Тему Защиты отечества для вооруженных сил Российской Федерации мы уже освещали на штабе в предыдущей статье.

Этот же конспект отлично подойдет для проведения занятий по воспитательной работе или ОГП с военнослужащими пограничной службы.

Защита отечества в ХХ веке. Введение.

Человечество, шагая по бесконечным ступеням пирамиды общественного прогресса, тысячелетиями тащило за собой кровавый шлейф войн и вооруженных конфликтов. Межгосударственные споры, племенные распри, национальные и расовые конфликты решались с помощью главного аргумента силы оружия. Ученые считают, что за последние пять с половиной тысяч лет человечество пережило более четырнадцати тысяч войн, в которых погибло около четырех миллиардов человек.

ХХ век не считается в этом отношении исключением. Хотя Миру всегда была известна война, тотальные Мировые войны не существовали до конца 1914 года. С начала 20-го столетия более ста миллионов людей было убито в войнах, которых прошло более двухсот.

Человек в униформе военного — привычная фигура в каждом государстве. Многие миллионы людей в мире не выпускают из рук оружие. Всякое государство, пока благородные цели исключения войны из жизни современного общества не достигнуты, вынуждено считаться с грозными реальностями и содержать вооруженные силы. Вооруженные Силы России возникли как орудие защиты Отечества, защиты государственного суверенитета,независимости и территориальной целостности.

Опыт создания и строительства армии в России показывает, что государство и народ всегда исходили из объективной необходимости защиты своего Отечества. Одним из коренных положений учения о защите Отечества является определение понятий «отечество».  Известно большое количество взглядов на это понятие.

Так, известно понятие отечества, как страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит. (Ожегов С.Н. Словарь русского языка, Москва:Русский язык,1984 г.).

Некоторые ученые подчеркивают , что отечество категория историческая, т.е. изменяющая соответственно развитию общественного строя. К числу основных признаков отечества относят социальную, политическую и культурную среду, определенную территорию и общность языка.
Военная наука дает следующее определение отечеству: «Отечество (отчизна, родина) политическая, социальная среда, в которой живет и трудится данный народ; страна, где человек родился и гражданином которой он является; исторически принадлежащая данному народу территория». (Военный энциклопедический словарь /Пред. Гл. ред. комиссии Н.В. Огарков. М.: Воениздат, 1983,528 стр.)

Конституцией Российской Федерации защита Отечества объявляется важнейшей функцией государства, обязанностью государственных органов, должностных лиц и граждан России. В современном законодательстве не дается определения защиты Отечества. В литературе это понятие рассматривается как деятельность органов государственной власти, управления и народа, направленная на защиту территориальной целостности страны, нерушимость ее границ, суверенитета и государственных интересов.

Правовые, конституционные основы защиты страны закреплены международным правом и национальным правом Российской Федерации.
Развитие законодательства о защите Отечества, создание регулярных армий и пограничных войск имеет длительный исторический характер. Комплектуемая на основе воинской повинности населения рекрутского набора регулярная армия появилась в России при Петре I. Процесс этот был протяженным и сложным.

Началось создание русской регулярной армии с формированием Преображенского и Семеновского полков (1691 г.) и укомплектования двух выборных московских полков Гордона и Лефорта. Создавая эти организованные по-новому части, царь в то же время ликвидировал созданное еще при Иване Грозном стрелецкое войско, оно, действовавшее, как писал Петр, «по прадедовским обычаям», не смогло достаточно эффективно действовать в новых условиях.

Период с 1699 по 1705 год был переломным в организации регулярной армии. За это время были изданы указы о добровольной записи в солдатские регулярные полки «изо всяких вольных» и о наборе даточных людей. Призыв в армию стал производиться не старыми приказами, а специально образованной комиссией. Она, кроме того, ведала формированием полков, их обучением, вооружением и обмундированием. Комиссия брала в войско «самых добрых, не старых и не увеченных» людей в возрасте от 17 до 32 лет. Призывались они на пожизненную службу.

Завершение создания регулярной армии произошло в 17051709 годах. В этот период прочно установилась рекрутская система набора в 1705 году Петр I издал еще указ: рекрутская повинность распространялась на все население за исключением дворян, их служба была государственной обязанностью и продолжалась бессрочно. Для получения офицерского чина требовалось прослужить определенный срок рядовым в Семеновском или Преображенском гвардейских или других полках. По указу 1714 года в офицеры производились по принципу баллотировки.

Рекрутская повинность для тех времен была самой передовой системой комплектования. Она показала свое превосходство над западноевропейской наемно-вербовочной системой.
Вопросы защиты Отечества в России, участия в ней личности нашли свое законодательное закрепление и получили изменения с начала ХХ века и совершенствовались после октябрьской революции 1917 года.
В основу комплектования армии был положен принцип добровольности.

В январе 1918 года «декретировалось вооружение трудящихся, образование красной армии рабочих и крестьян, полное разоружение имущих классов». Декреты СНК «О Рабоче-Крестьянской Красной Армии» и «О Рабоче-Крестьянском Красном Флоте» (28 января и 11 февраля 1918 года) указывались об открытом доступе в армию трудящихся не моложе 18 лет, готовых «отдать свои силы, свою жизнь для защиты Отечества».

Период комплектования армии на добровольных началах продолжался долго до середины 1918 года. Весной 1918 года, в связи с гражданской войной и иностранной интервенцией введена обязательная военная служба. Такой переход был впервые осуществлен на основе постановления ВЦИК от 29 мая 1918 года «О принудительном на боре в РККА», а с целью всестороннего обеспечения такого набора в июне 1918 года было принято «Положение об обязательном всеобщем военном обучении».

С 1920 года производится постепенная мобилизация Вооруженных Сил и перевод их на смешанную систему устройства, что нашло свое отражение а законодательных актах. Декретом ВЦИК и СНК от 28 сентября 1922 года «Об обязательной воинской обязанности всех граждан РСФСР мужского пола».
Вооруженные Силы Российской Федерации прошли реформу в 1924, 1925, 30-х и в 1991-1995 годах.
К защите Отечества, обороне страны привлекаются и пограничные войска, которые выполняют задачи, установленные законодательством Российской Федерации (ст.I Закона «Об обороне».) Становление и развитие пограничных войск России также имеет свою богатую историю.

Формирование государственности в России осуществлялось одновременно с формированием ее границ и организацией пограничной службы.

В период усиления Великого Московского княжества стало очевидным, что отдельные вооруженные отряды не могут постоянно осуществлять контроль на границе, тем более сторожить и защищать ее, упреждая вылазки противника. Эту задачу во второй половине ХIХ в. стали выполнять войска на специально оборудованной пограничной линии. Они несли службу на сторожевых постах и станциях, получивших название «Московские сторожи». Так зародилась пограничная стража России. Однако первое упоминание о государственной пограничной службе относится к 1512 г., когда великий князь Василий «утвердил землю свою заставами». Именно с этого времени охрана границ русского государства стала называться пограничной службой.

5 августа 1827 г. император Николай I утвердил «Положение об устройстве пограничной таможенной службы», что по существу положило начало устройства стражи как военной организации. С июня 1878 г. погранстража рассматривается как часть, исполняющая специальные обязанности, а с началом войны входит в состав действующей армии.

27 октября 1893 г. из Департамента таможенных сборов погранстража была выведена в отдельный корпус пограничной стражи, что вошло в историю как день образования пограничных войск Российской Федерации.

28 мая 1918 года В.И.Лениным был подписан Декрет СНК «О создании пограничной охраны», что положило начало новому этапу в строительстве и развитии пограничных войск.19 марта 1918 года Совет Рабочей и Крестьянской обороны, в связи с освобождением страны от интервентов и восстановлением границ, принял постановление «Об экстренных мерах по усилению охраны границ Республики», в котором РВС Республики предписывалось: «Выделить специальные части для организации пограничной охраны». В 19241926 годах завершается создание наиболее целесообразной структуры погранохраны. По решению СНК пограничные органы и войска были объединены в единый аппарат пограничной охраны ОГПУ, введена и новая система организации пограничных войск,которая в основном сохранилась до настоящего времени.

18 сентября 1925 года Президиум ЦИК СССР принял Закон «Об обязательной военной службе», на основании которого происходило комплектование пограничных войск за счет призывников, а в дальнейшем комплектование войск осуществлялось на основании Законов о всеобщей воинской обязанности (Закон I сентября 1939, 24 октября 1967 годов.)

Сегодня, в связи с упразднением Министерства безопасности России, принимаемыми мерами для наиболее оптимального построения охраны границы, пограничные войска выделены в самостоятельную структуру, а в целях обеспечения непрерывности управления их деятельностью Указом Президиума Российской Федерации создана Федеральная пограничная служба Российской Федерации с правами федерального министерства.

Роль законов в защите отечества

В современных условиях, в связи с укреплением обороноспособности страны, созданием современной сильной армии и флота для ее военной защиты , обеспечения безопасности и территориальной целостности в Российской Федерации принят ряд важных законов.
Среди них: Конституция Российской Федерации,  Законы «О безопасности», «Об обороне»,  «О статусе военнослужащих«, «О воинской обязанности и военной службе», «О государственной границе РФ»,  уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Статьей 4 Конституции РФ указывается, что «Российская Федерация обеспечивает целостность на своей территории, а статья 59 гласит : «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Наряду с Вооруженными Силами активную роль в осуществлении функций защиты Отечества играют органы государства, государственные органы субъектов Федерации, общественные организации и должностные лица. Их обязанности и полномочия выражены в Конституции РФ, в главах 4,5,6 в общем виде, а более детально они определяются законодательством России.

Государственное руководство обороной нашей страны осуществляют в соответствии с предоставленными им Конституцией РФ полномочиями Президент, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации.

Президент РФ как глава государства в области обороны страны наделен определенными полномочиями. В Конституции РФ, в статье 83, 87,88, 89 и ст.5 Закона «Об обороне» закреплено, что он:

  • а) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации;
  • б) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  • в) формирует и возглавляет Совет Безопасности России;
  • г) в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводит на территорию Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение или чрезвычайное положение;
  • д) утверждает государственные программы и планы развития оружия и военной техники в пределах выделяемых средств;
  • е) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • ж) награждает государственными наградами Российской Федерации,присваивает высшие воинские звания;
  • з) утверждает Положение о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном Штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, план гражданской обороны Российской Федерации и Положение о территориальной обороне;
  • и) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве, по по вопросам коллективной безопасности и разоружения;
  • к) отдает приказ Вооруженным Силам Российской Федерации на ведение военных действий, на применение ядерного оружия, издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу (с указанием численности призывников);
  • л) вводит в действие нормативные акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы государственного управления военного времени в соответствии с законом Российской Федерации о военном положении.

К ведению Совета Федерации Конституция (ст. 102) в области защиты Отечества относит: утверждение указа Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами территории Российской Федерации.
К ведению Государственной Думы относятся: принятие законов (с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации) о статусе и защите государственной границы, войны и мира (ст.105,106 Конституции РФ).

Определенными полномочиями и обязанностями в области обороны страны наделено Правительство Российской Федерации (статья 114 Конституции РФ, ст.6 Закона «Об обороне»). Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности. Согласно Закона ф «Об обороне» (статья 6) Правительство Российской Федерации:

  • несет ответственность за состояние Вооруженных Сил; руководит деятельностью подведомственных ему органов государственного управления по вопросам обороны;
  • организует оснащение вооруженных сил и других войск оружием и военной техникой, их обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами;
  • обеспечивает выполнение государственных программ и планов развития вооружения, мобилизационных планов, организует работу по социальному обеспечению военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;
  • определяет порядок воинского учета и готовит предложения Президенту Российской Федерации о контингентах граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, военные сборы и по мобилизации;
  • определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны, а также контроль за экспортом оружия и военной техники, стратегических материалов, передовых технологий и продукции двойного назначения;
  • ведет международные переговоры по военным вопросам, определяет меры по укреплению доверия между государствами, созданию коллективной безопасности.
  • В осуществлении функции защиты Отечества под руководством высших органов власти и управления участвуют также органы власти и управления субъектов Российской Федерации, предприятия, учреждения и организации. Они (согласно статей 7,8 Закона РФ «Об обороне») обеспечивают выполнение законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации в области обороны и социально-правовой защиты военнослужащих;
  • проводят мероприятия по подготовке территории и коммуникаций в целях обороны;
  • организуют воинский учет и подготовку граждан к военной службе, их призыв на военную службу, сборы;
  • участвуют в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;
  • выполняют договорные обязательства, а в военное время и государственные заказы для услуг и нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск;
  • создают своим работникам необходимые условия для выполнения ими воинской обязанности.

Таким образом, защита Отечества это комплекс мероприятий проводимых государством, всеми государственными органами, предприятиями и учреждениями, которые проводятся не только в военное время, но и в мирное время.

Успешное решение пограничными войсками РФ возложенных на них задач во многом зависит от эффективного управления ими. Весь опыт строительства Вооруженных Сил, Пограничных войск показывает, что сосредоточение руководства государством в целом и его вооруженными силами в руках единой системы высших органов власти является одним из решающих условий поддержания обороноспособности Российской Федерации и обеспечения безопасности.

Полномочия органов государственной власти РФ в области управления обороны определены в Конституции Российской Федерации, Законах «Об обороне», «О Государственной границе РФ», других нормативных актах.

Под руководством высших органах государственной власти действуют органы военного управления, которые осуществляют непосредственное руководство вооруженными силами, пограничными войсками.

С правовой стороны управление войсками, как одна из отраслей государственного управления, определяется как исполнительная и распорядительная деятельность органов военного управления, осуществляющие свои функции на основе и во исполнение законов, указов Президента РФ, постановлении правительства и воинских уставов в интересах защиты страны, охраны государственной границы РФ.

Основными организационно-правовыми принципами деятельности органов военного управления являются: централизация руководства, единоначалие и воинская дисциплина.

Централизация руководства органами пограничной службы Российской Федерации находит свое выражение в:

  • установлении единого и общего для всех пограничных войск командования;
    наделении центральных органов управления всей полнотою прав по руководству подчиненными войсками;
  • безусловной обязательности актов вышестоящих органов для нижестоящих и в их подчинении строго по вертикали.

Принцип централизации, однако, не означает сосредоточения в центральных органах всех функций управления, не означает какой-либо подмены нижестоящих органов , ущемления предоставленной им законами и уставами самостоятельности и инициативы.

Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации различают несколько форм подчинения при централизованном управлении: прямое и непосредственное подчинение , подчинение в оперативном управлении и специальном отношении.

Второй принцип управления — единоначалие, заключается в единоличной ответственности командира (начальника)за управление подчиненными войсками и в предоставлении ему всех необходимых прав на управление служебно-боевой деятельностью. Единоначалие означает: сосредоточение в одном лице (командных, воспитательных, административно-хозяйственных) и установление ответственности этого лица за все стороны деятельности подчиненных частей и подразделений.

Принципом управления пограничными войсками является воинская дисциплина, сущность которой заключается в строгом и точном соблюдении всеми военнослужащими порядка, установленного законами и другими нормативно-правовыми актами.

Общее руководство Вооруженными силами Российской Федерации, Пограничными войсками осуществляют Федеральное Собрание Российской Федерации, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в пределах их полномочий, определенных Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об обороне».

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
Непосредственное руководство Пограничными войсками России осуществляет Директор Федеральной пограничной службы в ранге министра Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Пограничные войска задач и функций.

30 декабря 1993 года Указом Президента Российской Федерации создана Федеральная пограничная служба, являющаяся центральным органом исполнительной власти, и призванная руководить служебно-боевой, оперативной, финансово-хозяйственной и иной деятельностью органов пограничной службы Российской Федерации.

Для управления группировками Вооруженных Сил, Пограничных войск создаются соответствующие функциональные и территориальные командования, штабы, управления и службы.

Надзор за соблюдением органами управления законов Российской Федерации, законностью в войсках возлагается на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров.
Центральным органом управления органов пограничной службы является Федеральная пограничная служба на правах федерального министерства, подчиненная Президенту и Правительству Российской Федерации.

Основными задачами Федеральной пограничной службы являются:

  1. организация исполнения законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации о государственной границе, включая охрану государственной границы и исключительной экономической зоны;
  2. разработка и реализация государственной политики по вопросам охраны государственной границы, развития и строительства Пограничных войск;
  3. организация охраны государственной границы и исключительной экономической зоны;
  4. управление органами пограничной службы и всестороннее обеспечение их функционирования;
  5. правовая и социальная защита военнослужащих и других граждан, участвующих в охране государственной границы.

Директор Федеральной службы Российской Федерации в рамках системы безопасности, охраны государственной границы, исключительной экономической зоны, пограничных пространств наделен полномочиями:

  1. представления Органов Пограничной службы Российской Федерации в государственных и иных органах и организациях Российской Федерации , а также в международных организациях и в отношениях с пограничной охраной и правоохранительными органами иностранных государств;
  2.  внесения предложений Президенту Российской Федерации по правовому регулированию служебно-боевой деятельности органов Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
  3. издания приказов, директив, указаний, распоряжений, утверждения инструкций, положений, руководств и правил;
  4. определения полномочий и функциональных обязанностей своих заместителей;
  5. внесения предложений на рассмотрение Президента Российской Федерации о назначении (освобождении) военнослужащих органов пограничной службы на должности, замещаемые высшими офицерами, о присвоении воинских званий высших офицеров, об увольнении их с военной службы;
  6. назначения на должности (освобождение от должностей), перемещения по службе офицеров пограничных войск, присваивание воинских званий до полковника (капитана I ранга) включительно, в том числе первичных, досрочно и на ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом.

Исключительно важное значение имеет личное участие граждан в защите Отечества, которое является не только конституционным долгом и обязанностью, но и приобретает сегодня качества морального долга, обязанностью нравственного выбора по защите страны. Выполнение долга по защите Отечества предполагает не только участие граждан в военное время на поле брани с оружием в руках.

Гражданин по нормам права участвует в защите Отечества в двух формах: в вооруженной защите и в невооруженной защите страны.

Участвующими в вооруженной защите Отечества признаются граждане, которые:

  1. участвуют в составе регулярных вооруженных сил государства;
  2. участвуют в партизанских отрядах , народном ополчении, участники добровольческих отрядов;
  3. находятся в составе экипажей торговых судов и экипажей гражданских самолетов воюющих сторон, если они переоборудованы в военные;
  4. являются бойцами национально-освободительных войн, борющихся против колониализма, расизма и иностранного государства;
  5. входит в состав населения неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска (если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны).

 

Граждане участвуют в защите Отечества невооруженными способами, выполняя обязанности по всеобщему воинскому обучению, по гражданской обороне; участвуя в исполнении трудовой повинности в военное время; выполняя другие гражданские обязанности (например, уплачивая военный налог, строительство оборонных сооружений).

Упоминаем, что защита Отечества является делом не только государства, но и делом всего народа служит Закон Российской Федерации «Об обороне». В этом законе, статьей 9 юридически закреплены обязанности и права граждан Российской Федерации в области обороны. В соответствии с законом граждане России:

  1. выполняют воинскую обязанность или добровольно поступают на военную службу на контрактной основе. Конституцией Российской Федерации (статья 59 пункт 3) в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях предоставлено право на замену ее альтернативной гражданской службой;
  2. принимают участие в мероприятиях гражданской и территориальной обороны;
  3. могут создавать предприятия и общественные организации, содействующие укреплению обороны;
  4. предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию действующих органов власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующим возмещением ущерба государством.

Должностные лица в соответствии с занимаемой должностью обязаны знать и выполнять свои функции по вопросам обороны, если таковые предусмотрены законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации.

При выполнении обязанностей защиты Отечества военнослужащие, военнообязанные при прохождении сборов, а также граждане , не являющиеся военнослужащими пользуются дополнительными льготами.
Дополнительные льготы устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Законами «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, и их семей» и другими нормативно-правовыми актами.

Закон «О воинской обязанности и военной службе» для гражданина, не являющегося военнослужащим, в связи с исполнением им воинской обязанности закрепляет:

  • на время выполнения этих обязанностей освобождение от работы (учебы) с сохранением за ним места работы(учебы) и выплату среднего заработка (стипендии) по месту работы (учебы), но не более десяти установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров оплаты труда;
  • возмещение командировочных расходов, если его участие в таких мероприятиях связано с выездом с постоянного места жительства;
  • обеспечение граждан, призванных на военную службу или военные сборы, питанием в пути следования к месту службы и обратно или соответствующей денежной компенсацией.

Гражданину, не являющемуся военнослужащим, при исполнении им военной обязанности могут устанавливаться дополнительные льготы.

Законодательство Российской Федерации наряду с предоставлением прав, льгот предусматривает и ответственность гражданина, не являющегося военнослужащим, и должностного лица за нарушения в области обороны страны. Так, гражданин, не явившийся по вызову военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины, считается уклоняющимся от исполнения воинской обязанности и подлежит административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданин, не явившийся по повестке военного комиссара о призыве на военную службу или военные сборы в указанный срок без уважительной причины или получивший путем обмана незаконное освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, подлежит уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уголовной ответственности подлежат по Российскому законодательству и граждане, уклоняющиеся от призыва по мобилизации, уклоняющиеся в военное время от выполнения повинностей или уплаты налогов.

Привлекаются по действующему законодательству Российской Федерации к ответственности также : врачи специалисты, участвующие в медицинском освидетельствовании, обследовании, осмотре гражданина в связи с воинским учетом, подготовкой и поступлением на военную службу, члены призывной комиссии, должностные лица предприятий, учреждений, организаций, который содействует уклонению гражданина от исполнения воинской обязанности, а также препятствующие исполнению гражданином воинской обязанности или не выполняющие установленные законом обязательства, связанные с обороной страны, защитой Отечества.

Главное в содержании государственной функции защиты Отечества это его вооруженная защита в случае агрессии, поддержание Вооруженных Сил в постоянной боевой готовности, обеспечение территориальной целостности государства и нерушимости государственных границ в мирное время. Отсюда следует, что особая ответственность за оборону страны ложится на Вооруженные Силы, Пограничные войска Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации государственная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации и предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, и также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Пограничные войска Российской Федерации охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, а также в пунктах пропуска через Государственную границу.

В этих целях они:

  1. обеспечивают военно-техническими мерами недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;
  2. осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима, и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
  3. проводят оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность;
  4. осуществляют производство по делам административных правонарушениях отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;
  5. ведут дознания по делам, отнесенных законодательством Российской Федерации к их ведению;
  6. осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию органов Федеральной Пограничной службы Российской Федерации;
  7. участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;
  8. проводят при необходимости пограничные поиски и операции.

Охрана государственной границы является неотъемлемой составной частью государственной системы обеспечения безопасности Российской Федерации, а служба воинов-пограничников по ее защите, а также выполнению задач защиты государственного суверенитета и территориальной целостности России составляют существо воинского долга. Воинский долг, согласно статьи 24 Закона «О статусе военнослужащих» обязывает военнослужащих:

  • быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
  • строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);
  • дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну;
    соблюдать нормы международного права в военной области, принятые Российской Федерацией.

Наряду с перечисленными общими обязанностями, военнослужащие выполняют еще должностные и специальные обязанности. Должностными являются обязанности, которые определяются служебным положением воина в армии. Они органически и непосредственно связаны с теми задачами, которые он призван решать занимая данную должность по штату воинской части, учреждения. Они определяются законодательными актами, воинскими уставами и другими нормативными документами. Например, в Уставе внутренней службы изложены обязанности в статьях 1321, а в главе 3 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации изложены обязанности основных должностных лиц воинской части, начиная от солдата(матроса) до командира полка (корабля I ранга).

Однако военнослужащие в процессе службы нередко направляются на выполнение различных задач: на боевое дежурство, для несения караульной и патрульной службы. Военнослужащие привлекаются для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств. В этих случаях они освобождаются от своих штатно-должностных обязанностей и выполняют так называемые специальные обязанности, определяемые характером того поручения, для выполнения которого они направлены. Эти обязанности и порядок их выполнения устанавливаются законодательными актами, Уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и другими правовыми актами, разрабатываемыми на их основе, и носят , как правило , временный характер.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами ( на применение оружия, силы, предъявлять требования, обязательные к исполнению, подчинение строго определенным лицам и другими), которые определяются специальными законодательными актами Российской Федерации.

Рассмотрение положения Конституции Российской Федерации, законов о защите Отечества служат не только правовой базой для всего законодательства Российского государства об обороне, но имеют большое воспитательное и организационно-регуляционное значение. Они помогают гражданам Российской Федерации, воинам глубже осознать свои конституционные обязанности, свой долг по защите Родины. Они четко закрепляют, регулируют и надежно охраняют своими нормами конкретные обязанности граждан по защите Отечества.

В них законодательно оформлены организация, условия и порядок прохождения военной службы, они определяют и закрепляют правовое положение военнослужащих. Постоянная и всесторонняя забота государства, органов государственного и военного управления и граждан Российской Федерации о повышении обороноспособности страны, стремление военнослужащих к добросовестному исполнению воинского долга, могут являться единственным свидетельством всенародного характера защиты Отечества и безупречного выполнения всеми одной из главных конституционных обязанностей.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
  2. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».М.: Издательство «Граница», 1993.
  3. Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих». М.: Издательство «Граница», 1993.
  4. Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации. М.: Военное издательство, 1994.
  5. Сборник нормативных актов, №205/2/150.М.:Управление делами МО РФ, 1993.
  6. Правовые аспекты Государственной границы России. Хабаровск, 1994.
  7. Вестник границы России.М.: ФПС РФ, №1, 1994.
  8. Военно-научный сборник.М.: Издательство «Граница», №3-4 1993.
  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред.док.филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой.-16-изд., испр.-М.: Русский язык, 1984.
  10. Опыт войн в защиту социалистического Отечества. Историко-теоритическое исследование.-М.: Наука , 1985.
  11. Сто вопросов — сто ответов: Об армии, авиации, флоте. Состав. А.К. Шедченко; Предисл.В.Ф.Марчелова.М.: Мол.гвардия, 1986.
  12. Словарь русского языка в 4-х т./Академия наук СССР, Институт рус.яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой,-2е изд. испр. и доп.-М.: Русский язык, 1981-1984.

 

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)