необходимых вооруженному защитнику Отечества.

Каков объект военно-патриотического воспитания? Что является духовной основой этого процесса? Каковы приоритетные направления патриотического воспитания российских граждан, пограничников в современных условиях?

Сегодня существует несколько подходов к пониманию объекта военно-патриотического воспитания, которые сложились в отечественной литературе. К наиболее обоснованной точке зрения можно отнести ту, согласно которой объектом военно-патриотического воспитания являются как военнослужащие пограничных войск, так и граждане государства, в первую очередь молодежь.

Сложнее вопрос о той духовной основе, на которой должно осуществляться военно-патриотическое воспитание. В последних выступлениях Директора ФПС России, его заместителей, представителей научной общественности в качестве такой основы выдвигается государственно-патриотическая идея.

Пограничник как гражданин своей страны, патриот своей Родины должен быть носителем ценностей, закрепленных Конституцией, воинскими уставами и присягой. Государственно-патриотическая идея, составляя основу военно-патриотического воспитания, может быть конкретизирована и представлена в виде системы таких ценностей, как:

Эти духовные ценности одновременно составляют главное содержание военно-патриотического воспитания, которое на сложном и ответственном этапе строительства пограничных войск, хотя и медленно, но изменяется, обогащается новыми гранями и реформами.

Следует кратко остановиться на тех приоритетных направлениях военно-патриотического воспитания, которые в наибольшей мере отвечают задачам подготовки молодежи к службе в пограничных войсках сегодня и в перспективе.

Эти направления следующие:

  • создание постоянно действующей системы военно-патриотического воспитания, опирающейся на четкую нормативно-правовую базу и охватывающей доармейский уровень, период действительной военной службы и действующей после увольнения пограничников в запас;
  • усиление воспитательной роли всего уклада пограничной службы, более полное использование потенциала пограничных традиций, ритуалов, пограничной символики;
  • использование в военно-патриотическом воспитании богатого исторического опыта пограничных войск, государства Российского, формирование уважительного отношения к истории отечественного оружия, к военной форме одежды;
  • комплексное использование культурно-информационной базы в процессе военно-патриотического воспитания — Домов офицеров и клубов, пограничных музеев, библиотек, ансамблей песни и пляски, средств массовой информации;
  • осуществление четкого взаимодействия воспитательных структур пограничных войск с государственными и общественными организациями, творческими союзами, ветеранскими, патриотическими объединениями.

Выделяя эти направления, необходимо подчеркнуть, что их реализация лишь тогда будет реально осуществимой и эффективной, если в обществе будет создана атмосфера уважительности к армии, пограничным войскам, вырастет престиж военной службы, изменится отношение к человеку в погонах, к решению социальных проблем военнослужащих и их семей.

Но и сами пограничные войска располагают значительными возможностями военно-патриотического воспитания пограничников и молодежи. Объединить усилия общества и пограничных войск в воспитании гражданина-патриота, вооруженного защитника Отечества — благородная и неотложная задача наших дней.

(В заключение руководителю занятия рекомендуется: сделать два-три обобщающих вывода по теме в целом; подчеркнуть исключительно важное значение проблемы для воспитательной работы сержантов и старшин с подчиненными; показать роль этой категории военнослужащих как активных помощников командиров в военно-патриотическом воспитании и непосредственных участников мероприятий, проводимых с гражданской молодежью; более детально ознакомить слушателей с литературой по теме; дать задание на самостоятельную работу.)

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)